Научная статья на тему 'Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе'

Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4726
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Анастасия Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе. Определены критерии и условия, оказывающие влияние на успешность протекания адаптации студентов в ходе изучения естественнонаучных дисциплин. Выделены уровни адаптации и предложены подходы к реализации условий образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А. А. Виноградова

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются проблемы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе. Определены критерии и условия, оказывающие влияние на успешность протекания адаптации студентов в ходе изучения естественнонаучных дисциплин. Выделены уровни а даптации и предложены подходы к реализации условий образовательного процесса.

There is considered problems of adaptation of students of younger rates to training in high school. Criteria and the conditions influencing success of process of adaptation of students, during studying natural-science disciplines are certain in clause. Levels of adaptation are allocated and approaches to realization of conditions in which the natural-science discipline is studied are offered.

Проблема адаптации личности в социуме - вопрос из разряда «вечных», т. е. такой, над решением которого еще долго будет ломать голову не одно поколение философов и социологов, психологов и педагогов.

Различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе исследовали

В. Н. Грибов, О. Н. Казакова, Т. И. Каткова, Г. П. Кузина, С. А. Рунова, Ю. В. Ста-феева и др. Например, Г. П. Кузина и С. А. Рунова изучали особенности адаптации студентов, с которыми в старших классах проводились профориентационные занятия. Работы Т. И. Катковой, Ю. В. Стафеевой посвящены процессу адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических). В. Н. Грибов рассматривал адаптацию молодежи малого сибирского города на этапе обучения в филиале вуза и при переходе студентов на учебу в базовый вуз. Однако вопросы учебной адаптации студентов в условиях, когда по объективным причинам существуют очень серьезные различия в уровне подготовки и мотивации первокурсников (профилизация, возможность поступления вне конкурса, платное обучение, демографический кризис), исследованы не в полной мере. Учебная адаптация является одним из компонентов социализации студентов младших курсов. От успешности этого процесса во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Учебная адаптация - двусторонний процесс. С одной стороны, первокурсники приспосабливаются к особенностям познавательной деятельности, содержанию, методам и средствам обучения в вузе. С другой стороны, студенты влияют на образовательную среду вуза и могут помочь преподавателю

найти новые подходы, которые без снижения требований со стороны педагога подготовят их к дальнейшему обучению. Это взаимодействие носит активный характер, оно должно иметь «знак плюс», способствовать обогащению, улучшению образовательной среды вуза. Однако на практике вуз нередко просто «подстраивается» под возможности студентов.

Учитывая данные департамента образования и науки Тюменской области о распределении выпускников 11-х (12-х) классов дневных общеобразовательных школ г. Тюмени и юга Тюменской области, можно сделать заключение о том, что большинство молодых людей стремятся продолжить обучение в высших учебных заведениях (табл. 1).

Таблица 1

Данные о продолжении образования выпускниками школ г. Тюмени и юга Тюменской области

Показатель Год г. Тюмень Юг Тюменской области

Общее количество выпускников 2005 5012 13 696

2006 4827 12 545

2007 4366 12 032

Поступившие в высшие профессиональные заведения 2005 3712 74,1% 7811 57%

2006 3642 75,5% 7524 60%

2007 3378 77,4% 7317 60,8%

Поступившие в средние профессиональные заведения 2005 995 19,9% 4102 30%

2006 958 19,8% 3779 30,1%

2007 774 17,7% 3585 29,8%

Поступившие в заведения начального профессионального образования 2005 147 2,9% 1185 8,7%

2006 89 1,8% 824 6,6%

2007 105 2,4% 748 6,2%

Высокие образовательные потребности определенной категории населения подкреплены возможностью и желанием платить за обучение. В свою очередь, наряду с бюджетными местами вузы предлагают внебюджетные. Сейчас их соотношение на престижные специальности составляет 3:7, а в некоторых случаях и 1:9. Например, в Тюменской государственной сельскохозяйственной академии на специальность «Земельный кадастр» в 2005, 2006 гг. из 92 мест было 10 бюджетных, в 2007 г. - 15. Это создает определенные проблемы, поскольку на договорных началах в вуз могут быть зачислены студенты, набравшие минимальное количество баллов; между тем на эту же специальность для поступления на бюджетное место необходимо было набрать в 2006 г. - 114 баллов, в 2007 г. - 98 баллов по двум предметам.

