УДК 378.1 ББК 74.5
Данилова Олеся Рифкатовна
преподаватель кафедра педагогики профессионального образования Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
г. Комсомольск-на-Амуре Danilova Olesya Rifkatovna Senior Lecturer Chair of Professional Education Pedagogy Amur State University of Humanities and Pedagogy Komsomolsk-on-Amur Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности и условия ее
реализации
Technology of Future Social Teachers’ Professional Competence Forming in Volunteer Activity and Pedagogical Environmental Complex of Its Realization
В статье описывается авторская технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности, организуемой в высшем учебном заведении. Описываются организационно-педагогические условия реализации
предлагаемой технологии.
The article describes the author's technology of future social teachers’ professional competence forming in the volunteer activity at a higher educational institution. The organizational-pedagogical conditions of the proposed technology realization are presented.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, социальный
педагог, высшее образование, волонтерская деятельность.
Key words: professional competence, social teacher, higher education, volunteer activity.
Профессиональная компетентность, представляющая собой комплексную систему, включающую научно-теоретические знания, операционнотехнологические умения и мотивационно-ценностные характеристики специалиста, необходимые для организации профессиональной деятельности, является базовой составляющей подготовки социального педагога. Ее специфика заключается в том, что она связывает все функциональные компоненты профессиональной деятельности специалиста в единую систему, переводит все виды деятельности в практическую сторону, претворяет в реальную деятельность установленные отношения, максимально способствует решению задач различного уровня. Поскольку профессия социального педагога
отличается некоторой «размытостью» профессиональной сферы, а поле профессиональной деятельности социального педагога огромно [2], ему постоянно требуется высокий уровень мобилизации своих знаний, умений и субъектного опыта в каждой конкретной социально-профессиональной ситуации.
Для формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов целесообразно, на наш взгляд, использовать специальную образовательную технологию. В технологиях социального типа, к которым относится образовательная технология, алгоритм действий не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Это объясняется тем, что образовательная технология применяется в гуманитарной сфере, для которой характерна значительная степень неопределенности, преодолеть которую невозможно и, как справедливо отмечают М.Е. Бершадский и В.В. Гузеев, для каждой технологии существуют определенные условия ее применения [1]. Однако, вслед за Г.Т. Хайруллиным считаем необходимым отметить, что никакая технология сама по себе не может гарантировать рациональную организацию процесса и осуществления деятельности для любых возможных условий и ситуаций. Конкретная технология, обеспечивающая высокие результаты в одних условиях, может оказаться «не работающей» в другой ситуации. Кроме того, если та или иная технология «работает» в данных условиях, то это не означает, что она единственная; может появиться и другая, даже более эффективная технология [4].
Для разработки эффективной технологии формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в науке и практике имеются определенные предпосылки. Вместе с тем, в контексте изучаемой нами проблемы незаслуженно остается без внимания воспитательная система работы со студентами, в то время как воспитательная работа обладает большими потенциальными возможностями в вопросе формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Кроме ставших традиционными (гражданско-патриотическая, физкультурно-оздоровительная,
художественно-творческая, культурно-массовая, спортивная) сегодня появляются новые виды деятельности в системе воспитательной работы, в которые могут быть включены студенты вуза. Один из таких видов -волонтерская деятельность.
Волонтерская деятельность располагает рядом преимуществ для формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов: являясь необязательным, добровольным видом деятельности (в отличие, например, от учебной, научно-исследовательской), она дает возможность студенту занять реальную субъектную позицию в диагностике и соответствующем анализе социально-педагогической ситуации, оценке многообразных воздействий, которым подвергается отдельный человек, семья или другая группа людей; прогнозировать и определять цели, способы их достижения; контролировать и оценивать действенность результатов и характер своей деятельности; планировать время; а также способствует накоплению практического опыта решения задач социальной действительности.
