Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования'

Профессиональное воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования»

- стремление к самореализации и творческому созиданию;

- интеграция своего профессионального пути и развития коллектива, структурирование и упорядочение своего профессионального опыта и опыта других.

Однако определения показателей и критериев профессионального развития и их осознания педагогами недостаточно для того, чтобы этот процесс стал результативным. Их совокупность должна стать основой стратегии управления профессиональным развитием педагогического коллектива, отдельным комплексом стратегических целей и задач, решение которых требует качественно иных подходов от руководства школы.

О. И. Обухова

Профессиональное воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования

Перед учреждениями образования системы высшего и среднего профессионального педагогического образования стоит задача подготовки будущих учителей к работе в условиях изменяющейся образовательной парадигмы и реализации идеи личностно ориентированного образования (В.В. Арнаутов, М.В. Кларин, В.В. Краевский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) в интеграции с идеями социально-ориентированного образования (С.А. Гильманов, В.В. Загвязинский, В.П. Игнатова). Современная система образования ориентируется на целостное развитие человека как активного субъекта деятельности, поведения и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстроменяющемся мире.

Инновационные процессы обновляющегося российского образования в числе приоритетных ставят вопросы воспитания, побуждают обращаться к педагогическому наследию и разработке концепций, созвучных тенденциям развития современного социума.

Активно разрабатываемые направления педагогической науки следующие: изучение развития воспитательных систем (В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, О.Г. Прикот, Н.Е. Щуркова и др.), развитие личности в воспитательных системах (М.В. Кларин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.), обоснование воспитательных стратегий (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, Г.Н. Прозументова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванов, A.M. Сидоркин, Н.Е. Щуркова и др.).

Непрерывное педагогическое образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе в своих работах рас-

258

сматривали такие ученые, как Г.А. Алферова, Е.П. Белозерцев,

B. П. Кузовлев, Т.В. Новикова, Н.К. Сергеев, И.Л. Федотенко и др.

Также отметим, что теория воспитательных пространств была предметом анализа в работах Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой,

C. Д. Полякова, О.И. Поповой, Н.Л. Селивановой, С.Н. Сивкова, Ю.П. Сокольникова, Ю.В. Шаронина, В.А. Ясвина и др.). Однако принципиальное значение в обсуждаемом плане имеют исследования, посвященные профессиональной компетентности (В.И. Байден-ко, А.С. Белкин, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.И. Савенков, С.Б. Серякова, A.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

Мировой социально-исторический опыт позволяет определить главную цель воспитания как формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной разделять и преумножать его ценности.

В процессе развития общества изменяется и содержание воспитания, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает человека, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование. Это дает основание определить феномен воспитания как преобразующую деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности личности, способствующих ее качественному приросту и совершенствованию.

Н.Л. Селиванова считает, что воспитание социально устойчивой личности определяется воздействием общества на подрастающего человека в целях формирования качеств личности, необходимых для функционирования и развития человека и общества в целом. Поэтому конечную цель воспитания можно рассматривать в качестве одного из ключевых приоритетов развития государства.

Воспитание - это процесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов. К первым следует отнести социальноисторические особенности, культурные традиции страны, принятую в ней систему образования, ко вторым - личностные качества педагогов, уровень их педагогического мастерства, психологические особенности и ценностные ориентации участников воспитательного процесса.

По мнению многих, в основе воспитания лежит бихевиаристиче-ский подход, суть которого состоит в признании того, что актуальные потребности побуждают человека к определенным действиям (К.Д. Ушинский, Р.М. Фрумкина, И.Н. Хай). Целью подобного подхода в воспитании является оказание помощи студенту в осознании его возможностей, развитии творческих способностей на основе применения управленческих методов и концепций поведенческих наук.

259

Будучи двусторонним процессом (воспитатель - субъект воспитания), воспитание предполагает смещение акцентов инициативы от воспитателя через партнерство к самовоспитанию, когда становится плодотворной автономная инициатива субъекта или субъектов воспитания через акт самовоспитания, самоорганизации и в конечном счете самообразования.

Воспитание в высшей школе представляет собой специальную работу сотрудников вуза, направленную на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и профессиональных качеств, предусмотренных получаемым образованием.

Главная задача воспитательной работы - в воспитательном пространстве вуза создать и поддерживать такую систему, которая под управляющим воздействием воспитывающей среды и при непосредственной мотивации студентов приведет к максимальным результатам воспитательной работы и достижению целей всех участников воспитательного процесса.

