Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишигина Я.А., Какадий И.И.

Статья посвящена исследованию основ воспитания толерантности и межкультурной коммуникации учащихся на уроках иностранного языка. Актуальность исследования воспитания толерантности и межкультурной коммуникации учащихся обусловлена общечеловеческой потребностью сохранения мира, взаимодействием с различными культурами и социально-экономической интеграцией России в мировое пространство. Путь к восприятию ценностей и культуры других народов лежит не только через понимание собственной неповторимости и достоинства нации, самосовершенствование, но и через желание и умение подрастающего поколения общаться с представителями других культур для взаимообогащения. Это возможно через открытость и диалог, уважение к различиям, утверждение толерантности во взаимоотношениях. Целью данной статьи является исследование возможностей повышения уровня толерантности и формирования способности к межкультурной коммуникации учащихся посредством занятий по иностранному языку. Авторами рассмотрены дефинитивные подходы к понятию толерантности. На основании проведенного эмпирического исследования в виде тестирования определены уровни сформированности толерантности и способности к межкультурной коммуникации учащихся средней общеобразовательной школы, предложена программа внеурочных занятий по английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING TOLERANCE AND INTERCULTURAL COMMUNICATION AMONG STUDENTS VIA MEANS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the study of the basics of tolerance education and intercultural communication among students in foreign language lessons. The relevance of the study of the education of tolerance and intercultural communication of students is due to the universal need to preserve peace, interaction with different cultures and socio-economic integration of Russia into the international environment. The path to the perception of the values and culture of other people lies not only through the understanding of their own uniqueness and dignity of the nation, self-improvement, but also through the desire and ability of the younger generation to communicate with representatives of other cultures for mutual enrichment. This is possible through openness and dialogue, respect for differences, and the establishment of tolerance in relationships. The purpose of this article is to study the possibilities of increasing the level of tolerance and the formation of the ability to cross-cultural communication among students via means of learning a foreign language. The authors consider definitive approaches to the concept of tolerance. Based on the conducted empirical research in the form of testing, the levels of tolerance formation and the ability to cross-cultural communication in secondary school students were determined, the program of the club of extracurricular activities in English is proposed.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 159.9.07

Воспитание толерантности и межкультурной коммуникации учащихся посредством изучения иностранного языка

Upbringing tolerance and intercultural communication among students via means of learning a foreign language

Шишигина Я.А., ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, yanashishigina17@gmail.com

Какадий И.И., ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, kii606@mail.ru

Shishigina Y., FGBOU VO Moscow State University of Psychology & Education, yanashishigina17@gmail.com

Kakadiy I., FGBOU VO Moscow State University of Psychology & Education, kii606@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.026

Ключевые слова: толерантность, межкультурная коммуникация, учащиеся, иностранный язык, обучение, общение.

Keywords: tolerance, intercultural communication, students, foreign language, learning, communication.

Аннотация. Статья посвящена исследованию основ воспитания толерантности и межкультурной коммуникации учащихся на уроках иностранного языка. Актуальность исследования воспитания толерантности и межкультурной коммуникации учащихся обусловлена общечеловеческой потребностью сохранения мира, взаимодействием с различными культурами и социально-экономической интеграцией России в мировое пространство. Путь к восприятию ценностей и культуры других народов лежит не только через понимание собственной неповторимости и достоинства нации, самосовершенствование, но и через желание и умение подрастающего поколения общаться с представителями других культур для взаимообогащения. Это возможно через открытость и диалог, уважение к различиям, утверждение толерантности во взаимоотношениях. Целью данной статьи является исследование возможностей повышения уровня толерантности и формирования способности к межкультурной коммуникации учащихся посредством занятий по иностранному языку. Авторами рассмотрены дефинитивные подходы к понятию толерантности. На основании проведенного эмпирического исследования в виде тестирования определены уровни сформированности толерантности и способности к межкультурной коммуникации учащихся средней общеобразовательной школы, предложена программа внеурочных занятий по английскому языку.

