Научная статья на тему 'О кадровом потенциале отечественной экономики'

О кадровом потенциале отечественной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONNEL / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OFEDUCATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ECONOMY OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёв Виктор Петрович, Крупин Юрий Александрович, Кочетов Александр Иванович, Перескова Татьяна Аркадьевна

Рассматривается подготовка кадров для экономики страны в различные периоды ее становления. Показано, что в настоящее время должна возрастать численность инженеров-исследователей и конструкторов. Обращается внимание на низкое качество подготовки специалистов, обучающихся по заочной форме. Отмечается, что объединение вузов, проводимое Министерством образования и науки Российской Федерации, не всегда целесообразно. Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, человеческий капитал, экономика знаний.The article deals with a problem of training specialist for country s economy in different periods of its development. It is shown that today more engineers with creative and inventive skill are needed for our economy. The attention is drown to the the quality of training engineers who get distance education. It is confirmed that combining high schools which leads the Ministry of education and science of the Russian Federation is not always advisable. Key words: personnel, the quality ofeducation, intellectual capital, the economy of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьёв Виктор Петрович, Крупин Юрий Александрович, Кочетов Александр Иванович, Перескова Татьяна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О кадровом потенциале отечественной экономики»

ПЕДАГОГИКА

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРА

В.П. Соловьев, Т.А. Перескокова,

Старооскольский технологический институт - филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» А.И. Кочетов, Ю.А. Крупин,

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

О кадровом потенциале отечественной экономики

УДК 37.014.54

Неумелое планирование означает планирование неудач

Брайан Трейси

В 1930-е годы наша страна, тогда СССР, вступила на путь ускоренного индустриального развития. Начали строиться новые предприятия: Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Горьковский автомобильный завод, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Уралмаш и многие другие. Был построен Днепрогэс. За 10 предвоенных лет в стране было введе-

но в строй около 6000 объектов. Индустриализация страны потребовала большого количества инженерных кадров. Был выдвинут лозунг: «Кадры решают все». Новые отрасли в то время оснащались передовой, в основном импортной (немецкой, американской) техникой. Нужно было ее осваивать и создавать свою.

В 1930 году в стране происходит «расчленение» громоздких вузов, которые в комиссии Совета

Народных Комиссаров были названы «лже-политехникумы»[3]. Они были конгломератом разнородных факультетов, каждый из которых жил своей жизнью, отличной от других факультетов. Реорганизованы были такие крупные учебные заведения, как МВТУ им. Н.Э. Баумана и Московская горная академия (МГА). В крупных промышленных центрах стали создавать технические вузы. Результаты этой организационной работы впечатляют: в 1929 году в стране было 152 вуза, а к концу учебного 1930-1931 года их уже стало 579. Появились новые вузы, среди которых известные московские институты: авиационный, энергетический, горный, стали и сплавов, цветных металлов и золота, не-фтяной,геологоразведочный. Для обеспечения кадрами строящихся металлургических комбинатов в Магнитогорске и Кузнецке были образованы специализированные вузы, ставшие в настоящее время техническими университетами.

В то время выпускники в основном готовились к производственной деятельности (линейные инженеры). Но стала ощущаться потребность в специалистах более высокого уровня, которые могли бы создавать новые агрегаты и технологии, новые сплавы, иссле-

© Соловьев В.П., Перескокова Т. А., Кочетов А.И., Крупин Ю.А., 2016 2

ВИКТОР

ПЕТРОВИЧ

СОЛОВЬЁВ

кандидат технических наук, профессор Старооскольско-го технологического института - филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», академик Академии проблем качества, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования. Сфера научных интересов: менеджмент качества, организация учебно-методической деятельности вуза. Автор более 260 публикаций

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КОЧЕТОВ

кандидат технических наук, профессор кафедры металлургии стали и ферросплавов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», академик Академии проблем качества, эксперт конкурса Правительства Российской Федерации в области качества. Сфера научных интересов: металлургия стали, менеджмент качества. Автор более 230 публикаций

ЮРИИ

АЛЕКСАНДРОВИЧ КРУПИН

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры метал -ловедения и физики прочности Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: физика металлов, организация учебно-методической деятельности вуза. Автор более 70 публикаций

ТАТЬЯНА

АРКАДЬЕВНА

ПЕРЕСКОКОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Старооскольского технологического института - филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: педагогика, организация учебной и внеучебной деятельности вуза. Автор более 50 публикаций

Рассматривается подготовка кадров для экономики страны в различные периоды ее становления. Показано, что в настоящее время должна возрастать численность инженеров-исследователей и конструкторов. Обращается внимание на низкое качество подготовки специалистов, обучающихся по заочной форме. Отмечается, что объединение вузов, проводимое Министерством образования и науки Российской Федерации, не всегда целесообразно.

