Научная статья на тему 'Внутренние факторы коррупционного поведения личности'

Внутренние факторы коррупционного поведения личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1028
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / EXTERNAL FACTORS OF BEHAVIOR / INTERNAL FACTORS OF BEHAVIOR / MORALITY / SPIRITUALITY / CORRUPTION / CORRUPTION BEHAVIOR / FIGHT AGAINST CORRUPTION / SOCIAL NORMS / EDUCATION / UPBRINGING / MORAL AND ETHICAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курашинова Анжела Хафановна, Дадова Залина Исмеловна

В настоящее время коррупция в России приобретает угрожающие масштабы и оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни. По результатам исследований наша страна входит в число самых коррумпированных государств мира, что наносит ущерб ее международному имиджу, а внутри государства растет недоверие к представителям власти. Все это позволяет говорить о необходимости борьбы с ней, которая требует предварительного научного осмысления. В решении данного вопроса невозможно ограничиться исключительно правовыми мерами, поскольку он не может рассматриваться вне плоскости морально-этических норм. Уменьшить и ограничить коррупцию можно только одновременно решая проблемы, ее порождающие. Одной из таких проблем является болезнь общества, именуемая бездуховностью и безнравственностью. Ведущая роль в возрождении принадлежит образованию и воспитанию как важнейшим общественным функциям, а педагог в этом смысле является ключевой фигурой. Не случайно древнегреческий ученый Платон когда-то, оценивая роль педагога в обществе, говорил о том, что если свое дело плохо будет делать башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что его граждане будут плохо обуты, но если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, то в государстве появится не одно поколение невежественных и плохих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL FACTORS OF CORRUPTION BEHAVIOR OF AN INDIVIDUAL

Nowadays corruption in Russia, corruption is acquiring threatening scales, and has a negative impact on all spheres of public life. As a result of investigations our country is among the most bribable countries in the world, what brings damage to its international image and within the state distrust to the authorities is growing. All this suggests the necessity to fight against it, and requires pre-scientific understanding. Solution of this question cannot be limited by legal measures only, because it can’t be considered outside moral and ethical standards. The corruption reduction and limitation may be possible only with solution of the problems, generating it. One of these problems is the society disease, called lack of spirituality and immorality. The leading role in their revival belongs to education and upbringing as important social functions, and educator in this sense is a key figure. Not accidentally an ancient Greek scholar Plato once, appreciating the role of a teacher in society, said that if a shoemaker does his business bad, the country will suffer so that its citizens will be poorly shod, but if a teacher badly fulfills his duties, the country will have not only a single generation of ignorant and bad people.

Текст научной работы на тему «Внутренние факторы коррупционного поведения личности»

УДК 316

КУРАШИНОВА Анжела Хафановна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Россия

miss.kurashinova2011 @yandex.ru

ДАДОВА Залина Исмеловна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Россия

[email protected]

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В настоящее время коррупция в России приобретает угрожающие масштабы и оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни. По результатам исследований наша страна входит в число самых коррумпированных государств мира, что наносит ущерб ее международному имиджу, а внутри государства растет недоверие к представителям власти. Все это позволяет говорить о необходимости борьбы с ней, которая требует предварительного научного осмысления. В решении данного вопроса невозможно ограничиться исключительно правовыми мерами, поскольку он не может рассматриваться вне плоскости морально-этических норм. Уменьшить и ограничить коррупцию можно только одновременно решая проблемы, ее порождающие. Одной из таких проблем является болезнь общества, именуемая бездуховностью и безнравственностью. Ведущая роль в возрождении принадлежит образованию и воспитанию как важнейшим общественным функциям, а педагог в этом смысле является ключевой фигурой. Не случайно древнегреческий ученый Платон когда-то, оценивая роль педагога в обществе, говорил о том, что если свое дело плохо будет делать башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что его граждане будут плохо обуты, но если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, то в государстве появится не одно поколение невежественных и плохих людей.

Ключевые слова: внешние факторы поведения, внутренние факторы поведения, нравственность, духовность, коррупция, коррупционное поведение, борьба с коррупцией, социальные нормы, образование, воспитание, морально-этические стандарты.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-119-122 Anzhela Kh. KURASHINOVA

North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia

miss.kurashinova2011 @yandex.ru

Zalina I. DADOVA

North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia

[email protected]

INTERNAL FACTORS OF CORRUPTION BEHAVIOR OF AN INDIVIDUAL

Nowadays corruption in Russia, corruption is acquiring threatening scales, and has a negative impact on all spheres of public life. As a result of investigations our country is among the most bribable countries in the world, what brings damage to its international image and within the state distrust to the authorities is growing. All this suggests the necessity to fight against it, and requires pre-scientific understanding. Solution of this question cannot be limited by legal measures only, because it can't be considered outside moral and ethical standards. The corruption reduction and limitation may be possible only with solution of the problems, generating it. One of these problems is the society disease, called lack of spirituality and immorality. The leading role in their revival belongs to education and upbringing as important social functions, and educator in this sense is a key figure. Not accidentally an ancient Greek scholar Plato once, appreciating the role of a teacher in society, said that if a shoemaker does his business bad, the country will suffer so that its citizens will be poorly shod, but if a teacher badly fulfills his duties, the country will have not only a single generation of ignorant and bad people.

