Научная статья на тему 'Воспитание у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям в процессе чтения художественной литературы'

Воспитание у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям в процессе чтения художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная отзывчивость / родители / художественная литература / чтение / старший дошкольный возраст / emotional responsiveness / parents / fiction / reading / senior preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анастасия Александровна Мочалова, Татьяна Васильевна Малова

В статье рассматривается эффективность использования художественной литературы в процессе воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям. Цель статьи – выявление педагогических условий, эффективно влияющих на использование художественной литературы в воспитании у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: определены особенности воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям у детей старшего дошкольного возраста; охарактеризована художественная литература как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости к родителям; представлен тематический план по чтению художественной литературы, направленный на воспитание эмоциональной отзывчивости к родителям у детей 6-7 лет. В результате данного исследования нами были сформулированы следующие выводы: в 5-7 лет детям становится доступно не только понимание смысла некоторых действий, но и эмоциональное отношение к ним, переживания. В результате целенаправленного педагогического воздействия, благодаря чтению художественной литературы, дети смогут получить новые сведения об эмоциональных состояниях родителей, прочувствовав их, а также применить полученные представления в жизни. Материалы проведенного исследования задают вектор к практическому использованию разработанных нами методических рекомендаций в практике педагогов дошкольных образовательных организаций и молодых специалистов для успешной реализации задач дошкольного образования, направленных на воспитание эмоциональной отзывчивости, как одной из составляющих личности социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анастасия Александровна Мочалова, Татьяна Васильевна Малова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of emotional responsiveness to parents in 6-7 years aged children in the process of reading fiction

The article discusses the effectiveness of using fiction in the process of educating emotional responsiveness to parents. The purpose of the article is to identify pedagogical conditions that effectively influence using fiction in educating 6-7 years aged children of emotional responsiveness to parents. The leading methods of studying the problem are the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and the pedagogical experiment. The main results of the article: the features of the upbringing of emotional responsiveness to parents in children of senior preschool age are determined; fiction is characterized as a means of educating children of senior preschool age of emotional responsiveness to parents; the content of classes on reading fiction, aimed at educating emotional responsiveness to parents in 6-7 years aged children is presented. Based on this study, the following conclusions can be drawn: at the senior preschool age children begin not only to understand the meaning of certain actions but also to relate to them emotionally, to experience them. As a result of targeted pedagogical influence, thanks to reading fiction, children will be able to obtain new information about the emotional states of their parents, feeling them and also apply the received ideas in life. The materials of the study set a vector for the practical use of the methodological recommendations developed by us in the practice of teachers of preschool educational organizations and young professionals for the successful implementation the of preschool education tasks aimed at educating emotional responsiveness as one of the components of the personality of society.

Текст научной работы на тему «Воспитание у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям в процессе чтения художественной литературы»

13. Pozdnj akov N.S. Metodika prepodavanij a russkogo j azyka: uchebnoe posobie dlj a pedagogicheskih institutov [Methods of teaching the Russian language: a textbook for pedagogical institutes]. Moscow: Akademija, 2002. 304 p.

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Federal State educational Standard of primary general education]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33.

15. Sorokoumova E.A., Cherdymova E.I., Puchkova L.V. Psihologo-pedagogicheskie osnovy standartizacii cifrovyh obra-zovatel'nyh produktov i cifrovyh tehnologij [Psychological and Pedagogical Bases of Standardization of Digital Educational Products and Digital Technologies]. Evropejskij zhurnal sovremennogo obrazovanija [European Journal of Contemporary Education], 2021, no. 4, pp. 1003-1012.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.В. Лебедева, студентка факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: elena.lebedeva-lena123@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9715-3390.

М.А. Коврова, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: mariya.m8888@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5922-5560.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.V. Lebedeva, student of the School of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: elena.lebedeva-lena123@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9715-3390.

M.A. Kovrova, Ph. D. in Pedagogy, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: mariya.m8888@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5922-5560.

