Научная статья на тему 'Воспитание студентов в системе высшего образования'

Воспитание студентов в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1613
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ КАЧЕСТВУ / COMMITMENT TO QUALITY / ИДЕОЛОГИЯ КАЧЕСТВА / THE QUALITY OF IDEOLOGY / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перескокова Татьяна Аркадьевна, Соловьев Виктор Петрович

Рассматривается необходимость осуществления в вузах целенаправленного воспитания студентов для формирования у них общекультурных компетентностей и личностных свойств. Предложено положить в основу воспитания молодежи идеологию качества. Сформулированы мероприятия для создания в вузах «воспитательной» среды. Показана основополагающая роль преподавателей в подготовке «будущего» страны.The article deals with the problem of training students at the universities and forming their common cultural competence and personal qualities. It is proposed to use as a base for the training the students the ideology of quality. The actions to create in the universities«educational» environment are formulated. It is shown the fundamental role of teachers in preparing the «future» of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перескокова Татьяна Аркадьевна, Соловьев Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание студентов в системе высшего образования»

УДК 378. 37.01

В.П. Соловьев, Т.А. Перескокова,

Старооскольский технологический институт - филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

Воспитание студентов в системе высшего образования

Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника.

Японская пословица

Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева: «Школа на протяжении всей истории человечества всегда формировала личность человека»

УЧИТЬ ИЛИ ВОСПИТЫВАТЬ?

В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» № 273 дано определение понятию «образование». Оно понимается как«единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его

© Соловьев В.П., Перескокова Т. А., 2016

образовательных потребностей и интересов».

Итак, образование - это единство воспитания и обучения. Эти направления деятельности образовательных организаций взаимосвязаны и направлены на всестороннее развитие обучаемых и овладение ими знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Вместе с тем неоднократно приходилось слышать от вузовских коллег, что воспитательный аспект образования не относится к высшей школе (это удел общего образования). Но так ли это?

Нужно признать, что это мнение в начале 1990-х действительно превалировало в сознании руководства и преподавателей вузов. Но

уже в 1997 году Российский союз ректоров принимает постановление, в котором определяет направления воспитания студентов:

- отношение к обществу;

- публичные человеческие отношения;

- отношение к профессии;

- приобщение к культурным ценностям и достижениям;

- личные отношения (семья, дети, друзья).

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета В.Т. Лисовский при разработке концепции воспитания студентов в 1999 году образно назвал получение высшего образования достижением «высшего уровня воспитанности и обученности» [4, с. 168-182].

Что же положить в основу воспитания молодежи? На наш взгляд, такой основой должна стать идеология качества в широком смысле (качество выполнения трудовых функций, взаимоотношений с окружающими людьми на работе и в семье).

Не существует вида деятельности, не связанного с качеством тем или иным образом, нет ни одной организации, которая не занималась бы вопросами качества, и не может быть гуманной общественная система без ориентации на качество.

Г.П. Воронин, будучи председателем Госстандарта Российской Федерации, неоднократно в своих выступлениях подчеркивал,

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ СОЛОВЬЕВ

кандидат технических наук, профессор Староосколь-ского технологического института - филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», академик Академии проблем качества, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования. Сфера научных интересов: менеджмент качества, организация учебно-методической деятельности вуза. Автор более 260 публикаций

ТАТЬЯНА

АРКАДЬЕВНА

ПЕРЕСКОКОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Старооскольского технологического института - филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: педагогика, организация учебной и внеучебной деятельности вуза. Автор более 50 публикаций

Рассматривается необходимость осуществления в вузах целенаправленного воспитания студентов для формирования у них общекультурных компетентностей и личностных свойств. Предложено положить в основу воспитания молодежи идеологию качества. Сформулированы мероприятия для создания в вузах «воспитательной» среды. Показана основополагающая роль преподавателей в подготовке «будущего» страны. Ключевые слова: воспитание, обучение, приверженность качеству, идеология качества, воспитательная среда, компетентности.

