Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма студенческой молодежи на историческом социально-культурном идеале личности в учреждениях культуры'

Воспитание патриотизма студенческой молодежи на историческом социально-культурном идеале личности в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательный процесс / патриотизм / социально-культурный идеал личности / студенческая молодежь / направления патриотического воспитания / учреждения культуры / an educational process / patriotism / a socio-cultural ideal of personality / student youth / directions of patriotic education / cultural institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдук Денис Владимирович

В статье обосновывается актуальность патриотического воспитания молодежи на социально-культурном идеале личности. Уточняется сущность и содержание патриотизма в современных условиях. Конкретизируется понятие социально-культурного идеала на основе его исторического анализа с учетом современных требований. Подчеркивается, что особую роль в воспитательном процессе могут играть учреждения культуры, так как их деятельность способна искусством пробуждать реальные социальные ценности и потребности. Предложены направления патриотического воспитания в учреждениях культуры на основе исторического социально-культурного идеала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдук Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultivating patriotism in students on the historical socio-cultural ideal of the person in cultural institutions

The article substantiates the relevance of patriotic education of youth based on the socio-cultural ideal of personality. The essence and content of patriotism in modern conditions are clarified. The concept of socio-cultural ideal is elaborated on based on its historical analysis and taking into account modern requirements. It is emphasized that cultural institutions can play a special role in the educational process, since their activities are capable of arousing real social values and needs through art. The directions of patriotic education in cultural institutions based on the historical socio-cultural ideal of the individual are proposed.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма студенческой молодежи на историческом социально-культурном идеале личности в учреждениях культуры»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-166-175

ББК 74.48

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ИСТОРИЧЕСКОМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ИДЕАЛЕ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

CULTIVATING PATRIOTISM IN STUDENTS ON THE HISTORICAL SOCIO-CULTURAL IDEAL OF THE PERSON IN CULTURAL INSTITUTIONS

Гайдук Денис Владимирович

Аспирант, старший преподаватель кафедры физической культуры, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул E-mail: gaiduk.dan@yandex.ru

Gaiduk Denis V.

PhD postgraduate student, senior Lecturer at the Department of Physical Culture, Altai State Institute of Culture, Barnaul E-mail: gaiduk.dan@yandex.ru

Аннотация. В статье обосновывается актуальность патриотического воспитания молодежи на социально-культурном идеале личности. Уточняется сущность и содержание патриотизма в современных условиях. Конкретизируется понятие социально-культурного идеала на основе его исторического анализа с учетом современных требований. Подчеркивается, что особую роль в воспитательном процессе могут играть учреждения культуры, так как их деятельность способна искусством пробуждать реальные социальные ценности и потребности. Предложены направления патриотического воспитания в учреждениях культуры на основе исторического социально-культурного идеала личности.

Abstract. The article substantiates the relevance of patriotic education of youth based on the socio-cultural ideal of personality. The essence and content of patriotism in modern conditions are clarified. The concept of socio-cultural ideal is elaborated on based on its historical analysis and taking into account modern requirements. It is emphasized that cultural institutions can play a special role in the educational process, since their activities are capable of arousing real social values and needs through art. The directions of patriotic education in cultural institutions based on the historical socio-cultural ideal of the individual are proposed.

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Гайдук Д. В., 2023

Ключевые слова: воспитательный процесс, патриотизм, социально-культурный идеал личности, студенческая молодежь, направления патриотического воспитания, учреждения культуры.

Keywords: an educational process, patriotism, a socio-cultural ideal of personality, student youth, directions of patriotic education, cultural institutions.

Для цитирования: Гайдук Д. В. Воспитание патриотизма студенческой молодежи на историческом социально-культурном идеале личности в учреждениях культуры // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 166-175. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-166-175.

Cite as: Gaiduk D. V. Cultivating patriotism in students on the historical socio-cultural ideal of the person in cultural institutions. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 166-175. DOI: 10.31862/22188711-2023-5-166-175.

Вся история существования Российского государства свидетельствует о том, что в самые сложные времена источником ее развития и силы был патриотизм [1]. Под патриотизмом будем понимать осознанное отношение человека, в котором преобладают социальные, национальные и государственные ценности, способствующие развитию как личности, так и общества. Во все времена общество для своего развития и сохранения нуждалось в патриотах и совершенствовании системы воспитания подрастающего поколения.

