Научная статья на тему 'Толерантность педагога в социальном взаимодействии'

Толерантность педагога в социальном взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / STUDENTS / SOCIALIZATIONS / PROFESSIONAL / SCHOOL / TOLERANCE / EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL / COMPONENT / TECHNOLOGICAL COMPONENT / INNOVATIVE FORMS OF PREPARATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаурова А. В., Лабикова М. Н.

В статье рассматривается актуальная проблема формирования у студентов педагогических специальностей и направлений компетентности социального взаимодействия и ее составляющей толерантности как личностного качества, которые обусловливают эффективность не только социализации, но и успешность дальнейшей профессиональной деятельности выпускников. Анализ современного образовательного процесса в вузе позволяет говорить о достаточности содержательной составляющей и необходимости модернизации технологической составляющей, применении интерактивных инновационных форм подготовки студентов к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE OF THE TEACHER IN SOCIAL INTERACTION

The article considers an actual problem of formation among students of pedagogical specialities and tolerance as personality quality which stipulate efficiency not only socializations but also success of further professional activity of graduating students. The analysis of modern educational process in high school allows to speak about sufficiency of a substantial component and necessity of modernisation of a technological component, application of interactive innovative forms of preparation of students to pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Толерантность педагога в социальном взаимодействии»

УДК 378.1

А. В. Кандаурова, М. Н. Лабикова ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

В статье рассматривается актуальная проблема формирования у студентов педагогических специальностей и направлений компетентности социального взаимодействия и ее составляющей - толерантности как личностного качества, которые обусловливают эффективность не только социализации, но и успешность дальнейшей профессиональной деятельности выпускников. Анализ современного образовательного процесса в вузе позволяет говорить о достаточности содержательной составляющей и необходимости модернизации технологической составляющей, применении интерактивных инновационных форм подготовки студентов к педагогической деятельности.

Ключевые слова: толерантность, образовательный процесс в вузе, толерантное поведение, технологическая составляющая образовательного процесса, интерактивные формы обучения.

Современная высшая школа должна не просто обеспечивать студентам качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором развития социальных компетентностей личности, позволяющих выпускникам успешно жить в обновленном обществе, поскольку именно общественная детерминанта обусловливает динамичные изменения во всех сферах жизнедеятельности.

В этих условиях становится очевидной необходимость вузов ориентировать учебно-воспитательную деятельность на формирование и развитие у студентов компетентностей, относящихся к взаимодействию с другими людьми. Именно компетентность социального взаимодействия обусловливает успешность социализации личности, конструктивность и эффективность дальнейшей профессиональной деятельности.

В фундаментальном исследовании «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» И. А. Зимняя отмечает, что «все компетентности социальны в широком смысле слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они проявляются в этом социуме» [1].

С позиции И. А. Зимней содержание социальной компетентности включает в себя в качестве одной из составляющей компетенцию социального взаимодействия, под которой автор понимает взаимодействие с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие «другого» (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность. Ограниченность информации у современного поколения о неповторимости и многообразии форм проявления человеческой индивидуальности выступает следствием дискретного (или полного отсутствия) воспроизводства идей и способов совместной деятельности. Нехватка информации или ее полное отсутствие сужает границы восприятия окружающего мира и форм его прояв-

ления, не дает возможности выйти за пределы круга своих впечатлений, позиций, убеждений, привычек и др.; не дает возможности проявить социальную активность, которая проявляется в готовности человека выйти на встречу равнозначных, равноценных «миру миров»; не дает возможности различать границы особого рода (нравственные, правовые, психологические) и, соответственно, не вооружает умениями конструктивно действовать в пограничных ситуациях, разрешать противоречия, согласовывать позиции, сотрудничать. Для того чтобы обеспечить условия для формирования позитивного восприятия «другого», минимизировать стремления к доминированию и проявлению различных форм насилия и агрессии, необходимы знания, которые выступят фундаментом, платформой для формирования опыта толерантного поведения, для выработки готовности и способности сосуществовать с людьми, которым присущи иные взгляды, менталитет, образ жизни. Таким образом, необходимость формирования компетентности социального взаимодействия современного специалиста обусловлена спецификой пространственновременных социальных отношений, а основной составляющей данной компетентности представляется толерантность как личностное качество и толерантное поведение как ее деятельностное воплощение.