The article deals with the problem of training students at the universities and forming their common cultural competence and personal qualities. It is proposed to use as a base for the training the students the ideology of quality. The actions to create in the universities «educational» environment are formulated. It is shown the fundamental role of teachers in preparing the «future» of the country.

Key words: education, training, commitment to quality, the quality of ideology, educational environment, competence.

что «качество - это идеология, ею нужно пропитаться». А ведь известно, что идеология формирует «климат» общества. Идеология качества прежде всего формирует нравственность.

Один из разработчиков концепции воспитания студенческой молодежи П. И. Бабочкин подчеркивал, что «нравственность не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности с чертами характера, соответствующими общепринятому, установленному порядку и нормам» [2, с. 267-278].

А может быть, все наше общество направить на достижение реальной цели - качество жизни людей, приняв ее как национальную идею?!

И как бы ни было это странным, но разумно обратиться к уже высказанным мыслям, прежде всего, русским философом И.А. Ильиным в далеком теперь 1928 году (трудное для нашей страны время):

«Качество необходимо России: верные, волевые, знающие

и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни... В нашей прошлой истории нам не хватало ни времени, ни сил на качество; на спокойную и сосредоточенную культуру; на взращивание и творческое оформление нашей природной даровитости; на воспитание и укрепление национального характера. Новая, качественная эпоха нужна нашей Родине».

И.А. Ильин утверждает, что только поворот общественного сознания и всей практической деятельности к проблеме качества способен вывести Россию из кризисного состояния и обеспечить ее процветание.

С чего же нужно начинать? Как всегда, с самого начала - с обучения. Воспользуемся мудрым советом японского специалиста К. Исикавы:«Качество начинается и заканчивается обучением».

Так кто же возглавит движение за достижение национальной

идеи? Конечно, они - молодое поколение - должны стать приверженцами качества. Уверены, начнется цепная реакция по распространению этой идеологии. Не случайно европейская организация по качеству провозгласила своим девизом: «Качество - решающий фактор прошлого, настоящего и будущего». К этому лозунгу присоединилась и Всероссийская организация качества. Опыт многих фирм и даже целых государств показывает справедливость утверждения: «Качество -последний шанс для бедных». Послевоенные Германия и Япония смогли выйти из глубокого экономического кризиса благодаря реализации продуманной государственной и внутрифирменной политики в области достижения качества продукции.

ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО - КАЧЕСТВО

Возглавить движение за достижение национальной идеи должны учителя и педагоги, ведь именно в их «руках» находится молодое поколение. Но вначале необходимо сильно «пропитаться» качеством самим педагогам. А учебные заведения должны стать организациями по воспитанию обучаемых в идеологии качества, чтобы они стали верными, волевыми, знающими и даровитыми людьми, которые будут напряженно и добросовестно трудиться, создавая первосортный продукт, как завещал нам наш знаменитый сооте-чественникИ.А. Ильин.

Идеология качества, которой должно быть озабочено общество, направлена именно на воспитание работников. Значит, это дальновидная политика.

На наш взгляд, в перечень требований к выпускникам организаций высшего образования должна быть введена обязательная компетентность - приверженность качеству.

К сожалению, в большинстве федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения (с 2015 года) о качестве не упоминается.

Для формирования такой компетентности у студентов необходимо решить как минимум две задачи:

- для каждого направления разработать план непрерывной подготовки в области качества;

- внедрить элементы системы менеджмента качества в образовательный процесс с наглядной демонстрацией студентам достигнутых результатов. Желательно вовлекать самих студентов в осуществление мероприятий системы менеджмента качества (коррекция несоответствий, предупреждающие действия, выявление удовлетворенности участников образовательного процесса).

