Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АУТОКОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АУТОКОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / АУТОКОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Марина Васильевна, Савва Наталия Викторовна

Рассматривается специфика профессиональной деятельности педагога ДОУ, сопряженной с состоянием эмоционального напряжения, в том числе на фоне ускорения темпа технологических изменений. Подчеркивается важность развития аутокомпетентности, включающей способность к рефлексии, ориентированности педагога на самосовершенствование. Обосновывается эффективность современных информационных ресурсов в развитии аутокомпетентности, представлен авторский опыт их применения в решении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF DEVELOPMENT OF AUTOCOMPETENCE OF TEACHERS IN PRESCHOOL INSTITUTIONS BY THE MEANS OF MODERN INFORMATION RESOURCES

The article deals with the specific features of the professional activities of the teachers in preschool institutions related to the emotional tension as well as against the background of increasing the pace of the technology change. There is emphasized the importance of the autocompetence development including the ability to reflection and the teacher’s orientation to self-development. The authors substantiate the efficiency of the modern information resources in the development of autocompetence, there is presented the authors’ experience of their usage in the solution of this problem.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АУТОКОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ»

м.в. КОРЕПАНОВА, Н.В. САВВА (Волгоград)

особенности развития АутокомПЕтЕнтности педагога дошкольного учреждения средствами современных

информационных ресурсов

Рассматривается специфика профессиональной деятельности педагога ДОУ, сопряженной с состоянием эмоционального напряжения, в том числе на фоне ускорения темпа технологических изменений. Подчеркивается важность развития аутокомпетентно-сти, включающей способность к рефлексии, ориентированности педагога на самосовершенствование. Обосновывается эффективность современных информационных ресурсов в развитии аутокомпетентности, представлен авторский опыт их применения в решении данной проблемы.

Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, профессиональные деформации, аутокомпетентность, саморазвитие, информационные ресурсы, программа сопровождения.

Современная ситуация, сложившаяся в образовательном пространстве, претерпевает значительные изменения, что влечет за собой пересмотр тех образовательных традиций, которые создавались в течение длительного времени. В сложившейся ситуации, обусловленной пандемией, доля дистанционного обучения существенно возросла. Развитие информационных технологий позволило привнести в систему образования новые удаленные форматы обучения, являющиеся альтернативой очному взаимодействию.

Несмотря на то, что дистанционная модель обучения имеет ряд недостатков, следует отметить очевидное преимущество - расширение границ образования. Современный педагог может освоить новые методы и приемы работы, повысить уровень квалификации, дистанционно посетив курсы или образовательные программы у различных специалистов, находящихся в любой точке мира. Это создает для обучения практически безграничные возможности.

Информатизация образовательного пространства не только обеспечивает подготовку

кие науки -

педагога к профессиональной деятельности в условиях цифрового общества, но и выполняет функцию персонализации образовательного процесса, основанной на построении индивидуальных образовательных траекторий при выборе программ образования, расширяет доступ к актуальным и качественным решениям по развитию профессиональных умений.

Динамизм происходящих изменений, характеризующихся возрастающей неопределенностью и ускорением темпа технологических изменений, быстрой сменой требований развивающихся рынков и потребителей, а также нововведениями в организации труда и в организационной культуре, приводит к изменению требований к работникам, которые должны быть более адаптивными, ориентированными на постоянное обучение и самосовершенствование [6]. В данном контексте формируется новый образ современного педагога, расширяется сфера его компетенций. Тем не менее неизменным приоритетом в общественном сознании остается ценность педагога как личности.

Профессия воспитателя предполагает не только владение актуальными профессиональными компетенциями, методами и методиками воспитания, но и воспитание собственной личностью. Уровень развития личности педагога дошкольного образовательного учреждения создает возможность для успешной коммуникации и создания комфортной воспитательной среды.

