Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ'

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1530
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ИГРА / МЕТОД ВОСПИТАНИЯ / PRESCHOOL AGE / MORAL VALUES / MORAL EDUCATION / MORAL QUALITIES / PLAY / EDUCATIONAL METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Вялова Наталия Вячеславовна

Воспитание нравственных ценностей является актуальной и значимой проблемой современности в условиях социума с неустойчивыми нравственно-идеологическими установками. Эффективность воспитания нравственных качеств дошкольников, определяющих его отношение к окружающему, обусловлена необходимостью единства воздействия на его поведение, разум и чувства. Авторы доказывают, что такими универсальными функциями обладает игра, как уникальный метод нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Охватывая всю жизнь ребёнка, игра является средством развития как физического, так и психического здоровья, методом воспитания и обучения детей и неиссякаемым источником информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Вялова Наталия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING THE MORAL VALUES OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE GAME

The upbringing of moral values is an urgent and significant problem of our time in a society with unstable moral and ideological attitudes. The effectiveness of the upbringing of the moral qualities of preschoolers, which determine his attitude to the environment, is due to the need for the unity of the impact on his behavior, mind and feelings. The authors argue that play has such universal functions as a unique method of moral education in preschool age. Covering the entire life of a child, play is a means of developing both physical and mental health, a method of raising and educating children and an inexhaustible source of information.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ»

4. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.1 - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / [ред. Б.М. Бим-Бад; ред. кол.: М.М. Безруких и др.]. -М.: Большая Рос. энцикл.: Дрофа, 2008. - 528 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru . - URL: http://fgosvo.ru/170301

Педагогика

УДК 37.034

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Вялова Наталия Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ

Аннотация. Воспитание нравственных ценностей является актуальной и значимой проблемой современности в условиях социума с неустойчивыми нравственно-идеологическими установками. Эффективность воспитания нравственных качеств дошкольников, определяющих его отношение к окружающему, обусловлена необходимостью единства воздействия на его поведение, разум и чувства. Авторы доказывают, что такими универсальными функциями обладает игра, как уникальный метод нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Охватывая всю жизнь ребёнка, игра является средством развития как физического, так и психического здоровья, методом воспитания и обучения детей и неиссякаемым источником информации.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственные ценности, нравственное воспитание, нравственные качества, игра, метод воспитания.

Annоtation. The upbringing of moral values is an urgent and significant problem of our time in a society with unstable moral and ideological attitudes. The effectiveness of the upbringing of the moral qualities of preschoolers, which determine his attitude to the environment, is due to the need for the unity of the impact on his behavior, mind and feelings. The authors argue that play has such universal functions as a unique method of moral education in preschool age. Covering the entire life of a child, play is a means of developing both physical and mental health, a method of raising and educating children and an inexhaustible source of information.

Keywords: preschool age, moral values, moral education, moral qualities, play, educational method.

Введение. На сегодняшний день проблема воспитания нравственных ценностей подрастающего поколения занимает приоритетное место в развитии личности. Недостаточный уровень нравственной воспитанности детей в настоящее время - одна из насущных проблем педагогики. Воспитание нравственных ценностей человека необходимо начинать именно в детстве, когда жизненный путь только начинается.

Дошкольное детство - это уникальный отрезок времени для активного развития, зарождения взаимоотношений с внешним миром, его познания и открытия для ребёнка во всем многообразии. Нравственное воспитание присутствует во всех сферах деятельности детей, формирует логику мышления, творческие процессы, память и даже физические качества. Это один из самых эффективных способов познания мира и себя, способ целенаправленного умственного развития, с помощью которого формируется личность и интеллект ребёнка [161. До семи лет определяется направленность личности, первые моральные установки и принципы, черты характера. Мир детства - это своеобразный мир фантазий и воображения, открытия нового и интересного, неиссякаемый источник идей, решений и творчества.

Изложение основного материала статьи. Нравственное воспитание рассматривается как основа личности, в процессе нравственного воспитания складывается гуманное отношение к окружающему миру, общая направленность личности, система значимых ценностей, мировоззрение, саморегуляция, что, в конечном итоге, способствует формированию нравственно ценных привычек поведения. Основным показателем нравственной воспитанности человека выступает характер отношения к себе, своим близким, окружающему миру, природе, который, в свою очередь, проявляется в сопереживании, сочувствии, доброте, отзывчивости.

