Научная статья на тему 'Толерантность как показатель уровня межнационального общения подрастающего поколения'

Толерантность как показатель уровня межнационального общения подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ETHNIC GROUPS / ACCORDANCE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ВОСПИТАНИЕ / BREEDING / СОГЛАСИЕ / ТОЛЕРАНТТЫЛЫқ / ЭТНИКАЛЫқ ТОПТАР / КЕЛіСіМ / МЭДЕНИЕТ / ТәРБИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалгимбекова К.С.

Формирование культуры межнационального общения является одним из актуальнейших вопросов современности, потребностью и одновременно характеристикой современного общества. Целью исследования является рассмотрение механизма для утверждения идеи толерантности в системе школьного и университетского образования. Основной метод исследования аналитический. Результатом является более подробное и наглядное рассмотрение данного вопроса, что поможет при планировании работы по воспитанию толерантности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность как показатель уровня межнационального общения подрастающего поколения»

К. С. Шалгимбекова,

канд.пед.наук, главный спег^иалист филиала АО «НЦПК « врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

He?i)?i свздер: толерант-тылыц, этникалыц топтар, келшм, мэдениет, тэрбие.

Ключевые слова: толерантность, этнические группы, согласие, культура, воспитание.

Keywords: tolerance, ethnic groups, accordance, culture, breeding.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Ацдатпа

Ka3ipri мацызды мэселенщ 6ipi ултаралык карым-каты-нас мэдениетш калыптастыру K;a3ipri когамнын кажеттш-ri. Зерттеу жумысыныц максаты мектеп пен жогаргы бшм беру жуйесшде толеранттыльщ к;арым-к;атынасты беютуге арналган механизмд1 карастыру. Зерттеудщ непзп эд1С1 ана-литикальщ зерттеу эд!ci болып табылады. Жумыстын нэти-жеа толеранттыльщ к;арым-к;атынасты тэрбиелеу бойынша жумысты жоспарлау кезшде осы мэселеш нактылы жэне кер-некшк туршде карастыру.

Аннотация

Формирование культуры межнационального общения является одним из актуальнейших вопросов современности, потребностью и одновременно характеристикой современного общества. Целью исследования является рассмотрение механизма для утверждения идеи толерантности в системе школьного и университетского образования. Основной метод исследования - аналитический. Результатом является более подробное и наглядное рассмотрение данного вопроса, что §

поможет при планировании работы по воспитанию толерант- щ

t-

НОСТИ. О

Annotation О

С

The forming of the culture of international communication is О

considered to be one of the most modern problems of the present Щ

days and it's also the demand and characteristic feature of the g

modern society. The purpose of the research is to examine the ^

mechanism for the approval of the idea of tolerance in the system ^

of school and university education. The basic method of the g:

research is analytical. The result of the research is presented by С

the detailed and visual research of this problem that can help the §

teachers to plan their work while training the tolerance. <j

H

С

В современных условиях, когда процессы глобализации q

делают мировое сообщество более взаимосвязанным и ÏÏ

взаимозависимым, принцип толерантности, прежде всего, S

является принципом безопасности. Все международные и ^

межнациональные конфликты возникают из-за непонима- §

ния, так и в современном мире развитие толерантности щ

является важной основой культуры межэтнического со- еЭ

ж

асия. ^

Согласно Декларации принципов терпимости, приня- ^

н

гласия. ^

той Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «Толе- & рантность означает уважение, принятие и понимание пра-

ж

вильного богатства разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов выражения нашей индивидуальности; это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает достижение мира возможным, и способствует замене культуры войны культурой мира» [3].

Это определение подразумевает терпимое отношение к другим этническим группам, расам, полам, языкам, религиям, политическим или другим мнениям. Стремление к дружбе народов, признание прав «чужих», имеет долгую историю.