При этом нельзя отрицать ряд факторов, негативным образом отражающихся на педагогической деятельности, мотивированном саморазвитии, психологической и эмоциональной устойчивости педагога дошкольного образования. Очевидная загруженность педагога организационной работой и работой с документацией, наличие большого количества требований, вызванных объективной необходимостью, использование нерабочего времени для подготовки к занятиям и различным мероприятиям, высокая наполняемость групп детьми обусловливает недостаточное количество временных и личностных ресурсов для саморазвития в должной мере.

описывая специфику профессиональной деятельности воспитателя, стоит отметить состояние высокой эмоциональной напряженности педагога в процессе рабочего дня. Это вынуждает его находиться в состоянии мобилизации физических и душевных ресурсов, свое-

О Корепанова М.В., Савва Н.В., 2022

временного реагирования на стрессовые ситуации.

В исследованиях отмечаются факторы, которые принадлежат к субъективным переживаниям педагога, значительно влияющим на ощущение самоценности в рамках профессии. К такого рода факторам можно отнести ряд страхов, обусловленных недостаточной материальной составляющей оплаты труда воспитателя, а также невысокий уровень престижности профессии (страх за систему образования - 89%, страх по поводу материального положения - 92%, боязнь изменения общества -78%, боязнь конфликтных ситуаций - 43%, боязнь срыва - 37%, боязнь неудачи - 28%, боязнь утраты влияния (потеря контакта с учениками) - 26,6%). Можно предположить, что подобное состояние педагогов ведет к нервной перегрузке и эмоциональному истощению [1].

В ряде исследований отмечается значимость таких факторов, как эмоциональное выгорание и эмоциональное истощение, которые обнаруживаются у большинства педагогов через 20 лет работы. Это нарушение может проявляться в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности, что симптоматически сходно с клинической картиной невротических расстройств. Многоплановость таких нарушений проявляется на различных уровнях. На уровне чувств стоит отметить преобладание усталости от всего, подавленности, незащищенности, отсутствии желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным. На уровне мыслей могут быть следующие идеи: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве. В действиях и поведении такие нарушения могут проявляться в виде критических замечаний в отношении себя и окружающих, стремление выделяться или, наоборот, прятаться от избыточного внимания, чрезмерная старательность или безразличное отношение к собственному делу. Особо стрессоген-ным является ощущение снижения чувства собственного достоинства, что порождает трудого-лизм, перфекционизм, уход в себя и в свои депрессивные переживания, агрессивные вспышки в адрес «виноватых». Перегруженность эмоциональными вовлечениями формирует интро-вертированность, эмоциональную холодность и закрытость, формальность контактов. консерватизм может проявляться в негибкости в отношении жизненных планов и целей, закреп-

лении стереотипов в поведении, негативное отношение к психологической работе над собой, что создает трудности в коррекции подобных проявлений [8].

Это порождает необходимость создания психокоррекционных и психопрофилактических программ, препятствующих развитию и возникновению профессионально деструктивных явлений (или корректирующих их), к которым, в частности, относятся состояния эмоционального выгорания и эмоционального истощения, предоставляющих воспитателю возможность заниматься саморазвитием и самовосстановлением. В силу объективной временной загруженности данные программы должны быть доступны педагогу для освоения, а также не должны перегружать его при дефиците свободного времени. Этому условию могут соответствовать дистанционные форматы обучения.

Важным является тот факт, что подобные программы должны ориентироваться на формирование у воспитателя умения самостоятельно вовремя обнаруживать у себя подобные явления и своевременно принимать меры. Следует отметить, что для «погруженного в профессию» человека характерны рефлексия, оценка достигнутого, сомнения в правильности выбранного пути, в его продолжении; постепенный переход от жизненно-душевных стремлений к рационализму, рассудочности и сознательности; субъект осознает, что достиг пика своего развития (или миновал его). Идет поиск новых ценностей, адекватных новому самосознанию. Такая постоянная внутренняя психологическая работа требует внимания с целью отслеживания верности пути и направления профессиональной деятельности и личностного развития, что обеспечивается специальными психологическими занятиями.

