Научная статья на тему 'Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтнрской деятельности и условия ее реализации'

Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтнрской деятельности и условия ее реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL TEACHER / HIGHER EDUCATION / VOLUNTEER ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Олеся Рифкатовна

В статье описывается авторская технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности, организуемой в высшем учебном заведении. Описываются организационно-педагогические условия реализации предлагаемой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Олеся Рифкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of future social teachers' professional competence forming in the volunteer activity and pedagogical environmental complex of its realization

The article describes the author's technology of future social teachers' professional competence forming in the volunteer activity at a higher educational institution. The organizational-pedagogical conditions of the proposed technology realization are presented.

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтнрской деятельности и условия ее реализации»

УДК 378.1 ББК 74.5

Данилова Олеся Рифкатовна

преподаватель кафедра педагогики профессионального образования Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

г. Комсомольск-на-Амуре Danilova Olesya Rifkatovna Senior Lecturer Chair of Professional Education Pedagogy Amur State University of Humanities and Pedagogy Komsomolsk-on-Amur Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности и условия ее

реализации

Technology of Future Social Teachers’ Professional Competence Forming in Volunteer Activity and Pedagogical Environmental Complex of Its Realization

В статье описывается авторская технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности, организуемой в высшем учебном заведении. Описываются организационно-педагогические условия реализации

предлагаемой технологии.

The article describes the author's technology of future social teachers’ professional competence forming in the volunteer activity at a higher educational institution. The organizational-pedagogical conditions of the proposed technology realization are presented.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, социальный

педагог, высшее образование, волонтерская деятельность.

Key words: professional competence, social teacher, higher education, volunteer activity.

Профессиональная компетентность, представляющая собой комплексную систему, включающую научно-теоретические знания, операционнотехнологические умения и мотивационно-ценностные характеристики специалиста, необходимые для организации профессиональной деятельности, является базовой составляющей подготовки социального педагога. Ее специфика заключается в том, что она связывает все функциональные компоненты профессиональной деятельности специалиста в единую систему, переводит все виды деятельности в практическую сторону, претворяет в реальную деятельность установленные отношения, максимально способствует решению задач различного уровня. Поскольку профессия социального педагога

отличается некоторой «размытостью» профессиональной сферы, а поле профессиональной деятельности социального педагога огромно [2], ему постоянно требуется высокий уровень мобилизации своих знаний, умений и субъектного опыта в каждой конкретной социально-профессиональной ситуации.

Для формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов целесообразно, на наш взгляд, использовать специальную образовательную технологию. В технологиях социального типа, к которым относится образовательная технология, алгоритм действий не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Это объясняется тем, что образовательная технология применяется в гуманитарной сфере, для которой характерна значительная степень неопределенности, преодолеть которую невозможно и, как справедливо отмечают М.Е. Бершадский и В.В. Гузеев, для каждой технологии существуют определенные условия ее применения [1]. Однако, вслед за Г.Т. Хайруллиным считаем необходимым отметить, что никакая технология сама по себе не может гарантировать рациональную организацию процесса и осуществления деятельности для любых возможных условий и ситуаций. Конкретная технология, обеспечивающая высокие результаты в одних условиях, может оказаться «не работающей» в другой ситуации. Кроме того, если та или иная технология «работает» в данных условиях, то это не означает, что она единственная; может появиться и другая, даже более эффективная технология [4].

Для разработки эффективной технологии формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в науке и практике имеются определенные предпосылки. Вместе с тем, в контексте изучаемой нами проблемы незаслуженно остается без внимания воспитательная система работы со студентами, в то время как воспитательная работа обладает большими потенциальными возможностями в вопросе формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Кроме ставших традиционными (гражданско-патриотическая, физкультурно-оздоровительная,

художественно-творческая, культурно-массовая, спортивная) сегодня появляются новые виды деятельности в системе воспитательной работы, в которые могут быть включены студенты вуза. Один из таких видов -волонтерская деятельность.

