Научная статья на тему 'Технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов'

Технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АЛГОРИТМИЗИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / THE ALGORITHM OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольцева Юлия Валерьевна

Рассмотрены подходы к определению понятия «педагогическая технология». Представлен обзор существующих технологий формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов. Автор предлагает свою алгоритмизированную педагогическую технологию формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов, которая основывается на теории планомерного формирования умственных действий по П.Я. Гальперину. В статье рассматриваются особенности этапов данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольцева Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional skills formation technology of prospective teachers psychological consulting

One can find the various points of view to the notion "pedagogical technology", the author's algorithm of pedagogical professional skills formation technology, the technological stages features of the given technology

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов»

УДК 378.015 + 159.9 ББК Ч481.2 + Ю93

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Ю.В. Гольцева ЧГПУ

THE PROFESSIONAL SKILLS FORMATION TECHNOLOGY OF PROSPECTIVE TEACHERS PSYCHOLOGICAL CONSULTING

J.V. Goltseva ChSPU

Рассмотрены подходы к определению понятия «педагогическая технология». Представлен обзор существующих технологий формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов. Автор предлагает свою алгоритмизированную педагогическую технологию формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов, которая основывается на теории планомерного формирования умственных действий по П.Я. Гальперину. В статье рассматриваются особенности этапов данной технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, алгоритмизированная педагогическая технология, технологическая карта.

One can find the various points of view to the notion “pedagogical technology”, the author’s algorithm of pedagogical professional skills formation technology, the technological stages features of the given technology.

Keywords: the pedagogical technology, the algorithm of pedagogical technology, technological map.

Для достижения поставленной образовательной цели - формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов - большое значение имеет использование адекватной образовательной технологии. В связи с этим обратимся к характеристике понятия «педагогическая технология».

Понятия «педагогическая технология» и «технология обучения» (от английского «ап educational technology» - «образовательная технология») обладают в настоящее время высоким уровнем синонимичности. Это позволяет нам опираться на понятие «педагогическая технология» во всех случаях, когда исследователи употребляют в своих работах термины «технология обучения» или «образовательная технология».

Исследованиями данного вопроса занимались многие коллективы авторов и отдельные ученые, такие, как Е.И. Машбиц [17], П.И.

Пидкасистый [12], И.С. Якиманская [20] (в их

терминологии «технологии обучения»); В.В. Гузеев [7], М.Е. Бершадский [3] («образовательная технология»); В.Ю. Башарин [2], В.П. Беспалько [4], В.И. Боголюбов [6], М.В. Кларин [9], Г.К. Селевко [16], Н.Е. Щуркова [19], И.О. Яковлева [21] («педагогическая технология»). Данное положение дел свидетельствует о том, что методологические подходы к исследованию существенных признаков этого понятия еще не исчерпаны -процесс определения понятия еще продолжается.

Так, в Российской педагогической энциклопедии педагогическая технология трактуется как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели; педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и

сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов» [10, с. 126].

В 1986 году ЮНЕСКО проводила дискуссию о сущности педагогических технологий и опубликовала затем официальное определение, в котором педагогическая технология - это педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых запланированных педагогических результатов, включающих формирование знаний и умений, путем раскрытия специально

переработанного содержания, строго реализуемого на основе НОТ и поэтапного тестирования.

Некоторые авторы, раскрывая понятие «педагогическая технология», определяют ее как педагогическую систему. Так, например, В.В. Гузеев [7] под образовательной технологией понимает систему, состоящую из: модели исходного состояния учащегося, заданной множеством свойств, наличие которых необходимо для осуществления технологического процесса; некоторого

диагностичного и операционального представления планируемых результатов

обучения; средств диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития (мониторинга) системы; набора моделей обучения; критериев выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий; механизма обратной связи, обеспечивающего взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.

В.Ю. Питюков рассматривает педагогическую технологию через систему педагогических воздействий [13, с. 47].

В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность

взаимосвязанных средств, методов и

процессов [4], а также как проект

педагогической системы, реализуемый на практике [5, с. 78].

В психолого-педагогической литературе встречается также трактовка понятия «педагогическая технология» как процесса. Так, Е.И. Машбиц понимает технологию как «процесс проектирования практики обучения через определение целей и задач; отбор адекватного предметного содержания; выбор

объектов изучения и видов деятельности для разработки учебного курса; оценку достижения планируемых результатов обучения этому курсу и эффективности применяемых в обучении методов» [17, с 61].

По мнению Г.К. Селевко, педагогическая технология - это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение, воспитание и развитие личности [16].

Существуют также определения понятия «педагогическая технология», в которых авторы акцентируют внимание на выделении отличительных признаков технологии.