Термин «профессиональное воспитание» впервые появился в нашей стране в 60-е годы прошлого века. Под ним подразумевалось формирование личности будущего работника, развитие его интереса к профессии и других профессионально важных качеств.

Профессиональное воспитание будущего учителя есть особый вид воспитания, происходящий через взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса (преподаватель - студент) и культурно-образовательной среды, в результате которого у будущего специалиста складывается целостный образ будущей профессиональной деятельности, и он овладевает духовно-нравственными ценностями.

Современное профессиональное педагогическое образование предполагает расширение поля подготовки будущего учителя за счет усиления воспитательного компонента.

М.И. Рожков выделил три следующих критерия профессионального воспитания.

Во-первых, это сформированность профессиональной идентичности: осознанность принадлежности к своей профессии, к определенному профессиональному сообществу, принятие себя как профессионала.

Во-вторых, социально-профессиональная ответственность перед профессиональным сообществом и перед социумом в целом.

В-третьих, усвоение профессионально-нравственных основ. Любая профессия несёт в себе этический и моральный компонент.

Важнейшим условием формирования воспитательного пространства является системный подход. Это пространство составляют семья, школа, учреждения дополнительного образования, медицинские, спортивные учреждения, производственные предпри-

260

ятия и прочие, объединенные общей идеей воспитания достойных граждан нашего общества.

М.Г. Резниченко понятие «воспитательное пространство вуза» раскрывает как динамичную, многоуровневую, социальнопедагогическую систему, объединяющую подсистему личностнопрофессионального развития, инициирующую развитие и реализацию творческого потенциала субъектов воспитания, укрепляющую у них способности к созданию оригинального образовательного и научного продукта, социальной активности и ответственности за принимаемые решения.

Формирование воспитательного пространства отличается от понятия «природная среда»: это целенаправленная, взаимоувязанная деятельность по формированию личности студента. При этом дидактическая (обучающая) система является частью воспитательной системы.

Основными критериями эффективности формирования воспитательного пространства в вузе выступают положительное отношение студентов к целям и содержанию воспитательной системы вуза; осознание будущими специалистами своего пребывания в вузе как важного события в жизни, как условия успешного профессионального становления и будущей карьеры; личностная значимость для субъектов воспитания событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровнях; положительная оценка учебных и внеучебных контактов с субъектами воспитательного пространства вуза.

Д.В. Григорьев считает, что социализация и воспитание студента в вузе происходит в трех сферах:

• в образовательном процессе, т. е. непосредственно в аудитории (студент - ученик своих педагогов);

• в общественной среде вуза, в которой студент находится в позиции субъекта университетского сообщества («гражданин университета»);

• во внеуниверситетском пространстве, когда студент занят в социальных проектах, акциях, общественных объединениях («гражданин общества»).

В современных условиях перед высшей школой стоит задача подготовки не только высококвалифицированных специалистов, но и участие в становлении их гражданской позиции. Это решается в комплексе: через создание, с одной стороны, условий для непрерывного образования, открытия новых специальностей, подготовки программ второго высшего образования, возможности получения дополнительной квалификации, а с другой - через активизацию непрерывной воспитательной работы со студентами, раскрытие их индивидуального творческого потенциала. Следовательно, понятие «непрерывное профессиональное воспитание в системе высшего

261

образования» предполагает намного больше, чем просто осуществление учебного процесса в рамках той или иной учебной программы, и развитие системы воспитательного взаимодействия всех её элементов здесь является одним из ключевых аспектов.

С. П. Бурдынская

Качество профессионального образования как ключевая проблема модернизации образовательного процесса

В соответствии с возрастанием потребности в качественной подготовке специалистов государственная политика предусматривает опережающее развитие системы профессионального образования. На общегосударственном уровне сегодня заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Неслучайно эпиграфом к докладу «Образовательная политика России на современном этапе» на заседании Государственного Совета Российской Федерации стали слова «доступность - качество - эффективность». Повышение качества образования выступает как основное содержание его модернизации.

Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна была привести к достижению нового качества российского образования, была инициирована правительством Российской Федерации в 2001 г. и проводилась до 2010 г. Активными субъектами образовательной политики стали все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные и общественные институты. Цель модернизации образования состояла в создании механизма устойчивого развития системы образования, при котором будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

• обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

• достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

• формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

• повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.