Научная статья на тему 'Условия формирования ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи'

Условия формирования ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЕ / СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОЛНОЦЕННАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаева Диана Шарафудиновна

В статье анализируются условия подготовки педагога к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи, где обоснована образовательная среда, раскрыта ее сущность и основные характеристики, обеспечивающие успешное формирование ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мустафаева Диана Шарафудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи»

Психолого-педагогические науки •••

77

УДК 372.08

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СОЗДАНИЮ ПОЛНОЦЕННОЙ СЕМЬИ

CONDITIONS FOR DEVELOPING THE SENIOR SCHOOLCHILDREN’S VALUE ATTITUDE TOWARDS MAKING A COMPLETE FAMILY

© 2015 Мустафаева Д. Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Mustafaeva D. Sh.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье анализируются условия подготовки педагога к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи, где обоснована образовательная среда, раскрыта ее сущность и основные характеристики, обеспечивающие успешное формирование ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи.

Abstract. The author of the article analyzes the conditions of training the teacher for the development of senior schoolchildren’s value attitude towards making a complete family, where the educational environment is justified, its nature and characteristics are disclosed to ensure the successful development of the value attitude of senior pupils towards making a complete family.

Rezjume. V stat’e analiziruetsja uslovija podgotovki pedagoga k formirovaniju cennostnogo otno-shenija starsheklassnikov к sozdaniju polnocennoj sem’i, gde obosnovana obrazovatel’naja sreda, raskryta ee sushhnost’ i osnovnye harakteristiki, obespechivajushhie uspeshnoe formirovanie cennostnogo otnoshenija starsheklassnikov k sozdaniju polnocennoj sem ’i.

Ключевые слова: условие, среда, образовательная среда, педагог, ценностное отношение, полноценная семья.

Keywords: condition, environment, educational environment, pedagogue, value attitude, complete family.

Kljuchevye slova: uslovie, sreda, obrazovatel ’naja sreda, pedagog, cennostnoe otnoshenie, polno-

cennaja sem’ja.

Современный уровень развития общества оказывает существенное влияние на ценностные ориентиры и мотивацию личности, которая должна уметь быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически подготовлена к осуществлению профессиональной деятельности. Сегодня, когда демографический кризис, связанный с падением рождаемости, снижением продолжительности и качества жизни, ростом уровня смертности и т. д., приводит к дестабилизации социально-экономического положения семьи, ухудшению финансового положения, вопросы

воспитания будущего гражданина и семьянина, использования культурно-

нравственных традиций, этноисторических ценностей, важное значение приобретает осознание личностью семьи, как социокультурной ценности, а также формирование потребности ее создании через: восприятие семьи, как института социализации личности; обеспечение единства социальных и индивидуальных прокреационных потребностей; убежденности личности в необходимости создания полноценной семьи.

Сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по-

78

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

зволяет в качестве специфических обстоятельств функционирования современной семьи выделить: место проживания; социальную и этническую принадлежность; материальное положение; уровень образования и культуры; учет субъектами в семейных отношениях традиций и обычаев [3]. При этом социокультурную сущность семьи характеризует система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, представляющая собой совокупность субъектов связанных брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, призванная удовлетворить потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. При этом, в качестве основных признаков кризиса современной семьи многие эксперты отмечают: ослабление семейных отношений, снижение роли союза родственников (нуклеаризации), родителей и детей (коньюгализация и девальвация семей, детей, родительства), супругов (индивидуализация и автономизация Я), исчезновение семейных традиций, обычаев и т. д.

Сегодня семья остается средой воспроизводства населения, социального формирования личности, институтом воспитания и воссоздания определенного образа жизни, несмотря на то, что семейные отношения претерпевают изменения под воздействием общественных отношений, урбанизации и научно-технического прогресса. Кроме того, семья выступает фактором выработки системы социальных установок, мотивов поведения и формирования жизненных планов, включая общественные правила, впервые осознаваемые в семье, культурные ценности личности и общества и т. д.

На современном этапе потребность в создании семьи выступает не только биологической, но и социальной категорией, представляющей собой свойство индивида, проявляющееся в личностной самореализации, овладении элементами семейно-бытовой культуры (язык, национальная одежда, народное жилище, народное изобразительное искусство и т. д.), создавая определенный психологический настрой, обуславливаемый сформированностью норм и правил поведения, этнической принадлежностью. При этом целесообразно функционирование специальной среды, где нормативные установки соответствуют современному образу жизни; формирующей не только естественную, но и нравственную потребность в полноценной семье, позитивное отношения к репродук-

тивной, экзистенциальной и социальной функциям семьи.

