Научная статья на тему 'Мониторинг в системе обеспечения качества образования'

Мониторинг в системе обеспечения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООТВЕТСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перескокова Т.А.

Представлены результаты комплексного анкетирования обучаемых для выявления их склонности к выбранной профессии, стремления к достижению высоких учебных результатов, адаптированности к образовательной среде. Установлено, что большая часть студентов, поступивших на обучение по программам бакалавриата с невысокими уровнями ЕГЭ, испытывают трудности в учебной деятельности. Как правило, именно они обладают низкими волевыми качествами. Для улучшения ситуации предложены меры по совершенствованию учебного процесса и повышения педагогической квалификации преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING IN SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSURANCE

The results of the comprehensive survey of students to determine their propensity for their chosen profession, the desire to achieve high educational results, adaptability to the educational environment. It was found that the majority of students admitted to study for undergraduate programs with low levels of the exam, they have difficulties in learning activities. Typically, they have low will power. To improve the situation, proposed measures to improve the learning process and to improve the pedagogical training of teachers.

Текст научной работы на тему «Мониторинг в системе обеспечения качества образования»

5. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины : пер. с нем. / И. Кон. - М. : Издательская группа «Время», 2009. - 435с.

6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») : пер. с нем. / К. Лоренц. - М. : Издательская группа «Прогресс» («Универс»), 1994. - 272 с.

7. Ярославцева Г.В. Психолого-педагогический тренинг как средство коррекции межличностных отношений в педагогическом ко-

ллективе школы: дисс... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.В. Ярославцева. -Москва, 1999 - 179 c.

8. Leymann H. Mobbing. Psychoterror am Arbeitsplatz und wie man sich dagegen wehren. — Reinbek bei Hamburg. — 1997. - 215 p. - Mode access : http:// books.google.com.ua

9. Olweus D. Bullying at school [Elektronic resouse] / D. Olweus // Blackwell Publ. - 1993. - 215 p. - Mode access : http:// Bullying at school. google.com.

МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

Перескокова Т.А.

Старооскольский технологический институт (филиал Национального Исследовательского технологического университета «МИСиС», доцент

Старый Оскол

MONITORING IN SYSTEM OF EDUCATION QUALITY

ASSURANCE

Pereskokova T.A.

Stary Oskol Technological Institute (branch of the National Research and Technology University «MISIS»),

assistant professor Stary Oskol

АННОТАЦИЯ

Представлены результаты комплексного анкетирования обучаемых для выявления их склонности к выбранной профессии, стремления к достижению высоких учебных результатов, адаптированности к образовательной среде. Установлено, что большая часть студентов, поступивших на обучение по программам бакалавриата с невысокими уровнями ЕГЭ, испытывают трудности в учебной деятельности. Как правило, именно они обладают низкими волевыми качествами. Для улучшения ситуации предложены меры по совершенствованию учебного процесса и повышения педагогической квалификации преподавателей.

ABSTRACT

The results of the comprehensive survey of students to determine their propensity for their chosen profession, the desire to achieve high educational results, adaptability to the educational environment. It was found that the majority of students admitted to study for undergraduate programs with low levels of the exam, they have difficulties in learning activities. Typically, they have low will power. To improve the situation, proposed measures to improve the learning process and to improve the pedagogical training of teachers.

Ключевые слова: качество образования, мониторинг, профессиональное соответствие, образовательная среда, волевые качества личности, мотивация.

Keywords: quality of education, monitoring compliance with professional, educational environment, strong-willed personality traits, motivation.

Направленность целей любой образовательной организации - качество образования выпускников (уровень овладения компетентностями). Подтверждением выполнения целей будет служить удовлетворенность выпускников (во время выпуска и через определенный период времени), работодателей и общества, в том числе родителей. Для образовательной организации важно по результатам оценки удовлетворенности заинтересованных сторон проводить корректировку целей (вносить изменения).

Основанием для корректировки образовательного процесса служат результаты мониторин-

га в системе обеспечения качества образования, в том числе путем опросов студентов.

В системе управления образовательной организацией, ориентированной на достижение качества «продукции» - выпускников, студенты рассматриваются как внутренние потребители ресурсов (интеллектуального капитала, материальных, информационных и финансовых ресурсов) и одновременно как важнейшая заинтересованная сторона в успешной деятельности образовательной организации.

