Bibliography
1. Antonyan, Yu.M. Socialjnaya sreda i formirovanie lichnosti prestupnika (neblagopriyatnoe vliyanie na lichnostj v mikrosrede): ucheb. posob. -M., 1995.
2. Pavlova, V.A. Semeyjnaya forma vospitaniya deteyj-sirot. - SPb., 2003.
Статья поступила в редакцию 10.05.13
УДК 34:37.037
Dolmatova ОЛ. EDUCATION VALUES MATERNITY THE ADOLESCENT GIRLS MEANS OF THE SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY. The article reveals the problems of Education of the values of maternity the adolescent girls means of the social-cultural activity, the analysis of the problem in the scientific литераторе, revealed the contents of the main contemporary issues in pedagogy of socio-cultural activity, and also the analysis of experimental work and the content of the recommendations on the educational programs with the girls teenagers.
Key words: decision making, management solution, information, clarification of objectives, assessment of conditions, the educational process.
О.А. Долматова, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: olga_0122@mail.ru
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСТВА У ДЕВУШЕК- . . ДСТВАМИ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыты проблемы воспитания ценностей материнства у девушек-подростков средствами социально-культурной деятельности, дан анализ проблемы в научной литераторе, выявлено содержания основных современных проблем в педагогике социально-культурной деятельности. Также представлен анализ опытноэкспериментальной работы и содержание рекомендаций по проведению воспитательных программ с девушками подростками.
Ключевые слова: принятие решения, управленческое решение, информационное обеспечение, уяснение задачи, оценка условий, учебно-воспитательный процесс.
Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины. Традиционно в России материнство всегда было обозначено как высшая нравственная ценность. В современной России, как и во всем мире, ценности традиционного материнства, в основе которых - любовь к детям, а самое главное -желание их иметь, постепенно утрачиваются. Сегодня российское общество, не выдерживает тех разнополярных культурных вызовов, которые предлагаются современной цивилизацией: ее техногенным, экономическим, информационным показателям, вовлекающим человека в систему водоворота профессионального престижа и успеха, экономического роста, информационной загруженности, потребительства.
Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение значимости в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (Е.И. Голова-ха, О.Н. Безрукова). Поэтому, система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Учёные установили, что ценность и чувство материнства не является врождённым, оно развивается у женщины, и связано с развитием мышления, воли, воображения и расширением сферы личных потребностей. Его можно формировать, а можно и подавлять, задавая в качестве наиболее значимых другие ориентиры. В недавнем прошлом, прежде всего, восхвалялись ценности передовой работницы, стахановки, но в тоже время сохранялась значимость необходимого и важного отношения к материнству. Это проявлялось, в частности, в существовании почётного звания «Мать-героиня», материального и морального поощрения материнства и стремления обеспечить счастливое детство подрастающему поколению. Однако домашний труд работой не считался, хотя и учитывался при организации труда женщины. В постсоветский период стало поощряться стремление к самореализиции, к достижению личного успеха, независимости. Материнство как самостоятельная ценность в эту систе-
му координат просто не вписывалась или вписывалась с большим трудом, в связи с новыми материальными, социальными и духовными условиями жизни. Девочку с раннего детства, в первую очередь ориентировали на примерное поведение, хорошую учёбу, затем - на выбор профессии, успехи в работе. Счастье в личной жизни, конечно же, предполагалось, но оно всегда воспринималось как сопутствующее успехам в труде [1, с. 10]. Поэтому не приходится удивляться, когда значительная часть современных российских женщин воспринимает материнство не как своё призвание, а как обузу, препятствие в профессиональном становлении, как нечто, с чем со временем надо смириться.
На Западе одним из распространенных мнении является то, что материнство мешает самореализации женщины в деловой карьере. Мотивами, как со стороны женщины, так и мужчины, для отказа желания иметь детей являются не только экономические, социальные, но и личные («хочется пожить для себя», «сделать карьеру») [2, с. 23]. Результатом подобного отношения к ценности материнства стало прерывание социальной, культурной и исторической трансляции традиционной модели поведения материнства новому поколению.