Волонтерская деятельность располагает рядом преимуществ для формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов: являясь необязательным, добровольным видом деятельности (в отличие, например, от учебной, научно-исследовательской), она дает возможность студенту занять реальную субъектную позицию в диагностике и соответствующем анализе социально-педагогической ситуации, оценке многообразных воздействий, которым подвергается отдельный человек, семья или другая группа людей; прогнозировать и определять цели, способы их достижения; контролировать и оценивать действенность результатов и характер своей деятельности; планировать время; а также способствует накоплению практического опыта решения задач социальной действительности.

Мы считаем, что технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности может быть наиболее эффективно реализована при следующих условиях:

- волонтерская деятельность станет органичной, педагогически целесообразно организованной составляющей воспитательной работы со студентами;

- организация волонтерской деятельности будет иметь в основе обучающий, диагностический, процессуальный и рефлексивный компоненты;

- будущие социальные педагоги будут включены в волонтерскую деятельность с первого курса на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности;

- взаимодействие будущих социальных педагогов с преподавателями будет развиваться по вектору «управление - соуправление (координация) - самоуправление».

При разработке технологии, проанализировав существенные признаки, структуру и критерии образовательной технологии, взяв за основу законы, предложенные В.В. Юдиным [5], мы выявили основные закономерности формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности. Во-первых, успешное формирование профессиональной компетентности будущих социальных педагогов возможно в единстве и целостности трех компонентов образовательного процесса: обучения, развития и воспитания. Во-вторых, деятельность самих студентов является средством, непосредственно обеспечивающим их образовательный результат.

Кроме этого, при разработке технологии мы руководствовались следующими принципами волонтерской деятельности будущих социальных педагогов в вузе: добровольности, смены и дифференциация видов

волонтерской деятельности, взаимного обучения, автономности, относительной безвозмездности, полифункциональности. Учет названных принципов позволяет в ходе волонтерской деятельности будущих социальных педагогов формировать взаимную ответственность участников за результаты будущей профессиональной деятельности, в большей степени учитывать их интересы и потребности, также, как и интересы администрации учреждения, на базе которого осуществляется социально-полезная деятельность, клиентов или потенциальных клиентов социального педагога, вуза, в котором обучаются будущие социальные педагоги.

Учитывая то, что социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта, а его основное назначение - помощь в организации обучения ребенка, подростка, в его адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе [2], нами осуществлен отбор направлений социально-полезной деятельности, которые могут быть использованы при реализации технологии формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов. Это такие направления, как

социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и молодежи, консультативная помощь и информационная поддержка организации волонтерского движения школьников, воспитание социальной ответственности детей и подростков, социальная помощь пожилым и инвалидам.

Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности предполагает четырехкомпонентную организацию волонтерской деятельности студентов. Это обучающий, диагностический, процессуальный и рефлексивный компоненты (Рис. 1).

у' Обучающий Диагностический

Организация профессионально ориентированной волонтерской деятельности

Процессуальный Рефлексивный

Рис. 1. Компоненты организации профессионально-ориентированной

волонтерской деятельности

Обучающий компонент предполагает обучение волонтеров основам добровольчества, изучение принципов, форм и видов волонтерской деятельности, зарубежного и отечественного опыта добровольчества и специальную подготовку к реализации социально-педагогических технологий адаптации, профилактики, реабилитации, реализуемых в рамках волонтерской деятельности студентов. Обучающий компонент предполагает повышение информированности студентов об особенностях организации студенческого волонтерства, требованиях, предъявляемых к волонтеру благотворительными организациями, перспективах своей волонтерской деятельности, через специально организованные семинары, круглые столы, тренинги, мастерские, мастер-классы и другие формы работы. Кроме этого, содержание обучающего

45 Вестник ЧГПУ42011

компонента предполагает развитие таких специальных умений, как умение организовывать разновозрастный коллектив детей, умение обобщать, анализировать и представлять результаты своей деятельности, что

осуществляется через следующие формы работы: конкурсы, выставки,

конференции. Инициирование самообразования осуществляется через чтение специальной литературы и периодики, а также через свою волонтерскую деятельность.

Диагностический компонент организации профессионально ориентированной волонтерской деятельности предполагает постоянный мониторинг изменений в профессиональной компетентности будущих специалистов, информирование об этих изменениях будущих социальных педагогов и разработку индивидуальной траектории развития и

корректирующих мероприятий.