Уровень знаний служит основным критерием качества обучения как при выпуске из школы, так и при поступлении в вуз в условиях конкурса, то-

гда как цели обучения заключаются, во-первых, в том, чтобы привести обучающихся к овладению системой знаний и способов деятельности, и во-вторых, в том, чтобы на этой основе обеспечить их полноценное личностное развитие [2, с. 23].

Для оценки знаний учащихся введен единый государственный экзамен (ЕГЭ), результаты которого признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а вузами -в качестве результатов вступительных испытаний [4, с. 282-284]. Итоги тестирования показывают, насколько учащиеся овладели стандартными приемами выполнения типовых заданий. В то же время ЕГЭ включает и нестандартные задачи (часть С), но, по данным центра тестирования, только отдельные учащиеся делают попытки их решения.

Однако даже достаточно высокие результаты ЕГЭ не говорят о готовности выпускников к получению высшего профессионального образования, так как для успешного обучения в вузе помимо глубоких знаний нужны такие качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, стремление к творчеству и др.

В целях обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования на старшей ступени школы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. введено профильное обучение [4, с. 324-325].

Однако реализация профильного обучения не решает всех проблем преемственности образования. Утверждение о том, что в пятнадцать лет учащиеся школы профессионально самоопределены, преувеличено. Да, есть школьники, которые осуществили выбор профессиональной деятельности, но большая часть испытывает сомнения. Большую роль в принятии решения играют мнение семейного совета и бюджет семьи. Нередко, поступив в класс гуманитарного или естественнонаучного направления, учащиеся игнорируют предметы «противоположного» цикла. В дальнейшем возникают трудности при поступлении и последующем обучении в вузе по непрофильным предметам. Проблема усугубляется тем, что зачастую выбор профилей ограничен.

Например, в г. Тюмени в 2007-2008 гг. в большинстве общеобразовательных учреждений есть академические классы, но профильный класс один. Пять различных профилей существует только в гимназии при Тюменском государственном университете (рис. 1).

При обоснованном выборе соответствующего профиля в школе профи-лизация может способствовать адаптации к обучению в вузе. В противном случае знаний, полученных по непрофильным предметам, которые могут оказаться определяющими для выбранной специальности, будет недостаточно для успешного продолжения учебы.

Если определяющие дисциплины относятся к категории естественнонаучных (математика, физика, информатика и др.), проблема адаптации усугубляется. В этом случае низкому уровню подготовки, как правило, сопутствует и недостаточное развитие логического мышления, способности анализировать, структурировать поступающую информацию, т. е. качеств, развивающихся в процессе глубокого изучения естественнонаучных дисциплин.

35"

30

25 рЦ

20

15

10

5 Л

Рис. 1. Количество профильных классов в средних школах г. Тюмени

Поэтому возникает необходимость построить вузовский образовательный процесс так, чтобы он был направлен на адаптацию обучающихся к вузовской системе, развитие их задатков и потенциальных способностей, позволял независимо от полученной ранее профильной подготовки не только освоить программу на уровне государственных образовательных стандартов, но и обрести способность к самостоятельному творчеству, самообразованию, самосовершенствованию, стать увереннее в собственных силах.

Анализ содержания ГОС ВПО показывает, что практически для любой специальности из входящих в федеральный компонент дисциплин можно выделить базовую дисциплину, которая изучается в течение всего 1-го курса (недельный объем лекционных и практических занятий - не менее 4 ч). Программа основного предмета предусматривает написание рефератов и выполнение расчетно-графических работ, создает содержательную и мотивационную основу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, имеет развивающий потенциал.

Например, базовой дисциплиной специальностей «Геоэкология» и «Биоэкология» может быть «Химия» или «Биология»; специальностей «Прикладная информатика в экономике» и «Компьютерная безопасность» - «Математика» или «Информатика».

Мы считаем, что можно обеспечить успешную адаптацию студента к обучению в вузе, используя педагогический потенциал базовой дисциплины. Образовательный процесс должен быть ориентирован на развитие личности и индивидуальности студента, реализацию его возможностей и способностей. Это ускорит процесс адаптации студентов к вузовским формам и методам обучения, повысит уровень обучения не только по данной дисциплине, но

и по другим дисциплинам, а также сформирует культуру умственного труда и самостоятельной работы студентов, разовьет способности и умения, необходимые для творческой деятельности.

Критерии адаптации к обучению в вузе были предложены рядом авторов [1, с. 48-49; 5, с. 98].

