Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ / ИДЕИ / ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

Обосновывается актуальность допрофессиональной педагогической подготовки (ДПП) школьников, акцентируется внимание на воспитательных аспектах ДПП, определяются воспитательные цели, задачи, функции, идеи, подходы и принципы, которые реализуются в процессе допрофессиональной подготовки, предлагается комплекс средств, которые обеспечивают воспитательную эффективность ДПП школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF THE PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING

The article deals with the substantiation of the urgency of the pre-professional pedagogical training of the school children, there is paid attention to the educational aspects of the pre-professional pedagogical training, there are defined the educational aims, tasks, functions, ideas, approaches and principles that are implemented in the process of the pre-professional training. The author suggests the complex of the means providing the educational efficiency of the pre-professional pedagogical training of the schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

imaton.ru/vebinar/sam-sebe-psiholog-razvivaem-auto kompetentnost-spasaemsya-ot-professionalnoy-defor macii/ (data obrashcheniya: 23.11.2021).

4. Gejhman L.K., Stavceva I.V. Novye tekhnolo-gii v professional'nom obrazovanii: ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. Perm', 2017.

5. Korepanova M.V., Savva N.V. Formirovanie autokompetentnosti pedagogov doshkol'nyh obrazova-tel'nyh uchrezhdenij // Fundamental'naya nauka i tekh-nologii - perspektivnye razrabotki: materialy XV Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. 21-22 maya 2018 g., North Charleston, USA. C. 21-27.

6. Panasyuk V.P., Tret'yakova N.V. Kachest-vo obrazovaniya: innovacionnye tendencii i upravle-nie [Elektronnyj resurs]: monogr. Ekaterinburg, 2018. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0635-8 (data obrashcheniya: 23.11.2021).

7. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogi-cheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'no-go obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obsh-chego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')»: utv. Pri-kazom Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710 (data obrashcheniya: 23.11.2021).

8. Fedorenko L.G. Psihologicheskoe zdorov'e v usloviyah shkoly: psihoprofilaktika emocional'nogo napryazheniya. SPb., 2003.

Specific features of development of autocompetence of teachers in preschool institutions by the means of modern information resources

The article deals with the specific features of the professional activities of the teachers in preschool institutions related to the emotional tension as well as against the background of increasing the pace of the technology change. There is emphasized the importance of the autocompetence development including the ability to reflection and the teacher's orientation to self-development. The authors substantiate the efficiency of the modern information resources in the development of autocompetence, there is presented the authors' experience of their usage in the solution of this problem.

Key words: teacher's professional activities, professional deformation, autocompetence, self-development, information resources, program maintenance.

(Статья поступила в редакцию 06.11.2021)

л.в. БАйБородовА

(Ярославль)

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОй

педагогической подготовки*

Обосновывается актуальность допрофесси-ональной педагогической подготовки (ДПП) школьников, акцентируется внимание на воспитательных аспектах ДПП, определяются воспитательные цели, задачи, функции, идеи, подходы и принципы, которые реализуются в процессе допрофессиональной подготовки, предлагается комплекс средств, обеспечивающих воспитательную эффективность ДПП школьников.

Ключевые слова: воспитание, допрофессио-нальная педагогическая подготовка школьников, цели, задачи, функции воспитания, идеи, подходы, принципы, средства воспитательной деятельности.

Допрофессиональная педагогическая подготовка (ДПП) школьников сегодня привлекает внимание ученых и педагогов практиков. Это один из необходимых этапов профессиональной подготовки педагогических кадров. От организации ДПП школьников зависит решение многих проблем, которые сегодня очевидны и подтверждаются исследованиями: снижение интереса к педагогической деятельности среди молодежи, падение престижа профессии учителя в обществе, уход молодых педагогов из профессии, поступление в педагогические вузы случайных людей, низкий профессиональный уровень значительной части учителей [2; 3; 5; 7]. При этом важно учитывать, что допрофессиональная подготовка школьников решает проблему не только выбора учащимися педагогической профессии, но и формирования социально и личностно значимых качеств.

Вовсе не все школьники, которые участвуют в ДПП, будут поступать в педагогиче-

* Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006).