Ключевые слова: : кадровый потенциал, качество образования, человеческий капитал, экономика знаний.

Thearticledealswithaproblem of training specialist for country s economy in different periods of its development. It is shown that today more engineers with creative and inventive skill are needed for our economy. The attention is drown to the the quality of training engineers who get distance education. It is confirmed that combining high schools which leads the Ministry of education and science of the Russian Federation is not always advisable. Key words: personnel, the quality ofeducation, intellectual capital, the economy of knowledge.

довательскую аппаратуру. Вузы постепенно становятся центрами проведения исследовательских работ, прежде всего для нужд промышленности. В базовых отраслях промышленности создаются отраслевые научно-исследовательские институты, которые также необходимо было обеспечивать инженерными кадрами. Так, Московский институт стали и сплавов стал базовым вузом для двух центральных научно-исследовательских институтов: черной металлургии и тяжелого машиностроения. А в 1948 году в МИСиС открывают физико-химический факультет для подготовки инженеров-исследователей структу-

ры и свойств железоуглеродистых сплавов и развития теории металлургических и материаловедче-ских процессов.

После окончания Второй мировой войны происходит модернизация промышленного производства, целью которой становится удовлетворение спроса в качественной продукции. Этот период принято считать окончанием второй промышленной революции. Характерные черты этого периода: автоматизация и роботизация технологических процессов, широкое использование искусственных материалов, создание техники нового поколения. Постоянно повышающиеся требования к

уровню подготовки кадров обеспечивались организациями профессионального образования за счет внедрения новых технологий обучения, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и тесной связи вузов с промышленными предприятиями, отраслевыми и академическими исследовательскими институтами.

В 1980-е годы в системе высшего профессионального образования были оформлены требования к выпускникам вузов в виде квалификационных характеристик, которые содержали перечень знаний и умений по специальности. Квалификационные характеристики выступали в роли прогнозируемых результатов обучения и поэтому использовались отраслевыми Министерствами и предприятиями для формирования потребностей в специалистах.

Квалификационные характеристики явились прообразами государственных образовательных стандартов, первое поколение которых были разработаны в 1994 году для бакалавров, а в 1996 году - для специалистов. В этот период уже функционировали учебно - методические объединения по областям образования. Именно они стали разработчиками государственных образовательных стандартов. МИСиС, как головной вуз по образованию в области металлургии и материаловедения возглавил соответствующее УМО.

В 1998-1999 годах по инициативе МГТУ им. Н.Э. Баумана было принято решение о унификации инженерного образования. Был пересмотрен Классификатор инженерных специальностей и разработан Перечень направлений подготовки дипломированных специалистов.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию и присоединилась к европейским странам, начавшим создание общеевропейской системы высшего образования.

В 2005 году Правительство Российской Федерации принимает Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 годы, в которой намечаются этапы перехода на уровне-вую систему высшего образования страны и введение в практику вузов общеевропейских принципов и подходов.

В 2007 году началась активная работа по разработке нового поколения образовательных стандартов, которые были переведены в ранг федеральных.

Современная инновационная экономика, основанная на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует специалистов с различным уровнем компетент-ностей.

Другой важный фактор, требующий изменений в системе подготовки специалистов в вузе, - непрерывно меняющийся характер деятельности инженера. Неизбежно будет сокращаться численность инженеров эксплуатационников и возрастать численность инженеров исследователей и конструкторов, т.е. тех, кто создает новое, а не воспроизводит известное [5].

В основу технического образования положена деятельностная модель, поэтому вузы обязаны обеспечить получение выпускниками соответствующей квалификации: подготовить бакалавра к инженерной деятельности.