Так, в качестве разных показателей социальной компетентности О. Н. Шахматова приводит следующие: стремление к согласию, социально-коммуникативная адаптивность, нетерпимость к неопределенности, избегание неудач, фрустрационная толерантность. В других источниках (Г. И. Сивкова, В. Г. Ромек, Ж. Делор, Н. А. Рототаева) показателями называют адекватную самооценку, уверенное поведение и уверенность в себе, стрессоустойчи-вость и умение регулировать эмоциональное состояние, конфликтологическую компетентность и фрустрационную толерантность, социолингвистические и культурологические знания и умения речевого действия в соответствии с конкретной ситу-

ацией, социально-коммуникативную адаптивность и стремление к согласию (стиль поведения).

В. С. Грехнев, С. Б. Елканов, В. А. Кан-Калик,

Н. Д. Никандров, В. В. Соколова, Г. С. Трофимова в качестве показателей социальной компетентности выделяют коммуникативный контроль, умение слушать, способы реагирования в конфликте, степень агрессивности личности, уровень конфликтности, фрустрационную толерантность, самоконтроль, эм-патийность, сотрудничество; мотивационные установки: ориентация на избегание неудач, нетерпимость к неопределенности, повышенное стремление к статусному росту, стремление к конформности, интернальность и экстернальность; организационные склонности и самооценка. Г. В. Протасова критериями социальной компетентности определяет способность организовать социально-коммуникативное функциональное пространство и способность определять и учитывать сложившиеся особенности социальной коммуникации.

Итак, формирование компетентности социального взаимодействия как условие успешной социализации и эффективной профессиональной деятельности личности обусловливает проявление толерантного поведения. Наиболее актуальным толерантное поведение и личностное качество - толерантность - представляется в педагогической профессии, поскольку система социального взаимодействия педагога наиболее обширна и специфична. Ученики, родители, коллеги, менеджеры образования выступают не как клиенты в сравнении с другими сферами социальных отношений, а как партнеры, что и обусловливает необходимость проявления стиля социального взаимодействия - сотрудничества. Кроме того, в качестве предрасположенности личности действовать толерантным образом нами рассматривается гуманистическая направленность учителя (установка на толерантность). Под направленностью личности учителя мы понимаем совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих на поведение и деятельность [2]. Гуманистическая направленность личности педагога, понимаемая как устойчивая система мотивов, включающая в себя доминирующий мотив - потребность в общении, любовь к детям (Л. М. Митина), совокупность позитивных ценностей учителя - понимание важности и значимости каждого человека, свобода личностного выбора и личностной ответственности за последствия этого выбора (К. Роджерс), рассматривается нами как сущностная характеристика толерантного поведения учителя, наряду со знаниями о толерантности, помогающими сделать правильный выбор стратегий толерантного поведения.

Толерантному учителю свойственна развитая ценностно-смысловая система, в которой цент-

ральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к базовым вопросам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком и другие ценности демократического гражданского общества. Все они влияют как на характер толерантного поведения учителя, так и на его результат, а главное, они являются источником формирования ценностных ориентаций школьников. Поэтому мы считаем, что ценности являются сущностной характеристикой толерантного поведения учителя.

Профессионально-образовательная среда может и должна стать инструментом социализации личности, выполняющим функции обогащения ее внутреннего мира, развития мотивационно-личностных ресурсов, направленных на повышение общей и социальной культуры, формирование необходимых социальных компетентностей.

Именно на этапе вузовского обучения наиболее активно происходит процесс развития компетентности социального взаимодействия, которую следует рассматривать как один из видов социальных компетентностей, относящийся к компетентностям, связанным с взаимодействием с другими людьми (И. А. Зимняя).

Анализ теоретических источников по проблеме социального взаимодействия показал, что в настоящее время для обозначения феномена социальной компетентности используется множество различных терминов: «компетентность в общении» и «коммуникативная компетентность» (Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, Ю. М. Жуков), «социально-психологическая компетентность» (Н. В. Кузьмина), «социальная компетентность» (А. К. Маркова). В нашей работе для обозначения данного рода компетентности мы используем термин «компетентность социального взаимодействия» (И. А. Зимняя) как охватывающий весь спектр отношений личности и общества. В содержании социального взаимодействия выделяется восприятие и понимание человека как объекта и субъекта социальной деятельности (познание его физического и социального облика), формирование социальных отношений (формальных и неформальных) и оказание психологического воздействия (В. Н. Дружинин). В связи с этим компетентность социального взаимодействия рассматривается как интегральное свойство личности, обеспечивающее ее эффективное вхождение в социальный мир.

По мнению И. А. Зимней, основной целью образования и является обеспечение вхождения человека в социальный мир, его продуктивная адаптация в нем, вызывающая необходимость постанов-

ки вопроса обеспечения более социально интегрированного результата (социально-личностный феномен в совокупности мотивационно-ценностных и когнитивных составляющих), т. е. формирование социально компетентной личности.