В учебно-воспитательном процессе на личностном уровне возникают противоречия между знаниями о личности патриота как социально-культурном идеале и существующими представлениями, получаемыми в образовательном процессе. Также одной из форм данного противоречия в современных условиях является то, что нет соответствия между представлением личности о себе самой как о социально значимом профессионале, который осуществляет свою деятельность не только в личных индивидуальных интересах, но и в интересах общества. Разрешение этого противоречия состоит в раскрытии сущности и содержания категорий «патриотизм», «социально-культурный идеал» и в определении направлений в воспитательной деятельности для их реализации.

Исторический анализ различных периодов сосуществования нашей страны подтверждает, что в самые сложные и трагические ее периоды именно патриотические качества личностей, олицетворяющих собой социально-культурные идеалы, позволяли выстоять в условиях, которые были непреодолимыми для других народов. Россия преодолевала все кризисные ситуации, начиная от чрезвычайных ситуаций различного характера до вооруженных конфликтов и войн, сегодня она стоит перед новыми вызовами уже международного глобального масштаба, и в этих условиях роль патриотического воспитания чрезвычайно возрастает [2, с. 52].

Несмотря на то, что понятие патриотизм выделяется общепризнанным термином, он в различные эпохи имел разное ценностное социальное и личностное содержание. Единственным устойчивым его компонентами всегда были любовь к своей Родине, служение государству и готовность защищать его. Также патриотизм отличают такие

чувства, как гордость за достижения своего народа, причастность к культурному наследию, они проявляются во всех сферах духовной и материальной жизнедеятельности общества.

Такое содержание патриотизма выработано многовековой историей России, и в нем, что особенно важно, необходимо сохранять нравственные основы, социальную справедливость и ответственность, без которых все призывы к патриотизму и воспитательные программы не принесут желаемого результата. Учитывая, что патриотизм многогранное и сложное чувство, его формирование должно строиться на новых подходах, развивающих внутренние структуры личности, такие как гуманистические ценностные ориентации и социальные потребности [3, с. 208].

Важным положением, на котором строится патриотическое воспитание, выступает представление о нем как социально-культурном факторе, способном существенно повысить жизненную активность населения на выполнение стоящих перед страной актуальных задач. Реализацию такого представления о патриотическом воспитании наиболее ярко можно наблюдать в деятельности Петра I, реформы которого обеспечивали формирование не только у военных, но и у гражданских всех сословий готовность к служению, созиданию и защите своей Отчизны. С этого времени патриотизм был выделен компонентом государственной идеологии, как профессиональный и нравственный идеал для всех российских подданных, воспитанных и обученных так, чтобы «не жалеть живота своего для блага России, служить ей честно и преданно» [4, с. 114].

Такой подход стал основой, благодаря которой рассмотренное содержание патриотизма становится отличительной особенностью российского народа и в дальнейшем формируется и укрепляется в приобретаемом героическом историческом опыте. Судьбоносное значение имеет положение о том, чтобы этот опыт передавался от поколения к поколению как самая наивысшая ценность для обеспечения выживания в современном противоречивом и неустойчивом мире.

Однако, несмотря на внешне сильную информационную пропаганду патриотизма, не искоренены среди молодежи такие проявления, как национализм и нигилизм. В различных опросах можно встретить мнения, свидетельствующие, что достаточно значительная часть молодежи желает уехать за границу и не имеют объективных знаний об истории России [5, с. 204]. Все это свидетельствует о том, что существует потреб -ность в существенном обновлении подходов к проведению работы по патриотическому воспитанию с учетом изменившихся внутренних и внешних общественно-политических условий.

Возможности современных социальных институтов, вследствие отрицания потребности в проведении целенаправленной воспитательной работы, за последние десятилетия существенно снижены. Так, в большинстве семей из-за высокой занятости по добыванию средств существования и отсутствием достаточных материальных средств возможности для воспитания крайне низкие. Система образования также в затруднительном положении из-за разрушенной методологической основы воспитательной работы в перестроечном периоде. Сфера досуга также имеет существенные ограничения, связанные с недостаточным ее финансированием, разносторонней направленности ее

форм и мероприятий. Все еще далеки от позитивного традиционно духовно-нравственного воздействия влияние средств массой информации и в особенности Интернета, который в большей степени имеет негативное воздействие на сознание подрастающего поколения и часто выступает средством ведения информационной войны западной цивилизацией против нашей страны.

