Научная статья на тему 'Тернистый путь к качеству'

Тернистый путь к качеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / СТУДЕНТ / STUDENT / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КАЧЕСТВО / QUALITY / ПРОЦЕСС / PROCESS / ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / PEDAGOGICAL QUALIFICATION / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К КАЧЕСТВУ / ADHERENCE TO QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Виктор Петрович, Перескокова Татьяна Аркадьевна

Рассматриваются современные требования к преподавателям вузов. Подчеркивается, что их деятельность должна быть направлена на развитие обучаемых, а не только на приобретение ими знаний по конкретной дисциплине. Показано, что именно педагогическая квалификация преподавателей играет решающую роль в формировании специалиста с творческим складом ума и приверженностью к качеству. Обсуждаются вопросы лидерства в коллективах вузов, организации самостоятельной работы студентов и педагогических инноваций. Раскрывается взаимосвязь назревших преобразований в деятельности высших учебных заведений с новой промышленной революцией и становлением экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тернистый путь к качеству»

Щ ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

В.П. Соловьев, Т.А. Перескокова,

Старооскольский технологический институт - филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

Тернистый путь к качеству

Важно не чему учиться, а у кого учиться

А. Эйнштейн

Староскольский технологический институт

Приверженность к качеству и не только

Поколение преподавателей,которые стояли у истоков современной системы высшего образования России, постепенно сдает свои позиции молодым. На долю старшего поколения выпала непростая миссия - обеспечить переход от традиционной к многуровневой модели подготовки специалистов.

По замыслу инициаторов, этот переход не должен был привести к падению качества подготовки выпускников вузов. И в качестве одного из достижений работы, проделанной в рамках освоения мно-гоуровнего образования, можно отметить использование в высшей школе компетентностного подхода к проектированию учебного процесса. А вот принцип сту-дентоцентрированности все еще не стал основополагающим в методике и содержениии обучения.

Между тем никому не надо доказывать, что центральной фигурой в высшей школе является обучаемый (студент). Все делается для него. Но кто все это делает? Кто создает образовательные программы, пишет учебники и пособия, ведет научные исследования, ежедневно входит в аудиторию для общения со студентами?

Это те, кого в последнее время стали отодвигать на второй план, - преподаватели. Однажды на одной из встреч с преподавателями вуза ведущий программы заметил: «А зачем в наше время, когда доступна любая информация, нужны преподаватели?». А мы бы еще добавили: «Если преподаватели нужны, то какие?». Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Традиционный образовательный процесс основывался на педагогике научения, что в значи-

тельной степени характеризует его как авторитарный.

Позиция преподавателя в таком обучении - это позиция старшего, носителя знания, передающего это знание обучаемым. Но нельзя забывать, что в любой образовательной системе незримо присутствует задача воспитания обучаемых в соответствии с господствующей в стране идеологией.

В развитых странах постепенно побеждает идеология качества. Это означает, что в этих странах не существует вида деятельности, не связанной с качеством тем или иным образом, нет ни одной организации, которая не занималась бы вопросами качества. Сейчас уже признается, что не может быть гуманной сама общественная система без ориентации на качество. Это наблюдается и в нашей стране. Как отметил В.Л. Шпер, задача менеджмента XXI века - это переход от «одержимости прибылью к одержимости качеством» [8]. Будут ли компании, «одержимые качеством», зарабатывать деньги? Да будут, но для них это не основная цель, так как важнее их вклад в общественное развитие. Японский предприниматель К. Мацусито сформулировал это следующим образом: «Бизнес - это нечто такое, что одни люди делают для счастья других» [5].

В последние годы в профессиональном образовании превалирующим стал компетентностный подход.

В компетентностно-ориенти-рованном обучении на первый

© Соловьев В.П., Перескокова Т.А., 2017

ВИКТОР

ПЕТРОВИЧ

СОЛОВЬЁВ

кандидат технических наук, профессор Ста-рооскольского технологического института - филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: менеджмент качества, организация учебно-методической деятельности вуза. Автор более 260 публикаций

план выдвигается педагогика возможностей, когда решающее значение приобретает ориентация на перспективные цели развития личности. В таком обучении преподаватель уже не обладает монополией на знания, он становится организатором, консультантом и равноправным партнером студента в образовательном процессе.

