УДК 378: 374.6
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© 2010 Л.А.Мокроусова
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Статья поступила в редакцию 16.11.2009
Предпринята попытка осмысления современных проблем воспитания молодежи в условиях полиэтнического, многоконфессионального образовательного пространства. Рассматриваются критерии толерантной личности. Анализируются инновационные методы и формы воспитания гуманистически ориентированного молодого человека, в том числе обобщается опыт по организации и проведению «Молодежной школы толерантности».
Ключевые слова: идея гуманизма; многонациональный социум; поликультурное воспитание; толерантность; воспитание толерантной личности.
Во главе угла социальной и образовательной политики, в том числе и воспитания, в условиях многонационального социума ставится идея гуманизма. Гуманизм - это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм рассматривается гораздо шире, чем некая риторическая противоположность не- гуманности, он охватывает всех людей, и уважение к ним не зависимо от расы, национальной принадлежности, вероисповедания и т.п. Идея гуманизма предполагает связь с нашей собственной человечностью через выражение известных ценностей - любви, заботы, мужества, доброты, милосердия, толерантности.
В многонациональном социуме, каковым является студенческая среда Самарского государственного архитектурно-строительного университета, важность воспитания в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания людей разных национальностей очень актуальна. Как показывают социологические исследования, в настоящее время в полиэтничном по составу населения нашем регионе, так же как в целом в Российской Федерации, широко распространены фрустрации и фобии этнического характера. Среди студенческой молодежи также имеют место этнофо-бия, мигрантофобия, а некоторая часть вовлечена в политические организации, использующие в своей деятельности идеологемы радикального этнического национализма.
В целом студенты университета терпимо относятся к представителям других этнокультур. Проводимые регулярно социологические опросы свидетельствуют, что более половины из них не
о
Мокроусова Лариса Александровна, кандидат исторических наук, профессор, проректор по воспитательной работе. E-mail: MokrousovaLA@mail. ru
испытывают отрицательных чувств, когда имеют дело с представителями других национальностей. Более того, по данным социологического опроса 2009 года, проведенного среди студентов первого, третьего, четвертого курсов факультетов «Дизайн», ИЭФ, ФИСПОС видно, что абсолютное большинство, а именно 98,5% опрошенных не считают национальные, религиозные различия актуальной причиной прекращения личных отношений между молодыми людьми. Однако уровень терпимости существенно снижается, когда речь заходит о совместном сосуществовании: работе, проживании, то есть когда возникают конкурентные отношения, либо когда непосредственно сталкиваются с различными оценками, подходами в производственной сфере, в быту.
Около 60% респондентов осуждают проявление экстремизма по национальным либо религиозным мотивам. 21% опрошенных заявили, что «переживают и огорчаются, когда узнают о таких действиях». Однако около 73% респондентов готовы отказаться от своих толерантных позиций, когда дело касается мигрантов, оценки их роли в экономической, бытовой сферах жизни. Негативные эмоции при общении с представителями иных национальностей испытывает почти каждый третий участник опроса (30,1%), причем 7% - крайнюю степень неприязни. Особенно вызывает тревогу достаточно высокий уровень нетерпимости у студентов инженерно-технических факультетов. Около 11% поддерживают проявление экстремизма, в основе которого лежат национальные и религиозные мотивы. В этой связи тревогу вызывает современная тенденция по дальнейшему сокращению гуманитарной составляющей в учебных программах подготовки инженеров.
Из 200 респондентов 3% признали готовность к открытому проявлению агрессии в отношении мигрантов, поводом для которой может стать
Педагогика
этническая принадлежность другого человека. К сожалению, эти данные вынуждают признать, что при наличии каких-либо дополнительных раздражающих факторов эта латентная агрессия может быть приведена в действие. Социальный риск в такой ситуации заключается и в том, что агрессивные действия (например, драка в общежитии) легко втягивают в свою орбиту других участников, для которых в обычной жизни агрессия не характерна
В современной ситуации очень актуальной становится проблема поиска и использования эффективных подходов к воспитанию студенчества в условиях многонациональных общностей. Одним из таких подходов можно считать поликультурное воспитание, целью которого является устранение противоречий между системами и нормами воспитания доминирующих наций и этнических меньшинств, формирование позиций и установок, способствующих толерантному восприятию и взаимодействию представителей различных этнических групп. Оно предполагает адаптацию этнических групп друг к другу, пробуждение интереса к культуре соседей.
В этой связи, одним из приоритетных направлений в социально-педагогической работе становится воспитание толерантности. Толерантность понимается как уважение и правильное понимание мотивов поведения, чувств другого человека, терпимое отношение к богатому многообразию культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, в том числе к чужому образу жизни, обычаям, идеям, верованиям. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Процесс воспитания толерантности предполагает способность одной или обеих сторон пойти на компромисс и сохранить при этом уважение друг к другу. Безусловно, это не означает безразличного, попустительского отношения к антигуманным, противоправным проявлениям в поведении, поступках того или иного участника диалога независимо от его этнической, конфессиональной принадлежности.
Толерантность как качество личности представляет собой интегральную характеристику трех компонентов: познавательного (знание о толерантности, чертах толерантной личности), поведенческого (вступление в диалог, установление сотрудничества в процессе взаимодействия) и эмоционально-оценочного (эмпатийность, способность объективно оценивать людей).
Воспитание толерантных качеств личности -это целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, в том числе создание условий, требующих взаимодействия с другими, «не такими как мы». В качестве основных факторов такого воспитания предстают просвещение
и обучение. Просвещение предполагает знакомство с многообразием и своеобразием этнических культур тех, кто проживает рядом с нами. Обучение толерантности - это развитие навыков толерантного поведения и, прежде всего, развитие у молодых людей способности увидеть конфликт, определить его причины и пути его решения.
