Научная статья на тему 'Воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования'

Воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования»

О. И. Обухова

Воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования

В современном периоде одной из важнейших проблем общества является подготовка кадров. Особенно актуальной она становится в наши дни в связи с изменением общей ситуации в стране.

Меняющемуся обществу требуются квалифицированные специалисты, способные оперативно реагировать на происходящие изменения, модифицировать свою собственную профессиональную деятельность в направлении соответствия современному социальному заказу, преодолевая профессиональные затруднения за счет активизации внутренних ресурсов.

Перед учреждениями системы высшего и среднего профессионального педагогического образования стоит задача подготовки будущих учителей к работе в условиях изменяющейся образовательной парадигмы и реализации идеи личностно-развивающего образования (В.В. Арнаутов, М.В. Кларин, В.В. Краевский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) в интеграции с идеями социально-ориентированного образования (С.А. Гильманов, В.В. Загвязинский, В.П. Игнатова). Современная парадигма образования ориентируется на целостное развитие человека как активного субъекта деятельности, поведения и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстроменяющемся мире.

Современные требования к организации, структуре и содержанию образования отвергают господство субъект-объектной модели обучения и требуют от преподавателей организации воспитательной деятельности, построенной на субъект-субъектном характере взаимоотношений участников образовательного процесса.

Однако, по данным Е.В. Ткаченко, система образования оказалась не подготовленной к таким радикальным изменениям. Особое отставание при этом проявляется в сфере воспитательной деятельности.

Состояние нынешней системы воспитания можно оценить как крайне сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей и поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также и с тем, что само общество переживает всесторонний кризис.

Уменьшение государственной поддержки образования в период резкого изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации обусловили ослабление и частичное разрушение

104

результативности воспитательной системы. Последствием этого негативного процесса стал почти полный распад сложившейся в предшествующие годы традиционной системы воспитания. Формирование новых систем протекало стихийно, недостаточно научно обосновано и зачастую не отвечало новым потребностям общества и личности.

Однако стратегические цели государственной политики в области образования вновь выдвигают на одно из ведущих мест проблемы воспитания студентов - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демографических групп современной молодежи. Именно эта часть молодежи оказывает существенное, а вскоре будет оказывать решающее влияние на общественные процессы, демократическое и экономическое обновление России, её духовную атмосферу, социально-психологический климат и станет источником того нового, что должно характеризовать Россию XXI века.

Инновационные процессы обновляющегося российского образования в числе приоритетных ставят вопросы воспитания, побуждают обращение к педагогическому наследию и разработке концепций, созвучных тенденциям развития современного социума.

Активно разрабатываемыми направлениями педагогической науки являются: изучение развития воспитательных систем

(В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, О.Г. Прикот, Н.Е. Щуркова и др.), развитие личности в воспитательных системах (М.В. Кларин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова,

В.В. Сериков, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.), обоснование воспитательных стратегий (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, Г.Н. Прозументова,

В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, A.M. Сидоркин, Н.Е. Щуркова и др.).

Мировой социально-исторический опыт позволяет определить главную цель воспитания как формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной разделять и преумножать его ценности.

В процессе развития общества изменяется и содержание воспитания, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает человека, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование. Это дает основание определить феномен воспитания как преобразующую деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентации, знаний и способов деятельности личности, способствующую ее качественному приросту и совершенствованию.

105

Воспитание - многофакторный процесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует отнести социально-исторические особенности, культурные традиции страны, принятую в ней систему образования, к субъективным - личностные качества педагогов, уровень их педагогического мастерства, психологические особенности и ценностные ориентации участников воспитательного процесса.

Будучи двусторонним процессом (воспитатель - субъект воспитания), воспитание предполагает смещение акцентов инициативы от воспитателя через партнерство к самовоспитанию, когда становится плодотворной автономная инициатива субъекта или субъектов воспитания через акт самовоспитания.

Воспитание в высшей школе - специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и профессиональных качеств, предусмотренных получаемым образованием.

Профессиональное воспитание будущего учителя есть особый вид воспитания, происходящий через взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (преподаватель - студент) и культурно-образовательной среды, в результате которого будущий специалист осознает целостный образ профессии, овладевает духовно-нравственными ценностями.

