11.4. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ОСНОВЫ
АНТИЭКСТРЕМИСТКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Курашинова Анжела Хафановна, канд. пед. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В наши дни, как это ни печально, уже обыденным явлением стали многочисленные экстремистские акты, совершаемые на почве национально-этнических и религиозных конфликтов. Специалисты в разных областях знаний объясняют это прежде всего тем, что мы живем в эпоху социально-экономических потрясений, порождающих в свою очередь накал эмоций в обществе и конфликтные модели взаимоотношений. Происходят стремительные изменения, на людей обрушивается шквал информации, требующей осмысления, происходит активная миграция населения, смешение различных культур, меняется вектор социальных ценностей. Все это часто болезненно сказывается на гражданах, независимо от того, являются ли они приверженцами старых традиций или ярыми поклонниками инновационных процессов.
Отношения экстремистского толка, нетерпимость к инакомыслию имеют в обществе давнюю традицию, но наиболее остро они проявились в условиях современной тенденции глобализации. Нет оснований утверждать, что сами по себе эти социально-экономические условия вызывают к жизни экстремистские проявления, но они становятся благодатной почвой, на которой произрастают семена ненависти, неприязни, ксенофобии. Опасность экстремистской деятельности, как вида преступного деяния, заключается в том, что она подкрепляется идеологией, которой заполняются пустоты, образовавшиеся в духовной жизни наших граждан после развала Советского Союза, и наиболее уязвимой и восприимчивой к этим идеям оказывается молодежь, проявляющая различные асоциальные формы поведения, в том числе и экстремистские. Эти идеи и обусловили актуальность настоящей работы.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, толерантность, интолерантность, профилактика молодежного экстремизма, воспитание, анти-экстремисткое мировоззрение.
TOLERANCE EDUCATION AS A BASIS OF YOUTH ANTIEXTREMIST OUTLOOK Kurashinova Anzhela Khafanovna, PhD in Pedagogics. Position: associate Professor. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North Caucasian institute for Advanced Studies. Department: state and civil-law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Today, sadly, numerous extremist acts committed on the basis of national, ethnic and religious conflicts have become commonplace. Experts in various fields explain this primarily by the fact that we live in an era of socio-economic shocks, which generate a heat of emotions in society and conflict relationships models. There are rapid changes, people are affected by a barrage of information that requires understanding, there is an ac-
tive population migration, mixing of different cultures, changing social values vector. It often has a painful effect on citizens, whether they are adherents of old traditions or ardent fans of innovation processes.
Extremist relations and intolerance of dissent have a long tradition in society, but they are most acute in the context of current globalization trend. There is no reason to say that these socio-economic conditions themselves give rise to extremist manifestations, but they become a fertile ground on which hatred, hostility and xenophobia seeds grow. The danger of extremist activity as a type of criminal act, is that it is supported by an ideology that fills the voids formed in spiritual life of our citizens after the collapse of the Soviet Union, and the most vulnerable and receptive to these ideas are young people who exhibiting various asocial forms of behavior, including extremist ones. These ideas determined the relevance of this work. Keywords: youth extremism, tolerance, intolerance, youth extremism prevention, education, anti-extremist worldview.
Сегодня всем уже набило оскомину упоминание о том, что наша страна и ее граждане переживают кризис - гражданский, политический, экономический, духовный и пр. Но вместе с тем, игнорировать этот факт не представляется возможным, поскольку мы все реально ощущаем на себе его влияние. Совокупность тех социально-политических и экономических условий, которые сложились на сегодняшний момент, при всей их прогрессивности, имеют также и определённые негативные последствия для общества. И прежде всего это ощущается в сфере его духовных ценностей. В содержании внутренней жизни современного человека на протяжении, по крайней мере, последних двадцати лет устойчивой тенденцией является его стремление к материальным благам. Психология большинства современных людей, особенно представителей молодого поколения, становится эгоистически потребительской, а успешность индивида измеряется материальными приобретениями, и все это не оставляет в их системе ценностей места для альтруизма, самопожертвования, уважительного отношенияк тому, кто рядом. Но личность, если только она личность, не может опускаться до примитивного уровня потребления [1, С. 117]. Индивид должен научиться быть полезным обществу, жить по правилам и законам общества и общежития, разумно сочетая желание подчеркнуть свою индивидуальность со способностью сосуществовать с другими индивидами, которые, также как и он, хотят признания своей «инаковости», непохожести на остальных людей, хотят, чтобы считались с их интересами, мнениями, традициями, культурным наследием и т.п.
