Научная статья на тему 'Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни'

Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ / СВЕРСТНИКИ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухфетуллина Анна Минназимовна

В статье приведены результаты исследования педагогических условий воспитания у детей 5-6 лет справедливого отношения к сверстникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тухфетуллина Анна Минназимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни»

УДК 373.2.034

ВОСПИТАНИЕ СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

BRINGING UP A 5-6 YEAR-OLD CHILD TO TREAT HIS CONTEMPORARIES FAIRLY

А. М. Тухфетуллина A. M. Tukhfetullina

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье приведены результаты исследования педагогических условий воспитания у детей 5-6 лет справедливого отношения к сверстникам.

Abstract. The results of research of pedagogical conditions of bringing up a 5-6-year-old children to treat their contemporaries fairly.

Ключевые слова: справедливость, справедливое отношение, сверстники, содержание воспитания, методика воспитания.

Keywords: fairness, a fair relation, contemporaries, content of teaching, teaching, methods.

Актуальность исследуемой проблемы. В ситуации сущностных преобразований общества, характерной для современной России, социологи, психологи, политологи отмечают всплеск внимания к общечеловеческим ценностям. Особое место среди них занимает справедливость. В силу своего содержания она может быть положена в основу нравственности личности и морали общества.

Воспитание нравственных качеств и отношений происходит в дошкольном возрасте и служит дальнейшему развитию нравственности (В. В. Абраменкова, Е. В. Суб-ботский, С. Г. Якобсон и др.).

Вопрос воспитания у дошкольников справедливости рассматривался в педагогических исследованиях С. А. Газиевой (1973 г.) [2] и О. М. Гостюхиной (1984 г.) [3]. Однако полученные в них результаты не могут составить достаточную теоретическую и методическую базу для организации изучаемого процесса в современных условиях.

Целью настоящего исследования стало выявление и экспериментальная проверка педагогических условий воспитания у детей 5-6 лет справедливого отношения к сверстникам в современной социокультурной ситуации.

Материал и методика исследований. Достижению поставленной цели способствовало применение таких методов исследования, как теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); анкетирование родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ); наблю-

дение за отношениями детей в различных ситуациях взаимодействия; индивидуальные беседы с детьми; анализ педагогической документации; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Результаты исследований и их обсуждение. Справедливость, являясь принципом организации функционирования общества, на уровне межличностных отношений выступает как нравственное качество, содержание которого определяется выполнением основных функций - воздаяния, требования, оценки. Их реализация обусловлена такими чертами справедливости, как объективность, бескорыстие, беспристрастность, правдивость, самокритичность, доброжелательность [1].

Выступая нравственной категорией, справедливость тесно связана с категорией права. Целенаправленное освоение элементов справедливости и правовой культуры происходит в процессе образования. На начальных этапах развития личности элементы правовой культуры должны включаться в содержание нравственного воспитания.

Справедливость - сложное качество, и оно не может быть сформировано в дошкольном возрасте. Предпосылкой для его развития является воспитание у детей шестого года жизни справедливого отношения к сверстникам, которое определяется нами как способность и готовность к взаимодействию со сверстником в различных видах деятельности на основании уважения его интересов и желаний, признания равенства с ним в правах и обязанностях, установления общих критериев для оценки деятельности и ее результатов.

Как всякое другое гуманное отношение, справедливое отношение имеет трехчастную структуру и включает аффективный (чувство справедливости), когнитивный (знания о справедливости) и деятельностный (справедливое поведение) компоненты. Системообразующее значение имеет аффективный компонент.

Развитие компонентов гуманного отношения и черт справедливости создает предпосылки для воспитания у детей 5-6 лет справедливого отношения к сверстникам.

Рядом авторов отмечается появление к шестому году жизни некоторых черт справедливости: объективности (Т. А. Репина), бескорыстия (Е. В. Субботский), правдивости

(Г. Н. Авхач), доброжелательности (М. В. Воробьева, Т. И. Ерофеева, Т. А. Маркова и др.).