Можно констатировать, что реальное состояние патриотического воспитания в общественном сознании неоднозначно, и сделать его действительно эффективным и действенным может только замена западной идеологии на базовые общенациональные российские ценности [6, с. 147].

Ничем не регулируемые либеральные рыночные экономические основы создают условия только для индивидуального обогащения, а не для того, чтобы служить, созидать и быть полезным другим людям и государству, поэтому пропаганда патриотизма в этих условиях является только видимостью. Соответственно, традиционные российские духовные ценности не актуализируются и не проявляются, а доминируют материальные, потребительские и гедонические.

Для воспитания любви и служению своей стране должна быть реальная социально-экономическая основа, а не призывы, лозунги, реклама или навязанная мода. Следовательно, современные условия и реальные вызовы, стоящие перед Россией, остро ставят вопрос о конкретизации и расширении представления о воспитании патриотизма и разработке новых подходов к их реализации. Особую роль в этом могут играть учреждения культуры и досуга, так как их деятельность пробуждает реальные потребности через формируемые искусством чувства.

Анализ существующих нормативно-правовых источников [7; 8] позволяет определить патриотизм как социально значимую ценность для всех субъектов и сфер жизни личности и общества. Для современных условий понятие патриотизма как социально-культурного идеала личности включает следующие элементы: любит и гордится своей родиной; уважает предков и любит свою семью; знает историю своей малой родины и страны; имеет идеал патриота для подражания; не меняет гражданство; солидарен со своим народом; служит государству своим трудом; готов стать на защиту Отечества, не щадя своей жизни [9, с. 68].

Раскрытие содержания категории «патриот» включает такие понятия, как: подвиг, герой, идеал, которые в воспитательной работе должны раскрываться на конкретных личностях и исторических событиях.

Понятие подвиг характеризуется героическим и бескорыстным поступком, совершаемом на пределе психических и физических возможностей, который требует от человека предельного напряжения воли и нравственных усилий для достижения общественно-значимого результата в чрезвычайных ситуациях.

Общепризнано, что человек, совершающий подвиг, является героем. Подвиг совершается исходя из внутренних побуждений, на благо определенного человека, группы людей или общества в трудных условиях. Специфической особенностью проявления российского героизма как элемента патриотизма является также такое понятие, как подвиг народа. Подвигом народа называют массовые поступки людей,

направленные на достижение общей цели. Ярким примером подвига народа в военное время следует назвать победу над фашистской Германией, в мирное - высокие темпы созидательного труда, добровольческие движения в социальных процессах и во имя мира на земле.

Следует выделять различные виды героизма: нравственный - направленный на отстаивание социальной справедливости и моральные принципы; физический - если личность, рискуя своей жизнью и здоровьем, совершает действия по защите других людей и своего Отечества [10, с. 43]. Также существуют варианты подвигов, свидетельствующие о проявлении патриотизма, так, например, в военное время - ратные подвиги, в мирное время - профессиональные подвиги учителей, врачей, ученых, строителей.

Воспитание патриотизма должно способствовать готовности к созидательной деятельности, служению и защите своего Отечества. Патриотом может быть только профессионал, и качества патриота могут проявиться, если они исходят из личных потребностей и ценностей человека, для которого в воспитательном процессе был реальный социально-культурный идеал личности патриота.

Сущность социально-культурного идеала личности определяется в качестве образца для подражания в поведении, деятельности, мышлении и целью воспитательного процесса [11, с. 14]. Он представляет собой одно из необходимых средств воспитания и самовоспитания в педагогической деятельности. Стремление к достижению идеала обеспечивает человеку возможность осуществлять свою жизнедеятельность с учетом потребностей и ценностей своей личности, семьи, нации, государства, общества и природы. Традиционными идеалами личности в истории России всегда выделялись следующие: герои-первопроходцы, патриоты-воины, ученые-творцы, производственники-созидатели, аграрии-кормильцы [12, с. 98].

