Научная статья на тему 'О некоторых аспектах формирования социально - профессиональной компетентности выпускников вузов'

О некоторых аспектах формирования социально - профессиональной компетентности выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СОЦИАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЛЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перескокова Т.А., Соловьев В.П.

Рассмотрена проблема формирования обобщенной социально профессиональной компетентности выпускников вузов технических направлений подготовки. Показана необходимость формирования у обучаемых не только профессиональных способностей, но и таких свойств, которые будут определять их как развитые личности. Необходимость обладания выпускниками вузов такой черты характера, как ответственность, подтверждена анализом содержания профессиональных стандартов специалистов и результатами опросов руководителей металлургических предприятий. Приведены результаты оценки уровня потенциальной ответственности студентов. Обращено внимание на невысокий уровень волевых качеств студентов. Сформулированы рекомендации по использованию интерактивных методов обучения, в которых требуется принятие ответственных решений самими студентами. Предложен алгоритм разрешения проблемной ситуации для использования преподавателями и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перескокова Т.А., Соловьев В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF FORMATION OF SOCIAL - PROFESSIONAL COMPETENCE OF GRADUATES

The problem of formation of generalized social and professional competence of graduates of technical directions of training is considered. The necessity of formation of not only professional abilities, but also such properties which will define them as the developed persons is shown. The need for graduates to have such a character trait as responsibility is confirmed by the analysis of the content of professional standards of specialists and the results of surveys of managers of metallurgical enterprises. The results of the assessment of the level of potential responsibility of students is shown. Attention is paid to the low level of strong-willed qualities of students. The recommendations on the use of interactive teaching methods, which require responsible decision-making by the students are formulated. An algorithm for solving the problem situation for use by teachers and students is proposed.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах формирования социально - профессиональной компетентности выпускников вузов»

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО -ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

ВУЗОВ

Перескокова Т.А.

Старооскольский технологический институт (филиал Национального Исследовательского технологического университета «МИСиС»),

к.п.н.,доцент г. Старый Оскол Соловьев В.П.

Старооскольский технологический институт

(филиал Национального Исследовательского технологического университета «МИСиС»),к.т.н.,про-

фессор г. Старый Оскол

SOME ASPECTS OF FORMATION OF SOCIAL -PROFESSIONAL COMPETENCE OF GRADUATES

Pereskokova T.A.

Starooskolsky Technological Institute (Branch of National Research Technological University "MISIS"), Ph. D.,associate Professor, Stary Oskol Soloviev V.P.

Starooskolsky Technological Institute (Branch of National Research Technological University "MISIS"),

Ph. D.,Professor, Stary Oskol

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена проблема формирования обобщенной социально - профессиональной компетентности выпускников вузов технических направлений подготовки. Показана необходимость формирования у обучаемых не только профессиональных способностей, но и таких свойств, которые будут определять их как развитые личности. Необходимость обладания выпускниками вузов такой черты характера, как ответственность, подтверждена анализом содержания профессиональных стандартов специалистов и результатами опросов руководителей металлургических предприятий. Приведены результаты оценки уровня потенциальной ответственности студентов. Обращено внимание на невысокий уровень волевых качеств студентов. Сформулированы рекомендации по использованию интерактивных методов обучения, в которых требуется принятие ответственных решений самими студентами. Предложен алгоритм разрешения проблемной ситуации для использования преподавателями и студентами.

ABSTRACT

The problem of formation of generalized social and professional competence of graduates of technical directions of training is considered. The necessity of formation of not only professional abilities, but also such properties which will define them as the developed persons is shown. The need for graduates to have such a character trait as responsibility is confirmed by the analysis of the content of professional standards of specialists and the results of surveys of managers of metallurgical enterprises. The results of the assessment of the level of potential responsibility of students is shown. Attention is paid to the low level of strong-willed qualities of students. The recommendations on the use of interactive teaching methods, which require responsible decision-making by the students are formulated. An algorithm for solving the problem situation for use by teachers and students is proposed.