М.Е. Бершадский выделяет два основных значения употребления понятия «технологии» в образовании. В первом значении понятие «технология» является синонимом искусства, мастерства. Во втором значении понятие «технология» отражает стремление техноло-гизировать образовательный процесс, сделать его управляемым и прогнозируемым [3].

А. Кушнир определяет технологию как «оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях». Следовательно, оптимальность в заданных условиях является универсальным системным признаком технологии. В таком понимании технология легко вписывается в тезаурус педагогики, не противоречит традиции, сложившейся в материальной культуре.

Итак, познакомившись с различными точками зрения исследователей на понятие «педагогическая технология», в дальнейшем мы будем придерживаться определения ЮНЕСКО.

В современной педагогике, к сожалению, еще недостаточно разработана проблема формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов. Среди технологий профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов мы обнаружили очень незначительное количество технологий формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов. К ним относятся, например, следующие технологии:

• «Психологическая Мастерская» Петрушина С.В., Казанский государственный университет. Данная технология основывается на обучении через совместное проживание с более квалифицированным специалистом

(Мастером) в ограниченный период времени в условиях неформального общения [11].

• Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида (аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция», г. Москва). К ним относятся технология проведения систематического тренинга эффективных детско-родительских отношений в семье ребенка-инвалида и технология обучения родителей приемам семейной игровой терапии на основе использования техник интерактивной психотерапии. Эти технологии нацелены на создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов; обучение родителей конструктивным формам общения со своими детьми; формирование положительных установок в сознании родителей [14].

• Программа подготовки практических

психологов в области психологического консультирования Немова P.C. Данная программа рассчитана на длительное изучение, включая лекционные, семинарские и практические занятия. Программа

предполагает дополнение основного курса психологического консультирования несколькими спецкурсами, рассчитанными на углубленное изучение актуальных видов практического психологического консультирования [10].

• Программа по психологическому

консультированию для студентов, готовящихся к практической психологической деятельности (Шнейдер Л.Б., Московский педагогический государственный университет). Главной идеей выступает концепция профессиональной идентичности, пони-

маемой как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развивается в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии. Главная цель развития профидентичности психологов-консультантов в переходе от внешних источников подкрепления и обратной связи в профессиональной деятельности, способствующих повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению, как к средствам, регулирующим развитие позитивного и

адекватного самовосприятия. Программа практико-ориентированного обучения включает десять практических сессий [18].

• Основы индивидуального и семейного психологического консультирования (Елизаров А.Н, Московский государственный открытый педагогический университет им. А.М. Шолохова). По мнению Елизарова А.Н., обучение навыкам психологического консультирования должно осуществляться в условиях, максимально приближенных к реальному процессу консультирования. Этой задаче отвечает практикум по психологическому консультированию, супервизорские тренинги, знакомство с протоколами и видеозаписями консультативных бесед, их разбор [8].

Общая идея разработанной нами алгоритмизированной педагогической технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования представляет следующее. Процесс учебной деятельности студентов моделирует этапы психологического консультирования. На каждом ее этапе студенты осваивают определенный способ деятельности, входящий в структуру психологического консультирования. Технология освоения каждого способа включает в себя три учебных этапа: ориентировочный, операционно-деятельност-ный, результативно-корректировочный.

Здесь используется общая идея теории планомерного формирования умственных действий по П.Я. Гальперину: ориентация в предстоящей деятельности, исполнение деятельности и оценка ее результата.

Педагогической целью данной алгоритмизированной педагогической технологии является формирование профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов на основе моделирования профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Рассмотрим этапы данной технологии.

Ориентировочный этап. Данный этап направлен на формирование у студентов образа способа деятельности за счет

осознания ими цели и задач этапа

психологического консультирования и соответствующего ему способа деятельности, операциональной структуры способа. На первом - ориентировочном - этапе необходимо, прежде всего, уточнить основные понятия, как общетеоретические, так и узкопрофессиональные, касающиеся

психологического консультирования. Будущие педагоги-психологи получают недостающие исходные знания и представления о предстоящей деятельности психолога-консультанта на том или ином этапе консультирования. Самостоятельно составляя технологическую карту психологического консультирования, студенты по сути получают и закрепляют свои полученные знания на практике.

2. Операционно-деятельностный этап. Данный этап характеризуется тем, что студент практически реализует выполнение способа действия. Деятельность студента носит коллективный, индивидуальный и самостоятельный характер. Роль преподавателя заключается в дополнительном индивидуальном объяснении, своевременной помощи при затруднениях. Данная составляющая реализуется на лабораторных занятиях, предусматривающих практическую работу студентов. На втором - операционнодеятельностном - этапе происходит сам процесс обучения - управление действиями студентов по решению моделирующих осваиваемую деятельность задач при опоре на технологические карты (ориентирующие средства).

3. Результативно-корректировочный этап.