Но практика показывает, что студенты не в достаточной мере вовлечены в образовательный процесс. Многие из них психологически не подго-

товлены к обучению в высшей школе, а это не учитывается в процессе воспитания и обучения.

Цель данного исследования - выявить факторы, которые влияют на качество подготовки выпускников организаций высшего образования.

В течение ряда лет автор в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика» проводит анкетирование студентов, результаты которого представлены в данной статье.

Анализ исходного состояния

В системе менеджмента качества большое внимание уделяется такой процедуре как анализ исходного состояния, предваряющего осуществление основного процесса. Многие преподаватели проводили такой анализ при подготовке научных исследований, написании диссертаций. В последние годы стали забывать об использовании при выполнении любого задания предварительного анализа исходного состояния. А этому нужно учить в школе, а в организациях высшего образования сформировать у обучаемых такую компетентность на всю жизнь.

Нельзя забывать высказывание А. Линкольна: «Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть часов на то, чтобы наточить топор».

Часто неудачи в профессиональной деятельности связаны именно с отсутствием предварительного анализа и плохой подготовкой к выполнению задания.

В образовательной деятельности анализ исходного состояния сводится, прежде всего, к оценке подготовленности студентов к освоению образовательной программы. В этой связи нами обращено внимание на соответствие личности студентов типу выбранной профессии.

Это связано с тем, что в современной России значительная часть молодежи, освоившей образовательные программы среднего общего образования, поступают на обучение в организации высшего образования [1,с.4]. Как правило, абитуриенты, имеющие результат ЕГЭ по трем предметам выше 250 баллов, поступают на заранее выбранные ими специальности (направления), к которым имеют склонности. Во многих образовательных организациях они вне конкуренции. А вот остальные абитуриенты в условиях конкуренции могут не попасть на желаемую специальность, а некоторые и не имеют сформированного предпочтения в выборе будущей специальности. Если студенты первой группы имеют высокую мотивацию к изучению даже сложных дисциплин, так как это связано с их интересом к специальности, то студенты второй группы могут испытывать дискомфорт в обучении из-за низкой, несформированной мотивации.

А как тогда обеспечить качество образования выпускников?

Хотелось бы обратить внимание на возможность разноплановой подготовки выпускников, имея в виду установленные в образовательных стандартах разные виды их будущей профессиональной деятельности. В стандартах технических

направлений виды профессиональной деятельности определены по максимуму и включают, как правило:

- производственно-технологическую (проект-но - технологическую);

- организационно-управленческую;

- научно-исследовательскую (расчетно-аналитическую);

- конструкторскую;

- проектную.

Стандарты предоставляют образовательной организации возможность определять совместно с обучающимся и работодателем содержание подготовки с учетом вида будущей профессиональной деятельности.

Требования к результатам освоения образовательных программ в виде профессиональных компетенций выпускников также сформулированы под виды деятельности. Но это значит, что можно в рамках одной специальности подготовить технолога (конструктора, проектанта, исследователя) или организатора (менеджера, управленца). Знание предпочтения каждого студента может быть использовано для формирования образовательной программы. Но это предпочтение нужно выявить.

Нами проведена оценка соответствия личности типу профессии с использованием опросника Кабардиной Л.Н. [2,с.80], который содержит вопросы, позволяющие оценить соответствие 5(пяти) вариантам типов профессий:

1 - человек - знаковая система (математик, программист, специалист по информационным технологиям);

2 - человек - техника (инженер, техник, конструктор, технолог, механик);

3 - человек - природа (биолог, агроном, ветеринар, эколог);

4 - человек - художественный образ (художник, музыкант, писатель, журналист)

5 - человек - человек (менеджер, учитель, экономист, юрист, организатор).

В анкетировании приняли участие студенты II курса нескольких направлений подготовки, которые разбиты на три группы по базовым типам профессий:

- информатика и управление ( I и V шкалы);

- инженерия (II шкала)

- экономика и менеджмент (V шкала).

Полученные результаты показали, что только

50 - 60% студентов в каждой группе ориентированы на базовые типы профессий (наиболее высокий показатель в группе информатика и управление).

Более 25% студентов, из числа участвующих в исследовании, не проявили склонности ни к одной из профессий.