Ключевые слова: профессиональные компетентности, социально - личностные качества, черты характера, ответственность, воля, интерактивное обучение, виды экономической деятельности.

Keywords: professional competence, social and personal qualities, character traits, responsibility, will, interactive training, economic activities.

Современная трудовая жизнь людей существенно изменилась: новые технологии, информационные системы, кризисы, частая смена руководства, повышенная занятость, возможность открыть свое дело. На это накладываются проблемы личного и семейного характера: взаимоотношения с детьми, усложнение системы образования, влияние СМИ, большое количество соблазнов.

В профессиональном образовании главным считается приобретение профессиональных компе-тентностей. Но для современной жизни этого не достаточно. Нужно будет преодолевать много труд-

ностей, препятствий. В жизни придется неоднократно менять место работы. Осваивать новые профессии и специальности. Нужно переучиваться. Не случайно в нашей стране, как и в других европейских странах, произошла смена парадигмы получения образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. В настоящее время многие из молодых людей получают второе высшее образование. Принятой парадигме образования соответствует новая структура самой системы получения образования. На рис. 1 представлены возможные траектории получения высшего образования в России.

Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Студент должен готовиться к противоречию между растущими требованиями общества и наличным уровнем его собственного развития. Сглаживать возникающее противоречие можно только повышением уровня собственного развития.

Интеграция личности в трудовом коллективе и обществе связана с адаптацией к различным социальным ситуациям. Именно в период обучения студенты должны приобрести черты и свойства личности необходимые для выполнения своей социальной роли в процессе трудовой деятельности.

Бакалавр 1 Магистр 1

С'пецвалист 1

Второе высшее образе ванне

Бакалавр 1 Бакалавр 2

Специалист 1 Специалист 2 1

\

Магистр 1 Х / ■ Магистр 2

\ / / '

Аспирантура

Рис.1. Траектории получения высшего образования в России

После завершения обучения выпускники организаций высшего образования, в том числе металлурги и горняки, будут выступать как субъекты отношений и сознательной деятельности. Значит, в период обучения необходимо сформировать у обучаемых не только профессиональные способности, но и такие черты, которые будут определять их как развитые личности. На наш взгляд, рассмотрение подготовки будущего специалиста только с позиций формирования профессиональных компетент-ностей в отрыве от личностных качеств, как это представлено в работе В.С. Грызлова [1,а43 - 44], приводит к обеднению самого понятия «высшее образование».

В психологии под личностью понимают человека, активно осваивающего и преобразующего природу, общество и самого себя.

Российский психолог Л.С. Выготский (1896 -1934) так сформулировал связь обучения с развитием человека: «Обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование».

Конкретные профессиональные компетенции осваиваются значительно быстрее, чем формируется творческая личность. Основатели гуманистической психологи считали, что личность является открытой и саморазвивающейся системой (Г. Оллпорт, А. Маслоу) [2,с.362]. В своей знаменитой пирамиде потребностей человека А. Маслоу на самом верху расположил потребность в постоянном совершенствовании. В книге «Мотивация и личность» А. Маслоу сформулировал тезис: «Человек должен быть тем, чем он может быть».

Итак, основные черты личности: осознанные внутренние стремления и мотивы с одной стороны

и приобретение опыта при общении с другими людьми с другой стороны. Именно эти положения легли в основу концепции личностно - деятель-ностного обучения, разработанного отечественными учеными И.А Зимней, И.С. Якиманской, В.В. Сериковым. Согласно этой концепции, обучение направляется на развитие личности обучаемого, а не только на приобретение знаний конкретного предмета [3,с.76].

Личность определяется не только своим характером, но и тем, что и как она знает, что и как ценит, что и как созидает. А главное - какова ее мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу. Это как раз то, что ожидают работодатели, особенно таких отраслей промышленности, к которым относятся металлургия и добыча полезных ископаемых.

