К. С. Шалгимбекова,
канд.пед.наук, главный спег^иалист филиала АО «НЦПК « врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
He?i)?i свздер: толерант-тылыц, этникалыц топтар, келшм, мэдениет, тэрбие.
Ключевые слова: толерантность, этнические группы, согласие, культура, воспитание.
Keywords: tolerance, ethnic groups, accordance, culture, breeding.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Ацдатпа
Ka3ipri мацызды мэселенщ 6ipi ултаралык карым-каты-нас мэдениетш калыптастыру K;a3ipri когамнын кажеттш-ri. Зерттеу жумысыныц максаты мектеп пен жогаргы бшм беру жуйесшде толеранттыльщ к;арым-к;атынасты беютуге арналган механизмд1 карастыру. Зерттеудщ непзп эд1С1 ана-литикальщ зерттеу эд!ci болып табылады. Жумыстын нэти-жеа толеранттыльщ к;арым-к;атынасты тэрбиелеу бойынша жумысты жоспарлау кезшде осы мэселеш нактылы жэне кер-некшк туршде карастыру.
Аннотация
Формирование культуры межнационального общения является одним из актуальнейших вопросов современности, потребностью и одновременно характеристикой современного общества. Целью исследования является рассмотрение механизма для утверждения идеи толерантности в системе школьного и университетского образования. Основной метод исследования - аналитический. Результатом является более подробное и наглядное рассмотрение данного вопроса, что §
поможет при планировании работы по воспитанию толерант- щ
t-
НОСТИ. О
Annotation О
С
The forming of the culture of international communication is О
considered to be one of the most modern problems of the present Щ
days and it's also the demand and characteristic feature of the g
modern society. The purpose of the research is to examine the ^
mechanism for the approval of the idea of tolerance in the system ^
of school and university education. The basic method of the g:
research is analytical. The result of the research is presented by С
the detailed and visual research of this problem that can help the §
teachers to plan their work while training the tolerance. <j
H
С
В современных условиях, когда процессы глобализации q
делают мировое сообщество более взаимосвязанным и ÏÏ
взаимозависимым, принцип толерантности, прежде всего, S
является принципом безопасности. Все международные и ^
межнациональные конфликты возникают из-за непонима- §
ния, так и в современном мире развитие толерантности щ
является важной основой культуры межэтнического со- еЭ
ж
асия. ^
Согласно Декларации принципов терпимости, приня- ^
н
гласия. ^
той Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «Толе- & рантность означает уважение, принятие и понимание пра-
ж
вильного богатства разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов выражения нашей индивидуальности; это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает достижение мира возможным, и способствует замене культуры войны культурой мира» [3].
Это определение подразумевает терпимое отношение к другим этническим группам, расам, полам, языкам, религиям, политическим или другим мнениям. Стремление к дружбе народов, признание прав «чужих», имеет долгую историю.
Казахстан, расположенный между Востоком и Западом, был и остается своеобразным мостом, который позволяет накоплять и объединять экономическую модернизацию и культурные традиции различных цивилизаций на протяжении веков. Сегодня существует необходимость в создании системы воспитания и образования, которая будет решать вопрос о «межкультурном диалоге», уважительном отношении К к представителям различных этнических, га религиозных и социальных групп и слоев О населения.
О Политический анализ основных особен-О ностей международного сотрудничества в Щ Казахстане показывает, что в республике
2 есть основа для этнической толерантно-
^ сти в виде близости культурных традиций о
<С своего народа, развития культурных меха-
Ч низмов, которые регулируют конфликты,
С противоречия, этническую взаимодопол-
К няемость. Традиции толерантности народа К
<! Казахстана являются частью нашей духов-
К ной жизни, основанной на принципах вза-
^ имной помощи, гостеприимстве, уважении
га к старшим и т.д.
^ Основным механизмом для утверждения
® идеи толерантности должна быть система
О школьного и университетского образова-
С ния, которая собирает под одной крышей га
3 детей и молодых людей, принадлежащих 3 к различным этническим и религиозным <3 общинам. Воспитание в духе толерантно-
^ г-
^ сти должно быть направлено на противо-^ действие влиянию, вызывающему чувство
страха и отчуждения по отношению к другой. Это должно помочь молодым людям в развитии потенциала для самостоятельного и критического мышления и суждений, основанных на моральных ценностях.
Также система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.
В солидарности, понимаемой как общность интересов, единодушие, воспроизводятся значимые для людей ценности, которые, «двигаясь» от человека к человеку, высвечиваясь новыми гранями, порождая моральный резонанс, отражают нравственную сущность людей: «Это проникновенная сопричастность человечности как общей "родовой сущности" друг друга, сопричастность, где сливается социально-общее и индивидуально-личностное гуманное начало жизни. Эта сопричастность, этот моральный резонанс может наиболее интенсивно протекать при весьма различном "балансе" схожести и различия душевных качеств индивидов. Все зависит от нравственного содержания этих качеств, их стыковки в эффективно действующую, устойчивую и радостную систему межличностных отношений» [5, с. 59].
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между всеми детьми класса, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Дети узнают о расовых и тендерных раз-
ш
линиях в очень молодом возрасте, и в возрасте двенадцати лет они уже образовывают стереотипы. В самом деле, последние исследования показывают, что обучение толерантности является наиболее эффективным в возрасте от четырех до девяти лет. Поэтому, важно научить толерантности маленьких детей и продолжать усиливать обучение с течением времени. Возрастная целесообразность учитывается при создании различных программ, разработанных педагогами [7].