В отечественной педагогике накоплен значительный опыт воспитания у дошкольников гуманного отношения к сверстникам. Однако предлагаемое авторами содержание и методы не в полной мере соответствуют современным образовательным тенденциям. Поэтому важно пересмотреть содержание справедливого отношения и методы его воспитания, привести их в соответствие с сегодняшними парадигмами в развитии общества и образования.

Содержание справедливого отношения к сверстникам определялось нами с учетом структуры отношения, гуманного характера, функций и черт, обеспечивающих его реализацию, а также включало правовые знания. В него вошли:

- уважение к сверстнику, его интересам и желаниям; эмоционально положительное отношение к справедливым поступкам; негативное отношение к несправедливости (лживости, корыстности, необъективности, недоброжелательности); желание быть справедливым; гордость за собственные справедливые поступки;

- понимание справедливости как интегрированного отношения, включающего несколько компонентов (доброжелательность, честность, объективность и др.), как отношения к людям, предполагающего признание равенства их прав и правильную

оценку на основании общих для всех критериев; представления о себе, как о справедливом человеке; правильная квалификация поступков как справедливых и несправедливых;

- умение строить совместную со сверстниками деятельность на основании признания за ними равных с собой прав и обязанностей, касающихся участия в разных видах деятельности (в том числе очередности), пользования материалами, игрушками; объективно оценивать деятельность (свою и сверстников) и ее результаты; доброжелательно разрешать конфликтные ситуации, исходя из принципа «каждому по заслугам».

Трансформация взглядов отечественных ученых на средства и методы воспитания гуманности идет в направлении их гуманизации. На сегодняшний день главной характеристикой таких средств и методов можно считать стремление обеспечить ребенку субъектную позицию в процессе освоения содержания гуманного отношения к сверстникам. Такая направленность позволяет использовать методы воспитания гуманности и в формировании справедливого отношения к сверстникам.

Для проверки доступности содержания справедливого отношения к сверстникам и эффективности методов его воспитания у детей шестого года жизни, определенных в результате теоретического анализа, был проведен педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

Организация констатирующего исследования предполагала выделение критериев и показателей сформированности у детей 5-6 лет справедливого отношения к сверстникам и подбор методов, позволяющих определить уровень развития справедливого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста по каждому из критериев и охарактеризовать представления взрослых о справедливости, средствах и методах ее воспитания. Кроме того, нас интересовали условия воспитания справедливого отношения детей шестого года жизни к сверстникам, сложившиеся в практике ДОУ.

В качестве основных критериев справедливого отношения старших дошкольников к сверстникам были приняты его компоненты. При этом показателями уровня развития выступили: для чувства справедливости - яркость эмоциональной реакции на проявление справедливости-несправедливости; интерес к правам и желаниям своим и сверстника; желание быть справедливым; для знаний о справедливости - относительная полнота и правильность представлений об этом качестве; правильность оценки поступков своих и сверстника как справедливых или несправедливых; для проявления справедливости в поведении - реализация в совместной деятельности интересов своих и сверстника; проявление черт справедливости.

В исследовании уровня сформированности справедливого отношения дошкольников к сверстникам были использованы непосредственное наблюдение за разнообразной деятельностью детей и индивидуальные беседы по вопросам, картинкам, вербальным проблемным ситуациям.

Для выявления представлений взрослых о справедливости и методах ее воспитания использовалось анкетирование. Выводы об условиях, свойственных современной практике воспитания у детей шестого года жизни справедливого отношения к сверстникам, делали на основании изучения педагогической документации и результатов сплошных наблюдений за педагогическим процессом в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил установить некоторые особенности справедливого отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам. Для него характерно:

1. Чувствование и определение справедливости как положительного качества.

