СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Социально-культурная деятельность
как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей
УДК 351.858
А. Д. Жарков
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей.
Автор показывает, что в социально-культурной деятельности система ценностей основывается на том, что каждой личности присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и его личной.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, способ сохранения и развития, общечеловеческие ценности.
The article deals with social and cultural activities as a means of preservation and development of human
ф values' ф
The author shows that in the socio-cultural system of values based on the fact that every individual is inherent in the individual-specific hierarchy of values, which serves as a link between the spiritual culture of the society and it's personal.
Keywords: socio-cultural activities, the method of preservation and development, human values.
Проблематика освоения общечеловеческих ценностей в социально-культурной деятельности является одной из самых сложных, задевающих интересы различных слоев, сословий и групп общества.
Категория «ценность» всегда являлась объектом интереса философской, психологической и педагогической наук, что нашло отражение во множестве теорий, научных подходов, научных концепций.
В философии понятие «ценность» рассматривается как сложившаяся в условиях цивилизации форма отношений людей, населяющих планету Земля, к общезначимым образцам политики, экономики и культуры. Осознание и выбор ценностей зависит от способности каждого человека оценивать «иное»
98 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-и
и сохранять в памяти прошлое, проектировать будущее.
В психологических науках — это «жизненная позиция», «значение» и «личностный смысл», психологическая установка, мотивация, интерес, потребность, духовные запросы.
В педагогических науках: идеи, идеал, смысловые образования, содержание, совокупность отношений личности к миру, себе, вещам, которые ее окружают.
Г.П. Менчиков считает, что «ценности спрятаны в потребностях, интересах, целях, идеалах, но по-разному пронизывают их и оказывают различное влияние на поведение человека» [9, с. 121—122]. Смысл данного понятия близок к смыслу понятия «значе-
ч ь 2013 98-103
ние», а именно значение определяет ту роль, которую она (ценность) играет или может играть в бытии мироздания, в жизни человечества, в конкретной моей жизни: «ценность
— это то, что чувства людей диктуют признать стоящими над всеми и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценность — это то, что обладает способностью определять содержание поведения, не заставляет, а вдохновляет поведение, зовет к добровольному действию, не стимулирует, а мотивирует действие человека по осуществлению его потребностей, интересов, целей, идеалов» [9, с. 121—122].
При этом многие ученые считают ценности стабильными, неизменными, а другие — меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т.д. Поскольку в нашей стране господство частной собственности сменилось господством общественной, а затем опять к частной собственности, то, соответственно, поменялись и ценности.
Как отмечает Л.С. Жаркова: «смысложиз-ненность есть подлинная природа человека. Предмет деятельности, обозначаемый им (детонат, или десигнат), есть система взаи-мообосновывающего знания, составляющие его смыслы, которые в значительной степени субординированы в соответствии со значимостью содержащихся в них целей» [2, с.
9].
Проанализировав междисциплинарные подходы к определению ценностей, можно сделать вывод о том, что на современном этапе отсутствует однозначное понимание данной категории. Современные исследователи отождествляют понимание ценностей с: убеждениями — М. Рокич, Г.Е. Залесский; установками — И.Н. Истомин; мотивами —
A. Маслоу; потребностями — Е.И. Головаха,
B.А. Василенко, А. Маслоу; идеалами — И.С. Нарский; смысловыми образованиями
— Б.С. Братусь, В. Франкл, Т.В. Корнилова, Г.Л. Бунинайте; отношениями с бытием —
А.В. Битуева; отношениями между личностью и смыслом — Дж. Ройз.
В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей.
В педагогической науке проблему ценностей рассматривали Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова, А.В. Кирьякова как норму, регламентирующую педагогическую деятельность.
В социально-культурной деятельности система ценностей основывается на том, что каждой личности присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и его личной. В теории социально-культурной деятельности актуален выдвинутый тезис, что только осознаваемая личностью в результате оценки ценность способна выполнять аксиологическую функцию ориентира в деятельности поведения личности.
Проблема общечеловеческих ценностей в образовании отражена в трудах философов, педагогов, психологов, социологов: А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, О.Г. Дробницкого, М.В. Богуславского, В.Г. Пряниковой, Н.С. Розова, В.А. Сластенина, П.Г. Щедровицкого и др. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в виде общечеловеческих ценностей и служат важным фактором социально-культурной регуляции взаимоотношений людей и поведения личности.
Проанализировав психологические дефиниции ценностей, можно ограничиться понятием «ценности» как процесса «переживания ценности», «чувствования ценности» или как «прикосновения к ценности». Последнее удерживает понятие «ценности» в той непосредственно ощутимой близости к собственному бытию, благодаря которой они способны глубоко затрагивать внутрен-
ний мир личности.
Следует согласиться и с определением А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, которые ценность рассматривают как любой объект, представляющийся наиболее значимым для субъекта [6]. Поэтому в широком смысле данного значения нравственными ориентирами могут выступать не только ситуативные ценности или абстрактные значения, привлекательные для субъекта, но и конкретные стабильные материальные объекты и блага. На микроуровне ценностями в данном контексте могут быть смысловые универсалии, духовные идеи, побуждения и явления, которые выступают в качестве идеала или нормы.