Abstract. The article is devoted to the study of the basics of tolerance education and intercultural communication among students in foreign language lessons. The relevance of the study of the education of tolerance and intercultural communication of students is due to the universal need to preserve peace, interaction with different cultures and socioeconomic integration of Russia into the international environment. The path to the perception of the values and culture of other people lies not only through the understanding of their own uniqueness and dignity of the nation, self-improvement, but also through the desire and ability of the younger generation to communicate with representatives of other cultures for mutual enrichment. This is possible through openness and dialogue, respect for differences, and the establishment of tolerance in relationships. The purpose of this article is to study the possibilities of increasing the level of tolerance and the formation of the ability to cross-cultural communication among students via means of learning a foreign language. The authors consider definitive approaches to the concept of tolerance. Based on the conducted empirical research in the form of testing, the levels of tolerance formation and the ability to cross-cultural communication in secondary school students were determined, the program of the club of extracurricular activities in English is proposed.

Введение. Сегодня в мире, в частности в воспитания молодежи, прежде всего, воспитания

России, большое значение уделяется проблеме высоких моральных качеств; толерантности в

отношении к носителям разных языков и культур; привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих страну; формирование высокой культуры межнациональных отношений; интеркультурного менталитета, восприимчивости к культурному плюрализму; выработка негативного отношения к любым формам насилия; активное предупреждение тенденций к выявлению деструктивного национализма, воспитание патриотизма; национального воспитания, направленного на осознание своего «культурного Я». В современном мире, когда расширяются экономические, образовательные, культурные границы, устанавливается тесное сотрудничество с другими странами и народами, перед педагогикой стоит задача воспитания высококультурной личности, развития моральных качеств, необходимых для диалога с представителями других культур на иностранном языке, понимания и уважения к культурным и коммуникационным различиям.

Толерантность являет собой некую интегративную способность личности воспринимать мысли, поведение другого человека, которые отличаются от ее собственных [4]. Сегодня проблема толерантности является предметом изучения различных наук, таких, как философия, история, культурология, социология, политология, этика, медицина, психология, педагогика и пр.

Отечественный исследователь Смирнова Ю.В. выделяет эволюционно-биологический, политический, нравственный, психологический и педагогический аспекты толерантности [13]. Кроме вышеупомянутых аспектов, также выделяется и коммуникационный, который предполагает изучение на уроках иностранного языка культуры, обычаев, традиций, ценностей, истории и особенностей носителей языка.

Павлова О.В. определяет толерантность как моральную черту личности, которая характеризует отношение к «Другому» как к свободной, равной личности, которое проявляется в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного определенными свойствами: как внешними (расовые, национальные особенности), так и внутренними (религия, традиции, нравственные предпочтения), настроенности на диалог и понимание, отказ от привилегии первого лица, признании и уважении права на отличие [8].

В педагогике толерантность — это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; терпимость к неблагоприятным эмоциональным

факторам; отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [9].

Психологическая наука трактует

толерантность как отсутствие или ослабленную реакцию на определенный негативный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, саморегуляции, способности долго выдерживать негативное воздействие без снижения адаптивных возможностей [14].

Следовательно, толерантность можно рассматривать как: интегративную

характеристику личности, которая включает в себя знания, необходимые для осуществления толерантного взаимодействия, осознание собственного «Я», своей неповторимости и самобытности; результат терпимого,

уважительного, с пониманием отношения к другому человеку как к равному; способность к компромиссу, преодолению противоречий, межкультурному диалогу при условии отсутствия стереотипов, предрассудков, предубеждений [7;11].

Методология исследования. С целью оценки уровня толерантности и умений реализации межкультурной коммуникации в рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование посредством тестирования 50 учащихся 9 - 11 классов среднеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка. В данной школе обучаются дети -представители разных национальностей, что вызывает особую актуальность и целесообразность совершенствования программ, средств повышения уровня толерантности и межкультурной коммуникации среди учащихся. Тестирование состояло из двух методик: диагностического теста отношений Г.У. Кцоевой-Солдатовой [6] и теста В.В. Бойко [2] для диагностики общей коммуникативной толерантности.

