Научная статья на тему 'Критерии и показатели профессионального развития педагогов'

Критерии и показатели профессионального развития педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4771
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели профессионального развития педагогов»

система более гибкая, однако возникает множество проблем, связанных с тем, как предусмотреть набор на третий курс, за счет каких средств финансировать обучение, вызывает сомнение качество образования на первом уровне, которое студенты получают в педучилищах и педколледжах.

С 1992 г. в педвузах России разрабатывалась и реализовывалась многоуровневая система образования.

Концепция МСВО разрабатывалась авторским коллективом: М.Н. Костикова, В.С. Ямпольский, П.К. Одинцов, А.П. Тряпицина, Т.В. Тальникова, А.И. Панарин, Н.В. Чекалева и др. Свыше двадцати педвузов были вовлечены в этот масштабный инновационный процесс, было проведено девять проектировочных семинаров с участием авторов концепции. (Многоуровневое высшее образование. Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995. 109 с.)

Говоря об образовании в XXI в., отметим, что время предъявляет кардинально новые требования к подготовке педагогов. Сейчас крайне остро стоит вопрос о необходимости рационального и правильного подхода к реформированию и введению изменений в структуру педагогического образования.

Россия является страной, в которой была сформирована эффективная и целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Современная перестройка системы педагогического образования (якобы по примеру стран Европейского союза), на наш взгляд, ведет не только к падению уровня педагогического образования, но и к потере качества профессионализма педагогов, а следовательно, и к падению качества обучения детей в общеобразовательной школе. Необходимо помнить, что образование - наше национальное достояние, которое необходимо всемерно развивать и укреплять, а не разрушать и загонять в тупик, что происходит сейчас.

О. П. Бурдакова

Критерии и показатели профессионального развития педагогов

В условиях модернизации личностно-профессиональное развитие педагога приобретает особую актуальность, обусловленную не только и не столько требованием образовательной политики, сколько требованием времени, требованием стремительных социальных и технологических процессов, потребностью родителей и учеников. Портрет современного учителя - это, по сути, совокупность критериев и показателей качества его профессиональной деятельности, которое неразрывно связано с результативностью процесса его профессионального развития.

254

Основными факторами профессионального развития педагогического коллектива выступают системное управление, организация инновационной деятельности как новой деловой и межличностной структуры педагогического коллектива, мотивационное управление, мониторинг как система анализа и оценки деятельности коллектива и его непрерывное образование, которое, в свою очередь, рассматривается как сущность профессионально-личностного развития, как его внутренний процесс, как процесс саморазвития и самоутверждения личности педагога. Непрерывное образование педагогов невозможно без изменения подходов в управлении. Оно по праву вызывает необходимость конструирования отдельной концепции, в основу которой положена парадигма непрерывного образования -«образование на протяжении всей жизни». Важно для педагогов понимание непрерывного образования как «пожизненного стадиального процесса освоения знаний и умений, ориентированного на поступательное обогащение творческого потенциала личности и её духовного мира» (С.Г. Вершловский).

Нельзя не отметить его влияния на формирование организационной культуры, позитивной атмосферы, других состояний педагогического коллектива, оказывающих воздействие на его мотивационную и ценностно-смысловую сферы.

Данные исследований позволяют сделать вывод о том, что одним из главных показателей профессионального развития учителя становится уровень его профессиональной компетентности, которая в целом рассматривается как умение мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах. Компетентность не сводится к знаниям и умениям в каком-то количественном соотношении, конкретном объеме. Вместе с тем вне знаний и опыта деятельности её становление невозможно. В современной науке компетентность классифицируется как специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие; как социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, принятыми в профессии нормами общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; как личностная компетентность - владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; как индивидуальная компетентность - владение приёмами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессиональной деятельности (А.К. Маркова).

255

Профессиональная компетентность - один из основных компонентов профессиональной зрелости педагога, которая наряду с направленностью его личности на творческие достижения и педагогическим мастерством как способностью нестандартно решать стандартные и новые задачи практики становится основным критерием профессионального развития. На основе теоретических исследований по проблеме профессионального развития могут быть представлены основные характеристики, которые выступают в качестве базовых составляющих профессиональной зрелости как готовности педагога к профессиональной творческой деятельности (В.С. Безрукова, О.В. Канарская, Н.В. Кузьмина, В.М. Лизинский,

В.Н. Максимова, А.А. Орлов, Л.Г. Петряевская, И.И. Проданов, Н.Е. Щуркова):

• личностно-гуманная ориентация и эмоциональнонравственная готовность;

