4. Жилина Н.Д., Таренко Л.Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у будущих IT-специалистов в вузовском образовании // Вестник Мининского университета. 2018. Т, 6, 3 4. С. 4.
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. М.: Деловая Книга, 2004. 192 с.
6. Иккес Д. Особенности подготовки IT-специалистов в вузах Германии // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2017. № 20. С. 103-106 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti(дата обращения: 18.02.2020).
7. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в Педагогическая психология Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, №4 условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 14
8. Насейкина Л.Ф., Тагиров В.К. Структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущих IT-специалистов // Вестник Оренбургского государственногоуниверситета. 2015. № 2 (177). С. 118.
9. Рудикова Л.В., Жавнерко Е.В., Скращук В.С. Подготовка специалиста в области информационных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://eüb.bsu.by/Wtstream/123456789/105224/1/%D0%A0%D1%83%D0% B4%D0%B8%.pdf (дата обращения: 18.02.2020).
10. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Мининского университета, 2017. № 2. С. 20.
11. Самерханова Э.К. Формирование компетенций в области математического моделирования у педагогов профессионального обучения в условиях информационно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета, 2019. Т.7, № 2. С. 4.
12. Скибицкий Э.Г. Информационные технологии в подготовке 1Тспециалистов в образовательной организации // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2017. № 20. С. 132-134 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/informatsion (дата обращения: 18.02.2020).
13. ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 - Информационные системы и технологии. № 926 от 19.09.2017.
14. ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 - Прикладная информатика. № 922 от 19.09.2017.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Большакова Александра Сергеевна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Пушкова Екатерина Игоревна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Целью публикации является определение форм и методов воспитания эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Авторами сделан вывод, что процесс воспитания эмоциональной отзывчивости детей необходимо строить на основе принципа участия (содействия), постепенности при изучении различных эмоций, создания комфортной предметно-игровой развивающей среды. Акцентирована роль примера взрослых (педагогов, родителей), их проявлений отзывчивости и внимательности в отношении к детям. Определены две группы задач по воспитанию эмоциональной отзывчивости для старшего дошкольного возраста. Первая группа задач направлена на приобретение детьми индивидуального эмоционального опыта, вторая - на распознавание эмоционального состояния другого человека (ребенка, взрослого или литературного героя). Для каждой группы задач предложены различные варианты игровых заданий и ситуаций.
Ключевые слова: дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость, эмоциональные проявления, воспитание эмоциональной отзывчивости.
Annotation. The article considers the relevance of the problem of education of emotional responsiveness in children of pre-school age. The purpose of the publication is to determine the forms and methods of education of emotional responsiveness in children of older pre-school age. The authors concluded that the process of education of emotional responsiveness of children should be based on the principle of participation (assistance), gradual study of various emotions, creation of a comfortable subject-game developing environment. The role of the example of adults (teachers, parents), their manifestations of responsiveness and attention to children is emphasized. Two groups of tasks on education of emotional responsiveness for older pre-school age have been defined. The first group of tasks is aimed at acquiring individual emotional experience by children, the second - at recognizing the emotional state of another person (child, adult or literary hero). Different variants of game tasks and situations are proposed for each group of tasks.
Keywords: pre-school age, emotional responsiveness, emotional manifestations, education of emotional responsiveness.
Введение. Одной из актуальных задач социально-коммуникативного развития ребенка является развитие эмоциональной сферы, которая наиболее интенсивно развивается на этапе дошкольного периода.
«Приобретая эмоциональный опыт, индивидуально или совместно испытывая эмоциональные переживания, впечатления, ребенок запоминает свои эмоции и становится более восприимчивым к ним» [2, с. 52].