Рефлексивный компонент предполагает понимание будущими социальными педагогами профессиональной направленности своей волонтерской деятельности, осознание ее цели, значимости добровольчества для себя, своей будущей профессиональной деятельности. Компонент включает в себя целенаправленное побуждение к самоанализу на основе

профессиональных ценностей, рефлексию по осознанию ответственности за свои суждения и поступки, приобщение к технологиям рефлексии, помощь в самоопределении. На наш взгляд, это необходимость развития умений активизировать свой положительный опыт (предпочтения, убеждения,

умонастроения), видеть жизненный смысл в выполняемой работе. Данный компонент также включает формирование допустимого уровня критичности к своим действиям и умениям, к своему уровню профессиональной

компетентности и статусу в волонтерском объединении, способности

соотносить знания о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами; способности оценивать качество своей добровольческой работы, своей самостоятельной работы. Для обеспечения рефлексивной

составляющей инициируется и поддерживается позиция волонтера системой

поощрений (похвала, участие в выездных семинарах и научных конференциях), создаются адекватные организационные условиями (выстроенная система взаимодействия студентов, кураторов волонтерского отряда, администрации вуза и потенциальных работодателей), обеспечивается активное участие каждого желающего в жизнедеятельности молодежного объединения.

Процессуальный компонент организации профессиональноориентированного волонтерского движения определяет включенность будущих социальных педагогов в различные виды и формы волонтерской деятельности, описанные нами выше. Мы считаем, что этот компонент содержательно наполняется развитием у студентов умений определять объем выполняемой работы, выделять этапы работы, ставить цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределять время при выполнении задания, организовывать рабочее пространство, привлекать дополнительные ресурсы (информационные, материальные, трудовые и др.) для самостоятельного выполнения задания. Кроме того, данный компонент предполагает определенный уровень умения самоуправления, самоорганизации и самоанализа.

Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности предполагает поэтапную реализацию. Последовательность этапов обусловливается усложнением целей и используемых педагогических средств. Каждый этап технологии согласуется с определенными выше условиями. Соблюдение условий обеспечивает движение будущих специалистов к профессиональной адаптации и профессионализации.

На каждом этапе нашей технологии применяются различные виды и формы волонтерской деятельности, находящиеся в прямой зависимости от года обучения студентов в вузе, хода учебного процесса, личностной и профессиональной готовности будущих социальных педагогов к социально полезной деятельности, уровня самостоятельности студентов, психологических особенностей волонтеров, социального запроса и т.д. Предлагаемая нами технология содержит четыре этапа.

Первый этап - ориентировочно-мотивационный. На этом этапе кураторы волонтерского движения из числа преподавателей и лидеры волонтерского

объединения осуществляют ориентацию и мотивирование студентов на социально значимую деятельность. Включение будущих социальных педагогов в волонтерскую деятельность осуществляется с первого курса. На кураторских часах первокурсников проводится не только презентация добровольческого движения вуза. Перед организаторами таких встреч со студентами ставится несколько задач: привлечение к добровольческой деятельности желающих, описание возможных форм участия студентов, описание дополнительных возможностей у студентов-волонтеров, выявление первокурсников, имеющих школьный опыт волонтерской деятельности. Такие встречи также оказывают большое влияние на формирование потребностей и движущих мотивов студентов. Мотив служит основанием для выбора целей, средств и способов действия, выступает как конечная цель поведения или его повод. Важно отметить, что мотивы к добровольчеству присутствуют в каждом человеке: у одних это желание оказать помощь и поддержку нуждающимся людям, у других - расширить свой круг общения, а у студентов - это возможность получить дополнительные знания и опыт практической работы.

На данном этапе взаимодействие будущих социальных педагогов с преподавателями осуществляется как управление преподавателями социально полезной деятельностью студентов, что обусловлено начальным уровнем их личностной и деятельностной готовности к профессионально значимой волонтерской деятельности.

