Научная статья на тему 'Воспитание толерантности как аспект профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа'

Воспитание толерантности как аспект профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL TRAINING / TOLERANCE / EDUCATION OF TOLERANCE / PRINCIPALS / MEANS OF TOLERANCE EDUCATION / INDICATORS / КәСіБИ ДАЯРЛАУ / ТОЛЕРАНТТЫЛЫқ / ТОЛЕРАНТ-ТЫЛЫқТЫ ТәРБИЕЛЕУ / ПРИНЦИПТЕР / ТОЛЕРАНТТЫЛЫқТЫ ТәРБИЕЛЕУ ШАРТТАРЫ / КөРСЕТКіШТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саулина Л. В.

Статья посвящена вопросу воспитания толерантности студентов педагогического колледжа. Раскрывается сущность и значение воспитания толерантности студентов педагогической специальности. Обозначены основополагающие принципы и условия воспитания в процессе работы со студентами, определены показатели толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности как аспект профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа»

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

Л.В. Саулина,

магистр педагогики, заведующая дошкольным отделением

КГКП «Костанайский педагогический колледж»

Нег1зг1 свздер: кэЫби даяр-лау, толеранттылъщ, толерант-тылыцты тэрбиелеу, принциптер, толеранттылыцты тэрбиелеу шарттары, керсетшштер.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, толерантность, воспитание толерантности, принципы, условия воспитания толерантности, показатели.

Keywords: professional training, tolerance, education of tolerance, principals, means of tolerance education, indicators.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Ацдатпа

Макала педагогикалык колледж студенттершщ толеранттылыгын тэрбиелеу с^рагына арналады. Педагогикалык мамандык студенттершщ толеранттылыгын тэрбиелеудщ мэш мен мацызы ашылады. Студенттермен ж^мыс жасау барысындагы тэрбиелеудщ негiзгi принциптерi мен шарттары белгшенд^ толеранттылык кeрсеткiштерi аныкталды.

Аннотация

Статья посвящена вопросу воспитания толерантности студентов педагогического колледжа. Раскрывается сущность и значение воспитания толерантности студентов педагогической специальности. Обозначены основополагающие принципы и условия воспитания в процессе работы со студентами, определены показатели толерантности.

К

Annotation и

Ч

The article is dedicated to the problem of education g

of pedagogical college students' tolerance. It reveals the g

meaning of tolerance education of pedagogical specialty О

students. The main principals and means of education in Щ

the process of work with students, indicators of tolerance g

are defined in the article. ^

В современном стихийно изменяющемся мире, в

век глобализации, демократизации и развития науч- 5

к

но-технического прогресса взгляды на содержание и К

«продукт» образовательного процесса быстро и ради- н

к

кально меняются. Сегодня государство, являясь источ- С ником социального заказа образованию, повышает О требования к профессиональной подготовке будущих д специалистов и поэтому, одно из направлений требо- ^ ваний - подготовка специалистов не только владеющих ^ профессиональными знаниями, умениями и навыка- ^ ми, но и специалистов, обладающих определенным щ набором профессионально значимых нравственных ^ личностных качеств, среди которых особой категорией выделяется толерантность. ££ Актуальность воспитания толерантности в совре- ^ менных условиях подготовки специалистов для рабо- ^

о

Вестник «Oрлеу»-kst

X

ш

ч

о

«

о с о

1-4

м ^

2

<

н

о

£ «

о

с ^

К

X

<с н

с о о т

ш

ч

РЧ

О о. С

ш

X -а

¡3

Н <

ты в сфере человек-человек не вызывает сомнения, т.к. воспитать толерантную личность может только тот, кто является и имеет навыки проявления толерантности. В связи с этим, одним из направлений профессиональной подготовки будущих педагогов является воспитание толерантности как профессионально-значимого качества личности.

Под воспитанием, на наш взгляд, следует понимать целенаправленный процесс приобщения студентов к моральным ценностям человечества и конкретного общества, определенной совокупности ценностных установок, взглядов, убеждений, способствующих развитию профессионально-значимых личностных качеств.

Учитывая мнение П.Г. Горбуновой [1], мы склонны определять процесс воспитания толерантности как целенаправленный, систематический процесс взаимодействия педагога и обучающегося, с целью воспитания у последнего потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, на основе доброжелательности, эмпатии, сотрудничества, диалога и общечеловеческих нравственных ценностей.

Воспитание толерантности студентов заключается в овладении толерантности через установки и навыки толерантного поведения. На индивидуальном уровне каждый студент должен понимать, что толерантность является добродетелью, нормой поведения. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от них своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания является необходимым условием стабильности общества и достижение этого уровня является предметом деятельности педагогического колледжа в процессе профессионального становления личности [2, с.75].