Мы считаем, что технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности может быть наиболее эффективно реализована при следующих условиях:
- волонтерская деятельность станет органичной, педагогически целесообразно организованной составляющей воспитательной работы со студентами;
- организация волонтерской деятельности будет иметь в основе обучающий, диагностический, процессуальный и рефлексивный компоненты;
- будущие социальные педагоги будут включены в волонтерскую деятельность с первого курса на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности;
- взаимодействие будущих социальных педагогов с преподавателями будет развиваться по вектору «управление - соуправление (координация) - самоуправление».
При разработке технологии, проанализировав существенные признаки, структуру и критерии образовательной технологии, взяв за основу законы, предложенные В.В. Юдиным [5], мы выявили основные закономерности формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности. Во-первых, успешное формирование профессиональной компетентности будущих социальных педагогов возможно в единстве и целостности трех компонентов образовательного процесса: обучения, развития и воспитания. Во-вторых, деятельность самих студентов является средством, непосредственно обеспечивающим их образовательный результат.
Кроме этого, при разработке технологии мы руководствовались следующими принципами волонтерской деятельности будущих социальных педагогов в вузе: добровольности, смены и дифференциация видов
волонтерской деятельности, взаимного обучения, автономности, относительной безвозмездности, полифункциональности. Учет названных принципов позволяет в ходе волонтерской деятельности будущих социальных педагогов формировать взаимную ответственность участников за результаты будущей профессиональной деятельности, в большей степени учитывать их интересы и потребности, также, как и интересы администрации учреждения, на базе которого осуществляется социально-полезная деятельность, клиентов или потенциальных клиентов социального педагога, вуза, в котором обучаются будущие социальные педагоги.
Учитывая то, что социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта, а его основное назначение - помощь в организации обучения ребенка, подростка, в его адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе [2], нами осуществлен отбор направлений социально-полезной деятельности, которые могут быть использованы при реализации технологии формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов. Это такие направления, как
социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и молодежи, консультативная помощь и информационная поддержка организации волонтерского движения школьников, воспитание социальной ответственности детей и подростков, социальная помощь пожилым и инвалидам.
Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности предполагает четырехкомпонентную организацию волонтерской деятельности студентов. Это обучающий, диагностический, процессуальный и рефлексивный компоненты (Рис. 1).
у' Обучающий Диагностический
Организация профессионально ориентированной волонтерской деятельности
Процессуальный Рефлексивный
Рис. 1. Компоненты организации профессионально-ориентированной
волонтерской деятельности
Обучающий компонент предполагает обучение волонтеров основам добровольчества, изучение принципов, форм и видов волонтерской деятельности, зарубежного и отечественного опыта добровольчества и специальную подготовку к реализации социально-педагогических технологий адаптации, профилактики, реабилитации, реализуемых в рамках волонтерской деятельности студентов. Обучающий компонент предполагает повышение информированности студентов об особенностях организации студенческого волонтерства, требованиях, предъявляемых к волонтеру благотворительными организациями, перспективах своей волонтерской деятельности, через специально организованные семинары, круглые столы, тренинги, мастерские, мастер-классы и другие формы работы. Кроме этого, содержание обучающего
45 Вестник ЧГПУ42011
компонента предполагает развитие таких специальных умений, как умение организовывать разновозрастный коллектив детей, умение обобщать, анализировать и представлять результаты своей деятельности, что
осуществляется через следующие формы работы: конкурсы, выставки,
конференции. Инициирование самообразования осуществляется через чтение специальной литературы и периодики, а также через свою волонтерскую деятельность.
Диагностический компонент организации профессионально ориентированной волонтерской деятельности предполагает постоянный мониторинг изменений в профессиональной компетентности будущих специалистов, информирование об этих изменениях будущих социальных педагогов и разработку индивидуальной траектории развития и
корректирующих мероприятий.