Воспитание на социально-культурном идеале личности предполагает рассмотрение двух типов идеалов. В широком смысле - идеал личности, который своей деятельностью совершенствует социальные процессы в обществе (служит, созидает, проявляет объединяющие начала в социуме), он реализуется безотносительно к профессиональной сфере деятельности. В узком смысле это идеал в конкретной профессиональной сфере деятельности (для культуры - художник, музыкант, хореограф, библиотекарь, архитектор и по другим видам деятельности).

В воспитательном процессе социально-культурным идеалом личности может выступать реальный или литературный герой, который проявляет в своей деятельности социально значимые потребности, служащие развитию или защите своей страны. По определению Л. Н. Толстого, «идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет счастья в жизни» [13, с. 124]. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал М. Горький, природа дала ему в виде посоха идеал [14, с. 62].

До недавнего времени признанным идеалом личности, как и ее сущностью, выделялась индивидуальность, которая добилась престижа и материального успеха без относительно потребностей общества и выбора средств их достижения. В настоящее время требуется переоценка существующих идеологических и психологических

подходов к сущности личности, и необходимо акцентировать в ее содержании социальную сущность, которая обеспечивает оптимальное взаимодействие человека и социума.

То есть личность следует рассматривать как социально-значимого субъекта, цели которого приносят пользу не только себе, но и обществу, а также личность - это общественно-полезная индивидуальность, деятельность которой гармонично сочетается с интересами самой личности и общественного развития. Такое представление необходимо интериоризировать во всех социальных процессах и в образовательной деятельности как в учебное, так и во внеучебное время, осуществляемой всеми субъектами воспитательной работы - педагогами, кураторами учебных групп, наставниками и всеми работниками сферы социально-культурной деятельности [15, с. 158].

В воспитательном процессе идеалами для подражания целесообразно выделять исторически традиционно признанные следующие идеалы личности, которые реализуют созидание, служение и единение: деятели культуры, искусства, образования, врачи, ученые, географы, военнослужащие силовых структур, рабочие, инженеры, строители, работники различных сфер сельского хозяйства.

Исходя из рассмотренных положений, выделим ряд направлений по совершенствованию патриотического воспитания, реализующего в целеполагании социально-культурный идеал личности.

Для реализации данного подхода в образовательных организациях рабочие программы должны учитывать в целевых установках положения, раскрывающие рассмотренные выше особенности сущности и содержания категорий «Патриот» и «Социально-культурный идеал личности».

В качестве основных направлений воспитательного процесса следует выделить и системно реализовывать: патриотическое, гражданское, историческое, нравственное, правовое, семейное и профессиональное. Технологии, реализующие социально-культурное воспитание, должны комплексно применять следующие подходы: синергетиче-ский, контекстный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный, реализуя современные активные и интерактивные методы.

Важнейшим направлением воспитания патриотизма в учреждениях культуры и досуга является изучение и пропаганда в современном обществе великих людей нашей страны, героев войн, выдающихся деятелей в области производства, образования, науки, культуры и искусства. Проводимые мероприятия должны иметь практическую направленность, вызывать интерес, быть поучительными и вызывать гордость и желание служить своему Отечеству.

Стоит более глубоко изучать историю России, учитывая ее периодизацию. Важными историческими этапами развития российского общества, которые должно усвоить подрастающее поколение, являются: 1) с VII-IX до XIII в. - образование и становление Древнерусского государства; 2) с XIII до середины XV в. - удельная раздробленность на Руси; 3) XV-XVIII вв. - объединение русских земель; 4) XVIII - начало XX вв. - Российская империя; 5) конец 1910-х - конец 1980-х гг. - Советское государство; 6) с начала 1990-х гг. - Новая Россия.

Раскрывая все исторические периоды развития нашей страны с древности до наших дней, необходимо показывать ее победы, успехи и достижения с выделением личностей и их деятельности на благо Родины, а в поражениях должны объективно анализироваться причины с целью их недопущения. Нужно вести пропаганду всех видов подвигов как в военное, так и мирное время по всем направлениям профессиональной деятельности.