Воспитание толерантности в колледже осуществляется на основе следующих принципов: целенаправленности, учета индивидуаль-

ных и половозрастных особенностей, учета культурной и этнической среды, т.е принцип социальной обусловленности, диалогичности и сотрудничества, воспитывающей рефлексии, связи воспитания толерантности с жизнью, единства знания и поведения.

Одним из ведущих принципов воспитания толерантности, его основой, является принцип уважительного отношения к личности. Независимо от позиции студента, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом образовательного процесса. В воспитании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение обучающегося, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Толерантность должна стать личностной ценностью, каноном в поведении студента, в общении и в будущей профессиональной деятельности, поэтому очень важно определить показатели толерантности.

Полностью разделяя мнение О.В. Петухо-вой,Т.С.Савочкиной [3] о том, что наиболее значимыми чертами толерантной личности являются качества, которые касаются активного взаимодействия с Другим, считаем, что наиболее расширенным и разработанным является подход А.А.Погодиной, которая определяет следующие критерии: устойчивость личности, то есть «сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с Другим» [4]. Показателями устойчивости являются эмоциональная стабильность, социальная ответственность, самостоятельность, социальная релаксация, доброжелательность, вежливость, терпение; эмпатия как способность к сопереживанию, учтивость, экстравертность, способность к рефлексии; дивергентность мышления, рассматриваемая как способность находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы или задачи. Показатели дивергентного мышления: отсутствие стереотипов и предрассудков, гибкость и критичность мышления [З, с.101].

Воспитание толерантности студентов в

Вестник «Орлеу^-kst

процессе их профессиональной подготовки считаем возможным при неразрывном единстве трех блоков: знание о сущности толерантных отношений; практические навыки подобного поведения; переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

К общим педагогическим условиям, обеспечивающим процесс воспитания толерантности у студентов, мы предполагаем отнести следующие: воспитание толерантности целесообразно осуществлять в контексте овладения ими опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Данное педагогическое условие предполагает переход от информационной когнитивной педагогики к смысловой ценностной педагогике, в связи с чем воспитание требуемого качества возможно лишь на основе развития у них ценностей сопереживания, кооперации, профессионализма. Кроме того, воспитание толерантности будет проходить эффективно при условии, что ставящиеся перед студентами познавательные проблемы, учебные и воспитательные задачи будут личностно значимы, эмоционально наполнены, поставлены с учетом индивидуальных особенностей, осуществляющиеся на основе развития у них механизмов саморазвития, самосовершенствования, самовоспитания.

Для повышения уровня толерантности студентов на занятиях необходимо опираться на формы обучения, продуцирующие собственную активность студентов, такие как деловые игры, дискуссии, круглые столы, самостоятельная творческая работа, проектные работы, экскурсии, коммуникативные игры, тренинги общения.

Проявления толерантности студентов должны получать поддержку и одобрение со стороны преподавательского состава. Организация всего воспитательного процесса должна строиться на основе сотрудничества педагога и студента в совместной творческой, учебной, познавательной деятельности. Необходимо наличие толерантной воспитательной среды в студенческой группе, на курсе, на специальности, в целом в образователь-

ном учреждении.

Педагог должен создать психологически комфортный климат на занятиях (принимая во внимание индивидуальные особенности студентов), который обеспечит внутреннюю готовность студентов к изучению учебной дисциплины и обладанию толерантным поведением. Необходимо давать студентам возможность свободно выражать свои взгляды и чувства при описании традиций своей семьи, своих национальных особенностей, межличностных чувств и отношений.

Таким образом, процесс профессиональной подготовки студентов с параллельной задачей воспитания толерантности должен быть направлен на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у студентов навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунова, П. Г. Форматы понимания толерантности [Текст]: педагогический аспект / П. Г. Горбунова // Вестник МГУКИ. - 2012. -№ 3. - С. 169-172.

2. Попова, Н.Н. Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры учителя [электронный ресурс]/ П.П. Попова// сибирский учитель. 2004. - №2(32). Март-апрель. - Режим доступа: http: www// websib. ru/- su/ nomera.htm

3. Петухова, О.В. Толерантность в научном и образовательном контекстах [Текст]/ О.В. Петухова, Т.С. Савочкина. Педагогические инновации в высшем профессиональном образовании: Сб. науч. тр./Под ред. Т.С. Са-вочкиной. - Тверь: Изд-во ТвГу, 2006. - 144 с.

4. Погодина, А.А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников [Текст]/ Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006.

5. Кравцова, Е.В. Толерантность в профессиональной деятельности социальных работников [Текст]: учебное пособие/ Е.В. Кривцова. - М -Берлин: Директ -Медиа, 2015. -111с.

*

S X

ш

4

О

«

о с о

1-4

W

Ei

2

с н о

п о

с. *

5

X

<с н s с о о m

ш

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W О о. X

ш

X -а

Н *

С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.