Рефлексивный компонент предполагает понимание будущими социальными педагогами профессиональной направленности своей волонтерской деятельности, осознание ее цели, значимости добровольчества для себя, своей будущей профессиональной деятельности. Компонент включает в себя целенаправленное побуждение к самоанализу на основе
профессиональных ценностей, рефлексию по осознанию ответственности за свои суждения и поступки, приобщение к технологиям рефлексии, помощь в самоопределении. На наш взгляд, это необходимость развития умений активизировать свой положительный опыт (предпочтения, убеждения,
умонастроения), видеть жизненный смысл в выполняемой работе. Данный компонент также включает формирование допустимого уровня критичности к своим действиям и умениям, к своему уровню профессиональной
компетентности и статусу в волонтерском объединении, способности
соотносить знания о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами; способности оценивать качество своей добровольческой работы, своей самостоятельной работы. Для обеспечения рефлексивной
составляющей инициируется и поддерживается позиция волонтера системой
поощрений (похвала, участие в выездных семинарах и научных конференциях), создаются адекватные организационные условиями (выстроенная система взаимодействия студентов, кураторов волонтерского отряда, администрации вуза и потенциальных работодателей), обеспечивается активное участие каждого желающего в жизнедеятельности молодежного объединения.
Процессуальный компонент организации профессиональноориентированного волонтерского движения определяет включенность будущих социальных педагогов в различные виды и формы волонтерской деятельности, описанные нами выше. Мы считаем, что этот компонент содержательно наполняется развитием у студентов умений определять объем выполняемой работы, выделять этапы работы, ставить цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределять время при выполнении задания, организовывать рабочее пространство, привлекать дополнительные ресурсы (информационные, материальные, трудовые и др.) для самостоятельного выполнения задания. Кроме того, данный компонент предполагает определенный уровень умения самоуправления, самоорганизации и самоанализа.
Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности предполагает поэтапную реализацию. Последовательность этапов обусловливается усложнением целей и используемых педагогических средств. Каждый этап технологии согласуется с определенными выше условиями. Соблюдение условий обеспечивает движение будущих специалистов к профессиональной адаптации и профессионализации.
На каждом этапе нашей технологии применяются различные виды и формы волонтерской деятельности, находящиеся в прямой зависимости от года обучения студентов в вузе, хода учебного процесса, личностной и профессиональной готовности будущих социальных педагогов к социально полезной деятельности, уровня самостоятельности студентов, психологических особенностей волонтеров, социального запроса и т.д. Предлагаемая нами технология содержит четыре этапа.
Первый этап - ориентировочно-мотивационный. На этом этапе кураторы волонтерского движения из числа преподавателей и лидеры волонтерского
объединения осуществляют ориентацию и мотивирование студентов на социально значимую деятельность. Включение будущих социальных педагогов в волонтерскую деятельность осуществляется с первого курса. На кураторских часах первокурсников проводится не только презентация добровольческого движения вуза. Перед организаторами таких встреч со студентами ставится несколько задач: привлечение к добровольческой деятельности желающих, описание возможных форм участия студентов, описание дополнительных возможностей у студентов-волонтеров, выявление первокурсников, имеющих школьный опыт волонтерской деятельности. Такие встречи также оказывают большое влияние на формирование потребностей и движущих мотивов студентов. Мотив служит основанием для выбора целей, средств и способов действия, выступает как конечная цель поведения или его повод. Важно отметить, что мотивы к добровольчеству присутствуют в каждом человеке: у одних это желание оказать помощь и поддержку нуждающимся людям, у других - расширить свой круг общения, а у студентов - это возможность получить дополнительные знания и опыт практической работы.
На данном этапе взаимодействие будущих социальных педагогов с преподавателями осуществляется как управление преподавателями социально полезной деятельностью студентов, что обусловлено начальным уровнем их личностной и деятельностной готовности к профессионально значимой волонтерской деятельности.