О Байбородова Л.В., 2022

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ские профессиональные организации, приобретут профессию учителя или воспитателя, но совершенно очевидно, что опыт допрофессио-нального образования должен стать надежным фундаментом и важным условием их успешной личной жизни и профессиональной деятельности в любой сфере. Это возможно в том случае, если в ходе ДПП будут решаться не только задачи профессионального самоопределения, но воспитательные задачи.

В современных условиях важно организовать такую допрофессиональную подготовку, которая бы обеспечила не только формирование готовности детей к поступлению в профессиональные организации, но и успешность, комфортность пребывания выпускника школы в социуме, среди окружающих людей, способность преобразовывать себя и окружающий мир, находиться в гармонии с самим собой и другими. У выпускника школы могут по-разному сложиться жизненные ситуации, он должен уметь мобильно перестраиваться, менять жизненную и профессиональную траекторию, уметь находить способы самореализации в процессе созидательной деятельности в любой сфере, быть готовым к взаимодействию с людьми и социумом.

Исходя из вышеизложенного, мы делаем акцент на воспитании школьников в процессе ДПП, рассматривая воспитание как педагогическое сопровождение. Мы учитываем би-нарность воспитательного процесса: с одной стороны, это деятельность педагогов и других субъектов, осуществляющих педагогическое сопровождение обучающихся, с другой - деятельность самих школьников, направленная на их саморазвитие. Обе стороны реализуют субъектную позицию, взаимодействуя друг с другом [1, с. 20-26].

Исследование проблем ДПП, в том числе и в аспекте повышения ее воспитательного потенциала, проводилось нами в течение многих лет, что позволило определить концептуальные положения воспитания школьников в процессе ДПП [2; 4; 6; 8].

При проектировании ДПП школьников были определены воспитательные цели:

- формирование ценностно-смысловых ориентиров, социальной компетентности у молодого поколения, способного проявлять лидерские качества в преобразовании окружающего мира;

- развитие у обучающихся потребности в саморазвитии, способности к самопознанию, самооцениванию, самообразованию и самовоспитанию.

Конкретизируем указанные цели следующими воспитательными задачами:

- формирование общекультурных, гуманных, нравственных, гражданских, патриотических ценностных ориентаций;

- формирование способности активно включаться в процессы перспективного развития общества, сознательно и оперативно влиять на эти процессы;

- развитие социальной компетентности обучающихся, формирование способностей к социальному лидерству и самоорганизации;

- формирование способности делать осознанный нравственный выбор и мобильно действовать в ситуациях неопределенности;

- развитие эмоционального интеллекта обучающихся и др.

Целесообразно уточнять, дополнять обозначенные выше задачи с учетом особенностей школьников, их личными планами и образовательными намерениями, запросами детей и родителей.

Считаем также важным определить воспитательные функции, которые должны обеспечиваться в процессе ДПП школьников. Мы выделяем две группы функций [2]: целевые и инструментальные.

Це левые:

- ценностно-ориентационая - нацелена на освоение обучающимися опыта решения нравственных и социально-педагогических проблем, нравственного саморегулирования; формирование рефлексивно-ценностного отношения к жизненному событию, способности самостоятельно осуществлять поиск нравственного смысла в любой ситуации, при принятии решений, активно реализовывать результаты этого поиска во взаимодействии с другими людьми в общественной и социально-педагогической деятельности; делать осознанный нравственный выбор способа поведения в момент жизненного события на основе ценностных ориентаций и норм, одобряемых в обществе;

- мотивационная - направлена на формирование у обучающихся системы мотивов, побуждающих их к нравственному, гражданскому поведению, формированию потребности делать добро, созидать, творить и преобразовывать окружающий мир.

- развивающая - нацелена на развитие личностно и социально значимых качеств у обучающихся (гуманизма, коммуникативности, креативности, ответственности, толерантности, эмпатии и др.), опыта социального вза-

имодействия субъектов образовательных отношений.

- функция личностного и социального самоопределения - предусматривает создание для обучающихся условий, способствующих их личностному, социальному и профессиональному самоопределению, адекватному их возможностям и способностям, личным и социальным ресурсам.