Толерантность - категория междисциплинарная, но то, что она имеет отношение к этике, морали, не подлежит сомнению. Толерантность, по мнению А.М. Щукина, «выполняет функцию формирования нравственной позиции личности, возможности ее нравственной самореализации <...> функцию интеграции общества, а также регулятора человеческой жизни в целом» [2, С. 128].
В мультикультурном обществе мирное сосуществование обеспечивается уважением и признанием равенства представителей разных этносов, готовностью принять другого таким, какой он есть без навязывания своих стандартов и правил, использованием конструктивного подхода в разрешении межнациональных и прочих конфликтов, отказом от претензий на доминирование над другими культурами.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Курашинова А.Х.
В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Россия формирование толерантности - это не прихоть, а необходимость. В то время как наши сограждане все ярче и чаще демонстрируют модели интолерантных (основанных на нете-перпимости) отношений. Причин тому много - это и социальная несправедливость, и расслоение общества на очень богатых и очень бедных, что также обостряет чувство несправедливости, изъяны в содержании образования и, как следствие - духовный и интеллектуальный вакуум молодого поколения. «В условиях глобализации человек часто сталкивается с новыми образцами поведения, новыми мнениями, обычаями и традициями. Одни принимаются и понимаются человеком сразу, к другим привыкают постепенно, а третьи отталкивают и вызывают негативное отношение» [3, С. 122].
Один из парадоксов нашего времени заключается в том, что в условиях декларируемых демократических преобразований идея толерантности, как одна из либеральных ценностей, не приобрела должной популярности.
Толерантность/интолерантность как важнейшая характеристика модели взаимоотношений социальных субъектов, представляет собой сложное в структурном отношении образование и проявляется в разных сферах. Так, имея в виду отношения между полами, принято говорить о гендерной толерантности; взаимная нетерпимость представителей молодого поколения и людей пожилого возраста к особенностям поведения и мировосприятия друг друга обозначается понятием возрастная толерантность и т.д. Источников и критериев для классификации видов толерантно-сти/интолерантности достаточно много - уровень образования, расовая принадлежность, сексуальная ориентация, принадлежность к партиям, к религиозным конфессиям, к разным этническим группам и т.п. С точки зрения последствий для отдельных индивидов и общества в целом все типы толерантности значимы, но особенно остро и болезненно воспринимаются распространенные сегодня межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Вместе с тем следует отметить, что толерантность как модель взаимоотношения индивидов в обществе в зависимости от контекста может иметь как негативные так и позитивные последствия. Приведем один пример.
Рискуя прослыть за ретроградов и противников современных преобразований, все же отметим, что люди, воспитанные в условиях социалистических ценностей, пусть в определенной мере и насаждаемых апологетами коммунизма, все же были и остаются менее подвержены пагубному влиянию современных негативных тенденций. Возможно потому, что в них еще жива память о выпавших на долю советского народа серьезных исторических испытаниях, но также и потому, что они были носителями твердых моральных устоев и представлений. Ярким примером интолерантно-го отношения к «иным» культурам и этносам был фашизм. Советский народ воспринимал фашизм как абсолютное зло и боролся с ним, как с диктаторской идеологией господства элит, национализма, презрительного отношения к другим культурам и народам. Фашизм осуждало все мировое сообщество, но сегодня, словно забыв о преступлениях фашистов против человечества, это старое оружие используется в новых условиях для разжигания вражды между народами. Представители нового поколения, которые уже
воспитаны в реалиях сегодняшнего дня, таких как крайний индивидуализм, категорическое сопротивление инакомыслию, альтернативному взгляду на мир, вернули к жизни такую агрессивную и антигуманную идею, как фашизм. В России появились неофашисткие движения, взявшие за основу идею «гомогенного общества» и берущие на себя прерогативу вершить суд над всеми, «недавно прибывшими» на их территорию. Невольно задаешься вопросом, как это стало возможно в стране, которая как никакая другая пострадала во Второй мировой войне, развязанной фашистской Германией. Не является ли этому причиной молчаливое согласие и терпимое отношение окружения? В этой связи отметим, что согласно мнению Е. В. Магомедо-вой толерантность имеет два смысла, и может рассматриваться «как безразличие и как заинтересованное взаимопроникновение» [4, С. 43]. В приведенном примере она проявилась как раз в первом значении. Из сказанного следует, что толерантность может приветствоваться, когда представлена в системе других нравственных ценностей, в отрыве от них она может привести к негативным последствиям для общества.