B. Н. Грибов выделил следующие критерии адаптированности молодежи малого сибирского города к вузовскому обучению: удовлетворенность условиями обучения, активность в учебе и участие в жизнедеятельности вуза, результативность обучения в вузе.

C. А. Рунова считает данный перечень критериев неполным. Первоначальным критерием она называет «наличие профессиональной направленности и профессионально значимых качеств, обоснованной мотивации выбора профессии, хорошей подготовки по базовым дисциплинам, что, несомненно, формируется в период обучения в старших классах, особенно в «промежуточный период» - обучение в профильных классах».

Мы задали студентам-второкурсникам, считавшим себя адаптированными к вузовской системе, вопрос о том, что помешало им достигнуть лучших результатов в учебе, и получили следующие ответы.

1. Недостаточность силы воли, требуемой для планомерной учебной деятельности (32%).

2. Слабые знания (многое забыто), полученные в средней школе (26%).

3. Большая разница в организации учебного процесса в вузе и школе. Отсутствие умений и навыков слушать, конспектировать и прорабатывать лекционный материал (26%).

4. Неумение планировать внеаудиторные занятия (6%).

5. Отсутствие систематического контроля за выполнением домашних заданий (10%).

6. Увлеченность общественной работой, спортом и другими занятиями (9%).

7. Отсутствие интереса и желания учиться в данном вузе (9%).

8. Отсутствие учебников, условий для внеаудиторных занятий (2%).

Обобщая результаты исследований, мы предлагаем следующую систему

критериев адаптации студентов к обучению в вузе:

• Когнитивный критерий.

Показатели: текущая и сессионная успеваемость; умение самостоятельно работать с литературой; готовность к исследовательской деятельности; сформированность, глубина, систематичность и действенность знаний; уровень овладения познавательной активностью (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уровень сложности решаемых практических задач.

• Мотивационно-волевой критерий.

Показатели: осознание необходимости и перспективности освоения

учебной дисциплины; способность к саморазвитию, стремление узнать, освоить больше, чем предлагают учебные программы; активность на занятиях;

понимание роли и значения изучаемых дисциплин для будущей профессии; настойчивость в преодолении затруднений; самостоятельность в выполнении заданий; умение планировать время учебы и досуга; степень самореализации; адекватность самооценки.

• Социально-коммуникативный критерий.

Показатели: личностный - отсутствие тревожности, умение избегать и улаживать конфликты; уверенность в себе и незакомплексованность в общении; проявление инициативы; участие в жизни группы, факультета, вуза.

Хотим отметить, что «адаптированный студент» и «успешный студент» не одно и то же. Неадаптированный студент не может быть успешным, хотя способен создавать такую видимость. А вот адаптированный студент может быть как успешным, так и неуспешным.

Учитывая критерии и показатели адаптированности (когнитивный (К), мотивационно-волевой (М), социально-коммуникативный (С)) и степень их выраженности (обозначена с помощью нижнего индекса) по трехбалльной шкале: низкий - «-», средний - «0», высокий - «+», мы выделяем три возможных уровня адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе: неадаптированные; среднеадаптированные; адаптированные (рис. 2).

М+С+К+ М+С+К0 М+С+К-

М+С0К+ М+С0К0 М+С0К-

М0С+К+ М0С+К0 М0С+К-

М+С-К+ М+С-К0 М+С-К-

М-С+К+ М-С+К0 М-С+К-

М0С0К+ М0С0К0 М0С0К-

М0С-К+ М0С-К0 М0С-К-

М-С0К+ М-С0К0 М-С0К-

М-С-К+ М-С-Ко М-С-К^

Рис. 2. Возможные сочетания степени выраженности критериев адаптации: курсив - адаптированные; прямой светлый - средне адаптированные; полужирный -

неадаптированные

В процессе изучения базовой дисциплины мы предлагаем опираться на личностно-ориентированный подход, а также уделять внимание мотивации изучения естественнонаучных предметов, формировать общеучебные умения и навыки. Первокурсникам важно обеспечить взаимодействие с преподавателями, а также друг с другом. Для активизации учебного процесса мы предлагаем использовать принципы развивающего обучения в форме, наиболее приемлемой для каждой из выделенных групп студентов. Ниже мы расскажем о реализации предложенного подхода на примере организации самостоятельных занятий студентов.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Тюменской государственной сельскохозяйственной академии. В эксперименте участвовали студенты 1-го курса ТГСХА (специальность «Земельный кадастр» - 90 чел., группы 114, 115, 116, 117), преподаватели математики, информатики, физики, русского языка, истории и кураторы названных групп.