По мнению И.А.Зимней, профессионал - это человек, который в совершенстве владеет действиями, предусмотренными профессиональной деятельностью. Компетентный специалист, являясь профессионалом в своём деле, демонстрирует мотивированное владение сложными связями явлений и процессов, проявление межличностных компетенций, креативности и когнитивных способностей [4,с.15]. Таким образом, профессионализм - это всего лишь один из компонентов социально - профессиональной компетентности работника.

В настоящее время Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило более 1000 профессиональных стандартов по рабочим профессиям и должностям специалистов.

Именно профессиональные стандарты специалистов, в первую очередь, будут использоваться

для формулирования профессиональных компетенций выпускников вузов.

Стандарты специалистов - производственников ориентированы на должности мастеров участков (цехов). В стандартах указываются необходимые знания и умения для осуществления всех трудовых функций. Анализ содержания деятельности специалистов (мастеров) показывает, что в ее основе:

- контроль действий работников,

- контроль выполнения производственного задания,

- анализ информации и принятие решений,

- контроль технологического процесса,

- контроль соблюдения работниками правил безопасности работ;

- проведение собраний и оперативок.

Это характеристика организатора производства, знающего технологию, оборудование, способы контроля. Базовые компетентности такого специалиста - способность руководить коллективом работников, анализировать технологический процесс и принимать решения, оформлять документацию. И, главное, нужно будет брать на себя ответственность за безопасные условия труда и соблюдение работниками требований по безопасности труда.

При этом нужно учитывать, что весь коллектив работников подразделяется на три категории: руководящий, выполняющий и контролирующий. А система управления в любых организациях основывается на трех элементах: ответственность, полномочия и взаимодействия.

Лицам любой категории, принимающим на себя ответственность, руководители делегируют полномочия. Обращаем внимание на то, что ответственность берут, а полномочия дают.

Ответственности должно быть столько, сколько полномочий, а полномочий столько -сколько ответственности. Только в этом случае между работниками будут осуществляться оптимальные, эффективные взаимодействия и через полномочия будет реализовываться взятая ответственность.

К такому профессионализму нужно готовить выпускников организаций высшего образования.

Оценка ответственности студентов

Не имея возможности рассмотреть в одной статье все направления подготовки выпускников вузов, остановимся лишь на формировании некоторых черт характера, относящихся к социально -профессиональной компетентности будущих производственных работников.

Речь идет, прежде всего, о формировании ответственности будущих специалистов. Важность этого мы продемонстрировали на примере профессиональных стандартов специалистов. Это подтверждают и результаты опросов руководителей металлургических предприятий, приведенные в работе [5,с.224].

Так что же такое - ответственность? В отечественной литературе приводятся многочисленные трактовки этого понятия [2,с.537,6.с.407], но смысл их един: ответственность - это сформированная личная черта характера человека отвечать за свои

действия, поступки, высказывания, принимаемые решения.

В словаре русского языка нашего соотечественника С.И. Ожегова (1900 - 1964) ответственность определена как, «необходимость, обязанность отдавать кому - нибудь отчет в своих действиях, поступках».

Психологи относят ответственность к той черте характера человека (личности), которая проявляется в системе отношений. Ответственность проявляется, прежде всего, в отношении человека к делу. Это не врожденное качество, оно формируется в жизни и деятельности. Считается, что характер формируется в повседневной будничной деятельности, в процессе обучения, а не только в трудные моменты. Это относится и к формированию ответственности.

Получение высшего образования - длительный процесс, в котором обучаемый не только получает знания, приобретает умения, но и формирует свой характер с учетом будущей профессиональной деятельности. Известно, что образование - это воспитание и обучение, если рассматривать его как процесс (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2).

В этом законе сформулированы требования к обучающимся (статья 43), которые обязаны:

• добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Для выполнения этих требований, а без этого не будет достигнут результат учебного процесса, обучаемый должен сознательно взять на себя ответственность за добросовестное освоение образовательной программы.

А как в реальности студенты проявляют ответственность в учебной деятельности и формируется ли у них эта черта характера?

