Научная статья на тему 'Образовательная среда как условие подготовки будущего педагога к формированию ценностного отношения к семье'

Образовательная среда как условие подготовки будущего педагога к формированию ценностного отношения к семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЕ / СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СЕМЬЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как условие подготовки будущего педагога к формированию ценностного отношения к семье»

Библиографический список

1. Лопато Л.В., Платицына Т.В. Интерактивная компетенция в профессионально значимых ситуация межкультурного общения // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы II Международной научной конференции, посвященной 87-летию образования Белорус. гос. ун-та. - Минск: Тесей, 2008. - 124 с.

2. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behaviour. NewYork: Plenum Press. - 1985.

3. Krapp A. Konzepte und Forschungsansätze zur Analyse des Zusammenhangs von Interesse, Lernen und Leistung. In A. Krapp & M. Prenzel (Hrsg.), Interesse, Lernen, Leistung. Neuere Ansätze der pädagogischen Interessenforschung Münster: Aschendorff. 1992. P. 9-52.

4. Prenzel M. Selbstbestimmt motiviertes und interessiertes lernen in der kaufmännischen Erstausbildung: Projektantrag an die DFG. Regensburg: Universität Regensburg, 1993.

5. Schiefele U. & Köller, Intrinsische und extrinsische Motivation. In D. H. Rost (Ed.), Handwörterbuch Pädagogische Psychologie (pp. 304-310). Weinheim: Beltz, 2001. P. 305.

Д.Ш. Мустафаева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК уСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ

будущего педагога к формированию ценностного

ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ

Ключевые слова: условие, среда, образовательная среда, ценностное отношение,

семья.

Профессиональное обучение является заключительным этапом образовательной системы, поскольку именно оно дает возможность человеку найти работу, социально определиться, и в конечном итоге выполнять функцию, необходимую обществу. И сегодня, когда демографический кризис, связанный с падением рождаемости, снижением продолжительности и качества жизни, ростом уровня смертности и т.д., приводит к необходимости стабилизации социально-экономического положения семьи, улучшения финансового положения, предоставления возможности по воспитанию будущего гражданина и семьянина, противостоянию произвольной индокринации и внедрению в сознание насилия, агрессии, и т.д.

Таким образом, в условиях утраты культурно-нравственных традиций, этноисто-рических ценностей, усиления демографических процессов важное значение приобретает осознание личностью семьи как социокультурной ценности, а также формирование потребности в создании полноценной семьи через такие аспекты:

- восприятие семьи как социокультурной ценности и института социализации личности;

обеспечение единства социальных и индивидуальных прокреационных потребностей;

- обеспечение убежденности личности в необходимости создания полноценной

семьи.

© Мустафаева Д.Ш., 2013

Сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы позволяет в качестве специфических обстоятельств функционирования современной семьи рассмотреть: место проживания, социальную и этническую принадлежность, материальное положение, уровень образования и культуры, учет субъектами семейных отношений, традиций и обычаев. Наиболее полно социокультурную сущность семьи характеризует конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, представляющая собой социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, в удовлетворении потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В качестве основных признаков кризиса современной семьи многие эксперты выделяют ослабление семейных отношений, снижение роли союза родственников (нуклеаризация), родителей и детей (коньюгализация и девальвация семей, детей, родительства), супругов (индивидуализация и автономизация «Я»), исчезновение семейных традиций, обычаев и т.д. При этом семья остается средой воспроизводства населения, социального формирования личности, институтом воспитания через воссоздание определенного образа жизни, несмотря на то, что семейные отношения претерпевают изменения под воздействием общественных отношений, урбанизации и научно-технического прогресса. Кроме того, семья выступает фактором выработки системы социальных установок, направленности личности, мотивов поведения и формирования жизненных планов, диапазона воздействия, которые включают общественные правила, впервые осознаваемые в семье, культурные ценности личности и общества, познание других людей и т.д.

Следует отметить, что сегодня потребность в создании семьи выступает не биологической, а социальной категорией, представляющей свойство индивида, проявляющееся в личностной самореализации, овладении элементами семейно-бытовой культуры (язык, национальная одежда, народное жилище, народное изобразительное искусство и т.д.), создавая определенный психологический настрой, обусловливаемый сформирован-ностью норм поведения, этнической принадлежностью, сохранением традиций и установок. При этом целесообразно создать специальную среду нормативных установок, соответствующую современному образу жизни, формирующую не только естественную, но и нравственную потребность в создании полноценной семьи, ценностное отношение к репродуктивной, экзистенциальной и социальной функциям семьи.

