Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма у школьников и студентов средствами их эколого-краеведческой исследовательской деятельности'

Воспитание патриотизма у школьников и студентов средствами их эколого-краеведческой исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / PATRIOT / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАМЯТЬ / MEMORY / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / PEDAGOGICAL TASK / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECOLOGIC AND LOCAL LORE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковская Галина Владиславовна

Воспитание патриотизма рассматривается как важная педагогическая задача. Раскрываются понятия патриотизма и патриота. Доказывается роль краеведения как необходимого условия воспитания патриотизма. Приводятся примеры воспитания патриотизма у школьников и студентов посредством их исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буковская Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic Education of pupils and students by means of their ecological and historical research

The paper considers patriotic education as an important pedagogical task. Definitions of words «patriot», «patriotism» are discovered. A role of local lore as a necessary condition for patriotic education is proved. Examples of patriotic education of schoolchildren and students by means of their ecologic and local lore activity are given.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма у школьников и студентов средствами их эколого-краеведческой исследовательской деятельности»

Примечания

1. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. М.: ЦДЮТур МО РФ, 2006.

2. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

3. Константинов Ю. С., Степанов В. С., Федотов Ю. Н. Организация детско-юношеского туризма: учеб. для вузов. СПб.: СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2008.

4. Туризм в школе: книга руководителя путешествия. М.: ФиС, 1983.

5. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.

6. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Указ. соч.

7. Остапец-Свешников А. А. Проблемы всестороннего развития личности. М.: ЦРИБ «Турист», 1987.

УДК 371.485; 37. 017.4

Г. В. Буковская

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИХ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитание патриотизма рассматривается как важная педагогическая задача. Раскрываются понятия патриотизма и патриота. Доказывается роль краеведения как необходимого условия воспитания патриотизма. Приводятся примеры воспитания патриотизма у школьников и студентов посредством их исследовательской деятельности.

The paper considers patriotic education as an important pedagogical task. Definitions of words «patriot», «patriotism» are discovered. A role of local lore as a necessary condition for patriotic education is proved. Examples of patriotic education of schoolchildren and students by means of their ecologic and local lore activity are given.

Ключевые слова: патриот, патриотизм, память, школьники, студенты, педагогическая задача, личность, эколого-краеведческая деятельность.

Keywords: patriot, patriotism, memory, schoolchildren, students, pedagogical task, personality, ecologic and local lore activity.

Воспитание патриотизма всегда считалось важной педагогической задачей в нашей стране и обусловливалось социокультурной ориентацией общества. Современная ситуация является одним из тех моментов в истории России, когда воспитание патриотизма наиболее актуально. Патриотизм традиционно понимался россиянами как способность человека содействовать процветанию своей Родины, умение поставить ее интересы выше личных. События последних десятилетий заставили россиян пересмотреть всю систему этических ценностей, включая патриотизм. С этико-гуманистичес-ких позиций патриотизм является одной из форм единения человека и Отечества, соподчинения личных и общественных интересов. Патриотические чувства только тогда возвышают человека, когда сочетаются с уважением и пониманием представителей других государств и национальностей. Быть патриотом в настоящее время, на наш взгляд, значит, постараться понять, что происходит в мире, осознать положение, в котором находится наша страна в ряду других государств, и содействовать тому, чтобы Россия достигла более высокого уровня развития и заняла в мировом сообществе место, достойное своим лучшим временам.

Чувство патриотизма рождается с рождением любви к своей малой родине. Поэтому архиважно заниматься с детьми и молодежью краеведением: изучать родную природу, историю и географию, археологию и литературу края, а также знакомиться с жизнью и деятельностью людей, которые родились или жили на родной земле и которые могут быть примером служения своей малой родине или всей стране в целом.

Большая работа по патриотическому воспитанию проводится в МБОУ «Устьинская СОШ» Моршанского района Тамбовской области. Блестящим примером воспитания молодежи в духе уважения к своему краю, своим предкам, своей малой родине стало содержание четвертой Молодежной эколого-краеведческой конференции им. академика И. В. Тананаева.

Память и личность. Как много смысла в этих двух словах! Личность рождается там, где есть память, потому что на месте, где человек родился и вырос, где жили его предки, образуется особая атмосфера, аура, питаемая воспоминаниями и дающая растущему человеку духовные силы. Народ становится исторической личностью в том случае, когда есть выдающиеся, элитарные личности,

составляющие его славу и гордость. Без личностей люди, населяющие ту или иную страну, являются просто населением, а не народом.

Как несколько лет назад педагоги и воспитанники Моршан-ского детского экологического центра, открыв для своих земляков имя академика В. И. Вернадского, который 26 лет своей жизни посвятил Тамбовскому краю, будучи земским и губернским гласным, и стали проводить юношеские чтения имени этого выдающегося ученого, мыслителя и естествоиспытателя, так серповские школьники со своими учителями заново открыли имя И. В. Тананаева и дали его своей конференции.

