Научная статья на тему 'Проблемы раннего материнства и отцовства в теории и практике педагогической науки'

Проблемы раннего материнства и отцовства в теории и практике педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3281
1040
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО / РАННЯЯ БЕРЕМЕННОСТЬ / ПОДРОСТОК / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / АБОРТ / MOTHERHOOD / FATHERHOOD / EARLY PREGNANCY / TEENAGER / DYSFUNCTIONAL FAMILY / ABORTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гукасова Г. С.

Данная статья посвящена изучению проблемы раннего материнства и отцовства в работе социальных педагогов. Современные исследования дают подробную характеристику возникновения данной проблемы и возможные способы ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

T his article enlightened study of the problem of early parenthood in the work of social workers. Current research provides a detailed description of the problem and possible ways to overcome it.

Текст научной работы на тему «Проблемы раннего материнства и отцовства в теории и практике педагогической науки»

ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Гукасова Г.С.

Данная статья посвящена изучению проблемы раннего материнства и отцовства в работе социальных педагогов. Современные исследования дают подробную характеристику возникновения данной проблемы и возможные способы ее преодоления. Ключевые слова: материнство, отцовство, ранняя беременность, подросток, неблагополучная семья, аборт.

Problems of early motherhood and paternity in the theory and practice of a pedagogical science. This article enlightened study of the problem of early parenthood in the work of social workers. Current research provides a detailed description of the problem and possible ways to overcome it.

Key words: motherhood, fatherhood, early pregnancy, teenager, dysfunctional family, abortion.

Анализ научной литературы и диссертационных исследований последних лет свидетельствует о возрастании внимания ученых и практиков к проблемам материнства несовершеннолетних девочек в связи с ростом социального сиротства, фиксируемых случаев жестокого обращения с детьми, ненадлежащего ухода, связанного с опасностями для физического и психического развития ребенка [1;4;6].

В России проблема материнства девочек-подростков обостряется нестабильной экономической ситуацией, недостаточно организованным сексуальным просвещением и низкой контрацептивной культурой, низким уровнем социального благополучия, бедностью, распространением пьянства и наркомании, отсутствием скоординированной, научно обоснованной системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения семей [2]. По свидетельству социологов, чаще всего несовершеннолетними мамами становятся девушки из неблагополучных в социальном и материальном отношении семей - малообеспеченных, неполных, ведущих асоциальный образ жизни, злоупотребляющих алкоголем, а также воспитанницы интернатных учреждений [3; 4].

Психологические проблемы раннего материнства обостряются отсутствием положительного опыта взаимоотношений с собственной матерью, отсутствием безопасных условий для проживания с младенцем и организации ухода за ним, социально-экономическими, семейно-бытовыми трудностями. По мнению Т.А. Гурко, не возраст, а маргинальность социальной среды не позволяет молодой маме адаптироваться и выработать для себя и для будущего ребенка положительный жизненный сценарий. Изучение общественного мнения по поводу материнства девочек-подростков выявило негативное отношение к нему. Сложилось мнение о раннем материнстве как о разновидности девиантного поведения, социальной патологии, рискованной по последствиям [5]. Основные проблемы матерей-детей: материальные затруднения, экономическая

зависимость от семьи, пассивная жизненная позиция, деформация жизненных ценностей, приобщение к вредным привычкам, низкая медицинская активность [3].

Социально-психологические исследования показывают, что проблемы беременности в пубертатном периоде и последующего раннего материнства связаны с деструктивными изменениями в развитии эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формировании полового и материнского поведения несовершеннолетней девушки. Прежде всего, у нее возникают трудности адаптации к новой социальной роли, в развитии эмоционального контакта с ребенком, на основе которого формируется материнское поведение [5;6].

Особенности развития материнского поведения и личности матери-подростка в целом, а также неблагополучная социальная среда, в которой разворачивается ситуация подросткового материнства, обосновывают необходимость организации социально-педагогического сопровождения с целью оказания помощи в решении этих проблем. Вместе с тем, теоретический анализ показал, что в современной научной литературе проблеме социально-педагогического сопровождения материнства девочек-подростков уделено незначительное внимание [2;4].

