Научная статья на тему 'Воспитание толерантности в процессе профессиональной подготовки студентов специальности "Дошкольное воспитание и обучение"'

Воспитание толерантности в процессе профессиональной подготовки студентов специальности "Дошкольное воспитание и обучение" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саулина Л.В.

В статье подчеркивается актуальность и необходимость воспита-ния толерантности студентов педагогических заведений. Представлена система воспитания толерантности в процессе профессиональной под-готовки, изложены ее основные компоненты.Бүл мақалада мектепке дейінгі мекемелерде қызмет ететін болашақ ма-мандарды толеранттылыққа тәрбиелеу қажеттілігі және өзектілігі туралы қаралған. «Мектепке дейінгі тәрбиелеу мен оқыту» мамандықтарының білім алушыларының кәсіптік дайындығы кезіндегі толерантылыққа тәрбиелеу жүйесі оның негізгі бөліктері қарастырылған.This article tells that it is very important to bring up tolerance of pre-school organizations future teachers. It also contains the system of tolerance upbringing in the process of professional training of students of “Pre-school education and teaching” and its basic components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности в процессе профессиональной подготовки студентов специальности "Дошкольное воспитание и обучение"»

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ»

Саулина Л.В., зав. дошкольного отделения, Костанайский педагогический колледж

Специфика деятельности педагогов дошкольных учреждений предполагает осуществление профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», то есть в системе межличностных отношений, поэтому одним из значимых личностных

58

качеств будущих воспитателей дошкольных учреждений должна выступать толерант-ность.

Как указывается в Декларации принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года), толерантность является «необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов». Наличие толерантных отношений в обществе приводит к естественному, непринуждающему сотрудничеству, сближению людей разных культур. Непризнание и непринятие других национальных групп, религиозных институтов есть проявление интолерантного отношения, которое обусловливает возникновение конфликтов, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисеми-

тизма, отчуждения, маргинализации, дискриминации и т.д. Толерантное отношение к другой личности предполагает признание и понимание того, что личность не просто другая, но и имеет право быть другой. Проявление толерантного и уважительного отношения к другому способствует свободному и открытому диалогу, достижению согласия в обществе.

В философской литературе (B.C. Библер, М.Ганди, A.A. Деркач, М.Л.Кинг, М.С.Коган, А.Д.Сахаров, Е.В.Селезнева, В.А. Тишков и др.) имеются работы, раскрывающие понятие «толерантность». В психолого-педагогической литературе даются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки данной проблемы (Ш.А. Амонашвили, П.Я.Гальперин,

В.В.Давыдов, М.А. Данилов, И.П.Иванов, Д.Б. Эльконин и др.). Сущность толерантной культуры всегда интересовала Л.Н.Толстого. Методикой воспитания толерантности систематически занимались А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский,

ВЕСТНИК «ÖPAEY»

ш

1/2013

С.Т. Шацкий и др. Проблема терпимости рассматривалась в трудах многих зарубежных (И.Кант, Д.Локк, К.Поппер, Ж.-Ж. Руссо, Г.Спенсер,

A.Шопенгауэр и др.) и российских философов (Н.А.Бердяев, А.П.Куницын,

B.С.Соловьев).

Несмотря, на казалось бы, достаточную теоретическую разработку данного вопроса, практическая сторона ее решения остается освещенной не до конца. Поэтому в поле научного интереса педагогов специальности «Дошкольное воспитание и обучение» - способы и формы воспитания толерантности у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Толерантность не возникает на пустом месте и не является вро-жденной, как и практически любое нравственное качество. Толерант-ность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самости-мулированию) и коррекции на протяжении всего периода профессио-нальной подготовки будущего педагога.

В период получения специальности обучающиеся должны научиться проявлять толерантность в межличностном общении и взаимодействии с различными людьми, независимо от их социально-психологических и культурных особенностей, воспринимать социум через призму не только собственных интересов, взглядов, мнений, но и интересов, взглядов, мнений других. Необходимо уже с первых дней обучения воспитывать у учащихся толерантность, отожествляя ее с терпимостью, принятием, пониманием, уважением. Толерантность предполагает осознанный контроль за

1/2013

своими эмоциями, мыслями, поведением, психическим состоянием, которые отвечают за позитивное отношение к другим людям в межличностном общении и взаимодействии.

Приступая к решению вышеизложенной проблемы, преподаватели кафедры «Дошкольное воспитание» Костанайского педагогического колледжа провели исследование, с целью выявления уровня осведомленности учащихся специальности относительно данной проблемы. Для начала необходимо было выяснить, какое место в субъектном тезаурусе учащихся занимает понятие «толерантность». С этой целью мы предложили учащимся структурировать и схематизировать свои представления о толерантности. Был составлен список всего из 10 понятий, который затем был расширен 59 до 20. Кроме того, для более детального исследо-вания, был определен уровень сформированности умения строить бес-конфликтные внутри-групповые и межгрупповые отношения (среди групп специальности), который диагностировали методом групповой экспертной оценки. Экспертами выступали преподаватели как общих, так и специальных дисциплин.