Инновационное обучение готовит личность к быстрым переменам в обществе, неопределенному будущему путем развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления, сотрудничеству с другими людьми.

Таким образом, выпускник должен обладать набором общекультурных и профессиональных ком-петентностей, которые позволят ему успешно работать в различных организациях и будут способствовать его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

ТАТЬЯНА

АРКАДЬЕВНА

ПЕРЕСКОКОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Старооскольского технологического института - филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: педагогика, организация учебной и внеучебной деятельности вуза. Автор более 50 публикаций

Но если отвлечься от конкретных результатов обучения (профессиональных компетентностей), то по большому счету человек, освоивший программу высшего образования, должен быть способен проявлять самостоятельность, обладать критическим мышлением и креативностью.

Стоит напомнить, что конкретные профессиональные компетенции осваиваются значительно быстрее, чем формируется творческая личность. Основатели гуманистической психологии считают, что личность является открытой и саморазвивающейся системой (Г. Олпорт, А. Маслоу) [4]. В своей знаменитой пирамиде потребностей человека А. Маслоу на самом верху расположил потребность в постоянном совершенствовании. В книге «Мотивация и личность» он сформулировал тезис: «Человек должен быть тем, чем он может быть».

Итак, основные черты личности это, с одной стороны, осознанные внутренние стремления и мотивы и, с другой - приобретение опыта при общении с другими людьми. Именно эти положения легли в основу концепции личностно-ориен-тированного обучения, разработанного отечественными учеными И.А Зимней, И.С. Якиманской, В.В. Сериковым. Согласно этой концепции, обучение направляется на развитие личности обучаемого, а не только на приобретение знаний конкретной дисциплины [2].

В упомянутой нами идеологии качества большое внимание уделяется ряду факторов, среди которых мы бы выделили следующие:

- учет общечеловеческих и социальных компонентов в работе;

- осознание того, что основной фактор достижения качества - это качество труда;

- требования потребителей (внутренних и внешних) - цели всех процессов;

- пожелания потребителей -мера качества;

- командная работа и ответственность.

Именно с этим столкнутся выпускники вузов в профессиональной деятельности. Задача вузовских преподавателей - подготовить их к работе в условиях «приверженности к качеству».

Технологии обучения реализуются с помощью людей - преподавателей с использованием определенного «инструментария» (учебников, лабораторного оборудования, технических средств, компьютеров и др.). И самое главное в технологиях это то, что «предметом труда» является человек - студент, который за определенный период проходит путь от абитуриента до выпускника. В реальной ситуации дело осложняется тем, что для конкретного че-ловека(студента) трудно определить степень эффективности той или иной технологии, так как на

Рассматриваются современные требования к преподавателям вузов. Подчеркивается, что их деятельность должна быть направлена на развитие обучаемых, а не только на приобретение ими знаний по конкретной дисциплине. Показано, что именно педагогическая квалификация преподавателей играет решающую роль в формировании специалиста с творческим складом ума и приверженностью к качеству. Обсуждаются вопросы лидерства в коллективах вузов, организации самостоятельной работы студентов и педагогических инноваций. Раскрывается взаимосвязь назревших преобразований в деятельности высших учебных заведений с новой промышленной революцией и становлением экономики знаний.

Ключевые слова: преподаватель, студент, компетентность, качество, процесс, лидерство, педагогическая квалификация, приверженность к качеству.

The article the characteristics of University teachers considered, the activities of which in modern conditions is aimed at the development of students, and not only on the acquisition of knowledge of a particular discipline. It is shown that the pedagogical qualification of the teachers should play a major role in the formation of a creative expert with a strong commitment to quality. Emphasizes the need for awareness that in the development and implementation of innovative approaches to the formation of competencies in students the relevant competencies must have and teachers. After all, Russia will have to technologically upgrade the existing production, introduce new facilities in high-tech industries. This requires the corresponding personnel potential, well-educated managers teachers -leaders of student youth..

Key words: teacher, student, competence, quality, process, leadership, pedagogical qualification, adherence to quality.

проверку потребуется несколько лет.

Считаем необходимым привести слова президента Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» профессора Ю.С. Карабасова: «В настоящее время нет проблем определить, чему учить наших студентов. Основная задача - это как учить, чтобы добиться результата в виде сформированных у выпускников профессиональных и общекультурных компетентностей».