Казахстан, расположенный между Востоком и Западом, был и остается своеобразным мостом, который позволяет накоплять и объединять экономическую модернизацию и культурные традиции различных цивилизаций на протяжении веков. Сегодня существует необходимость в создании системы воспитания и образования, которая будет решать вопрос о «межкультурном диалоге», уважительном отношении К к представителям различных этнических, га религиозных и социальных групп и слоев О населения.

О Политический анализ основных особен-О ностей международного сотрудничества в Щ Казахстане показывает, что в республике

2 есть основа для этнической толерантно-

^ сти в виде близости культурных традиций о

<С своего народа, развития культурных меха-

Ч низмов, которые регулируют конфликты,

С противоречия, этническую взаимодопол-

К няемость. Традиции толерантности народа К

<! Казахстана являются частью нашей духов-

К ной жизни, основанной на принципах вза-

^ имной помощи, гостеприимстве, уважении

га к старшим и т.д.

^ Основным механизмом для утверждения

® идеи толерантности должна быть система

О школьного и университетского образова-

С ния, которая собирает под одной крышей га

3 детей и молодых людей, принадлежащих 3 к различным этническим и религиозным <3 общинам. Воспитание в духе толерантно-

^ г-

^ сти должно быть направлено на противо-^ действие влиянию, вызывающему чувство

страха и отчуждения по отношению к другой. Это должно помочь молодым людям в развитии потенциала для самостоятельного и критического мышления и суждений, основанных на моральных ценностях.

Также система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

В солидарности, понимаемой как общность интересов, единодушие, воспроизводятся значимые для людей ценности, которые, «двигаясь» от человека к человеку, высвечиваясь новыми гранями, порождая моральный резонанс, отражают нравственную сущность людей: «Это проникновенная сопричастность человечности как общей "родовой сущности" друг друга, сопричастность, где сливается социально-общее и индивидуально-личностное гуманное начало жизни. Эта сопричастность, этот моральный резонанс может наиболее интенсивно протекать при весьма различном "балансе" схожести и различия душевных качеств индивидов. Все зависит от нравственного содержания этих качеств, их стыковки в эффективно действующую, устойчивую и радостную систему межличностных отношений» [5, с. 59].

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между всеми детьми класса, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Дети узнают о расовых и тендерных раз-

ш

линиях в очень молодом возрасте, и в возрасте двенадцати лет они уже образовывают стереотипы. В самом деле, последние исследования показывают, что обучение толерантности является наиболее эффективным в возрасте от четырех до девяти лет. Поэтому, важно научить толерантности маленьких детей и продолжать усиливать обучение с течением времени. Возрастная целесообразность учитывается при создании различных программ, разработанных педагогами [7].

Нетерпимость окружает общество, следовательно, трудно контролировать то, что узнается в классе и в не учебном окружении ребенка. Кроме того, общины в целом должны хотеть реализовать программу воспитания толерантности в школах. Например, учителя должны обучаться и проходить инструктаж о том, как моделировать идеи и сегодняшние ценности.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения между учителем и учениками. Следовательно, одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка принимать другого как значимого и ценного, и, в тоже время, относиться к своим собственным взглядам критически.

Если педагог сориентирован на постижение смыслов поведения и поступков детей, то это означает, что в воспитательной деятельности на первый план он ставит задачи понимания ребенка.

Обучение студентов знаниям о других культурах, расах, религиях и полах помогает им понять людей, которые отличаются от них самих. Понимание в конечном итоге приводит к большей терпимости. Воспитание навыков критического мышления, создание ролевой игры, и кооперативное обучение зарекомендовали себя как эффективные инструменты обучения [6].