Оценку проявления ответственности проводили методом анонимного тестирования. Студентам был предложен тест из 18 вопросов, составленный на основе интернет - ресурса [7].

Каждый вопрос содержит 3 ответа с присвоенными баллами 0,1,2, соответствующими уровню развития ответственности. Максимальное количество набираемых баллов - 36. Весь диапазон от 0 до 36 баллов разбит на 4 интервала:

1. 0 - 9 - отсутствие стремления проявлять ответственность, нельзя доверять ценное и важное;

2. 10 - 18 - проявление ответственности в отдельных случаях, вы не будете пользоваться уважением и доверием;

3. 19 - 27 - может быть ответственным, но при этом может совершать безответственные поступки;

4. 28 - 36 - высокая ответственность, на вас можно положиться.

На рис. 2 представлены результаты оценки потенциальной ответственности студентов 1,2 и 4 курсов очного обучения (всего 71 человек) специальности «горное дело» и направления «металлургия».

Рис.2. Распределение студентов (в %) по уровню потенциальной ответственности

Видно, что высокий уровень ответственности продемонстрировали лишь 17% респондентов. Таковых больше всего оказалось на 2 курсе, а худший результат у студентов 4 курса. В целом нужно отметить, что более 80 % студентов относятся к группе с недостаточной ответственностью (2 и 3 интервалы в совокупности). А ведь им предстоит работать в тяжелой промышленности: горнодобывающей и металлургической отрасли.

Что же характеризует недостаточную ответственность студентов, участвовавших в опросе? В качестве примера приведем средние баллы ответов студентов дневного обучения на четыре наиболее значимых вопроса (напомним, высокий уровень ответственности - 2 балла):

> окончив школу, как принимали решение о выборе профессии:

1 курс - 1,6; 2 курс - 1,67; 4 курс - 1,2

> я люблю брать на себя ответственность за других людей:

1 курс - 0,5; 2 курс - 0,7; 4 курс - 1,0

> мне нравятся поручения и мероприятия, которые требуют проявления особой ответственности:

1 курс - 1,1; 2 курс - 1,2; 4 курс - 1,1

> к своим недоделкам и оплошностям я отношусь достаточно строго, даже если о моей «вине» и не узнает никто:

1 курс - 1,3; 2 курс - 1,15; 4 курс - 1,0.

Как видно, студенты значительно не «дотягивают» до 2 баллов - высокой ответственности.

Ответы студентов показывают, что уровень формирования такого важного личностного свойства как ответственность явно недостаточен.

А студенты 1 курса специальности «горное дело» заочного обучения показали следующие результаты:

1 интервал - 0%; 2 интервал - 20%; 3 интервал - 67 %; 4 интервал - 13%.

Студентов - заочников с недостаточной ответственностью среди респондентов почти 90%.

Средние баллы ответов студентов - заочников на эти вопросы не отличаются от ответов студентов дневного отделения, кроме вопроса о выборе профессии (средний балл -1,87). Студенты - заочники выбрали специальность «горное дело» самостоятельно, руководствуясь своим желанием и подго-

товкой. Большинство из них закончили горный колледж и работают на Лебединском горно - обогатительном комбинате.

Но возникает вопрос: «А что нужно делать администрации и преподавателям вуза, чтобы поднять уровень личностных свойств студентов?»

Предлагаем рассмотреть некоторые мероприятия воспитательного и учебного характера, которые, на наш взгляд, будут этому способствовать.

Студенты дневных отделений находятся в образовательной среде вуза 4 и более лет. Это молодые люди в возрасте 18 - 25 лет, когда им по силам освоить высшую математику, физическую химию, начертательную геометрию, теоретическую механику, минералогию, геодезию и многое другое.

Но почему за такой длительный период не формируются черты характера необходимые в будущей профессиональной деятельности?

На наш взгляд, основная проблема в самой системе получения образования.