Организация тестирования предусматривала определение участников эксперимента, проведение инструктажа и обеспечение необходимыми материалами; ознакомление учащихся с целью, задачами и содержанием эксперимента; определение состояния сформированности межнациональной

коммуникации и толерантности подростков.

Обучающимся было предложено 45 вопросов (для диагностики общей коммуникативной толерантности), разделенных на 9 блоков,

включающие в себя вопросы об уважении, терпимости, сотрудничестве, милосердии и доброте, о принятии индивидуальности других. Учащиеся оценивали каждый пункт от «0» до «3» баллов в зависимости от верности представленных суждений. Далее баллы суммировались. Так, нами были выделены уровни сформированности толерантности подростков (высокий, средний, низкий), и определены их показатели следующим образом:

1. Высокий уровень характеризуется четкостью представлений о толерантности, межкультурной коммуникации и взаимодействии; глубокими знаниями о качествах, которыми наделена толерантная личность и правилами этикета родной страны и других стран; потребность в общении с представителями другой культуры; умение хорошо различать общее и различное в культуре родной страны и других стран; умение осуществлять межкультурную коммуникацию на толерантной основе на английском языке. Данный уровень определяется количеством от «0» до «45» баллов.

2. Средний уровень - учащийся имеет общие представления о толерантности, межкультурной коммуникации; обнаруживает поверхностные знания о качествах, которыми наделена толерантная личность; недостаточно проявляет интерес к изучению социокультурной информации; не способен точно различать общее и различное в культуре родной страны и других стран; недостаточное умение использовать навыки межнациональной коммуникации на английском языке. Данный уровень определяется количеством от «46» до «85» баллов.

3. Низкий уровень - отсутствие представлений о толерантности, межкультурном взаимодействии, знаний о том, какими качествами обладает толерантная личность; незаинтересованность в толерантной коммуникации; отсутствие умений различать общее и различное в культуре родной страны и других стран; учащийся осуществляет межкультурную коммуникацию с соблюдением толерантного общения на родном языке или с применением английских слов (словосочетаний) в случае отсутствия понимания в общении с представителем другой культуры. Данный уровень определяется количеством от «86» до «125 баллов.

Анализ текущих программ преподавания английского языка в школе свидетельствует о том, что специально организованной работы по воспитанию межнациональной толерантности в школе не проводится. Воспитательная работа в школе не используется для воспитания межнациональной толерантности, хотя имеет мощный потенциал для работы в этом направлении. Посещенные уроки иностранного языка тоже показали, что учителя уделяют недостаточное количество внимания воспитанию у учащихся межнациональной толерантности; из-за непонимания и неуважения друг к другу у учащихся наблюдаются конфликтные ситуации.

Анализ результатов исследования. Результаты тестирования показали, что 16% исследуемых учащихся 9 - 11 классов (8 человек) имеют высокий уровень знаний о толерантности и способны реализовывать эффективное межкультурное общение; 72% (36 учеников) имеют средний уровень; 12% (6 учеников) имеют низкий уровень, см. рисунок 1.

105 ^ 95

К 85

и п.

£ 75

чи 65 О о с 5 о 5

о и

55 45 35 25 15 5

й га 5 11111

III

ВЫСОКИМ

СРЕДНИМ

НИЗКИМ

БАЛЛЫ УЧАЩИХСЯ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ

Рисунок 1. - Уровни сформированности толерантности у опрощенных обучающихся

Часть подростков не понимает суть понятия «толерантность», не понимает разницы между понятиями «терпимость» и «толерантность», не знает, какие черты присущи толерантной

человеку; значительная часть исследуемых не понимают таких понятий, как «идентичность», «идентификация», «национализм»,

«дискриминация» и др. Треть испытуемых (34%,

17 человек: 6 - с низким уровнем и 11 - со средним уровнем) показали неспособность четко изъяснять свои мысли на английском языке, не знают основных сведений о культуре и ценностях, истории и географии страны носителей изучаемого языка. Это объясняется тем, что специальная работа для усвоения подростками этих знаний не проводится, что актуализирует разработку специальных программ воспитания толерантности и знаний межкультурной коммуникации учащихся школы.