Анализ результатов распределения учащихся по сформированности строить бесконфликтные отношения показал, что 32 % учащихся способны строить бесконфликтные отношения и поддерживать это качество у других, 41 % учащихся способны строить бесконфликтные отношения, но равнодушны к отсутствию этого качества у товарищей, 25 % учащихся способны -БЕСГНЖ «ОРЛ№>

строить бесконфликтные отношения, но только в присутствии педагога, 2 % вообще не умеют строить бесконфликтные отношения.

Полученные данные позволили констатировать, что большинству учащихся не знаком термин «толерантность», а формы его проявления к окружающим знакомы частично. Поэтому, с целью решения обозначенной проблемы, педагогами кафедры была разработана система подготовки «толерантного специалиста» для дошкольных учреждений.

Система воспитания толерантности в процессе профессиональной подготовки предполагает реализацию следующих ее компонентов

Введение в программы курсов дошкольной педагогики, психоло-гии, 60 этнопедагогики, культурологи, религиоведения и частных методик, отдельных аспектов рассмотрения толерантности.

1. Работа в процессе обучения, предполагающая изучение обучаемыми национально-регионального компонента содержания образования, построенного на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей.

2. Работа во внеучебное время: участие в социально-педагогических проектах колледжа, города, области.

3. Введение факультативного курса «Основы толерантности».

Наиболее значимым и перспективным, на наш взгляд, является введение факультативного курса «Основы толерантности». Главной целью которого, является уточнение и систематизация знаний учащихся о понятии «толе-ВЕСТНИК «ОРЛГО> -

рантность», формах ее проявления; развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. Программа курса рассчитана на 1 год. Содержание курса мы предлагаем разделить на три этапа.

На первом необходимо дать будущим воспитателям знания о цен-ности ненасилия, правах человека, границах толерантности. С этой це-лью планируем использовать беседы, диалоги, анализ конкретных си-туаций. Особую значимость имеет проведение дискуссий, задача кото-рых состоит в том, чтобы предоставить возможность получить разнообразную информацию от собеседников, проверить и уточнить, собственные представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

На втором этапе необходимо создать предпосылки для выработки умения понимать, другого человека и контролировать собственное эмоциональное состояние. Решение этих задач происходит путем вовлечения будущих специалистов дошкольного образования в игровые упражнения, беседы, просмотр видеосюжетов. Ведущим средством на данном этапе будут являться элементы социально-психологического тренинга, позволяющие понять основные особенности другого человека.

На третьем этапе необходимо стимулировать будущих воспитате-лей на самостоятельный поиск толерантных _1/2013

способов взаимодействия и создание предпосылок для выработки способности к осуществлению толерантных действий. В связи с этим, важно использовать элементы социально-психологического тренинга, дискуссии, анализ конкретных ситуаций. Доминирующим средством является ролевая игра, способст-вующая не только осознанию, но и практическому отрабатыванию и закреплению форм поведения на основе толерантности.

Таким образом, воспитание толерантности у студентов остается в ряду наиболее востребованных и актуаль-ныхпроблемвнастоящеевремя.Однако мы не можем заявить с уверенностью, что после реализации предложенной

Список литературы:

1. Батурина, О.С Формирование культуры толерантности студенческой молодежи Текст. /О.С. Батурина. - Казань: ТГГПУ, 2008. - 114 с.

2. Вислова А. Д. Формирование толерантной личности — стратегиче-ская задача образования // Социально-гуманитарные знания. -2009.-№4.-С. 152- 162.

3. Декларация принципов толе-

системы воспитания толерантности в ходе учебно-воспитательной деятельности толерантность станет значимым личностным качеством будущего педагога дошкольного учреждения, т.к. навыки толерантности не передаются по наследству, не приобретаются нотациями и наставлениями. Толерантному общению необходимо учиться на практике. Это такой же длительный и кропотливый процесс, как воспитание других личностных качеств. Необходимо помнить, что устойчивость и степень проявления толерантности достигается только тогда, когда знания в вопросе толерантности приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

61

рантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.dspace.ru/html/1280.index.html

4. Победа H.A. Толерантность: содержательные смыслы и социологи-ческая интерпретация // Социологические исследования. 2010. -№ 6.-С. 13-28.

Тушн

Бул макалада мектепке дешнп мекемелерде кызмет ететш болашак ма-мандарды толеранттылыкка тэрбиелеу кажеттшп жэне ©зектшп туралы караван. «Мектепке дешнп тэрбиелеу мен окыту» мамандьщтарыныц бшм алушыларыныц кэсштж дайынды^ы кезшдеп толерантылыкка тэрбиелеу жYЙесi оныц непзп б©лштер1 карастырылFан.

1/2013

ВЕСТНИК «ОРЛ№

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.