Анализ содержания государственного образовательного стандарта для специальности «Земельный кадастр» показал, что именно «Математика» является той базовой дисциплиной, в процессе изучения которой можно адаптировать студентов к условиям вузовского обучения. Во-первых, данная дисциплина преподается на 1-м курсе в течение двух семестров, имеет четырехчасовой недельный объем лекционных и практических занятий и предусматривает выполнение двух расчетно-графических работ за год. Во-вторых, ее успешное освоение создает содержательную и мотивационную основу для изучения общих математических и естественнонаучных (теория вероятности, математическая статистика, физика, информатика и др.); общепрофессиональных (начертательная геометрия, механика, электротехника и электроника, экономико-математические методы и моделирование; геодезия; метрология и др.) и специальных (топографическое черчение; геоинформационные системы кадастра и др.) дисциплин. В-третьих, она обладает большим развивающим потенциалом, например для формирования самостоятельности, настойчивости, инициативы и т. д. [3, с. 198; 6].

Математика, по мнению как школьников, так и студентов, является одной из самых сложных для овладения дисциплин. Мы считаем, что если обеспечить постепенный переход от школьного обучения к вузовскому, создать условия для успешного освоения высшей математики, то студенты не только обретут уверенность в собственных силах, мотивацию к обучению и получат необходимые знания, но и научатся структурировать поступающую информацию, приучатся к четкости формулировок, доказательности рассуждений, гибкости мышления, способности анализировать.

Мы разработали подходы к реализации условий изучения базовой дисциплины для каждого из выделенных уровней адаптации.

В начале семестра на основе анкетирования, результатов тестов, контрольных работ, наших наблюдений, бесед с преподавателями других дисциплин, кураторами групп мы выделили среди студентов три группы в соответствии с уровнями адаптации. Необходимо заметить, что это обобщенная характеристика, поскольку внутри каждой группы выделяются подтипы, обсудить которые подробно не позволяет ограниченный объем статьи (табл. 2).

На первом уровне находятся студенты с низким уровнем адаптации хотя бы по одному из выделенных критериев; высокого уровня они не достигают ни по одному из критериев (26 чел., 29%).

Таблица 2

Характеристика групп студентов в соответствии с уровнем адаптированности

Уровень адаптации Степень выраженности критериев адаптации Характеристика личностных качеств и поведения

Первый (неадаптиро- ванные) 1 1 1 О . 1. о о « « « « « « « 1 1 О 1 О о і О О о о о о о 1 О 1 1 О 1 о 2 2 2 2 2 2 2 Студенты, относящиеся к этой группе, как правило, начинают пропускать занятия с уже первых дней, причем по всем предметам. Низкому уровню начальной подготовки сопутствует недисциплинированность, несамостоятельность

Второй (средне адаптиро- ванные) Активисты. М+С+К- МоС+К- М-С+К- М-С+К+ М-С+Ко МоСоКо Низкий уровень предметных способностей, пассивность в учебе компенсируется развитием коммуникабельности, общительности. Их можно увидеть на сцене в дебюте первокурсника, в составе сборной факультета, на спортивных соревнованиях и др. Этим студентам важно быть на виду

Замкнутые. М+С-К+ МоС-К+ М-С-К+ М+С-Ко МоСоКо М-СоК+ Высокий уровень школьных знаний, но они с трудом приспосабливаются к новому окружению, им очень трудно найти друга-единомышленника. Не любят высказывать публично свои мысли. На занятиях их не слышно и не видно

Прилежные. М+СоК- М+С-К- М+С+К- МоСоКо Студенты, которые не могут структурировать информацию, выделять главное, затрудняются в выборе тех ключевых моментов, которые надо отразить в конспекте, и пытаются записать все, не умеют распределять время на учебу и досуг и поэтому делают все, но положительного результата нет. Эти студенты могут страдать от переутомления, неверия в себя

Третий (адаптиро- ванные) М+С+К+ МоС+К+ М+СоК+ М+С+Ко МоСоК+ М+СоКо МоС+Ко Этим студентам нравится учиться. Для них характерно активное восприятие лекционного материала, стремление выполнять задания повышенной трудности, они получают удовольствия от самой познавательной деятельности

Для того чтобы помочь им адаптироваться, необходимо воспитывать в них ответственность при постоянном контроле. Поэтому мы считаем важным не только отмечать посещение студентами занятий, но и проверять конспекты лекций, записи на семинарах, еженедельные письменные отчеты о самостоятельной работе. Конечно, не все возлагается на преподавателя высшей математики; в опытно-экспериментальной работе приняли также участие ку-

раторы, которые проводили со студентами беседы и мероприятия по сплочению группы для того, чтобы повысить уровень социальной адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между адаптированными студентами и преподавателями, как правило, возникают партнерские отношения. Но для того, чтобы эти студенты активно взаимодействовали с одногруппниками, им предлагалось выступить в роли своеобразных тьюторов, наставников для тех, у кого возникли проблемы при изучении определенной темы.