Известно, что большинство преподавателей колледжей (техникумов), университетов (институтов) не имеют педагогического образования. Необходимую педагогическую квалификацию они приобретают опытным путем. Ранее это восполнялось полноценным обучением в системе повышения квалификации с отрывом от работы. В настоящее время повышение квалификации свернуто. А в современных условиях именно педагогическая квалификация преподавателей должна ,на наш взгляд, играть основную роль в формировании полноценного творческого специалиста.

В связи с этим представляется странным, что в профессиональном стандарте преподавателей вузов педагогическая квалификация не упоминается в отличие от педагогов среднего профессионального образования.

Однако преподаватели вузов в соответствии с профессиональным стандартом должны знать «современные образовательные технологии профессионального образования, законы риторики, основы эффективного педагогического общения и требования к публичному выступлению». Но как они приобретут и как будут поддерживать эти знания? Ведь нужно не только знать образовательные технологии, но и уметь их использовать с пользой для обучаемых.

А ведь это необходимое условие формирования у обучаемых

так называемых универсальных (общекультурных) компетенций. И надо учесть, что этим должны заниматься все преподаватели помимо формирования «собственных» дисциплинарных компетенций. Чтобы не быть голословными, приведем наиболее общие универсальные компетенции из разрабатываемых федеральных государственных образовательных стандартов четвертого поколения. Там говорится, что выпускник вуза должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ информации, социальное взаимодействие и реализовать свою роль в команде, деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном(ых) и иностранном(ых) языке (ах), определять круг задач в рамках поставленной цели, воспринимать межкультурное разнообразие общества, управлять своим временем, выстраивать и реализовы-вать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

Эти компетенции у студентов не появятся сами собой. Они будут формироваться за все годы обучения на каждом учебном занятии, при каждом общении с преподавателями и другими студентами. Следует помнить, что образование -это воспитание и обучение (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Научить решению дифференциальных уравнений легче, чем привить обучаемым приверженность к качеству, прежде всего к качеству труда.

Современная идеология качества основывается на принципах системы менеджмента качества, принятых в международных стандартах ISO (International Standart Organization) серии 9000. Остановимся лишь на одном из них, имеющем прямое отношение к деятельности преподавателей вузов. Этот принцип - лидерство.

Лидеры на всех уровнях организации обеспечивают единство цели и направления деятельно-

сти предприятия и создают условия, в которых работники взаимодействуют для достижения целей организации в области качества (ИСО 9000 - 2015).

В отличие от начальника руководитель - лидер вовлекает сотрудников в решение задач, стоящих перед коллективом. Именно он выбирает направление движения и при этом берет на себя ответственность.

Реализация этого принципа приводит к созданию в организации атмосферы доверия и честности, приверженности к качеству.

Лидеры всех уровней являются положительным примером для работников организации.

Любой организации нужны три типа лидеров:

- руководитель организации;

- руководители подразделений, которые проводят политику руководства на местах;

- активисты среди рядовых сотрудников организации, которые постоянно поддерживают «костер» и не дают ему угаснуть, пока менеджеров нет рядом.

Только таким образом можно воодушевить весь персонал организации сверху донизу и получить именно ту обратную связь, которая позволит постоянно улучшать все процессы.

Рекомендуем обратить внимание на личностные качества лидера:

- обладание интеллектом и знаниями;

- впечатляющая внешность;

- честность;

- обладание здравым смыслом (лидер не должен быть догматиком);

- инициативность в высшей степени;

- высокая степень уверенности в себе;

- высокая работоспособность.

Лидерство - это компонент не

только неотъемлемый, но и незаменимый. Его отсутствие повлечет за собой не только значительные финансовые потери, но и снижение конкурентоспособности.

В новых стандартах ИСО серии 9000 - 2015 лидерство руководителей представлено как «лидерство и приверженность» (приверженность к качеству).

Лидеры в системе образования

Во многих вузах в настоящее время внедряются системы управления на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000. Естественно, что в этих вузах принцип лидерства должен стать основным элементом взаимоотношений в коллективе на всех их уровнях.

В образовательных организациях должна быть создана система лидеров. Каждая учебная дисциплина должна иметь своего лидера - преподавателя, который держит в поле зрения весь учебно-методический комплекс дисциплины и организует его совершенствование. Поэтому каждый преподаватель, работающий со студентами и являющийся для них наставником, должен ощущать себя лидером по отношению к ним. Часто мы видим таких неформальных лидеров и среди студентов.