Мировая экономика уже ощущает веяния третьей индустриальной революции. Она приведет к тому, что число работников в сфере материального производства будет уменьшаться и большая часть из них будет связана с интеллектуальным трудом (разработки, исследования, проектирование). В.Ж. Аренс отметил: «Наука сближается с производством, она вносит в его структуру и содержание глубокие изменения, а это превратило ее в производительную силу общества» [2].

Значит, экономика должна насыщаться кадрами новой формации, способными соответствовать вызовам времени. Это задача для системы образования, которая в XXI веке призвана не просто дать знания учащимся, а обеспечить их творческое развитие [1].

Между тем в последние годы в нашей стране происходит объединение вузов с целью «оптимизации» расходов. А как же качество образования? Ведь главное достоинство организаций высшего образования - это созданные за многие годы научные школы, имеются в виду не только достижения вузовской науки, но и ставшие достоянием мировой культуры учебники, учебные пособия и монографии, в которых эти достижения, систематизированы и обобщены. Бездумное объединение конструкторов и технологов, металлургов и химиков, экономистов и электронщиков вряд ли будет способствовать развитию этих школ. Не создаем ли мы новые «лже-политехникумы», которые вновь придется «расчленять». Сейчас бы качеством образования заняться!

В статье академика РАН А. Аганбегяна («Аргументы и факты» № 28. 2016) «Капитал мозга» подчеркивается: «Главный источник развития - вложения в человеческий капитал, прежде всего в его основную составляющую -экономику знаний».

Это отвечает современному периоду развития мирового сообщества, определяемому как переход от индустриального этапа к инфор-мациональному. Основой развития такого «постиндустриального» общества становится знание и его воспроизводство, а ключевым элементом его развития - технологии генерирования знаний [3].

Можно сказать, что экономика знаний становится одним из основных вызовов XXI века.

Международная организация по стандартизации (ISO) ответила на вызовы времени, связан-

Знания

Навыки

Творческие способности

Культура труда

Моральные ценности

ные с участившимися экономическими кризисами, ужесточением конкуренции и возрастанием роли интеллектуального капитала в достижении целей по качеству продукции и услуг.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 90012015 впервые сформулированы требования о необходимости определения и поддержки совокупных знаний организации и компетентности работников [5].

Совокупность знаний, на которых основана способность компании к изменениям с целью ее развития, относят к организационным знаниям.

В любой организации, занимающейся изготовлением продукции или оказанием услуг, должны «работать» два капитала: физический и интеллектуальный. Всем известны составляющие физического капитала (основные фонды, материалы, инструменты и т.д.). А вот интеллектуальный капитал стал учитываться при оценке стоимости компаний (фирм) только в последние годы.

Что же входит в состав интеллектуального капитала? Это:

- сумма знаний всех работников, которые обеспечивают конкурентоспособность организации;

Связи с клиентами

Информация о клиентах

Имидж

Информация о поставщиках

- информационные ресурсы, которые влияют на эффективность функционирования компании;

- совокупность нематериальных объектов, используемых в производстве и являющихся частью основного капитала;

- результат взаимодействия в процессе производства людей, информационных ресурсов и физического капитала.

Организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью одни. Они владеют им совместно с наемными работниками (человеческий капитал) и совместно со своими заинтересованными сторонами (потребительский капитал), что показано на рисунке.

Лишь часть интеллектуального капитала в виде организационного имеет отношение к организации в целом. Именно организационный капитал обеспечивает фирме необходимую реакцию на требования рынка. Организационный капитал в основном является собственностью организации и может быть самостоятельным объектом купли-продажи.

Наша статья посвящена кадровому потенциалу экономики, то

Рис. Структура интеллектуального капитала

(Stuart,T.A. IntellectualCapital: The New Wealth of Organisations)

есть тем, кто является носителем человеческого капитала, который особенно важен при внедрении инноваций и любого обновления.

Современные компании существенно отличаются от компаний прошлого прежде всего новой структурой совокупного капитала. Сегодня этот капитал определяют не материальные запасы и основные фонды, а накопленные знания и информация, то есть интеллектуальная часть капитала, которые не имеют материальной формы. Таким образом, в современных условиях успешность экономики напрямую связана с уровнем подготовки персонала организаций.

А как в реальности обстоят дела с подготовкой кадрового потенциала отечественной экономики, учитывая современные тенденции ее развития?