Но необходимо учитывать еще один фактор, также относящийся к формированию социально -профессиональной компетентности выпускников. Специалисты - психологи напрямую связывают формирование такой черты характера, как ответственность, с волевыми качествами личности.

Ведь проявление ответственности часто связывается с необходимостью отказаться от развлечения ради, не всегда приятного, дела. В процессе обучения студенту приходится «заставлять» себя учить иностранный язык, математические и физические понятия, различные теории и доказательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но не станет студент инженером - металлургом, если он не владеет знаниями структур сплавов, если он не знает механических свойств сплавов и методы их определения, не знает как удалить из жидкого металла растворенные газы и неметаллические включения и многое другое. А горный инженер должен в совершенстве знать минералогию, основы геодезии, свойства горных пород, законодательство в области недропользования и т.д.

Нами в течение многих лет проводилось методом анкетирования определение уровня волевых качеств у студентов различных курсов и специальностей в рамках дисциплины «Педагогика и психология». Вопросы теста выбраны из открытого фонда [8,с.152 - 153].

В результате исследования было установлено, что у половины опрошенных студентов волевые качества неразвиты. Люди с такими показателями, как правило, просто делают то, что легче и интереснее.

Только у 20% студентов волевые качества оказались на высоком уровне. Это те студенты, которые потенциально способны преодолевать трудности, сознательно управлять своим поведением.

Именно эти студенты добивались наибольших успехов в овладении знаниями и умениями.

Деятельностный метод обучения

Итак, будем исходить из того, что ответственность как черта характера не врожденное качество, а сформированное в процессе действий человека.

Значит, чем больше действий совершает человек, в которых нужно проявить ответственность, тем больше вероятность закрепления ее в качестве присущей черты характера. Такой человек уже не может поступать безответственно. И воля развивается в деятельности.

Следовательно, необходимо перейти к активным методам обучения, при которых деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К таким методам относят: дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, выполнение проектов, мозговой штурм. Мы не должны забывать, что только деятельность приводит к пониманию нового и выработке умения его использования.

Традиционная лекционно - семинарская система обучения базировалась на передаче информации и ее запоминании. Но этого недостаточно для современного профессионального образования.

Учебная деятельность будет продуктивна, если она будет связана с будущей профессиональной работой выпускников. Поэтому нужно начать изучать специальность с первого курса с тем, чтобы возможно раньше и полнее:

• детально ознакомить будущих специалистов с основами и спецификой будущей профессии, возбудить интерес к ее овладению;

• показать не только романтику профессии, но и ее сложность, высокую ответственность за результаты труда и вытекающую из них необходимость глубокого изучения математики, физики, химии, механики и др. общенаучных дисциплин, которые будут изучаться на основе уже сформировавшейся профессиональной потребности;

• «окунуть» студента в производственную среду с первых дней обучения в вузе.

Для реализации такого обучения целесообразно:

• построить учебный процесс по схеме крупномасштабной, долговременной деловой игры;

• создать модель профессиональной и социальной среды, в которой предстоит работать будущему специалисту (учебный профессиональный стандарт по своей сути);

• исключить понятие контроля в отношении студентов в процессе обучения и заменить его на диагностику знаний, умений и компетенций;

• после изучения каждой дисциплины определять уровень овладения знаниями, умениями и компетенциями.

Это модель опережающего обучения специальности на основе фундаментальных (теоретических) знаний. Тогда профессиональная потребность студентов становится основным двигателем познавательного процесса. При этом целесообразно изучать учебные дисциплины компактно, исключить занятия через неделю. Дисциплины небольшого объема нельзя «растягивать» на весь семестр, т. к. теряется погруженность в него студентов.

Развивающий характер обучения наиболее эффективен при специальной направленности взаимодействия преподавателей и обучаемых на всестороннее развитие личности. Наибольший результат развития личности достигается при использовании интерактивного обучения, т. е. такого обучения, при котором осуществляется обмен действиями студентов с преподавателем и самих студентов друг с другом.