А лидеры в науке! В этом отношении образовательные учреждения давно уже демонстрируют этот принцип. Надо только умело его распространять и рационально использовать.

По нашему мнению, лидерами в сфере высшего образования обязательно должны быть заведующие кафедрами. Именно они определяют «лицо» образовательной организации. В свое время ректор Московского института стали и сплавов профессор П.И. Полухин говорил: «Нужно, чтобы к нам в институт приезжали не на кафедру физической химии, а к А.А. Жуховицкому, не на кафедру металлургии чугуна, а к А.Н. Похвисневу, не на кафедру металлургических печей, а к М.А. Глинкову». В то время в институте было много таких лидеров, есть они и сейчас.

Демонстрация лидерства: к такому преподавателю студенты стремятся попасть на лекцию

Многие специалисты признают, что внедрение в организации именно этого принципа обеспечит ей конкурентные преимущества.

А тон всему должен задать главный лидер вуза - ректор. К сожалению, очень редко можно увидеть ректоров в качестве участников дискуссий по вопросам качества образования и управления образовательными организациями.

В образовательных организациях очень важно, чтобы преподаватели, непосредственно работающие со студентами, осознали свою ответственность за качество своего труда.

Итак, преподаватели вуза должны владеть образовательными технологиями. Понятие «технология» определяется как процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования совокупности методов, средств и способов, свойственных конкретной области деятельности. Значит, технология идентична процессу, правильнее - технологическому процессу. В международном стандарте ИСО 9000-2015 процесс определен как совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности,

Факторы - ресурсы

Кадры Материальная база Финансы Информационная база

Входы Студенты I курса (требования и цели)

Образовательный процесс

Выходы

Учебно - Научное

методическое

Социальное Технологическое

Факторы обеспечения

Рис. Факторная диаграмма образовательного процесса

использующих входы для получения намеченного результата (продукции или услуги). В общем виде процесс можно представлять как преобразование входов в выходы. На рисунке представлена схема образовательного процесса в виде факторной диаграммы К. Исикавы.

На рисунке показано, что в результате использования факторов обеспечения и ресурсов студенты «превращаются» в выпускников, соответствующих заявленным целям. Главными действующими лицами в этом процессе являются преподаватели, без которых не будет действовать ни один фактор.

Разрабатывая и внедряя инновационные подходы к формированию у студентов компетенций, необходимо в полной мере осознавать, что соответствующими компетентностями должны обладать и преподаватели.

Согласно рекомендациям Европейской ассоциации гарантии качества в высем образовании (European Network of Qualitu Assurance in Higher Educanion -ENQA) образовательные учреждения должны оценивать по согласованным критериям компетентности преподавателей, являющихся главным ресурсом образовательного процесса. Вузы должны гарантировать обучающимся, что преподаватели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обладают полноценными знаниями и пониманием преподаваемой дисциплины, необходимыми умениями и опытом эффективной передачи знаний студентам в рамкахучебного процесса;

• имеют возможность совершенствовать и развивать педагогическое мастерство и профессионализм;

• периодически проходятоцен-ку уровня профессиональной компетентности с учетом современ-ныхтребований.

В связи со стремительно меняющимися технологиями обучения, новыми мультимедийными и информационными возможностями

возникла потребность в переосмыслении подходов к обеспечению и управлению качеством образования в вузе и, в частности, к подготовке компетентного преподавательского состава вуза.

В современных условиях основой повышения качества образования является компетентное владение преподавателями вузов информационными и коммуникационными технологиями, что позволяет существенно повысить результативность образовательного процесса, усилить педагогическое воздействие на формирование общекультурных и профессиональных компетентностей студентов [3].

Особое место в ряду профессиональных компетентностей преподавателя занимает свободное владение современным оборудованием учебных аудиторий, лабораторий, библиотек и др.

О самостотельной работе студентов

Самостоятельная работа студентов пронизывает всю образовательную деятельность в вузе. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

Самостоятельная работа имеет и воспитательное значение, так как она формирует некоторые важные черты характера, играющие существенную роль в структуре личности специалиста высшей квалификации, а именно: настойчивость, целеустремленность. В методическом плане это требует тщательного отбора материала для самостоятельной работы студентов.