Анализ практики подготовки показывает, что современная система образования вступила в противоречие с новой социальной средой, в связи, с чем имеет место несоответствие между: значимостью ценностного отношения к созданию семьи и отсутствием активной поддержки семьи в поиске путей выхода из демографического кризиса; значимостью подготовки личности семьянина и отсутствием учебных дисциплин, ориентирующих молодежь на нравственную потребность и готовность к созданию полноценной семьи; повышением роли полноценной семьи в обществе и отсутствием культуры семейных отношений; потребностью общества в полноценной семье и отсутствием средственного механизма обеспечения (семейные традиции, обычаи, культура и т. д.) готовности к ее созданию.

В этих условиях система образования должна обеспечить овладение не только базовыми знаниями и умениями, формировать готовность подрастающего поколения к созданию полноценной семьи, что потребует значительных изменений, суть которых в обеспечении гибкости и адаптируемости компонентов системы к меняющимся условиям. Кроме того, снятие приведенных противоречий, на наш взгляд, должно оказать эффективное влияние на качество обучения, видоизменить характер деятельности и т. д., что возможно при наличии определенных взаимосвязанных педагогических условий.

Сегодня важно уметь создавать условия, обеспечивающие соответствующий уровень подготовки личности к формированию позитивного отношения к созданию полноценной семьи.

По мнению Н. М. Яковлева и ряда других ученых определение понятия условие должно включать в себя внешние по отношению к обуславливаемой педагогической системе факторы и зависимости, которые обеспечивают необходимый отбор специфического содержания, форм и методов обучения и воспитания. При этом, под необходимыми условиями ученые понимают существенный компонент комплекса мер, из наличия которого следует существование педагогического явления, включая необходимые и достаточные условия достижения цели [4; 5].

Российская социологическая энциклопедия определяет условия, как среду, обстановку, в которой явления или процессы возникают, существуют и развиваются. При

Психолого-педагогические науки •••

этом сущность понятия «педагогические условия» рассматривается в трудах ученых (Ю. К. Бабанский, В. Ч. Загвязинский, И. Я. Лернер, В. Г. Максимов, Ю. П. Сокольников и др.) [1; 2].

При этом в области педагогики в большинстве случаев выявляются наилучшие условия протекания педагогических процессов, что позволяет нам сформировать в соответствии с проблемой, понимание педагогических условий, как совокупность необходимых и обязательных факторов, обеспечивающих достижение учебной цели, эффективное формирование ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи, среди которых:

- общепедагогические, характеризующие механизм реализации социального заказа общества на подготовку будущих специалистов к их профессионально-педагогической деятельности;

- дидактические, характеризующие возможность формирования ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи [3].

Следует отметить в качестве приоритетного условия формирования ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи образовательную среду, входящую в общепедагогическую группу.

Анализ социологической, психологопедагогической литературы показывает, что широкое употребление и активное использование понятий «среда человека», «среда обитания», «окружающая среда», «жизненная среда». При этом, в самом общем смысле «среда» понимается, как окружение, чаще всего, подразумевая ту или иную совокупность условий и влияний, окружающих человека [6-9].

Следовательно, среда человека, охватывая комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влияет на жизнедеятельность личности.

В Европейском экономическом сообществе среда представляет собой совокупность элементов, при сложении отношений составляющих которых формируется пространство и условия жизни человека. В приведенных определениях среды используются категории, «условия», «влияние», «факторы», по мнению Дж-Гибсона [8], характеризующие активное начало субъекта, осваивающего жизненную среду, возможности,

79

определяемые как свойства среды, так и самого субъекта.

Чем полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие, поскольку он одновременно является продуктом и творцом среды, физической основой жизни, что делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие субъекта. При этом следует отметить, что элементы окружающей среды, оказывая влияния на личность его отношения и действия определяют поведение в социальной среде, влияние среды на поведение человека и т. д.

Особая роль социальной общности, как среды, отмечает В. В. Рубцов, который говорит о пребывании человека в среде, представляющей не только окружающий его мир, существующий в общении, взаимодействии, взаимосвязи и других процессах. Среда человека представляет собой естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний на развитие личности и удовлетворения ее потребностей, направленная на трансляцию социального опыта во времени [12].

С учетом того, что в Законе РФ «Об образовании» акцент делается на более прагматичном понимании образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах, общества, государства сопровождающегося констатацией установленных государством образовательных уровней, нами выделены следующие основные общеупотребительные значения:

- образование как достояние личности, система представлений и понятий, располагающаяся в субъективном пространстве психики человека и направляющая его поведение;

- образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояния личности с одной стороны, и всего культурного окружения с другой;

- образование как специальный социальный институт, одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре.