Старшие дошкольники в процессе нравственного воспитания должны научиться вежливости, правилам культурного поведения, умению брать на себя ответственность за содеянное, принимать людей вокруг такими, какие они есть, дружить, помогать. В настоящее время уделяется большое внимание развитию социальных навыков, умения выслушивать мнения сверстников, учитывать их интересы и желания, решать конфликты гладко и спокойно, без негативных эмоций, работать в команде (Р.С. Буре [21, М.А. Колокольцева [91, И.Ф. Свадковский [111, Е.О. Смирнова [131, др.). Но не стоит забывать о том, что зачастую дети знают нормы и правила поведения, но не соблюдают их, поэтому необходимо акцентировать внимание на воспитании правильного поведения и отношения к окружающей действительности.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс, который нацелен на гармоничное развитие личности ребёнка, становление его отношения к обществу, людям, Родине, труду, предметам и к самому себе [111. В качестве основного компонента нравственного воспитания следует рассматривать развитие нравственных ценностей и отношений, так называемый эмоциональный компонент (моральные чувства, эмоции, мотивы, оценки и т.д.).

Основной задачей воспитания старших дошкольников является приобщение детей к нравственным ценностям, которое происходит во всех сферах жизнедеятельности детей и отличается своей динамичностью и оригинальностью. Дети дошкольного возраста в условиях взаимодействия с окружающей средой

приобретают опыт нравственного поведения. Сложность и неоднозначность результатов нравственного воспитания обусловлена рядом факторов [61:

1) нравственное воспитание не ограничивается набором организационных форм и методов, оно реализуется во всех формах взаимодействия с детьми и между детьми;

2) на становление нравственных ценностей ребенка оказывает влияние комплекс агентов окружающей среды (семьи, сверстники, детский сад, видеопродукция и т.д.);

3) процесс приобщения моральных ценностей протекает скрыто и незаметно для окружающих, его невозможно регулировать;

4) результаты нравственного воспитания отсрочены во времени.

Воспитание любого качества, которое характеризует отношение ребёнка к окружающему миру, людям, самому себе, предполагает воздействие на его поведение, чувства и сознание. Одним из наиболее эффективных методов воспитания нравственных ценностей детей дошкольного возраста является игра. В ходе игры формируются такие качества, как честность, дружелюбие, ответственность, доброжелательность, справедливость, смелость, сочувствие, др. Игровая деятельность вносит огромный вклад в формирование и развитие личности ребёнка. Как в ведущем виде деятельности, в игре осуществляется формирование психических процессов, развиваются интеллект, память, воображение как психологическая основа творчества [81. В игре дети полностью активизируются, происходит становление отношений сотрудничества и детского коллектива [141. В игровой деятельности ребёнок не похож на себя и его повседневное поведение меняется, он как будто на голову выше себя самого.

Постижение окружающего мира и своего места в нем, овладение моделями поведения, соответствующими различным ситуациям, происходит через игру. ФГОС ДО позиционирует ребёнка, как «человека играющего» [151. Именно в игре ребёнок может без особого перенапряжения, переутомления, эмоциональных срывов решить наибольшее количество поставленных задач или возникающих проблем. Решения принимаются непринуждённо, спокойно, с желанием и интересом. В дошкольных учреждениях, начальной школе, в ходе внеклассных мероприятий игра приобретает особое значение и является одним из важнейших методов развития личности [11.

Важно отметить, что детская игра отличается наличием потребности в преобразовании окружающей действительности, играющий совмещает свои воображение и окружение в игровом сюжете, передавая уже имеющимся объектам новые функции. Примеряя на себя роль актера, гонщика, водителя, ребёнок не просто играет, а проникается чувствами, настроением, отношением. Не просто проигрывает, а проживает выбранную роль, обогащая собственную личность через призму субъективного восприятия [171.

Игра - самостоятельная деятельность ребенка, которую он организует по собственному желанию и сюжету, однако, с другой стороны, она обеспечивает возможность обучения и воспитания, т.е. становится уникальным и чрезвычайно эффективным средством образовательной деятельности. Игра, как подчеркивает Е.О. Смирнова, при целенаправленном и деликатном педагогическом вмешательстве помогает развитию воображения, образного мышления, произвольности, выразительности речи и интересов ребёнка [141.

Позитивные детские взаимоотношения формируются не только в процессе игровой деятельности, но и в реальном общении детей. Чувствуя интерес к сверстнику, дети начинают проявлять больше внимания к нему: вступать в совместную игру, поддерживать диалог, сочувствовать, помогать. Другими словами, дети учатся налаживать общение со сверстниками в игровой деятельности. На этой основе формируется понимание общественных интересов, основы самооценки и взаимной оценки, вырабатывается сотрудничество, взаимопомощь, партнёрство, дружба [41.

Дошкольники в играх типа «семья» упражняются в умении понимать настроение другого человека, заботиться о нем, проявлять сочувствие и толерантность. Игры в «семью», «детский сад», когда дети принимают на себя роль отца, матери, близких взрослых, в наибольшей степени способствуют формированию нравственных ценностей. В игре ребёнок показывает свое отношение к семье, своим родным, возможно, свои потребности и желания, тем самым, формируются его качества как будущего родителя [31.