В качестве одного из основных факто-

ров национального единства в нашей стране - образования и воспитания молодого поколения Казахстана в соответствии со значениями терпимости и гармонии - мы должны перечислить меры, которые будут реализованы в рамках системы образования (в соответствии с Доктриной национального Единства Казахстана):

• развитие этнических и культурных образовательных программ, предназначенных для всех уровней обучения;

• введение в дошкольные, средние, профессионально-технические учебные заведения и учреждения интерактивных методов обучения этнической и культурной толерантности, формирование сильных положительных стереотипов представителей межкультурной окружающей среды;

• создание условий для преподавания обязательного курса «Основы религиоведения» в школах в целях повышения осведомленности и знаний о религии молодого поколения;

• профессиональное развитие учителей и обеспечение их учебными материалами по методам внедрения духовного согласия в воспитание молодых людей, основ толерантности и межкультурной коммуникации;

• содействие в разработке и приобретению учебных материалов, распространения периодических изданий, теле- и радиопередач на языках этнических групп в местах их проживания;

• разработка школьных музеев исторической, боевой и трудовой славы народа Казахстана;

• расширение взаимодействия между школами и родителями через внешкольные мероприятия для этнического и культурного образования, способствующих гражданственности, терпимости и культурному межэтническому согласию молодого поколения;

• проведение годовой национальной патриотической акции «Менщ ел1м», посвященной Дню единства народов Казахстана, направленной на консолидацию общества и

в; К X

га Ч

О

«

о с

о га га

В

2

<

н

о £

«

о с в; К х <с н X С о о

га

га Ч га О оС га га X -а

£ Н

ьс <

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

укрепление казахстанского патриотизма.

Эти меры должны способствовать дальнейшей консолидации идей и традиций этнической и религиозной толерантности среди молодого поколения [1].

На сегодняшний день в стране существует почти 3500 школ, где ученики учатся на казахском, 2500 - на русском, 78 - на узбекском языке, 13 - на уйгурском, 3 - на таджикском, 1 - на украинском. Школьные предметы преподаются на нескольких языках в 2017 школах республики [2].

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания в этом слу-

сн чае: к

щ • содействовать максимально широки

кому распространению идеи и социальных

§ образцов толерантности, практическое при-

С общение к культуре толерантности детей;

2 • способствовать формированию лич-

д" ности, обладающей чувством собственного

2 достоинства и уважения к людям, умеющей

^ строить отношения в процессе взаимодей-

^ ствия с учащимися разных верований, на-

О циональностеи на основе сотрудничества и

^ взаимопонимания.

® Говоря о межкультурной коммуникации

^ в контексте реалий настоящего, духовных и К

д нравственных ценностей народа, в том чис-

О ле человечества и сострадания, доброты и

й гостеприимства, открытости и миролюбия, можно сказать, что толерантность являет-

^ ся этическим принципом, который присущ

§ Казахстану, и который является его наибо-

щ лее важной особенностью, ориентирован-

£ ной на сохранение мировой гармонии.

ж

^ Итак, толерантность - глобальная про-^ блема, и наиболее эффективным способом « ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в

духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

ЛИТЕРАТУРА

1. The Doctrine of National Unity of Kazakhstan. [Электронный ресурс] // The permanent mission of the Republic of Kazakhstan to the United Nations. - URL: http://www.kazakhstanun.org/press-releases/ the-doctrine-of-national-unity-of-kazakhstan. html

2. Воспитание толерантности у учащихся [Электронный ресурс] // kopilkaurokov.ru - сайт для учителей. -URL: http://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/ prochee/238712

3. Конвенция о принципах толерантности. Электронный ресурс] // Тамбовский образовательный портал. - URL: http:// club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp043/rabot/18/ convention_of_principles_on_tolerance.html

4. Празднование 20-летие Ассамблеи народа Казахстана. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Костанайского Филиала ЧелГУ. - URL: http://csu.kz/index.php/ biblioteka/knizhnye-vystavki/336-vystavki-yanvarya

5. Хома, О. Философские культуры: терпимость, толерантность и признание [Текст]/0. Хома // Вопросы философии. -2011,- №9. - С. 54 — 65.

6. Лопухова, Ю.В. О воспитании толерантности студентов вуза [Текст]/Ю.В. Лопухова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.

7. Богинская, Ю. В. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы [Текст]/ Ю.В. Богинская, Т.А. Бай-рак // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 118-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.