.....
I I I ■ M I I I I
108 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^
ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕПЛАНЕТАРНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Д. Жарков
Московский государственный университет культуры и искусств
Сознание личности - синтез, взаимообусловленность, уникальная конфигурация и способ связи всех элементов личности с миром, всего планетарного сознания. Ведущим компонентом сознания личности является ценностные ориентации. Культура личности есть система ценностей, усвоенных ей в процессе социализации. Однако индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе.
Ключевые слова: воспитание, общепланетарное сознание личности, социально-культурная деятельность.
Consciousness of the person - synthesis, interconditionality, a unique configuration and a way of communication of all elements of the person the world and first of all planetary consciousness. A leading component of consciousness of the person is valuable orientations. The culture of the person is system of the values, acquired to it in the course of socialization. However the individual system of values of the person isn't a simple mold from system of the values existing in a society.
Key words: education, consciousness of the person, welfare activity.
Каждый человек на планете Земля стремиться вникнуть в сущность многих явлений и процессов, которые его окружают. Для этого он должен быть вооружен знанием принципов, законов, категорий диалектики. Диалектика -теория и метод познания явлений действительности, представляет собой методологическую основу всех наук, в том числе и педагогики.
Объективный порядок в субъективном мире не какое-то изначально данное свойство, а лишь следствие строгих законов деятельности во всех сферах жизни. Разносторонняя система жизни обычно проявляется и формируется в конкретной ситуации. Эта система организуется уже сложившимися устоями, укладом жизни людей.
Длительное изучение отдельных людей
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 108-111
по развернутой программе показывает наличие у них великого множества психических состояний и качеств, но главное - сознания личности. «Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслительном построении действий, предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» (3, с. 350).
Самым трудным делом оказывается умение обнаружить уровень сознания личности. Это трудно, потому что характер сознания является не просто суммой черт, а их качественным сочетанием.
Такой взгляд на сознание личности возможен при условии понимания того, что ни
.....
I I I ■ М I I I
Социально-культурная деятельность 109
один из ее элементов целостности не может функционировать без него. Сознание личности - синтез, взаимообусловленность, уникальная конфигурация и способ связи всех элементов личности с миром.
Рассматривая воспитание планетарного сознания человека как идеалосообразную деятельность следует помнить о том, что идеалы - это общественный феномен, имеющий свое содержание, структуру с тремя неотъемлемыми характеристиками: личные или субъективные, народные или национальные, всенародные или общечеловеческие.
Основой, сущностью национального идеала, на наш взгляд, являются не специфические черты, а общечеловеческие ценности. Единство основ и задач воспитания у всех народов обеспечивает возможность дополнения одного народного идеала достоинствами идеалов других народов.
Это обусловлено разнообразием, развитием многонациональной, элитной, массовой, региональной, корпоративной культур. Одним из ведущих элементов сознания личности является общественный идеал, который выступает в форме сложной духовной системы, состоящей из ряда взаимосвязанных структурных компонентов. При теоретическом расчленении универсальный общественный идеал распадается на ряд относительно самостоятельных идеалов: политический, нравственный, религиозный, эстетический и т.д. Каждый из них может быть представлен как относительно самостоятельная система культуры. При ведущей роли основного, оказывается тесно переплетенным с другими идеалами. Они находятся в отношениях системного единства, соподчинения.
Х.А. Ливрага считал, что «идеал - это Сущность, пребывающая в высшем измерении, превосходящем то, в котором живет наше обыденное сознание. Душа может на мгновение неясно различать его. Я имею в виду идеал в буквальном смысле слова. Мое понимание идеала связано с представлениями о цели, одновременно намечающая и определяющая путь - напряженную линию сознания между
его природным и избранным им высшим состоянием, ибо духовное сознание стремиться слиться с идеалом» (1, с. 26).
Ведущим компонентом сознания личности является ценностные ориентации. Ценностный мир не является системой изначально заданных, вечных идеалов, он своеобразно проявляется в процессе истории, который принимает конкретные формы воплощения, существует в той или иной социальной, национальной или личностной оболочке. Принятые личностью ценности ориентируют, направляют ее деятельность. Все виды деятельности в культуре способны сопрягать логику и интуицию, закономерность и произвол, понятие и воображение, конкретные факты и фундаментальные идеи.
Центральным звеном целостной системы ценностей является личность, обусловленная характером ментальности, особенностями ценностных ориентаций, типом личности и уровнем пассионарности участников культурного процесса.
Поэтому культуру мы рассматриваем как целостную систему сложившихся смыслов, значений, традиций, норм и образцов, которая обладает вариативностью, динамичностью, инертностью и консервативностью, способна зримо выявлять закономерности человеческого бытия, выступать универсальным способом связи между миром личностной субъективности и всеобщим духовно-творческим.
Культура реально существует в смысловом поле настоящего, она есть то, что актуализируется. А то, как открывается и расшифровывается накопленное культурное, зависит от реальных, живых структур этого сознания, от «культурных структур», обступающих нас «извне» и «изнутри», обеспечивающих саморегуляцию общества. При этом само наличное сознание личности глубоко динамично, в нем постоянно происходят трансформации, смещения, перестановки, работают психоаналитические «защитные механизмы».
Один из крупнейших философов современности Х.А. Ливрага писал: «Жизнь как
.....
I I I ■ М I I I
110 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
таковая проявляет себя как деятельность, активность: все, что активно, мы называем живым, а все то, что не дотягивает до этой границы, имеет какую-то иную жизнь, которую мы порой просто не способны понять.