УДК 373.2 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_103

Анастасия Александровна Мочалова, Татьяна Васильевна Малова

г. Киров

Воспитание у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям в процессе

чтения художественной литературы

В статье рассматривается эффективность использования художественной литературы в процессе воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям. Цель статьи - выявление педагогических условий, эффективно влияющих на использование художественной литературы в воспитании у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: определены особенности воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям у детей старшего дошкольного возраста; охарактеризована художественная литература как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости к родителям; представлен тематический план по чтению художественной литературы, направленный на воспитание эмоциональной отзывчивости к родителям у детей 6-7 лет. В результате данного исследования нами были сформулированы следующие выводы: в 5-7 лет детям становится доступно не только понимание смысла некоторых действий, но и эмоциональное отношение к ним, переживания. В результате целенаправленного педагогического воздействия, благодаря чтению художественной литературы, дети смогут получить новые сведения об эмоциональных состояниях родителей, прочувствовав их, а также применить полученные представления в жизни. Материалы проведенного исследования задают вектор к практическому использованию разработанных нами методических рекомендаций в практике педагогов дошкольных образовательных организаций и молодых специалистов для успешной реализации задач дошкольного образования, направленных на воспитание эмоциональной отзывчивости, как одной из составляющих личности социума.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, родители, художественная литература, чтение, старший дошкольный возраст.

Anastasia Alexandrovna Mochalova, Tatyana Vasilievna Malova

Kirov

Education of emotional responsiveness to parents in 6-7 years aged children

in the process of reading fiction

The article discusses the effectiveness of using fiction in the process of educating emotional responsiveness to parents. The purpose of the article is to identify pedagogical conditions that effectively influence using fiction in educating 6-7 years aged children of emotional responsiveness to parents. The leading methods of studying the problem are the theoretical analysi s of psychological and pedagogical literature and the pedagogical experiment. The main results of the article: the features of the upbringing of emotional responsiveness to parents in children of senior preschool age are determined; fiction is characterized as a means of educating children of senior preschool age of emotional responsiveness to parents; the content of classes on reading fiction, aimed at educating emotional responsiveness to parents in 6-7 years aged children is presented. Based on this study, the following conclusions can be drawn: at the senior preschool age children begin not only to understand the meaning of certain actions but also to relate to them emotionally, to experience them. As a result of targeted pedagogical influence,

thanks to reading fiction, children will be able to obtain new information about the emotional states of their parents, feeling them and also apply the received ideas in life. The materials of the study set a vector for the practical use of the methodological recommendations developed by us in the practice of teachers of preschool educational organizations and young professionals for the successful implementation the of preschool education tasks aimed at educating emotional responsiveness as one of the components of the personality of society.

Keywords: emotional responsiveness, parents, fiction, reading, senior preschool age.

Введение

Необходимость воспитания у детей эмоциональной отзывчивости отражена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [1]. В настоящее время большее внимание уделяется интеллектуальному развитию, нежели воспитанию отзывчивости, сочувствия, сопереживания, и желания помочь другим, в частности родителям. Исследования А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Я.3. Неверович, подтверждают, что сензитивным периодом воспитания эмоциональной отзывчивости является старший дошкольный возраст [2]. Проанализировав образовательные программы, опирающиеся на ФГОС ДО, мы пришли к выводу о том, что задачи по воспитанию эмоциональной отзывчивости к родителям являются значимыми во всестороннем развитии ребенка. Одним из эффективных средств воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям являются произведения художественной литературы. Персонажи произведений показывают различные способы взаимодействия с окружающим миром, формируют представления детей о критериях хорошего и плохого поведения в отношении к родителям. Ставя себя на место персонажей любимых произведений, ребенок учится понимать их чувства, эмоции, сопереживать, огорчаться и радоваться вместе с ними.

Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям в процессе чтения художественной литературы.

Цель исследования: выявить педагогические условия, эффективно влияющих на воспитание у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям в процессе чтения художественной литературы.

Задачи исследования:

1. Определить особенности воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям у детей старшего дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать художественную литературу как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости к родителям.

3. Разработать и апробировать занятия по чтению художественной литературы, направленные на воспитание эмоциональной отзывчивости к родителям у детей 6-7 лет и определить их эффективность.

Методология и результаты исследования

Теоретико-методологической основой данной работы выступают труды следующих ученых:

- по проблеме воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста:

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, С.А. Курносова, Я.3. Неверович, А.Е. Ольшанни-кова, А.М. Щетинина;

- по проблеме использования художественной литературы в воспитании дошкольников: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.П. Стрелкова, Е.И. Тихеева.

По решению первой задачи нами были определены особенности воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям у детей старшего дошкольного возраста.

А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию детей дошкольного возраста на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую в себя сопереживание и сочувствие [2].