Для всех групп студентов сделали попытку установить корреляционную связь между входными параметрами студентов в виде уровня ЕГЭ по трем предметам и результатами опроса. Высказали предположение, что студенты с более высоким уровнем ЕГЭ обладают большим интеллектом, имеют более широкие интересы. И это проявится в большем значении баллов анкеты по всем типам

профессий. Для подтверждения этого рассчитали коэффициенты линейной корреляции между значениями ЕГЭ каждого студента и суммой всех баллов, набранных по всем вопросам анкеты,

Однако оценка значимости коэффициентов линейной корреляции показала, что корреляционная связь между исследованными параметрами отсутствует.

Значит, все поступившие на I курс студенты находятся примерно в одинаковых условиях. Их «входной» уровень не оказывает существенного влияния на проявление склонности к выбранной профессии.

Но необходимо учитывать, что большая часть студентов (73 % ) имели значения ЕГЭ от 160 до 220 баллов. Это составляет только 53 - 73 % от максимального результата по трем экзаменам (300 баллов).

Проведенное исследование наглядно показывает необходимость модернизации системы обучения студентов слабо мотивированных к выбранной специальности и имеющих невысокие значения ЕГЭ.

Необходима коррекция учебно - методической документации и предупреждающие действия по достижению качества подготовки выпускников.

Но это только начальный этап мониторинга. Целесообразно создать систему опросов обучаемых для формирования полной «картины» образовательного процесса.

Оценка уровня тревожности студентов

Для любой личности психологическая устойчивость играет большую роль в его профессиональной деятельности и всех других сферах его жизни.

Для обучаемых психологическое состояние имеет особое значение.

Во-первых, студенты - ещё молодые люди с несформировавшейся психикой и социально-личностными характеристиками.

Во-вторых, в период обучения студенты часто попадают в стрессовые ситуации: контрольные работы, защита проектов, зачётная и экзаменаци-

Распределение студентов

онная сессии, пересдача экзаменов, защита выпускной квалификационной работы и др. Кроме этого, современный молодой человек испытывает в своей жизни влияние ряда негативных факторов личного, общественного характера, также отрицательно воздействующих на его психику.

Всё это может привести к повышению уровня тревожности.

Состояние тревожности означает эмоциональное состояние, включающее в себя переживания, ожидания и неопределённости, чувство беспомощности, психической напряжённости.

Отметим, что причиной тревожности могут быть индивидуальные особенности личности, которые влияют на процессы восприятия, мышления, внимания, общения и т.д., а также и внешние стрессовые факторы.

Приведем пример результатов одного из тестирований студентов 3 -го курса технических и экономических специальностей. В проведённом исследовании приняли участие 176 студентов.

Целью исследования являлось определение уровня тревожности студентов после экзаменационной сессии. Уровень тревожности определяли на основе анонимного тестирования по методике Тейлора (адаптация Т. Н. Немчина) [3],.

По результатам опроса все участники исследования были распределены на группы соответствующие определённому уровню тревожности, в конкретном случае выделено 5 групп в соответствии с набранными баллами:

1. с низким уровнем тревожности (0-5 баллов);

2. со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому (5-15 баллов);

3. со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому (15-25 баллов);

4. с высоким уровнем тревожности (25-40 баллов);

5. с очень высоким уровнем тревожности (40-50 баллов).

Распределение студентов по уровню тревожности представлено в таблице 1.

Таблица 1

Баллы 0 - 5 5 - 15 15 - 25 25 - 40 40 - 50

% студентов 2 39 33 23 3

Результаты исследования показали, что почти 60% студентов из числа опрошенных по их уровню тревожности находятся в зоне «риска» (группы 3,4,5), им нужна психологическая поддержка.

В ходе исследования студентам было предложено определить по мере возможности причины повышенной тревожности.

Причины, названные студентами, связаны прежде всего с учёбой и обстановкой в институте, а также личного плана.

Таким образом, выявленная ситуация ставит перед руководством образовательными организациями и преподавательским коллективом определённые задачи по корректировке психологического состояния студентов. Повышенная тревожность

студентов может отрицательно сказаться на их поведении, в частности, может явиться источником агрессивности. Она ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях как в конкретных делах, так и в общении.

Наибольший уровень тревожности у студентов вызывает организация учебного процесса и взаимоотношения с преподавателями и администрацией. Это снижает учебные показатели студентов, поэтому целесообразно организовать повышение педагогической квалификации преподавателей, а также использовать новые методы обучения и контроля знаний и умений студентов.

А главное, исключить наказания студентов за учебные результаты и проступки, связанные с

процессом обучения. Как отметили Ю.П. Адлер и В.Л. Шпер: «Карательная педагогика - путь в никуда» [4, с.43].