Подобная ситуация характеризуется исследователями как «потеря пути к модели материнства» (Д.В. Винникотт, РЗидер, М. Мид, Д. Попеное, Г.Г. Филиппова, Э. Эриксон и др.). Данный процесс сочетается с расширением и появлением нового содержания модели члена общества, не обеспеченной соответствующей ценностью и потребностью материнства. В результате даже при наступлении беременности и на пороге материнства, женщина оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка, основных функциях ухода за ним и общения [3, с. 35].
Проблема формирования готовности к материнству до рождения ребенка в подростковом возрасте, особенно остро стоит сегодня в связи с рассмотренными современными особенностями. Этому посвящены работы ряда отечественных исследователей (И.А. Алленовой, И.П. Катковой, Л.Г. Камсюк, О.Н. Лебединской, С.Ю. Мещеряковой, Ю.П. Петренко, А.А. Шевелевой, Г.Г. Филипповой и др.). В работах представителей западных психологических школ (Л. Бибринг, Д. Пайнз, Дж. Хорни) также достаточно подробно анализируется тема формирования материнства в подростковом возрасте.
В то же время, в большинстве работ проблема подготовки девушек-подростков к материнству традиционно считается пре-
11071014
рогативой исключительно семейного воспитания и в гораздо меньшей степени, чем того требует социальная практика, занимает внимание педагогов в сфере социально-культурной деятельности.
Можно констатировать, что круг проблем, связанных с подготовкой девушек к материнству в новых социально-экономических условиях, в отечественной педагогике социально-культурной деятельности разработан не достаточно. Не существует адресной образовательной программы, направленной на воспитание будущих матерей в рамках как образовательного, так и социально-культурного процесса [4, с. 75]. Сегодня можно наблюдать отдельные работы и ряд программ и мероприятий по воспитанию материнских качеств у девушек-подростков.
Анализ общего состояния исследуемой проблемы показывает еще не достаточное к ней внимания со стороны наук раскрывающих содержание социально-культурной деятельности. В большинстве работ под материнством традиционно понимается феномен, который связывается с физиологическим появлением ребенка и всем спектром взаимоотношений в диаде «мать - дитя» в последующий период его развития [4, с. 76]. Последние исследования материнства позволили отечественным и зарубежным психологам говорить о формировании материнства как о сложном процессе, который проходит онтогенетический путь развития на протяжении всей жизни женщины. Причем исследователи отмечают неоспоримую важность этапа, объединяющего период от пренатального развития самой матери и до ее беременности. Но однако, данные направления в основном предназначены для девушек из неблагополучных семей или оставшихся без попечения родителей, беременных и уже имеющих детей. Информация, выделяемая в заголовке «материнство», содержит больше данных о юридических правах женщин, например «материнский капитал», или трудоустройство беременных женщин, или о специфических отдельных мероприятиях, например, всевозможные советы по грудному вскармливанию, по здоровому питанию беременных, гимнастике и т.д.
Поэтому можно сделать вывод о том, что нет системных и комплексных программ и мероприятий по формирования ценностного отношения к материнству у девушек-подростков. 14-16 лет - «трудный» возраст осознания самого себя, утверждения в окружающем мире своей личности. Очень трудно найти правильные ориентиры. Именно этот возраст является таким периодом развития, в котором наиболее активно происходит процесс становления самосознания, развития ценностных ориентаций, формирования представлений, личных позиций, индивидуальных предпочтений, которые становятся значимыми ориентирами в жизненном пространстве человека. Из выше сказанного следует, что в этом возрасте особенно важно помочь девушкам встать на путь осознанной подготовки к будущему материнству.
Нам известно только несколько отдельно взятых курсов, которые пытаются решить исследуемую проблему и существуют в форме опубликованных методических рекомендаций и пособий (Т.Г. Наретина, Г.С. Максимова, Л.Н. Херувимова, М.В. Хозиева). Вышеназванные работы представляют собой исследования отдельных аспектов изучаемой нами проблемы, что является скорее исключением, чем тенденцией или закономерностью.
