ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ»
Саулина Л.В., зав. дошкольного отделения, Костанайский педагогический колледж
Специфика деятельности педагогов дошкольных учреждений предполагает осуществление профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», то есть в системе межличностных отношений, поэтому одним из значимых личностных
58
качеств будущих воспитателей дошкольных учреждений должна выступать толерант-ность.
Как указывается в Декларации принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года), толерантность является «необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов». Наличие толерантных отношений в обществе приводит к естественному, непринуждающему сотрудничеству, сближению людей разных культур. Непризнание и непринятие других национальных групп, религиозных институтов есть проявление интолерантного отношения, которое обусловливает возникновение конфликтов, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисеми-
тизма, отчуждения, маргинализации, дискриминации и т.д. Толерантное отношение к другой личности предполагает признание и понимание того, что личность не просто другая, но и имеет право быть другой. Проявление толерантного и уважительного отношения к другому способствует свободному и открытому диалогу, достижению согласия в обществе.
В философской литературе (B.C. Библер, М.Ганди, A.A. Деркач, М.Л.Кинг, М.С.Коган, А.Д.Сахаров, Е.В.Селезнева, В.А. Тишков и др.) имеются работы, раскрывающие понятие «толерантность». В психолого-педагогической литературе даются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки данной проблемы (Ш.А. Амонашвили, П.Я.Гальперин,
В.В.Давыдов, М.А. Данилов, И.П.Иванов, Д.Б. Эльконин и др.). Сущность толерантной культуры всегда интересовала Л.Н.Толстого. Методикой воспитания толерантности систематически занимались А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский,
ВЕСТНИК «ÖPAEY»
ш
1/2013
С.Т. Шацкий и др. Проблема терпимости рассматривалась в трудах многих зарубежных (И.Кант, Д.Локк, К.Поппер, Ж.-Ж. Руссо, Г.Спенсер,
A.Шопенгауэр и др.) и российских философов (Н.А.Бердяев, А.П.Куницын,
B.С.Соловьев).
Несмотря, на казалось бы, достаточную теоретическую разработку данного вопроса, практическая сторона ее решения остается освещенной не до конца. Поэтому в поле научного интереса педагогов специальности «Дошкольное воспитание и обучение» - способы и формы воспитания толерантности у студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Толерантность не возникает на пустом месте и не является вро-жденной, как и практически любое нравственное качество. Толерант-ность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самости-мулированию) и коррекции на протяжении всего периода профессио-нальной подготовки будущего педагога.
В период получения специальности обучающиеся должны научиться проявлять толерантность в межличностном общении и взаимодействии с различными людьми, независимо от их социально-психологических и культурных особенностей, воспринимать социум через призму не только собственных интересов, взглядов, мнений, но и интересов, взглядов, мнений других. Необходимо уже с первых дней обучения воспитывать у учащихся толерантность, отожествляя ее с терпимостью, принятием, пониманием, уважением. Толерантность предполагает осознанный контроль за
1/2013
своими эмоциями, мыслями, поведением, психическим состоянием, которые отвечают за позитивное отношение к другим людям в межличностном общении и взаимодействии.
Приступая к решению вышеизложенной проблемы, преподаватели кафедры «Дошкольное воспитание» Костанайского педагогического колледжа провели исследование, с целью выявления уровня осведомленности учащихся специальности относительно данной проблемы. Для начала необходимо было выяснить, какое место в субъектном тезаурусе учащихся занимает понятие «толерантность». С этой целью мы предложили учащимся структурировать и схематизировать свои представления о толерантности. Был составлен список всего из 10 понятий, который затем был расширен 59 до 20. Кроме того, для более детального исследо-вания, был определен уровень сформированности умения строить бес-конфликтные внутри-групповые и межгрупповые отношения (среди групп специальности), который диагностировали методом групповой экспертной оценки. Экспертами выступали преподаватели как общих, так и специальных дисциплин.
Анализ результатов распределения учащихся по сформированности строить бесконфликтные отношения показал, что 32 % учащихся способны строить бесконфликтные отношения и поддерживать это качество у других, 41 % учащихся способны строить бесконфликтные отношения, но равнодушны к отсутствию этого качества у товарищей, 25 % учащихся способны -БЕСГНЖ «ОРЛ№>
строить бесконфликтные отношения, но только в присутствии педагога, 2 % вообще не умеют строить бесконфликтные отношения.