Для решения первой задачи целесообразно пересмотреть цели каждой учебной дисциплины - связаны ли они с достижением качества продукции или предоставления услуги, с качеством жизни. В соответствии с этим внести коррективы в содержание учебной дисциплины. Кроме того, преподавателям, в первую очередь выпускающих кафедр, разработчикам программ спецкурсов - изучить профессиональные стандарты по возможным должностям выпускников. Ведь студентов уже в вузе можно подготовить к выполнению соответствующих трудовых функций, а в какой-то мере и трудовых действий, эффективно используя при этом все виды практик. Но вначале разберемся, что такое качество? Общепризнанным понятием качества считается то, которое сформулировано в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015: «степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям». Причем «присущая характеристика» должна быть постоянным признаком для носителя качества - объекта (продукции, услуги). А требование - это «потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным».

Это понятие должно стать жизненно необходимым, «жизненным кредо». Именно с этим сопоставляются все человеческие

поступки. Этим должны мыслить все бизнесмены (предприниматели), инженеры и рабочие, учителя и педагоги, врачи и, конечно, все чиновники, административные работники, законодатели, журналисты, работники культуры. Всем необходимо «пропитаться» качеством. Наш знаменитый соотечественник В.В. Набоков в романе «Дар» образно сказал: «У пушкинского читателя увеличиваются легкие в объеме». Уверены, что у современных людей с воспринятой идеологией качества «увеличивается» нравственность.

Значит, понятие «качество» может быть применено к любым изделиям, товарам, услугам, действиям. Конечно, более конкретно оценивается качество изделия (товара), если оно имеет измеряемые характеристики (мощность, размеры, физические и механические свойства, срок службы и многое другое). По техническим характеристикам осуществляется выбор всей бытовой техники, электроники, компьютеров, автомобилей. Иногда говорят, что «красота возникает в глазах наблюдателя», т.е. качество воспринимается каждым человеком по-своему. Доктор У.Э. Деминг отмечал, что управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает производство продукции, по своему качеству отвечающей ожиданиям рынка.

В философском понимании качество выражает целостность объекта, его внутреннюю определенность и специфичность. Можно отметить некоторые аспекты качества как социально-экономической категории. Качество напрямую связано с экономикой. Поэтому экономический аспект качества является определяющим. Но также важен и социальный аспект. Это уровень образованности, интеллектуального развития человека, который в свою очередь влияет на качество его труда.

Нельзя не отметить моральный аспект качества, связанный с развитием личности, уровнем самовыражения и нравственностью.

Теперь мы понимаем, что современный мир это мир качества. С ним мы сталкиваемся постоянно. В жизни хотим получать (иногда требуем) продукцию или услуги только высокого качества. А как с «отдачей» - как сами ведем себя, когда производим свою продукцию или оказываем кому-то услугу? А как живем с соседями, а чему учим детей? А как управляем автомобилем? А как ремонтируем дороги? А как лечим людей?

Значит, качество - это не только характеристики продукции или услуги, это что-то вошедшее в наше сознание, причем с очень положительной направленностью (мораль, нравственность). Если человек «одержим качеством», то он не только на работе, но и во всех других ситуациях будет вести себя в соответствии с приверженностью качеству.

А это уже идеология!

О «КАЧЕСТВЕННОСТИ» ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Чем же должен обладать выпускник организации высшего образования?

Прежде всего тем, что потребуется в жизни и профессиональной деятельности.

И.А. Зимняя выделила три основополагающие (базовые) компетентности для любого выпускника [3, с. 14-20].

1. Способности к интеллектуальным действиям, заключающиеся в умении анализировать, синтезировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать, обобщать, генерировать идеи, приобретать новые знания.

2. Личностные свойства, проявляемые в виде ответственности, инициативности, исполнительности, целеустремленности, организованности, самостоятельности.

3. Социальные характеристики: самосовершенствование, здо-ровьесбережение, коммуникативность, гражданственность, социальное взаимодействие.

Вот эти компетентности должны составить «воспитанность» бу-

дущего инженера, учителя, агронома, экономиста, менеджера и так далее, т.е. его «качественность».