Второй этап - ознакомительно-адаптационный этап. Этот этап -необходимый элемент для приведения в соответствие внутренних мотивов и внешней ситуации. Адаптация выражается в выработке поведения, восприятия, мышления, необходимых для успешности процесса формирования профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами волонтерской деятельности. Как и на остальных этапах, на втором этапе волонтерская деятельность будущих социальных педагогов строится на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности. Студенты принимают участие в различных по форме делах и акциях, самостоятельно определяя свою степень участия в соответствии со своими возможностями, наличием свободного времени и познавательным интересом. На ознакомительно-Вестник ЧГПУ42011 48

адаптационном этапе волонтеры любого уровня готовности к социально полезной деятельности привлекаются к проведению одного массового мероприятия, требующего от студентов длительной подготовки, ответственного подхода, распределения ролей и функций, постоянной координации и контроля исполнения обязанностей. В процессе организации студенты привлекаются к волонтерской деятельности уже на уровне вуза и получают возможность принять участие в мероприятиях, организуемых в других учреждениях по принципу соуправления (координации). Волонтерам делегируются полномочия по планированию и координации деятельности волонтерского объединения, организации взаимодействия с ректоратом, руководством факультета (института) и администрацией социальных учреждений.

На ознакомительно-адаптационном этапе волонтеры проходят специальное обучение, организуемое как вузом, так и теми организациями, учреждениями и структурами, которые заинтересованы в компетентных специалистах и качестве волонтерской деятельности.

Также на этом этапе после соответствующей диагностики волонтеров определяются лидеры волонтерского движения. Это студенты, обладающие организаторскими способностями, лидерскими качествами, обладающие высоким или средним уровнем успеваемости в учебной деятельности. Одним из основных признаков лидера является желание привлекаться к работе волонтерского объединения для решения организационных вопросов, связанных с проведением установочных встреч, репетиций, контроля проведения социальных акций и др. Выделение таких студентов позволяет на следующем, третьем, этапе во взаимодействии будущих социальных педагогов с руководителями волонтерского объединения перейти от соуправления с самоуправлению.

Третий этап - содержательно-реализующий. На этом этапе студенты

содержательно реализуют профессионально ориентированную волонтерскую

деятельность: меры, дела и акции централизовано планируются, организуются

систематично и регулярно, выполнение координируется структурным

подразделением вуза, занимающимся социальной и воспитательной работой, и

кураторами волонтерского движения. Инициаторами акций являются ректорат,

дирекция института, руководство факультета, кураторы из числа

49 Вестник ЧГПУ42011

преподавателей, т.е. студенческое волонтерство становится организованным. Главная цель этого этапа - подготовить и осуществить переход от организованного студенческого волонтерства к специально организованному самоуправляемому студенческому волонтерству, когда приоритетные

направления работы, план работы, форма и периодичность волонтерских акций предлагаются и реализуются самими студентами-волонтерами. Управление социально полезной деятельностью студентов на этом этапе осуществляется лидерами волонтерского объединения и специально созданным в вузе для этих целей органом (ассоциация, клуб и т.д.). Администрация и профессорско-преподавательский состав вуза выполняют контрольную функцию и оказывают посильную помощь в организации, обучении и повышении квалификации волонтеров, налаживании связей с другими волонтерскими объединениями для обмена опытом добровольчества и повышения качества работы.

На третьем этапе разработанной нами технологии взаимодействие преподавателей и студентов осуществляется по принципу соуправления, т. е. преподавателями осуществляется контроль над процессом добровольческой деятельности будущих социальных педагогов и решение таких вопросов, которые студенты в силу своего статуса решить не могут: специальная подготовка волонтеров, организация взаимодействия со структурными подразделениями вуза, заключение договоров о сотрудничестве, оформление документов на использование оборудования и транспорта вуза; руководство научно-исследовательской работой студентов, занимающихся изучением мотивации волонтеров, их готовности к социально-педагогической деятельности, проектирования волонтерской деятельности школьников и т.д.