Инструментальные (или процес-суальные):

- диагностическая - предполагает определение, отслеживание развития и учет личностных особенностей обучающихся, их образовательных интересов, мотивов и профессиональных склонностей, систематическое отслеживание достижений обучающихся, формирование потребности в самодиагностике;

- проектировочная - нацелена на формирование потребности в постоянном целепола-гании, планировании своего жизненного пути, разработку проектов образовательного, личностного развития на основе данных диагностики и самодиагностики, мониторинга и результатов прогнозирования;

- организаторская - обеспечивает формирование умения организации собственной деятельности, выбор и использование различных способов реализации проектов и планов, организации совместной деятельности школьников, участие обучающихся в организации групповой деятельности, формирование организаторских способностей;

- корректирующая - направлена на формирование у школьников потребности критически анализировать свою деятельность и способности вносить обоснованные изменения в запланированное ранее, учитывая новые обстоятельства, запросы; формирование способности регулировать воспитательный процесс с учетом промежуточных результатов диагностики и меняющихся условий, возможностей и целей;

- стимулирующая - предусматривает создание системы стимулов, обеспечивающих проявление и развитие профессионально важных качеств, активности и самостоятельности у обучающихся, осознанность деятельности.

Реализация целевых установок зависит от использования соответствующих идей, подходов и принципов воспитания в процессе ДПП. Кратко охарактеризуем три основные идеи, которые обеспечивают повышение воспитательного потенциала ДПП:

- педагогизация социальной среды, которая рассматривается, с одной стороны, как ис-

КИЕ НАУКИ -

пользование ресурсов социума для решения воспитательных задач, а с другой - как процесс влияния деятельности обучающихся на преобразование окружающей среды, а значит, самих себя;

- индивидуализация, означающая реализацию школьниками индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование субъектной позиции, индивидуального стремления качественного и лучшего изменения себя, принятия обучающимися осознанных, самостоятельных решений, право на выбор индивидуального образовательного маршрута и реализацию индивидуальной траектории образования; обусловленная тем, что необходимо раскрыть ресурсы, способности и склонности обучающегося, а также обеспечить целенаправленное развитие его педагогических способностей, потребности в саморазвитии при тьюторском сопровождении индивидуальной образовательной деятельности школьников;

- интеграция и конвергенция как механизм и средство комплексного решения воспитательных задач за счет объединения, взаимопроникновения, взаимовлияния и взаимодополнения ресурсов общего и дополнительного образования, учебной и внеурочной деятельности школьников, средств различных организаций (общеобразовательных, дополнительного образования, культурно-образовательных, общественных, профессиональных), образовательной организации и социума, объединения усилий и согласованности действий всех субъектов воспитательного процесса.

Организуя воспитание школьников в процессе ДПП, важно учитывать многие концептуальные подходы, но в первую очередь аксиологический, рефлексивно-деятельностный, субъектно-ориентированный, практико-ори-ентированный.

Рассматривая воспитание как бинарный процесс, мы определили две группы принц и п о в: принципы организации деятельности педагогов и принципы организации школьников, нацеленные на развитие потребности в саморазвитии и самовоспитании. Общеизвестные принципы воспитания дополним принципами, отражающими специфику допрофессио-нальной педагогической подготовки, и кратко охарактеризуем эти принципы.

Принципы организации воспитательной деятельности педагогов:

- интеграция допрофессиональной педагогической подготовки в воспитательную си-

стему организации, что означает усиление возможностей организации, развитие ее воспитательных и социальных функций, расширение сферы взаимодействия старшеклассников, приобщение их к организации воспитательной работы в школе, взаимодействие с младшими детьми;

- мотивационное обеспечение участия школьников в созидательной общественно полезной деятельности, что предусматривает удовлетворение интересов и потребностей обучающегося, согласованность требований школьников к самим себе с требованиями педагогов; включение обучающегося в посильную для него деятельность, позволяющую испытать радость от своих достижений; создание ситуаций успеха, одобрение, поддержка достижений каждого ребенка;

- тьюторская позиция педагога, который формирует осознанный и адекватный запрос у школьников и их родителей на образование, обеспечивает проектирование индивидуальной образовательной деятельности обучающегося, демократичное взаимодействие субъектов, выстраивает воспитательный процесс как практику индивидуализации и использует технологию сопровождения для решения профессиональных задач;

- социальное партнерство и сотрудничество, означающие консолидацию усилий субъектов воспитательного процесса, заинтересованных в повышении влияния ресурсов социума на формирование личности школьника; взаимовыгодное использование кадровой, материальной, научно-методической и информационной базы организаций-партнеров.

