ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.06
ХВАТОВА Марина Борисовна, аспирант кафедры технологий и профессионального образования Академии социального управления (Москва)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТнОШЕнИЯ к СЕМЬЕ И Браку у старшеклассников в современных УСЛОВИЯХ
Статья посвящена социально-педагогическим особенностям формирования ценностного отношения к семье и браку у старшеклассников в современных условиях. В статье рассматриваются вопросы, которые необходимо учитывать при составлении содержания социально-педагогической программы подготовки старшеклассников к семейной жизни в современных условиях. Раскрывается структура готовности к семейной жизни и ее отдельные компоненты, определяются требования к педагогу, ведущему данную программу, в т. ч. требования к его уровню духовно-нравственного развития. Автор делает предположение о том, какие вопросы должны составить содержание социально-педагогической программы подготовки старшеклассников к семейной жизни в современных условиях. Описывает особенности основных методов проведения различных видов занятий, методические приемы и способы, позволяющие учесть возрастные и социально-педагогические особенности старшеклассников при организации и ведении образовательного процесса. Приводит примеры активности обучающихся, выявленные в процессе исследования, и их зависимость от состава родительской семьи старшеклассника.
Автор отмечает, что в системе дополнительного образования (при формировании ценностного отношения к семье и браку) отсутствуют государственные программы и образовательные стандарты, что вынуждает педагога искать нужные программы или составлять их самостоятельно в соответствии с установленными нормативными требованиями, а в дальнейшем - согласовывать их и утверждать.
Автор делает вывод о том, что знание социально-педагогических особенностей, форм и методов обучения, владение методикой организации образовательного процесса являются важнейшими факторами, обуславливающими эффективность образовательного процесса, способного повлиять на самоопределение обучающихся в сфере брачно-семейных отношений.
ключевые слова: готовность к созданию семьи, семья и брак, подготовка к семейной жизни.
Анализируя конфликты в молодых семьях и рассматривая подготовку молодых людей к браку, необходимо выделить основные характеристики их готовности к созданию семьи.
© Хватова М.Б., 2015
Исследователи по-разному определяют структуру готовности к семейной жизни. Так, например, в понятии «готовность к семейной жизни» различают социально-нравственную, мотива-
158
ХватоваМ;Б.11Социально-педагогические_особенностифо£мированияценностногоотношения...1
ционную, психологическую и педагогическую готовность (рис. 1) [1].
Рис. 1. Содержание готовности к семейной жизни (по А.Н. Сизанову)
При этом социально-нравственная готовность, по мнению автора, предполагает гражданскую зрелость: возраст (для девушек - 20-22 года, для юношей - 23-28 лет), наличие образования, профессии, экономической независимости, а также сформированного нравственного сознания. Сформированное нравственное сознание предполагает у юношей и девушек понимание социальной значимости семьи, обладание чувством ответственности, готовность к взаимоуважению, а также к реализации всех прав и обязанностей людей, вступающих в брачные отношения.
Мотивационная готовность определяется совокупностью мотивов, среди которых чувство любви является главным. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку («чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться», «хочется остаться в городе после учебы», «по примеру подруг или друзей» и т. п.); по материальным соображениям.
Психологическая готовность к созданию семьи, по мнению А.Н. Сизанова, отражается в развитых навыках общения с людьми, в единстве или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умении создать здоровый моральнопсихологический климат в семье, устойчивости характера и чувств.
Все эти качества воспитываются и развиваются с детства, в семье, в школе, среди сверстников.
Между тем молодым людям необходимо знать не только этику и психологию, но и педагогику супружеской жизни, уметь видеть разницу между влюбленностью, любовью и страстью;
разобраться в своем чувстве; учесть психологию мужчины и женщины при построении семейных отношений; понимать и уметь сглаживать раздражение и возникающие конфликтные ситуации, особенно в период первичной адаптации мужа и жены.
И здесь важнейшую роль играет педагогическая, а точнее - социально-педагогическая готовность к созданию семьи, которая включает в себя социально-педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.
Социально-педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в брак, предполагает знание закономерностей развития детей и особенности их воспитания, навыки ухода за младенцами и маленькими детьми. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умения планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют [1].