Анализ практики вузовской подготовки показывает, что современная система образования вступила в противоречие с новой социальной средой, в связи с чем имеет место несоответствие между:

- значимостью ценностного отношения к созданию семьи и отсутствием активной поддержки семьи в поиске путей выхода из демографического кризиса;

- значимостью подготовки личности семьянина и отсутствием учебных дисциплин, ориентирующих молодежь на нравственную потребность и готовность к созданию полноценной семьи;

повышением роли полноценной семьи в обществе и отсутствием культуры семейных отношений;

- потребностью общества в полноценной семье и отсутствием средственного механизма обеспечения (семейные традиции, обычаи, культура и т.д.) готовности к ее созданию.

Следовательно, система образования должна не только обеспечить будущего учителя базовыми знаниями, но и формировать способность ориентировать подрастающее

поколение на создание полноценной семьи. Решение указанных проблем приводит к необходимости значительных изменений в системе профессионального образования, суть которых должна состоять в увеличении степени гибкости и адаптируемости этой системы к меняющимся условиям, а также увеличении ее эффективности. Снятие приведенных противоречий, на наш взгляд, возможно при наличии определенных взаимосвязанных педагогических условий, которые оказывают эффективное влияние на качество результатов обучения через видоизменение характера деятельности, определение круга явлений, влияющих на длительность процесса. Поэтому важно не только знать, но и уметь создавать условия, обеспечивающие необходимый уровень подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи.

В педагогическом аспекте «условие» имеет немало контекстных понятий. Так, Н.М. Яковлева и ряд других ученых считают, что рассматриваемые определения должны включать в себя только те условия, которые являются внешними по отношению к обуславливаемой педагогической системе. М.Е. Дуранов отмечает, что педагогические условия являются зависимостями, которые обеспечивают необходимый и достаточно полный отбор специфического содержания, форм и методов обучения и воспитания студентов для решения конкретной педагогической задачи. Под необходимыми условиями ученые понимают существенный компонент комплекса мер педагогического процесса, из наличия которого следует существование педагогического явления. Необходимые и достаточные условия - это условия достижения цели, без которых она (цель) не может быть достигнута [4].

В самом общем виде понятие «условие» трактуется словарем русского языка С.И. Ожегова как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит». Российская социологическая энциклопедия определяет данный термин как среду, обстановку, в которой явления или процессы возникают, существуют и развиваются. Сущность понятия «педагогические условия» рассматриваются в трудах многих ученых: Ю.К. Бабанского, В.Ч. Загвязинского, И.Я. Лернера, В.Г. Максимова, Ю.П. Сокольникова и др. [1; 5; 7; 9].

Научное исследование в области педагогики направлено в большинстве случаев на выявление наилучших условий протекания изучаемых педагогических процессов, что позволяет нам сформировать еще один вариант трактовки данного понятия в соответствии с проблемой, рассматриваемой в нашей статье. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых и обязательных факторов, обеспечивающих достижение учебной цели - эффективной подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи, которые нами разбиты на следующие группы:

- общепедагогические, характеризующие механизм реализации социального заказа общества на подготовку будущих специалистов к их профессионально-педагогической деятельности;

- дидактические, характеризующие возможности формирования проектной культуры будущего учителя.

Одним из приоритетных условий подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи из общепедагогической группы нами определена образовательная среда. Анализ социологической, психологической и педагогической литературы показывает, что, несмотря на необычайно широкое употребление и активное использование наряду с понятиями «среда человека», «среда обитания», «окружающая среда», «жизненная среда» и т.д. термина «среда», он не

имеет четкого и однозначного определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, чаще всего подразумевая ту или иную совокупность условий и влияний, окружающих человека. Следовательно, среда человека, охватывая комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влияет на жизнь и деятельность личности. В Европейском экономическом сообществе среда представляет собой совокупность элементов, при сложении своих отношений составляющих пространство и условия жизни человека.

Если в приведенных определениях среды используются понятия «условия», «влияние», «факторы», то, по мнению автора теории возможностей Дж. Гибсона (1988), активное начало субъекта, осваивающего жизненную среду, определяется как свойствами среды, так и самого субъекта. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие.