Интерактивное обучение в наилучшей степени реализуется в различного рода играх. Обычно используют три вида игр:

- дидактические (решение обучающей задачи);

- ситуационно - ролевые (побыть в реальной ситуации);

- деловые (проигрывание и анализ деловых ситуаций).

В статье И.В. Нигматуллиной («Высшее образование сегодня») [10,с. 16 -17] приведен интересный анализ игрового метода интерактивного обучения. Автор отмечает, что игра создает большие возможности для проявления индивидуальностей каждым студентом. Преподаватели при разработке сценария игры в первую очередь должны учитывать именно это, т. е. как будут проявляться черты характера студентов.

При изучении общенаучных и гуманитарных дисциплин разумно использовать дидактические игры, вводя в них элементы принятия решений, что требует проявления ответственности.

В инженерных и профилирующих дисциплинах необходимо «погружать» обучаемых в профессиональные ситуации с назначением на реальные должности. Особенно наглядно проявляются личностные качества обучаемых при «погружении» в реальную аварийную ситуацию.

В основе интерактивного обучения лежит метод разрешения проблемы. Ведь и игровые задания

- это решение какой - либо проблемы.

Но этому нужно научить студентов. Мы предлагаем рассмотреть некоторый алгоритм разрешения проблемной ситуации, представленный на рис.3. Эту методику сначала использует преподаватель, излагая лекционный материал в виде решения проблемы с демонстрацией трудностей и препятствий. А затем этим методом начинают пользоваться студенты.

Рис.3. Алгоритм разрешения проблемной ситуации

На каждом этапе решения конкретной проблемы должны предлагаться разные варианты. Выбор оптимального варианта должен быть связан с принятием ответственности за будущие результаты. Студентов необходимо учить, в том числе, и риск - ориентированному мышлению. Это предполагает не только выбор варианта решения, но и обоснование возможных рисков, мер их предупреждения и ликвидации последствий.

Различают четыре уровня «проблемности»:

- проблемное изложение учебного материала преподавателем;

- формулирование проблемы преподавателем и ее решение студентами с его участием;

- самостоятельное решение студентами проблемы, предложенной преподавателем;

- формулирование проблемы самими студентами и ее решение.

Процесс обучения строится как диалоговое общение и взаимодействие, при котором студенты интеллектуально и социально активны и инициативны, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу выдвигаемых гипотез, отстаивают свои точки зрения, совместно выбирают наиболее обоснованные варианты разрешения проблемной ситуации.

В отличие от учебной задачи, предусматривающей обычно единственный алгоритм решения и один вариант ответа, разрешение проблемной ситуации может идти разными путями и приводить к разным вариантам решений, каждый из которых может быть правильным в соответствии с выбранным критерием.

В проблемном обучении студенты не просто перерабатывают и усваивают сообщаемую им информацию, но самостоятельно генерируют новое знание, постигают принципы и закономерности науки,

приобретают познавательную мотивацию к углубленному изучению содержания учебного предмета.

Проблемный метод обучения в профессиональном образовании не получил широкого распространения ввиду сложности преобразования учебного материала в проблемный вид и неподготовленности преподавателей. Путь познавательной деятельности студентов при проблемном подходе более длителен, но значительно продуктивнее с точки зрения развития его мышления и личностных качеств. На всех этапах работы студенты находятся в интерактивном режиме, в котором успешнее происходит формирование компетенций.

Для формулирования учебных проблем можно использовать профессиональные стандарты по должностям специалистов и профессиям рабочих. В настоящее время разработано более 1000 профессиональных стандартов.

Наивысший уровень проблемного обучения -проектный метод, в котором небольшая группа студентов осуществляет разработку учебной или реальной темы, используя представленный на рис. 3 алгоритм разрешения проблемы.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве (работе в команде).

Акцент в проектном методе перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность студентов, а преподаватель осуществляет лишь "поддержку" этой деятельности, т.е. обеспечивает ее материалами и управляет ею, ставит перед исполнителями значимые проблемы. В США и Великобритании эта образовательная модель носит

название «Studenteenterededucatюn», т.е. обучение, в центре которого находится обучаемый.