На втором уровне - среднеадаптированные - находятся все остальные студенты (59 чел., 66%). Это самая многочисленная и неоднородная группа. Условно ее представителей можно отнести к следующим типам, с каждым из которых проводилась соответствующая работа по повышению уровня адаптации:

• Активисты. Преподаватель формирует малые группы для выполнения разнообразных коллективных заданий, а в качестве ответственного назначает «активиста», который должен не только логично, аргументированно, грамотно защитить проект, но и разобраться в теме для того, чтобы ответить на вопросы преподавателя и других студентов.

• Замкнутые. Педагогу важно понимать проблемы таких студентов и помогать их решать в рамках изучения базовой дисциплины. Например, мы объявляли таких студентов «знатоками интегралов» (производной, рядов), и всех, у кого возникали трудности с темой, хорошо освоенной «знатоками», направляли к ним за консультацией.

• Прилежные. В отличие от «активистов», они хотят знать мнение преподавателя об их результатах в учебе, поэтому важно отмечать каждое продвижение таких студентов, показывать, что вы уверены в их способностях, советовать им, что, когда и в каком объеме можно выполнить.

На третьем уровне находятся студенты, которых отличает высокий уровень адаптации хотя бы по одному из выделенных критериев и у которых нет низких показателей ни по одному из критериев (5 чел., 5%). Важно воспитать у студентов стремление к творческой исследовательской деятельности, самообразованию, ориентации на новые знания, повышению эрудиции, потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте, с первых курсов привлекать к участию в конференциях. Студентам важно систематически показывать, что занятия по математическим дисциплинам помогут не только расширить общий кругозор, научиться мыслить нестандартно, но и глубже понимать выбранную специальность.

Нами были разработаны различные формы организации образовательного процесса, ориентированного на адаптацию студентов младших курсов к обучению в вузе. Наиболее сложными из них, с нашей точки зрения, являются проведение лекционных занятий и организация самостоятельной работы студентов. Лекция остается одной из ведущих форм обучения в системы высшего образования, и сложность заключается в том, что трудно индивидуализировать содержание и способы подачи лекционного материала с учетом возможностей по-разному адаптированных студентов. При этом большинство

учащихся младших курсов не могут эффективно организовать свою учебнопознавательную деятельность, рационально спланировать и осуществить самостоятельные занятия. Именно поэтому значительная часть первокурсников учится ниже своих возможностей [2, с. 155].

Мы попытались индивидуализировать самостоятельную работу студентов. В зависимости от уровня адаптации они получают задания преподавателя при подготовке к каждой новой лекции, а также для ее проработки, и фиксируют их в специальной тетради.

В начале первого семестра студенты знакомятся с рабочей программой по дисциплине, с темами, которые будут изучать в течение года, и их структурными схемами. За неделю до лекции адаптированным студентам предлагается продумать план новой лекции, выписать новые понятия, теоремы, проанализировать изложение темы авторами разных учебников и подготовить рекомендации для других студентов - по какому из учебников лучше заниматься. Среднеадаптированным и неадаптированным студентам выдается перечень понятий, теорем, формул (изучаемых в средней школе, на предыдущих занятиях в вузе), которые они должны повторить, выучить и выписать для лучшего понимания, осмысления следующей лекции. «Прилежным» предлагается составить конспект по теме с фиксированным количеством страниц, чтобы они учились выделять главное и выписали только самое основное. Выполнение заданий неадаптированными первокурсниками еженедельно и особенно строго контролируется преподавателем.

