Г. Я. Гревцева, С. А. Чичиланова
УДК 378.147.88 ББК 74.58
Г Я. Гревцева, С. А. Чичиланова
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Рассматривается проблема организации воспитательного процесса студентов в вузе, система управления этим процессом в рамках внеаудиторной самостоятельной работы
Ключевые слова: социальные отношения, воспитание, социализация, внеаудиторная адаптация, самостоятельная работа
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современная нормативная парадигма, основанием которой служит функция воспитания, такова: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преображения российского общества [1].
Главным противоречием студенческого возраста является естественное стремление к самопознанию и самореализации и в то же время отсутствие опыта и внутренней готовности для осуществления этого. В результате личность студента попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих новых ценностных ориентаций, социальных установок, мотивов поведения.
Студенчество — период активного жизненного и духовно-нравственного становления молодых людей, когда они, оказавшись вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и более всего нуждаются в направляющей руке и верных ориентирах.
Из-за отсутствия устойчивых жизненных ценностей молодому человеку трудно самому сформировать свои долговременные жизненные планы. В учреждении профессионального образования важное место поэтому занимает ком-
плекс вопросов, связанных с подготовкой учащейся молодежи к вступлению в социальные отношения, то есть с ее воспитанием [6].
Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе и в обстановке ослабления идеологического прессинга. Воспитание — управление процессом социализации индивида, оно заключается в целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.
Необходимость воспитания в вузе подтверждена государственными правовыми актами. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества [1].
В Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» указаны основные задачи вуза в воспитательном процессе: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; повышение его культурного уровня населения.
В «Типовом Положении о вузах РФ» указано на то, что основные задачи высшего учебного заведения в области воспитания реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей. Важнейшей современной особенностью воспитания студенческой молодежи является объективный процесс смещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности. Этот инновационный процесс отражает влияние на воспитание демократических процессов в обществе, либерализации экономики, развития рыночных отношений, овладение молодежью новыми социальными навыками, практическими умениями в области экономики, науки, техники и образования.
Воспитание в вузах России сегодня осложняется существующей ныне противоречивостью ситуации. Студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими собственными интересами, получаемой профессией, своим жизненным опытом. Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
Воспитание студентов технического вуза традиционно строится на основе органического единства учебного и воспитательного процессов. Вместе с тем, необходимым и правомерным является его разделение на следующие направления: воспитание в процессе обучения и воспитание в процессе самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы. Каждому из этих направлений свойственны специфические задачи, средства, функции и содержание.
В процессе воспитания именно самостоятельная работа является наименее изученной и в то же время представляю-
щей наибольший интерес, так как именно в ней больше всего может проявляться мотивация студента, его целенаправленность, самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. В настоящее время самостоятельная работа является одной из важных и широко обсуждаемых проблем, так как на самостоятельную работу отводится от 40 до 50 % времени, предусмотренного на подготовку специалиста.
Воспитание студентов в процессе внеаудиторной самостоятельной работы в техническом вузе весьма разнообразно, лабильно и сложно. Этот вид работы эффективно могут выполнять кураторы студенческих групп, которые находятся в постоянном деловом общении с коллективом, с каждым его членом в отдельности. Куратор осуществляет примерный план воспитательной работы в группе, регулирует общение студентов с другими организациями вуза. Кураторы содействуют становлению специалистов высокой квалификации, углубляют профессиональную направленность, повышают активность студентов в учебе и общественной работе, способствуют идейно-политическому, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию студентов. Руководитель студенческой группы продумывает содержание и формы воспитания: лекции, беседы, диспуты, вечера и т. д.
Воспитание студентов в процессе внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя систему мероприятий, проводимых постоянно и проводимых один раз в год или в несколько лет. К первым относится работа студенческих студий, клубов по интересам, спортивных секций, музыкальных коллективов, органов студенческого самоуправления, работа студенческих отрядов и др., а также профилактика наркомании. К мероприятиям второго типа относятся: «День знаний», «День науки», «День здоровья», «День студента», «День борьбы со СПИДом», «День донора», конкурсы студенческих научных работ, олимпиа-
Воспитание студентов вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы
Г. Я. Гревцева, С. А. Чичиланова
ды по предметам, концерты к праздничным дням, конкурсы красоты, фестивали студенческого творчества, фестивали команд КВН, благотворительные акции, спортивные соревнования, турпоходы и др.
Особенностями воспитания в процессе внеаудиторной самостоятельной работы является добровольность участия студентов, гибкость содержания и форм, большие возможности для проявления самодеятельности, инициативы.