Мы бы еще добавили некоторые свойства, которые постоянно человеку приходится проявлять в жизни и профессиональной деятельности, а именно: дисциплинированность, сообразительность, коллективизм, доброжелательность, уважение к людям, самокритичность, требовательность к себе.

Конечно, нельзя забывать об «обученности», т.е. формировании профессиональных компе-тентностей.

Бессмысленно надеяться, что постоянные назидания, призывы, наказания, сообщения родителям могут решить проблему воспитания студентов.

На наш взгляд, для воспитания должна быть создана «воспитывающая» среда. Для начала хотелось бы привести один пример. Один из авторов, обучаясь в Московском институте стали и сплавов, прошел «мощную» школу комсомольской организации и испытал воздействие удивительных педагогов, бывших не только учеными и первоклассными преподавателями, но и интеллектуалами. Невозможно забыть вечерние «посиделки» с деканом факультета профессором В.А. Кривандиным для обсуждения студенческих дел. А какое сильное влияние оказывали встречи с комсомольским активом ректора вуза И.Н. Кидина, профессора И.И. Аншелеса. Вот где шло воспитание!

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Предлагаем для обсуждения следующий план мероприятий по созданию в вузах «воспитательной» среды.

1. Поднять авторитет преподавателей за счет повышения их профессиональной и педагогической квалификации.

Воспитывать могут только личности! У нас же дефицит личностей!

Сегодня мы потеряли интерес преподавателей к серьезной методической и педагогической работе, отсутствует мотивация ее совершенствовать.

Есть такая восточная мудрость: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так что делать? Создавать эти мотивы! Основной мотив - уровень заработной платы. Если это не будет решено, то большинство учреждений высшего образования потеряет свой статус. Причем необходимо немедленно возвратиться к советской системе оплаты труда преподавателей с достойным фиксированным окладом. И это не советское изобретение, такая система оплаты преобладает в Германии, Японии. А вот дополнительная оплата может быть различной в зависимости от вклада. И главное, оплата труда преподавателя не должна зависеть от предпочтения руководителя. Преподаватель выполняет государственную задачу - готовит будущее страны! К нему нужно относиться как к государственному человеку! Тогда и он проявит весь свой потенциал.

Итак! Главный человек в вузе -это преподаватель.

Сделайте его таким. Разве увидишь сейчас в образовательных организациях портреты не бывших, а нынешних преподавателей, поражающих своей эрудицией, блестящих ораторов, публицистов. А ведь им доверено воспитание «будущего» нашей страны.

2. Воспитание студентов посредством привития любви к своей будущей специальности (профессии).

Для этого необходимо:

- с первого курса учить специальности (профессии). Возродить дисциплину «Введение в специальность», ввести дисциплины «История науки о специальности», «Основы технического творчества». Все фундаментальные дисциплины должны «работать» на специальность. А преподаватели общих и общенаучных кафедр должны знать основы спе-

циальности обучаемых студентов. Мы показали это в статьях, опубликованных в журнале «Высшее образование сегодня» [5, 6]. Выпускающие кафедры должны «работать» со своими студентами с самого начала обучения, показать романтику будущей профессии, использование информационных технологий (это привлекает современную молодежь). В процессе обучения «назначать» студентов на различные должности, использовать профессиональные стандарты;

- восстановить советскую систему практики с обязательным присутствием преподавателя. Ввести на старших курсах инженерную практику, предусматривающую работу студентов дублерами инженерно-технических работников.

3. Создание в образовательной организации среды, воспитывающей «личности».

Именно такими должны стать выпускники вузов. Министр образования и науки О.Ю. Васильева в преддверии нового учебного года (2016/17) обратила внимание на основной приоритет образования - воспитание человека: «Школа на протяжении всей истории человечества всегда формировала личность человека» («Российская газета» от 8 сентября 2016 года).