Keywords: external factors of behavior, internal factors of behavior, morality, spirituality, corruption, corruption behavior, fight against corruption, social norms, education, upbringing, moral and ethical standards

В настоящее время российское общество озабочено решением проблемы борьбы с коррупцией. Это явление получило широкое распространение не только в нашей стране, но и во всем мире. В некоторых странах с этой проблемой справляются с большим, а в некоторых - с меньшим успехом. Определенно можно сказать, что Россия скорее относится к последним.

Положение тем более плачевно, что наши граждане за редким исключением, несмотря на явно негативную вербальную оценку фактов коррупции, на деле относятся к ним вполне терпимо, а зачастую и сами прибегают к решению возникающих проблем с помощью мздоимства.

Принятый 25 декабря 2008 г. федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определят сущность данного понятия и ряд мер по ее профилактике. Однако при всей их продуманности и целесообразности нам представляется, что они уподобляются симптоматическому лечению, в то время как здесь необходим скорее нозологический подход, предполагающий изучение причин «заболевания». Вряд ли в решении данного вопроса можно ограничиться исключительно правовыми мерами, которые носят, прежде всего, принудительно-стимулирующий, сдерживающий характер, в то время как поведение человека, в том числе и коррупционное, всегда детерминировано еще и внутренними факторами, к которым относится собственная активность личности, порождаемая внутренними противоречиями, интересами, желаниями, потребностями и мотивами. Данную мысль можно проиллюстрировать древней

мудростью, которая гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сорок не смогут ее заставить пить!». Соблюдение человеком социальных норм из боязни быть наказанным свидетельствует скорее о его «рабской» психологии, в то время как подлинно свободная личность должна уметь осуществлять выбор на основе своих собственных внутренних убеждений и принципов.

Процесс усвоения личностью наиболее важных социальных норм поведения происходит с первых шагов индивида, и эта задача решается такими социальными институтами, как образование и воспитание. Будучи общественными функциями, они всегда выполняли и выполняют заказ государства и проповедуют те идеалы и ценности, которые господствуют в обществе на определенных этапах его развития. «Духовно-нравственное обогащение образовательного процесса и воспитания в школе и социальной среде принесет свои плоды» [1, с. 216]. С началом перестройки прежняя система образования была подвергнута критике, и ей на смену пришло личностно-ориентированное образование, установка на развитие личности молодого человека и выработку у него осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации [2]. Но иногда складывается впечатление, что мы просто «заигрались» в реформирование и эти цели носят только декларативный характер, поскольку практика показывает, что в этой новой системе что-то не работает и знания современных молодых людей и другие составляющие духовной культуры, и прежде всего нравственность, оставляют желать лучшего. В среде молодежи сегодня царит культ потребительства, вещизма. В их потребностно-мотивационной сфере преобладают интересы стяжательства, а представления о счастье, о жизненном успехе связываются исключительно с роскошью и материальным благополучием. И если уж им «повезет» и они получат доступ к власти, то попользуются ею «на полную катушку».

Разумеется, перемены в обществе того времени должны были произойти, но у реформаторов не хватило дальновидности, грамотного и взвешенного подхода, и опять сработала модель «... мы разрушим до основанья, а затем...». Благодаря сегодняшним «реформам» в школах и вузах все меньше остается вдумчивых педагогов, настоящих адептов своего дела [3, с. 180]. Одним из достижений перестройки является возрождение интереса населения к религии, которая так же, как и мораль, призвана решать нравственные задачи. Но и здесь мы видим рассогласование между религиозным мировоззрением и действием. Посещение церкви или мечети не мешает многим представителям современного общества совмещать его с греховностью. Все это не вызывает ничего, кроме отчаянного пессимизма по поводу будущего страны [4, с. 181].

Примечательно, что в числе причин коррупции на первое место исследователи часто ставят обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание, что, как считается, и подталкивает их к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции [5]. Но в таком случае возникает правомерный вопрос: почему и те, кто получает более чем достаточную зарплату, по крайней мере, в соотношении со средними показателями по стране, тем не менее не отличаются честностью и неподкупностью? В частности, это относится ко многим чиновникам высшего эшелона власти, и мы то и дело слышим громкие скандалы, связанные с незаконным использованием ими государственных средств. Вероятно, причина кроется в их жадности и аморальности. Они, конечно, теоретически осведомлены о том, «что такое хорошо и что такое плохо», но от того их коррупционные деяния выглядят еще более циничными. Иной раз кажется, будто они не в силах совладать сами с собой, их не сдерживает даже риск разоблачения и наказания. В этой связи вспоминается персонаж произведения И. Ильфа и Е. Петрова «голубой воришка», все существо которого «протестовало против краж, но не красть он не мог».