Второй этап - ознакомительно-адаптационный этап. Этот этап -необходимый элемент для приведения в соответствие внутренних мотивов и внешней ситуации. Адаптация выражается в выработке поведения, восприятия, мышления, необходимых для успешности процесса формирования профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами волонтерской деятельности. Как и на остальных этапах, на втором этапе волонтерская деятельность будущих социальных педагогов строится на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности. Студенты принимают участие в различных по форме делах и акциях, самостоятельно определяя свою степень участия в соответствии со своими возможностями, наличием свободного времени и познавательным интересом. На ознакомительно-Вестник ЧГПУ42011 48
адаптационном этапе волонтеры любого уровня готовности к социально полезной деятельности привлекаются к проведению одного массового мероприятия, требующего от студентов длительной подготовки, ответственного подхода, распределения ролей и функций, постоянной координации и контроля исполнения обязанностей. В процессе организации студенты привлекаются к волонтерской деятельности уже на уровне вуза и получают возможность принять участие в мероприятиях, организуемых в других учреждениях по принципу соуправления (координации). Волонтерам делегируются полномочия по планированию и координации деятельности волонтерского объединения, организации взаимодействия с ректоратом, руководством факультета (института) и администрацией социальных учреждений.
На ознакомительно-адаптационном этапе волонтеры проходят специальное обучение, организуемое как вузом, так и теми организациями, учреждениями и структурами, которые заинтересованы в компетентных специалистах и качестве волонтерской деятельности.
Также на этом этапе после соответствующей диагностики волонтеров определяются лидеры волонтерского движения. Это студенты, обладающие организаторскими способностями, лидерскими качествами, обладающие высоким или средним уровнем успеваемости в учебной деятельности. Одним из основных признаков лидера является желание привлекаться к работе волонтерского объединения для решения организационных вопросов, связанных с проведением установочных встреч, репетиций, контроля проведения социальных акций и др. Выделение таких студентов позволяет на следующем, третьем, этапе во взаимодействии будущих социальных педагогов с руководителями волонтерского объединения перейти от соуправления с самоуправлению.
Третий этап - содержательно-реализующий. На этом этапе студенты
содержательно реализуют профессионально ориентированную волонтерскую
деятельность: меры, дела и акции централизовано планируются, организуются
систематично и регулярно, выполнение координируется структурным
подразделением вуза, занимающимся социальной и воспитательной работой, и
кураторами волонтерского движения. Инициаторами акций являются ректорат,
дирекция института, руководство факультета, кураторы из числа
49 Вестник ЧГПУ42011
преподавателей, т.е. студенческое волонтерство становится организованным. Главная цель этого этапа - подготовить и осуществить переход от организованного студенческого волонтерства к специально организованному самоуправляемому студенческому волонтерству, когда приоритетные
направления работы, план работы, форма и периодичность волонтерских акций предлагаются и реализуются самими студентами-волонтерами. Управление социально полезной деятельностью студентов на этом этапе осуществляется лидерами волонтерского объединения и специально созданным в вузе для этих целей органом (ассоциация, клуб и т.д.). Администрация и профессорско-преподавательский состав вуза выполняют контрольную функцию и оказывают посильную помощь в организации, обучении и повышении квалификации волонтеров, налаживании связей с другими волонтерскими объединениями для обмена опытом добровольчества и повышения качества работы.
На третьем этапе разработанной нами технологии взаимодействие преподавателей и студентов осуществляется по принципу соуправления, т. е. преподавателями осуществляется контроль над процессом добровольческой деятельности будущих социальных педагогов и решение таких вопросов, которые студенты в силу своего статуса решить не могут: специальная подготовка волонтеров, организация взаимодействия со структурными подразделениями вуза, заключение договоров о сотрудничестве, оформление документов на использование оборудования и транспорта вуза; руководство научно-исследовательской работой студентов, занимающихся изучением мотивации волонтеров, их готовности к социально-педагогической деятельности, проектирования волонтерской деятельности школьников и т.д.
Четвертый этап - этап самореализации и саморазвития. Саморазвитие предполагает «сознательный процесс личностного становления», «целенаправленное многоаспектное самоизменение личности с целью самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний» [3]. Задачи данного этапа: создание условий для самореализации и саморазвития студентов в профессионально ориентированной волонтерской деятельности; помощь в построении индивидуальной траектории развития своих возможностей средствами волонтерской деятельности. Самореализация и
саморазвитие будущих социальных педагогов осуществляется в условиях специально организованного самоуправляемого студенческого волонтерства, когда студенты не только исполнители, но и инициаторы, организаторы и координаторы добровольческой деятельности.