Но как может формировать «личности» образовательная среда в вузе, если в ее основе - наказания (за пропуски занятий, невыполнение учебного графика и др.). В вузах создана атмосфера страха перед плохой оценкой, перед преподавателями, администрацией. Уже упоминавшийся основоположник идеологии менеджмента качества У.Э. Деминг сформулировал принцип для руководства организациями:«Изгоняйте страх, чтобы все могли работать эффективно для организации. Используйте все возможные средства для искоренения страхов, опасений и враждебности внутри организации» [7]. Одно только изменение идеологии контроля знаний

и умений студентов с карательной на диагностическую приведет к изменению отношений преподавателей со студентами. Только тогда преподаватель станет воспитателем студентов. Это убедительно представлено в статье Ю.П. Адлера и В.Л. Шпера [1].

Безмерное увлечение дистанционными методами обучения не будет способствовать воспитанию студентов. Ведь и без этого современная молодежь постоянно «зависает» в виртуальном мире, и потому основной «роскошью» современного реального мира становится живое общение.

Американцы очное обучение образно называют «глаза в глаза». Именно оно ценится, и потому университеты «гоняются» за «яркими» преподавателями, к которым пойдут учиться.

Преподаватель должен обладать притягательностью благодаря широте и глубине научного познания, педагогическому мастерству, эрудированности в области литературы, искусства. А оценить это можно при анкетировании студентов при завершении учебной дисциплины «Преподаватель глазами студентов», например, по методике, разработанной в МИСиС [8].

Считаем необходимым обратить внимание на проведение занятий с использованием демонстрационных презентаций. Многие молодые преподаватели перестали готовиться к занятиям, ведь весь материал можно изложить в презентации, а затем представить на экране. На занятии преподаватель комментирует изображение, студенты записывают что-то с экрана. Экран заменил преподавателя. А ведь современные технологии должны лишь помогать преподавателю в представлении информации. На экране не должно быть текстовой информации, которую нужно читать.

На рис. 1 показана типичная картина поточной лекции, где преподаватель затрудняется с представлением материала. Вот где нужна помощь информационных технологий.

Рис. 1. Традиционная поточная лекция

А на рис. 2 преподаватель выглядит докладчиком. Но настоящий педагог не декламирует, а «проживает» материал лекции вместе со студентами, как это делал профессор М.А. Штремель (МИСиС) (фото на рис. 3).

4. Развитие студенческого самоуправления.

Основная деятельность студентов в вузе - это обучение. Значит, их нужно вовлечь в организацию образовательного процесса, ведь они основные участники этого процесса. Мы неоднократно подчеркивали, что обучение - дуальный процесс, заключающийся во взаимодействии преподавателя и студента. Чаще всего результативность (достижение поставленной цели) анализируется преподавателями (на заседаниях кафедр, методических и ученых

советах) без участия второй стороны - студентов.

А может быть, создать такие же аналогичные студенческие советы, на которых учебные вопросы будут обсуждаться с позиций студентов? Их рекомендации будут рассматриваться на преподавательских советах. Можно совместно обсуждать результаты анкетирования студентов по вопросам организации учебного процесса (например, стремление студентов к успеху, склонности к типу профессии, оценка уровня тревожности, волевых качеств, адаптиро-ванности к образовательной среде вуза). Студенты сами должны устраивать встречи с интересными для них людьми.

Воспитательная составляющая в этом мероприятии - это доверие студентам со стороны преподава-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Преподаватель, напоминающий «сухого» докладчика

Рис. 3. Профессор М.А. Штремель (МИСиС) вместе со студентами анализирует структуру металла

телей, администрации, а в ответ формирование ответственности у самих студентов.

5. Организация внеаудиторной деятельности студентов.

Участие студентов в различных кружках, секциях, творческих мастерских, в которых они могут проявить свои способности, многие специалисты относят к активным методам воспитания через развитие интеллекта, формирования личностных качеств, таких как ответственность, инициативность, исполни-

тельность, целеустремленность, коллективизм.

