Научная статья на тему 'Личностно-ориентированные образовательные технологии и их внедрение в систему повышения квалификации учителей'

Личностно-ориентированные образовательные технологии и их внедрение в систему повышения квалификации учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1648
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INTRODUCTION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ASPECTS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / STRUCTURAL COMPONENTS / LEVELS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжикова Александра Михайловна, Старикова Людмила Дмитриевна

В статье рассматриваются личностно ориентированные образовательные технологии и их внедрение в систему повышения квалификации учителей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжикова Александра Михайловна, Старикова Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the educational technologies focused on the person and their introduction in system of improvement of professional skill of teachers are considered.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированные образовательные технологии и их внедрение в систему повышения квалификации учителей»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В СИСТЕМУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

РЫЖИКОВА А.М., СТАРИКОВА Л.Д.

В статье рассматриваются личностно ориентированные образовательные технологии и их внедрение в систему повышения квалификации учителей.

In article the educational technologies focused on the person and their introduction in system of improvement of professional skill of teachers are considered.

Сложные динамические процессы, происходящие в обществе, оказывают ощутимое воздействие на образование. Эффективность реализации национальной образовательной инициативы в аспекте достижения нового качества общего и профессионального образования напрямую связана с повышением квалификации учителей общеобразовательных школ и педагогов системы начального, среднего и высшего профессионального образования. В российском образовании намечаются ростки инновационной образовательной системы, в центре которой находится ребенок, учащийся образовательной школы, учреждения начального и среднего профессионального образования. Роль учителя, преподавателя в таком динамическом процессе является ведущей.

Вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения стали одними из важнейших, обсуждающихся на государственных советах и заседаниях государственной думы. Сегодняшним школьникам предстоит жить по-новому, осваивать высокотехнологичные процессы, изменять жизнь в соответствие с требованиями мирового сообщества.

Одним из главных звеньев в сложном процессе обучения и воспитания является учитель. К его личности, уровню его социальной и профессиональной компетентности предъявляются особые требования, обусловленные поставленными обществом и государством задачами в области образования. «Новое качество образования невозможно обеспечить без нового уровня квалификации учителей», - заявил на заседании коллегии Минобразования и науки России «Об итогах деятельности Министерство образования и науки в 2009 году и задачах на 2010 год» министр образования РФ.

Представляется, что для эффективной подготовки учителя для новой школы на вооружение целесообразно брать и новые, и ранее известные педагогические технологии, «вдохнув» в них новое содержание. В частности, к таким технологиям следует отнести личностно ориентированные.

В современной научной и научно-педагогической литературе широко обсуждается понятие «технология» (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, М.И. Махмутов, В.М. Монахов, Г.К. Се-левко, Д.В. Чернилевский и др.). Наиболее распространенным является понимание сущности технологии (technology) как науки об основных принципах и способах обработки сырья, полуфабрикатов, изделий. Поставив слово «наука» на первое место, полностью определяется иерархия и связь между наукой и технологией.

Другой оттенок принимает понятие «технология», если рассмотреть его с позиции генетического подхода к его структуре и содержанию. Слово «технология» образовано от греч. techne -искусство, мастерство, умение; logos - слово, понятие, учение. При таком подходе технология выступает как некоторая совокупность знаний о производственных процессах. Поэтому выявление сущности понятия «технология» следует рассматривать через структуру и содержание производства.

Профессиональное образование. Столица | № 5 2010 1

Структура современного производства включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: техника, технология, организация, экономика, экология, труд человека. Каждый из перечисленных компонентов имеет собственную структурную и содержательную наполненность. Технология рассматривается как материальное, объективное средство человеческой деятельности, направленное на преобразование окружающей действительности.

В этой связи понятие «технология» тесно взаимосвязано с понятием «техника».

Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийно-терминологического аппарата педагогической науки и образования. Буквальное значение (учение о мастерстве) не противоречит сегодняшним задачам педагогики и образования: описанию, объяснению, прогнозированию, конструированию и проектированию педагогических процессов. В педагогике под технологией в общем смысле понимают системный метод создания, совершенствования и применения целостного процесса преподавания и обучения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, одной из основных задач которого является обеспечение эффективности и результативности образования.

Впервые вопрос о технологическом и техническом образовании был поставлен К. Марксом в труде «Капитал».