Важно подчеркнуть, что необходимость саморазвития для педагога также отражена в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [7]. Актуальность подобной работы подтверждается увеличением числа образовательных сайтов для педагогов, предлагающих программы саморазвития. однако данные программы во многом ориентированы на освоение новых образовательных и воспитательных методик при работе с детьми, а программ, ориентированных на помощь самому педагогу в его личностных затруднениях, не так много. А сам воспитатель в силу профессиональной загруженности не всегда располагает информа-

цией о том, где он может получить подобного рода помощь и поддержку.

Для более полного понимания себя, для формирования большей осознанности возникает целесообразность формирования у воспитателя такой компетентности, как аутокомпе-тентность, которая предполагает способность к рефлексии, самоанализу, самопроектированию. Это влечет за собой более глубокое понимание себя, своих эмоциональных переживаний, формирование умения управлять собственными чувствами, нахождение ресурсов для самовосстановления в профессиональной и личной жизни. Это способствует более выверенному построению профессионального и личного маршрута развития в соответствии со своими потребностями. Высокий уровень развития аутокомпетнтности будет являться фактором, препятствующим возникновению негативных профессиональных проявлений, таких как профессиональные деструкции, профессиональные деформации, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение и пр. Проведенные нами эмпирические исследования по данной проблеме в режиме опросов и анкетирования подтверждают необходимость подобной работы [5].

Это побудило нас разработать программу сопровождения для педагогов дошкольных образовательных учреждений, предполагающую оказание помощи и поддержки в саморазвитии воспитателя. Цель программы: формирование аутокомпетентности как одной из базовых характеристик в структуре общей и профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей более глубокое понимание себя и как личности, и как профессионала, что влечет за собой всестороннее развитие как в жизни, так и в профессиональной деятельности. В данной программе феномен аутокомпетентности рассматривается с нескольких сторон в рамках предложенных тем для обсуждения: самооценка, эмоции, поведение в конфликте, качество жизни, целеполагание и целедостижение, самоактуализация, профессиональное здоровье педагога.

Апробация программы в дистанционном формате проходила в Институте практической психологии «ИМАТОН» (г. Санкт-Петербург), где был представлен курс занятий в режиме вебинаров [3]. Выбранный удаленный формат работы был удобен тем, что участие в занятиях принимали люди из разных городов. Кроме того, посмотреть запись занятий участники могли в удобное для них время, если у

кие науки -

них не было возможности принять участие в прямом эфире.

Название программы «Сам себе психолог. Развиваем аутокомпетентность, спасаемся от профессиональной деформации!» отражало главную идею данной психокоррекционной и психопрофилактической работы - научиться методам самопомощи, используя предложенные инструменты. Вебинар был адресован не только педагогам, но также широкому кругу специалистов, работающих в системе помогающих профессий, студентам профильных факультетов, а также всем, кто заинтересован в более глубоком понимании себя и повышении уровня собственной осознанности. Построение вебинаров в лекционном формате с использованием демонстрационных слайдов учитывало принцип наглядности, что облегчало восприятие информации при удаленном контакте. Методические материалы (опросники, тесты, литература и пр.) высылались участникам заранее, для того чтобы они могли их использовать во время занятий и закреплять полученные знания впоследствии.

Стоит отметить, что ведущими запросами для участия в программе участники отмечали потребность в предотвращении синдрома эмоционального выгорания и хронической усталости. Кроме того, на занятиях присутствовали специалисты, которые могли использовать данную программу как профессиональный инструментарий. Интерактивность занятий обеспечивалась возможностью участвовать в специально созданном чате, где участники могли задавать вопросы.

Важно отметить, что в процессе данной работы можно было судить о степени сфор-мированности аутокомпетентности участников. Активность, участие в диалоге, четкая формулировка запросов - показатели понимания собственных потребностей и целей присутствия на занятиях. Отсутствие вовлеченности, напротив, могло свидетельствовать о тревожности личности относительно правильности собственных высказываний, сложности вербального описания собственных чувств и эмоций, неясности целей и задач относительно участия в данной программе, трудности в описании проблемных ситуаций, с которыми сталкивается воспитатель в рамках профессиональной деятельности и жизни в целом. Комментарии ведущего относительно подобных наблюдений давали возможность участникам увидеть сформированность у себя аутокомпе-тентности на том или ином уровне и наметить пути по ее повышению.

