Научная статья на тему 'Модель подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи'

Модель подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОЛНОЦЕННАЯ СЕМЬЯ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / PREPARATION OF FUTURE TEACHER / VALUABLE RELATION / FULL FAMILY / MODEL / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаева Диана Шарафудиновна

В статье актуализирована необходимость подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи. Обоснован выбор модели как одного из основных условий подготовки будущего учителя. Приведены принципы построения, типология моделей, а также описана модель подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мустафаева Диана Шарафудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of preparation of the future teacher to formation of the valuable relation of senior pupils to creation of full family

The article gives urgency to the necessity of preparation of the future teacher to formation of the valuable relation of senior pupils to creation of a full family. The model choice as one of the basic conditions of preparation of the future teacher has been proved. Construction principles, typology of models have been given, and the model of preparation of the future teacher to formation of the valuable relation of senior pupils to creation of full family has been described.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи»

Анализ межгрупповых различий выявил превосходство ЭГ-2 над ЭГ-1, но над КГ оно более значительно, статистически достоверно (Р<0,01). Что свидетельствует о положительном воздействии данного препарата, который существенно способствует ускорению процессов постнагрузочного восстановления, оказывает выраженное адаптогенное действие организма к нагрузкам аэробного и смешанного характера, повышая физическую выносливость и работоспособность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лавринайтис, Д. А. Препараты традиционной китайской медицины в спорте / Д. А. Лавринайтис. - Новосибирск : Издательство «Ли Вест», 2004. - 144 с.

2. Роженцов, В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом : проблемы, методы исследования / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. - М. : Советский спорт, 2006. - 280 с.

Контактная информация: natalijoke12@yandex.ru

УДК 378

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СОЗДАНИЮ

ПОЛНОЦЕННОЙ СЕМЬИ

Диана Шарафудиновна Мустафаева, старший преподаватель, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Аннотация

В статье актуализирована необходимость подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи. Обоснован выбор модели как одного из основных условий подготовки будущего учителя. Приведены принципы построения, типология моделей, а также описана модель подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи.

Ключевые слова: подготовка будущего учителя, ценностное отношение, полноценная семья, модель, моделирование.

MODEL OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER TO FORMATION OF THE VALUABLE RELATION OF SENIOR PUPILS TO CREATION OF FULL

FAMILY

Diana Sharafudinovna Mustafaeva, the senior teacher,

Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala

Annotation

The article gives urgency to the necessity of preparation of the future teacher to formation of the valuable relation of senior pupils to creation of a full family. The model choice as one of the basic conditions of preparation of the future teacher has been proved. Construction principles, typology of models have been given, and the model of preparation of the future teacher to formation of the valuable relation of senior pupils to creation of full family has been described.

Keywords: preparation of future teacher, valuable relation, full family, model, modeling.

Экономические и культурные преобразования современного общества привели к социальной и духовной нестабильности, ухудшению материального благосостояния населения, что повлекло к росту безработицы, молодежной преступности, снижения рождаемости. При этом трансформация проблем семьи из глобального внешнего социального явления во внутреннее разрушили привычные нормы жизни, снизив экзистенциаль-

ные, социализационные и репродуктивные ресурсы, что негативно повлияло на семью как на институт социализации. Следовательно, актуальное значение приобретает ответственность общества и социальных институтов в стабилизации современной демографической ситуации, в формировании гражданина способного и готового осознать себя родителем и выполнять обязанности в воспитании ребенка. Следовательно, появляется необходимость в обеспечении системы образования определенными условиями, способствующими эффективному формированию готовности личности к созданию полноценной семьи.

Результаты подготовки всегда и обязательно зависят от условий, которые могут ускорять или замедлять продвижение субъектов к цели, создают различные возможности для реализации процесса и удовлетворения потребностей. В такой же мере успешность подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи определяется рядом обстоятельств, условий которые могут видоизменять характер деятельности, кругом явлений, влияющих на длительность процесса. Поэтому важно не только знать, но и уметь создавать условия, обеспечивающие готовность будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи.

Наше собственное исследование позволяет в качестве основного условия, от которых во многом будет зависеть успех практического обеспечения готовности будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи, позволяет сконструировать модель подготовки специалиста в данном направлении.