Четвертый этап - этап самореализации и саморазвития. Саморазвитие предполагает «сознательный процесс личностного становления», «целенаправленное многоаспектное самоизменение личности с целью самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний» [3]. Задачи данного этапа: создание условий для самореализации и саморазвития студентов в профессионально ориентированной волонтерской деятельности; помощь в построении индивидуальной траектории развития своих возможностей средствами волонтерской деятельности. Самореализация и

саморазвитие будущих социальных педагогов осуществляется в условиях специально организованного самоуправляемого студенческого волонтерства, когда студенты не только исполнители, но и инициаторы, организаторы и координаторы добровольческой деятельности.

На четвертом этапе нашей технологии актуализируются процессуальный и рефлексивный компоненты организации волонтерской деятельности будущих социальных педагогов. Именно на этапе самореализации и саморазвития будущие социальные педагоги приходят к пониманию профессиональной направленности волонтерской деятельности, осознают ее цель, значимость добровольчества для своего профессионального становления и будущей профессиональной деятельности. Студенты сознательно и целенаправленно приходят к пониманию необходимости самоанализа на основе профессиональных ценностей и его осуществлению, рефлексии по осознанию ответственности за свои суждения и поступки. На этом этапе у будущих социальных педагогов развивается умение определять объем выполняемой работы, выделять этапы работы, ставить цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределять время при выполнении задания, организовывать рабочее пространство, привлекать дополнительные ресурсы для самостоятельного выполнения задания.

Взаимодействие будущих социальных педагогов с руководителями волонтерского движения из числа преподавателей на четвертом этапе осуществляется по типу самоуправления. Волонтеры самостоятельны во всех видах добровольчества:

- планирование деятельности волонтерского объединения;

- распределение ролей и функций между членами волонтерского объединения;

- разработка социальных акций и мероприятий социальной направленности;

- организация проведения акций и мероприятий социальной направленности;

- координация деятельности членов отряда;

- связь с образовательными и социальными учреждениями;

- популяризация студенческого волонтерского движения и т.д.

Предлагаемая нами образовательная технология позволяет обеспечить непрерывность, преемственность и динамичность процесса формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности. Формирование профессиональной компетентности осуществляется в единстве всех компонентов (от формирования отдельных ее элементов к образованию разнообразных устойчивых внутренних связей между ними и существования их как единого целого).

Таким образом, активизация волонтерского движения студентов в содержании высшего профессионального образования будущих социальных педагогов обусловливает реализацию студентом субъектной активности и, сочетая в себе процессы индивидуализации и социализации, способствует формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов. Формирование профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности с помощью специальной технологии дает нам достаточно высокую гарантию результата и возможность реализовать новые образовательные подходы, а также позволяет описывать педагогический опыт в виде, позволяющем его переносить.

Библиографический список

1. Бершадский, М.Е. Десять мифов технологического подхода в образовании [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев //Педагогические технологии. - 2008. - № 4. - С. 28-42.

2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика [Текст] /Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.:КНОРУС, 2010. - 240 с.

3. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] /Л.Н. Куликова. -Хабаровск, 1997. - 315 с.

4. Хайруллин, Г.Т. Педагогическая технология как алгоритм взаимодействия [Текст] / Г.Т. Хайруллин //Творческая педагогика. - 2008. -№ 11-25.

5. Юдин, В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории) [Текст] /В.В. Юдин //Педагогические технологии. - 2007. - № 1. - С. 37-45.

Bibliography

1. Bershadsky, M.E. Ten Myths of Technological Approach in Education [Text] / M.E. Bershadsky, V.V. Guzeev // Pedagogical Technologies. - 2008. - № 4. - P. 28-42.

2. Khayrullin, G.T. Pedagogical Technology As Interaction Algorithm [Text] / G.T. Khayrullin // Creative Pedagogy. - 2008. -№ 11-25.

3. Kulikova, L.N. Problems of Personality’s Self-Development [Text] / L.N. Kulikova. -Khabarovsk, 1997. - 315 p.

4. Yudin, V.V. Concept of Pedagogical Technology (Elements of Theory) [Text] / V.V. Yudin // Pedagogical Technologies. - 2007. - № 1. - P. 37-45.

5. Vasilkova, T.A. Social Pedagogy [Text] / T.A. Vasilkova, Yu.V. Vasilkova. - M.: KNORUS, 2010. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.