Основываясь на выдвинутых А.М. Щетининой положениях [9], мы сформулировали следующее определение: эмоциональная отзывчивость к родителям - это «способность ребенка интересоваться состоянием родителей, обозначать эмоции словом, умение правильно реагировать на эмоциональную ситуацию, с доброжелательностью предлагать свою помощь, эмоционально откликаясь на чувства и переживания» родителей.

В 5-7 лет дети уже могут не только понимать смысл действий, но и эмоционально относиться к ним, переживать. Г.М. Бреслов, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович полагают, что в этом возрасте развиваются такие сложные формы эмпатии как сопереживание, сочувствие, содействие. Необходимо учить ребенка управлять своим эмоциональным состоянием, понимать эмоции другого человека, чувствовать их как свои.

По мнению С.А. Курносовой [6] выделяются следующие показатели эмоциональной отзывчивости у дошкольников:

1. Проявление интереса к эмоциям других людей у детей 5-7 лет заключается в том, что ребенок понимает причину изменения их настроения.

2. Именно в интересе к чувствам, эмоциям и настроению других людей проявляется эмоциональная реакция ребенка на состояние, настроение, идентификация с эмоциональным состоянием другого человека.

3. Сочувствие и сопереживание у детей 5-7 лет выражается в готовности утешить, пожалеть, когда кто-то другой расстроен.

4. Забота для детей 5-7 лет проявляется во внимании к сверстникам в доступной им форме (утешают при огорчении, помогают выполнить сложное задание, способны добровольно поделиться чем-либо).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

5. Дети активно включаются в ситуацию, где могут проявить сочувствие, помощь, поддержку.

В настоящее время существуют разнообразные образовательные программы дошкольного образования, содержание которых в той или иной степени связано с развитием эмоциональной отзывчивости детей к родителям. В программе «От рождения до школы» рекомендуется «поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость; продолжать воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям; учить проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе» [7]. В программе «Истоки» стоит задача «формировать у детей отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи» [3]. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» содержит задачи, направленные на «развитие гуманистической направленности поведения: социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности; воспитание любови к своей семье» [5]. В парциальной программе "Дорогою добра" Л.В. Коломийченко рекомендуется «воспитывать чувства родовой чести, привязанности; сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи; актуализировать проявление заботы, бережное отношение к родным» [4].

Для выявления первоначального уровня воспитания у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям нами были проведены три модифицированные диагностики: методика «Сюжетные картинки» (Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина), методика «Эмоционально-обусловленного поведения дошкольника» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика «Чувства, их развитие и воспитание» (Т.А. Пономаренко). Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ «Детский сад №196» города Кирова. В исследовании приняли участие 40 дошкольников контрольной и экспериментальной групп в возрасте 6-7 лет.

Данные методики проводилась индивидуально с каждым ребенком во вторую половину дня. Целью первой методики является изучение отношения детей к нравственным нормам. Методика «Эмоционально-обусловленного поведения дошкольника» помогла нам определить сформиро-ванность социальных эмоций и их влияние на поведение детей. Цель третьей методики - изучение умения сопереживать, сочувствовать главным героям художественных произведений, отражать свои эмоции в речи.

На основе полученных данных была составлена диаграмма и выявлен общий уровень воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям (Рис.1).

Уровни воспитания эмоцональной отзывчивости к родителям у детей 6-7 лет

7094

6094 50% 4094 3094 2094 1094 0%

Экс перемещал ьная группа Контрольная группа

■ Высокий уровень I Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 1 Уровни воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям у детей контрольной и экспериментальной групп

По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что в контрольной группе 58% имеют низкий уровень воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям, 42% - средний. Высокого уровня выявлено не было. В экспериментальной группе 62% обладают низким уровнем, 38% - средним. Высокого

уровня также не было выявлено. Сложности при выполнении заданий были связаны с объяснением причин тех или иных поступков детей. Трудностей не возникало при определении правильных и неправильных действий детей, а также называние правил поведения по отношению к родителям. Также важно

отметить, что дети часто отвечали на вопросы, руководствуясь своими желаниями и потребностями, не беря во внимание чувства и эмоции родителей.

Таким образом, мы данные диагностические исследованию показывают, что работы по воспитанию эмоциональной отзывчивости к родителям проводится недостаточно. Констатирующий эксперимент показал необходимость разработки занятий по данному направлению.