Известный советский педагог А.С. Макаренко рассматривал педагогический процесс как особым образом организованное «педагогическое производство», ставил проблемы разработки «педагогической техники» (5).

В педагогической литературе встречается много терминов, которые характеризуют те или иные технологии (обучения, воспитания, преподавания, учения), например, образовательная, традиционная, педагогическая технология, информационные технологии и т.д.). Первоначально многие педагоги, особенно практики, не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «технология обучения», «обучающая технология».

Зародившись около четырех десятилетий назад в США термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология» или «технология обучения» первоначально соотносилось с идеей технизации (технологизации) учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до середины 1970-х гг.

В 70-е гг. ХХ в. в педагогике сформировалась идея об управляемости учебного процесса, которая привела к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебно-воспитательным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

В этот период во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология - это исследования с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (4).

Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной литературе встречается как первоначальное понимание сущности педагогической технологии (педагогическая технология как максимальное использование в обучении возможностей технических средств обучения), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей управления процессом обучения.

Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряженной с идеей управления процессом обучения, японский ученый Т. Сакамото писал, что педагогическая технология представляет

собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения».

Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, предполагающий модернизацию организационных форм получения образования.

Представляет интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям в США: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления их решением, охватывающих все аспекты усвоения знаний».

Таким образом, педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих достижения успеха педагогических действий (Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли).

В отечественной педагогической литературе в понимании и употреблении понятия «педагогическая технология» существуют разночтения. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в трудах В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Б.Т. Лихачева,

М.И. Махмутова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой, И.С. Якиманская и др.

Так, В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели (1).

По мнению М.В. Кларина, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (3).

Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (4).

Рассмотрение технологии как более или менее жестко запрограммированного (алгоритмизированного) процесса взаимодействия преподавателя и обучающихся, гарантирующего достижение поставленной цели, раскрывается в трудах М.И. Махмутова (6).

В.М. Монахов под педагогической технологией понимает продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (7).

По мнению Д.В. Чернилевского, технология представляет собой комплексную интегративную систему, включающую структурно-упорядоченное множество операций и действий и обеспечивающую педагогическое целеопределение, содержательные, информационнопредметные и дидактические процессы, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств, заданных целями обучения (9).

В нашем понимании педагогическая технология является обобщением, вбирающим в себя смыслы всех рассмотренных выше определений.

Основные аспекты педагогической технологии были предложены и обоснованы Г.К. Селевко:

- научно-теоретический: обоснование, планирование, проектирование и разработка педагогического процесса;

- процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, использование всех личностных, инструментальных и методических педагогических средств для достижения желаемого результата (8).

Нам представляется, что следует добавить еще один аспект - рефлексивно-результативный. Его наличие можно объяснить с позиции понимания технологии, которая предполагает обязательное достижение результата. Содержание этого аспекта включает контроль, диагностику, самоконтроль и последующую рефлексию полученного результата.

Понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания в отличие от зарубежной, где оно ограничено только сферой обучения. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

- концептуальная основа (идея, концепция и ее автор, его личностная позиция, теоретикометодологические подходы, принципы технологии);

- содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные); содержание учебного материала - государственные стандарты, учебные планы, программы;

- процессуальная часть - организация педагогического процесса; методы и формы организации познавательной деятельности обучающихся; деятельность педагога по управлению процессом усвоения учебного материала, формирования компетенций;

- контроль и самоконтроль, диагностический инструментарий осуществления педагогического процесса, оценка результативности используемой технологии.

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее оптимальные и рациональные пути получения образования, в качестве системы методов, принципов, способов, приемов и регулятивов, применяемых в образовательном процессе, и в качестве реального процесса обучения.

В ходе исследования было установлено, что понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на четырех иерархически соподчиненных уровнях.

Первый уровень - общепедагогический (общедидактический, общевоспитательный), на котором технология характеризует целостный образовательный процесс, представленный в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения и воспитания. При таком рассмотрении педагогическая технология становится сходной с понятием «педагогическая система».

Второй уровень - частнопедагогический (методический), представляющий совокупность методов, средств, способов и приемов для реализации обучения и воспитания в условиях конкретного образовательного учреждения.