В рамках проводимого нами исследования была предпринята попытка моделирования такой педагогической системы, которая позволила бы с учетом современных реалий осуществлять формирование готовности будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи.

В наиболее общем виде моделирование как метод исследования обеспечивает воспроизводство на моделях-аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности, сохраняя основные особенности предмета. Принципиальной особенностью моделирования, отличающей его от других методов исследования, считают опосредованное изучение объекта, проводимое с помощью исследования другого объекта, аналогичного первому. При этом аналогия рассматривается как существенная связь между этими объектами, основанная на сходстве ключевых признаков отношений между ними. [2].

При создании модели мы учитывали различные подходы к проектированию педагогических процессов. Один из них сводится к тому, что процесс обучения призван выполнять классическую функцию - передавать знания, развивать практические умения и навыки будущего специалиста. Суть второго подхода - стимуляция творческой активности обучающегося, направление его сущностных сил и познавательной деятельности на самостоятельное приобретение знаний (обучающийся - субъект учебно-педагогического процесса). Третий подход предполагает жесткое управление процессом становления специалиста, при котором применение разнообразных технологий обучения гарантирует высокий уровень его обученности и, следовательно, готовности к профессиональной деятельности [5]

В основу модели подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи нами были заложены следующие общепринятые положения:

• процесс обучения, несмотря на его непрерывность, проявляется в дискретной, этапной форме (ступени, семестры, курсы и т.д.);

• каждый этап включает в себя ряд операций, которые образуют последовательность прохождения дисциплин, направленных на достижение заданной цели обучения;

• управление этими операциями осуществляется системами на основе програм-

мы воздействий, по которой должна строиться практическая деятельность и преподавателей, и учащихся (студентов);

• в качестве «системной единицы (компонента)» при построении структуры модели может быть взята учебная дисциплина специализации, в наиболее полном объеме отражающая специфику процесса обучения и включающая в себя цель, содержание, методы и средства решения определенной учебно-воспитательной задачи в ее наиболее конкретной форме.

Обращение к моделированию процесса подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи, по сути, является решением проблемы определения целевого, содержательного, процессуального и аналитического компонентов педагогического процесса, организованного в соответствии с перечисленными нами положениями.

Рис. Модель подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи

Целевой компонент модели подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи включает в себя номенклатуру целей, ориентированную на развитие нравственно-психологической, интеллектуально-познавательной составляющих личности обеспечивающих готовность старшеклассников к созданию полноценной семьи.

Содержательный компонент модели подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи

Процессуальный компонент модели подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи нами рассматривается как система, имеющая статическую и динамическую структуры. Статическая структура характеризует процесс в конкретный момент времени, а динамическая структура - последовательность его этапов.

Подготовка будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи осуществлялась в рамках разработанного нами на базе семейной и народной педагогики, этнопсихологии, этики, социологии и философии спецкурса «Основы функционирования полноценной семьи», который был апро-

бирован в ГОУ ВПО Дагестанского государственного педагогического университета на факультете педагогики и психологии. На первом же занятии совместно со студентами вырабатывается этический кодекс, согласно которого любая проблема обсуждается, не ущемляя достоинства присутствующих, а сведения, полученные от участников, используются не в ущерб их интересам, любое мнение должно быть выслушано с вниманием и любая точка зрения имеет право на существование.

Практический процесс начинается с темы «Основные функции семьи», в ходе которой студенты знакомятся с социально-психологической характеристикой семьи и ее функциями, где современная дагестанская семья рассматривается как один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей, сочетающей в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, специфические функции которой вытекают из сущности семьи и отражая ее особенности включают: репродуктивную (рождения), воспитательную (социализации) и экзистенциальную (экономическая, т.е. содержание детей).

На последующих занятиях рассматриваются: технология семейных структур, моногамное и полигамное супружество, экзотические формы функционирования семьи, понятие нуклеарной семьи (состоит из взрослых и детей, которые от них зависят) и расширенной семьи (включает нуклеарную семью и родственников - бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д.); полные (есть отец и мать) семь и неполные (есть только один из родителей).