Значимость процесса эмоционального становления детей дошкольного возраста как базовой предпосылки общего психического развития обуславливает изучение эмоциональной отзывчивости, которая выражается в способности понимать внутреннее состояние других людей, сопереживать и сочувствовать им. Способность «эмоционально отзываться» на состояние другого человека характеризуется как «драгоценное достояние личности» (В.А. Сухомлинский). Различные аспекты воспитания эмоциональной отзывчивости у детей находят отражение в трудах И.В. Вачкова, В.С. Вербовской, А.В. Запорожец, Т.Д. Кузнецовой, Н.В. Литвиненко, А.В. Микляевой, А.М. Щетининой и других ученых. Способность ребенка интересоваться состоянием другого, обозначать эмоции словом, умение правильно реагировать на эмоциональную ситуацию, с доброжелательностью предлагать свою помощь, эмоционально откликаясь на чувства и переживания другого, характеризует гуманистическую форму проявления эмоциональной отзывчивости [11]. Как показывают исследования, количество детей, способных к адекватному проявлению своих чувств, уменьшается, а количество детей, у которых отмечаются тревожность и агрессивность, ранние появления эмоциональных нарушений, возрастает. Наличие эмоциональных нарушений у ребенка приводит к проблемам установления адекватных взаимоотношений, вызывая конфликтность в процессе общения с детьми или взрослыми. Кроме того, ребенок, подверженный негативным эмоциональным реакциям, часто испытывает обиду, беспричинный страх, что свидетельствует о внутриличностных конфликтах и требует коррекционно-развивающей работы. В связи с этим изучение проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости на этапе дошкольного периода является важным направлением научных исследований. Целью публикации является определение форм и методов воспитания эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Понятие «эмоциональной отзывчивости» одним из первых было введено П. Фрессом, который характеризовал его как «эмоциональность», рассматривая в виде черты личности, чувствительности к эмоциогенной ситуации.
В области дошкольного образования содержание эмоциональной отзывчивости раскрывается в контексте нравственного воспитания ребенка (В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, М.С. Лисина, ЯЗ. Неверович, А.Е. Ольшанникова, др.). Учеными подчеркивается необходимость воспитания у детей дошкольного возраста умения проявлять свои эмоциональные реакции (сопереживания, сочувствия) в ситуациях межличностного взаимодействия. Поэтому установление благоприятной эмоциональной обстановки в детско-взрослом коллективе - необходимое условие обогащения эмоционального опыта ребенка и воспитания его эмоциональной отзывчивости [3]. Кроме того, сформированность эмоциональной отзывчивости, по мнению ученых, оказывает выраженное влияние на установление гуманных отношений между детьми и взрослыми, что обуславливает ее диагностирование в процессе наблюдения за поступками и на основе деятельности, которая отражает внутренний (психический) мир ребенка (В.В. Абраменкова).
Таким образом, воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста направлено на снижение враждебности и агрессивности, поскольку способствует развитию умения концентрировать внимание на проблеме другого человека, сравнивать свои чувства с чувствами другого, предугадывать последствия поступков, выражать определенное отношение к происходящему. Следовательно, организуя воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста по воспитанию эмоциональной отзывчивости, следует принять, как основополагающий факт, теоретические идеи о том, что все компоненты человеческой психики взаимосвязаны, в частности эмоциональные и интеллектуальные.
По мнению В.С. Вербовской структура эмоциональной отзывчивости включает такие компоненты, как мотивационный, социально-коммуникативный, когнитивный, поведенческий, оценочно-рефлексивный. Результатом их сформированности становится приобретение эмоционального опыта. Мотивационный компонент отражает влияние биологических факторов. Социально-коммуникативный компонент как условие «конструктивного социального взаимодействия» выражает характер отношений, в которые вступает ребенок. Когнитивный компонент определяется взаимосвязанностью «эмоциональной отзывчивости и познавательных процессов». Поведенческий компонент проявляется в наличии/отсутствии эмоционально-поведенческих реакций. Оценочно-рефлексивный компонент позволяет анализировать и оценивать воспринимаемую информацию и эмоционально на нее реагировать [6, с. 76].
Анализ исследований в сфере развития эмоциональной сферы позволяет установить, что воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста обеспечивается в процессе общения (М.И. Лисина, А.Е. Ольшанникова, Т.А. Репина), приобщения к музыкальному (В.С. Вербовская, А.Г. Гогоберидзе, Н.А. Ветлугина и др.) и изобразительному (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина и др.) искусству. Особое значение придается воздействию природы (Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева), роли игровой (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, О.В. Солнцева и др.) и трудовой (Р.С. Буре, Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева и др.) деятельности.
Воспитание эмоциональной отзывчивости детей обуславливает приоритетность принципов гуманистической педагогики, прежде всего, принципа участия (содействия). Это означает предоставление ребенку права свободного выражения своих взглядов, эмоций в различных видах деятельности и соответствует модели личностно-ориентированного взаимодействия. Именно гуманистический вид взаимоотношений поддерживает положительное эмоциональное состояние ребенка.
В процессе эмоционального развития детей дошкольного возраста важно учитывать также принцип постепенности при изучении различных эмоций. Следует постепенно увеличивать количество объектов, с которыми возможно получение эмоционального отклика, обогащение переживаний и формирование способностей по регулированию и контролю чувств, осознание своих и чужих эмоций.