Рассмотрим сначала ситуацию с подготовкой непосредственных работников для промышленных, научных и обслуживающих организаций, которая осуществляется в системе профессионального образования (начального, среднего и высшего).

Обратимся к данным, опубликованным в кратком статистическом сборнике «Россия в цифрах. 2015», в котором приведены данные за 2014 год. Итак, послеш-кольное образование получали в государственных организациях на очных отделениях 4746 тыс. человек. Из них:

- 727 тыс. готовились стать квалифицированными рабочими (всего организаций - 1007);

- 1570 тыс. обучались в системе среднего профессионального образования (организаций -2665);

- 2449 тыс. получали образование в организациях высшего образования(организаций - 548 с филиалами).

Но есть еще сеть негосударственных (частных) образовательных организаций. Программы среднего профессионального образования реализовали 244 част-

ные организации с числом очных студентов 105 тыс.

А вот программы высшего образования реализовали в 402 частных организациях, в которых очно обучалось лишь 126 тыс. студентов (только 16%) и 649 тыс. заочно. Следовательно, высшее образование в частных организациях получают в основном заочным способом.

Но не отстают и государственные организации высшего образования, в которых в 2014 году на заочных отделениях обучалось 1826 тыс. студентов, что составило 41% всего контингента обучающихся. К сожалению, в справочнике не приводятся данные отдельно по филиалам, но можно предположить, что в них заочных студентов больше половины и чаще всего они обучаются с возмещением затрат на обучение.

Подготовка по очно-заочной (вечерней) форме обучения в системе высшего образования не превышает 3% и продолжает снижаться (в 2014 году обучалось всего 130 тысяч человек).

В 2014 году государственными организациями высшего образования было выпущено 1018 тыс. человек, из них только 502 тыс. обучались по очной форме обучения, а 516 тыс. - по заочной!

Негосударственные организации выпустили 208 тыс. человек, из них только 26 тыс. обучались по очной форме обучения.

Можно констатировать, что заочная форма обучения в системе высшего образования стала превалирующей. Это стало проявляться именно в российский период.

Учитывая, что в настоящее время для заочного обучения не требуется работать по специальности (да и вообще можно не работать), возникает много вопросов к содержанию реализуемых образовательных программ. Каких же выпускников готовит система высшего образования на заочных отделениях? Ведь заказа предприятий и организаций на них нет.

Это явление с учетом необходимости повышения качества подготовки выпускников должно настораживать.

Понятно, что заочная форма обучения требует существенно меньших затрат. Экономим на «экономике знаний», а академик А. Аганбегян настоятельно рекомендует увеличивать инвестиции, прежде всего, в образование.

В 2014 году на обучение по программам бакалавриата и специ-алитета было принято на очную форму 655 тыс. человек (621 тыс. -в государственные организации и 53 тыс. - в частные). Из того же справочника узнаем, что закончивших среднюю (полную) школу было 701 тыс. человек, получивших дипломы о среднем профессиональном образовании - 503 тыс. Таким образом, потенциально претендентов на получение высшего образования было 1200 тыс., т.е. примерно 2 человека на одно место. Учитывая, что из числа выпускников среднего профессионального образования лишь около четверти поступает на обучение в организации высшего образования (на очную форму обучения) и не все выпускники средней школы подают заявления в организации высшего образования, число претендентов на обучение по программам бакалавриата и специалитета существенно уменьшается. В реальности практически все выпускники средней школы, преодолевшие барьер единого государственного экзамена, поступают на обучение в организации высшего образования, в том числе с оплатой физическими или юридическими лицами.

Готовность их подготовки к освоению программ высшей школы можно оценить только по уровню ЕГЭ. Многие специалисты отмечают, что методы обучения студентов, имеющих разный уровень ЕГЭ при поступлении, должны различаться. По их мнению границей является уровень (по трем предметам) 210215 баллов. Студенты, получившие баллы ЕГЭ ниже этого уровня, не

могут осваивать программы высшего образования при использовании традиционной системы обучения (поточные лекции, практические занятия и семинары).