Поэтому именно эти вопросы должны составить содержание социально-педагогической программы подготовки старшеклассников к семейной жизни в современных условиях. Необходимо отметить, что такое содержание, конечно же, имеет индивидуальный характер, это интимная сфера личных интересов каждого молодого человека, вступающего в брак.
Программа подготовки старшеклассников к семье и браку не может включать всего того многообразия сведений, которые отражали бы все аспекты семейной жизни. В то же время она, выполняя общеобразовательные функции, должна отражать наиболее значимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие суть семейных отношений, вооружать учащихся необходимыми знаниями, умениями, навыками, а также подготавливать молодых людей к будущей практической семейной жизни.
С одной стороны, подготовка к семейной жизни имеет давнюю историю и накопленный поколениями опыт. С другой стороны, сегодня это достаточно молодой предмет, имеющий ряд особенностей как позитивных, связанных с новизной и широким применением в повседневной
159
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
жизни, так и негативных, основанных на множестве взглядов на содержание и методику обучения старшеклассников и нехватке методических разработок.
Важнейшей его особенностью является межпредметный характер содержания с ярко выраженной социально-педагогической направленностью. Его основой являются предметные области знаний по психологии, конфликтологии, этике, педагогике, экономике, экологии, медицине и т. д. Однако, несмотря на этот факт, методика преподавания курса не может в полной мере использовать разработанные методики этих дисциплин, т. к. имеются очень значимые различия и в целях обучения старшеклассников, и в содержательных областях.
С другой стороны, межпредметный характер программы дает благодатную почву для мотивации познавательных интересов учеников с различным уровнем сформированности ценностных отношений к созданию семьи и позволяет применять комплексные методики, основанные на достижениях в каждой из предметных областей знаний.
Вместе с тем такой подход определяет и повышенные требования к педагогу, ведущему данную программу, что предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития и обуславливает необходимость его профессиональной доподготовки.
Другой особенностью программы является то, что ее содержание затрагивает личные интересы практически всех старшеклассников, способствует развитию у них познавательных интересов. Только на этих уроках ученики могут раскрыться со стороны, не связанной с формулированием четкого однозначного ответа, т. к. жизненные ситуации всегда разные и не имеют однозначного «рецепта» для разрешения, поскольку происходят в различных условиях. Поэтому и психически закрытые дети, может быть даже не успевающие по каким-либо предметам, неожиданно раскрываются и показывают себя на уроках более развитыми и сведущими в житейских проблемах повседневной жизни, более адаптированными к ней.
Так, например, в исследовании установлено, что наиболее активными и знающими экономику семьи показали себя старшеклассники из многодетных семей, где достаточно четко распределены роли и функции, каждый поступок имеет нравственную оценку братьев и сестер, где прослеживается взаимная поддержка и уважение и к старшим, и к младшим.
Обращает на себя внимание и такая социально-педагогическая особенность: старше-
классники в ходе освоения программы могут выйти за рамки классических нормативных отношений «педагог - ученик», перейти к разговору «душа к душе» [2].
Поэтому педагог должен быть готов уметь устанавливать необходимую дистанцию с обучающимися, не допускать перехода на панибратские отношения. При этом он должен ориентироваться не столько на когнитивное содержание программы, сколько на ценностное восприятие его старшеклассниками, осуществлять наблюдение за тем, как они относятся к обсуждаемым вопросам и проблемам.
Другой немаловажной особенностью формирования ценностного отношения к семье у старшеклассников является принятие педагогом позиции обучающегося, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, достичь семейного счастья. Поэтому педагог не должен навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы, уметь адекватно реагировать на возможные провокации на уроке.
Учитывая личностно-значимый и социальноориентированный характер курса, педагог должен быть предельно осмотрительным при отборе содержания уроков и определении методики отработки учебных вопросов, учитывать возможную болезненную реакцию на ту или иную изучаемую проблему, поскольку в настоящее время многие обучающиеся живут в дисгармоничных семьях (неполных, конфликтных, созависимых и др.).
Поэтому правильная мотивация старшеклассников, связь получаемых знаний и умений
160
ХватоваМ;Б._Социально-педагогическиеособенностиформированияценностногоотношения.”
с их самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни являются важнейшим предметом деятельности педагога. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. У него отмечаются улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия, большая дифференцированность эмоциональных реакций, повышение самоконтроля и саморегуляции, что является благоприятной почвой для получения им личностно-значимых знаний и умений для будущей семейной жизни.