2. Наличие некоторых различий в переживании, определении содержания и проявлении справедливого отношения к сверстникам со стороны мальчиков и девочек. Так, мальчики, называя справедливость «трудным» качеством, связывают ее с дисциплинированностью, возможно, поэтому более эмоционально реагируют на «несправедливые» ситуации. Они склонны самостоятельно разрешать конфликты, часто используют для этого угрозу расправы (физического насилия). Девочки считают, что справедливым быть легко, поскольку для этого нужно лишь слушаться и быть вежливым. Они стараются привлечь взрослого к восстановлению справедливости, вероятно, поэтому сдержаны в проявлении эмоций. В случае самостоятельного разрешения спорной ситуации используют шантаж.

3. Понимание значения справедливости в установлении, сохранении межличностных отношений, в частности дружбы, с одной стороны, и значения дружеских отношений в реальном следовании норме справедливости - с другой.

4. Реализация в вербальном поведении в равной степени всех функций справедливости (реализация права - воздаяние, реализация обязанности - требование и оценка) и предпочтительная реализация своего права в реальном поведении.

5. Признание комплексного характера справедливости. Чаще, чем прочие, называются, вызывают эмоциональный отклик или проявляются в поведении такие черты, как правдивость, бескорыстие, доброжелательность.

6. Сложности в квалификации ситуации как требующей применения справедливости в реальном поведении.

7. Принятие позиции объекта в ситуациях, требующих установления справедливости.

Сопоставление выявленных особенностей с показателями сформированности справедливого отношения к сверстникам позволило установить следующее: у 77,5 % детей, принявших участие в исследовании, проявления названного качества соответствуют недостаточному уровню; 20,9 % дошкольников продемонстрировали удовлетворительный уровень справедливости и 1,6 % - оптимальный. Основную причину мы склонны видеть в дисгармонии компонентов отношения - оказалось, что когнитивный компонент развит в целом лучше, чем аффективный и деятельностный. Знания о справедливости почти в половине случаев (47,8 %) отвечали удовлетворительному уровню и в 6 % случаев - оптимальному. Чувство справедливости и справедливое поведение сформированы до одинакового уровня. Количество респондентов, достигших удовлетворительного и оптимального уровней по названным критериям, не превышает 35 % и 2,2 % соответственно.

Выявленный уровень развития справедливого отношения детей 5-6 лет к сверстникам не соответствует его содержанию, определенному в ходе теоретического анализа и доступному детям указанного возраста.

Взрослые понимают значение справедливости в установлении взаимоотношений на разных уровнях, а также значение ее воспитания у детей. Однако характер ответов на вопросы об условиях формирования справедливого отношения дошкольников к сверст-

никам дает основание для выводов о недостаточном внимании к названному процессу со стороны родителей, их некомпетентности в обозначенной сфере. Педагоги ДОУ, как и родители, в целом понимают суть справедливости, верно оценивают ее значение. Они более осведомлены в вопросах воспитания гуманности, в том числе справедливости.

Характеризуя условия воспитания у детей старшей группы детского сада справедливого отношения к сверстникам, следует заметить: в процессе развития нравственности дошкольников ему редко уделяется внимание. Формирование справедливого отношения, как правило, проходит «по касательной» при рассмотрении других качеств и отношений или в разрешении конфликтных ситуаций. Содержание названного отношения, реализуемое в дошкольном учреждении, неконкретно, узко, в его определении педагоги исходят из субъективных представлений. Методы, используемые в воспитании справедливости, не обеспечивают ребенку активного ее освоения, не способствуют становлению позиции субъекта, заинтересованного в справедливом исходе ситуации и способного приложить усилия к осуществлению своих замыслов, сохраняя паритет с интересами партнеров.

Полученные в ходе теоретического анализа и в результате констатирующего этапа эксперимента данные послужили ориентиром для составления программы формирующего эксперимента. Она охватывала два основных направления работы: со взрослыми и с детьми. Взрослые (педагоги и родители) являются носителями справедливости, примером для подражания детям. Кроме того, результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о методической неготовности взрослых к воспитанию справедливого отношения у детей, потому развертывание первого направления предваряло и сопровождало реализацию второго.