Третий уровень - частнометодический (предметный), который включает совокупность методов, средств, способов и приемов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

Четвертый уровень - локальный (модульный), который представляет собой технологию отдельных частей образовательного процесса, решение частных дидактических и воспитатель-

ных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных качеств личности, технология урока усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней является методикой. Следует отметить, что в технологии более представлена процессуальная, количественная и качественная составляющие, в методике - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью полученных результатов. Так, методика является более подвижной в иерархии выполнении действий и операций, чего не допускает технология.

В современной педагогической науке известно множество технологий, одной из подмножеств которых являются личностно ориентированные технологии, центральным звеном которых является личность ребенка, учащегося, субъекта, его самобытность, самоценность, опыт, а только потом выбранная технология согласуется с содержанием образования. На этом строится индивидуальная траектория обучения и воспитания конкретного учащегося.

Обратимся к разнообразию личностно ориентированных технологий, применяемых в образовательном процессе, основой которых выступает личностно ориентированный подход:

- личностно ориентированное обучение (И.С. Якиманская);

- технология саморазвития человека (К.Я. Вазина);

- технология саморазвивающегося обучения (Г.К. Селевко);

- гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);

- технология коммуникативного обучения (Е.И. Пассова);

- технология обучения на основе конспектов, опорных сигналов (В.Ф. Шаталов);

- технология развивающего обучения (Л.С. Выготский);

- технологии дифференцированного обучения или уровневой дифференциации (В.В. Фирсов,

Н.П. Гузик);

- технологии индивидуализированного обучения (А.С. Границкая, В.Д. Шадриков);

- технологии коллективного и группового обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко);

- технология диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Тарасова);

- технология укрупнения дидактических единиц (П. М. Эрдниев);

- технология свободного труда (С. Френе) и др.

В процессе повышения квалификации учителю предстоит не только усвоить известные технологии, но и попытаться создать, изобрести новое, неизвестное для реализации личностно ориентированной технологии на учебном предмете, который он преподает.

Нам представляется, что в процессе повышения квалификации учителей целесообразно ознакомить их разными технологиями, чтобы они смогли не только сделать свой выбор, но и построить собственную технологию, которая наиболее приемлема для их личных возможностей и тех условий, в которых она будет эффективна.

Традиционно образовательный процесс описывается как единство обучения и воспитания. В реализации личностно ориентированного обучения следует исходить из того, что обучение представляет собой две одинаково равноправные стороны - преподавание и учение.

В свою очередь, процесс обучения всегда является двусторонним, т. к. содержит в своей структуре два компонента: деятельность учителя, преподавателя (преподавание) и деятельность учащегося, студента (учение). Кроме того, все виды учебной деятельности предметны, направлены на освоение определенной действительности, значит, нетрудно выделить и третий компонент: факты, явления, понятия, величины, законы, теории. В процессе обучения устанавливает-

ся соответствующая взаимосвязь и взаимозависимость между тремя выделенными элементами. Остановимся на сущности понятий «преподавание» и «учение».

Преподавание - это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

Учение - это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта (2).

Вышесказанное позволяет резюмировать, что обучение является целенаправленным, социально и индивидуально обусловленным и педагогически организованным процессом развития личности обучаемых, происходящим на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, компетентностью и компетенциями, всем богатством и разнообразием духовной и материальной культуры человечества.

В современных условиях востребованным становится иной подход к пониманию личностно ориентированных технологий. Они должны не только задавать направление обучения, но и создавать условия для реализации субъектного опыта и развития индивидуальных способностей каждого обучаемого, формирования у него самостоятельного мышления, обеспечения формирования обобщенных знаний, умений, т.е., говоря современным языком - компетентности и компетенций. Личностно ориентированные технологии предполагают специальное конструирование процессов обучения и воспитания, направляя названные процессы на развивающий характер.

Самым важным моментом становится признание в каждом обучающемся индивидуальности, что, в свою очередь, в образовательном процессе обеспечивает принцип субъектности, как один из наиболее важных для развития любого человека.

Важнейшим условием эффективной реализации личностно ориентированных технологий является подготовка учителя для грамотного и результативного управления обозначенным процессом.

