Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства'

Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Билалов Магомед Курбандибирович

В статье на основе анализа проведенных исследований в области подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности выявлены педагогические условия (готовность преподавателя к формированию творческой активности студента, использование проектно-преобразовательных, игровых и т.д. технологии обучения, нацеленность педагогического процесса на формирование творческих свойств и качеств личности, наличие творческой среды) формирования творческой активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Билалов Магомед Курбандибирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства»

Психолого-педагогические науки

• ••

67

УДК 3711 (471.67)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© 2008 Билалов М.К.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье на основе анализа проведенных исследований в области подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности выявлены педагогические условия (готовность преподавателя к формированию творческой активности студента, использование проектно-

преобразовательных, игровых и т.д. технологии обучения, нацеленность педагогического процесса на формирование творческих свойств и качеств личности, наличие творческой среды) формирования творческой активности личности.

The author of the article on the base of analysis of the conducted studies in the field of future teachers’ training for professional pedagogical activities reveals pedagogical conditions (a teacher’s readiness to develop a student’s creative activity student, the use of projective transformational, game educational technologies, the aim of the pedagogical process to the development of personal creative features and qualities, the presence of creative environment) of the development of personal creative activities.

Ключевые слова: условие, педагогические условия, творчество, творческая активность, творческая среда.

Keywords: condition, pedagogical conditions, creative work, creative activity, creative environment.

Результаты обучения во многом зависят от условий организации, которые могут ускорять или замедлять продвижение личности к цели, создают возможности для реализации творческого потенциала субъекта воздействия. Следовательно, успешность формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства предопределяется рядом условий, которые видоизменяют характер деятельности, обеспечивают определение круга явлений, влияющих на эффективность процесса. С этих позиций важно не только знать, но и уметь создавать условия, обеспечивающие формирование творческой активности личности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в пони-

мании и использовании термина «педагогические условия» нет единого подхода, поскольку разные авторы приводят определения, характеризующие данную категорию как в широком, так и более узком смысле.

Сущность понятия «педагогические условия» рассматривается в трудах Ю. К. Бабанского, В. Ч. Загвя-зинского, И. Я. Лернера, В. Г. Максимова, Ю. П. Сокольникова и др.

В самом общем виде понятие «условие» трактуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит», ... как среда, обстановка, в которой явления или процессы возникают, существуют и развиваются [9].

Ю. К. Бабанский под педагогическими условиями понимает обстановку, «при которой компоненты

68

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии, и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [1].

По мнению И. Я. Лернера, педагогические условия определяют как факторы, обеспечивающие успешное обучение [6].

На основе сопоставления взглядов ученых-дидактов В. Г. Максимов под педагогическими условиями рассматривает совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы, зависящей от целей, задач, содержания, форм и методов этой системы [8].

О. Ф. Федорова, рассматривая условия, утверждает, что они характеризуют «совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая

успешное решение поставленной задачи» [10].

Сравнительный анализ вышеизложенных позиций к рассмотрению понятия «педагогические условия» позволяет сформулировать авторский вариант, согласно которому под педагогическими условиями понимается совокупность всех необходимых и достаточных факторов, обеспечивающих эффективное формирование творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства.

Анализ психолого-педагогических исследований, практики реализации процесса педагогического взаимодействия субъектов системы дает возможность выделить и охарактеризовать ряд условий, которые во многом предопределяют эффективность включения будущего учителя технологии и предпринимательства в творческий процесс.

Во всем спектре условий формирования творческой активности будущего учителя нами выделены следующие условия:

• ••

- общепедагогические, характеризующие механизм реализации социального заказа общества на формирование творческой активности будущего учителя и включающие: наличие системы методической работы по организации творческой деятельности будущих учителей (студентов); учебно-методическое обеспечение (программы, учебники, методические рекомендации, сценарий игр, программ практикумов и тренингов и др.); учебноматериальная база (финансы, материалы, оборудование, помещение и др.); специальная подготовка преподавателей по управлению творческой деятельностью студентов; наличие творческой среды; творческая направленность изучения психологопедагогических и других дисциплин; личный пример педагога в творческом подходе к решению проблем; предоставление студентам возможности активно задавать вопросы; знание индивидуальных особенностей каждого студента; формулирование педагогом дополнительных вопросов, помогающих расширить поле поиска решений;

- дидактические, характери-

зующие возможности формирования творческой активности будущего учителя: реализация образовательных задач проектно-

преобразовательной технологией обучения; ориентированность педагогического процесса на выработку творческих качеств личности (любознательность, легкость генерирования идей, способность к переносу, гибкость мышления, воображение и др.), способствующих участию будущих учителей в творческом процессе; наличие в содержании психологопедагогических и других дисциплин, учебного материала, способствующего творческой активности будущего учителя; совершенствование содержания образования (включение в учебный план факультативов и спецкурсов, способствующих развитию познавательных потребностей и творческой активности личности); демократизация и гуманизация системы высшего образования; обогащение студентов системой знаний о творчестве; определение наиболее

Психолого-педагогические науки

69

• ••

актуальных и перспективных направлений творческого поиска; самообразование студента.

