Научная статья на тему 'Тренинг как универсальный метод интерактивного обучения будущих педагогов дошкольного образования'

Тренинг как универсальный метод интерактивного обучения будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюшина Л.И.

В данной статье представлена информация об использовании образовательной подготовки в подготовке специалистов для дошкольного образования. В статье представлена методика и особенности ее проведения на практических занятиях по специальным дошкольным предметам и в учебной практике.Бүл мақалада мектепке дейінгі тәрбие мен оқыту мамандығын дайындауға байланысты қолданылатын треннингтер туралы айтылған.Мектепке дейінгі мамандықтардыңбілімдікпрактикасымендисциплинасыжайындапрактикалық сабақтарда оның әдістемесі мен жүйесі жөнінде ашылады.There is information about the usage of educational training in prepar-ing of specialists for pre-school in this article The methodic and specific of its conducting at the practical lessons in special pre-school subjects and in training practice are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренинг как универсальный метод интерактивного обучения будущих педагогов дошкольного образования»

ТРЕНИНГ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Артюшина Л.И., заведующая кафедрой дошкольного воспитания Костанайского педагогического колледжа

Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть успешная личность XXI века: открытой к внешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также положительное и доброжелательное отношение к себе и окружающим. По мнению учёных, это в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающего поколения, от их интеллектуальных и нравственных качеств».

Дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Поэтому развитие системы дошкольного образования является важным направлением государственной политики Республики Казахстан.

В рамках реализации программы «Балапан» в сфере дошкольного образования происходят небывалые перемены к лучшему:

47

ВЕСТНИК «ОРЛ№

создаются новые виды дошкольных фессионализма дошкольных работни-

органи-заций, обеспечивающие вари- ков и качества их подготовки. ативность педагоги-ческого процесса, В этом контексте актуальны зада-

ориентиро-ванного на индивидуаль- чи, поставленные в программе «Бала-

ность ребенка и запросы современных пан»: обеспечение дошкольных орга-

родителей; совершенствуется законо- низаций педагогическими кадрами,

дательная база; становится более со- имеющими высокий уровень акаде-

временным материально-техническое мической грамотности, готовность

оснащение. Заметно возрастает каче- учиться и наличие мотивации учить,

ство образовательных услуг, предо- хорошо развитые коммуникативные

ставляемых дошкольными организа- навыки, умение наблюдать за ребён-

циями республики. ком и грамотно корректировать его

Дальнейшее развитие дошколь- развитие. ного образования зависит от про-

Современные требования к уровню учения - одно из важнейших направ-

и качеству подготовки кадров для до- лений совершенствования подготовки

школьных организаций предполага- студентов в Костанайском педагоги-

ют поиск путей оптимизации учебно- ческом колледже.

го процесса, а именно - смена акцента Интерактивное обучение — это

с влияния на взаимодействие, повы- специальная форма организации по-

шение роли проблемно-поисковых, знавательной деятельности. Она под-

информационных, исследовательских разумевает вполне конкретные и про-

и интерактивных методов обучения. гнозируемые цели. Цель состоит в

Внедрение интерактивных форм об- создании комфортных условий обу-

-1/2013

чения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Педагоги кафедры дошкольного обучения и воспитания исполь-зуют следующие интерактивные формы обучения: круглый стол (дис-куссия, дебаты), мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака), дело-вые и ролевые игры, мастер-класс, видеоконференции, фокус-группа, учебные тренинги. Они помогают связать теоретические знания с прак-тикой, способствуют развитию творческих способностей будущих спе-циалистов дошкольных организаций, совершенствованию навыков са-мостоятельной работы, открывают пути для осуществления полноцен-ной профессиональной карьеры. Используя эти методы, преподаватель эмоционально раскрепощает разум своих студентов, более того, он сам меняется как личность: становится более гуманным и демократичным.

Учебный тренинг является наиболее востребованным методом обучения, предпочитаемым большинством преподавателей и студентов. Нам представляется возможным включение тренингов в план практических занятий по дисциплинам: «Психология», «Педагогика», «Теория и методика

1/2013

развития речи», «Методика ИЗО», «Введение в специальность» «Педма-стерство», «Основы педагогической этики», «Этнопедагогика» и др.

Тренинг - (training, перевод с английского), означает «обучение, воспитание, тренировка». Этим термином в англоязычной литературе обозначается почти любое обучение, направленное на развитие определенных навыков (от обучения компьютерным программам до стратегического планирования).

Тренинг долгое время использовался на Западе как метод психо-коррекционной работы, а затем стал методом массового обучения студентов. Этот метод по праву можно считать королем интерактивных методов, так как он служит не только практическому применению теории («дело 49 на основе теории»), но и практически обучает самой теории («теория из живой практики»).

Учебный тренинг - это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка конкретных навыков, а обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности, так необходимых педагогу, работающему с маленькими детьми.

Важной особенностью учебного тренинга является такое взаимодейст-вие обучаемых, которое превращает обычную студенческую группу в наглядную модель различных социально-психологических и педагоги-ческих явлений, в исследовательский полигон или практическую лабо-раторию для коррекции.

Дух соревнования, соперничества, состязательности усиливает интел-5ЕСГНЖ «©PAEY»

лектуальную активность участников тренинга. При коллективном поиске истины срабатывает механизм психического заражения энтузиазмом, интеллектуальным подъемом. Мысль, высказанная вслух, тут же вызывает аналогичную или противоположную. Накал эмоций раскрепощает разум.

Тренинг, как правило, имеет большой воспитательный эффект: нужно быть терпимым к самым разнообразным мнениям, необходимо высказать

собственное отношение к проблеме, нужно постоянно со-трудничать и взаимодействовать со всеми участниками.