Ранее, провозглашая внедрение такой технологии в образовательный процесс, не ставился вопрос о подготовке учителя для успешного выполнения возложенной на него миссии. В сегодняшних условиях важнейшей задачей является научить учителя, помочь ему в организации и разработке индивидуальных траекторий развития для каждого учащегося на основе принципов индивидуальности и субъектности, учитывая способности, желания и возможности каждого из них.

На протяжении большого периода времени, с времен Я.А. Коменского, реализовывалась коллективная форма обучения и воспитания. Мгновенно отойти от нее очень трудно, но жизнь требует создания новых форм организации учебно-познавательной деятельности, в частности для учащихся старших классов. И кто, как не учитель, должен обеспечить данный процесс. Но его, как ученика, надо научить этому, показать ему пути движения к поиску нового в организации и осуществлении собственной деятельности.

Нам представляется, что образовательная технология, построенная на личностно ориентированной основе, позволяет превратить учение в личностно-значимое событие для обучающегося и тем самым активизировать его личную позицию, включить учащегося в процесс по самостоятельному приобретению знаний. Сказанное ставится возможным только тогда, когда учитель станет сотворцом поиска знаний совместно с учащимися, т.е. процесс обучения приобретет творческий характер для всех, участвующих в нем. Это, в свою очередь, предполагает

подготовку учителя новой формации, нацеленного на собственные успехи и достижения, а также своих учеников.

Как ни странно, но в школах до сих пор бытует репродуктивный способ преподавания и учения, т.е. идет процесс передачи и усвоения уже готовых знаний. Учащийся остается незадействованным в «добывании» новых знаний, процесс его обучения не носит активного и продуктивного нахождения нового, неизвестного.

Сегодня учитель нередко по-прежнему выступает в роли человека, перед которым ставят определенные цели и задачи, его функции состоят в том использовании известного способа решения задач каждый раз в иных условиях, выбор одного из нескольких известных способов, либо самостоятельный поиск оригинального решения. То, что над учителем довлеет необходимость решения задач, поставленных самостоятельно им, сдерживает его творческий потенциал. Иными словами, педагогическое творчество блокируется отсутствием возможности самостоятельно ставить задачу, а само понимание творчества учителя сужается до поиска нестандартного способа решения, не становится личностно значимым. На наш взгляд, освоение именно личностно ориентированной образовательной технологии может стать тем инструментом, с помощью которого можно в равной мере эффективно воздействовать на развитие творчества основных субъектов педагогического процесса: учителя и учащегося.

Нам представляется, что должна быть сформирована в первую очередь у молодых начинающих учителей личностно ориентированная позиция в процессе их обучения в вузе, а для учителей со стажем - в системе повышения квалификации. Одним из актуальных вопросов является необходимость овладения новыми технологиями, например, информационными, мультимедийными, работой в Интернет и др.

Как показывает опыт, далеко не просто этот вопрос решается как на уровне системы повышения квалификации, так и на уровне учителя школы. Особенно важным становится данный вопрос в связи с провозглашенной национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Поставлена непростая задача, но её предстоит решать в ближайшее время.

Успех ее эффективной реализации напрямую зависит от качество подготовки учителя в предметной, воспитательной, и наконец, управляющей деятельности каждого учащегося, его способностей и личностных качеств.

В предлагаемой читателям статье намечены ориентиры внедрения в систему повышения квалификации учителей личностно-ориентированных технологий и некоторые направления их решения, но рассмотреть все поставленные задачи в одной статье не представляется возможным.

Библиографический список

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.

2. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова.

- М. : Изд-во «Академия», 2009. - 335 с.

3. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) [Текст] / М.В. Кларин. - Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для пед. вузов и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.

5. Макаренко, А.С. Собрание сочинений: В 5-ти т. - М.: Правда, 1971.

6. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махму-тов. - М. : Педагогика, 1975. - 368 с.

7. Монахов, В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии [Текст] / В.М. Монахов // Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 26-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко : учеб. пособие.

- М. : Нар. образование, 1998. - 256 с.

9. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

10. Якиманская, И.С. Развивающее обучение [Текст] / И.С. Якиманская. - М. : Педагогика, 1995. - 197 с.

Ключевые слова: педагогическая технология, внедрение образовательных технологий, аспекты педагогической технологии, структурные составляющие, уровни педагогической технологии.

Keywords: pedagogical technology, introduction of educational technologies, aspects of pedagogical technology, structural components, levels of pedagogical technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.