На наш взгляд, уровень подготовки студентов существенно повысится при переходе на классную систему обучения, когда один преподаватель ведёт все виды учебных занятий в группе (не более 25 человек) по данной дисциплине. Целесообразно внедрять внутрипредметную модульную систему обучения, что позволит исключить из учебного графика специально выделяемое время на зачётную и экзаменационную сессию (самую стрессовую ситуацию для студентов [5, с.130 - 137] .

Оценка волевых качеств студентов

Одним их важных факторов успешной подготовки обучаемых к будущей профессиональной деятельности играют волевые качества личности.

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли, настойчивость, выдержка, энергичность и др.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе.

Особо важны такие волевые качества как ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность, так как они играют особую роль в успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Уровень подготовки выпускника образовательной организации в большой степени зависит от этих личностных качеств, а значит, в процессе обучения необходимо уделять внимание их формированию. Для выяснения наличия и степени сформированности волевых качеств нами проведено исследование методом анкетирования студентов III курса. Метод исследования предложен в работе [6,с. 98].

Было установлено, что у 46% студентов волевые качества неразвиты. Люди с такими показателями, как правило, просто делают то, что легче и интереснее. К обязанностям относятся нередко спустя рукава. Их позиция выражается известным изречением «что мне, больше всех надо?» Любую просьбу, любую обязанность они воспринимают чуть ли не как физическую боль.

По данным анкетирования у 34% студентов волевые качества студентов находятся на среднем уровне. Это значит, что многие из них начинают действовать, если сталкиваются с препятствиями. Но если есть обходной путь, то они тут же воспользуются им. По доброй воле липшие обязанности на себя не возьмут. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к ним руководителей, не с лучшей стороны характеризует их в глазах окружающих людей.

Только у 19% студентов волевые качества оказались на высоком уровне. Это те студенты, на которых можно положиться — они не подведут. Их не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают.

Данные анкетирования также требуют осмысления и организации работы преподавателей в этом направлении, ведь среди требований работодателей к выпускникам важное значение имеют именно эти качества личности, в первую очередь ответственность.

В курсе «Психология и педагогика» во время практических занятий выявляются различные личностные качества студентов и даются рекомендации по их улучшению. К сожалению, в новых образовательных программах бакалавриата технических и экономических направлений, дисциплина «Психология и педагогика» исключена. На наш взгляд, это снизит уровень подготовки специалистов.

Целесообразно в учебных организациях всесторонне оценить среду, в которой находятся обучаемые, сделать её мотивирующей, творческой, привлекательной, с преодолением препятствий и наградами победителям Только в этом случае можно рассчитывать на повышение качества подготовки специалистов.

Оценка стремления молодежи к успеху

Уже не вызывает сомнения утверждение о том, что в основе успеха любых организаций и самих работников - знания, профессиональные навыки и умения, социально - личностные характеристики и компетентности персонала. Но все это изначально приобретается в процессе обучения и воспитания.

В условиях самостоятельного определения молодежью профессиональной судьбы очень важно выяснить, что они хотят сами. К чему они стремятся? Может быть им нужна помощь?

Для выяснения этого нами проведено тестирование студентов I, II и III курсов с целью определения степени мотивации к успеху. Для студентов в качестве достижимых целей рассматриваются, прежде всего, успехи в учебе, выполненное научное исследование, одобренное преподавателями выступление на конференции, отмеченные руководством цеха (предприятия) освоенные практические умения. Эти цели являются мотивами, побуждающими студентов к совершению действий для их достижения. Студентам была предложена стандартная анкета Т. Элерса [7].

В эксперименте приняли участие 110 студентов технических и экономических направлений подготовки.

Результаты анкетирования приведены в таблице 2. Большее количество набранных баллов соответствует более сильной мотивации к успеху. По количеству набранных баллов все студенты разделились на четыре группы:

1- (28-32) баллов - высокая мотивация. Готов преодолевать любые препятствия для достижения цели и проявлять упорство.

2- (21-27) баллов - средняя мотивация, такая же, как у большинства людей. Упорство в достижении целей не проявляется.

3- (15 - 20) баллов - мотивация невысокая. Стремление к цели приходит в виде приливов и

отливов; доминирует мнение, что цель, к которой ты стремишься, недостижима.