Итак, у подростков сформирован преимущественно средний уровень

толерантности, что требует повышенного внимания научно-педагогических работников к улучшению воспитательной работы. На основе обобщения научных источников и результатов исследования нами определены следующие педагогические условия формирования межнациональной толерантности подростков:

- создание толерантной образовательно-воспитательной среды учебного заведения;

- активизация воспитательного потенциала классной и внеклассной работы;

- осуществление непосредственного общения с представителями других культур.

Разработка программы внеурочных занятий. В рамках данного исследования нами была составлена программа внеурочных занятий клуба по иностранному языку «ProblemSolvers» для учащихся старших классов и апробирована на базе общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков. В данной программе приняли участие учащиеся 9-11 классов в составе 50 человек, разделенные на 2 подгруппы.

При составлении программы внеурочных занятий клуба по иностранному языку использовались материалы Л.В. Анн [1], Ф. Бурнард [3], Н.И. Козлов [5], А.С. Прутченков [10], Р. Смид [12], M. Scannel [17], E.E. Scannel [16], J. Newstrom [15] и др.

Целями данного клуба являются воспитание

толерантных отношений, коррекция и профилактика конфликтных ситуаций у обучающихся 9 - 11 классов. Программа клуба рассчитана на 6 месяцев и состоит из 16 занятий (по 40 минут), которые разделены на 9 блоков: «знакомство», «толерантная личность», «различия», «коммуникация», «понимание конфликтов», «доверие», «сотрудничество», «управление эмоциями», «на будущее», см. таблицу 1. Методы и средства: беседы, игры, ролевые игры, игры-тренинги, дискуссии (на английском языке). По созданной программе рассчитано, что каждая игра, тренинг, упражнение и само занятие клуба заканчиваются рефлексией - обсуждением полученных результатов и испытанных эмоций. Некоторые задания и блоки программы могут быть использованы и во время классной работы на уроке английского языка.

В соответствии с целями клуба были выделены следующие задачи:

- развитие коммуникативных навыков участников;

- развитие толерантного отношения друг к другу, а так же к различным народам и культурам;

- знакомство участников со стратегиями эффективной коммуникации и создании бесконфликтных отношений;

- профилактика конфликтных ситуаций в поликультурном обществе;

- повышение мотивации к изучению иностранных языков.

Требования к проведению занятий клуба и необходимое оборудование: просторная аудитория, доступное пространство для проведения игр и тренингов, стулья и столы, материалы для рисования, подготовленные карточки и раздаточный материал для выполнения упражнений и заданий.

Мониторинг программы: сравнение результатов первичного и повторного тестирования.

Таблица 1. - План занятий по программе внеурочных занятий по иностранному языку «ProblemSolvers»

№ Методы и план работы Задачи занятия

Блок 1. Знакомство (Getting to know)

1 Беседа с участниками клуба. Игра «Снежный ком». Игра «Присядьте те, кто». Беседа - обсуждение необходимости существования клуба Знакомство учащихся между собой. Формирование мотивации к совместной деятельности. Обсуждение целей клуба, основных задач и правил

Продолжение таблицы 1

№ Методы и план работы Задачи занятия

Блок 2. Толерантная личность (I am tolerant)

2 Семинар и обсуждение «Толерантная личность» Тренинг «Позитивный взгляд» («Positive Spin») Обсуждение значения понятий «толерантность», «толерантные отношения». Обсуждение влияния предвзятого мышления на отношения между людьми. Обсуждение значения понятия «дискриминация». Осознание важности толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми

3 Просмотр видео и обсуждение понятия «дискриминация». Тренинг «Предвзятый пересказ истории» («Biased storytelling»). Тренинг «Поставь себя на чужое место» («Walk in another's shoes»)