Работа со взрослыми включала четыре этапа, направленных на решение ряда последовательных, взаимосвязанных задач: закрепление осознанного отношения к справедливости как нравственному качеству, понимания ее ценности для себя и окружающих (обеспечение субъектной позиции в формировании у детей данного отношения); формирование у педагогов и родителей представлений о справедливости: содержании и структуре данного отношения, его месте в системе общечеловеческих ценностей; уточнение, обобщение и систематизация представлений о содержании и методах воспитания справедливого отношения к сверстникам у воспитателей экспериментальных групп и формирование названных представлений у родителей воспитанников; укрепление взаимодействия взрослых, коррекция (в случае необходимости) их взаимоотношений друг с другом и с детьми в процессе воспитания у последних справедливого отношения к сверстникам.

На каждом этапе применялись индивидуальные и групповые формы работы, мероприятия для каждой из категорий взрослых, объединяющие всех участников педагогической деятельности. Они подбирались в соответствии с задачами и содержанием работы, в зависимости от того, насколько отличался уровень подготовленности взрослых к освоению предлагаемого содержания.

При планировании и реализации деятельности по второму направлению - с детьми, учитывались положения отечественной психологии и педагогики о значении различных видов деятельности и отношений в нравственном развитии личности и о системообразующем значении аффективного компонента в развитии нравственных качеств и отношений, а также логика этого процесса. В результате было выделено три основных этапа:

■ Стартовый - был направлен на формирование у детей активной, субъектной позиции в реализации справедливости;

■ Базовый - предполагал укрепление аффективной и создание когнитивной основы справедливого отношения к сверстникам;

■ Активизирующий - был связан с формированием у дошкольников опыта проявления справедливого отношения к сверстникам в ходе реализации всех его функций (право, обязанность, оценка).

Для каждого из этапов была определена цель, достижение которой обеспечивалось решением ряда взаимосвязанных задач. Переход от одного этапа к другому осуществлялся с опорой на предыдущий, что способствовало интеграции всех структурных элементов справедливого отношения (аффективного, когнитивного, деятельностного). Особый акцент был сделан на формировании чувства справедливости.

При организации педагогического взаимодействия использовались разнообразные виды деятельности детей (игровая, познавательная, предметно-практическая, художественно-творческая, общение), формы и методы их организации, адекватные цели и содержанию воспитания справедливого отношения к сверстникам и его компонентов. Основу формирующей работы составили занятия, игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные), тренинги, беседы, чтение и обсуждение художественной литературы (сказок и стихов), моделирование. На каждом этапе воспитания справедливого отношения сочетание форм и методов было своеобразным.

Проведение контрольного эксперимента и анализ его результатов продемонстрировали эффективность предложенных методов и содержания справедливого отношения к сверстникам.

Резюме. Справедливое отношение к сверстникам детей старшего дошкольного возраста - это способность и готовность к взаимодействию со сверстником в различных видах деятельности на основании уважения его интересов и желаний, признания равенства с ним в правах и обязанностях, установления общих критериев для оценки деятельности и ее результатов.

Эффективность воспитания справедливого отношения к сверстникам обеспечивается соблюдением таких педагогических условий, как: соответствие его содержания особенностям проявления названного отношения детьми старшего дошкольного возраста; организация субъектного взаимодействия детей, педагогов, родителей в процессе воспитания справедливого отношения к сверстникам; разработка методики, обеспечивающей взаимосвязь в развитии аффективного, когнитивного и деятельностного компонентов отношения, формирование черт справедливого отношения и интеграцию его функций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бербешкина, З. А. Справедливость как социально-философская категория / З. А. Бербешкина. - М. : Мысль, 1983. - 203 с.

2. Газиева, С. А. Формирование у старших дошкольников справедливого отношения к окружающим на основе использования узбекского устного народного творчества : автореф дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Газиева. - Ташкент, 1973. - 20 с.

3. Гостюхина, О. М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. М. Гостюхина. - М., 1984. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.