Для выявления значимости того или иного педагогического условия в формировании творческой активности будущего учителя в течение 2006-07 учебного года был проведен экспертный опрос среди преподавателей (13), студентов (27), ученых (7) и руководителей подразделений ДГПУ (5) и т.д. Отношение к педагогическим условиям оценивали по методике Е. М. Павлютенкова, для чего предложили респондентам высказать свое мнение о том, какие из предлагаемых им условий способствуют формированию творческой активности личности.

Определение среднего балла каждого из предлагаемых условий, способствующих формированию творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства, позволило определить место, которое, по мнению респондентов, то или иное условие занимает в общей совокупности условий. На наш взгляд, ценность данной информации состоит не в установлении истинной значимости того или иного условия, а в получении некоторого представления о том, каково отношение опрашиваемых к ним. При этом фиксация отношения опрашиваемых к одним и тем же условиям позволяет принять необходимые меры для повышения эффективности формирования творческой активности и творческих качеств будущего учителя технологии и предпринимательства.

Проведенный анализ показывает, что предлагаемые нами педагогические условия являются необходимыми для формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства.

Результаты опроса демонстрируют, что в качестве тех условий, которые играют существенную роль в формировании творческой активности будущего учителя, выступают:

- наличие творческой среды;

- готовность преподавателя к формированию творческой активности студента;

- использование проектно-

преобразовательных, игровых и т.д. технологий обучения;

- нацеленность педагогического процесса на формирование творческих свойств и качеств личности.

Анализ анкетных данных свидетельствует о том, что ключевым условием эффективности формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства выступает творческая среда.

Практика подготовки будущих специалистов доказывает, что преподаватели отдают отчет в том, что одним из важных условий обеспечения сформированное™ творческой активности личности является наличие творческой среды. Но осознание самого факта не означает, что они, преподаватели, успешно создают творческую среду. По мнению Г. М. Гаджиева, И. А. Зимней, И. Я. Лернера, А. Н. Лука, Д. Ж. Маркович и других, наличие творческой среды является важнейшим условием эффективного формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства.

Творческая среда предполагает нарушение главного условия традиционного преподнесения готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. В творческой среде информация носит несистематизированный, противоречивый характер, поскольку являет собой не знания, а комплекс информации, которая в процессе взаимодействия подлежит проверке практикой, систематизации и т.д.

Эффективность функционирования творческой среды предопределяется активными формами педагогического взаимодействия (дискуссии, деловые игры, проектирование, творческие задания, моделирование социально-педагогической практики и т.д.).

В качестве условия формирования творческой активности будущего учителя и успешного воздействия творческой среды нами рассматриваются творческие задания (аналитические, эвристические, технологические,

проективные, технические, графические, конструкторские), которые

70

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

• ••

подразделяются на допроектироеа-ние, перепроектирование, а также проектные задачи, обеспечивающие формирование в комплексе аналитических, эвристических, технологических, проективных реализационных, контрольных, коррекционных умений. Эти задания объединены в учебно-творческий пакет, представляющий собой комплекс учебных заданий, направленных на самовыражение и самореализацию личности путем открытия или создания нового в себе или в окружающей действительности, требующих у студента проявления творческих способностей в условия проблемной ситуации, предполагающей поиск решения и получения объективно нового результата. При этом главной особенностью учебно-творческого пакета является отсутствие вариантов решения или их многообразие, необходимость выработки эталона для сравнения, разработки алгоритма ориентировочной основы, что обеспечивает творческий характер учебной деятельности.

Содержательно учебно-

творческий пакет включает совокупность творческих проблемных заданий интеллектуально-образнопрактического характера, выполнение которых предполагает поиск алгоритма преобразования окружающей действительности, приводящих к удовлетворению потребности. Материалы, входящие в учебнотворческий пакет, несмотря на достаточно жёсткую общую упорядоченность всей его конструкции, могут быть живыми, яркими и привлекательными для студента. Инструкции для студента включают цели и задачи выполнения задания из учебнотворческого пакета определенных параметров или минимальные требования к заданию и т.д. Такие задания, как правило, охватывают фрагменты предметного содержания, что делает возможным включение их как в традиционные, так и в нетрадиционные организационные формы обучения и способствует индивидуализации подготовки.

Примечания

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М. : Просвещение, 1982. 192 с. 2. Веселова Л.Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания//Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов МГПУ. Апрель 2004 года. Мурманск: МГПУ, 2006. 3. Гаджиев Г.М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002. 274 с. 4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2000. 368 с. 5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 1997. 6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 186 с. 7. Лук А.Н. Мышление и творчество. М. : Политиздат, 1999. 444 с. 8. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: ЧГПИ, 1996. 227 с. 9. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н. Ю. Шведова. М. : Русский язык, 1990. 916 с. 10. Федорова О.Ф. Некоторые вопросы активации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М., 1970. 75 с.

Статья поступила в редакцию 09.11.2008 г.

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

© 2008 Гаджиев Г.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.