Реализация принципов воспитательной деятельности педагогов направлена на стимулирование саморазвития обучающихся, формирование высокого уровня их субъектности. Это предполагает соответствующую организацию деятельности школьников и реализацию специальных принципов построения деятельности обучающихся в процессе допрофесси-ональной педагогической подготовки школьников:

- определение обучающимся привлекательной перспективы в личностном и образовательном развитии, что обеспечит понимание ценностей и смысл деятельности, осознание правильности выбора профессионального пути, согласование жизненных и профессиональных целей и установок, формирование важных качеств школьника, развитие его индивидуальности и субъектности;

- самообразование и саморазвитие обучающихся, предусматривающее самостоятельный нравственный выбор и принятие ответственности за реализацию этого выбора при определении планов, способов самообразования, постоянный анализ своей деятельности, позволяющий объективно оценить собственные успехи и спланировать дальнейшее самообразование и саморазвитие;

- вариативность деятельности, свободный, самостоятельный выбор, обусловленные интересами и потребностями обучающихся, их перспективами, планами, опытом деятельности в той или иной сфере, личной ориентацией на уровень сложности, самостоятельности, проблемности, творчества образовательной деятельности и др.;

- самоорганизация и самоуправление, означающие осознание, понимание и принятие каждым участником целей и задач как общей совместной деятельности, так и своей деятельности, своего развития; адекватность оценки своих возможностей и способностей, критичность по отношению к себе и окружающим, потребность в самоконтроле; активность и заинтересованность каждого участника в собственном развитии, в достижении коллективного и индивидуального положительного результата, способность анализировать деятельность, рефлексивно относиться к индивидуальным и коллективным действиям, результатам, принятым решениям;

- проектирование индивидуальной образовательной деятельности, т. е. предоставление возможности школьнику пройти свой индивидуальный образовательный путь по овладению способами личностного и индивидуального развития с опорой на собственные склонности, способности и интересы, достижения, личные устремления, с учетом проблем ребенка.

Две группы принципов ДПП тесно взаимосвязаны, их выделение в определенной мере условно, поскольку важно подчеркнуть реализацию субъектно-ориентированного подхода, когда каждый участник должен иметь возможность занимать субъектную позицию и принимать самостоятельные решения.

Не менее важно определить содержание воспитания школьников в процессе ДПП. Существуют разные подходы к содержанию, но в контексте вышеизложенного можно представить содержание воспитания как освоение социальных ролей (Н.М. Талан-чук), как становление личностного в челове-

— педагогические науки — развитие сущностных сфер человека

Сущностная сфера Содержание деятельности

Интеллектуальная Освоение знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя)

Мотивационная Приобретение нравственного поведения на основе позитивного отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в Другом, в контакте с себе подобными

Эмоциональная Приобщение к нравственным переживаниям, связанным с нормами или отклонениями от норм и идеалов (жалость, сочувствие, доверие благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатия, стыд и др.)

Волевая Приобретение нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков (мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов)

Саморегуляции Осознание нравственной правомерности социального и экзистенциального выбора, приобретение совестливости, самооценки, самокритичности, умения соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочности, самоконтроля, рефлексии и др.

Предметно-практическая Освоение нравственных поступков, проявление честного и добросовестного отношения к действительности; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм

Экзистенциальная Саморазвитие на основе созданного проекта своей жизнедеятельности, сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, забота о красоте тела, речи, души; понимание морали в себе

ке, предполагающее усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности. Основная задача педагога - помочь ребенку в его развитии, обеспечить развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, понимаемых как совокупность особенностей человека, которые характеризуют его мышление, мотивацию, жизненный выбор, определяют его поступки и поведение и отражаются в его индивидуальности

В таблице выше предлагается содержание развития сущностных сфер воспитанника (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной, сферы саморегуляции), предложенное О.С. Гребенюком [1, с. 140-141].