На четвертом этапе нашей технологии актуализируются процессуальный и рефлексивный компоненты организации волонтерской деятельности будущих социальных педагогов. Именно на этапе самореализации и саморазвития будущие социальные педагоги приходят к пониманию профессиональной направленности волонтерской деятельности, осознают ее цель, значимость добровольчества для своего профессионального становления и будущей профессиональной деятельности. Студенты сознательно и целенаправленно приходят к пониманию необходимости самоанализа на основе профессиональных ценностей и его осуществлению, рефлексии по осознанию ответственности за свои суждения и поступки. На этом этапе у будущих социальных педагогов развивается умение определять объем выполняемой работы, выделять этапы работы, ставить цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределять время при выполнении задания, организовывать рабочее пространство, привлекать дополнительные ресурсы для самостоятельного выполнения задания.
Взаимодействие будущих социальных педагогов с руководителями волонтерского движения из числа преподавателей на четвертом этапе осуществляется по типу самоуправления. Волонтеры самостоятельны во всех видах добровольчества:
- планирование деятельности волонтерского объединения;
- распределение ролей и функций между членами волонтерского объединения;
- разработка социальных акций и мероприятий социальной направленности;
- организация проведения акций и мероприятий социальной направленности;
- координация деятельности членов отряда;
- связь с образовательными и социальными учреждениями;
- популяризация студенческого волонтерского движения и т.д.
Предлагаемая нами образовательная технология позволяет обеспечить непрерывность, преемственность и динамичность процесса формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности. Формирование профессиональной компетентности осуществляется в единстве всех компонентов (от формирования отдельных ее элементов к образованию разнообразных устойчивых внутренних связей между ними и существования их как единого целого).
Таким образом, активизация волонтерского движения студентов в содержании высшего профессионального образования будущих социальных педагогов обусловливает реализацию студентом субъектной активности и, сочетая в себе процессы индивидуализации и социализации, способствует формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов. Формирование профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности с помощью специальной технологии дает нам достаточно высокую гарантию результата и возможность реализовать новые образовательные подходы, а также позволяет описывать педагогический опыт в виде, позволяющем его переносить.
Библиографический список
1. Бершадский, М.Е. Десять мифов технологического подхода в образовании [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев //Педагогические технологии. - 2008. - № 4. - С. 28-42.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика [Текст] /Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.:КНОРУС, 2010. - 240 с.
3. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] /Л.Н. Куликова. -Хабаровск, 1997. - 315 с.
4. Хайруллин, Г.Т. Педагогическая технология как алгоритм взаимодействия [Текст] / Г.Т. Хайруллин //Творческая педагогика. - 2008. -№ 11-25.
5. Юдин, В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории) [Текст] /В.В. Юдин //Педагогические технологии. - 2007. - № 1. - С. 37-45.
Bibliography
1. Bershadsky, M.E. Ten Myths of Technological Approach in Education [Text] / M.E. Bershadsky, V.V. Guzeev // Pedagogical Technologies. - 2008. - № 4. - P. 28-42.
2. Khayrullin, G.T. Pedagogical Technology As Interaction Algorithm [Text] / G.T. Khayrullin // Creative Pedagogy. - 2008. -№ 11-25.
3. Kulikova, L.N. Problems of Personality’s Self-Development [Text] / L.N. Kulikova. -Khabarovsk, 1997. - 315 p.
4. Yudin, V.V. Concept of Pedagogical Technology (Elements of Theory) [Text] / V.V. Yudin // Pedagogical Technologies. - 2007. - № 1. - P. 37-45.
5. Vasilkova, T.A. Social Pedagogy [Text] / T.A. Vasilkova, Yu.V. Vasilkova. - M.: KNORUS, 2010. - 240 p.