Научная статья на тему 'Условия формирования готовности к профессиональному общению будущего педагога-психолога'

Условия формирования готовности к профессиональному общению будущего педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарабутдинова Ума Магомедовна

Определены педагогические условия формирования готовности к профессиональному общению будущего педагога-психолога, а также основные знания и умения, выработка которых обеспечивается образовательной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования готовности к профессиональному общению будущего педагога-психолога»

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ готовности К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

©гоп шарабутдиноваУ.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Определены педагогические условия формирования готовности к профессиональному общению будущего педагога-психолога, а также основные знания и умения, выработка которых обеспечивается образовательной средой.

The author of the article determines the pedagogical conditions of the formation of the readiness for future pedagogues-psychologists’ professional communication, and the basic knowledge and the abilities as well, the development of which is provided by the educational environment.

Ключевые слова: педагог-психолог, профессиональное общение,

педагогические условия, дидактические условия, образовательная среда.

Keywords: pedagogue-psychologist, professional communication, pedagogical conditions, didactic conditions, educational environment.

Успешность формирования

готовности будущего педагога-психолога к профессиональному общению определяется рядом обстоятельств, которые могут видоизменять характер деятельности, влиять на длительность процесса, вследствие чего актуальное значение приобретает обоснование условий обеспечения эффективности

подготовки.

В психолого-педагогической

литературе приводятся различные определения термина

«педагогические условия», как в широком, так и узком понимании, в самом общем виде трактуемый как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [8]. Понятие «педагогические условия»

рассматривается в трудах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. Г. Максимова, Ю. П. Сокольникова и других, в которых обозначается его сущность, структура и т.д.

По мнению Ю. К. Бабанского, под педагогическими условиями

подразумевают «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет,

преподавание и учение)

представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно

преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [2]. Согласно И. Я. Лернеру, педагогические условия - это факторы, обеспечивающие успешное обучение [7].

Анализ указанных и других

подходов к рассмотрению понятия «педагогические условия» позволил нам сформулировать его

определение в соответствии с проблемой нашего исследования как совокупность необходимых внешних и внутренних факторов,

обеспечивающих эффективную работу по выработке готовности

будущего педагога-психолога к профессиональному общению.

Сравнительный анализ позиций по вопросу взаимодействия субъектов педагогической системы позволяет выделить и

охарактеризовать ряд условий, влияющих на формирование готовности будущего педагога-психо-лога к профессиональному общению, с разделением на общепедагогические и

дидактические. При этом

общепедагогические условия,

характеризуя механизм

формирования готовности будущего педагога-психолога к

профессиональному общению, предполагают наличие:

- системы методической работы

по включению в процесс профессионального общения

будущих педагогов-психологов;

- учебно-методического

обеспечения (программы, учебники, методические рекомендации,

сценарий игр, практикумы, тренинги и др.);

- учебно-материальной базы

(финансы, оборудование,

помещение и др.);

- готовность преподавателей к

управлению процессом

профессионального общения

будущих педагогов-психологов;

- образовательной среды;

- направленности содержания подготовки на профессиональное общение;

- позитивного поведения будущих педагогов-психологов, ориентированного на овладение технологией профессионального общения;

- учета индивидуальных особенностей будущего педагога-психолога.

В отличие от общепедагогических, дидактические условия

характеризуют возможности в формировании готовности будущего педагога-психолога к

профессиональному общению на основе:

- использования эффективных

педагогических технологий в

образовательном процессе;

- применения активных форм и

методов формирования готовности к профессиональному общению

будущих педагогов-психологов;

- ориентированности

педагогического процесса на

формирование качеств личности (коммуникабельность, терпимость, толерантность, самостоятельность, инициативность, усидчивость и др.), способствующих профессиональному общению;

- включения в содержание психолого-педагогических и других дисциплин дидактических единиц, способствующих готовности к профессиональному общению;

- совершенствования содержания

образования путем включения спецкурсов, направленных на формирование готовности к

профессиональному общению;

- вовлечения студентов в процесс

самообразования через

формирование потребности в

самоанализе и самопознании.

На основе экспертного опроса (преподаватели, студенты, ученые ДГПУ) в качестве эффективных педагогических условий

формирования готовности будущего педагога-психолога к

профессиональному общению нами определены: наличие

образовательной среды,

ориентированной на формирование готовности будущего педагога-психо-лога к профессиональному общению; использование эффективных

педагогических условий в

образовательном процессе, учебнометодическое обеспечение

(программы, учебники, методические рекомендации, сценарий игр, практикумы и тренинги и др.).

Педагогические условия

образовательной среды понимаются нами как обеспечение системы влияний на формирование личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития,

содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом

образовательная среда, согласно Г. А. Ковалеву [6], структурно включает:

- физическое окружение,

предполагающее архитектуру вуза, степень открытости-закрытости

конструкций внутривузовского

дизайна, размер и пространственное расположение, структуру аудиторий и других помещений вуза, оформление пространства (плакаты, стенды и т.п.), интерьер и т.д.;

- человеческое окружение,

представленное пространственной и социальной плотностью субъектов учебно-воспитательного процесса, степень скученности (краудинга) и ее влияния на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость студентов,

распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности студентов и

преподавателей и т.д.;

- программную составляющую,

характеризующую деятельностную структуру, стиль преподавания и характер социальнопсихологического контроля,

кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения и т.д.

Следовательно, функционирование образовательной среды предполагает: комплексность включенности всех ее компонентов, в качестве которых выступают взаимодействующие субъекты

образования; представленность в среде системы подлежащих освоению социокультурных

ценностей общества на данном этапе его развития; широкое вариативное включение в образовательный процесс

разнообразных средств и способов учебной деятельности и т. д.