Следует отметить, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также В.В. Рубцовым: «Мы говорим и пребываем в человеческой среде, но для человека среда - это не только окружающий его мир. Для человека - это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах. Среда человека - это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий». На наш взгляд, развитие личности и удовлетворение ее потребностей эффективно обеспечивается в рамках образования, которое, по мнению В.В. Рубцова, определяется как трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводства устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры [9].

В Законе РФ «Об образовании» акцент делается на более прагматичное понимание образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающегося констатацией установленных государством образовательных уровней.

Согласно теории П.Я. Гальперина для формирования нового действия должны выполняться следующие психологические условия:

- сформированность адекватной мотивации освоения действия и его осуществления;

- обеспеченность полноценной ориентировки и исполнение осваиваемого действия;

- свойства действия доведены до желаемого уровня;

- действие перенесено в идеальный (умственный) план [4].

Каждое из указанных условий в той или иной степени будет влиять на структуру среды. Задача мотивации освоения действий, безусловно, должна быть поставлена как задача формирования внутренних мотивационных стимулов. В то же время, очевидно, что структура среды может обеспечить только внешнюю мотивацию. Между внутренней и внешней мотивацией существует достаточно сложная взаимосвязь. Например, известно, что внешняя мотивация не валидна внутренней, и в какой-то мере может ее подавить. Механизмы внешней мотивации базируются на подкреплении позитивных реакций. Степени возможного подавления внутренней мотивации связаны с типом подкрепления.

Большая степень подавления наблюдалась при условии подкрепления материального типа, меньшая - при моральном подкреплении.

Динамика успешной подготовки будущего учителя возможна в том случае, если взаимодействие студента и среды будет обеспечено психологическим сопровождением, диагностикой, коррекцией и консультированием студентов. В этом процессе задействованы сотрудники психологической службы вуза и вместе с тем кураторы, студенческий совет, представители студпрофкома, а также весь профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет вычленить:

- догматическую среду, которая характеризуется преобладанием традиций, авторитета, обряда, веления как абсолютного закона, дисциплины, порядка и добросовестности, необходимости как жизненной императивы личности. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность, благоразумие, доходящее до пассивности, механический шаблон поступков выступают как преобладающие. Личность, формирующаяся в догматической среде, характеризуется высокой степенью пассивности, трансформированием спокойствия в отрешенность и апатию. В случае оказания в такой среде сложившейся сильной личности, она стремится устоять против чужой воли, направляя свою энергии на какую-либо деятельность;

- идейную среду, характеризующуюся полетом и свободой мысли, порывом, движением, энтузиазмом, преобладанием творческих отношений, терпимостью и уважением к личности. Идейная среда преобладает в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Важнейшим условием функционирования идейной среды выступает отсутствие авторитетного лидера, навязывающего свою точку зрения, игнорируя других. Идейная среда - самая неустойчивая, чему свидетельством распады различных творческих коллективов. В идейной среде формируется личность, обладающая активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков;

- среду безмятежного потребления, которая характеризуется отсутствием упорства, стремления достичь, найти и сохранить, беззаботностью, без инициативностью, атмосферой мнимого внутреннего благополучия, консерватизмом привычек; работа в ней никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, не является самоцелью, а лишь средством для обеспечения себе удобств или желательных условий. В безмятежной воспитательной среде формируется личность, всегда довольная тем, что у нее есть, основной чертой которой выступает жизненная пассивность, неспособность к напряжению и борьбе, предпочитая самоустраниться от разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире;

- среду внешнего лоска и карьеры, которая характеризуется упорством в достижении, вызванным холодным расчетом, тщеславием, хищническим поведением, недовольством, высокомерием и раболепием, завистью.

Рассматривая образовательную среду, обеспечивающую эффективность подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи, мы взяли за основу классификацию Г.А. Ковалева и в качестве структурных компонентов включили: физическое окружение - архитектура вуза, степень открытости-закрытости конструкций внутривузовского дизайна, размер и пространственная структура аудиторий и других помещений вуза, оформление пространства (плакаты, стенды и т.п.), предметно-вещевое обставление интерьера и т.п.; человеческие факторы - пространственная и социальная плотность среди субъектов учебно-воспита-