Нравственность и ее центральная категория, совесть, во все времена были мерой вещей и имели свои критерии, самым истинным из которых был поступок наедине с самим собой. Но человек слаб и, поддаваясь искушению, всегда находит себе оправдание. В частности, нижестоящие представители власти кивают на вышестоящих, на систему, которой они якобы не могут противостоять. В целом для индивидов, склонных к коррупционным деяниям, характерен внешний локус контроля, и они редко видят причину своих поступков в себе, в своей жадности и ненасытности, а ссылаются на жизненные обстоятельства, влияние других людей и т.п.

Рассчитывать на то, что, объявив войну с коррупцией, мы ее победим, наивно, - необходимо возрождать духовность людей, и особенно это актуально в отношении подрастающего поколения. Духовность обнаруживается в противостоянии социальности, если эта последняя спонтанна, корыстна, адаптивна [6, с. 382].

«До тех пор, пока общество не осознает необходимость комплексного подхода к решению обсуждаемой проблемы, все предпринимаемые попытки будут малоэффективны» [7, с. 122]. Необходимо участие всех социальных институтов, в том числе тех, чьей задачей является воспитание духовности и нравственности. Ломать - не строить, и некогда столь стремительно подорванные нравственные устои общества невозможно восстановить в одночасье, но чем быстрее мы начнем, тем оптимистичнее будут выглядеть перспективы борьбы с коррупцией. Уменьшить и ограничить коррупцию можно только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью по всем направлениям [8].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Дадова З.И. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 215-217.

2. http://www.studfiles.ru/preview/2979916/page:10/ [Электронный ресурс].

3. Курашинова А.Х. Гаджетомания и проблемы развития личности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. Том 8. - № 5. Ч. 1. - C. 180-182. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-180-182.

4. Там же.

5. http://www.madrace.ru/antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsionnaya-politika. [Электронный ресурс].

6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2008. - 472 с.

7. Курашинова А.Х. О нравственном аспекте борьбы с коррупцией // Вестник научных конференций. - 2016. - № 9-5(13). - С.121-122.

8. http://www.madrace.ru/antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsionnaya-politika. [Электронный ресурс].

REFERENCES

1. Dadova Z.I. O zadachakh po uluchsheniyu dukhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi. [On tasks of moral youth education improvement]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. = Theory and Practice of Social Development. 2015. No 9. Pp. 215-217. (in Russ.)

2. Available at: http://www.studfiles.ru/preview/2979916/page:10/

3. Kurashinova A.Kh. Gadzhetomaniya i problemy razvitiya lichnosti.[Gadjetomania and individual development problems]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' = Historical and socio-educational Ideas. 2016. Vol. 8. No 5. Part 1. Pp.180-182. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-180-182. (in Russ.)

4. Kurashinova A.Kh. Gadzhetomaniya i problemy razvitiya lichnosti. [Gadjetomania and individual development problems]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' = Historical and socio-educational Ideas. 2016. Vol. 8. No 5. Part 1. Pp.180-182. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-180-182. (in Russ.)

5. Available at: http://www.madrace.ru/antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsionnaya-politika.

6. Guseynov A.A., Apresyan R.G. Etika: uchebnik. [Ethics: manual]. М.: Gardariki, 2008. - 472 pp. (in Russ.)

7. Kurashinova A.Kh. O nravstvennom aspekte bor'by s korruptsiey. [On the moral aspect of the fight against corruption]. Vestnik nauchnykh konferentsiy = Journal of scientific conferences. 2016. No 9-5(13). Pp.121 -122. (in Russ.)

8. Available at: http://www.madrace.ru/antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsionnaya-politika

Информация об авторе

Курашинова Анжела Хафановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия [email protected]

Дадова Залина Исмеловна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия [email protected]

Получена: 21.10.2016

Для цитирования статьи: Курашинова А. Х., Дадова З. И., Внутренние факторы коррупци-

Information about the author

Anzhela Kh. Kurashinova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of State and Civil Legal Disciplines, North -Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Nalchik, Russia

miss.kurashinova2011 @yandex.ru

Zalina I. Dadova, Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer, Department of State and Civil Legal Disciplines, North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs,

Nalchik, Russia [email protected]

Received: 21.10.2016

For article citation: Kurashinova A.Kh., Dadova Z.I., Vnutrennie faktory korrupcionnogo

онного поведения личности. Историческая и povedenija lichnosti . [Internal factors of corrup-социально-образовательная мысль. 2016. tion behavior of an individual], Istoricheskaya i Том. 8. № 5. Часть 2. с. 119-122. sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-119-122. Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5.

Part. 2. Pp. 119-122.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-119-122.

(in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.