С этих позиций построение оптимальной теоретической модели образовательной среды выступает ключом к преобразованию всей системы педагогических отношений в

интересах развития личности студента, где важнейшей задачей выступает доскональное изучение условий и характера социальной среды. При этом различаются догматическая, идейная,

безмятежного потребления и карьерная образовательные среды.

Догматическая среда

характеризуется преобладанием традиций, авторитета, обряда, веления как абсолютного закона, дисциплины, порядка и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

добросовестности и необходимости как социального императива личности. При этом

самоограничение,

самопреодолевание, высокая

нравственность, благоразумие,

доходящее до пассивности, механический шаблон поступков

выступают в качестве

преобладающих характеристик. Следует отметить, что личность, формирующаяся в догматической среде, характеризуется высокой степенью пассивности,

трансформация спокойствия в отрешенность и апатию. В такой среде сложившаяся сильная личность стремится устоять против чужой воли, направляя всю энергию на какую-либо деятельность.

В отличие от догматической идейная среда определяется условиями для свободной мысли, порыва, движения, проявления энтузиазма, преобладанием

творческих отношений, терпимостью и уважением к личности, особенно на стадии первоначального

становления и развития, где

важнейшим показателем

эффективности выступает

отсутствие авторитетного лидера, навязывающего свою точку зрения, игнорируя другие. Но идейная среда самая неустойчивая, поскольку в ней формируется активная личность,

ориентированная на преобразование окружающего мира, с высокой

самооценкой, открытостью и свободой суждений и поступков.

Среде безмятежного потребления присущи беззаботность и

безынициативность субъекта,

отсутствие в его действиях упорства, стремления достичь цели, найти способ действия, атмосфера мнимого внутреннего благополучия,

консерватизм привычек, где активность не служит основой воплощения идей, а рассматривается как средство обеспечения удобств или желательного места в жизни и т. д.

При этом в безмятежной среде формируется личность, довольная тем, что у нее есть, ее ключевой

чертой выступают жизненная

пассивность, неспособность к напряжению и борьбе, стремление самоустраниться от разрешения

проблемы скрытые в своем

иллюзорном мире.

Карьерная среда характеризуется наличием условий для проявления упорства в достижении цели холодным расчетом и тщеславием, хищническим поведением и недовольством, высокомерием и

раболепием, завистью и т.д. Чертами личности, формирующейся в карьерной среде, выступают фальшь и лицемерие; «человек-среда», преобладание центральной и

неравноправной позиции во

взаимоотношениях, где субъект является первичным и исходным, а среда задается по отношению к нему, как нечто имеющее ту или иную значимость.

Проведенный анализ позволил выявить основные знания и умения, формирование которых должно обеспечиваться образовательной средой. К ним следует отнести:

1. Осуществление в

образовательном учреждении

деятельности, направленной на обеспечение психического здоровья и развитие личности учащихся с выявлением условий, затрудняющих эти процессы.

2. Психолого-педагогическая

диагностика готовности детей к обучению, с учетом психического развития, соответствия типа

образовательной программы

возрастной категории.

3. Реализация развивающих и

психокоррекционных программ с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей

личности ученика, а также содействие развитию особо одаренных детей.

4. Профориентационная работа, способствующая формированию готовности к выбору направлений жизненных стремлений.

5. Выявление эмоциональной,

интеллектуальной задержек

развития и оказание социальнопсихологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития.

6. Формирование психологической

культуры, профилактика алкоголизма и наркомании, коррекция

отклоняющегося и асоциального поведения.

7. Консультирование по вопросам

развития данного учреждения, практического применения

психологии, повышения социальнопсихологической компетентности учащихся, учителей, родителей и т.д.

Отметим, что помимо знаний нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; специальных знаний (общая психология, педагогическая психология, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология); знаний

медицинской психологии (детская

психология, нейропсихология,

патопсихология, психосоматика); основ дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены,

профориентации, психодиагностики и т.д. педагог-психолог в

образовательной среде должен

владеть умениями по определению уровня готовности школьников к обучению в школе, по психологическому обследованию с определением уровня

интеллектуального и личностного развития школьников; по проведению

и интерпретации результатов исследования детских коллективов и межличностных отношений, по составлению на диагностической основе рекомендаций в помощь родителям и педагогам, обладать умениями работать с

компьютерными программами для психологического обследования, применять проективные рисуночные методики; составлять по

результатам психодиагностики

комплексную психологическую

характеристику ученика;

осуществлять индивидуальное консультирование родителей

учащихся и учителей;

разрабатывать программы

психологической саморегуляции школьников и учителей; а также для развития познавательных процессов младших школьников и

психологического наблюдения за детьми и т.д.

Рассмотрение педагогических условий позволяет сделать вывод о том, что их влияние на формирование готовности будущего педагога-психолога к

профессиональному общению будет эффективным при обеспечении возможностей для проявления личностного потенциала,

актуализации знаний и умений и использования их в

профессиональной деятельности.

Примечания

1. Аминов И. И. Психология делового общения: учебник для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 287 с. 2. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984. 260 с. 3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. : Изд-во инс-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. 336 с. 4. Дуранов М. Е. Профессиональнопедагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск : ЧГАКИ, 2002. 276 с. 5. Клаврин М. В. Педагогическая технология. М., 1989. 6. Ковалев А. Г. Психология личности. М. : МГУ, 1970. 270 с. 7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 186 с.

Статья поступила в редакцию 17.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.