Крестьянский сын Иван Владимирович Тананаев родился в 1904 г. в селе Серповом, входившем в Моршанский уезд Тамбовской губернии. Он очень рано научился читать и считать и шести лет от роду поступил в сельскую школу, а по ее окончании - в Моршанскую гимназию. Осенью 1921 г. сельсовет дал ему направление в Киевский политехнический институт.

Много лет спустя биографы охарактеризуют его как крупного отечественного ученого в области неорганической и аналитической химии, химии редких элементов, физико-химического анализа, а также отметят его вклад в разработку химии твердого тела и неорганическое материаловедение.

В самом раннем возрасте он проявил исключительные способности к музыке. Два года проучился на вечернем отделении Киевского музыкального института. Впоследствии писал музыку и играл на любом музыкальном инструменте, который попадал ему под руку. В 1935 г. Иван Владимирович переехал в Москву, стал доктором химических наук и профессором уже в возрасте 35 лет, а позднее стал членом-корреспондентом АН СССР (1946 г.) и академиком АН СССР (1958 г.). В трудное время Великой Отечественной войны И. В. Тананаев создавал сплавы, броню и снаряды для обороны страны. Сразу после войны его включили в секретные работы атомного проекта для создания в стране ядерного оружия. Занимался педагогической деятельностью. Заслуги Ивана Владимировича Тананаева перед Отечеством отмечены Золотой медалью Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Дружбы, в том числе военным орденом Красной Звезды, а также меда-

лями. И. В. Тананаев - лауреат Государственной премии СССР (1949, 1951, 1971), Золотой медали РАН им. Д. И. Менделеева (1973). Он был доброжелательным человеком, настоящим русским интеллигентом. Умер И. В. Тананаев в Москве 28 февраля 1993 г.

Юные исследователи наладили связь с сыном И. В. Тананае-ва - И. Г. Тананаевым, членом-корреспондентом РАН, секретарем Ученого совета ОТИ НИЯУ МИФИ, который приветствовал участников молодежной конференции в режиме on-line.

На конференции присутствовали юные исследователи девяти филиалов МБОУ «Устьинская СОШ» и трех школ г. Моршанска. Она состоялась 27 ноября 2015 г. в селе Серповом, в серповском филиале. В течение двух лет обучающиеся и учителя школы при поддержке ФГБОУ ВПО «ТГГУ им. Г. Р. Державина» готовились к этой конференции, осуществляя исследовательскую работу, и на конференции школьники и студенты представили результаты своих исследований.

В рамках конференции состоялся конкурс исследовательских работ. В состав жюри, на суд которого были представлены исследования школьников и студентов, была включена и автор этих строк.

Чувство патриотизма проявляется не только в умении видеть красоту природы родного края и получать эстетическое удовольствие от этой красоты, но и видеть то, что губит эту красоту и что не всегда видно сразу. Для этого необходимо проводить исследования, изучать состояние природного объекта, с которым взаимодействует человек, изучать результаты этого взаимодействия, учиться предвидеть результаты своей деятельности и поступков. Это действенная любовь. Такая любовь и озабоченность чувствовалась в рассказах юных экологов, представивших результаты своих исследований в секции «География, экология и туризм родного края». Среди этих работ можно выделить такие: «Река Разазовка - прошлое, настоящее и будущее», «Экологический мониторинг почвы на пришкольном участке», «Способность донного грунта рек Цны и Вороны к самоочищению». Гордость за изобретательность своих предков звучала в рассказе юного автора исследования «Древние прямые пути, или лей-линии, в Моршанском районе».

Неподдельный интерес к прошлому родного края побудил юных историков и археологов провести исследования по темам:

«История улиц села Карели», «История археологии Тамбовского края на примере Лядинского и Серповского могильников», «Музеи города Моршанска в культурном пространстве региона». Результаты этих исследований прозвучали в секции «История и археология».

В секции «Духовное краеведение» наиболее интересными были исследования «История христианства в Тамбовском крае» и «Церковь воскресения словущего». Любопытно, что «Церковь воскресения словущего» напоминает Храм Великой Софии в Константинополе, что является непривычным для Руси, тем более ее глубинки.

Достижения современной науки и интерес к литературному краеведению соединились в создании Информационно-поисковой системы «Традиционная народная культура южнорусской диалектной зоны: проблемы создания и поиска».

Таково краткое содержание конференции и большой двухлетней работы школьников, студентов и их наставников. Конференция завершилась награждением победителей конкурса и решением, учитывая рекомендации юных исследователей, продолжить исследовательскую эколого-краеведческую деятельность, изучать родной край в походах и экскурсиях и принимать активное участие в региональных экологических акциях, конкурсах, слетах. Это решение говорит о развитом чувстве патриотизма участников конференции.

УДК 371.487; 371.8.06; 796.5

И. И. Махов, И. В. Махов

РОЛЬ СРЕДСТВ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В ВОСПИТАНИИ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Рассматриваются вопросы воспитания таких важных для юных туристов качеств, как общение и коммуникативное взаимодействие. Приведены примеры, как на основе традиционных упражнений и предложенных авторами методических разработок педагоги могут успешно воспитывать личностные качества школьников средствами спортивного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.