Научная статья на тему 'Педагогические основы подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников'

Педагогические основы подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / VALUES OF A FAMILY AND FAMILY RELATIONS / PREPARATION OF TEACHERS FOR FORMATION OF VALUES OF A FAMILY AND FAMILY RELATIONS OF SENIOR PUPILS / SYSTEM OF FURTHER EDUCATION OF TEACHERS / PRINCIPLES OF PREPARATION OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF FURTHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брынцева (Моричева) Олеся Сергеевна

Обосновывается актуальность и необходимость подготовки учителей к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников. Выделяются принципы подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брынцева (Моричева) Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASES OF PREPARATION OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF FURTHER EDUCATION TO FORMATION OF FAMILY VALUES AND FAMILY RELATIONS OF SENIOR PUPILS

The urgency and necessity of preparation of teachers to formation of family values and family relations of senior pupils is proved in the article. Principles of preparation of teachers in the system of further education to formation of values of a family and family relations of senior pupils are allocated.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников»

УДК 371.14

О. С. Брынцева (Моричева)

Курск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценности семьи и семейных отношений; подготовка учителей к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников; система повышения квалификации учителей; принципы подготовки учителей в системе повышения квалификации.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается актуальность и необходимость подготовки учителей к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников. Выделяются принципы подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников.

O. S. Bryntseva (Moricheva)

Kursk

PEDAGOGICAL BASES OF PREPARATION OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF FURTHER EDUCATION TO FORMATION OF FAMILY VALUES AND FAMILY RELATIONS OF SENIOR PUPILS

KEY WORDS: values of a family and family relations; preparation of teachers for formation of values of a family and family relations of senior pupils; system of further education of teachers; principles of preparation of teachers in the system of further education.

ABSTRACT. The urgency and necessity of preparation of teachers to formation of family values and family relations of senior pupils is proved in the article. Principles of preparation of teachers in the system of further education to formation of values of a family and family relations of senior pupils are allocated.

ГСНТИ 14.37.27 Код ВАК 13.00.08

емья — древнейшее жизнеуст- которым связано утверждение целого

ройство на земле, один из меха- ряда общечеловеческих ценностей. Во

низмов самоорганизации общества, с все времена семейно-брачные отноше-

© Брынцева (Моричева) О. С., 2011

ния занимали особо важное место в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи всегда были залогом его стабильности. Это было нормой и ценностью [7. С. 48]. Поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и ее функций постепенно меняют ценностное отношение людей к ней.

В последние годы связь семьи с обществом ослабла, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом. Социально-экономические изменения последних лет содействовали воспитанию у целого поколения россиян качеств, не способствующих поддержанию семейных отношений, воспитанию детей. Общество испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, в изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

Система образования в решении данной проблемы должна занимать основное место, так как она обладает рядом преимуществ по сравнению с другими социальными системами: располагает

педагогическими кадрами, специальными временными, материальными ресурсами. Образовательные учреждения могут проводить систематическую целенаправленную подготовку обучающихся к семейной жизни с помощью учебной и внеучебной работы, деятельности различных неформальных объединений, а также путем оказания помощи семье, формирования общественного мнения взрослых и подрастающего поколения о высочайшей ценности семьи для общества и для каждого человека в отдельности.

На общегосударственном уровне проблему подготовки школьников к семейной жизни пытались решить дважды. Первый раз — путем введения «роди-

тельского всеобуча» (1927 г.), второй раз — введением школьного курса «Этика и психология семейной жизни» (1982 г.). Эти меры, несмотря на свою созидательную направленность, не оказались эффективными для старшеклассников и их родителей. В результате обе попытки закончились неудачей, а проблема осталась нерешенной.