Чувство патриотизма основывается на развитых личных социально-значимых ценностях и потребностях, его невозможно сделать модой или навязать директивно, кроме воспитательной работы для его формирования должны быть реальные социальные и материальные условия. Чувство патриотизма взаимное, любить возможно только за достойное, справедливое, доброе и верить в свои силы, успехи, имея в качестве примера для подражания дела своих предшественников. Каждый молодой человек должен знать наши победы и достижения, чтобы верить в Россию, что именно он нужен стране, и это должно подтверждаться жизнью.

В современных условиях следует прекратить всякое информационное воздействие средств массой информации на общественное сознание, которое очерняет прошлое и настоящее нашей страны, искажает ее героическую историю. Нужно возрождать исторические традиции с учетом современной действительности и создавать новые, вызывающие гордость за страну и воодушевляющие на служение, созидание и самоотверженный труд во всех сферах жизнедеятельности.

В качестве примеров социально-культурных идеалов личностей в учреждениях культуры следует выделять для каждой специализации конкретных представителей, которые внесли существенный вклад в культуру и прославили Россию. Для Алтайского института культуры определялись выдающиеся личности для каждого факультета по профессиональной направленности: так, например, рассматривались такие известные художники, как: И. Айвазовский, В. Васнецов, К. Брюллов, И. Грабарь; известные композиторы: М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович; хореографы: Т. Баганова, В. Варнава, О. Глушков, А. Кайдановский; библиотекари: И. Крылов, В. Одоевский, И. Бунин, С. Маршак.

В учебно-воспитательном процессе изучение социально-культурных идеалов целесообразно осуществлять поэтапно. На первом этапе обучающиеся изучают общее представление о личностных качествах выдающихся людей и конкретных исторических условиях их деятельности. На втором этапе выполнялся анализ проявления социально значимых черт и качеств конкретных личностей в их профессиональной деятельности. На заключительном этапе обучающиеся выполняют самостоятельные творческие работы, обобщающие жизненный путь и достижения изучаемых личностей.

При организации патриотического воспитания, реализуя в целеполагании социально-культурный идеал личности, необходимо комплексно внедрять личностно-ори-ентированный, компетентностный, деятельностный, контекстный и синергетический подходы.

Личностно-ориентированный подход предполагает максимальное развитие сущности сил обучающегося как субъекта образовательной деятельности. Данный подход

оперирует к пониманию личности как воедино связанной совокупности внешних и внутренних условий, формирующих ее.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Деятельностный подход позволяет реализовать такое понятие, как «деятельность», через закономерности теории систем, с его помощью можно раскрыть цели, средства, результаты деятельности как педагога, так и обучающегося, их взаимодействие и взаимообусловленность.

Контекстный подход позволяет конструировать и реализовывать взаимосвязь теоретических знаний с практической деятельностью в образовательном процессе с учетом требований не только педагогики, но и психологии и социологии.

Синергетический подход способствует реализации процессов самоорганизации в структурах личности, обеспечивающих ее внутреннюю мотивацию на социально-значимую и общественно-полезную деятельность.

Таким образом, качества патриота формируются в целенаправленно организованном учебно-воспитательном процессе, при этом педагогическое воздействие должно реализовать положения синергетического подхода, включающего процессы самоорганизации, которые обеспечивают преобразование личности из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся [16, с. 20].

Одновременно должны быть реализованы внешние социально-экономические условия, которые обеспечивали бы большинству населения достойное материальное положение и социальную справедливость в обществе. Любить свою страну возможно, если государство не безразлично к населению и если в образовательном процессе пропагандируются реальные подвиги и успехи, а причины неудач объективно разбираются. Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству - тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

Список литературы

1. Богуславский М. В., Куликова С. В. Исторический контекст модернизационных процессов в российском и зарубежном образовании // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 128-133.

2. Куманев Г. А. Час мужества. М.: Изд-во Оникс, 2008. 192 с.

3. Морозов В. А., Стрюц Е. В., Федулов Б. А. Особенности реализации синергетического подхода в образовательном процессе юридического института МВД России // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-3 (61). С. 208-211.

4. Родин И. О. Учебное пособие по литературе. М.: Оникс 21 век, 2003. 416 с.

5. Алюбаева Г. Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России // Молодой ученый. 2022. № 23 (418). С. 202205.