Данная проблемная ситуация вызвала необходимость в проведении пилотажного исследования среди девушек-подро-стков. Целью работы было выяснить уровень подготовки девушек подростков к материнству, включая актуальность этого вопроса для самих девушек. Для этого автором была разработана программа «Современное восприятие материнства девушками
- подростками». Для этого были использованы известные тесты и разработана специальная анкета, в которой вопросы были составлены таким образом, чтобы, во-первых, выяснить актуальность данной тематики для девушек, во-вторых, определить систему представлений их о материнстве; в-третьих, узнать мнение респондентов о необходимости подготовки к материнству и востребованности информации о материнстве в настоящий момент. Анализ эмпирических данных, полученных в результате анкетирования, осуществлялся с помощью количественного метода. Выборочная совокупность составила 86 анкет. Исходя из проведенного исследования были получены следующие результаты.
Предпочтение респондентов отдается созданию семьи и воспитывать детей (72%-79%), но при этом первоочередной
задачей ставиться получение образования и построение карьеры (54%). Отвечая на вопрос «Задумываетесь ли Вы уже сейчас о собственном материнстве?», большинство ответили «нет»(78%). Материнство в нравственном понимании молодых девушек рассматривается как нечто архаичное. «Мы еще сами дети...». В большинстве ответов респондентов прослеживается
- неумение ценить роль и значение в их развитии собственной матери и осознать как социальный смысл полноценной жизни и неотъемлемого компонента женского счастья. Только 25% отвечающих отметили, что им рассказывали о трудностях в семье в период их взросления. При разборе ответов постоянно ощущаешь холодный разрыв, разобщенность между поколениями близких людей. В следующем вопросе молодые девушки должны были определить оптимальный возраст женщины для рождения первенца. Из числа опрошенных только один человек нижней границей назвал 18 лет, а верхней - 30 лет (3 человека). Большинство подростков оптимальным возрастом считают период от 25 до 35 лет. На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что важнейшим предназначением женщины является рождение детей?» показал следующие результаты: «да» - 58%, «нет» - 38,5%, «не знаю» - 3,5%.
Система представлений юношества о материнстве суммировалась из ответов о сущности материнства, представлений о современной матери, материнских качествах, а также ассоциаций, связанных с материнством. Не смогли сформулировать понятие «материнство» 9% опрошенных, 48,5% определяют материнство как социальную роль женщины, ее важнейшую функцию, связанную с рождением, воспитанием, развитием ребенка. Рассматривают материнство как отношение женщины к ребенку, включающее в себя любовь, ответственность, понимание, заботу, нежность, ласку, самоотдачу только 42,5% респондентов.
Представление о современном материнстве среди молодых девушек противоречиво. С одной стороны, характеристика матери дается через идеальный образ, подчеркивается значимость ее здоровья, с другой - многие подростки отмечают женский эгоизм, наличие вредных привычек, халатное отношение к выполнению материнских функций, особенно выделяют кратковременность и эпизодичность взаимодействия с ребенком, неполноценное общение. Как отрицательный фактор рассматривается неготовность к материнству. Считают, что современным женщинам присущи следующие личные характеристики: независимость, успешность, динамичность, самодостаточность, уверенность, потребность в социальной самореализации.
Материнские качества, по мнению опрошенных, характеризуются гуманистическим отношением к ребенку: любовь, ответственность, понимание, уважение, доверие, искренность, сочувствие, сострадание, терпимость, принятие и др. Опрошенные выделили группу качеств, необходимых в процессе воспитания и развития ребенка: требовательность, справедливость, настойчивость, коммуникабельность, гибкость.