Дистанционный формат занятий предполагает увеличение доли самостоятельной работы, что способствует большей рефлексии собственных действий, проявлений, поведенческих реакций и личностных особенностей. И, как результат, рост образовательной продуктивности (осознанное участие в определении целей обучения, выборе его форм и содержания), интенсивность развития творческих качеств [4; 9]. Качество выполнения домашних заданий, которые были обязательны в контексте данного курса, свидетельствовало о мотивации участников в стремлении к изменениям в профессиональной деятельности и в собственной личности. В процессе выполнения некоторых заданий участники обнаруживали деструктивные поведенческие реакции, нарушенные социально-коммуникативные проявления, что вскрывало проблемные зоны, мешающие успешной самореализации.

Стоит отметить, что некоторые участники не боялись открыто говорить об этих моментах в режиме дистанционного общения и даже оставляли запрос на индивидуальную проработку ряда тем, что являлось показателем осознанности. такая индивидуальная работа в дальнейшем помогала педагогу справиться с определенными сложностями и барьерами в профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии, возникающими непосредственно у него, что позволяло ему лич-ностно расти и развиваться.

Кроме курса занятий в рамках программы сопровождения педагогов был создан комплексный вебинар под названием «Аутоком-петентность как особое качество в профессиональной деятельности педагога» [2]. Данный всероссийский вебинар проводился на базе Международного центра образования и социально-гуманитарных исследований (программа повышения квалификации) и был направлен на формирование об общем представлении об аутокомпетентности, а также освещал основные приемы и средства для ее повышения. Длительность вебинара составляла 1,5 часа, целевой аудиторией были специалисты помогающих профессий. Данный вебинар может служить отправной точкой для того, чтобы наметить для себя пути по самоизменению.

таким образом, апробация нами дистанционных форм взаимодействия с педагогами посредством современных информационных ресурсов показала возможность их применения для профессионального саморазвития воспитателя как дополнительных инструментов, которые могут выступать программой самообразования и психологической самокоррекции.

Список литературы

1. Бохан Т.Г., Залеский Г.В., Богомаз С.А. Профессиональные страхи у педагогов // Сиб. психол. журн. 1998. Вып. 8-9. С. 31-33.

2. Вебинар «Аутокомпетентность как особое качество в профессиональной деятельности педагога» [Электронный ресурс]. URL: https://www. uchmet.ru/events/item/1925739/ (дата обращения: 23.11.2021).

3. Вебинар «Сам себе психолог. Развиваем аутокомпетентность, спасаемся от профессиональной деформации!» [Электронный ресурс]. URL: https: //www. imaton. ru/vebinar/sam-sebe-psiholog-raz vivaem-autokompetentnost-spasaemsya-ot-professional noy-deformacii/ (дата обращения: 23.11.2021).

4. Гейхман Л.К., Ставцева И.В. Новые технологии в профессиональном образовании: учеб. пособие. 2-е изд., испр. Пермь, 2017.

5. Корепанова М.В., Савва Н.В. Формирование аутокомпетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. 2122 мая 2018 г., North Charleston, USA. C. 21-27.

6. Панасюк В.П., Третьякова Н.В. Качество образования: инновационные тенденции и управление [Электронный ресурс]: моногр. Екатеринбург, 2018. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0635-8 (дата обращения: 23.11.2021).

7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/499053710 (дата обращения: 23.11.2021).

8. Федоренко л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб., 2003.

9. Baraniuk R. On open-source learning [Electronic resource]. URL: http://www.ted.com/talks/lang/ eng/richard_baraniuk_on_open_source_learning.html

(дата обращения: 23.11.2021).