Образовательная среда выступает необходимым, но отнюдь не достаточным условием формирования готовности к деятельности, где учащийся должен овладеть опре-

80

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

деленной совокупностью действий. С этих позиций образовательная среда нами связывается с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу или систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении.

По мнению П. Я. Гальперина, для формирования нового действия должны выполняться психологические условия: формирование адекватной мотивации освоения действия и его осуществления; обеспечение полноценной ориентировки и исполнение осваиваемого действия; доведение до желаемого уровня действий; перенос действий в идеальный (умственный) план [10; 15].

Следует отметить, что каждое из указанных условий в той или иной степени влияет на структуру образовательной среды. При этом мотивация действий, безусловно, должна быть поставлена, как условие формирования внутренних мотивационных стимулов, несмотря на то, что структура среды может обеспечить только внешнюю мотивацию.

Между внутренней и внешней мотивацией существует достаточно сложная взаимосвязь, поскольку известно, что внешняя мотивация не валидна внутренней, и в какой-то мере может ее подавить. Кроме того, механизмы внешней мотивации базируются на подкреплении позитивных реакций, а степень возможного подавления внутренней мотивации связана с типом подкрепления, где большая степень подавления наблюдается при подкреплении материального типа, а меньшая - при моральном подкреплении.

Таким образом, образовательная среда носит сложный системно-структурный характер и предполагает наличие предметноматериальной, дидактической, организационно-воспитательной, исследовательской, информационной, социально-

коммуникативной структур. При этом динамика подготовки указывает на возможное взаимодействие студента и среды, психологическое сопровождение, диагностику и коррекцию действий с консультированием, где задействована психологическая служба школы.

1. Изложенное выше свидетельствует о том, что: образовательная среда является важным ресурсом развития и самореализации личности, областью совместной дея-

тельности субъектов, где выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования; структура образовательной среды состоит из предметноматериального, дидактического, исследовательского, воспитательного, информационного и социально-коммуникативного компонентов, прямо или косвенно влияющих на личность старшеклассника; психологическое сопровождение развития и самореализации личности в образовательной среде представляет собой комплекс мероприятий по изучению, консультированию и коррекции действий субъектов, способствующих повышению эффективности учебной деятельности и профессиональной направленности.

2. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить: догматическую, идейную образовательную среду, в которых преобладают традиции, веления как абсолютный закон, дисциплина, порядок и добросовестность, необходимости как жизненной императивы личности [14]. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность, благоразумие, доходящее до пассивности, механический шаблон поступков выступают как преобладающие. Личность, формирующаяся в догматической среде, характеризуется высокой степенью пассивности, трансформированием спокойствия в отрешенность и апатию [11-13]. В случае оказания в такой среде сложившейся сильной личности, она стремится устоять против чужой воли, направляя свою энергии на какую-либо деятельность.

3. Образовательная среда предполагает

возможное использование эвристических и творческих методов, обеспечивающих формирование ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи; реализацию уроков-лекций, беседы, диспутов, учебных конференций, вечеров вопросов и ответов; включение в ролевые игры, анализ жизненных ситуаций, анализ проблемных ситуаций, психолого-

педагогический тренинг, обсуждение самостоятельных творческих работ учащихся; осуществление лекций, бесед для учителей и родителей, индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями, библиотерапия.

4. С этих позиций образовательная среда обеспечивает формирование позитивного отношения к созданию полноценной семьи старшеклассников.

81

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

Литература

I. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М. : Наука, 1977. 114 с. 2. Билалов М. К. Педа-

гогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. 2008. № 4. C. 56-59. 3. Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. В основе - управление процессом усвоения знаний // Вестник высшей школы. 1965. № 6. С. 19-24. 4. Гусинский Э. Н. Образование личности. М. : Интерпракс, 1994. 136 с. 5. Дуранов М. Е. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности. Учебное пособие. Челябинск, 1996. 6. Загвязинский

В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М. : Academia, 2008. 7. Ковалев А. Г. Психология личности. М. : МГУ им. .М. В. Ломоносова, 1970. 270 с. 8. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 186 с. 9. Лидак Л. В., Гущина Е. В. Влияние развивающей образовательной среды вуза на динамику самореализации студента. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 3. 10. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пос. для студ. высших педаг. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 272 с.

II. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Русский язык, 1987. 750 с. 12. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2002. 576 с. 13. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М. : МГППУ, 2002. С. 272. 14. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с. 15. Ясвин В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. 2000. № 2. С. 16-22.