Блок 3. Различия (Diversity)

4 Обсуждение понятия «стереотипы». Игра-тренинг «Зеркало на стене» («Mirror on the wall»). Игра «Схожее и не похожее» («Common uncommon»). Игра-тренинг «Различия важны» («Diversity Pays») Поиск сходств и различий между участниками. Осознание важности принятия различий между людьми. Воспитание принципов толерантности в молодежной среде. Выработка у учащихся осознанного выбора толерантности как основного принципа сосуществования разных человеческих групп в конкретном коллективе и в обществе в целом. Исследование стереотипов по отношению к различным группам людей, их проявления в жизни

s Лекция - обсуждение «Мы все разные» (We are all different»). Игра-тренинг «Внутри или снаружи?» («In or Out?»)

6-7 Обсуждение культурных различий, понятия «традиции». Подготовка и выступление учащихся с мини-проектами о традициях и обычаях Англии и США Воспитание уважения к различным культурам и национальностям, к их традициям. Ознакомление учащихся с традициями и обычаями Англии и США

8-9 Выступления желающих учащихся с презентацией об основных традициях и обычаях своей национальности Ознакомление с традициями и культурой национальностей, представители которых посещают занятия клуба

Блок 4. Коммуникация (Communication)

10 Игра «Я слушаю» («I am listening»). Семинар о видах общения. Игра «Мимы» («Mimes») Знакомство с различными видами коммуникаций. Знакомство с вербальными и невербальными видами общения

Блок 5. Понимание конфликтов (Understanding the conflict)

11 Беседа «Взгляд на конфликт» («Conflict Close-Up». Составление карты слов а тему «Конфликты» («Map of words») Знакомство с ключевыми словами, касающихся темы «конфликты». Поиск методов решения конфликтных ситуаций. Знакомство со способами решения конфликтных ситуаций

12 Просмотр видео и беседа о способах решения конфликтов. Разбор кейсов в виде ролевых мини-игр «Реакция на конфликт» («Responding to conflict»)

Блок б. Доверие (Trust)

13 Знакомство с высказываниями известных психологов, философов и авторов о доверии, правде и лжи, об осуждении - «Слова мудрости» («Words of Wisdom»). Обсуждение. Игра «Две правды, одна ложь» («Two Truths and a Lie»). Игра «Пять нравится и пять не нравится» («Five likes and five dislikes») Формирование умения доверять. Развитие группового сплочения

Блок 7. Сотрудничество (Collaboration)

14 Игра «Собери историю» («Puzzle the story»). Обсуждение принципов и правил работы в команде. Знакомство с ролями в команде. Игра «Башня» («Monumentum») Знакомство с терминами «сплочение», «работа в команде», «командообразование», «лидер». Формирование знаний о типах ролей в группе. Формирование навыков эффективного взаимодействия в группе. Научиться ценить свою и чужую индивидуальность

Продолжение таблицы 1

№ Методы и план работы Задачи занятия

Блок 8. Управление эмоциями (Emotional Intelligence)

15 Просмотр и обсуждение видео об эмоциях и их выражении. Игра «Моя маска» («My mask»). Игра «Сделай узел» («Knot It») Знакомство с различными видами выражений эмоций. Формирование понимания о важности проявления эмоций во время коммуникации. Научиться понимать проявления основных эмоций у других людей

Блок 9. На будущее (Perspective)

16 Работа в группах: подготовка и презентация проектов - рекомендаций для реализации толерантного межкультурного общения Подведение итогов клуба, проведение тестирования учащихся, принявших участие в клубе

Анализ результатов повторного

тестирования. Повторное тестирование учащихся по методике В.В. Бойко [2] выявил, что уровень толерантности у многих учащихся значительно улучшился. Количество учащихся с высоким уровнем знаний о толерантности увеличилось на 40% (на 20 человек) и составляет

28 учащихся. Группа учащихся со средним уровнем толерантности уменьшилась на 32% (на 16 человек) и составляет 20 человек. Группа с низким уровнем уменьшилось на 8% (на 4 человека) и составляет всего 2 учащихся, см. рисунок 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИЗКИИ

СРЕДНИЙ ИНИНИИ—................