Как показала экспериментальная работа по реализации программы в системе дополнительного образования школьников, необходимо и целесообразно учитывать наличие барьеров в общении, вызванных разницей возраста, пола, социального статуса, возможной психической травматизации одного из участников общения. Необходимо также учитывать наличие смысловых барьеров, возникающих в том случае, когда одно и то же явление имеет для собеседников разную смысловую нагрузку. Несовпадение смыслов приводит к взаимному недопониманию и снижению эффективности общения.
Учитывая, что старшеклассники уже имеют определенный опыт семейного жительства в родительской семье, особенностью их познавательного процесса является то, что каждое положение, каждую учебную проблему они как бы примеряют на себя, соотносят со своим опытом, насколько он соответствует сложившимся у них представлениями. И если возникают несоответствия, то возникают и вопросы: почему именно так, а не иначе? Педагогу необходимо делать опору на исторический опыт, который может проявляться в пословицах и поговорках, мудрых мыслях, изречениях и жизненных советах выдающихся и знаменитых людей, которые заранее необходимо готовить по каждой теме или вопросу. Они как бы иллюстрируют тему, дают возможность задуматься над смыслом изучаемого материала [2].
Пословицы и поговорки, приведенные по теме, позволяют глубже понять смысл изучаемого материала. Например, рассматривая отличия полов, можно привести следующие поговорки:
«не бывать калине малиною», «у девки загадки, а у парня смысл» и др. По вопросу семейного счастья: «счастье не в кошельке, счастье в руках», «счастья на деньги не купишь», «и на золото слезы капают».
Мудрые мысли содержат мудрые изречения, наставления, высказывания исторических лиц, способствующие раскрытию смысла изучаемой темы: «Если эгоистическое благополучие -единственная цель жизни, жизнь быстро становится бесцельной» (Ромен Ролан, французский писатель, XX век); «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой» (Ф.М. Достоевский, русский писатель, XIX век).
Особое место занимает подборка тем для размышления, над которыми предлагается подумать старшеклассникам и на которые необходимо найти ответы самостоятельно. Например, необходимо прочитать высказывание русского философа В. Соловьёва - «Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно, - я стыжусь своей животности, следовательно, я еще существую как человек» - и объяснить, как его поняли. Или такая тема: «Что является критерием любви? Может ли человек, который говорит, что любит, оставить любимого после того, как произошло какое-то несчастье? Например, он получил увечье и стал инвалидом». Как показало экспериментальное исследование, самостоятельный поиск ответов на такие темы вызывает живой интерес, обучающиеся активно высказывают свою точку зрения, обсуждают и спорят.
При этом необходимо отметить, что объяснения, которые дают обучающиеся друг другу, бывают более эффективны, чем объяснения педагога. Это явление обусловлено, по всей видимости, более демократичной системой взаимоотношений, психологической совместимостью возраста и близостью интересов. Поэтому фактор взаимообучения, переход от единоличного к коллективному нравственному выводу по проблемному вопросу сплачивает классный коллектив и становится мощным средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
161
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Хорошо зарекомендовал себя и такой методический прием, когда педагог создает небольшие группы и просит объяснить после обсуждения смысл тех или иных высказываний или в ходе урока, или в качестве домашнего задания на следующем занятии.
Целесообразно каждую тему завершать каким-либо жизненным советом, который педагог рекомендует для использования в повседневной жизни. Например, золотое правило нравственности: «Не делай другому того, чего сам себе не пожелаешь».
Все эти особенности обуславливают формирование нового стиля работы со старшеклассниками, когда педагог должен занять позицию их старшего товарища, что обеспечивает создание на занятиях вовлеченной в учебный предмет обстановки и условий для максимального развития потенциальных возможностей школьников, позволяющих формировать у них адекватную самооценку.
Основными методами проведения занятий, учитывающих названные особенности, наряду с классическими являются: разбор типовых семейных, в т. ч. и конфликтных, ситуаций с выработкой конкретных предложений по выходу из них; игровые методы с формированием семьи из учащихся и распределением ролей в ней; творческая домашняя работа с привлечением всех членов семьи старшеклассников и др.