Анализ содержания стандартов второго и третьего поколения, содержания программ и дидактических единиц, преподаваемых в вузе дисциплин позволяет сделать вывод о достаточности ресурса для формирования оптимального уровня когнитивного компонента необходимой компетентности и толерантности. Вместе с тем практическое освоение репертуара необходимых социальных ролей возможно только в процессе активной деятельности самого студента, и педагогическая практика не всегда представляется достаточный формой для отработки требуемых умений социально-толерантного поведения. Так, в результате проведенного нами исследования средний показатель высокой степени сформированности компетентности социального взаимодействия у студентов с первого по четвертый курс представляется достаточно низким и равен 9.4 % от числа анкетируемых студентов. Обобщенный показатель достаточной степени развития компетентности равен 28.6 %. Вместе с тем опрос студентов подтверждает неготовность практической реализации данных качеств в новых и проблемных ситуациях социального взаимодействия, однако готовность студентов к формированию данных компетенций составила 100 %.

Очевидно, что у студента, вовлеченного в образовательный процесс, формирование компетентности социального взаимодействия, толерантных установок как жизненных и личностных ценностей должно осуществляться поэтапно. Это обусловлено формированием психолого-педагогичес-ких знаний в процессе педагогической практики, в результате социально активной деятельности. Вместе с тем, как показывает практика и результаты исследования, только треть студентов старших курсов демонстрируют сформированность толерантности как личностного и профессионально важного качества и креативный уровень сформи-рованности компетентности социального взаимодействия, позволяющий самостоятельно и конструктивно разрешать возникающие противоречия и проблемные ситуации. Следовательно, в процессе обучения студентов педагогических специальностей в вузе необходимо актуализировать ценность толерантности в социальном взаимодействии на содержательном и деятельностном уровнях. На содержательном уровне это возможно за счет включения в учебный план соответствующего курса по выбору (например: «Толерантность в педагогической деятельности», «Толерантность современного педагога», «Толерантность в социаль-

ном взаимодействии» и др.), а также за счет актуализации соответствующих дидактических единиц и отдельных тем в рамках преподаваемых дисциплин, например социальной психологии, педагогической психологии, социологии и других.

На деятельностном уровне формирование социальной компетентности и толерантности будущих педагогов традиционно осуществляется в рамках регламентированной педагогической практики, что оказывается недостаточным по результатам нашего исследования.

Следовательно, для формирования компетентности социального взаимодействия и толерантного поведения необходимо проектировать инновационную технологическую составляющую образовательного процесса, поскольку применение интерактивных форм обучения повысит долю активной самостоятельной деятельности студентов и позволит выработать навыки толерантного, социальноэффективного поведения. Также нами предусмотрены такие активные формы обучения, как социальные и профессиональные пробы, решение профессиональных ситуаций и реализация общественно полезных проектов как способов развития требуемых компетенций у студентов.

Взяв за основу классификацию и интерпретацию методических систем, предложенных А. М. Новиковым, мы останавливаемся в выборе образовательного направления на системе проективного обучения и имитационной (моделирующей) системе обучения активными методами обучения, считая, что именно данные методические системы отвечают всем требованиям к реализации компетент-ностного подхода в обучении и адекватны выбору педагогических технологий, направленных на формирование социальной и толерантной компетентностей студентов.

Специфика имитационной системы состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной социальной и профессиональной жизни. Преимуществами имитационной (моделирующей) системы обучения являются:

- деятельностный характер обучения (вместо вербального), организация коллективной учебной деятельности. В такой деятельности формируются общение, мышление, рефлексия;

- использование группы (коллектива) как средства развития индивидуальности на основе оперативной самооценки, самоконтроля каждого обучающегося, так как коллективная деятельность представляет возможность каждому участвовать в обсуждениях. В рамках имитационной системы к активным формам обучения относятся следующие: 1) анализ конкретной ситуации. Студенты должны вычленить проблему, сформулировать ее, опреде-

лить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже совершившееся действие; 2) решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Студенты должны не только сформулировать проблему, но разобрать варианты ее решения. Затем организуется защита решений, коллективное обсуждение. Часто к активным методам относят различные обучающие игры: организационно-деятельностные, деловые, имитационные и т. д. К активному обучению относится социально-психологическое обучение, включающее тренинги, ролевые игры, диспуты, элементы психодрамы и другие.

