Научная статья на тему 'Определение понятия «Справедливое отношение дошкольников к сверстникам»'

Определение понятия «Справедливое отношение дошкольников к сверстникам» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
329
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тухфетуллина Анна Минназимовна

В статье обосновано авторское определение понятия «справедливое отношение дошкольников к сверстникам», необходимое для обсуждения содержания, средств и методов воспитания названного отношения у детей 5-6 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение понятия «Справедливое отношение дошкольников к сверстникам»»

УДК 373.2.035.1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ»

DETERMINATION OF CONCEPT «FAIR ATTITUDE OF PRE-SCHOOLCHILDREN TO THEIR PEERS»

А. М. Тухфетуллина A. M. Tukhfetullina

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье обосновано авторское определение понятия «справедливое отношение дошкольников к сверстникам», необходимое для обсуждения содержания, средств и методов воспитания названного отношения у детей 5-6 лет.

Abstract. The article justifies the author's determination of concept «fair attitude of preschoolchildren to their peers», which is necessary for considering the content, means and methods of training the mentioned attitude of five- and six-year-old children.

Ключевые слова: справедливость, справедливое отношение, дети дошкольного возраста.

Keywords: justice, fair attitude, pre-schoolchildren.

Актуальность исследуемой проблемы. Справедливость является одной из центральных нравственных категорий, своего рода гранью между добром и злом. На личностном уровне она представлена как важнейшее нравственное качество. Регулируя отношения между людьми, она позволяет установить и сохранить паритет интересов: удовлетворить свои, не ущемив интересов оппонента. Сочетание прагматичности и гуманности делает справедливость качеством, востребованным в современном обществе. Воспитание справедливого отношения к сверстникам как основы справедливости, ее предпосылки возможны уже в дошкольном возрасте (С. А. Газиева, О. М. Гостюхина, Е. В. Субботский, Е. Э. Шишлова и др.).

Материал и методика исследований. Определение понятия «справедливое отношение дошкольников к сверстникам» было сформулировано в процессе разработки теоретико-методологических основ проблемы воспитания у детей старшего дошкольного возраста справедливого отношения к сверстникам. Основными методами исследования стали теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, сравнительный анализ материалов психологических и педагогических исследований.

Результаты исследований и их обсуждение. Справедливость, являясь принципом организации функционирования общества, на уровне межличностных отношений выступает как нравственное качество. Традиционно она рассматривается как понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав, как мера нравственного воздаяния и требования [10]. В широком (общем) смысле она совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу. В узком смысле справедливость - понятие морального сознания, характеризующее меру относительного соответствия различных явлений и поступков моральным ценностям, принятым в данном обществе [7].

Рассматривая справедливость в русле нравственности, ряд ученых относит ее к гуманным качествам личности (А. М. Виноградова [3], Ф. С. Левин-Щирина [6], Т. А. Репина [8], Е. Э. Шишлова [11], С. Г. Якобсон [12] и др.).

Анализируя суть справедливости, З. А. Бербешкина [1] выделяет три элемента: меру воздаяния, меру требования и правомерность оценки. Под мерами воздаяния и требования подразумевается признание за каждым человеком права на определенные блага, воздаяние каждому за его достоинства и недостатки, за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. На наш взгляд, применительно к предмету и объекту нашего исследования, принимая справедливость в качестве меры воздаяния, целесообразно рассматривать ее как право на благо, а в аспекте требования - как обязанность.

Справедливая оценка предполагает предъявление одинаковых моральных требований ко всем (в том числе к самому себе), оценку поступков, фактов на основании единого, общего для всех критерия.

Еще одним существенным моментом для понимания сути справедливости являются черты справедливости, выделенные отечественными философами и обобщенные З. А. Бербешкиной. Таковыми считаются: объективность, правдивость,

доброжелательность, бескорыстие, беспристрастность, самокритичность. Именно они обеспечивают реализацию справедливости на уровне личности.

Выступая в качестве нравственной категории, справедливость тесно связана с категорией права. Целенаправленное освоение элементов справедливости и правовой культуры происходит в процессе образования. На начальных этапах развития личности элементы правовой культуры должны включаться в содержание нравственного воспитания.

Справедливость - сложное интегрированное качество. Реализация справедливости в поведении требует достаточно высокого уровня развития гуманности и приложения значительных волевых усилий, поэтому это качество не может быть сформировано в дошкольном возрасте. Предпосылкой для его развития является воспитание у детей шестого года жизни справедливого отношения к сверстникам.