Ассоциации подростков, вызванные представлением о материнстве, можно условно разделить на две группы. К положительным относятся ассоциации, связанные с ощущением чего-то светлого, теплого, доброго, нежного, счастливого. Если говорить об образах, то это беременность, женщина с младенцем, кормящая мать. Негативные ассоциации выражены в представлении о материнстве как тяжелой обязанности: повседневная монотонность, ограниченность, цикличность, рутинность, ведущие к депрессии. Позиция девушек в вопросе подготовки к материнству определилась следующим образом. Большинство из них считают, что современная девушка должна готовиться к выполнению материнской роли (93,3%) через чтение специальной литературы, посещение курсов, материнской школы, консультаций специалистов, получение информации из средств массовой коммуникации. На вопрос «Если бы сейчас у Вас появилась возможность пройти курсы по подготовке к материнству, Вы бы воспользовались ей? Почему?». 72,3% опрошенных ответили утвердительно, обосновывая свой выбор тем, что в будущем могут стать матерями и им необходимо накапливать информацию об особенностях материнского поведения.
На основании анализ полученных данных была разработана программа объединяющая как существующие, так и предложенные нами мероприятия по формированию качеств материнства среди девушек-подростков средствами социально-культурной деятельности.
В нашем исследовании экспериментальной базой выступали ряд профессиональных училищ и лицеев в г. Барнауле и реализовался проект «Технология формирования ответственного материнства у девушек группы риска по прерыванию беременности и социальному сиротству». В рамках проекта предусмотрена реализация волонтерского движения из числа студентов высших учебных заведений. Участницами профилактических занятий стали 108 девушек «группы риска», всего же проектом будет охвачено около 200 человек. Семинары проводились в групповой форме и направлены на формирование ответственного материнства у девушек. Для них были проведены занятия по следующим темам: «Моя семья», «Когда у меня будет ребенок», «Я будущая мама!», «Знание-сила», «Счастье быть матерью», «Я буду хорошей мамой». Организаторы отмечают, что девушки «группы риска» активно включаются в деятельность, совместно со специалистами анализируют модели семейных взаимоотношений. По словам волонтеров, с энтузиазмом воспринимается большинство проводимых мероприятий и в частности упражнения «Я будущая мама!».
Так же мы реализовывали свою программу в центрах медико-социального и психологического сопровождения подростков в таких как «Семья плюс», «Юникс», «Краевой кризисный центр для женщин», «Социальная защита». На наш взгляд существенным социально-культурным потенциалом в решение проблем материнства и его защите обладают Женские общественные организации города так, например, Алтайский региональный общественный благотворительный фонд содействия защите материнства и детства «Мама», Алтайская краевая общественная организация «Алтайский материнский центр», Алтайская региональная общественная организация «Мать и дитя». Следует также выделить такое важное направление как работа интернет порталов, например Муг^. ги и сайтах социально-общественных организаций.
На основании проведенного анализа анкет можно сделать следующие неоднозначные выводы, с одной стороны девушки-подростки хотят создавать семью, считают главным назначение женщины рождение детей, система представлений о материнстве в большинстве своем носит позитивный характер и основана на общечеловеческих ценностях: любви, ответственности, толерантности, заботе, сочувствии, сострадании, бережном отношении и др. Но при этом не задумываются о будущем материнстве, не интересуются опытом своей матери по уходу за детьми, считаю главной задачей получить достойное образование и построить карьеру, а также, что современным женщинам присущи следующие личные характеристики: независимость, успешность, динамичность, самодостаточность, уверенность, потребность в социальной самореализации. Сегодня большинство родителей, не владеющие порой азами педагогики, психологии, не предвидящие результатов своего педагогического воздействия,
Библиографический список
оказываются бессильными перед порожденными ими же проблемами в себе, в семье, в обществе. И этот «снежный ком» растет, т.к. мать не может научить своего ребенка тому, чего не знает, не умеет сама. Но все, же радует положительный момент, респонденты считают, что современная девушка должна готовиться к выполнению материнской роли, уже в подростковом возрасте. Следовательно, пространство социально-культурной среды возможно и целесообразно использовать для организации воспитания ценностного отношения к материнству, средствами социально-культурной деятельности.