Для решения задач, направленных на воспитание эмоциональной отзывчивости, исследователи часто обращаются к художественным произведениям, так как они являются основным источником, используемым в качестве примеров и средств воспитания сопереживания и сочувствия героям.

Проблема использования художественной литературы как средства воспитания эмоциональной

План мероприятий по воспитанию эмоциона

отзывчивости дошкольников наиболее полно представлена методических материалах Л.П. Стрелковой. По ее мнению, «художественная литература открывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей» [8].

Чтение художественной литературы в контексте воспитания эмоциональной отзывчивости будет наиболее эффективно, если подобрать произведения таким образом, чтобы в них ярко прослеживались детско-родительские отношения. Проанализировав образовательные программы и особенности воспитания эмоциональной отзывчивости, нами был составлен и реализован план мероприятий по воспитанию эмоциональной отзывчивости к родителям у детей 6-7 лет (таблица 1).

Таблица 1

ой отзывчивости к родителям у детей 6-7 лет

Мероприятие Цель

ООД «Поговорим о маме» (Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить») Воспитывать уважительное, заботливое отношение к маме.

ООД «Любимая семья» (Чтение рассказа В.Ю. Дагунского «Чики-брык») Давать детям представление о возможных, переживаемых родителями эмоциях: страх, радость, печаль.

ООД «Кто матери не послушает, в беду попадет» (Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди») Способствовать соблюдению наказов родителей, послушанию.

ООД «Исполним все желания» (Чтение сказки В. Катаева "Цветик - семицветик") Воспитывать уважительное, доброе отношение к маме, воспитывать желание порадовать маму.

ООД «Мальчик ростом с пальчик» (Чтение сказки «Мальчик с пальчик» Ш. Перро) Воспитывать желание понимать чувства и эмоции родителей.

ООД «Наш любимый дедушка» (Чтение рассказа «Старый дед и внучек» Льва Толстого, стихотворения Елены Благининой «Наш дедушка») Сравнить описанные в произведении моральные нормы; воспитывать бережное, заботливое отношение к родителям.

ООД «Про семью» (Чтение русской народной сказки «Сынко-Фи-липко», в пересказе Е. Поленовой) Давать детям представление о возможных, переживаемых родителями эмоциях: страх, печаль, горе, радость.

ООД «Маму будем мы беречь» (Чтение рассказа Н.М. Артюховой «Большая береза») Воспитывать желание понимать чувства и эмоции мамы.

ООД «Не нужен и клад, когда в семье лад» (Чтение стихотворения О. Бундура «Папу с мамой берегу») Давать детям представление о способах заботы о родителях.

ООД «Вредные советы» (Чтение стихотворения «Вредные советы» (Г. Остер)) Воспитывать желание слушаться родителей, не огорчать их.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ 106_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

В процессе анализа художественных произведений мы акцентировали внимание на содержании произведений, характеристике поступков героев и обращались к опыту детей.

Каждое занятие включает в себя обогащение запаса детей произведениями, в которых отражены поступки и отношение детей к родителям, беседы об эмоциональных состояниях героев, оценку их поступкам, рассуждения об их переживаниях, выражение своего эмоционального отношения, обсуждение собственного опыта детей. Для беседы

тщательно продумывались вопросы, которые стимулировали эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. После проведения воспитательных мероприятий дети сочиняли свои рассказы об отношении к родителям.

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям с детьми контрольной и экспериментальной групп. Использовались те же модифицированные методики, что и на констатирующем этапе.

Уровни воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям у детей 6-7 лет

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% О%

Экс перементальная группа Контрольная группа

■ Высокий уровень I Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис.2 Динамика уровней воспитания у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе

По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что в контрольной группе не произошло изменений в уровне воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям, так как не были созданы педагогические условия по воспитанию эмоциональной отзывчивости к родителям у детей 6-7 лет в процессе чтения художественной литературы. В контрольной группе сохранились 53% детей с низким уровнем и 47% со средним. В экспериментальной группе стало 43% детей с высоким уровнем, 67% со средним уровнем. Детей с низким уровнем эмоциональной отзывчивости к родителям нет. Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, выявил положительную динамику воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям у детей экспериментальной группы.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что использование художественной литературы эффективно в процессе воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям.