Данный этап направлен на оценку выполненной студентом работы, выявление уровня осознания освоения студентом способа деятельности, устранение

затруднений и ошибок. На третьем -

результативно-коррекционном - этапе проводится анализ результатов решения практических задач консультирования. Преподаватель оказывает необходимую помощь в организации и проведении

рефлексии, демонстрирует полученные

результаты, достижения успеха, подводит итоги деятельности.

На первых порах обучаемый совершает нужные действия и операции только при опоре на внешне представленные ориентиры - схемы ориентировочной основы действия по П.Я. Гальперину. В нашем исследовании такой схемой является технологическая карта психологического консультирования.

Сведения по проведению того или иного этапа психологического консультирования, содержащиеся в технологической карте, ориентируют новичка в осваиваемой деятельности.

В этой связи психологическая теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина исходит из понимания всякой деятельности -мыслительной, речевой, перцептивной - как единства двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей -

ориентировочной и исполнительной. Без четкой ориентировки в том, что и как делать, невозможно правильно исполнить деятельность, отдельное действие или его элементы - операции. А без правильного исполнения операции, действия, деятельности невозможно верно оценить результат каждого действия и сориентировать дальнейшие действия и продолжать деятельность. А вот схемы ориентировочной основы действия (в нашем исследовании технологические карты) делают безошибочной эту ориентировочную часть действия, ибо при пользовании ими не нужно вспоминать, что и как надо делать и в какой последовательности. А раз так, то и исполнительная часть действия становится безошибочной и легко выполняемой [1].

Технологическая карта ориентирует студентов в порядке основных действий в начальный период обучения. Со временем, по мере непроизвольного запоминания порядка и правил действий (после 10-15 повторений действий в разных вариантах задач), обучающиеся добровольно отказываются от использования технологических карт, потому что нужда в них отпадает.

Опыт показывает, что решения нескольких десятков задач вполне достаточно, чтобы уверенно совершать все профессиональные действия. Таким образом, деятельность считается полностью освоенной тогда, когда обучаемый действует уверенно без обращения к ориентирующей схеме (технологической карте) и может свободно, своими словами рассказать, что, как и в какой последовательности нужно делать, и в состоянии объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

Структура учебного процесса, построенного в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, имеет в итоге такой вид, с которым соотносятся этапы разработанной нами алгоритмизированной педагогической

технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования представлена на рисунке.

Структура учебного процесса, построенного в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий

Схема

ориентировочной основы действия (технологическая карта)

Отработка действия при опоре на схему ориентировочной основы действия (технологическую карту)

Конечный результат обучения: умение действовать с заданными качествами

Ориентировочный

этап

Операционно-деятел ностный

Технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов

Соотнесение структуры учебного процесса, построенного в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, с этапами технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов

Таким образом, эффективность созданной нами алгоритмизированной педагогической технологии, прежде всего, в том, что она учитывает психологические основы профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.

Литература

1. Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц.Бадмаев. - М.: Гу-манит. издат. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.

2. Башарин, В.Ю. Педагогическая технология: проблемы, определения / В.Ю. Башарин // Спещалист. -1995. - №5. - С. 12-16.

3. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. -256 с.

4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П. Беспалько. -М.: Издательство Института проф. образования, 1995. - 336 с.

5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.

6. Боголюбов, В. И. Педагогическая технология и подготовка учителя / В.И. Боголюбов // Учительская газета. - 1993. - №5.

С. 29-35.

7. Гузеев, В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. / В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.-208 с.

8. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие / А.Н. Елизаров. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.

9. Кларин, М.В. Инновации в обучении / М.В. Кларин. - М.: Наука, 1997.

10. Немов, P.C. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов /P.C. Немов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -528 с.

11. Петрушин, С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. - 2-е изд., испр. и доп. - Спб.: Речь, 2006. -184 с.

12. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. -М., 1996.

13. Питюков, В.Ю. Основы педагогических технологий: учеб.-практ. пособие / В.Ю. Питюков. - М.: Тандем; Роспедагенство, 1997. -176 с.

14. Поташова, ИИ Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида / ИИ. Поташова, Е.Д. Худенко, ИВ. Кальянов, Ю.Н. Луданова, М.Н. Любимова. - М.: 2007. -212 с.

15. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1998.-350 с.

16. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: На-

родное образование, 1998.

17. Машбиц, Е.И Технология обучения в системе высшего образования / Е.И. Машбиц, Ф. Янушевич. - М.: высш. шк., 1986. -133 с.

18. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие / Шнейдер, Л.Б. - М.: Ось-89, 2003. -272 с.

19. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии/Н.Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. - 250 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Якиманская, ИС. Технология личностно-ориентированного образования / ИС. Якиманская; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2000. - 176с.

21.Яковлева, Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: моногр. /Н.О. Яковлева. - М.: АтиСО, 2002.-194 с.

Поступила в редакцию 6 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.