Нетерпимость окружает общество, следовательно, трудно контролировать то, что узнается в классе и в не учебном окружении ребенка. Кроме того, общины в целом должны хотеть реализовать программу воспитания толерантности в школах. Например, учителя должны обучаться и проходить инструктаж о том, как моделировать идеи и сегодняшние ценности.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения между учителем и учениками. Следовательно, одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка принимать другого как значимого и ценного, и, в тоже время, относиться к своим собственным взглядам критически.
Если педагог сориентирован на постижение смыслов поведения и поступков детей, то это означает, что в воспитательной деятельности на первый план он ставит задачи понимания ребенка.
Обучение студентов знаниям о других культурах, расах, религиях и полах помогает им понять людей, которые отличаются от них самих. Понимание в конечном итоге приводит к большей терпимости. Воспитание навыков критического мышления, создание ролевой игры, и кооперативное обучение зарекомендовали себя как эффективные инструменты обучения [6].
В качестве одного из основных факто-
ров национального единства в нашей стране - образования и воспитания молодого поколения Казахстана в соответствии со значениями терпимости и гармонии - мы должны перечислить меры, которые будут реализованы в рамках системы образования (в соответствии с Доктриной национального Единства Казахстана):
• развитие этнических и культурных образовательных программ, предназначенных для всех уровней обучения;
• введение в дошкольные, средние, профессионально-технические учебные заведения и учреждения интерактивных методов обучения этнической и культурной толерантности, формирование сильных положительных стереотипов представителей межкультурной окружающей среды;
• создание условий для преподавания обязательного курса «Основы религиоведения» в школах в целях повышения осведомленности и знаний о религии молодого поколения;
• профессиональное развитие учителей и обеспечение их учебными материалами по методам внедрения духовного согласия в воспитание молодых людей, основ толерантности и межкультурной коммуникации;
• содействие в разработке и приобретению учебных материалов, распространения периодических изданий, теле- и радиопередач на языках этнических групп в местах их проживания;
• разработка школьных музеев исторической, боевой и трудовой славы народа Казахстана;
• расширение взаимодействия между школами и родителями через внешкольные мероприятия для этнического и культурного образования, способствующих гражданственности, терпимости и культурному межэтническому согласию молодого поколения;
• проведение годовой национальной патриотической акции «Менщ ел1м», посвященной Дню единства народов Казахстана, направленной на консолидацию общества и
в; К X
га Ч
О
«
о с
о га га
В
2
<
н
о £
«
о с в; К х <с н X С о о
га
га Ч га О оС га га X -а
£ Н
ьс <
ш
укрепление казахстанского патриотизма.
Эти меры должны способствовать дальнейшей консолидации идей и традиций этнической и религиозной толерантности среди молодого поколения [1].
На сегодняшний день в стране существует почти 3500 школ, где ученики учатся на казахском, 2500 - на русском, 78 - на узбекском языке, 13 - на уйгурском, 3 - на таджикском, 1 - на украинском. Школьные предметы преподаются на нескольких языках в 2017 школах республики [2].
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Основная цель воспитания в этом слу-
сн чае: к
щ • содействовать максимально широки
кому распространению идеи и социальных
§ образцов толерантности, практическое при-
С общение к культуре толерантности детей;
2 • способствовать формированию лич-
д" ности, обладающей чувством собственного
2 достоинства и уважения к людям, умеющей
^ строить отношения в процессе взаимодей-
^ ствия с учащимися разных верований, на-
О циональностеи на основе сотрудничества и
^ взаимопонимания.
® Говоря о межкультурной коммуникации
^ в контексте реалий настоящего, духовных и К
д нравственных ценностей народа, в том чис-
О ле человечества и сострадания, доброты и
й гостеприимства, открытости и миролюбия, можно сказать, что толерантность являет-
^ ся этическим принципом, который присущ
§ Казахстану, и который является его наибо-
щ лее важной особенностью, ориентирован-
£ ной на сохранение мировой гармонии.
ж
^ Итак, толерантность - глобальная про-^ блема, и наиболее эффективным способом « ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в
духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
ЛИТЕРАТУРА
1. The Doctrine of National Unity of Kazakhstan. [Электронный ресурс] // The permanent mission of the Republic of Kazakhstan to the United Nations. - URL: http://www.kazakhstanun.org/press-releases/ the-doctrine-of-national-unity-of-kazakhstan. html
2. Воспитание толерантности у учащихся [Электронный ресурс] // kopilkaurokov.ru - сайт для учителей. -URL: http://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/ prochee/238712
3. Конвенция о принципах толерантности. Электронный ресурс] // Тамбовский образовательный портал. - URL: http:// club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp043/rabot/18/ convention_of_principles_on_tolerance.html
4. Празднование 20-летие Ассамблеи народа Казахстана. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Костанайского Филиала ЧелГУ. - URL: http://csu.kz/index.php/ biblioteka/knizhnye-vystavki/336-vystavki-yanvarya
5. Хома, О. Философские культуры: терпимость, толерантность и признание [Текст]/0. Хома // Вопросы философии. -2011,- №9. - С. 54 — 65.
6. Лопухова, Ю.В. О воспитании толерантности студентов вуза [Текст]/Ю.В. Лопухова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
7. Богинская, Ю. В. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы [Текст]/ Ю.В. Богинская, Т.А. Бай-рак // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 118-120.