При преобладании традиционных форм обучения самостоятельная работа студентов выполняется в произвольном режиме в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, то в лаборатории или мастерской.

В условиях становления экономики знаний, когда ужесточаются

требования к конкурентоспособности выпускника, существенно повышаются и требования к готовности студента к самообразованию. Это обобщенное понятие включает в себя саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, самореализацию.

Необходимы новые формы организации самостоятельной работы студентов, причем в основном управляемой. Самостоятельная работа обучаемых только тогда даст положительный результат, когда она определенным образом организована, т. е. представляет собой систему [6].

Современные подходы к подготовке кадров предусматривают большую самостоятельность студентов, индивидуализацию заданий, новые формы консультаций и методических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера общения преподавателей с обучаемыми. Реализация новых форм организации самостоятельной работы обучаемых основана на применении информационных технологий. Это требует организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей.

Новое

в педагогической практике

Об инновациях в образовательном процессе говорится и пишется очень много. Выскажемся и мы..

Одна из интересных инноваций - использование виртуальных лабораторных практикумов. Виды их разнообразны. Например,про-водятся практикумы, предусматривающие выполнение исследований в лаборатории другого университета, находящегося за тысячи километров от вашего.

Несмотря на неоднозначное отношение к использованию имитационного моделирования в учебном процессе, нельзя не видеть очевидные его плюсы, особенно тогда, когда студенты, вы-

полняя исследования в виртуальной лаборатории, становятся соучастниками достижения получаемых результатов. Они демонстрируют свои знания и умения, понимание теории изучаемого вопроса, принимают участие в обсуждении результатов.

Использование виртуальных лабораторноых практикумов открывает принципиально новые возможности для формирования у студентов профессиональных компетенций, так как позволяет наглядно представить используемые технологии, оборудование, средства измерения и контроля характеристик процесса, а свойства интерактивности, заложенные в виртуальный лабораторный практикум, способствуют формированию навыков осознанного изменения параметров технологического процесса для его прогнозирования и оптимизации.

Веками строившиеся методики обучения всегда основывались на личном общении обучаемых и преподавателяй. В связи с этим даже с психологической точки зрения большинству людей сложно адаптироваться к получению знаний с помощью Интернета самостоятельно и без живого общения с преподавателем.

Наибольший эффект появляется при объединении самых лучших черт классики и инноваций. По такому пути пошла в начале 1980-х годов компания IBM при обучении своих сотрудников, когда стала применять комбинацию очного и самостоятельного обучения с помощью компьютера. Сегодня такое обучение уже получило свой термин - смешанное обучение (blended learning). В смешанном обучении используются очная форма обучения и дистанционные технологии, что позволяет одновременно получить преимущества обох способов обучения.

Наиболее распространенный способ организации смешанного

обучения стали называть: «До. Вовремя. После».

Первый цикл обучения проходит в дистанционной форме. Студенты изучают теоретический материал, формируют базовые знания по тематике (До). Затем проходит очная сессия, во время которой преподаватель более детально рассматривает тему, проводит дискуссии и обсуждения, а студенты обмениваются опытом и проходят реальную практику, если таковая возможна (Вовремя) .

В завершение смешанного обучения студенты возвращаются к самостоятельному обучению: применяют все полученные знания на практике с помощью интерактивных компонентов курса, выполняют задания, общаются между собой посредством средств виртуальных коммуникаций (После).

В вузовской практике реализуются различные модели смешанного обучения в зависимости от поставленной цели, содержания учебных дисциплин, материального оснащения, подготовки студентов и преподавателей.

В системе смешанного обучения важна работа преподавателя - руководителя (тьютора). В интервалах между очными занятиями необходима поддержка

учебного процесса, чтобы обучение было постоянным, а не велось разрозненными интервалами.

Практика многих крупных международных компаний и ведущих зарубежных университетов показала высокую эффективность смешанной модели обучения. Она позволяет использовать все преимущества традиционной и инновационной технологии формирования компетенций обучаемых.

В последние годы в связи с развитием информационных технологий руководители университетов США стали все чаще напоминать, что обучение «глаза в глаза» стоит 30 тыс. долларов в семестр, а дистанционное -2 тыс. Это подчеркивает основополагающую роль преподавателя в формировании личности будущих выпускников. Не случайно ведущие университеты «гоняются» за преподавателями, к которым идут учиться, которые пользуются успехом у молодежи.