Острота социально-демографической ситуации, рост беспризорности и безнадзорности детей, снижение воспитательного потенциала семьи, трансформация форм семьи, зачастую порождающая детское неблагополучие, побуждают общество и государство к поиску эффективных форм поддержки семьи с целью профилактики негативных социальных явлений. Анализ социально-педагогической практики за последние годы выявил тенденцию роста количества общественных организаций, фондов, государственных центров, деятельность которых направлена на оказание материальной, социально-педагогической, психологической, педиатрической, юридической помощи и поддержки семьи в интересах создания благоприятной среды для развития и воспитания ребенка. В первую очередь они ориентируются на семьи социального риска, в разряд которых входят и семьи матерей-подростков. Активно развивается проектная деятельность в отношении организации различных видов поддержки таких семей.

Исследование, предпринятое Краснояровой М. В. и Сальцевой С. В., проводилось в процессе реализации проекта «Мать - новая социальная роль женщины» на базе общественной организации «Берегите детей» МО «Выборгский район Ленинградской области» в 2004 - 2007 годах совместно со специалистами генерального спонсора - финской организации «Спасите детей» (Pelastakaa Lapset).

Обобщение результатов исследования позволило сформулировать ряд выводов, которые представляют интерес и в рамках организации нашего исследования:

• подростковое материнство является серьезной социальной проблемой, рискованной по последствиям, как для ребенка, так и для самой несовершеннолетней матери;

• особенности материнства девочек-подростков обусловлена их психологической, эмоциональной и социальной незрелостью, препятствующей эффективному выполнению родительских функций;

• возникает сложная дилемма - создание социально-педагогическими средствами условий для личностного развития матери-подростка, а также обеспечение условий для безопасного полноценного развития ребенка через формирование адекватных адаптационных механизмов новой социальной роли юной мамы;

• матерям-подросткам недостаточно только медицинской, педиатрической помощи, которую они, как и другие, получают в положенном объеме в и той законодательно предусмотренной социальной помощи, которую обеспечивают органы социальной защиты населения, опеки и попечительства по месту жительства;

• вне зависимости от причин и обстоятельств подросткового материнства ему характерны социальные риски и ограниченные ресурсные возможности.

По данным сайта «Гигиена, общественное здоровье и здравоохранение» (15. 01. 2011 г.), в последнее время увеличивается количество рождающихся детей и юные девушки сейчас рожают даже больше, чем раньше. Многие из них становятся матерями-одиночками, но некоторые вступают в брак, создают семью с таким же юным супругом. В настоящее время открыто стоит проблема раннего материнства.

Анкетирование 177 школьников с 1989 по 1994 г. р. (с 12 до 17 лет) обследовало отношение подростков и юношества к их возможному материнству и отцовству. В анкете присутствовали такие вопросы как:

• взаимоотношения в вашей семье,

• успеваемость в учебе,

• употребление алкогольных напитков,

• половая жизнь,

• источники знаний о половой жизни и гигиене,

• взгляды на возраст подходящий для создания семьи и рождения первого ребенка и др.

Также была проведена выборка из индивидуальных карт развития беременности, с целью

выяснения возраста первой беременности и первых родов (по данным женской консультации), выявления особенностей течения беременности и родов. Было просмотрено 113 карт развития беременности, обнаружено 25 девушек до 18 лет, что составляет 22%, и 88 девушек после 18 лет [6].

Беременность, возникающая в возрасте 14-15 лет, в 100% в обследованном контингенте заканчивалась медицинским абортом. Родоразрешение девушек-подростков в 30% случаев заканчивалось путем кесарева сечения (среди зрелых женщин только 15%). Из 93 девочек-школьниц живет половой жизнью 6 человек, что составляет 6,45%. Из 80 мальчиков живут половой жизнью 21, что составляет 26,25% от общего числа опрошенных мальчиков. Средний возраст начала половой жизни у девочек - 15 лет, а у мальчиков - 14 лет. 30% школьников, живущих половой жизнью, предпочитают не пользоваться средствами контрацепции. Некоторые девушки вместо ответов на вопросы о половой жизни и методах контрацепции задавали обратный

вопрос, звучащий у всех одинаково «А что это такое?». Родители этих девушек - люди с высшим и средним специальным образованием, являющиеся педагогами, врачами и даже акушерками.

Источниками знаний школьников о половом воспитании являются журналы, специальные книги, родители, телевизор, друзья, учителя в школе, врачи. Самыми популярными ответами были - журналы и телевизор, а менее популярными - родители и врачи.