Таким образом, учет социально-педагогических особенностей формирования ценностного
отношения к семье и браку у старшеклассников в современных условиях предполагает их реализацию через систему принципов организации и ведения учебного процесса, позволяет значительно активизировать познавательную деятельность и выстроить эффективную технологию обучения.
При этом необходимо отметить, что особенностью формирования ценностного отношения к семье и браку в системе дополнительного образования является отсутствие в этой сфере государственных программ и образовательных стандартов. Вследствие этого педагог вынужден искать нужные программы или составлять их самостоятельно в соответствии с установленными нормативными требованиями, а в дальнейшем - согласовывать их и утверждать [3]. Процесс формирования программно-методического обеспечения должен проводиться заблаговременно и предварять основную образовательную деятельность.
Знание изложенных социально-педагогических особенностей, применение адекватных форм и методов обучения и владение методикой планирования и организации образовательного процесса со старшеклассниками в системе дополнительного образования являются важнейшими факторами, обуславливающими эффективность образовательного процесса, способного в значительной степени повлиять на самоопределение учеников в сфере брачно-семейных ценностей и отношений.
Список литературы
1. Бекетова Е.В. Молодая семья в период первичной адаптации в междисциплинарных исследованиях // Социально-психологические подходы к работе с молодой семьей: сб. материалов конф. URL: http://orenstatus.mrad. ru/konfer7a_tezis.htm (дата обращения: 12.11.2013).
2. Моисеев Д.А., Крыгина Н. Нравственные основы семейной жизни: хрестоматия для учителя. 10 класс. Екатеринбург, 2010. 304 с.
3. Каргина З.А. Школьный учитель в системе дополнительного образования: возможности и проблемы // Воспитание школьников. 2013. № 1. С. 24-28.
References
1. Beketova E.V Molodaya sem’ya v period pervichnoy adaptatsii v mezhdistsiplinarnykh issledovaniyakh [Young Family During the Initial Adaptation in Interdisciplinary Studies]. Sotsial’no-psikhologicheskie podkhody k rabote s
162
ХватоваМ;Б.11Социально-педагогические_особенностифо£мированияценностногоотношения...1
molodoy sem’ey: sb. materialov konf [Socio-Psychological Approaches to the Work with Young Families]. Available at: http://orenstatus.narod.ru/konfer7a_tezis.htm (accessed 12 November 2013).
2. Moiseev D.A., Krygina N. Nravstvennye osnovy semeynoy zhizni: khrestomatiya dlya uchitelya. 10 klass [Moral Bases of Family Life: A Reader for Teachers. 10th Form]. Yekaterinburg, 2010. 304 p.
3. Kargina Z.A. Shkol’nyy uchitel’ v sisteme dopolnitel’nogo obrazovaniya: vozmozhnosti i problemy [School Teacher in the System of Extracurricular Education: Opportunities and Problems]. Vospitanie shkol’nikov, 2013, no. 1, pp. 24-28.
Khvatova Marina Borisovna
Postgraduate Student, Academy of Public Administration (Moscow, Russia)
SOCIO-PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF FORMING SENIOR PUPILS’ ATTITUDE TOWARDS FAMILY AND MARRIAGE IN THE MODERN CONTEXT
This article discusses the issues to be taken into account when forming the content of sociopedagogical programmes preparing senior pupils for family life. In addition, it dwells on the structure of their readiness for family life and its individual components; determines the requirements to the teacher, including requirements to his/her level of spiritual and moral development. The author suggests the content of a socio-pedagogical training programme on family life for senior pupils and describes the basic methods of arranging various classroom activities, as well as teaching techniques and practices taking into account the age-specific and socio-pedagogical features of senior pupils. The paper shows that senior pupils’ active participation depends on the family composition.
It should be noted that in the Russian system of extracurricular education (in terms of forming the attitude towards family and marriage), there are no government programmes or educational standards, which makes teachers look for or develop their own programmes and submit them for approval.
The author makes a conclusion that in order to help pupils form their attitude towards family and marriage, one has to be aware of the socio-pedagogical peculiarities, forms and methods of teaching, as well as know how to organise the educational process.
Keywords: readiness to create a family, family and marriage, preparation for family life.
Контактная информация: адрес: 129344, Москва, ул. Енисейская, д. 3, корп. 3;
e-mail: marinan.10.1963@mail.ru
163