Научная статья на тему 'Воспитание патриотических чувств у младших школьников средствами топонимического материала'

Воспитание патриотических чувств у младших школьников средствами топонимического материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМИКА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / TOPONYMY / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTIC FEELINGS DEVELOPMENT / PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткин Дмитрий Алексеевич

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников средствами топонимического материала. Представлена система патриотического воспитания младших школьников: цели, направления развития, критерии диагностики. Рассматриваются результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Up-Bringing the Patriotic Feelings of Primary Schoolchildren by Means of Toponymic Materials

The article is devoted to the problem of patriotic education of primary school students by means of toponymic classes. The system of patriotic education of primary schoolchildren is represented: purposes, development directions, criteria of diagnostics. Results of the research work which have been done are considered.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотических чувств у младших школьников средствами топонимического материала»

УДК 37.018

Д. А. Сироткин

Воспитание патриотических чувств у младших школьников средствами топонимического материала

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников средствами топонимического материала. Представлена система патриотического воспитания младших школьников: цели, направления развития, критерии диагностики. Рассматриваются результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: топонимика, патриотическое воспитание, развитие патриотических чувств, младшие школьники. D. А. Sirotkin

Up-Bringing the Patriotic Feelings of Primary Schoolchildren by Means of Toponymic Materials

The article is devoted to the problem of patriotic education of primary school students by means of toponymie classes. The system of patriotic education of primary schoolchildren is represented: purposes, development directions, criteria of diagnostics. Results of the research work which have been done are considered.

Key words: toponymy, Patriotic Education, Patriotic Feelings Development, primary schoolchildren.

Воспитательная работа по формированию патриотических чувств у учащихся начальной школы имеет огромное значение, это связано в первую очередь с тем, что современному российскому обществу необходим человек любящий и знающий свою Родину, ее уникальность и особенности.

В государственных программах по патриотическому воспитанию на 2006-2010 и 2011-2015 гг., утвержденных Министерством образования Российской Федерации, определена ведущая цель патриотического воспитания школьников -«...воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы» [1].

Безусловно, в своем развитом виде патриотические чувства имеют достаточно абстрактный и обобщенный характер и в окончательном варианте могут быть сформированы в подростковом или даже в юношеском возрасте, когда молодой человек пересматривает свое отношение к миру, формулирует нравственные принципы, осознает систему высших мотивов и ценностей. Однако предпосылки формирования патриотизма могут быть заложены и в более раннем возрасте, хотя

при этом необходимо учитывать конкретно-образный характер мышления младшего школьника, эмоционально-чувственный характер отношения к миру. Поэтому для формирования предпосылок патриотических качеств необходимо использовать материал повседневной жизни школьника, материал, позволяющий сформировать отношение к окружающим людям, природе и местности на основе ситуационной вовлеченности, эмоционального сопереживания и конкретно-образных впечатлений.

Таким материалом могут стать топонимические исследования, в процессе которых ребенок осознает традиции и законы своего народа, понимает историческую значимость событий, произошедших в той местности, в которой он живет. В естественно-географическом смысле топонимический материал - это комплекс географических названий той или иной местности. Топонимика (от греч. topos место и опута имя, название) - составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет ее топонимию. Микротопонимия включает названия небольших

© Сироткин Д. А., 2011

географических объектов: урочищ, ключей, омутов и т. п. Она развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией.

В своей работе мы анализируем воспитательные возможности топонимического исследования, в которое были вовлечены младшие школьники в процессе учебной и воспитательной работы. Было выяснено, что непосредственное участие ребенка в топонимическом исследовании способно положительно повлиять на становление таких сфер жизни, как:

- социальная: почитание своей семьи, близкого окружения, стремление к самоопределению и соотнесению индивидуалистических и социальных потребностей;

- национально-культурная: верность Отечеству, традициям и обычаям (этнической и национальной культуре), понимание и включенность своего народа в культурное пространство всей страны при непосредственном почитании самобытности культуры Родного края;

- природно-географическая: любознательность по отношению к ландшафту и его названиям; стремление беречь природу; осознание уни-кальных климатических особенностей родного края.