References

1. Babansky Yu. K. Optimization of the learning process. M. : Nauka, 1977. 2. Bilalov M. K. Pedagogical

conditions of forming of future Technology and Entrepreneurship teacher's creative activity // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2008. # 4. P. 56-59. 3. Galperin P. Ya, Talyzina N. F. The basis is the learning process management // Bulletin of Higher School. 1965. # 6. P. 19-24. 4. Gusinsky E. S. Formation of personality. M. : Interpraks, 1994. 136 p. 5. Duranov M. E. Research approach to professional educational activities. The tutorial. Chelyabinsk, 1996. 6. Zagvyazinsky V. I. Learning theory: a modern interpretation. M. : Academia, 2008. 7. Kovalev A. G. Psychology of personality. M. : M. V. Lomonosov MSU, 1970. 270 p. 8. Lerner I. Ya. Didactic bases of teaching methods. M. : Pedagogika, 1981. 186 p. 9. Lidak L. V., Gushchina E. V. Influence of developing the educational environment of the University on the dynamics of the student's self-realization [Electronic resource] // Medical Psychology in Russia: electron. scient. journal. 2010. # 3. 10. Maksimov V. G. Pedagogical diagnosis in school: Textbook for stud. of higher pedag. Institutions. M. : Publishing center Academia, 2002. 272 p. 11. Ozhegov S. I. Russian Dictionary. M. : Russky Yazyk, 1987. 750 p. 12. Pedagogy: textbook for students of higher pedagogical. Institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; ed. by V. A. Slaste-nin. M. : Publishing center Academia, 2002. 576 p. 13. Rubtsov V. V., Ivoshina T. G. Projecting the developing educational environment of school. M. : MSPPU Publishing, 2002. P. 272. 14. Yakovleva N. M

Theory and practice in training the future teacher for creative problem-educational tasks: Abstract of Diss. ...Dr. of Ped. Chelyabinsk, 1992. 403 p. 15. Yasvin V. A. The psychological and pedagogical designing of the educational environment // Additional education. 2000. # 2. P. 16-22.

Literatura

1. Babanskij Ju. K. Optimizacija processa obuchenija. M. : Nauka, 1977. 114 s. 2. Bilalov M. K. Pedago-gicheskie uslovija formirovanija tvorcheskoj aktivnosti budushhego uchitelja tehnologii i predprinima-tel'stva // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2008. № 4. S. 56-59. 3. Gal'perin P. Ja., Talyzina N. F. V osnove - upravlenie pro-cessom usvoenija znanij // Vestnik vysshej shkoly. 1965. № 6. S. 19-24. 4. Gusinskij Je. N. Obrazovanie lichnosti. M. : Interpraks, 1994. 136 s. 5. Duranov M. E. Issledovatel'skij podhod k professional'noj peda-gogicheskoj dejatel'nosti. Uchebnoe posobie. Cheljabinsk, 1996. 6. Zagvjazinskij V. I. Teorija obuche-nija: sovremennaja interpretacija. M. : Academia, 2008. 7. Kovalev A. G. Psihologija lichnosti. M. : MGU im.

M. V. Lomonosova, 1970. 270 s. 8. Lerner I. Ja. Didakticheskie osnovy metodov obuchenija. M. : Pedagogika, 1981. 186 s. 9. Lidak L. V., Gushhina E. V. Vlijanie razvivajushhej obrazovatel'noj sredy vuza na di-namiku samorealizacii studenta. [Jelektronnyj resurs] // Medicinskaja psihologija v Rossii: jelektron. nauch. zhurn. 2010. № 3. 10. Maksimov V. G. Pedagogicheskaja diagnostika v shkole: Ucheb. pos. dlja stud. vys-shih pedag. ucheb. zavedenij. M. : Akademija, 2002. 272 s. 11. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka. M. : Russkij jazyk, 1987. 750 s. 12. Pedagogika. Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih ped. ucheb. zavedenij / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shijanov; pod red. V. A. Slastenina. M. : Akademija, 2002. 576 s. 13. Rubcov V. V., Ivoshina T. G. Proektirovanie razvivajushhej obrazovatel'noj sredy shkoly. M. : MGPPU, 2002. S. 272. 14. Jakovleva N. M. Teorija i praktika podgotovki budushhego uchitelja k tvorcheskomu

resheniju vospitatel'nyh zadach: Avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk. Cheljabinsk, 1992. 403 s. 15. Jasvin V. A.

82

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

Psihologo-pedagogicheskoe proektirovanie obrazovatel'noj sredy // Dopolnitel'noe obrazovanie. 2000. № 2. S. 16-22.

Статья поступила в редакцию 16.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.