Проведенный в течение года формирующий эксперимент показал существенные изменения в ценностных ориентациях девушек-подростков экспериментальной группы (рост на 25-30%) и, когнитивной составляющей (рост 35-40%). Таким, образом, можно констатировать, что разработанная программа является достаточно активной поддержкой института материнства.
Результаты исследования и желания респондентов, были учтены нами в прикладной части исследования, реализованной в методических рекомендациях по проведению программы «Я - будущая Мама». Цель, которой - способствовать пробуждению потребности у девушек-подростков в накоплении знаний и навыков, необходимых матери в уходе за ребенком, его воспитании, развитии, сохранении физического и духовного здоровья. Данное мероприятие рассчитано на девушек-подростков 9-11 классов и включает в себя теоретическую и практическую часть. Первая предусматривает лекции по таким разделам как: «Что такое материнство, как происходит формирование материнских качеств, беременность, роды и уход за ребенком», которые сопровождаются электронной презентацией разработанной автором. Вторая часть предполагает проведения так называемой игры в «дочки-матери» при помощи игрушечной куклы. Игра будет способствовать накоплению знаний и навыков, необходимых матери в уходе за ребенком, выполнением простейших процедур, исполнения колыбельных песен и т.д. Мероприятие может проходить в рамках урока по технологии труда, валеологии или биологии. Методические рекомендации дают возможность преподавателю творчески расширять и углублять темы лекций, пробуждая потребность девушек в самообразовании, пополнении «копилки Материнской мудрости».
В заключение, следует отметить, что необходимо шире учитывать особенности современной культурой парадигмы в воспитании материнских качеств среди девушек- подростков, использовать современные технологии социально-культурной деятельности и нейтрализовать негативные проявления которые часто мотивируют направленность деятельности человека на достижение потребительских стандартов жизни, обуславливают эгоистических цели, связанные с исключительно гедонистическими ценностями, сужая его естественные и природные особенности в культурном и духовном развитии.
1. Пантин, В. Семья и семейные ценности в сознании россиян // Воспитание школьников. - 2008. - № 10.
2. Вагапова, РР Ценностные ориентации студентов в новых социокультурных условиях // Проблема человека в свете современных социально-философских наук. - 2006. - Вып. 3.
3. Овчарова, РВ. Психология родительства. - М., 2005.
4. Скобло, Г.В. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Г.В. Скобло, О.Ю. Дубовик // Социальная и клиническая психиатрия. - 2002. - № 2.
Bibliography
1. Pantin, V. Semjya i semeyjnihe cennosti v soznanii rossiyan // Vospitanie shkoljnikov. - 2008. - № 10.
2. Vagapova, R.R. Cennostnihe orientacii studentov v novihkh sociokuljturnihkh usloviyakh // Problema cheloveka v svete sovremennihkh socialjno-filosofskikh nauk. - 2006. - Vihp. 3.
3. Ovcharova, R.V. Psikhologiya roditeljstva. - M., 2005.
4. Skoblo, G.V. Sistema «matj-ditya» v rannem vozraste kak objhekt psikhoprofilaktiki / G.V. Skoblo, O.Yu. Dubovik // Socialjnaya i klinicheskaya psikhiatriya. - 2002. - № 2.
Статья поступила в редакцию 14.06.13
УДК 37.036
Petrachkov K.V. MILITARY MARCHING SONG AS A SPECIFIC GENRE OF MUSIC. The article considers the problem of determining and referring to a particular music genre phenomenon of drill songs. Identifies genre and specific musical characteristics inherent in the marching song. The focus on the outstanding issues and problems in interpreting the concept of «the musical genre. Analyzes and compares the opinions of various authors, the approaches to the definition of the concept and the nature of a musical genre. Reveals the history and theory of the origin of musical genres. The main content of the articles devoted to the consideration of drill songs as a specific musical genre.
Key words: Music genre, marching song, genre and music features marching song, living the appointment of drill songs as a musical genre.