Из представленного графика мы видим, что высокий уровень эмоционально-волевой сферы проявляется только у 25 % школьников, средний выявился у 35 % школьников, низкий - у 25 % и отсутствие положительного отношения к малой Родине отмечалось у 15 % детей. Высокий когнитивный уровень развития не был выявлен ни у одного школьника, средний уровень отмечен у 25 % учащихся, низкий и нулевой уровень - у

Согласно нашей концепции воспитательный эффект в каждой из названных сфер может проявиться в виде трех групп показателей: эмоционально-волевого, когнитивного и предметно-действенного [2]. Каждая группа показателей демонстрирует изменения разных сторон психики ребенка. Эмоционально-волевые показатели -характер отношений и переживаний, связанных с событиями и историческими персонажами (героями) этой местности. Когнитивные показатели - рост знаний о социальных, национально -культурных и природно-географических особенностях Родного края. Предметно-действенные показатели - формирование операционного компонента культурного и социального опыта (умение действовать и осуществлять процедуры). Для диагностики таких показателей была составлена анкета, апробированная на 60 учащихся начальных классов школ Углического и Мышкинского районов [3].

На рисунке 1 представлены результаты констатирующего замера до начала формирующего эксперимента (до вовлечения школьников в топонимическое исследование).

75 % школьников. Предметно действенный также проявился только на среднем уровне - 15 % детей, а 85 % школьников показали низкий и нулевой уровень умений, связанных с народными традициями.

Исследование показало, что учащиеся начальных классов, проживающие в маленьком городе, окруженные национальными достопримечательностями и традициями, позволяют из-

60 50 40 30 20 10 0

ЬI

эмоционально-волевои

когнитивным

■ предметно-деятельностный

нулевой уровень

низким уровень

средним уровень

высокий уровень

Рис. 1. Данные до начала формирующего эксперимента

начально иметь достаточно высокий уровень знаний о родном обществе, его истории и особенностях, но при этом оно для них все равно остается достаточно закрытым и многие вещи не понятными.

Если обратиться конкретно к ответам учащихся, то полученные результаты свидетельствуют, о недостаточной устойчивости отношения к нравственным ценностям. Некоторые из них путают личные блага и общественные, не понимают значения слов гражданин и патриот и т. д. Сказанное свидетельствует о несформированно-сти патриотических чувств у большинства младших школьников.

На втором этапе нашего исследования мы использовали программу «Топонимическое краеведение», в которой были применены наряду с традиционными, репродуктивными методами, также и активные методы обучения: проблемно-поисковые, игровые, дискуссионные, творческие и др. Это позволило заинтересовать детей начальных классов работой с письменными источниками, словарем, продуктами устного народного творчества (топонимическими легендами). Сформировать у них умение планировать, организовать и проводить историко-культурное исследование событий, когда-то происходящих в родной для детей местности.

Применительно к топонимической деятельности, можно назвать:

- формы работы по воспитанию уважительного отношения к ближнему социуму окружению ребенка: составление семейного древа; знакомство с предками, их жизнью; составление календаря семейных традиций близлежащих населенных пунктов; создание герба; написание истории жизни бабушек и дедушек; оформление семейного фотоальбома «История моей семьи -моей деревни»; совместная трудовая деятельность детей и взрослых; встреча гостей (членов семей и других взрослых); празднование Дней рождения села, деревни; организация предпраздничных «посиделок» (с участием детей, родителей, педагогов); наполнение «Бабушкиного сундучка» семейными реликвиями; театрализованные, сюжетно-ролевые и другие игры детей в свободное время;

- формы работы по формированию нравственно-эстетического восприятия топонима, ландшафта и природы родного края: целевые наблюдения объектов топонимии и природы; проведение итоговой беседы (например, по истории происхождения географических названий); организация и проведение экскурсий к географическим объектам и на природу (в лес, в поле, в луг, на пустошь и т. д.); вовлечение ребенка в процесс восприятия взрослыми красоты окружающей природы; целевые наблюдения за состоянием объектов живой природы; рассказ-беседа о происхождении того или иного географического объекта; составление плана-карты; создание стенгазеты; целевые прогулки по знаменательным местам родного края;

- формы работы, связанные с формированием национально-культурного восприятия мира: экскурсии в музей, библиотеку; оформление выставок народного творчества с привлечением мастеров-умельцев, родителей, детей; создание мини-музея в школе; театрализованные, сюжет-но-ролевые и другие игры детей в свободное время; детские рисунки «Моя семья»; «Моя Родина», «Мои город/село/деревня».