• теоретико-познавательная готовность, определяемая уровнем владения специальными научными, философскими, психологическими и педагогическими знаниями, системой психолого-педагогических знаний, знаний предмета и методики его преподавания;

• конструктивно-проектировочная готовность, связанная с владением умениями и навыками профессиональной деятельности, способами умственной и практической деятельности;

• общая эрудиция, общекультурная готовность;

• профессионально-личностные качества: креативность,

рефлексия, профессиональная и коммуникативная толерантность, эмпатия, педагогическая гибкость;

• умение соотнести свою деятельность с мировой педагогической культурой, сформированность педагогических способностей и профессионально-педагогической культуры;

• высокая мотивация достижений, творчества, потребность в творческой активности и самореализации, стремление к успеху.

Таким образом, профессиональная зрелость педагога становится ядром и интегратором представленных ниже критериев и показателей его профессионального развития в их тесной взаимосвязи.

Направленность:

- изменение ценностно-смысловой ориентации педагога, когда приоритетными ценностями становятся гуманизм, духовность, здоровье, саморазвитие, творчество, культура;

- расширение круга интересов и системы потребностей в образовании, развитии, творчестве, самореализации;

- актуализация мотивов профессиональных достижений;

- устойчивая мотивация педагогической деятельности;

256

- рефлексивная организация профессиональной деятельности;

- повышение уровня педагогической культуры.

Профессионализм:

- повышение уровня компетентности как системы знаний и умений педагога;

- повышение квалификации согласно новым требованиям;

- нормативность педагогической деятельности (владение стандартами содержания и технологий обучения, гарантированность результатов, воспроизводимость опыта).

Профессиональные достижения:

- концептуальность деятельности, которая характеризуется наличием у педагога индивидуально значимой системы идей, являющихся императивом его профессионального роста;

- педагогическое мастерство как способность к творческому нестандартному решению новых профессиональных задач;

- сформированность педагогического поведения, где высшим уровнем является индивидуальный стиль педагогической деятельности - творческое поведение;

- результативность своих достижений и достижений учащихся.

Развитие профессионально значимых качеств:

- развитие эмоционально-волевой сферы личности;

- развитие личностно-деловых качеств (ответственность, организованность, дисциплинированность, способность к принятию решения);

- способность к профессиональному взаимодействию и сотрудничеству;

- динамизм жизненных перспектив в русле общих интересов развития школы.

Профессиональные достоинства (Ю.А. Гагин): образование; звания и профессиональные награды; квалификационная категория.

Активность (А.К. Маркова):

- активная ориентировка (в новой ситуации, материале);

- осознание (структуры своей деятельности, качеств личности, этапов профессионального развития в инновационной деятельности);

- инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, предвосхищение;

- интенсивная включённость в инновационную деятельность;

- стремление к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции, самокомпенсации), владение приёмами саморегуляции;

- осознание противоречий своего развития, их устранение;

- постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление;

257

- стремление к самореализации и творческому созиданию;

- интеграция своего профессионального пути и развития коллектива, структурирование и упорядочение своего профессионального опыта и опыта других.

Однако определения показателей и критериев профессионального развития и их осознания педагогами недостаточно для того, чтобы этот процесс стал результативным. Их совокупность должна стать основой стратегии управления профессиональным развитием педагогического коллектива, отдельным комплексом стратегических целей и задач, решение которых требует качественно иных подходов от руководства школы.

О. И. Обухова

Профессиональное воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования

Перед учреждениями образования системы высшего и среднего профессионального педагогического образования стоит задача подготовки будущих учителей к работе в условиях изменяющейся образовательной парадигмы и реализации идеи личностно ориентированного образования (В.В. Арнаутов, М.В. Кларин, В.В. Краевский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) в интеграции с идеями социально-ориентированного образования (С.А. Гильманов, В.В. Загвязинский, В.П. Игнатова). Современная система образования ориентируется на целостное развитие человека как активного субъекта деятельности, поведения и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстроменяющемся мире.

Инновационные процессы обновляющегося российского образования в числе приоритетных ставят вопросы воспитания, побуждают обращаться к педагогическому наследию и разработке концепций, созвучных тенденциям развития современного социума.

Активно разрабатываемые направления педагогической науки следующие: изучение развития воспитательных систем (В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, О.Г. Прикот, Н.Е. Щуркова и др.), развитие личности в воспитательных системах (М.В. Кларин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.), обоснование воспитательных стратегий (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, Г.Н. Прозументова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванов, A.M. Сидоркин, Н.Е. Щуркова и др.).

Непрерывное педагогическое образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе в своих работах рас-

258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.