В России после подписания в 2003 году Болон-ской декларации основополагающим принципом учебного процесса был провозглашен принцип сту-дентоцентрированности.

Оценкой студентоцентрированности учебного процесса служат следующие признаки:

- учёт личностных особенностей и потребностей студентов;

- акцент на самостоятельную деятельность и рефлексию;

- повышение личной ответственности студентов за результаты обучения.

Указанный принцип для отечественного образования не есть нечто новое по своей сути, он непосредственно связан с личностно-деятельностным (личностно-ориентированным) обучением, основы которого (как уже указывалось выше) заложены отечественными учёными.

Результатом обучения будет уже не усвоение знаний, умений и навыков выпускником, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех будущей практической деятельности.

Преимуществами проектного метода обучения считают:

- навыки работы в команде;

- навыки общения;

- междисциплинарные навыки;

- развитие индивидуальных навыков участников проекта;

- формирование таких черт характера, как ответственность, воля, трудолюбие, общительность.

На наш взгляд, при подготовке выпускников организаций высшего образования недостаточное внимание уделяется именно воспитательной компоненте. Основной упор делается на формирование профессиональных компетентностей, а социально -личностные свойства отдаются на «откуп» самих обучаемых.

Кадровый потенциал экономики

Высшее образование относится к профессиональному образованию, основной целью которого является «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства» (статья 69 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»).

Общеизвестно, что функционирование любой сферы экономики определяется кадрами, прежде всего, их профессиональным потенциалом, т. е. уровнем образования. По данным статистического справочника «Россия в цифрах. 2017» весь работающий контингент России в 2016 году по уровню образования распределился следующим образом:

> высшее образование - 33,5 %;

> среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена - 25,9%;

> среднее профессиональное по программам подготовки рабочих - 19,2;

> среднее общее (11 классов)- 18,1%;

> основное общее (9 классов)- 3,2%;

> не имеющие основного общего - 0,2%.

Итак, среди работающих наибольшее количество людей с высшим образованием. За период с 2002 по 2016 годы этот показатель увеличился почти на 10 %.

А разве не важен их уровень ответственности за порученное дело, за безопасность подчиненных, за соблюдение законов, правил?

По экспертным оценкам, 20% из общей доли роста эффективности производства определяется состоянием основных фондов, а 80% - «человеческим фактором». Значит, поведение персонала играет важнейшую роль в достижении результатов. В организациях должна быть создана культура труда, основанная на ответственности, дисциплинированности, инициативности, исполнительности, самостоятельности всех работников. Выпускники вузов - это кадровый потенциал отечественной экономики. Именно они могут стать катализатором формирования эффективных трудовых отношений и привития идеологии качества работникам сферы материального производства и сферы услуг.

В развитых странах уже сейчас наблюдается тенденция перетекания трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг, образования, государственной службы, транспорта, строительства и т.д.

Структура распределения трудовых ресурсов в России с 2002 по 2016 год по данным упомянутого статистического сборника представлена в таблице 1.

Таблица 1

Распределение трудовых ресурсов (%) по видам экономической деятельности_

Виды деятельности Годы

2005 2008 2014 2015 2016

Промышленность 19,1 18,0 16,2 16,0 15,9

Сельское хозяйство 11,4 10,0 9,4 9,4 9,2

Строительство 7,5 8,1 8,4 8,3 8,1

Транспорт и связь 7,9 7,9 8,0 8,0 5,0

Образование 9,1 8,7 8,1 8,1 8,0

Финансовые операции 1,3 1,6 1,9 1,9 1,8

Операции с недвижимым имуществом 7,3 7,3 8,7 8,8 9,0

Государственное управление 5,1 5,4 5,5 5,5 5,4

Прочие услуги 31,3 33.0 33,8 34,0 37,6

Как видно из приведенных данных, в России также произошло за последние 10 лет снижение числа работников, занятых в промышленности и сельском хозяйстве. В графу «прочие услуги» включены все работники обслуживающей сферы: торговля, питание, развлечения, охрана, уборка.