36

ВЫСОКИМ

28

8

5 10 15 20 25 30 35 40

□ Повторное тестирование и Первичное тестирование

Рисунок 2. - Сравнение результатов первичного и повторного тестирования учащихся

Таким образом, внеурочные занятия по английскому языку познакомили участников клуба с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «межкультурная коммуникация», «дискриминация», «конфликты» и др. Учащиеся осознали важность соблюдения правил этикета, толерантного общения; научились вежливо преподносить свои идеи и предложения во время групповой работы, дискуссий и обсуждений; научились слушать других участников клуба и уважительно относиться к противоположным точкам зрения.

Заключение. В ходе изучения иностранного языка должны быть рассмотрены следующие вопросы: понятие о культуре; язык как часть культуры, общение как основной вид человеческой деятельности; черты, которыми должен обладать собеседник; невербальные способы общения; стиль общения мужчин и женщин; речь и национальные черты; система

ценностей языка и культуры; национальные стереотипы.

Проанализировав проведенные занятия по программе клуба и полученные результаты повторного тестирования, мы сделали вывод, что занятия были эффективны в развитии толерантных отношений среди учащихся старших классов общеобразовательной школы. Учащиеся, принявшие участие в программе, были заинтересованы посещать встречи клуба, т.к. все занятия построены в игровой форме и включают в себя различные формы работы, а также способствуют развитию навыков устной речи на иностранном языке. Многие участники клуба стали близкими друзьями за время реализации клуба.

Таким образом, при реализации предложенной программы внеурочных занятий или ее частей на уроках, учащиеся смогут ознакомиться с социокультурной информацией,

2

6

0

расширять свои знания о межкультурном взаимодействии и толерантности, оценивать и разыгрывать различные ситуации, осваивать стратегии поведения, предусматривающие использование иностранного языка при

толерантном взаимодействии с представителями других культур, научиться соблюдать нормы и правила речевого поведения, формировать собственные взгляды и убеждения в отношении к толерантности.

Литература:

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб., 2003.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. -472 с.

3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. - СПб., 2001.

4. Виниченко В.А. Формирование межэтнической толерантности у старших школьников в процессе профильного обучения / В.А. Виниченко // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. - 2009. - Т. 6. - № 3. - С. 76-81.

5. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И. Козлов. - Екатеринбург, 1998.

6. Кцоева-Солдатова Г.У. Диагностический тест отношений / Г.У. Кцоева-Солдатова // Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004. - С. 216-222.

7. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков / Л.Л. Макова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - № 4. - С. 4246.

8. Павлова О.В. Воспитание толерантности на уроках иностранного языка / О.В. Павлова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 1. - С. 70-73.

9. Петренко М.А., Гречишкина А.С., Филина В.А. Воспитание толерантности на уроках иностранного языка в контексте технологии диалога культур / М.А. Петренко, А.С. Гречишкина, В.А. Филина // Инновационные технологии в науке и образовании. -

2016. - № 2(6). - С. 185-189.

10. Прутченков А.С. Социально психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М., 2001.

11. Сатымкулова А.К. Воспитание межэтнической толерантности на уроках иностранного языка / А.К. Сатымкулова // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. -2019. - № 3(99). - С. 11-14.

12. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. - М., 2000.

13. Смирнова Ю.В. Воспитание межнациональной толерантности старшеклассников в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Смирнова; РГПУ им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург. - 2012. - 20 с.

14. Третьякова Е.Н. Толерантность как социокультурное качество личности молодого человека: научный журнал / Е.Н. Третьякова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Сер.: Философия. - 2010. - № 3. - Т. 2. -С. 145-151.

15. Newstrom J., Scannell E. The Big Book of Team Building Games: Trust-Building Activities, Team Spirit Exercises, and Other Fun Things to Do // The McGraw-Hill Companies, Inc, 1st edition, 1997. - 238 p.