Значимым условием воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников мы рассматриваем специально организованную предметно-игровую среду, «развивающий характер которой направлен на личностное развитие и воспитание ребенка, приобретение им эмоционального опыта посредством использования широких возможностей окружающего мира и внешних обстоятельств» [4, с. 3-4]. Данное положение соответствует реализации принципа создания комфортной предметно-игровой развивающей среды.
Важная роль принадлежит примеру взрослых (педагогов, родителей), их проявлениям отзывчивости и внимательности в отношении к детям. Особая чувствительность детей дошкольного возраста обуславливает
подражание поведению взрослого (Л.С. Выготский, А. Бандура, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, др.). Наблюдая за эмоциональными проявлениями взрослого в различных ситуациях, ребенок усваивает определенную манеру поведения, разговора, интонации. Так, если родители (или педагоги) демонстрируют ребенку адекватные способы выражения какого-либо чувства, проговаривают или обсуждают ситуации, при которых они переживают конкретные эмоции, объясняют на конкретных примерах последствия, к которым может привести неправильное проявление эмоций, ребенок приобретает знания, подкрепленные четкими и понятными словами (терминами), развивает умение понимать собственное эмоциональное состояние и регулировать свои эмоциональные проявления. Развитие способности замечать и «видеть» эмоциональные состояния другого человека свидетельствует о развитии эмпатии (чуткости) у ребенка. Приобретение данной способности является основополагающим фактором воспитания эмоциональной отзывчивости.
Вышеизложенное позволяет выделить две группы задач по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, решение которых возможно в процессе личностно-ориентированного взаимодействия детей, педагогов и родителей. Первая группа задач направлена на приобретение детьми индивидуального эмоционального опыта, вторая - на распознавание эмоционального состояния другого человека (ребенка, взрослого или литературного героя). Для каждой группы задач нами подобраны различные варианты игровых заданий и ситуаций (таблица 1).
Таблица 1
Соответствие задач, форм и методов воспитания эмоциональной отзывчивости в старшем
дошкольном возрасте
Задачи первой группы Варианты игровых заданий и ситуаций
Формировать представления об основных позитивных (интерес, радость, удивление) и негативных (гнев, страх, стыд) эмоциях Карточки «Настроение» Игровые упражнения «Кислый лимон», «Обиделся», «Удивился»
Обогащать эмоциональный словарь детей за счет слов, которыми обозначаются различные эмоции, чувства, настроение Существительные Глаголы Прилагательные
Развивать понимание ребенком своих переживаний (настроения) и их влияния на отношения со сверстниками или взрослыми «Что будет, если...», «Я мечтаю о...», «Что ты сейчас чувствуешь?», «Опиши свои ощущения», «Какого цвета твое настроение?», «На какое животное похоже твое настроение?»
Учить детей определять и описывать свое эмоциональное состояние «Что ты сейчас чувствуешь?», «Опиши свои ощущения», «Какого цвета твое настроение?», «На какое животное похоже твое настроение?», Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь
Учить детей определять причины своего эмоционального состояния (настроения) «Мне грустно, потому что.», «Что было до.»
Развивать у детей способность регулировать собственные эмоциональные реакции Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь. Я верю, ты справишься.. Как тебе легче будет успокоиться», «Нахмуриться, как.», «Улыбнуться, как. »
Упражнять детей в выборе и применении адекватных способов выражения своего эмоционального состояния в разных видах деятельности Как тебе легче будет успокоиться, «Дерево возможностей», Калейдоскоп добрых дел», «Скажи спасибо », Арт-терапия «рисование «Сказочный лес», «Ожившие предметы»
Задачи второй группы Варианты игровых заданий и ситуаций
Развивать у детей умение замечать и переживать различные эмоциональные состояния (настроения) другого человека (литературного героя) Карточки «Настроение» Игровое упражнение «Что было до.», «Спроси, какое у Саши настроение?», «На что похоже его настроение?»
Приучать детей определять и выражать словами эмоциональное состояние другого человека Саша боится. Оля радуется. Диме весело. Дом, в котором живут наши эмоции (рисование) Маски эмоций, «Составь фотопортрет»
Воспитывать у детей чувствительность, сопереживание и бережное отношение к эмоциональному состоянию (настроению) другого человека «Что будет, если.», «Я думаю, что.», «Что сейчас чувствует Оля?», «А какие эмоции испытываешь ты?», «Какого цвета сейчас настроение у Оли?». «А каким оно было до ссоры», «На какое животное похоже настроение Оли после ссоры?». «А у тебя?»