Безусловно, организация активного обучения отвечает всем требованиям компетентностного подхода, поскольку ориентирует студентов в процессе такого профессионального обучения в реалиях общественной, научной, культурной жизни и других ее областях, позволяет им видеть перспективы своего профессионального пути, планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей, развитие позиции лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и т. д. Кроме того, освоение новых умений, навыков и способов осуществления профессиональной деятельности на деятельностном уровне является более устойчивым и позволяет осуществлять групповую и личностную рефлексию успешности обучения.

Следующие применяемые нами активные формы обучения носят комплексный характер и представляются наиболее эффективными, поскольку максимально отражают профессиональную деятельность, требуют от студента самостоятельной творческой активности и не являются затратными по времени и объему учебного процесса, поскольку осуществляются не в учебное время. К таким формам мы отнесли профессиональные пробы и социальное проектирование.

Под профессиональной пробой понимается испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения в процессе профессиональной подготовки. Студентам были предложены на выбор следующие профессиональные пробы, в процессе которых приобретался реальный опыт толерантного взаимодействия с различными категориями субъектов: занятия с детьми, отстающими в усвоении образовательной программы; руководство предметными кружками; подготовка учащихся к олимпиадам; руководство (соруководство) научноученическими работами; участие студентов в науч-

но-практических конференциях; выступления студентов с результатами исследований на заседаниях кафедр, на научно-методических, педагогических советах, на родительских собраниях в школах; участие в проведении занятий в системе дополнительного образования.

Социальные и профессиональные проекты выполняются студентами в рамках самостоятельной работы, могут принимать участие в вузовских, муниципальных и другого уровня грантовых конкурсах. Такие формы профессиональной подготовки формируют не только требуемые в рамках исследования компетентности, но и профессиональную направленность и толерантность, самостоятельность, ответственность за решение, общее дело и позволяют максимально реализовать личностный потенциал. Назовем примеры социально-профессиональных проектов, направленных на формирование социальной и толерантной компетентности студентов: «Иностранный язык для маленьких как средство развития социальных и коммуникативных навыков», «Иностранный язык для детей с ограниченными возможностями как средство их социализации», детский фестиваль национального творчества «Пестрый мир».

Еще одним фактором формирования социальной и толерантной компетентности будущих педагогов является технологическая составляющая образовательного процесса вуза. В качестве рекомендуемых технологий, обеспечивающих активную социальную позицию обучаемого и направленных на формирование социальной, коммуникативной и толерантной компетентностей, можно назвать диалогическое обучение, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др., относящиеся в совокупности к когнитивноориентированным технологиям;

- проектное обучение, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, имитационно-игровое моделирование социальных процессов и др. как разновидность деятельностно-ориентированных технологий; а также личностно ориентированные технологии, включающие интерактивные и имитационные игры, тренинги развития и

др. [3, 4].

Таким образом, толерантность нами рассматривается не только как личностное качество, но и как абсолютно необходимое в педагогической профессиональной деятельности. Именно в педагогической профессиональной среде принятие каждого участника образовательного процесса является непременным условием результативности процесса обучения и воспитания, в котором все участники смогут сохранять психическое здоровье, творческий настрой и человеческое достоинство.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5, 11.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. С. 91.

3. Громыко Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Методология педагогики: сб. статей. М., 1997. Вып. 4.

4. Филатова М., Волкова Л. Социальные компетенции и современное образование // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 65-72.

Кандаурова А. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре.

Пер. Школьный, 69, г. Тара, Омская область, Россия, 646535.

E-mail: kandaurova@list.ru

Лабикова М. Н., старший преподаватель.

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре.

Пер. Школьный, 69, г. Тара, Омская область, Россия, 646535.

Материал поступил в редакцию 14.12.2009.

A. V. Kandaurova, M. N. Labikova TOLERANCE OF THE TEACHER IN SOCIAL INTERACTION

The article considers an actual problem of formation among students of pedagogical specialities and tolerance as personality quality which stipulate efficiency not only socializations but also success of further professional activity of graduating students. The analysis of modern educational process in high school allows to speak about sufficiency of a substantial component and necessity of modernisation of a technological component, application of interactive innovative forms of preparation of students to pedagogical activity.

Key words: students, socializations, professional, school, tolerance, educational process in high school, component, technological component, innovative forms ofpreparation of students.

Kandaurova A. V.

Branch of Omsk State Pedagogical University in the City of Tara.

Ul. Shkolnaya, 69, Tara, Omsk oblast, Russia, 646535.

E-mail: kandaurova@list.ru

Labikova M. N.

Branch of Omsk State Pedagogical University in the city of Tara.

Ul. Shkolnaya, 69, Tara, Omsk oblast, Russia, 646535.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.