Выбор старшего школьного возраста для формирования ценностей семьи и семейных отношений обусловлен тем, что этот возраст — время активного мировоззренческого самоопределения и поиска смысла жизни. Старший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания ценностного отношения к семье, которое включает в себя определенные знания о ценностях семьи, личностную заинтересованность в создании семейных отношений, стремление к идеалу поведения, проявляющего это ценностное отношение. Поэтому недостаточная подготовка старших школьников к созданию семьи, сохранению жизнеспособности этого небольшого коллектива является одним из факторов, ведущих к дестабилизации супружеских отношений [7. С. 131].

Однако при всей незаменимости семейного воспитания для более эффективной подготовки подрастающего поколения к семейной жизни требуется педагогически грамотная, профессиональная помощь. Корректировка и формирование качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничение или активизация воздействия каких-либо факторов либо их нейтрализация возможны при планомерном, систематическом, целенаправленном психолого-педагогическом процессе формирования ценностей семьи и семейных отношений.

В сложившейся в стране системе образования для реализации задач формирования ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников целесо-

образно предусмотреть наличие компетентных в данной области педагогов, осуществляющих образовательную деятельность и контактирующих с учащимся непосредственно каждый день. Согласно проведенным исследованиям, большинство учителей имеет недостаточный уровень подготовки для оптимального взаимодействия со старшеклассниками по формированию у них ценностей семейного образа жизни. Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость осуществления специальной подготовки педагогов к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников.

При этом нами учитывается определение понятия «подготовка», приведенное в словаре Е. И. Огарева: «Подготовка — процесс и результат обучения, направленного на формирование способности совершать определенные действия, заниматься тем или иным видом деятельности, требующей соответствующих установок, знаний, умений и навыков. В ходе подготовки достигается двуединая цель:

- формируется позитивная мотивация к предстоящей деятельности, понимание ее значимости;

- формируется совокупность знаний, умений и навыков, составляющих «технологическую» готовность к компетентному действию» [4. С 87— 88].

Значительным потенциалом в решении проблемы подготовки учителей к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников обладает система повышения квалификации.

Под повышением квалификации принято понимать учебную деятельность, направленную на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра

умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией [1]. Особо подчеркивается, что повышение квалификации осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного обучения в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.

В современных условиях повышение квалификации педагогов должно быть направлено не столько на компенсацию недостающих профессиональных знаний или приобретение новых, сколько на изменение менталитета педагогических кадров, развитие у педагога восприимчивости к новому научному знанию, потребности в освоении новой системы профессиональных ценностей, что требует определенной гибкости и многомерности мышления, наращивания потенциала педагогической деятельности в профессиональном саморазвитии и совершенствовании, развития востребованных профессиональных и личностных качеств, что в совокупности способствует развитию профессионализма учителя.

Но к сожалению, возможности системы повышения квалификации не используются в должной мере из-за неразработанности теории и технологии подготовки учителей к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников.

Опыт подготовки учителей к формированию ценностей семьи и семейных отношений у школьников, формирования компетентности учителя в семьеведческой деятельности освещается Н. В. Анненковой, Н. И. Болдыревым, Т. В. Воликовой, И. В. Гребенниковым, Т. Ю. Гущиной, Н. З. Еловой, Р. М. Капраловой, В. И. Овчинниковой, П. И. Пивненко, В. Г. Сень-ко, Л. Г. Татарниковой, В. И. Щеголем, Н. Е. Щурковой и др.

Подготовка преподавателей курса «Этика и психология семейной жизни» проводилась на курсах в институтах усовершенствования учителей. Опыт орга-

низации такой работы, накопленный в Ленинградском городском ИУУ, освещен Л. Г. Татарниковой [9. С. 85—88]. Программа подготовки включала разделы: «Методико-психологическая подготовка учителей», «Содержание и методика преподавания курса «Этика и психология семейной жизни»«, лекции, повышающие общепедагогическую культуру преподавателей, спецкурсы «Социальные нормы и наше поведение», «Современная советская семья» и др.