Важнейшее значение имеет привлечение студентов к систематическим спортивным занятиям и формирование у них жизненно необходимой компетентности - здоровьесбережение. Но такую внеаудиторную деятельность студентов нужно организовать, обеспечить материальную базу, привлечь квалифицированных руководителей.

В заключение сделаем следующие выводы.

Многие преподаватели уверены, что добиться воспитанности выпускников сложнее, чем обучить специальности. Но это необходимо, если мы хотим построить справедливое общество. В сфере промышленного производства наша страна отстает по уровню производительности труда. П о экспертным зарубежным оценкам, 20% из общей доли роста эффективности производства определяется состоянием основных фондов, а 80% - «человеческим фактором». Значит, поведение персонала играет важнейшую роль в достижении результатов. В организациях должна быть создана культура труда, основанная на ответственности, дисциплинированности, инициативности, исполнительности, самостоятельности всех работников. Выпускники вузов - это кадровый потенциал отечественной экономики. Именно они могут стать катализатором формирования эффективных трудовых отношений и привития идеологии качества работникам сферы материального производства и сферы услуг. Вспомним пророческие слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь».

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI веке: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 37-45.

2. Бабочкин П.И. Основные направления системы воспитания студентов вузов // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы: сб. / под ред. И.А. Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004, С. 267-278.

3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-4.

4. ЛисовскийВ.Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации (материалы концепции) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы: сб. / под ред. И.А. Зимней. М.: Агентство

«Издательский сервис», 2004. С. 168-182.

5. Соловьев В.П. О фундаментальной подготовке линейных инженеров // Высшее образование сегодня. 2015. № 1. С. 10-15.

6. Соловьев В.П., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Использование модели профессиональной среды для подготовки инженеров // Высшее образование сегодня. 2015. № 3. С. 9-15.

7. Соловьев В.П., Кочетов А.И., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Система менеджмента качества: среда, процессы, риски, персонал. Старый Оскол: «ТНТ», 2016. С. 95.

8. Соловьев В.П., Кочетов А.И., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Качество - визитная карточка нашего времени. М.: «Университетская книга», 2016. С. 152.

LITERATURA

1. Adler Yu. P., Shper V.L. Obrazovanie v XXI veke: problemy. perspektivy, reshenija // Kachestvo i zhizn'. 2015. № 4. S. 37-45.

2. Babochkin P.I. Osnovnye napravlenija sistemy vospitanija studentov vuzov // Strategija vospitanija v obrazovatel'noj sisteme Rossii: podhody i problemy: sb. / pod I.A. Zimnej. M.: Agentstvo «Izdatel'skij servis», 2004. S. 267-278.

3. Zimnjaja I.A. Obshhaja kul'tura i social'no-professional'naja kompetentnost' cheloveka // Vysshee obrazovanie segodnja. 2005. №11. S.14-4.

4. Lisovskij V.T. Vospitanie studentov vuzov Rossijskoj Federacii (materialy koncepcii) // Strategija vospitanija v obrazovatel'noj sisteme Rossii: podhody i problemy: sb. / pod I.A. Zimnej. M.: Agentstvo «Izdatel'skij servis», 2004.

S. 168-182.

5. Solov'ev V.P. O fundamental'noj podgotovke linejnyh inzhenerov // Vysshee obrazovanie segodnja. 2015. № 1. S. 10-15.

6. Solov'ev V.P., Krupin Yu. A., Pereskokova T.A. Ispol'zovanie modeli professional'noj sredy dlja podgotovki inzhenerov // Vysshee obrazovanie segodnja. 2015. № 3. S. 9-15.

7. Solov'ev V.P., KochetovA.I., Krupin Yu. A., Pereskokova T.A. Sistema menedzhmenta kachestva: sreda, processy, riski, personal. Staryj Oskol: «TNT», 2016. S. 95.

8. Solov'evV.P., KochetovA.I., Krupin Yu. A., Pereskokova T.A. Kachestvo - vizitnaja kartochka nashego vremeni. M.: «Universitetskaja kniga», 2016. S. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.