Поскольку целью работы было формирование группы риска подростков на раннее отцовство и материнство, для создания представления о семье школьника и его воспитании, в анкету были включены такие вопросы как, образование родителей, взаимоотношения в семье, с точки зрения ребенка, возраст родителей. У девочек и мальчиков, живущих половой жизнью, взаимоотношения в семье хорошие и полное взаимопонимание.

Почти все школьники, живущие половой жизнью употребляют алкоголь, а не живущие половой жизнью только в 8,2% случаев (р<0,05). Средний возраст начала курения среди юношей 10-13 лет, а среди девушек 11-14 лет. Процент курящих юношей и девушек невысок и составляет 3,5%, но у живущих половой жизнью процент достоверно выше, как у юношей, так и у девушек. Учитывая все данные, полученные путем анкетирования, был составлен портрет группы риска девушки и юноши подростка на раннее отцовство и материнство:

• возраст 13-16 лет,

• родителями являются люди со средним специальным образованием, реже с высшим образованием,

• взаимоотношения в семье хорошие или полное взаимопонимание,

• успеваемость в учебе удовлетворительная,

• все они употребляют алкоголь (преимущественно 1 раз в месяц),

• каждая 5-6 из девушек курят, а из юношей каждый 3-4,

• для создания семьи и рождения ребенка наиболее приемлемым возрастом они считают 22

года.

Таким образом, авторами установлено, что при тенденции все более раннего начала половой жизни подростками, нельзя утверждать, что молодые люди обладают необходимыми знаниями о гигиене и контрацепции. Нельзя утверждать, что к раннему началу половой жизни детей стимулирует домашнее неблагополучие, напротив, в семье хорошие и доверительные отношения. Существует некоторая корреляция между невысокой успеваемостью и ранее начало половой жизни, вероятно, последнее является некоторой компенсацией нереализованных успехов. Показательно, что именно эти дети (и девушки, и юноши) чаще других курят, склонны употреблять алкоголь. Последние показатели демонстрируют общую склонность ребенка к социальным рискам.

Наши комментарии важны в силу того, что демонстрируют необходимость комплексной работы по профилактике раннего материнства и отцовства. Данная задача тем более актуальна, что ранняя беременность заканчивается такой трагедией как аборт.

Вступление в половые отношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующим обстоятельствам: скука, алкогольное опьянение, материальная выгода, желание привлечь к себе внимание и удержать партнера, для самоутверждения, как средство доказать свою взрослость, насилие [1; 6]. Чаще всего эти половые связи в подростковом возрасте приводят к таким последствиям:

• ранняя беременность, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;

• браки, заключенные между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными,

• воспалительные заболевания половых путей и опасность заражения болезнями, передающимися половым путем (следствие низкой грамотности в вопросах гигиены, здоровья, несвоевременное обращение к врачам и др.);

• гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;

• трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством и отцовством;

• ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается.

Традиционный уклад семейной жизни (например, национальная традиция) и бедность вынуждают девушек-подростков выходить замуж в раннем возрасте. Замужняя школьница, обремененная семейными проблемами, вряд ли может продолжить обучение и планировать карьеру. Если в свое время раннее вступление в брак было характерной особенностью для сельской местности, то сегодня подобные случаи можно встретить и в городе. Кроме того, стала распространяться тенденция «гражданских браков», которые по сути дела, для школьников становятся временным бегством из родительской семьи и банальным «сожительством», чаще всего непродолжительным по причине эмоциональной и социальной незрелости «супругов» [4].

Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе. И лишь когда в семье рождается ребенок, и на него нужно оформить свидетельство о рождении, молодые родители приходят в ЗАГС. Обратная сторона раннего замужества - это частые разводы, истинный размах которых также трудно учитывать в силу того, что не все браки зарегистрированы.

В России все больше распространяются нерегистрируемые браки. Такие браки (сожительства, свободные союзы) существовали всегда, но в последние десятилетия они встречаются все чаще и во многих западных странах становятся статистически значимой альтернативой официальной семье, основанной на зарегистрированном браке. По данным российской микропереписи 2002 г. без регистрации жили 6,5% мужчин и 6,7% женщин, считавших себя состоящими в браке. Распространенность незарегистрированных браков в России выше, чем в Италии (1%), ФРГ (5%), Австрии (4%) и Венгрии (3%) [5].