В качестве организационных форм и методов в ходе подготовки использовались лекции, практикумы, ролевые, сюжетные и ситуативные игры, дискуссии, диспуты, сензитивный тренинг. Значительное место в ней отводилось анализу уроков по отдельным темам, вызывающим затруднения у слушателей курсов. На коллективное обсуждение выносились проблемные направления деятельности школы:

- система работы школы по подготовке будущего семьянина;

- взаимодействие преподавателей курса «Этика и психология семейной жизни» и классных руководителей;

- система работы с родителями по подготовке учащихся к семейной жизни;

- изучение особенностей межличностных отношений в семьях учащихся и учет его результатов в работе по формированию качеств семьянина. Изучение опыта подготовки учителя к

преподаванию курса «Этика и психология семейной жизни» полезно для определения содержания подготовки учителей к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников в системе повышения квалификации.

Таким образом, содержание процесса подготовки учителя к формированию ценностей семьи и семейных отношений в системе повышения квалификации должно быть направлено на формирование знаний о семьеведческой деятельно-

сти как системе, на развитие профессиональных умений (диагностических, аналитических, прогностических, организаторских, рефлексивных и др.) выполнять данную деятельность, в том числе осуществлять индивидуальное и коллективное проектирование и реализацию моделей подготовки школьников к семейной жизни и повышения психолого-педаго-гической культуры семьи.

Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений должна удовлетворять принципам обучения, представленным на двух уровнях: общеметодологическом и дидактическом.

На общеметодологическом уровне мы выделяем следующие принципы: системности, гуманизма и антропоцентризма, субъектности и креативности.

В соответствии с принципом системности процесс подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников следует рассматривать как открытую самореализующуюся целостную систему, развитие которой происходит как за счет активного использования внутренних ресурсов, так и за счет возможностей, обеспечиваемых условиями внешней среды. Открытость системы подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников обусловлена ее взаимодействием с другими компонентами профессионального образования, социализирующим влиянием среды, имеющимся у педагога опытом семейной жизни, уровнем общей культуры и культуры межпо-ловых и семейных отношений, сформи-рованностью нравственных ценностей. Реализация принципа системности обеспечивает целенаправленность, динамичность и многофункциональность процесса подготовки учителей к форми-

рованию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников в системе повышения квалификации.

Принцип гуманизма и антропоцентризма провозглашает отношение к человеку как к высшей ценности бытия. Этот принцип кардинально меняет направленность образования, связанную не с подготовкой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности. Гуманизация образования является условием гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Следование этому принципу предполагает установление между учителями и старшеклассниками, между учащимися подлинно человеческих (гуманистических) отношений в процессе обучения, основным смыслом которого является развитие личности.

Подготовка учителей в учреждениях повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников может и должна внести свой вклад в развитие социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств учащихся. Она призвана ориентировать учителя на развитие человечности в человеке, человечности в отношениях с участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями, коллегами. Реализация принципа гуманизма и антропоцентризма предполагает оказание помощи старшеклассникам в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических и духовных задатков и способностей, в осознании ответственности за жизне-творчество.

Принцип субъектности и креативности имеет в виду восприятие старшеклассников как самоорганизующихся субъектов — творцов своей жизнедеятельности, а учителей — как авторов

профессиональных решений. Этот принцип предопределяет такую организацию процесса подготовки учителей к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников, которая должна стимулировать его нравственное самосовершенствование, самоорганизацию жизненного пространства, самообразование как для построения профессиональной траектории, так и для выстраивания межличностных отношений.

При осуществлении подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников необходимо руководствоваться также дидактическими принципами, которые выражают требования к содержанию процесса обучения.

Принцип соответствия содержания подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников требованиям общества к семье и отдельной личности связан с тем, что в настоящее время российская семья переживает острый кризис, она часто не способна обеспечить в полной мере ни социально приемлемую адаптацию к жизни в обществе, ни развитие внутреннего мира, задатков и способностей своих членов.