Для проработки лекции адаптированные должны придумать свое доказательство теоремы, задачи на доказательство или построить полное доказательство по схеме, данной на лекции; отметить те моменты, которые они изложили бы по другому. Среднеадаптированные студенты составляют задачи практического содержания, записывают теоремы с помощью языка предикатов (т. е. строго формализованного), придумывают вопросы или тесты к пройденной теме. Проверка выполнения этих заданий поручается адаптированным, причем они должны отметить как достоинства, так и недостатки и сообщить о них в корректной форме. Неадаптированным предлагаются задания, формулировка которых включает следующие конструкции: «Закончи», «Дополни», «Найди ошибку»; эти задания носят воспроизводящий характер. Кроме того, студенты выписывают основные понятия и формулы, данные на лекции, готовят доклады и рефераты о жизни выдающихся математиков, работы которых связаны с изучаемыми темами.

Мы остановились только на самостоятельной работе, ориентированной на подготовку к лекции и проработку лекционного материала, что позволяет восполнить недостающие знания по математике и облегчает понимание общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это также обеспечивает развитие абстрактного, логического, системного мышления, приучает к систематическому умственному труду, воспитывает настойчивость, упорство в преодолении трудностей, усидчивость при выполнении действий, которые часто имеют однообразный характер, умение понять, принять или доброжелательно доказать

свою точку зрения собеседнику. Все эти умения способствуют адаптации первокурсников к обучению в вузе.

В процессе работы мы отслеживали динамику распределения студентов по группам в соответствии с уровнем адаптации (рис. 3).

70'

60'

50'

40'

30'

20'

10'

0

Рис. 3. Динамика изменения степени адаптированности студентов первого курса:

I | - начало 1-го семестра; |^| - начало 2-го семестра; - окончание 2-го семестра

За период обучения (первый, второй семестры) количество неадаптированных студентов сократилось в два раза. В течение года не было случаев, чтобы студенты с первого перешли на третий уровень адаптации. Группа адаптированных студентов также требует особого внимания, так как после первой сессии такие студенты могут перейти в группу среднеадаптированных, а потом и неадаптированных. Особенно это касается тех студентов, которым в школе все давалась легко и которые не привыкли к каждодневному систематическому труду, т. е. имеют средние показатели мотивационно-волевого критерия. Исследование показало, что легче всего адаптировались «замкнутые», Это можно объяснить тем, что сами студенты чувствуют сложности в общении и активно, с помощью преподавателя, стараются решить их.

Преподаватели других дисциплин (физики, начертательной геометрии, информатики, истории, русского языка и др.) отметили повышение качества ведения конспектов лекций, активности на семинарских, практических занятиях, более частые проявления ответственности, любознательности, доброжелательности. Поэтому можно говорить о том, что учебная адаптация, формируемая в процессе изучения математики, обнаруживается при освоении как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Большинство студентов сталкиваются с множеством трудностей, обучаясь на младших курсах, и самой сложной областью адаптации является учебная деятельность. Предложенный подход позволяет развить у большинства из них не только когнитивные навыки, творческие способности, но также коммуникативные качества и умение работать в группе, сочетаемые с инициативностью и самостоятельностью.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Литература

1. Грибов В. Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 1999.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., испр. - М., 2007.

3. Лебедева И. П. Основы дидактической теории взаимодействия ученика и объекта изучения: Дис. ... д-ра пед. наук. - Пермь, 2001.

4. Настольная книга учителя математики: Справ.-метод. пособие / Сост. Л. О. Рослова. - М.: Астрель, 2004.

5. Рунова С. А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2000.

6. Хинчин А. Я. Педагогические статьи. - М., 1963.

Н. В. Никулина

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматривается педагогический контроль, устанавливающий соответствие уровня технологической готовности специалиста требованиям ГОС ВПО. Проведенный анализ педагогических исследований позволяет сформировать авторскую позицию, основывающуюся на необходимости к интеграции понятий «педагогический контроль» и «технологическая подготовка студентов». Представлено содержание, и результаты опытно-экспериме-тальной проверки системы контроля качества технологической подготовки студентов педагогических специальностей.

In this article the matter of pedagogic control is viewed which maintains the correspondence of the level of technological proficiency to the demands of the State Educational Standard. The conducted analysis of pedagogic researches allows to form the authors point of view, which is based on the necessity to the integration of the notions «pedagogic control» and «technological training of students». The following is presented here: the context and the results of the experimental check of the system of control of the quality of the technologic training of university students pedagogic specialities.

Развитие системы образования оказывает значительное влияние на изменение требований к уровню технологической подготовки будущих учителей. Характер деятельности учителя технологии и предпринимательства требует наличия у него устойчивых технологических знаний и профессионально-практических умений. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование, разработка и опытно-эксперименальная проверка системы контроля качества технологической подготовки студентов педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.