4- (0 - 14) баллов - низкая мотивация. Жизненная идеология - независимо от твоих усилий все пойдет своим чередом.

Таблица 2

Распределение студентов ( %) по степени мотивации к успеху

Уровень мотивации высокая средняя невысокая низкая

% студентов 2 24 49 25

Результаты показывают, что почти 75% студентов (3 и 4 группы в совокупности) не имеют серьезной мотивации к успешной учебе и не видят в ней базы для дальнейших успехов в жизни. Разницы в результатах между студентами различных направлений подготовки не выявлено. В самой многочисленной 3 группе 70% студентов по своим результатам находятся во второй половине, т. е. имеют значение показателя 15-17 баллов, что ближе к результатам 4 группы (низкая мотивация).

Студенты, участвующие в эксперименте, имели результаты ЕГЭ в интервале 160 - 200 баллов по трем предметам (математика, русский язык и либо физика, либо обществознание).

Анкетируемые студенты в основной массе имели невысокие экзаменационные результаты по изученным дисциплинам, при выборочной проверке показали низкую «выживаемость» знаний по математике, механике, сопротивлению материалов.

Чем могут сами студенты восполнить пробелы в подготовке? Конечно, более упорным трудом. Вот для этого нужна высокая мотивация!

Наиболее ощутимые результаты в учебной деятельности образовательных организаций могут быть достигнуты только при мощном воздействии на молодежь внешней мотивации со стороны реальных заказчиков кадров. Это демонстрирует, например, НЛМК и ЛГТУ (г. Липецк), создав внутри университета уникальный Металлургический институт, студенты которого с первого курса фактически являются сотрудниками комбината. В Федеральном государственном университете «УПИ» (г. Екатеринбург) аналогично готовят специалистов для Горно- металлургической компании, а в МГТУ (г. Магнитогорск) - для прославленного Магнитогорского металлургического комбината.

Известный японский практик в области организации и контроля качества Сигео Синго считал, что «человек - это мера всего». Вспомним его девиз: «Недовольные люди никогда не будут способствовать прогрессу».

Для нас он должен звучать как: «Немотивированные работники не будут способствовать успеху модернизации нашей экономики».

Оценка адаптированности студентов к образовательной среде.

В последние годы в организации высшего образования поступает молодежь сразу после окончания средней школы и должна включаться в новую культурно - образовательную среду, которая

отличается, прежде всего, необходимостью проявлять самими обучаемыми большую самостоятельность и активность. Наряду со школьниками в университеты поступает молодежь после окончания техникумов (колледжей).

А как происходит в реальной жизни адаптация студентов к учебной группе и образовательной среде университета? И как это сказывается на результатах обучения?

Как отмечают некоторые исследователи, адаптация студентов к условиям обучения в университетах основывается на приспособленческих связях личности с окружающей средой. Успешность адаптации во многом определяют личностные характеристики студентов и в то же время сама адаптация является мощным стимулом для их развития.

Проблема адаптации студентов в организациях высшего образования особенно актуальна в настоящее время в связи с высоким уровнем миграции абитуриентов и попадания их в новую среду. Выпускники школ, поступившие на учебу в другом городе сталкиваются с непривычным укладом жизни. В этой же ситуации оказываются молодые люди, которые еще в школе испытывали трудности при обучении и поступили на обучение по контракту. Трудности адаптации могут обусловливаться и индивидуально-психологическими особенностями студентов. Понятно, что более ранняя адаптация студентов к образовательной среде снизит их тревожность.

Для оценки адаптированности студентов к образовательной среде использовали методику, предложенную Дубовицкой Т.Д. [8].

Респондентам было предложено ряд суждений, по отношению к которым студенты должны выразить своё согласие или несогласие. Суждения отражают социально-психологические характеристики, межличностные отношения и трудности в учебной деятельности. Максимально возможная сумма баллов - 36. Оценка степени адаптирован-ности осуществляется по количеству набранных баллов:

0 - 14 - низкая адаптированность к учебной деятельности,

16 - 26 - средняя адаптированность,

28 - 36 - высокая адаптированность.

Оценку адаптированности провели на двух выборках: студентах первого и второго курсов различных направлений подготовки.

Результаты оценки адаптированности студентов первого курса (анкетирование проведено в конце первого семестра) следующие:

0 - 14 баллов - 10 %;

16 - 26 баллов - 41 %;

28 - 36 баллов - 49 %.