Тренинг предусматривает физическую, интеллектуальную, социальную, психологическую активность участников. Этот метод форми-рует профессиональные и коммуникативные способности будущих пе-дагогов. Он моделирует типовые, жизненные, педагогические, деловые конфликтные ситуации для наработки опыта.

В тренинге отрабатываются умения:

-выступать перед аудиторией; -считаться с интересами партнера; -вести переговоры; -признавать ценности личности другого человека;

ВЕСТНИК «ОРЛЕУ» .-

- делать оценку, самооценку. Тренинг шлифует мимику, пантомимику, определенное поведение, способы взаимодействия. Он может быть направлен на совершенствование определенной стороны психики: на развитие эмоций, воли, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Таким образом, тренинг побуждает студентов и преподавателя к самосовершенствованию. Тренинг -это универсальный метод обучения. Проведение учебного занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы.

Подготовка включает в себя: -работу над планом - сценарием тренинга;

-работу со студентами по их настрою на активное участие в реше-нии проблемы, выносимой на тренинг; -самоподготовку преподавателя; -подготовку оборудования, раздаточного материала;

-распределение ролей между участниками, хотя роли могут полу-чить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и

1/2013

критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге.

Учебный тренинг имеет следующую структуру:

I часть. Вводная - целевые установки, обсуждение правил, плана тренинга, регламента.

II часть. Разминка - это психологический отдых, создание доброжелательной атмосферы, знакомство участников тренинга (если группа новая) 2-3 игровых упражнения, настрой на сотрудничество, элементы аутотренинга.

III часть. Основная - включает в себя мини-лекции, видеосъемки и по-следующий видеоанализ, эвристические беседы, ролевые и деловые игры, работа в мини-группах, индивидуальные устные и письменные упражнения, групповые и подиумные дискуссии, мозговой штурм и другие всевозможные игры и упражнения, подчиненные главной цели тренинга, при этом важны коммуникативные и содержательные связи между играми.

IV часть. Заключительная - состоит из рефлексии (самоанализ, самооценка и подведение итогов). Как правило, преподаватель и студенты делают выводы о том, что узнали нового, чему научились, высказывают пожелания друг другу и делятся планами на будущее.

Проводя тренинги, педагоги колледжа придерживаются следующих правил:

1. Правило присутствия. В соответствии с ним педагог предупреждает студентов, что он никогда не сможет абсолютно точно спрогнозировать результаты тренинга. В про-

1/2013

цессе проведения занятий участники будут переживать разные эмоции, приятные и неприятные чувства, находиться в трудных ситуациях. Но все это не должно быть причиной желания досрочно прервать участие в тренинге.

2. Правило здесь-и-теперь. Это правило ориентирует студентов на то, чтобы предметом их анализа были процессы, происходящие в группе в данный момент, мысли, появляющиеся в данной конкретной ситуации.

3. Правило искренности и открытости. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению честной и открытой обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику, которая активизирует механизм межличностного взаимодействия.

4. Правило «Я». Согласно этому правилу все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это правило важно потому, что напрямую связано с основ-ной задачей тренинга: научиться брать на себя ответственность.

5. Правило активности. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку учебный тренинг относится к интерактив-ным методам обучения и развития, требование активного участия всех в работе группы является обязательным.

6. Правило конфиденциальности. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри груп-пы — естественное этическое требование, которое является услови-ем создания

51

■ БЕСШЖ «ОРЛЕУ»

и

атмосферы психологической безопасности.

7.Правило комфортности. Аудитория готовится с таким расчётом, чтобы студентам было легко пересаживаться для работы в боль-ших и малых группах, то есть создают физический комфорт. Деление студентов на группы сначала строится на основе добровольности, а затем используется принцип случайного выбора

Метод тренинга используем не только на учебных занятиях, но и в ходе подготовки студентов к практике. Наши преподаватели-методисты педагогической практики дошкольного отделения, разработали 12 тренин-говых занятий. Занятия проводятся до и после прохождения студентами педагогической практики, которая по 52 учебному плану организуется блочно шесть недель в семестр. Все тренинги условно разделили на четыре блока: «Введение в специальность», «Путь к успеху», «Первые шаги воспитателя», «Я - воспитатель», Первый блок занятий направлен на «введение» студентов в профессию, второй на самопознание личности, формирование адекватной самооценки и уверенного поведения на практике.

Блоки «Первые шаги воспитателя» и «Я - воспитатель» проводятся после прохождения практики с учетом анализа трудностей педагогической деятельности, с которыми столкнулись студенты во время практики. По итогам беседы и анкетирования студентов мы определяем ключевые вопросы, связанные с особенностями педагогической деятельности педагога дошкольного образования. Выявляем особенности планирования воспитательно-образовательной работы на основе циклограмм и технологических карт.

Таким образом, в процессе тренинга студенты не только готовятся к будущей профессии и предстоящей жизни, они живут на тренингах интересной полноценной жизнью, наслаждаясь ею, проявляя свою индивидуальность, оригинальность, уникальность, приобретают качества, необходимые для осуществления личностно-ориентированного обучения. Метод тренинга учение и обучение из тяжкой повинности превращает в радостный совместный труд преподавателя и студентов.

Тушн

Бул макалада мектепке дешнп тэрбие мен окыту мамандыгын flaébiHflayFa байланысты колданылатын треннингтер туралы aйтылFaн.Mектепке дешнп мамандьщтардьщбшмдшпрактикасымендисциплинасыжайындапрактикальщ сабактарда онын эдютемес мен жYЙесi женшде ашылады.

Resume

There is information about the usage of educational training in prepar-ing of specialists for pre-school in this article The methodic and specific of its conducting at the practical lessons in special pre-school subjects and in training practice are given.

ВЕСТНИК «ÔPAEY» -

1/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.