Приучать детей правильно реагировать на эмоциональные проявления другого человека, соответственно вести себя, если другому человеку плохо, проявляя чуткость, внимание и доброжелательность «Это я, узнай меня», «Ласковый подарок», «Доброе слово», «Обними меня», «Я знаю и умею дарить радость», «Дерево возможностей»
В целом можно отметить, что процесс воспитания эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, во-первых, предполагает применение комплекса мотивационных, познавательно-игровых и рефлексивных упражнений, обеспечивающих разнообразные возможности педагогического воздействия: введении ритуала «Круг настроения», «Калейдоскоп добрых дел», использование упражнений на узнавание эмоциональных состояний, обсуждение примеров поведения героев литературных произведений и мультфильмов, анализ поведенческого опыта ребенка, проведение психогимнастических и пантомимических этюдов, техники выразительности движений, др. Во-вторых, осуществляется как на индивидуальных, так и групповых формах работы с детьми при реализации всех областей дошкольного образования (социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, речевой, физической). Это способствует приобретению разнообразного опыта эмоционального выражения и
переживания различных эмоциональных состояний в разных сферах жизнедеятельности, в которые включен ребенок, обогащению его эмоционального словаря и способности проявлять эмоциональную отзывчивость в разных ситуациях.
Выводы. Таким образом, воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста является многосторонним процессом, успешность реализации которого зависит от системной работы педагогов и родителей. Результатом воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка становится его социально-личностное и коммуникативное развитие: обогащается лексический словарь эмоций, развивается способность распознавать и понимать эмоции, эмоциональные ситуации и состояния, осуществляется эмоциональная рефлексия как видимое эмоциональное переживание. В рассматриваемом контексте выделим ключевые позиции для педагогов и родителей, учет которых обеспечивает эффективность воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста:
- каждый ребенок имеет право на различные эмоциональные состояния как способа приобретения жизненного опыта;
- педагоги (родители) должны с пониманием относиться к эмоциональным реакциям ребенка, уважая его право на возможность совершать ошибки в их проявлении;
- педагоги (родители) несут ответственность за эмоциональное состояние ребенка и причины проявления негативных эмоций;
- педагогам (родителям) необходимо внимательно относиться к эмоциональным проявлениям ребенка, выслушивая его проблемы, демонстрируя сопереживание и сочувствие, не пытаясь подавить или запретить эмоции;
- педагогам (родителям) важно правильно описывать и называть различные эмоциональные состояния, приучая ребенка к совместному нахождению и обсуждению компромиссных вариантов решения проблемных ситуаций; др.
Литература:
1. Андреенко Т.А, Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Бичева И.Б., Курбатова А.С., Трубникова Н.В. Музыкальное дошкольное образование в воспитании культуры личности ребенка // Наука и практика регионов. 2019. № 3 (16). С. 50-54.
3. Бичева И.Б., Терехина А.Е., Удовика А.В. Эмоциональное благополучие дошкольника как условие развития ценностного отношения к своему здоровью // Детский сад от А до Я. 2017. № 1 (85). С. 6-10.
4. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 8.
5. Вачков И.В. Воспитание эмоциональной отзывчивости. М.: ИнфраМ, 2017. 177 с.
6. Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. С. 74-78.
7. Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 2. С. 10.
8. Литвиненко Н.В. Эмоциональная отзывчивость дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С. 15-18.
9. Микляева А.В, Румянцева П.В. Воспитание эмоциональной отзывчивости. СПб.: Речь, 2019. 254 с.
10. Ханова Т.Г., Гузь А.А. Роль художественной литературы в реализации задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 266-269.
11. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
12. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Москва: ИнфраМ, 2016. 305 с.
Педагогика
УДК 371.398
кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог дополнительного образования Бобков Герман Сергеевич Центр проектного творчества «Старт-ПРО» Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. В статье предлагается рассматривать мониторинг состояния здоровья детей дошкольного возраста как необходимый шаг, проводимый с целью профилактики и развития заболеваний в этом возрасте. Перечисляются и поясняются различные здоровье сберегающие направления работы с детьми, готовящимися к школе, а также включение в программу обучения детей этой категории занятий, направленных на формирование у них понимания «здорового образа жизни».
Ключевые слова: дошкольники; физическое развитие; здоровье сберегающий образовательный процесс; здоровье формирующие технологии.
Annotation. The article proposes to consider monitoring the health of preschool children as a necessary step for the prevention and development of diseases at this age. It lists and explains various health-saving areas of work with