Полученные данные позволили констатировать, что большинству учащихся не знаком термин «толерантность», а формы его проявления к окружающим знакомы частично. Поэтому, с целью решения обозначенной проблемы, педагогами кафедры была разработана система подготовки «толерантного специалиста» для дошкольных учреждений.
Система воспитания толерантности в процессе профессиональной подготовки предполагает реализацию следующих ее компонентов
Введение в программы курсов дошкольной педагогики, психоло-гии, 60 этнопедагогики, культурологи, религиоведения и частных методик, отдельных аспектов рассмотрения толерантности.
1. Работа в процессе обучения, предполагающая изучение обучаемыми национально-регионального компонента содержания образования, построенного на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей.
2. Работа во внеучебное время: участие в социально-педагогических проектах колледжа, города, области.
3. Введение факультативного курса «Основы толерантности».
Наиболее значимым и перспективным, на наш взгляд, является введение факультативного курса «Основы толерантности». Главной целью которого, является уточнение и систематизация знаний учащихся о понятии «толе-ВЕСТНИК «ОРЛГО> -
рантность», формах ее проявления; развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. Программа курса рассчитана на 1 год. Содержание курса мы предлагаем разделить на три этапа.
На первом необходимо дать будущим воспитателям знания о цен-ности ненасилия, правах человека, границах толерантности. С этой це-лью планируем использовать беседы, диалоги, анализ конкретных си-туаций. Особую значимость имеет проведение дискуссий, задача кото-рых состоит в том, чтобы предоставить возможность получить разнообразную информацию от собеседников, проверить и уточнить, собственные представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.
На втором этапе необходимо создать предпосылки для выработки умения понимать, другого человека и контролировать собственное эмоциональное состояние. Решение этих задач происходит путем вовлечения будущих специалистов дошкольного образования в игровые упражнения, беседы, просмотр видеосюжетов. Ведущим средством на данном этапе будут являться элементы социально-психологического тренинга, позволяющие понять основные особенности другого человека.
На третьем этапе необходимо стимулировать будущих воспитате-лей на самостоятельный поиск толерантных _1/2013
способов взаимодействия и создание предпосылок для выработки способности к осуществлению толерантных действий. В связи с этим, важно использовать элементы социально-психологического тренинга, дискуссии, анализ конкретных ситуаций. Доминирующим средством является ролевая игра, способст-вующая не только осознанию, но и практическому отрабатыванию и закреплению форм поведения на основе толерантности.
Таким образом, воспитание толерантности у студентов остается в ряду наиболее востребованных и актуаль-ныхпроблемвнастоящеевремя.Однако мы не можем заявить с уверенностью, что после реализации предложенной
Список литературы:
1. Батурина, О.С Формирование культуры толерантности студенческой молодежи Текст. /О.С. Батурина. - Казань: ТГГПУ, 2008. - 114 с.
2. Вислова А. Д. Формирование толерантной личности — стратегиче-ская задача образования // Социально-гуманитарные знания. -2009.-№4.-С. 152- 162.
3. Декларация принципов толе-
системы воспитания толерантности в ходе учебно-воспитательной деятельности толерантность станет значимым личностным качеством будущего педагога дошкольного учреждения, т.к. навыки толерантности не передаются по наследству, не приобретаются нотациями и наставлениями. Толерантному общению необходимо учиться на практике. Это такой же длительный и кропотливый процесс, как воспитание других личностных качеств. Необходимо помнить, что устойчивость и степень проявления толерантности достигается только тогда, когда знания в вопросе толерантности приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
61
рантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.dspace.ru/html/1280.index.html
4. Победа H.A. Толерантность: содержательные смыслы и социологи-ческая интерпретация // Социологические исследования. 2010. -№ 6.-С. 13-28.
Тушн
Бул макалада мектепке дешнп мекемелерде кызмет ететш болашак ма-мандарды толеранттылыкка тэрбиелеу кажеттшп жэне ©зектшп туралы караван. «Мектепке дешнп тэрбиелеу мен окыту» мамандьщтарыныц бшм алушыларыныц кэсштж дайынды^ы кезшдеп толерантылыкка тэрбиелеу жYЙесi оныц непзп б©лштер1 карастырылFан.
1/2013
ВЕСТНИК «ОРЛ№