Научная статья на тему 'Воспитание подростков в сельской школе в контексте социализации личности'

Воспитание подростков в сельской школе в контексте социализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEENAGERS' UPBRINGING / ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RURAL SCHOOL / SOCIALLY ORIENTED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Сания Харисовна

В статье обсуждаются результаты исследования воспитания подростков в сельской школе в контексте социализации личности, включающего формирование и определение ориентации подростков на активное участие в социально ориентированной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers upbrining at rural school in the context of personality socialization

Results of research of teenagers upbringing at rural school in the context of personality socialization including formation and definition of teenagers at active participation in socially oriented activity are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Воспитание подростков в сельской школе в контексте социализации личности»

УДК 371

Кадырова Сания Харисовна

Самарская область doktorevg@rambler.ru

ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье обсуждаются результаты исследования воспитания подростков в сельской школе в контексте социализации личности, включающего формирование и определение ориентации подростков на активное участие в социально ориентированной деятельности.

Ключевые слова: воспитание подростков, сельская школа, социально-ориентированная деятельность.

Социализация личности как многогранный, интегрированный процесс аккумулирует в себе, в частности, процессы: личностного развития человека в социуме, компетентностного становления в образовательном учреждении, самореализации и самосовершенствования в пространстве индивидуальных социальных достижений (Е.И. Тихомирова). Особое место в процессе социализации личности подростков принадлежит воспитанию. Как показывают исследования психологов и педагогов подростки - это интенсивно социально развивающиеся субъекты, которые стремятся к деятельности, взаимодействию, достижениям (Л.И. Божович, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн).

Сельская общеобразовательная школа, как образовательное учреждение сельского социума, обладает уникальной воспитывающей средой, продолжающей и развивающей традиции этого социума (Е.В. Бондаревская, 2002; В.Г Бочарова, 1992; М.П. Гурьянова, 2005). Понимание среды как условия воспитания подростков в сельской школе в контексте социализации личности вводит в категориальный аппарат педагогической науки термин «воспитывающая среда». Различные аспекты проблемы среды как условия воспитания подростков в сельской школе в контексте социализации личности в истории и теории отечественной педагогики получили освещение в трудах Р.Б. Вендровской, В.Г. Бочаровой, Т.Н. Мальковской, Б.З. Равкина, В.Д. Семенова, М.М. Скаткина, Ф.А. Фрадкина и др. Попытка основательно, всесторонне проанализировать воспитывающий потенциал среды сделана Ю.С. Мануйловым. В работе «Средовый подход в воспитании» он проводит обстоятельный обзор педагогических исследований среды (1997). В современной педагогике воспитывающая среда школы - феномен, который исследуется многоаспект-

но (Е.И. Тихомирова, 2005). В сельской школе как образовательном учреждении, ориентированном на развитие личности гражданина, патриота, социально активного человека, создается особая воспитывающая среда, которая выступает значимым условием воспитания подростков (Г.А. Ашихмина, 2001, Л.В. Байбородова, 2004). Воспитывающая среда сельской школы выступает условием воспитания подростков в сельской школе в контексте социализации личности, основанном на формирования субъектной позиции подростков, ориентирована на базовые принципы личностного развития (Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, И.Ф. Исаев, И.П. Подласый, В.Д. Семенов, В.А. Сластёнин, Л.И. Уманский, И.Ф. Харламов и др.). Результаты педагогических исследований показали, что воспитывающая среда школы может стать условием воспитания подростков в контексте социализации личности (В.М. Басова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Тихомирова, Е.А. Ямбург, В.А. Ясвин).

Воспитание подростков в контексте социализации личности в сельской школе как образовательном учреждении, культурном центре сельского социума, ориентированном на традиции образования на селе, имеет содержательную специфику. В частности, характерными особенностями деятельностного пространства воспитывающей среды школы являются: многообразие содержания, форм, технологий его функционирования (М.Г. Тайчинов, В.К. Тарасов, Е.В. Титова); преобладающий обучающий характер выполняемой подростками деятельности (Е.М. Калашникова; Ю.Н. Кулюткин; А.Н. Лутошкин); креа-тивния ориентация, раскрывающая возможности личности растущего человека (В.И. Андреев; И.А. Колесникова; Г Спенсер); востребованность подростков как субъектов деятельностного пространства воспитывающей среды школы

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Кадырова С.Х., 2011

(Н.Ф. Басов, Б.З. Вульфов, И.П. Иванов, А.Г. Кирпичник, Е.И. Тихомирова).

Воспитание подростков в сельской школе в контексте социализации личности включало формирование и определение ориентации подростков на активное участие в социально ориентированной деятельности. Исследование проведено в 6-8-х экспериментальных классах сельской школы. Контрольными стали подростки других сельских школ Самарской области. Анализ опросов подростков показал, что праксиологическая ориентация у подростков МОУ Кротовс-кая СОШ «Образовательный центр» более очевидная, чем у подростков других сельских школ (контрольные классы). В частности, стать активным участником социально ориентированной деятельности сельской школы хотело бы 74% подростков Кротовской СОШ и 67% подростков других сельских школ. Гордость за свою сельскую школу испытывают большинство обследованных подростков (72%). По результатам опроса подростков и педагогов сельских школ оказалось, что активно участвуют в реализации школьных социально ориентированных проектов 63% подрост-ков-шестиклассников, 67% подростков-семикласс-ников, 61% подростков-восьмиклассников.