Так нужно ли использовать информационные технологии в учебном процессе?

Безусловно, нужно, так как информационные технологии эффективный инструмент в руках ключевых участников учебно-

Обучение «глаза в глаза»: проблемы решаются совместно

го процесса - преподавателей и студентов. Инструмент мощный, привлекающий современную молодежь. Но воздействие преподавателя на студентов необходимо для формирования профессионального сознания специалистов, которых ждет современное общество.

Педагогический арсенал преподавателя

Чем же еще непременно должен овладеть преподаватель? На наш взгляд, еще как минимум двумя педагогическими методиками: использованием проблемного и проектного обучения.

Проблемное обучение представляет собой способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (обучающихся) с проблемно представленным содержанием обучения. Такое обучение предполагает реализацию принципа проблем-ности:

- в содержании учебного материала;

- в процессе его представления в учебной деятельности.

Содержание проектируется преподавателем не в форме задач (заданий), решаемых (выполняемых) по предложенному им же образцу (способу, алгоритму), а в виде системы учебных проблем, которые отражают реальные ситуации науки, практики и самой учебной деятельности. При подготовке такого содержания преподаватель пользуется проблематикой, почерпнутой из модели профессиональной среды [7].

Различают четыре уровня про-блемности:

- проблемное изложение учебного материала преподавателем;

- формулирование проблемы преподавателем и ее решение студентам с его участием;

- самостоятельное решение студентом проблемы, предложенной преподавателем;

- формулирование проблемы студентом и ее решение.

Процесс обучения строится как диалоговое общение и взаимодействие, при котором студенты интеллектуально и социально активны и инициативны, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу выдвигаемых гипотез, отстаивают свои точки зрения, совместно выбирают наиболее обоснованные варианты разрешения проблемной ситуации.

Новые знания вводятся через проблемность вопроса. Содержание проблемы раскрывается путем поиска ее решения.

В отличие от учебной задачи, обычно предусматривающей единственный алгоритм решения и один вариант ответа, разрешение проблемной ситуации может идти разными путями и приводить к разным вариантам решений, каждый из которых может быть правильным в соответствии с выбранным критерием.

В проблемном обучении студент не просто перерабатывает и усваивает сообщаемую ему информацию, но и самостоятельно генерирует новое знание, постигает и понимает принципы и за-

Что мы ждем от цифровой революции?

кономерности науки, приобретает познавательную мотивацию к углубленному изучению содержания учебной дисциплины.

Практика использования проблемного обучения в профессиональном образовании показала, что оно не получило широкого распространения и не стало особым типом обучения ввиду сложности преобразования учебного материала в проблемный вид, повышенных требований к квалификации преподавателя и невысокой технологичности. Путь познавательной деятельности студента при проблемном подходе более длителен, интересен и продуктивен с точки зрения развития его мышления и личности. Студент находится в исследовательской позиции на всех этапах учебной работы.

Проектное обучение опирается на понятия «проектная культура» и «проектное творческое мышление». Особенностью проектной культуры является стремление создать что-то новое в материальной или духовной сферах. Проектное творческое мышление представляет собой научное мышление на стадии возникновения, зарождения новых идей и их реализации.

Центральное понятие проектного обучения - это замысел решения проблемы, имеющий существенное значение для обучающегося .

Принципиально важным в проектном обучении является личностный характер деятельности.

Усваиваемое содержание обучения становится средством движения человека в будущее, реализации своего собственного проекта жизненного пути. В этой связи наряду с фундаментальной научной информацией может использоваться и случайная, несистематизированная и противоречивая информация. Приведение ее в порядок, установление истинности и непротиворечивости - это

забота самого обучающегося при направляющей и поддерживающей роли преподавателя. Обучающийся не только усваивает готовые представления и понятия, но и сам добывает информацию и с ее помощью строит свой проект, свое представление о мире.

Как и другие методы, проектное обучение способствует преодолению кризиса системы образования. Трудности, переживаемые отечественной высшей школой, в значительной степени обусловлены тем, что традиционные формы обучения теряют свою эффективность. Преподаватель, а с ним и готовые знания, носителем которых он является, утрачивает былой авторитет, а обучаемый все чаще относится к получаемым знаниям как к не самой надежной информации, так как сомневается в их достоверности и необходимости. Проектное же обучение способствует превращению знаний в результат.