В содержание процесса подготовки учителей к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников в системе повышения квалификации должно быть включено следующее: изучение причин кризисного состояния современной семьи; поиск оптимальных моделей семейной жизни; приобретение опыта решения профессиональных проблем в области подготовки старшеклассников к семейной жизни и взаимодействия с их семьями. В процессе подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников необходи-

мо создавать условия, побуждающие учителей к самообразовательной деятельности.

Принцип деятельностного подхода подразумевает деятельностную форму обучения через ориентацию на результат. Учитель должен уметь корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, проводить самоанализ выполняемой деятельности и адекватно ее оценивать.

Принцип индивидуализации, опоры на субъектный опыт учителя требует учета различий в интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельностнопрактической сферах личности, опоры на особенности семейного опыта учителя.

Принцип сотрудничества предполагает ориентацию в процессе подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников на создание благоприятных условий для самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии личности учителя, на организацию совместной деятельности учителя и старшеклассника на основе межсубъектных связей, на диалогичность взаимодействия, преобладание эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип интеграции в процессе подготовки учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников обозначает объединение усилий преподавателей разных дисциплин образовательной программы, привлечение специалистов-медиков, консультантов по проблемам семьи, психологов, юристов и др.

Принцип сознательности, активности самостоятельной деятельности подразумевает то, что в современных условиях знания по вопросам семейной жизни приобретаются не только через педагогически организованные формы, но и из средств массовой информации,

от ближайшего окружения, что требует от педагогов самостоятельных умений по критическому отбору фактов, их анализу, усвоению, оценке.

Принцип непрерывности отражает концепцию непрерывного профессионального образования. Поступательность характеризует сущность индивидуального непрерывного образования, отражая обусловливаемое им развитие личности. Непрерывное образование, в трактовке П. Ленгранда, воплощает гуманистическую идею: в центре всех образовательных начал стоит человек, которому следует создавать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни.

Учителя должны осознавать, что в течение всей жизни существует необходимость совершенствования не только в профессиональной, но и в семейной сфере. Любая семья в определенные периоды своего существования переживает кризисы, у ее членов появляются новые роли, что часто приводит к нарушениям внутрисемейного взаимодействия. Подготовка учителей в системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников способна оказать положительное влияние на решение этих проблем.

Принцип профессиональной направленности образовательного процесса в системе повышения квалификации обусловлен тем, что профессиональная деятельность учителя должна включать оказание психолого-педагогической помощи родителям учащихся в решении проблемных ситуаций, повышении уровня психолого-педагогической культуры; организацию взаимодействия школы и семьи с целью создания благоприятных условий для развития личности школьника, воспитания учащихся как семьянинов. В процессе соответствующей подготовки педагоги должны получить профессионально необходимые знания,

Таким образом, необходимость формирования ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников выявила потребность в организации специальной подготовки учителей в системе повышения квалификации. Содержание подго-

опыт проектирования психолого-педа-гогического просвещения родителей и подготовки учащихся к семейной жизни.

квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников ориентирует на утверждение гуманистических представлений учителей о миссии, целях, системе задач, содержании, структуре профессиональной деятельности учителя в области подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

товки учителей в системе повышения ЛИТЕРАТУРА

1. ВИШНЯКОВА С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : Проспект, 2006.

2. МАРКОВА А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993.

3. О СИСТЕМЕ повышения квалификации работников образования // Вестник образования.

4. ОГАРЕВ Е. И. Непрерывное образование : основные понятия и термины (тезаурус). СПб. : ИОВ РАО, 2005.

5. ПЕДАГОГИКА : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. М. : Школа-Пресс, 1997.

6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2002.

7. СЕМЬЕВЕДЕНИЕ : учеб. пособие для вузов / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. М.: Владос, 2006.

8. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М. : ТЦ Сфера, 2004.

9. ТАТАРНИКОВА Л. Г. Каким быть преподавателю этики и психологии семейной жизни? // Советская педагогика. 1991. №2.

2006. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.