16. Scannell E.E., Scannell M. The big book of team motivating games // The McGraw-Hill Companies, Inc, 1st edition, 2009. - 224 p.

17. Scannell M. The Big Book of Conflict Resolution Games: Quick, Effective Activities to Improve Communication, Trust and Collaboration // The McGraw-Hill Companies, Inc, 2010 // The McGraw-Hill Companies, Inc, 1st edition, 2010. - 212 p.

References:

1. Ann L.F. Psychological training with adolescents / L.F. Ann. - SPb., 2003.

2. Boyko V.V. The energy of emotions in communication: a look at yourself and others / V.V. Boyko. - M.: Filin, 1996. - 472 p.

3. Burnard F. Training of interpersonal interaction / F. Burnard. - SPb., 2001.

4. Vinichenko V.A. Formation of interethnic tolerance among older schoolchildren in the process of profile education / V.A. Vinichenko // Bulletin of the NorthEastern Federal University named after M.K. Amosov. -2009. - T. 6. - № 3. - S. 76-81.

5. Kozlov N.I. The best psychological games and exercises / N.I. Kozlov. - Yekaterinburg, 1998.

6. Ktsoeva-Soldatova G.U. Diagnostic test of relations / G.U. Ktsoeva-Soldatova // Psycho-diagnostic knowledge of professional activity. - St.-Pb., 2004. - S. 216-222.

7. Makova L.L. Upbringing of tolerance in the teaching and educational process of schools as a way to overcome interpersonal conflicts at adolescents / L.L. Makova // Bulletin of the Orenburg State University. - 2018. - № 4. -P. 42-46.

8. Pavlova O.V. Upbringing of tolerance at foreign language lessons / O.V. Pavlova // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2019. - № 1. - S. 70-73.

9. Petrenko M.A., Grechishkina A.S., Filina V.A. Upbringing of tolerance at foreign language lessons in the context of the technology of dialogue of cultures / M.A. Petrenko, A.S. Grechishkina, V.A. Filina // Innovative technologies in science and education. - 2016. - № 2(6). - S. 185-189.

10. Prutchenkov A.S. Socio-psychological training at school / A.S. Prutchenkov. - M., 2001.

11. Satymkulova A.K. Upbringing of interethnic tolerance in foreign language lessons / A.K. Satymkulova //

Bulletin of KNU named after J. Balasagyn - 2019. - № 3(99). - S. 11-14.

12. Smid R. Group work with children and adolescents / R. Smid. - M., 2000.

13. Yu.V. Smirnova Education of interethnic tolerance at high school students: authoref. dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / Yu.V. Smirnova; Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. - St. Petersburg. -2012. - 20 p.

14. Tretyakova E.N. Tolerance as a socio-cultural quality of a young person's personality: a scientific journal / E.N. Tretyakova // Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. Ser.: Philosophy. -2010. - № 3. - T. 2. - P. 145-151.

15. Newstrom J., Scannell E. The Big Book of Team Building Games: Trust-Building Activities, Team Spirit Exercises, and Other Fun Things to Do // The McGraw-Hill Companies, Inc, 1st edition, 1997. - 238 p.

16. Scannell E.E., Scannell M. The big book of team motivating games // The McGraw-Hill Companies, Inc, 1st edition, 2009. - 224 p.

17. Scannell M. The Big Book of Conflict Resolution Games: Quick, Effective Activities to Improve Communication, Trust and Collaboration // The McGraw-Hill Companies, Inc, 2010 // The McGraw-Hill Companies, Inc, 1st edition, 2010. - 212 p.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах:

Шишигина Яна Александровна (г. Москва, Россия), студент магистратуры, ФГБОУ ВО

«Московский государственный психолого-педагогический университет», e-mail: yanashishigina 17@gmail.com

Какадий Игорь Иванович (г. Москва, Россия), кандидат военных наук, доцент кафедры «Теория и практика управления», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», e-mail: kii606@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.