Достижение поставленных целей, успешность решения задач, реализация идей и принципов воспитания зависят от того, какие педагогические средства используются в

процессе воспитания и в какой мере они соответствуют современным вызовам и запросам общества, социальным отношениям и потребностям производства. Под педагогическими средствами воспитания мы понимаем инструменты и действия (методы, формы, технологии), выполняющие функции воспитания и развития учащихся и способствующие достижению поставленных воспитательных целей и задач

Необходимость отбора новых педагогических средств воспитания обусловлена особенностями современного поколения молодых людей, их запросами, а также перспективами образования. Нынешнее молодое поколение существенно отличается от предыдущих поколений и имеет характерные для него когнитивно-психологические и социально-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при разработке и отборе педагогических средств: клиповое мышление, потребность в персонификации, гиперактивность, интровертированный индивидуализм, прагматизм, мультимедийность восприятия, преобладание виртуальной коммуникации, виртуализация творчества и др.

Вместе с тем очень важно использовать педагогические средства, которые позволяют компенсировать дефициты в воспитанности молодых людей, формировать нравственные ценностные ориентации, общительность, открытость, коммуникативность, целеустремленность, творчество вопреки индивидуализму, прагматизму, агрессивности; помогать молодым людям успешно решать проблемы их социализации.

Современные средства воспитания (формы, методы, технологии) должны быть [1, с. 161-189]:

- человекоориентированными (индивидуализированными, персонифицированными), предусматривающими удовлетворение запросов, потребностей детей, их самореализацию, обеспечивающими успешность и признание достижений детей;

- ценностно-смысловыми, предусматривающими созидательную, преобразовательную деятельность детей, формирующими нравственные ценности и социально значимые качества;

- субъектно-ориетированными, т. е. обеспечивающими проявление и формирование субъектной позиции ребенка, осознанное це-леполагание и принятие обучающимся самостоятельных решений на всех этапах и уровнях обучения;- рефлексивными, способствующими осознанной образовательной деятельности обучающихся;

- диалоговыми, предусматривающими равноправный обмен информацией, партнерскую позицию участников образовательного процесса, партнерский стиль взаимодействия педагогов и учащихся;

- коммуникативными, формирующими умение работать в команде;

- творческими, способствующими развитию креативности, гибкости, системности, критичности мышления;

- позволяющими сделать любое полезное занятие школьников напряженным увлечением, требующим определенных усилий.

Общие целевые и концептуальные положения воспитания в процессе допрофессио-нальной педагогической подготовки школьников являются важными для согласованного и преемственного сопровождения обучающихся всеми субъектами, подготовки научно-методического и учебно-методического обеспечения этого процесса на региональном, муниципальном уровнях, в образовательной ор-

ганизации. При этом необходимо не только формировать у обучающихся готовность к профессиональному самоопределению - не менее важно решать воспитательные задачи, развивая ценностно-смысловые ориентиры, социальную компетентность, нравственные и гражданские качества.

список литературы

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности: учебник. Ярославль, 2020.

2. Байбородова Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2015. № 5. С. 92-99.

3. Бочарова Ю.Ю., Гаврилова О.М. Формирование устойчивой мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности: опыт городского сетевого педагогического лицея и педагогической интернатуры в КГПУ им. В.П. Астафьева // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та. им. В.П. Астафьева. 2014. № 4(30). С. 37-43.

4. Бушкова Ю.А. Мониторинг деятельности педагогического класса и педагогической группы: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Ю.А. Бушкова; под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гаврилова О.М., Безрукова Н.П. Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «Школа - Университет» // Казан. пед. журн. 2016. № 2-1(115). С. 99-103.

6. Логинова А.Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент допрофессиональной педагогической подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6. С. 287-289.

7. Чернявская А.П. Психологические предпосылки развития профессиональной зрелости старшеклассников // Яросл. пед. вестн. 2017. № 3. С. 166-169.

8. Шальнова О.Н., Виноградова М.Ю., Ско-робогатова С.Г. организация допрофессиональной педагогической подготовки школьников в условиях сетевого взаимодействия / под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2017.