Это подтвердилось и в ходе нашего исследования, результаты которого были опубликованы [7]. На наш взгляд, для таких студентов целесообразно использовать метод обучения в «классах» преподавателей. Этот метод, распространенный в западных университетах, начал применяться в МИСиС в начале 1990-х годов по инициативе проректора по учебной работе профессора В.А. Роменца. В настоящее время он практически не используется в силу все той же злополучной экономии средств. Таких студентов нужно приучать к самостоятельной работе, подготавливая для них опорные конспекты и проводя диагностическое тестирование.

В последние годы в связи с развитием информационных технологий в образовательных учреждениях США руководители университетов стали все чаще напоминать, что обучение «глаза в глаза» стоит 30 тыс. долларов в

семестр, а дистанционное - 2 тыс. Это подчеркивает основополагающую роль преподавателя в формировании личности будущих выпускников. Неслучайно ведущие университеты «гоняются» за преподавателями, к которым пойдут учиться, которые пользуются успехом у молодежи.

Нужно ли использовать в связи с этим информационные технологии в учебном процессе? Безусловно нужно, понимая, что информационные технологии только инструмент в руках двух участников учебного процесса - преподавателя и студента. Инструмент мощный, привлекающий современную молодежь. Но воздействие преподавателя на студентов необходимо для формирования профессионального сознания специалистов, именно таких ожидает современное общество.

И если наше государство и бизнес действительно стремятся к повышению качества подготовки кадров для отечественной экономики, нужны преобразования в системе высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего нужно добиться не «прослушивания» учебных дисциплин студентами, а овла-

дения знаниями и умениями, т. е. приобретения компетенций, которые можно применить на практике. Целесообразно воспользоваться опытом ряда стран, где запрещены пересдачи экзаменов. Неудовлетворительная оценка означает невыполнение требований по данной дисциплине и предполагает автоматическое повторение в полном объеме всего цикла обучения по данной дисциплине. И конечно, восстановить планирование численности профессорско-преподавательского состава в соответствии с контингентом студентов по приему на первый курс (без учета отчислений).

В национальной системе высшего образования выдвинута и принята новая парадигма образования: «Образование в течение всей жизни». Это тоже отвечает современным вызовам времени. Ю.П. Адлер и В.Л. Шпер отметили: «В наступающем на нас новом технологическом укладе каждому предстоит переучиваться не раз и не два за время своей сознательной жизни»[1]. Но это нужно понять и этому нужно научиться еще на школьной и студенческой скамье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.:проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4.С. 37-45

2. Аренс В. Ж. Творчество в науке. М.:МГГУ, 2007.335с.

3. Годы, события, люди. Сборник под редакцией Карабасо-ва Ю.С. М. : Издательский Дом «Элита Р.», 2005. 382с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ- ВШЭ, 2000. 449с.

5. Набойченко С.С. Идентификация профессионально-

го образования как процесса воспроизводства интеллектуального капитала. Ж. «Инженерное образование», 2005. № 3.

6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ВНИИС. М.2015. 56с.

7. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Организация учебного процесса для повышения качества образования // Высшее образование сегодня. 2014. № 10. С. 2-6.

LITERATURA_

1. Adler Yu. P., Shper V.L. Obrazovanie v XXI veke: problemy, perspektivy, reshenija // Kachestvo I zhizn'. 2015. № 4. S.37-45

2. Arens V.Zh. Tvorchestvo v nauke. M.: MGGU, 2007. 335 s.

3. Gody, sobytija, lyudi / sbornik pod redakciei Karabasova Yu.S. M.: Izdatel'skii Dom «Yelita Rossii», 2005. 382 s.

4. Kastel's M. Informacionnaja yepoha: yekonomika, obshestvo i kul'tura. M.:GU-VSHYe, 2000. 449 s.

5. Naboichenko S.S. Identifikacija professional'nogo

obrazovanija kak processa vosproizvodstva intellektual'nogo kapitala // Inzhenernoe obrazovanie. 2005. № 3.

6. Nacional'nyi standart Rossiiskoi Federacii «Sistemy menedzhmenta kachestva: osnovnye polozhenija i slovar'. GOST R ISO 9000-2015. VNIIS. M., 2015. 56 s.

7. Solov'ev V.P., Pereskokova T.A. Organizacija uchebnogo processa dlja povyshenija kachestva obrazovanija // Vysshee obrazovanie segodnja. 2014. № 10. S. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.