Данные российской микропереписи дают представление о некоторых характеристиках «неофициальной» брачности. В частности, среди женщин наиболее интенсивно незарегистрированные брачные союзы формируются в возрасте от 16 до 20 лет. К 26 годам доля таких союзов в общем числе значительно снижается, наименьшее значение имеет в возрастах 3033 года, после чего снова начинает расти. Опыт западных стран говорит, что рост числа сожительств в большой степени компенсирует падение регистрируемых браков, которое наблюдается почти повсеместно, т.е. доля людей, не состоящих ни в каком браке, слишком не меняется.

Для малолетних невест замужество означает раннюю беременность, что становится самой распространенной причиной смерти девушек до 18 лет. Ранние браки, особенно для девочек, могут быть эмоционально и физически вредны. Выходя замуж в 15-16 лет, девушка еще не готова к материнству, не сложилась психика, характер, несмотря на то, что девушка может выглядеть взрослой. Поэтому семейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс. По мнению социологов, ранние браки лишают девушек одного из основных прав - права на образование, которое необходимо для полноценного вступления во взрослую жизнь.

Когда сегодняшний подросток из всех сил стремится выскочить замуж (жениться) или организовать «гражданский брак», иногда даже не дожидаясь разрешенного возраста, - это для многих родителей проблема. Причем зачастую неожиданная. Родители и педагоги начинают задавать вопрос о причинах ранних браков и раннего начала половой жизни.

Основная их причина - стремление сбежать от родителей. В тех семьях, где родители муштруют выросших детей, следят за ними, не уважают их достоинство, если просто ребенку негде «голову приклонить», нет понимания, нет чувства дома - из таких семей подростки бегут куда угодно. И самым простым выходом кажется ранний брак. Следующая причина - выросшие дети убегают от тяжелого климата в семье, от постоянных родительских распрей или от вечной войны между папой и мамой. При нынешней сексуальной информированности и свободе есть родители, которые всеми силами регламентируют интимную жизнь детей, хотя весь интерес детей к этой жизни определяется банальным любопытством. И оказывается, до сих пор имеется тенденция регистрации брака для того, чтобы получить право на интимную жизнь. Понятно, что как только любопытство удовлетворено, брак становится не нужным и легко расторгается [3].

Итак, следует отметить, что:

1. Беременность и рождение ребенка в юном возрасте влияют на социальное положение девушек. Юные матери реже оканчивают школу и получают высшее образование. Отдаленные негативные последствия имеет и раннее отцовство.

2. Отношение общества к раннему родительству негативное, часто его рассматривают как форму девиантного поведения.

3. Существует две точки зрения, подкрепленные исследованиями, в которых утверждается, что ранее материнство и отцовство следствия семейного неблагополучия, и,

напротив, с семейным неблагополучием не связанное. Достоверно другое - раннее родительство -следствие недостаточной грамотности, информированности и ответственности подростков.

4. Дети родителей-подростков находятся в менее выгодных по всем параметрам условиях развития. Даже оказываемая государственная помощь не может устранить проблемы связанные с ранним рождением детей.

5. Необходимо использовать все социально-педагогические профилактические средства для предотвращения неплановых случаев беременности и формирования ответственного родительства уже в подростковом возрасте.

Литература:

1. Борисов В.А. Демографическая теория и эффективность демографической политики в области рождаемости. М.: Мир, 2004.

2. Грушенко П.Р. Материнство и супружество несовершеннолетних женщин //«Социс». 2002. №11.

3. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: изд. МПСИ, 2006.

4. Роткирх А. Деторождение и его место в жизненном цикле петербургских женщин// Новый быт в современной России: Гендерные исследования повседневности/ под ред. Е.А. Здравомысловой, А. Роткирх, А.А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2009 (Труды факультета политических наук и социологии. Вып. 17).

5. Храмова Н. Г. Отцовство: путь восхождения// Семья России - научно-популярный журнал/ kino@semyarossii.ru

6. Шулакова Е. Ю. Формирование психологической готовности девушек к здоровому образу жизни и осознанному материнству: автореф. дис... канд. психол. наук/ Е. Ю. Шулакова. Н.Новгород, 2002.

7. Колпакова Л.М. Влияние ценностно-смысловых особенностей на субъектность ребенка в ситуации социального отчуждения// Казанский педагогический журнал, 2008. № 9. С. 68-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.