Среди задач воспитания студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы мы выделяем [3, 4]:
• углубление и расширение общего культурного кругозора и знаний по специальности;
• формирование и развитие чувства уважения к своей Родине, своему народу и народам других стран, стремление к миру во всем мире;
• выработку нового политического мышления, связанного с новыми социально-политическими и экономическими условиями развития страны, стремления активно поддерживать внутреннюю и внешнюю политику своего государства;
• формирование культуры межнационального общения;
• формирование нравственного и эстетического отношения к природе, побуждение к природоохранной деятельности, к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий антропогенного воздействия;
• развитие любознательности, высоких духовных потребностей, творческих способностей;
• удовлетворение индивидуальных запросов и интересов;
• формирование положительного отношения к труду, развитие потребности к творческому труду;
• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
• содействие формированию эстетических восприятий, взглядов, суждений и пониманий прекрасного в соответствии с общечеловеческими идеалами;
• развитие способности, умения и навыки активного создания прекрасного в повседневной жизни, в природе, труде, искусстве;
• приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта;
• организацию разумного отдыха.
Опыт педагогической работы показал,
что между учебной и внеаудиторной самостоятельной работой существует глубокая связь и взаимозависимость. Чем выше качество обучения в вузе, тем более разносторонни интересы студентов, тем более активно участвуют они в общественной жизни учебного заведения. С другой стороны, разнообразная внеаудиторная самостоятельная работа является одной из важных предпосылок успешной учебы. Формы внеаудиторной самостоятельной работы в вузе развиваются в преемственной связи с формами внеклассной самостоятельной работы школы, поэтому многие формы внеклассной работы сохраняют свою актуальность и в высшем учебном заведении (например, конференции, устные журналы, вечера, кружки, клубы и т. д.) [4].
У студентов, участвующих в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, в кружках, стройотрядах, клубах, посещающих центры развития личности и т. д. формируется современное научное мировоззрение и система базовых ценностей; реализуются знания, связанные с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности; формируется репродуктивное сознание и установка на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей, повышается мотивация самосовершенствования студентов, формируется ориентация на успех, на лидерство и карьерное поведение, качества социально-
активной личности, навыки самопрезен-тации, аргументации, принятия решений, организации общественно-и-личностно-значимых дел, приобретается устойчивый интерес к знаниям, книгам, науке [3].
Внеаудиторная самостоятельная работа способствует гармоничному развитию личности студента. Важным условием, обеспечивающим воспитательное воздействие окружающей действительности и искусства, является выбор педагогически эффективных форм и методов воспитания в процессе внеаудиторной самостоятельной работы, т. е. способов организации деятельности студентов [3].
Среди форм организации воспитания студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы можно выделить три уровня.
Первый уровень — массовые мероприятия. В качестве традиционных предлагается организация следующих мероприятий [2, 3]: программа «Первокурсник», в рамках которой могут быть проведены: посвящение в студенты; День Знаний; анкетирование первокурсников «Моя первая неделя в вузе»; Университетская спартакиада; конкурсы: «Лучшая группа университета», «Лучшая группа по специальности»; фестиваль «Студенческая весна»; студенческие научные конференции («Наука без языковых границ»); фестиваль иностранных языков и т. д.
Второй уровень — групповые формы работы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений.
Третий уровень — индивидуальная лич-ностно ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах: индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебнопознавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса; разработка ин-
дивидуализированных программ профессионального становления и развития студента; работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, педагогических, в сфере искусства и т. п.); индивидуальная научноисследовательская работа студентов под руководством преподавателей и аспирантов; работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов.
Вместе с тем, формы и содержание воспитательной работы вуза, в частности, технического, имеют свои особенности, обусловленные психологическими особенностями студентов, поступивших в технический вуз: трудности и проблемы в межличностном общении в академической группе, с родителями и противоположным полом и т. п. (не менее 65 %), недостаточность знаний по психологии общения, получаемых в курсах психолого-педагогического цикла, предусмотренных образовательным стандартом, а также желание совершенствовать свои социальные навыки и умения (не менее 74 %). Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров: высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Часто профиль интеллекта студентов технического вуза сдвинут в сторону развития невербального интеллекта и несколько снижен по вербальному [2, 5].
Воспитание студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы должно быть направлено на развитие таких свойств личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиление интровертированности личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повышению ее эффективности, развитию широты познавательных интересов, привлечению внимания к политической жизни страны, к решению философских проблем.
Воспитание студентов вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы
Библиографический список
1. Закон РФ «Об образовании». -М., 2010.
2. Заяц В.И. Система управления воспитательным процессом в вузе (на примере Витебского государственного медицинского университета) // Вышэй-шая школа. 2001. № 1. С. 47-49.
3. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). - М., 2002. - 34 с.
4. Кагерманьян В.С. Современная система воспитания студентов вузов: состояние. Концепция и направления развития. - М., 2002. - 80 с.
5. Пономарев А.В. Опыт организации внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете. - Екатеринбург, 2000. - 346 с.
6. Яковлев Е.В., Яковлева Н О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 4. С. 74-83.