На констатирующем этапе эксперимента проводился тест «Я - житель села. Какой Я?» с целью определения мнений подростков на основе модифицированной методики М. Куна. Подросткам предлагался список качеств, характеризующих понятие «я-субъект». Из предложенного списка подростки выбирали самые значимые, по их мнению, качества, характеризующие субъекта. Анализ ответов подростков экспериментальных классов показал, что самыми значимыми качествами в характеристике понятий «я - субъект», «я -житель села», «я - ученик сельской школы» определены: патриотизм, честь, мужество, справедливость, совесть. Подростки контрольных классов значимыми качествами для себя определили: трудолюбие, справедливость, мужество, совесть, решительность. На констатирующем этапе эксперимента изучалось также отношение подростков к сельской школе. Подростки экспериментальных классов выразили позитивное отношение к сельской школе как учреждению, обеспечивающему целенаправленное, системное, комплексное личностное развитие и воспитание. Они высказали мнение (почти 61%) о том, что в школе они ощущают безопасность, комфорт («друже-

любно», «спокойно», «есть друзья»). Позитивные мнения подростков о сельской школе выражены в их желании учиться в данной школе (почти 82%). Результаты опроса показали, что подростки развиваются на основе как имеющейся у них перспективы совершенствования деятельности школы, так и своего личностного развития в ней.

Формирующий этап эксперимента был основан на внедрении в практику деятельности сельской школы комплексной программы «Я расту...», разработанной Е.И. Тихомировой, а также инновационной программы МОУ Кротовс-кая СОШ «Образовательный центр» - «Я - гражданин, житель села!» с целью воспитания подростков в сельской школе в контексте и социализации их личности. В частности, с подростками экспериментальных классов проводились: викторины, мастер-классы, часы интересного общения, торжественные линейки, посвященные памятным датам, уроки мужества, экскурсии, раскрывающие традиции сельской школы, историю села, его героическое прошлое, трудовые десанты и проекты.

Особое место в воспитании подростков в сельской школе в контексте социализации личности занимали специальные занятия по развитию лидерских и организаторских умений подростков. С этой целью созданы специальные группы подростков «Я-лидер!». Занятия в группах проводятся педагогами школы, студентами вузов, сотрудниками лаборатории «Субъектной самореализации и инновационных технологий» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ЛаСС ПГСГА). Программа деятельности групп подростков «Я-лидер!» основана на теории организаторской деятельности, разработанной Л.И. Уманским, и успешно внедряемой в практику совместно с А.Н. Лутошкиным. Внедрение программ «Я расту .», а также «Я - гражданин, житель села!», «Я-лидер!» осуществлялось в процессе целенаправленного освоения подростками социально ориентированной деятельности. Подростки осваивали индивидуальные социально ориентированные роли во время различных мероприятий (акций, конкурсов, смотров), а также в процессе регулярно организуемой в сельской школе деятельности (трудовой, спортивной, благотворительной, познавательной, творческой).

На основании полученных данных по итогам эксперимента, проводимом в рамках организо-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

97

ванной совместно с ЛаСС ПГСГА региональной экспериментальной площадки министерства образования и науки Самарской области, мы можем говорить об эффективности проведенной экспериментальной работы по внедрению комплексной программы воспитания подростков в контексте социализации личности «Я - расту.»; «Я - гражданин, житель села!»; «Я-ли-дер!». В частности, результатом целенаправленной социально ориентированной деятельности подростков в сельской школе, явились победы на городских, областных слетах, конкурсах, соревнованиях (2008-2011 гг.), а также победа школы в 2007, 2008 гг. в конкурсе образовательных учреждений по внедрению инновационных программ, проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» с получением президентского гранта (дважды).

Воспитание подростков в сельской школе в контексте социализации личности основано на формировании субъектной позиции подростков на основе деятельностного подхода как процесса поэтапного развития самости подростков в единстве самоактуализации (развитие знаний и представлений о себе как субъекте социально ориентированной деятельности сельской школы), самореализации (приобретение опыта освоения субъектных социально-ориентированных ролей), самопрезентации (представление себя и своих личностных достижений в деятельности школьной общности и в ее социальном партнерстве).

Таким образом, воспитание подростков в сельской школе в контексте социализации личности будет эффективно в том случае, если: воспитывающая среда сельской школы отражает особенности сельского социума и используется как дополнительный воспитывающий ресурс, определяемый многоаспектностью социальной деятельности, открытостью в отношениях, интенсивным взаимодействием и взаимопомощью, значимостью семьи, территориальной и социальной близостью, регламентированностью и упорядоченностью сельского уклада жизни, концентрированностью социального контроля, ориентацией воспитанников на роль социально активного сельского деятеля; подросткам обеспечивается индивидуально-образовательная траектория на основе ценностного поэтапного выбора будущего профиля обучения; разнообразия технологий организации социально ориентированной деятельности сельской школы, обеспечивающих приобретение подростками смысла личностного развития в процессе самоактуализации, самореализации, самопрезентации; развития социального партнерства по схемам «школа как единый образовательный центр», «школа - учреждения досуга и культуры», «школа - градообразующие предприятия», «школа - сельскохозяйственные фирмы»; жизнедеятельность сельской школы в режиме со-бытия позволяет подросткам осваивать опыт различных субъектных социально-ориентированных ролей, обеспечивающих продуктивную социализацию личности.

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.