В ходе занятия студентам для самостоятельных письменных 5-минутных сообщений предлагалось изучить взгляды на семью русских и зарубежных педагогов (В.Г.Белинский, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогов, Ж.Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, и др.), а также к практическому занятию подобрать отрывки из произведений, стихи, пословицы и поговорки о семье, семейных отношениях и т. д. На следующем занятии студенты выступали с сообщением на тему «Взгляды великих педагогов на семью и семейные отношения», которые вызывали живой отклик, разгорались непродолжительные дискуссии.

Последовательность занятий спецкурса определяется системой задач по подготовке будущих учителей к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи. Этапы занятия определяются таксономией заданий и упражнений, направленных на формирование ценностного отношения к полноценной семье.

Определенной гарантией качественности разработанного спецкурса выступает анализ преподавателем результатов педагогических действий.

Аналитический компонент деятельности преподавателя заключается в самоанализе осуществленных действий и достигнутых результатов. Важной особенностью данного компонента является сопоставление исходного положения и достигнутых результатов. При этом основным объектом анализа и самоанализа выступает ценностное отношение к отдельным структурным компонентам полноценной семьи: взаимопонимание (про-креационные установки), духовное родство между членами семьи (нравственная потребность в продолжение рода), материальная обеспеченность (способность к выполнению экзистенциальных функций).

Систематическое получение данных об уровне подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи с помощью мониторинга (психодиагностических методов и т.д.), их анализ и обобщение является основой для организации педагогического процесса в рамках спецкурса.

Вместе с тем деятельность преподавателя также является объектом аналитической функции. В данном случае анализу подвергается ряд действий, которые преподаватель выполняет, соответствующих структуре целостного педагогического процесса. Преподаватель определяет и реализует содержательную (что развивать и воспитывать, чему

учить), процессуальную (как обучать, развивать и воспитывать), мотивационную (как осуществлять мотивационное обеспечение педагогического процесса), организационную (какие формы организации и какие правила взаимодействия участников предусмотреть) стороны педагогического процесса.

Таким образом, модель подготовки будущего учителя к формированию ценностного отношения старшеклассников к созданию полноценной семьи соответствует уровням гуманитарного познания: философский (философия семьи), психологический (психология семьи), педагогический (педагогика семьи), социологический (социология семьи), что по нашему мнению способствует выявлению потенциала каждой личности. Позволяет оперативно определить и «мягко» скорректировать с учетом индивидуальных особенностей сформированности профессиональных важных качеств, выстроить каждому студенту собственную модель личности педагога и построить образовательную траекторию достижения своих целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин, Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения / Е. Л. Белкин. - Ярославль : Верхне-Волынское изд-во, 1982. - 107 с.

2. Братко, А.А. Моделирование психики / А.А. Братко. - М. : Высшая школа, 1969. - 168 с.

3. Горовая, В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего образования : дис... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Горовая Валерия Ивановна. - Ставрополь, 1995. - 367 с.

4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко ; Науч.-исслед. ин-т школьных технологий. - М. : [б.и.], 2006 - 816 с.

5. Филимонюк, Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе его профессиональной подготовки : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Филимонюк Людмила Андреевна. - Ставрополь, 2008 - 433 с.

Контактная информация: zamira-69@mail.ru

УДК 331.108

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ХОККЕЙНОМ КЛУБЕ «НЕФТЯНИК»

(Г. АЛЬМЕТЬЕВСК)

Джамиль Мисбахович Насретдинов, директор,

Хоккейный клуб «Нефтяник», г. Альметьевск

Аннотация

В статье исследованы условия необходимые для успешной организации работы тренерского состава хоккейного клуба. Формирование устойчивой мотивации тренеров к профессиональной деятельности является одним из основных направлений эффективного развития их профессионального мастерства. Оно реализуется через комплекс мер, опирающихся на психологические механизмы формирования мотивации и обеспечивающих прямое и опосредованное воздействие на сознание, чувства и волю тренеров с целью формирования и упрочения у них убеждений, идеалов и стремлений к творческому решению профессиональных задач. Существенно влияет на развитие мотивации профессиональной деятельности тренерского состава хоккейного клуба степень демократизма управления. Представлена разработанная система мероприятий, обеспечивающая эффективность управления персоналом на примере хоккейного клуба «Нефтяник» г. Альметьевск.

Ключевые слова: тренер-преподаватель, управление персоналом, хоккейный клуб, успешная организация работы персонала хоккейного клуба, высококвалифицированный специалист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.