В современной социально-педагогической науке и практике имеется богатый арсенал интерактивных форм воспитательной работы, которые помогают пробуждать интерес к новому через «погружение» в ситуацию, эмоциональное сопереживание происходящему. Это и творческие задания, и работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов: приглашение специалистов, экскурсии, социальные проекты, в том числе соревнования, спектакли, выставки, представления, концерты, мультимедийные презентации, пресс-конференции, дискуссионные клубы и т.д.
Одной из эффективных инновационных форм воспитательной работы в студенческой молодежной среде стала организация занятий «Молодежной школы толерантности». Реализация проекта осуществляется в СГАСУ в течение двух лет. Ежегодно в нем участвуют 30 - 35 студентов различных курсов и факультетов. Состав «Молодежной школы толерантности» комплектуется с учетом этнической идентичности (национальности) ее участников, в значительной степени отражающей этнический состав студентов вуза.
Для работы привлекаются высококвалифицированные специалисты: преподаватели кафедры политологии, социологии и права СГАСУ, кафедры культурологии СГПУ, специалисты отдела по взаимодействию с общественными организациями, по делам национальностей и религиозным конфессиям аппарата Правительства Самарской области, представители национально-культурных организаций области, деятели культуры и искусства г. Самары. В ходе занятий, которые проходят раз в неделю в течение месяца, студентов знакомят с этнической историей края и культурными традициями проживающих на его территории народов; основными понятиями этнологии, этнопсихологии, этносоциологии; с современным состоянием межэтнических отношений в Российской Федерации, в Самарской области.
Кроме того, организуется психологический тренинг, в ходе которого актуализируются имеющиеся и формируются новые знания и умения сопереживать, общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур, умение разрешать конфликтные ситуации, понимать мотивы поступков людей. Одновременно происхо-
дит положительное эмоциональное прочувствование социального опыта общения с «разными, но не чужими». В результате наших занятий в некоторой степени корректируется отношение студентов к себе, другим, повышается их понимание, чувствование другого человека. Расширяется понимание самого термина «толерантность». Из узко трактуемого многими как терпимость, оно трансформируется в осознание ответственности за другого. А ведь именно на основе этого духовного свойства формируются гражданственность и патриотизм. В одном из отзывов студентка специальности «Сервис и туризм» Ирина Задергина пишет «Лично для меня эта школа дала опыт, который трудно где-то еще почерпнуть. Главным, на мой взгляд, стало то, что я «пропустила» через себя историю, трагедии и радости народов, живущих рядом со мной. Мне кажется, что толерантность не только терпение. Терпеть мы можем многое, но при этом не принимать боль или радость другого человека, не понимать мотивы, причины тех или иных его поступков. Ключевое слово в понимании толерантности - это принятие другого таким же как «Я сам», а значит и осознание того, что, несмотря на различия в вероисповедании, национальности, мы все - люди, и в этом наше главное сходство».
В процессе занятий «Молодежной школы толерантности» организуются выступления артистов филармонии - исполнителей народной музыки, посещение национально-культурных центров и этнокультурных мероприятий, а также экскурсии по культовым сооружениям Самары, встречи с представителями русской православной церкви, мусульманства, буддизма, экскурсии в центр исторического моделирования
«Древний мир» и деревянного зодчества Самары. Акцент делается на осознание студентом самого себя как представителя той или иной этнической культуры и одновременно представителя многонациональной культуры Самары. При этом типе воздействие идет от обучения индивида осознанию собственных культурных ценностей к анализу различий между культурами и, в конечном счете, выработке умения «проникать» в культурные особенности разных народов. Среди слушателей «Молодежной школы толерантности» были представители различных национальностей. Некоторые молодые люди стеснялись идентифицировать себя со своей народностью. В ходе занятий не только пробудилось, но и укрепилось их чувство единства, гордости за свой народ. Студентка инженерно-экономического факультета Юлия Вдовина в своем эссе отметила: «Занятия в этой школе оказались очень интересными, полезными и познавательными. Я сама мордовка, и мне было очень интересно узнать о традициях и культуре своего народа. На занятиях мы учились внимательнее относиться друг к другу. Здесь я нашла новых друзей и лучше узнала старых. Спасибо за встречи с интересными людьми других верований, национальных культур, за экскурсии по храмам и поездку в Дом дружбы народов. Спасибо вам большое за организацию этой школы, за то, что вы не пожалели средств и времени, чтобы собрать нас и научить новому».
В результате занятий удалось расширить информационное пространство этнической направленности и воздействовать на когнитивный аспект этничности, сформировать студенческий актив, способный пропагандировать и воплощать на практике идеи толерантного поведения.
FOSTERING TOLERANT BEHAVIOR OF HIGH TECHNICAL SCHOOL STUDENTS' IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2010 L.A.Mokrousova° Samara State University of Architecture and Civil Engineering
The paper deals with recent challenges in training young people under the conditions of poly-ethnic, multi-confession educational environment. The criteria of tolerant personality are observed. The author tries to analyze innovative methods and forms of training the humanity-oriented young person and summarize the experience in organizing and carrying out the project for youngsters «School of Tolerance».
Key words: humanism idea; multiethnic society; multicultural education; tolerance; fostering a tolerant person.
о
Mokrousova Larisa Aleksandrovna, Cand. Sc. in History, Professor, Vice-rector. E-mail: MokrousovaLAQmail. ru