Нужно также отметить, что для успешного решения проблемы патриотического воспитания, основанного на топонимическом материале, необходимо реализовать несколько принципов:

- принцип целостного подхода, суть которого заключается в связывании содержательных и процессуальных аспектов, классной и внеклассной воспитательной работы по патриотизму, имеющих топонимическую направленность;

- принцип интегративного подхода, который осуществляется на основе межпредметного взаимодействия психологии, педагогики, топонимики, естествознания, краеведения и ряда других наук. Он позволяет рассмотреть воспитательный потенциал каждой из наук о человеке и их синергетический эффект в формировании патриотических качеств, как личностных образований.

Воспитательная работу по формированию патриотических чувств у учащихся начальных классов на основе топонимического материала, с нашей точки зрения, должна включать пять этапов.

Первый этап: Формирование мотивации у учащихся начальных классов к историко-географическим проблемам родного края;

Второй этап: Поддержка активности младших школьников в процессе обсуждения легенд и преданий;

Третий этап: Организация сбора младшими школьниками легенд, преданий и рассказов о родном крае;

Четвертый этап: Организация исследовательской деятельности учащихся, которая (деятель-

Из представленного графика мы видим, что высокий уровень эмоционально-волевой сферы проявляется только у 30 % школьников, при этом средний у 45 % школьников, низкий - у 10 % и отсутствие положительного отношения к малой Родине отмечалось у 5 % детей. Высокий когнитивный уровень развития наблюдался у 30 % детей, при этом необходимо отметить, что до эксперимента он равнялся 0 %. Средний когнитивный уровень отмечен у 45 % учащихся, низкий -у 20 % учащихся и нулевой уровень - у 5 %. Предметно-деятельностная сфера представлена на среднем уровне у 35 % школьников, ее высокий уровень развития наблюдался у 25 % детей, а 40 % детей показали низкий и нулевой уровень ее развития (по 20 %).

Мы видим, что изучение учащимися топонимического материала родного края способствовало развитию уровня патриотических качеств.

Анализируя ответы учащихся содержательно, можно отметить, что дети начали осознавать взаимосвязь современности и истории Родного края, у

ность) может быть выражена в виде индивидуальных и коллективных работ;

Пятый этап: Представление результатов исследовательской активности учащихся начальных классов всем заинтересованным лицам.

После проведенной с учащимися воспитательной работы на основе топонимического материала, нами была проведена итоговая диагностика по тем же показателям, что и этапе констатирующего исследования. Данные предоставлены на рисунке № 2.

них возникало чувство гордости за своих земляков, которых они узнавали по названиям улиц, площадей или парков.

Таким образом, анализ формирующего эксперимента позволил сделать следующие выводы:

1. В результате включения учащихся в топонимическое исследование у них произошла переоценка отношения к своей местности и национальной культуре, осознание причастности своей семьи и своих близких к судьбе своей Родины.

2. На основе исследования географических, культурных и социальных особенностей Родного края у детей стало возможным формировать готовность к патриотическому поведению и желание что-то сделать для своей малой Родины.

Библиографический список:

1. Симановский, А. Э., Сироткин, Д. А. Критерии и показатели уровня сформированности патриотизма у учащихся начальной школы [Текст] / А. Э. Симановский, Д. А. Сироткин // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Педагогика, психология, социальная

60 40 20 0

нулевой низким средним высоким уровень уровень уровень уровень

эмоционально-волевом когнитивным

предметно-деятельностным

Рис. 2. Данные после проведения формирующего эксперимента

работа, акмеология, ювенология, социокинетика. -2006. - Т. 12. - № 4. - С. 52-54.

2. Сироткин, Д. А. Использование топонимического материала на коррекционно-развивающих занятиях с младшими воспитанниками специализированных учебных учреждений для несовершеннолетних [Текст] / Д. А. Сироткин // Реабилитация воспитанни-

ков с девиантным поведением и неврологическими заболеваниями в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних: Материалы научно практического семинара: 29 марта 2007 г. под. ред. Т. Н. Сапожниковой. - Ярославль, 2007. - 97 с.

3. http://www.ybs.ru/minkult/document/G01-0122.txt

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.