Вместо заключения

На наших глазах в XXI веке стали прорисовываться контуры третьей промышленной революции. Характеризуя ее, ведущий специалист в области качества в России Ю.П. Адлер отмечает: «У нее много различных сторон,но главная -

это потребность в переходе от человека - исполнителя к человеку, самостоятельно принимающему и выполняющему свои собственные решения» [1]. Подготовить выпускников образовательных организаций к жизни и работе в новых условиях смогут лишь компетентные и «одержимые качеством» преподаватели.

А государству нашему нужно преодолеть отставание в развитии экономики знаний. По словам А.Г. Аганбегяна. ее доля в формировании валового внутреннего продукта в России составляет 13% против 30% в Западной Европе и 40% в США, где она стала главным локомотивом развития.

Нам предстоит технологически обновить действующее производство, ввести новые мощности в высокотехнологичных отраслях. Для этого нужен адекватный кадровый потенциал, мощный отряд молодых специалистов, воспитанных знающими свое дело преподавателями - лидерами студенческой молодежи.

Итак, преподаватель XXI века должен обладать следующими компетентностями:

• уметь передавать студентам учебный материал, делать его доступным для них, преподносить им проблему ясно и понятно, вы-

зывать интерес к дисциплине, возбуждать у аудитории активную самостоятельную мысль;

• иметь обширные знания в соответствующей области науки, свободно владеть своей дисциплиной и не только в объеме программы;

• обладать способностью проникать во внутренний мир обучаемого как личности;

• четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, так как передача информации от преподавателя к обучаемому носит как вербальный, так и невербальный характер;

• организовывать аудиторию и свою собственную работу;

•уметь общаться с обучаемыми, находить подходы к ним, установить с ними контакт;

• предвидеть последствия своих действий, уметь прогнозировать развитие тех или иных событий.

Преподаватель XXI века должен быть ориентирован на достижение результата, выражаюшегося в компетентности выпускников вузов. Мы не должны забывать восточную мудрость: «Истина в ушах слушающего, а не в устах говорящего».

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI веке: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. №4. С.37-45.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. 2000. 383 с.

3. Информационные технологии в инженерном образовании / под ред. Коршунова С.В., Гузненкова В.Н. Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2007. 427 с.

4. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 539 с.

5. Мацусита К. Принципыуспеха. М.:АльпинаБизнесБукс,

2008. 126 с.

6. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О проблеме адапти-рованности студентов к образовательной среде вуза // Alma mater. 2016. №7. С. 46-53.

7. Соловьев В.П., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Использование модели профессиональной среды для подготовки инженеров // Высшее образование сегодня. 2014. № 3. С. 9-15.

8. Шпер В.Л. Будущее России = качество управления + модернизация всей страны // Качество и жизнь. 2016. №4. С. 134-148.

LITERATURA

1. Adler Yu.P., Shper V.L. Obrazovanie v XXI veke: problemy, perspektivy, reshenija // Kachestvo i zhizn'. 2015. №4. S.37-45.

2. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Logos. 2000. 383 s.

3. Informacionnye tehnologii v inzhenernom obrazovanii / pod red. Korshunova S.V., Guznenkova V.N. Izd-vo: MGTu im N.Ye. Baumana, 2007. 427 s.

4. Marcinkovskaja T.D. Istorija psihologii: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenii. M.: Izdatel'skii centr «Akademija», 2001. 539 s.

5. MacusitaK. Principyuspeha. M.:Al'pinaBiznesBuks, 2008. 126 s.

6. Solov'evV.P., Pereskokova T.A. O probleme adaptirovannosti studentov k obrazovatel'noi srede vuza // Alma mater. 2016. №7. S. 46-53.

7. Solov'ev V.P., Krupin Yu.A., Pereskokova T.A. Ispol'zovanie modeli professional'noi sredy dlja podgotovki inzhenerov // Vysshee obrazovanie segodnja. 2014. № 3. S. 9-15.

8. Shper V.L. Budushee Rossii = kachestvo upravlenija + modernizacija vsei strany // Kachestvo i zhizn'. 2016. №4. S. 134-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.