Современное профессиональное педагогическое образование будущего учителя предполагает расширение поля его подготовки за счет усиления воспитательного компонента.

В процессе обучения будущего учителя могут быть реализованы практически все направления воспитательного воздействия, особенно в университетском профессиональном образовании. Блоки дисциплин, достаточно полно представленных в учебных планах специальности, дают возможность получения:

• нравственного, эстетического, физического, правового, гражданского, экономического воспитания (гуманитарный блок);

• умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин);

• трудового - во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе, как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.

При проектировании воспитательной системы необходимо четко представлять модель выпускника. В последнее время широко обсуждается переход от квалификационной модели к компетентностной, то есть ориентированной на сферу профессиональной деятельности. В компетентностной модели специалиста цели образования

106

связывают как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса (И.А. Зимняя и др.). Одно из основных требований рынка труда к современному специалисту - это, прежде всего, соответствующий уровень его компетентности: способность эффективно осуществлять профессиональные действия, гибкость и мобильность в выполнении функциональных обязанностей, самостоятельность и др.

В подготовке специалистов педагогического профиля выделяют три группы компетентностей:

• ключевые (общие для современных специалистов разных профилей);

• общепрофессиональные (базовые для всех специалистов педагогического профиля);

• специальные (обусловленные предметной областью).

Исходя из этого, рынок труда предъявляет выпускникам педагогических образовательных учреждений требования владения не только профессиональными компетентностями, ключевыми компетентностями, которые формируются в процессе воспитания:

• коммуникативные навыки и способности;

• умение самостоятельно решать проблемы;

• умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;

• умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде (сотрудничество);

• способность организовать свою деятельность, дать объективную оценку, самооценку, иметь склонность к самопознанию и саморазвитию;

• владение информационными технологиями.

Мы провели опрос среди директоров школ города Выборга и Выборгского района, преподавателей, а также ста студентов старших курсов Выборгского (филиала) ЛГУ им. А.С. Пушкина, в ходе которого было предложено определить ведущие компетентности, необходимые молодому специалисту.

Все респонденты на первые места выдвигают способность учиться, тщательную подготовку по основам знаний и способность применять знания на практике. Интересны данные анализа ранжирования студентов. Приоритетными наши студенты считают следующие компетентности:

• способность применять свои знания на практике;

• тщательная профессиональная подготовка;

• базовые знания в различных областях.

107

И эти мнения совпадают с мнением работодателей нашего региона. Это, на наш взгляд, является важным, так как воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования возможно только в системе, взаимодействии всего комплекса: школа (работодатели) - среднее специальное учебное заведение -высшее учебное заведение. Школа, рекомендовавшая ученика в наше учебное учреждение, в будущем получит компетентного коллегу, с пониманием необходимости постоянно осваивать новые знания, чтобы соответствовать новому уровню информационного и технологического развития в своей области профессиональной деятельности.

В. А. Чикун

Актуальность непрерывного образования в области физической культуры для человека XXI века

Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир.

Ф. Ларошфуко

Общепризнано, что базовое образование принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека знаниями, умениями, навыками, личностными качествами и ценностными ориентациями, необходимыми ему для эффективного выполнения различных социальных ролей и личностного развития, поэтому система образования во всех развитых странах мира функционирует и развивается на основе концепции непрерывного образования. Определяющие позиции в реализации данной концепции принадлежат образованию взрослых, которое на V Международной конференции по образованию взрослых (1997 г., Гамбург) было названо ключом к XXI веку. К аналогичному выводу пришла Европейская комиссия в своем коммюнике по вопросам образования взрослых в 2006 г., в котором было признано, что образование взрослых играет ключевую роль в развитии гражданственности (социальный капитал) и компетентности (человеческий капитал).

Исследователи отмечают, что истоки современных воззрений на непрерывное образование можно найти уже у Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки, Конфуция и других (г. Коптаж). Следующий важный шаг в развитии идеи непрерывного образования связывают с развитием книгопечатания, промышленной революцией, ростом требований общества к уровню квалификации его членов. Великий педагог Я.А. Каменский утверждал, что в жизни нет другой цели

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.