Следовательно, общечеловеческие ценности следует понимать как внутренний механизм, определяющий сознание личности, ее повседневную жизнь, имеющий экзистенциальную наполненность.
Ценность является понятием, эксплицирующим развитие социально-культурной деятельности. Именно она представляет собой основополагающий принцип, объясняющий социальное бытие человека в его экзистенциальном проявлении.
По утверждению И.Ф. Клименко, ценности, которые усваиваются в процессе развития личности, прямо пропорционально обусловлены конкретной деятельностью, в которую интегрирована личность [4], а сам процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности представляется как сложный интегрированный процесс, в котором определенное значение имеют различные психологические механизмы.
К ним можно отнести следующие: инте-риоризацию; идентификацию; интернали-зацию общественно значимых ценностей и идеалов.
А.Н. Леонтьев в своих исследованиях обосновывает положение о социальной детерминации развития человека посредством индивидуального усвоения знаний и способов деятельности, накопленного человечеством общественного опыта [8]. Следовательно, процесс интериоризации представляет-
ся как процесс преобразования структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания личности в условиях социально-культурной деятельности.
В содержании социально-культурной деятельности ценности сохраняются и развиваются через оценочные отношения, которые связаны с поиском универсальных способов значения познания, его существенности, отношения к людям, ибо оценивать в жизни возможно лишь то, что хотя бы в какой-то степени познано.
На основе оценочных отношений и опыта их применения к природе, обществу и человеку формируются нормы и правила поведения, представляющие собой знаменатель, общий результат социального опыта, которым люди руководствуются в дальнейшей познавательной, оценочной и практической деятельности. Элементы таких нормативных отношений обычно именуются терминами: «принцип», «правило», «требование», «норма», «закон», «установка», «заповедь», «завет», «запрет», «табу», «наказ», «определение», «кредо», «символ веры», «канон» и т.п. [1]
Поэтому в социально-культурной деятельности следует различать: фундаментальные ценности (в смысле непререкаемые), вечные (в смысле существующие всегда) и те, которые носят частный характер.
Поскольку аксиологическая (оценочная) деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т.п.
Здесь следует напомнить мысль выдающегося русского историка и социолога В.О. Ключевского, который писал, что «наше отношение к знанию научному, к задачам образования — существенный элемент в составе вопроса о том, как обособленная русская жизнь вылилась в русло общечеловеческой культуры. Это важный вопрос истории европейской цивилизации, как и русской на-
родной психологии [5,с. 412].
Употребляя термин «общечеловеческое», следует иметь в виду, как минимум, три взаимосвязанных аспекта: в смысле: общее для всех, как то, что касается каждой практически здоровой и вменяемой личности; как то, что представляет собой абсолютную, непреходящую и высоко значимую потребность для человечества в целом (например, экологические ценности), и как то, что находится или должно быть в центре внимания каждого государства (например, национальная и международная безопасность).
На наш взгляд, общечеловеческие ценности высоко значимы, прежде всего, для человечества как единства всех людей, так же как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина. Это то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения и т.д.
Механизм сохранения и развития общечеловеческих ценностей средствами социально-культурной деятельности строится на соответствии трех областей бытования общечеловеческих ценностей и трех типов систем этих ценностей. Это общие личностные ценности, ценности, общие для всего человечества, и ценности сферы деятельности государств или союза государств. По нашему мнению, исходной является система личностных или общеличностных ценностей.
Среди такого рода ценностей исходная, центральная и важнейшая — жизнь человека, выступающая в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей [7].
Важнейшей общечеловеческой исходной ценностью, фундаментальной основой всех остальных общечеловеческих ценностей является жизнь.
Для человека главным является — быть,
то есть жить и продлевать свою жизнь.
Жизнь всегда считалась высшей, исходной ценностью, уже на ранних стадиях существования истории общества возникли идеи, представления, а далее — различные более или менее развёрнутые мифологические учения о бессмертии души, то есть о том, что жизнь каждого человека в её разных формах вечна. Люди не могли и многие до сих пор не могут себе представить, что смерть — это абсолютный конец существования.
Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, знать истину, которая встаёт в один ряд с другими исходными главными общечеловеческими ценностями [1].
Если творчество необходимо для создания благ, а последние — для здоровья и жизни, то истина как процесс и результат творчества познавательно-исследовательской деятельности необходима для творчества в любой сфере. Творчество — это деятельность не только утилитарного и познавательно-исследовательского характера, но и нравственного и особенно ярко — художественно-эстетического. Последняя связана со всеми эмоциональными и интеллектуальными дарованиями личности в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа.
В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство и представление о справедливости. Справедливость — это осознание соответствия межчеловеческих отношений морально-правовым установлениям, это выражение порядка в обществе, так же как и обеспечение интересов людей, уважение их достоинства.
Вершиной иерархии «общечеловеческих» ценностей, надстраивающейся над другими, рассмотренными выше, является счастье, в котором гармония истины, справедливости и красоты создаёт особое жизненное состояние. Счастье — состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то существенном для него. Стандартов счастья не существует, оно всегда уникаль-
но, индивидуально.