Обсуждение вопросов воспитания справедливого отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, его содержания и методики требует определения понятия «справедливое отношение». В современной психологической и педагогической науке существует несколько подобных определений.

Так, Е. Э. Шишлова характеризует справедливость применительно к дошкольникам как умение признать равные права сверстников на участие в совместной игре, выполнение ведущих ролей в ней, защиту собственного мнения и т. п. Действительно,

игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, ее значение неоценимо. Однако с позиций настоящего исследования нецелесообразно в определении ограничивать сферу применения справедливого отношения рамками игры, поскольку совокупный объем иных по содержанию видов деятельности, организация которых требует опоры на принцип справедливости, значительно превышает объем, который занимает игровая деятельность в педагогическом процессе.

Понимание справедливого отношения как применимого в организации разнообразной по содержанию деятельности детей свойственно определению О. Б. Бураковой [2]. Под справедливым отношением она понимает умение признавать равные права в любой деятельности всех участников, основанное на уважении к другим. Вместе с тем существенным недостатком данного определения, на наш взгляд, является упоминание исключительно прав, в то время как они представляют собой лишь один из компонентов структуры справедливости (воздаяние) наряду с обязанностями (требованием) и оценкой.

Следует заметить, что приведенные определения сформулированы авторами в рамках исследований, которые не были непосредственно связаны со справедливостью, справедливым отношением или процессом его формирования, отвечали их задачам и исходным положениям, но в силу своей ограниченности не в полной мере соответствовали цели настоящего исследования.

Примечательно, что исследователи, которые так или иначе касались в своих работах обозначенных явлений (С. А. Газиева [4], О. М. Гостюхина [5]), не предлагают их определений, а ограничиваются лишь характеристиками.

Собственное определение справедливого отношения дошкольников к сверстникам было сформулировано с опорой на его сущностные характеристики.

Во-первых, во внимание принимались содержание справедливости и ее структура, описанные выше.

Во-вторых, отношения определялись в отечественной психологии как целостная система индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности [9]. В нашем случае такими сторонами действительности выступают сверстник, его интересы и деятельность.

Как и всякое другое гуманное отношение, справедливое отношение имеет трехчастную структуру и включает аффективный (чувство справедливости), когнитивный (знания о справедливости) и деятельностный (справедливое поведение) компоненты. Системообразующее значение имеет аффективный компонент.

Итак, справедливое отношение определяется нами как способность и готовность к взаимодействию со сверстником в различных видах деятельности на основе уважения его интересов и желаний, признания равенства с ним в правах и обязанностях, установления общих критериев для оценки деятельности и ее результатов.

Резюме. В основу определения нами положены содержание справедливости, принятое в отечественной философии, понимание ее структуры и основных черт, а также представления о структуре гуманного отношения. Данный подход обеспечивает максимальную адекватность приведенного определения объекту и предмету исследования, может использоваться в качестве основания для обсуждения педагогических условий воспитания справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бербешкина, З. А. Справедливость как социально-философская категория / З. А. Бербешкина. - М. : Мысль, 1983. - 203 с.

2. Буракова, О. Б. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитанию у дошкольников гуманных чувств и отношений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. Б. Буракова. - М., 2005. - 20 с.

3. Воробьева, М. В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей четвертого года жизни : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. В. Воробьева. - М., 1988. - 16 с.

4. Газиева, С. А. Формирование у старших дошкольников справедливого отношения к окружающим на основе использования узбекского устного народного творчества : автореф дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Газиева. - Ташкент, 1973. - 20 с.

5. Гостюхина, О. М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. М. Гостюхина. - М., 1984. - 24 с.

6. Левин-Щирина, Ф. С. Воспитание и обучение детей трех-семи лет / Ф. С. Левин-Щирина. - М. : Просвещение, 1975. - 313 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. М. Б. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

8. Репина, Т. А. Роль дошкольной группы в развитии социального поведения ребенка / Т. А. Репина // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. науч. трудов. - М. : АПН СССР, 1983. - С. 63-72.

9. Субботский, Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников / Е. В. Субботский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 144 с.

10. Философская энциклопедия : в 5 т. Т. 5 / под ред. Ф. В. Константинова. - М. : Советская энциклопедия, 1970. - С. 119-120.

11. Шишлова, Е. Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Э. Шишлова. - М., 1992. - 20 с.

12. Якобсон, С. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм / С. Г. Якобсон,

B. Г. Щур // Психологические проблемы нравственного воспитания детей : сб. трудов. - М. : Б. и., 1977. -

C. 59-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.