Воспитание толерантности у подрастающего поколения - задача, требующая комплексного подхода. Ее решение невозможно без учета таких возрастных особенностей молодых людей, как повышенная активность, эмоциональность импульсивность, трудности в осуществлении сознательного контроля над эмоциями, отсутствие опыта конструктивного выхода из конфликтных ситуаций и пр. В отсутствие умелого педагогического сопровождения и духовного наполнения содержания образования эти особенности могут стать предпосылкой различных форм отклоняющегося поведения, в том числе и экстремистского, что мы и видим сегодня. В наши дни социализация молодежи протекает в сложных условиях углубления социально-экономического неравенства, кризиса основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива [5, С. 236]. Не удовлетворяются должным образом и такие базовые потребности, как потребность в безопасности, витальные потребности, потребность в самореализации, в социальном признании и уважении. Эти объективные факторы и определяют доминирующие в сознании молодых людей установки, стереотипы и такие психологические состояния, как разочарование, пессимизм, безнадежность, растерянность, апатия, агрессивность, злость. Все это, в свою очередь, оказывается питательной средой для формирования экстремистской идеологии. В связи с этим «увеличивается потребность в выработке способов воспитания толерантного поведения у подростков» [6, С. 185], как основы антиэкстремисткого мировоззрения. Главную ставку в этом вопросе, на наш взгляд, следует сделать на возрождение нравственных ценностей и образцов поведения. Ю.А. Шрейдер указывает, что «мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением» [7].
Проблему воспитания толерантности невозможно решить «местечковыми» мерами, она должна решаться системно, с задействованием всех общественных институтов. Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал в российском обществе, является образование. Творческое использование принципа толерантности в образовательном процессе создаёт благоприятные усло-
вия для его дальнейшего распространения в другие сферы социальных отношений, повышая тем самым возможность выживания современного российского общества [8]. Но система образования существует не сама по себе, в отрыве от государства, она решает те задачи, которые оно перед ней ставит на определенном этапе исторического развития. Поэтому государство должно сформировать заказ на воспитание толерантности у молодого поколения.
Список литературы:
1. Курашинова А.Х. Духовный вакуум как предпосылка криминализации молодежи // Пробелы в российском законодательстве. 2017 № 3, C. 117-120.
2. Щукин А.М. Толерантность в системе правовых ценностей молодежи // Новые технологии, 2011 № 2, С. 127-131.
3. Урусова Л.Х. Гендерная толерантность в современном обществе // Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 2, С.122-124.
4. Магомедова Е. В. Толерантность как основа нравственной ресоциализации и энкультурации личности в современном российском обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 40. - С. 42-45. - URL: http://e-koncept.ru/2016/ 56897.htm.
5. Бозиев А.Т. Социализация молодёжи как фактор формирования антиэкстремистских взглядов (на примере КБР) // Пробелы в российском законодательстве. 2014 № 4, C. 236-239.
6. Дадова З.И. Воспитание толерантности как один из способов предупреждения межнациональных конфликтов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17, С. 185-186.
7. http://philosophystorm.org/node/6155.
8. https://e-koncept. ru/2016/56897.htm.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 86,78 %
Рецензия
на научную статью «Воспитание толерантности как основы антиэкстремисткого мировоззрения молодежи», подготовленную Курашиновой А.Х., доцентом кафедры государственных и гражданско- правовых дисциплин Северо-Кавказскою института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Научная статья Курашиновой А.Х. посвящена актуальной проблеме. Совокупность тех социально-политических и экономических условий, которые сложились на сегодняшний момент, при всей их прогрессивности, имеют также и определённые негативные последствия для общества. И прежде всего это ощущается в сфере его духовных ценностей, к которым, безусловно, можно отнести и толерантность. В статье рассматривается сущность понятия толерантность, её место в системе нравственных ценностей, указывается на роль образования как социального института в процессе ее воспитания. Автор рассматривает понятие толерантности под разным углом зрения, в частности: указывает, что толерантность как модель взаимоотношения индивидов в обществе в контексте различных жизненных обстоятельств может иметь как негативные так и позитивные последствия, поэтому должна формироваться во взаимосвязи с другими нравственными ценностями.
Научная статья изложена ясным, доступным языком, снабжена достаточным количеством источников, текст отличается грамотной структурой и последовательностью.
Считаем, что научная статья «Воспитание толерантности как основы антиэкстремисткого мировоззрения молодежи» отвечает предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в рецензируемом журнале.
Профессор кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД России, кандидат филологических наук А.Т.Бозиев