тельного процесса, степень скученности (краудинга) и его влияния на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость студентов, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности студентов и преподавателей и т.п.; программа обучения - деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения и т.п. Образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной, «сухой». В образовательной проектной среде всегда превалирует эмоционально-комфортная обстановка, обеспечивающая свободу и активность, самостоятельность, возможность личностного развития, формируя готовность к нестандартным решениям, восприятию нового и необычного, стремление использовать и внедрять продуктивные методы и средства и т.д. С этих позиций оптимальное функционирование образовательной среды, обеспечивающей эффективность подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи, предполагает комплексность включенности всех ее компонентов, в качестве которых, прежде всего, выступают взаимодействующие субъекты образования; представленность в среде системы подлежащих освоению социокультурных ценностей общества на данном этапе его развития; широкое вариативное включение в образовательный процесс разнообразных средств и способов учебной деятельности.

Образовательная среда предполагает возможное использование эвристических и творческих методов, обеспечивающих подготовку будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи; реализацию уроков-лекций, бесед, диспутов, учебных конференций, вечеров вопросов и ответов; включение в ролевые игры, анализ жизненных ситуаций, анализ проблемных ситуаций, психолого-педагогический тренинг, обсуждение самостоятельных творческих работ учащихся; осуществление лекций, бесед для учителей и родителей, индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями, библиотерапию.

С этих позиций образовательная среда обеспечивает подготовку будущего учителя к формированию позитивного отношения к созданию полноценной семьи и реализует через изучение спецкурса «Основы функционирования полноценной семьи», разработанного на базе семейной и народной педагогики, этнопсихологии, этики, социологии и философии. При этом главной целевой установкой введения специального курса выступает углубление и синтез знаний по указанным дисциплинам, имеющим направленность на подготовку студентов к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: Наука, 1977. -114с.

2. Гальперин П. Я., Талызина Н.Ф. В основе - управление процессом усвоения знаний // Вестник высшей школы. - 1965. - № 6. - С.19-24.

3. Гусинский Э.Н. Образование личности / Гусинский Э.Н. - М.: Интерпракс, 1994. -136 с.; Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. -М.: Академия, 2008; Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М.: МГУ, 1970. - 270 с.

4. Дуранов М.Е. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности: учеб. пособ. / М.Е. Дуранов. - Челябинск, 1996.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

6. Лидак Л.В., Гущина Е.В. Влияние развивающей образовательной среды вуза на динамику самореализации студента [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. -2010. - № 3. - Режим доступа: http://www.ppip.su/arhiv_gl/2010_3/nomer/nom02.php

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И. - М.: Русский язык, 1987. -750с.

8. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина, - М.: Академия, 2002 - 576 с.

9. Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. — М.: Изд-во МГППУ, 2002. — С. 272.

В.В. Потапов

ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОРГАНАМ МВД КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ключевые слова: взаимодействие, доверие, мотив, население.

В России социально-психологическое напряжение достаточно высоко, уровень риска велик, вследствие чего доверие населения к органам МВД выступает важным элементом государственной политики. Доверие к органам МВД является результатом субъективно-объективного восприятия населением оценки их деятельности. Содержанием доверия является вера людей в способность органов МВД эффективно осуществлять возложенные на них функции. Основным мотивом доверия населения к органам МВД является положительное эмоциональное впечатление, характеризуемое убежденностью в высокой степени предсказуемости деятельности данного института государственной власти.

Доверие можно рассматривать как своего рода эмоциональный фон эффективного взаимодействия органов МВД и населения. Доверие к органам МВД представляет собой особое позитивное отношение индивидов и различных социальных групп, характеризуемое в эмоциональном и интеллектуальном аспекте убежденностью в высокой степени предсказуемости благоприятного поведения и действий с его стороны. Объективной предпосылкой оказания доверия населения органам МВД является удовлетворенность их деятельностью. Доверие к органам МВД изначально связано со степенью удовлетворенности их деятельностью, с наличием определенных профессиональных и моральных качеств у служащих МВД. Востребованность тех или иных качеств органов МВД определяется параметрами проблемной ситуации (социальной, экономической, политической), уровнем ожиданий различных социальных групп. Достижение благоприятного контекста взаимодействия органов внутренних дел и общественности во многом связано с уровнем позитивных отношений, одобрением, пониманием, доверием и поддержкой деятельности органов МВД. В основе объективных факторов роста доверия к органам МВД лежит улучшение состояния криминогенной обстановки, результативность право-

© Потапов В.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.