* * *

1. Bajborodova L.V., Rozhkov M.I. Cennostno-smyslovye osnovy vospitatel'noj deyatel'nosti: ucheb-nik. Yaroslavl', 2020.

2. Bajborodova L.V. Konceptual'nye osnovy i modeli doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotov-ki shkol'nikov // Yaroslavskij pedagogicheskij vest-nik. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015. № 5. S. 92-99.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Bocharova Yu.Yu., Gavrilova O.M. Formi-rovanie ustojchivoj motivacii k budushchej profes-sional'noj pedagogicheskoj deyatel'nosti: opyt go-rodskogo setevogo pedagogicheskogo liceya i pedagogicheskoj internatury v KGPU im. V.P. Astafeva // Vestn. Krasnoyar. gos. ped. un-ta. im. V.P. Astafeva. 2014. № 4(30). S. 37-43.

4. Bushkova Yu.A. Monitoring deyatel'nosti pedagogicheskogo klassa i pedagogicheskoj gruppy: ucheb.-metod. posobie / avt.-sost. Yu.A. Bushkova; pod red. L.V. Bajborodovoj. Yaroslavl', 2017.

5. Gavrilova O.M., Bezrukova N.P. Innovacion-nye formy pedagogicheskogo soprovozhdeniya star-sheklassnikov k vyboru pedagogicheskoj professii v sisteme «Shkola - Universitet» // Kazan. ped. zhurn. 2016. № 2-1(115). S. 99-103.

6. Loginova A.N. Pedagogizaciya aktual'nyh soci-al'nyh praktik kak sovremennyj instrument dopro-fessional'noj pedagogicheskoj podgotovki // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. № 6. S. 287-289.

7. Chernyavskaya A.P. Psihologicheskie pred-posylki razvitiya professional'noj zrelosti starsheklas-snikov // Yarosl. ped. vestn. 2017. № 3. S. 166-169.

8. Shal'nova O.N., Vinogradova M.Yu., Skoro-bogatova S.G. Organizaciya doprofessional'noj peda-gogicheskoj podgotovki shkol'nikov v usloviyah se-tevogo vzaimodejstviya / pod red. L.V. Bajborodovoj. Yaroslavl', 2017.

Education of senior high school students in the process of the pre-professional pedagogical training

The article deals with the substantiation of the urgency of the pre-professional pedagogical training of the school children, there is paid attention to the educational aspects of the pre-professional pedagogical training, there are defined the educational aims, tasks, functions, ideas, approaches and principles that are implemented in the process of the pre-professional training. The author suggests the complex of the means providing the educational efficiency of the pre-professional pedagogical training of the schoolchildren.

Key words: education, pre-professional pedagogical training of schoolchildren, aims, tasks, educational functions, ideas, approaches, principles, means of educational activities.

(Статья поступила в редакцию 11.11.2021)

© Залаутдинова С.Е., 2022

с.е. залаутдинова

(Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВАРИАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К СОЦИАЛЬНЫМ ПРАКТИКАМ

Освещается проблема подготовки магистрантов педагогического вуза к реализации социальных практик в школьном образовании. Рассматриваются вопросы о вариативности в подготовке к социальным практикам самих магистрантов, о создании социально-педагогических условий введения и включения магистрантов в социальные практики.

Ключевые слова: социальные практики, вариативная подготовка, подготовка к социальным практикам, социально-педагогические условия, подготовка магистрантов.

В эпоху политической, экономической, социальной нестабильности, связанной в том числе с пандемией, во многих сферах общества происходят серьезные перемены, проводятся реформы. Перемены коснулись и образования. Так, одним из передовых направлений стала организация воспитательной деятельности в школе, которая направлена на становление личности учащегося, его социализацию, через участие в социально значимых событиях.

В Приказе Министерства просвещения РФ № 287 от 31 мая 2021 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» особое внимание уделяется разработке программ воспитания, которые должны учитывать проявление активной позиции и социальную успешность обучающихся. Кроме того, программа воспитания должна обеспечить создание целостной, гармонично организованной образовательной среды, которая включает в себя и организацию социальных практик. термин социальные практики впервые закреплен в образовательных нормативно-правовых актах, но, несмотря на это, сами социальные практики в разных вариантах, видах и формах уже активно реализуются в образовательных учреждениях.

Под социальными практиками, организованными в рамках воспитательной деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.