А в каких видах экономической деятельности наблюдается увеличение числа работников? Как и во многих странах, такая тенденция наблюдается в сфере услуг. В России после перехода экономики на рыночные механизмы появились новые секторы услуг, прежде всего, это относится к банковской деятельности, операциям с недвижимостью и арендой.

А в сфере услуг кроме выполнения трудовых функций необходимо общаться с клиентами.

Обращаем внимание на то, что распределение трудовых ресурсов, приведенное в таблице 1, относится к видам экономической деятельности и по этой характеристике образование относится к сфере услуг (как и наука). Но с точки зрения осуществляемого процесса и достигаемого результата образование не является услугой. В системе получения высшего образования есть некоторые элементы соответствующие предоставлению (получению) услуги. Это, прежде всего, относится к выбору абитуриентом образовательной организации, направления (специальности) подготовки. Но после поступления в университет (институт) обучаемому необходимо выполнять учебный план, обязательно посещать занятия, выполнять домашние задания, проекты. В процессе обучения студенты выполняют контрольные работы, их знания и умения оценивают на зачетах и экзаменах. В случае низкого уровня освоения учебного материала студенты могут быть отчислены из вуза. Конечно, такие отношения в системе получения образования никак нельзя отнести к предоставлению (получению) услуги.

Образование в соответствии с нашим законом - это воспитание и обучение. Но воспитание уж никак не может быть услугой. Услуга больше относится к «внешнему благу», а формирование знаний, умений, воспитание личностных свойств - это внутренние приобретения (хотя их можно считать благом, но личностным). Конечно, государ-

ство, выделяя средства на образование граждан, надеется на использование приобретенного ими «внутреннего блага» на пользу общества и государства.

Так как же относится к образованию? Конечно, не как к услуге! Получение образования - это весьма специфический процесс становления лично-

сти, в результатах которого заинтересованы многие, в первую очередь сами обучаемые. Такое понимание сферы образования будет способствовать большему вниманию к проблеме воспитания выпускников вузов. Наш соотечественник Н.А. Некрасов провозглашал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Ещё древние греки знали, что «не будет кораблю попутного ветра, если шкипер не знает конечного пункта плавания».

Для системы получения высшего образования «конечный пункт» - это требования к будущему специалисту. В настоящее время такими требованиями являются компетентности выпускников, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте и образовательной программе. Это и есть «присущие характеристики» продукции организаций высшего образования. Они будут у выпускников разные (по уровню, широте, глубине, способностям), но они не должны быть ниже установленного уровня для будущего профессионала, члена нашего общества, нравственного, целеустремлённого, ответственного.

Задача вузов в современный период - обеспечить все сферы экономической деятельности страны кадрами с высокими социально - профессиональными компетентностями, которые смогут осуществить ее дальнейшее развитие и реализацию масштабных преобразований в свете грядущей четвертой промышленной революции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Грызлов В.С. Некоторые факторы актуализации ФГОС ВО технического направления. // Sciences of Europe. 2017.№11. С. 42 - 48.

2. Немов Р.С. Психология. - М.: Юрайт, 2010. - 639 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М. Логос, 2000. - 383с.

4. Зимняя И.А. Общая культура и социально -профессиональная компетентность человека. // Высшее образование сегодня. 2005. №11. С.14-20.

5. Соловьев В.П., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Образование для инновационной экономики. -ТНТ, 2014. - 269 с.

6. Рогов Е.И.Общая психология. - М.: Владос, 1995. - 446 с.

7. http: //psylist.net/428.htm

8. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов.- 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.А. Ра-дугина. - М.: Центр, 2002. - 256 с.

9. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного обучения в высшей школе. // Высшее образование сегодня. 2017. №5. С.13-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.