6. Федулов Б. А., Заречнев Д. О. Особенности воспитания будущих сотрудников полиции на общенациональных российских ценностях // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014. № 14-2. С. 147-149.

7. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003 (дата обращения: 04.02.2023).

8. Федеральный закон от 30.12.2021 № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202112300167 (дата обращения: 04.02.2023).

9. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград: Авторское перо, 2006. 172 с.

10. Антонова М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2006. № 6. С. 43-47.

11. Блануца Д. А. Особенности формирования социального идеала // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 51. С. 12-18.

12. Мизюрова Э. Ю. Технология проектной деятельности в контексте развития патриотического воспитания обучающихся // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары: Среда, 2022. С. 97-99.

13. Анненков П. В. Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого «Война и мир». М.: Астрель, 2003. 168 с.

14. Горький М. Избранные произведения. М.: Детская литература, 1975. 226 с.

15. Заречнев Д. О., Федулов Б. А. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов МВД России // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 157-159.

16. Федулов Б. А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях // Педагогическое образование на Алтае. Барнаул, 2000. № 2. С. 20-25.

References

1. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V. Istoricheskiy kontekst modernizatsionnykh protsessov v rossiyskom i zarubezhnom obrazovanii. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2014, No. 3 (31), pp. 128-133.

2. Kumanev G. A. Chas muzhestva. Moscow: Izd-vo Oniks, 2008. 192 p.

3. Morozov V. A., Stryuts E. V., Fedulov B. A. Osobennosti realizatsii sinergeticheskogo podkhoda v obrazovatelnom protsesse yuridicheskogo instituta MVD Rossii. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016, No. 7-3 (61), pp. 208-211.

4. Rodin I. O. Uchebnoe posobie po literature. Moscow: Oniks 21 vek, 2003. 416 p.

5. Alyubaeva G. N. Kratkiy obzor normativnoy pravovoy bazy sovremennogo sostoyaniya patrioticheskogo vospitaniya v Rossii. Molodoy uchenyy. 2022, No. 23 (418), pp. 202-205.

6. Fedulov B. A., Zarechnev D. O. Osobennosti vospitaniya budushchikh sotrudnikov politsii na obshchenatsionalnykh rossiyskikh tsennostyakh. Aktualnye problemy borby s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014, No. 14-2, pp. 147-149.

7. Federalnyy zakon ot 30.12.2020 No. 489-FZ "O molodezhnoy politike v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003 (acessed: 04.02.2023).

8. Federalnyy zakon ot 30.12.2021 No. 472-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202112300167 (accessed: 04.02.2023).

9. Vyrshchikov A. N., Kusmartsev M. B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossiyskom obshchestve. Volgograd: Avtorskoe pero, 2006. 172 p.

10. Antonova M. V., Lomokhova S. A. Voprosy patrioticheskogo vospitaniya v rossiyskoy i zarubezhnoy sistemakh obrazovaniya. Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo. 2006, No. 6, pp. 43-47.

11. Blanutsa D. A. Osobennosti formirovaniya sotsialnogo ideala. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 2008, No. 51, pp. 12-18.

12. Mizyurova E. Yu. Tekhnologiya proektnoy deyatelnosti v kontekste razvitiya patrioticheskogo vospitaniya obuchayushchikhsya. In: Sotsialno-pedagogicheskie voprosy obrazovaniya i vospitaniya. Proceedings of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation. Cheboksary: Sreda, 2022. Pp. 97-99.

13. Annenkov P. V. Istoricheskie i esteticheskie voprosy v romane gr. L. N. Tolstogo "Voyna i mir". Moscow: Astrel, 2003. 168 p.

14. Gorkiy M. Izbrannye proizvedeniya. Moscow: Detskaya literatura, 1975. 226 p.

15. Zarechnev D. O., Fedulov B. A. Osobennosti provedeniya kuratorskoy raboty v uchebnoy gruppe kursantov yuridicheskikh institutov MVD Rossii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2014, No. 3 (46), pp. 157-159.

16. Fedulov B. A. Problema smeny pedagogicheskoy paradigmy v novykh sotsiokulturnykh usloviyakh. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. Barnaul, 2000, No. 2, pp. 20-25.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

Статья поступила в редакцию 14.02.2023 The article was received on 14.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.