Дети 5-7 лет уже могут осознавать эмоции других людей, в частности родителей, и сопереживать им. В подготовительной группе ребёнок способен обращать внимание на проблемы мамы и папы, сопоставлять чувства родителей со своими собственными чувствами, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, стремиться к содействию, но еще не всегда знает, что делать и чем можно помочь в определенной ситуации.

Художественная литература является эффективным средством и неотъемлемой частью воспитания эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста к родителям. Через произведение ребенок погружается в мир эмоциональности и, идентифицируя себя с героем, лучше понимает чувства, которые им движут.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация. Министерства образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ от 17 окт. 2013 г. № 1155 г. Москва. - Текст : электронный // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.09.2021).

2. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А.В. Запорожец. - Текст : непосредственный // Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателя детского сада / под ред. А.Д. Кошелевой. - Москва : Просвещение, 1985.

3. Истоки : комплекс. образоват. прогр. дошк. образования / науч. рук. Л.А. Парамонова. - 6-е изд. перераб. -Москва : ТЦ Сфера, 2018. - 192 с. - Текст : непосредственный.

4. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - Москва : ТЦ Сфера, 2015. - 160 с. - Текст : непосредственный.

5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,

0.В. Солнцева [и др.]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2019. - URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz (дата обращения: 18.02.2020). - Текст : электронный.

6. Курносова, С.А. К вопросу о воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости / С.А. Курносова. -Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2008. - № 4. - С. 13-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Изд. 5е (инновацион.), исп. и доп. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_ (дата обращения: 18.02.2020).

8. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка : пособие для воспитателей дет. сада / Л.П. Стрелкова. - Москва : Просвещение, 1985. - Текст : непосредственный.

9. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.-метод. пособие. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Rossijskaja Federacija. Ministerstva obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija: prikaz ot 17 okt. 2013 g. № 1155 g. Moskva [On approval of the federal state educational standard for preschool education]. Rossijskaja gazeta [[Russian newspaper]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Accessed 20.09.2021).

2. Zaporozhec A.V. Vospitanie jemocij i chuvstv u doshkol'nika [Education of emotions and feelings in a preschooler]. In Koshelevoj A.D. (ed.) Jemocional'noe razvitie doshkol'nika: posobie dlja vospitatelja detskogo sada [Emotional development of a preschooler: a guide for a kindergarten teacher]. Moscow: Prosveshhenie, 1985.

3. Paramonova L.A. (ed.) Istoki: kompleks. obrazovat. progr. doshk. obrazovanija [Origins]. Moscow: TC Sfera, 2018. 192 p.

4. Kolomijchenko L.V. Dorogoju dobra. Koncepcija i programma social'no-kommunikativnogo razvitija i social'nogo vospitanija doshkol'nikov [By the road of goodness. The concept and program of social and communicative development and social education of preschool children]. Moscow: TC Sfera, 2015. 160 p.

5. Babaeva T.I., Gogoberidze A.G., Solnceva O.V., et al. Kompleksnaja obrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija «Detstvo» [Comprehensive educational program of preschool education "Childhood"]. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2019. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz (Accessed 18.02.2020).

6. Kurnosova S.A. K voprosu o vospitanii u doshkol'nikov jemocional'noj otzyvchivosti [On the issue of educating preschoolers of emotional responsiveness]. Nachal'naja shkola [Primary school], 2008, no. 4, pp. 13-15.

7. In N.E. Veraksy (eds.) Ot rozhdenija do shkoly. Innovacionnaja programma doshkol'nogo obrazovanija [From birth to school. Innovative program of preschool education]. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ, 2019. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_ (Accessed 18.02.2020).

8. Strelkova L.P. Vlijanie hudozhestvennoj literatury na jemocii rebjonka: posobie dlja vospitatelej det. sada [The influence of fiction on the emotions of the child]. Moscow: Prosveshhenie, 1985.

9. Shhetinina A.M. Diagnostika social'nogo razvitija rebenka: ucheb. -metod. posobie [[Diagnosis of the social development of the child]. Velikij Novgorod: NovGU im. Jaroslava Mudrogo, 2000. 88 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.А. Мочалова, студент 5 курса факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: stud098299@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-1301-4367.

Т.В. Малова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: tv_malova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0689-3754.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.A. Mochalova, 5th year student of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: stud098299@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-1301-4367.

T.V. Malova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: tv_malova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0689-3754.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 108_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.