* * *

1. Bohan T.G., Zaleskij G.V., Bogomaz S.A. Pro-fessional'nye strahi u pedagogov // Sib. psihol. zhurn. 1998. Vyp. 8-9. S. 31-33.

2. Vebinar «Autokompetentnost' kak osoboe kachestvo v professional'noj deyatel'nosti pedago-ga» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.uch-met.ru/events/item/1925739/ (data obrashcheniya: 23.11.2021).

3. Vebinar «Sam sebe psiholog. Razvivaem au-tokompetentnost', spasaemsya ot professional'noj de-formacii!» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.

педагогические науки

imaton.ru/vebinar/sam-sebe-psiholog-razvivaem-auto kompetentnost-spasaemsya-ot-professionalnoy-defor macii/ (data obrashcheniya: 23.11.2021).

4. Gejhman L.K., Stavceva I.V. Novye tekhnolo-gii v professional'nom obrazovanii: ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. Perm', 2017.

5. Korepanova M.V., Savva N.V. Formirovanie autokompetentnosti pedagogov doshkol'nyh obrazova-tel'nyh uchrezhdenij // Fundamental'naya nauka i tekh-nologii - perspektivnye razrabotki: materialy XV Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. 21-22 maya 2018 g., North Charleston, USA. C. 21-27.

6. Panasyuk V.P., Tret'yakova N.V. Kachest-vo obrazovaniya: innovacionnye tendencii i upravle-nie [Elektronnyj resurs]: monogr. Ekaterinburg, 2018. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0635-8 (data obrashcheniya: 23.11.2021).

7. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogi-cheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'no-go obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obsh-chego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')»: utv. Pri-kazom Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710 (data obrashcheniya: 23.11.2021).

8. Fedorenko L.G. Psihologicheskoe zdorov'e v usloviyah shkoly: psihoprofilaktika emocional'nogo napryazheniya. SPb., 2003.

Specific features of development of autocompetence of teachers in preschool institutions by the means of modern information resources

The article deals with the specific features of the professional activities of the teachers in preschool institutions related to the emotional tension as well as against the background of increasing the pace of the technology change. There is emphasized the importance of the autocompetence development including the ability to reflection and the teacher's orientation to self-development. The authors substantiate the efficiency of the modern information resources in the development of autocompetence, there is presented the authors' experience of their usage in the solution of this problem.

Key words: teacher's professional activities, professional deformation, autocompetence, self-development, information resources, program maintenance.

(Статья поступила в редакцию 06.11.2021)

Л.В. БАйБОРОДОВА (Ярославль)

воспитание старшеклассников в процессе допрофессиональной педагогической подготовки*

Обосновывается актуальность допрофесси-ональной педагогической подготовки (ДПП) школьников, акцентируется внимание на воспитательных аспектах ДПП, определяются воспитательные цели, задачи, функции, идеи, подходы и принципы, которые реализуются в процессе допрофессиональной подготовки, предлагается комплекс средств, обеспечивающих воспитательную эффективность ДПП школьников.

Ключевые слова: воспитание, допрофессио-нальная педагогическая подготовка школьников, цели, задачи, функции воспитания, идеи, подходы, принципы, средства воспитательной деятельности.

Допрофессиональная педагогическая подготовка (ДПП) школьников сегодня привлекает внимание ученых и педагогов практиков. Это один из необходимых этапов профессиональной подготовки педагогических кадров. От организации ДПП школьников зависит решение многих проблем, которые сегодня очевидны и подтверждаются исследованиями: снижение интереса к педагогической деятельности среди молодежи, падение престижа профессии учителя в обществе, уход молодых педагогов из профессии, поступление в педагогические вузы случайных людей, низкий профессиональный уровень значительной части учителей [2; 3; 5; 7]. При этом важно учитывать, что допрофессиональная подготовка школьников решает проблему не только выбора учащимися педагогической профессии, но и формирования социально и личностно значимых качеств.

Вовсе не все школьники, которые участвуют в ДПП, будут поступать в педагогиче-

* Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006).

О Байбородова Л.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.