Ведь существуют боги, а они, безусловно, живые. Но они являются живыми в ином измерении, отличном от того, в котором существуем мы. Они живут на одном уровне сознания и на другом уровне времени. Понятие времени тоже весьма относительно. И за всеми этими относительностями нам нужно различать сокровенный смысл жизни» (1, с. 13).
Гражданин мира - это человек, ориентированный на общечеловеческие ценности, с высокоразвитым толерантным сознанием, ответственный, свободный и творчески развитый, с активной жизненной позицией и рефлексивным отношением к действительности, способный различать сокровенный смысл жизни.
С точки зрения парадигмы социального служения гражданин мира - это личность, ориентированная на признание и воссоздание ее социально-культурного опыта, реализацию собственного практического знания (социальной и гражданской компетентности) в социальном мире и являющаяся носителем определенных артефактов или культурных миров, образа жизни, способная к изменению своей судьбы и оказывающая положительное влияние на воспитание гражданина мира. Другими словами, все, что сделано (или делается) человеком ради других людей и общества, имеет культурную ценность, которая воспитывает гражданина мира.
Каждый гражданин мира заслуживает уважения как реальная или потенциальная личность, способная служить себе и своему обществу и миру в целом.
Жизненный опыт каждого гражданина мира уникален и достоин если не признания, то понимания. Культура способна помочь ему раскрывать в себе личность, готовую служить людям на избранном им поприще. Вот почему необходима власть культуры.
Следовательно, воспитание гражданина
мира базируется на четырех органически связанных источниках: идеях, духовных ценностях; тенденциях общественного развития, предъявляющих определенные требования к личности; реальных возможностей в удовлетворении духовных и физических потребностей, достижения целей в жизни, понятия смысла жизни.
Ведущий формой воспитания планетарного сознания человека в российских вузах культуры и искусств является постоянно действующий международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве». Первый с большим успехом прошел в Москве, второй - во Вьетнаме, а третий - в Южной Корее 20-12 мая 2009 года под девизом: «Новый "Шелковый путь" к культуре без границ».
Особо хочется выделить нравственные и смысложизненные ценности. Нравственные ценности - жизнь, достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков человека, содержание различных форм морального сознания - норм, принципов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья), нравственнее характеристики социальных институтов, групп, коллективов, классов. Смыс-ложизненные ценности - представление о справедливом и несправедливом, добре и зле.
Следовательно, культура личности есть система ценностей, усвоенных ею в процессе социализации. Однако индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе. Влияние культуры на личность носит противоречивый характер. С одной стороны, оно осуществляется как социализация, а с другой стороны, как индивидуализация. Индивидуализация личности обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленных обществом ценностей носит избирательный характер, так как выбор ценностей культуры ограничен.
Проходя через сознание человека, цели превращаются в потребности, побуждающие его волю, мотивы, и становятся сознательной
.....
I I I ■ М I I I
Социально-культурная деятельность 111
деятельностью. Разумные, здоровые потребности воспитываются всем образом жизни, выковываются в процессе труда, учебы, в семье, коллективе.
Цель и потребность теснейшим образом связаны. «Цель - это функция потребности» (2, с. 446), потребность выступает как объективное материально данное, а цель - как желаемое будущее состояние, выраженное идеально. В целеполагании технологии куль-турно-досуговой деятельности выделяются два этапа, которые получили название теоретической разработки и реализации. Но прежде необходимо обнаружить духовные потребности населения хотя бы в виде слабо выраженной тенденции, осознав ее как прогрессивную. Лишь после этого специалисты-профессионалы определяют стратегию и тактику формирования, развития и удовлетворения духовных потребностей. Достижение цели -многоступенчатый, сложный процесс, поэтому произвольно переходить от одного этапа развития к другому, минуя промежуточные звенья, не рекомендуется. Дело в том, что помимо главной цели существует еще частная цель, которая в технологическом процессе распадается на ряд еще более мелких, представляющих ее части. Назовем их малыми целями, или подцелями. Частная цель, как и главная, - это выражение не одной потребности личности, а целого комплекса.
Совокупность целей, входящих в главную, образует систему целеполагания. Не будь этой связи, частные цели оставались бы отчужденными, формальными. Если действия субъекта будут осуществляться безотноси-
тельно главной цели, то результат может получиться неожиданным, возможно, даже противоречащим целям системы. Будучи связанной с главной, частная цель в своем движении приближает ее, только в этом случае можно получить гарантированный результат. Поэтому цель является основным звеном в механизме создания особых условий инновационной среды, обеспечивающей возможность свободного творческого поиска уникального решения жизненных проблем в практической деятельности учреждений культуры и домашнего досуга.
При этом следует подчеркнуть, что цель в жизни каждого человека представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, которое включает в себя важнейшие знания человека о мире и отношении к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую оценку действительности при выработке новых программ своей жизни и при потенциальной оценке различных явлений и событий, осознания себя как личности, своего смысла жизни, где содержание, смысл, смыслотворчество становятся формой накопления и концентрации духовного потенциала личности, расходуемого на реализацию предельных и даже запредельных целей жизни. Отсюда жизнетворчество -это способ реализации смыслового потенциала цели, способа ее воплощения в жизнь. Единство смыслотворчества и жизнетворче-ства, их взаимообусловленность проявляются в процессе целостного переосмысления и преобразования человеком жизни в условиях досуга.
Примечания
1. Ливрага, Х. А. Сокровенный смысл жизни: [сб.] / Х.А. Ливрага, Д.С. Гусман. - М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2003.
2. Симонов, В. П. Современное состояние рефлекторной теории и перспективы ее развития / В.П. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - М., 1973. - Т. XXIII.
3. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2006.