Как видно, высокую адаптированность продемонстрировали лишь 49% студентов из числа опрошенных.

Студенты поступили в университет после учебы в школе (56%) и колледже (44%). Их степень адаптированности к учебе несколько различается. Высокая степень адаптированности у 45 % школьников и 53 % выпускников колледжа.

Проанализировали возможную связь степени адаптированности студентов с их входным уровнем в виде суммарного (по трем предметам) уровня ЕГЭ (только для школьников). Разброс значений уровня ЕГЭ в баллах для этой группы студентов составил 148 - 225, среднее значение - 193 балла. Среднее значение степени адаптированно-сти составило 26 баллов. Это граница между средней и высокой степенью адаптированности. Значение коэффициента линейной корреляции между уровнем ЕГЭ и баллами адаптированности оказалось равным 0,92. Коэффициент линейной корреляции значим. Следовательно, между этими характеристиками студентов существует корреляционная связь: чем выше уровень ЕГЭ, тем быстрее студент адаптируется к образовательной среде. Какие же проблемы выявлены у студентов первого курса по результатам опроса?

44 % студентов отрицательно ответили на вопрос: «успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам», 39 % положительно ответили на вопрос: «нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по отдельным предметам», 36 % студентов также положительно ответили на вопрос: «многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом».

Вот и выявлены направления деятельности для преподавательского коллектива, если хотим добиться качества образования!

Кроме этого провели опрос студентов второго курса технических направлений подготовки.

Высокий уровень адаптированности продемонстрировали только 46% студентов. Среди всех студентов этих направлений подготовки - 33% поступили в вуз после окончания колледжа. Они лучше, чем бывшие школьники адаптируются к образовательной среде, среди них уже 63% достигли высокой степени адаптированности. Средний балл адаптированности студентов - школьников - 24, а у студентов из колледжа - 27. Эта разница весьма существенна.

Какие же выводы нужно сделать на основе полученных результатов? И нужно ли обращать внимание на этот фактор? На наш взгляд, именно отсутствие адаптивной стратегии в организациях высшего образования не позволяет реализовывать принцип студентоцентрированности. Рассмотрим проблемы студентов первого курса. Они не справ-

ляются с учебными заданиями, нуждаются в помощи. А знают ли об этом преподаватели, работающие с этими студентами? Скорее всего, не знают, потому что адаптированность к обучению мало изменилась за год обучения, что подтверждают приведенные нами результаты. Чаще всего на этот фактор не обращают внимание.

Выводы и предложения.

Результаты, представленные в данной работе, показывают, что для обеспечения качества образования обучаемых необходимо проводить их комплексное обследование. Это позволит определить наиболее результативную систему обучения, выявить группы риска, предусмотреть меры воспитательного характера.

Существенного улучшения образовательной деятельности можно добиться за счет привития идеологии качества сначала преподавателям, а затем студентам [9, с. 13].. Настоящий преподаватель - лидер, наставник студентов. Его педагогическое мастерство должно способствовать созданию такой среды, в которой обучаемые получают удовольствие от самого процесса обучения. Конечно, мы осознаем, что многие студенты не обладают высокой культурой, зачастую не мотивированы на выбранную специальность, не обладают познавательной активностью. Но этим обладают преподаватели, в результате общения с которыми и они, студенты, должны измениться.

Мониторинг учебного процесса не исчерпывается представленными в этой статье методами. Но важно осознать необходимость его проведения для совершенствования образовательного процесса и достижения высокого качества образования нашей молодежи.

Литература

1. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Кочетов А.И., Крупин Ю.А. О кадровом потенциале для отечественной экономики//Журнал «Высшее образование сегодня», №8, 2016.

2. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. - Харвест, Минск, 2004 -567с.

3. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчина). Интернет-ресурс: http://psyvek.ru

4. Адлер Ю.П.. Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Журнал «Качество и жизнь», №4, 2015.

5. Соловьев В.П., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Образование для инновационной экономики. - ТНТ, 2014. - 269с.

6. Психология и педагогика. Под ред. А.А. Радугина. - Центр, 2002. - 256 с.

Интеренет -ресурс: http://psYcabi.net/testv/271

7. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Журнал «Психологическая наука и образование», № 2, 2010. [ Электронный ресурс: http://www.psv.edu.ru!

8. Соловьев В.П. Система управления, ориентированная на достижение качества образования выпускников вузов //Журнал «Высшее образование сегодня», № 2, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.