«Общечеловеческие» ценности являются главными критериями всего, что связано с оценкой как фактов, состояний, так и действий. Поэтому мы говорим: «это — опасно (или не опасно) для жизни», «это полезно (вредно) для здоровья», «это служит добру (злу)», «это — истинно (ложно)» и т.д.
Человечество исторически произошло как явление земное и со времени возникновения в своём существовании и развитии взаимодействует с окружающей природной средой. К общечеловеческим (в смысле: общим для человечества) ценностям относится система самых важных факторов его существования и прогресса. Это: воздух, вода, пища, а также те физические константы, которые определяют физическую и химическую сущность природы. Таковы исходные ценности человечества как уникального феномена планеты Земля.
Величайшими ценностями человечества являются флора и фауна, полезные ископаемые, представляющие собой твёрдые, жидкие и газообразные образования неорганического и органического происхождения, входящие в литосферу земной коры и используемые в материальном производстве, быту и других сферах жизни общества.
Энергия становится важной ценностью человечества, непременное условие возникновения и существования биосферы, людей, человечества. Исходным и основным источником энергии для нас было и остаётся солнечное излучение.
Ценности, которые называют государственными (иногда — социальными, политическими и т.п.), на самом деле являются общечеловеческими, ибо ныне человечество, с входящими в него людьми, разделено на общества стран, которые управляются своими государствами, а каждое государство призвано, должно (создано и существует во имя того, чтобы) выражать и реализовать главные жизненные потребности, интересы, нужды общества и его граждан. Исходной, фундаментальной общечеловеческой ценностью, то есть ценностью каждого общества,
является безопасность страны, которая, по сути, непосредственно связана с возможностью жизни данного общества.
Другой такой жизненно важной ценностью является экономика, обеспечивающая, прежде всего, удовлетворение материальных потребностей людей в виде товаров и услуг, которая не может не быть ценностью для государства.
В данном контексте невозможно рассмотреть все общечеловеческие ценности.
Главное, что следует понять, что все ценности связаны между собой и составляют открытую систему, интегрируясь — по принципу единства общего, особенного и единичного — с ценностями специфическими, то есть имеющими общепланетарный, национальный, региональный, конкретно-исторический или индивидуальный статус.
Все это актуализирует значение социально-культурной деятельности как способа сохранения и развития общечеловеческих ценностей через приоритет творческих и эмоционально-ценностных начал в личности. Отсюда возникает необходимость включения во всю сис тему действий учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа художественно-эстетического фактора воспитания, который эффективно помогает участникам коллективов художественной самодеятельности, клубов по интересам и любительских объединений и различной аудитории освоить целостную картину мира в широком спектре жизненных ситуаций на основе сформированных ценностных ориентации.
Общечеловеческие ценности включают в себя совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия: Жизнь, Человек, Знание, Творчество, Труд, Семья, Родина, Мир, Искусство.
В настоящее время проводится множество исследований на эту тему различными научными коллективами. С результатами одного из таких исследований, проведенного в рамках «Рождественских чтений», можно ознакомиться на сайте WWW.AIF.RU.
Итак, понятие «общечеловеческие ценности» рассматривается нами как совокуп-
ность ценностей, система ценностных установок и отношений к значимым сферам окружающей жизни, определяющих сознание личности, выступающих побудителем поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей.
Пока обращение к общечеловеческим ценностям бывает очень редко. Как отмечает А.А. Жаркова: «По данным нашего исследования, в настоящее время наблюдается дифференциация потребностей и интересов населения в зависимости от возрастных и гендерных особенностей. Если молодежь
высказывает пожелание о расширении спектра предоставляемых культурных услуг в части интерактивных, состязательных, зрелищных, массовых форм, то большинство населения среднего возраста хочет видеть в учреждении культуры не развлекательные программы, а удовлетворяющие их практические нужды. Например, в учреждении культуры можно было бы получать консультации по юридическим вопросам (40,0% респондентов), медицинским вопросам (33,9%), цветоводства и садоводства (28,6%) и др.» [3, с. 145].
Примечания
1. Белл, Ч. Возвращение к добру: Ценности, объективность, будущее / Ч. Белл // Международный журнал социологических наук. — 1994. — № 1.
2. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : учебник / Л. С. Жаркова.
— Москва : МГУКИ, 2010.
3. Жаркова, А. А. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности : монография / А. А. Жаркова. — Москва : МГУКИ, 2009.
4. Клименко, И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека / И. Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. — Москва, 1992. — С. 3—12.
5. Ключевский, В. О. Соч. : в 9 т. / В. О. Ключевский. — Москва, 1990. — Т. IX.
6. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.
— Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 512 с.
7. Кувакин, В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) / В. А. Кувакин. — Санкт-Петербург : Алетейа ; Москва : Логос, 1998.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.
9. Менчиков, Г. П. Основы антропологии: традиции и новации / Г. П. Менчиков. — Казань : Школа, 2006.