Сюжетно-ролевая игра в «семью» любима детьми любого возраста, но чем старше дети, тем интереснее выстраивается игровой сюжет. Чтобы игра была содержательной и захватывающей, каждый ребёнок от чего-то отказывается в пользу партнёра, выслушивает его мнение, поддерживает его решения, находя компромисс в трудных ситуациях, иначе игра может просто не состояться. Мальчики очень гордятся своими отцами, постоянно подчеркивают, какой он хороший, сильный, успешный, поэтому им часто хочется принимать в игре роль отца, стремясь быть похожим на него. Девочки принимают роль матери, копируя все движения, чувства своих мам, создавая атмосферу тепла семейного очага. Нередко отношения «мать-отец» в игре оказываются неблагополучными: манеры командования появляются у «матери» при обращении к «мужу», стремление подчинить его, это дети замечают в отношениях между родителями. Но чаще всего мальчики не понимают, что необходимо делать в роли отца. Они «уходят работать» и стараются больше не возвращаться в игру, переключая своё внимание на что-то другое. Мальчики не инициативны в игре в «семью», чаще всего они просто выполняют указания «жен». У детей, в особенности девочек, хорошо известна игра в «неполную семью»: мама и дитя [101. Любая взятая на себя роль побуждает ребенка вести себя так, как, по его мнению, ведет себя в реальной жизни изображаемый персонаж. Накопленный нравственный опыт ребёнка активизируется, когда рядом с ним находится партнер по игре.

К сожалению, большинство родителей уверено, что игры не имеют воспитательного значения и поэтому минимизируют игровую деятельность, переводят игры в «семью» в другое, более полезное, с их точки зрения, русло, отмечая в качестве первостепенных ценностей семейного воспитания «наличие более широких образовательных возможностей, достаток в семье, «разнообразие увлекательных игрушек», возможность путешествовать по миру» [7, с. 101. От того, что говорят родители, какие покупают игрушки, как взаимодействуют с детьми, будет зависеть то, какую роль игра займёт в нравственном воспитании ребёнка. Игра нуждается в поддержке игровой инициативы со стороны взрослого. Если родители искренне заинтересованы детской игрой, способны выслушать ребёнка, помочь ему и поддержать, то дети станут больше доверять свои чувства родителям.

В дидактических играх особая роль в воспитании нравственных ценностей принадлежит содержанию и правилам, которые являются фундаментом для формирования отношений и поведения дошкольников. Дидактические игры применяются для воспитания у детей нравственных чувств: любви к стране, Родине, своему городе, семье, окружающим людям. Детям особенно нравится достижение результата, возможность

проявить свою смекалку, творческие способности, стойкость и упорство. Педагог, наблюдая за детьми, выявляет их отношения, подчёркивает их действия. Возьмём для примера одну из настольных игр, где один ребёнок постоянно одерживает победу. В конечном итоге у него пропадает желание играть, он хочет выйти из игры, но партнер предлагает продолжить игру. Ребёнок вновь присоединяется к игре, и делает так, чтобы выиграл его партнёр. Оба ребёнка испытывают удовлетворение и радость. Педагог обращает внимание, как же хорошо вместе играют мальчики.

Подвижные игры помогают ребёнку наращивать скорость, быстроту реакций, сообразительность, волевые качества, организованность, честность и т.п. Чаще всего подвижные игры проводятся с большим количеством детей и помогают делать что-то сообща, быть более дисциплинированным и честным. Дети учатся совместно решать возникающие конфликты, учитывать не только своё, но и мнение партнёров, соглашаться, уступать, делиться, собираться вместе для того, что игра была интереснее. Подвижные игры подталкивают ребёнка на достижение личного успеха путем проявления волевых усилий, положительно сказываются на взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Кроме того, они в значительной мере способствуют проявлению позитивных эмоций, радости, удовлетворения от совместной деятельности, приобщают к двигательной активности, здоровому образу жизни, самым носят здоровьесберегающий характер [51. Подвижные игры с участием сверстников учат дошкольников преодолевать робость, неуверенность, застенчивость [131. Чтобы получить ведущую роль нередко нужно дождаться своей очереди, уступить, делая акцент не только на своем «хочу», но и желаниях других участников игры. Игры с сигналом вырабатывают у детей выдержку, самоорганизацию, что является очень сложным для них. Точкой опоры в такой момент становятся роль и придуманная ситуация, а движение в свою очередь, служит средством выполнения игровой роли. Наблюдая за другими при выполнении игровых действий, дети учатся давать оценку друг другу, замечая ошибки и успехи.

Строительные игры очень нравятся дошкольникам, с их помощью они передают свои впечатления от конструирования или строительства. В строительно-конструктивной игре формируются важные нравственные качества: умение совместно ставить цель, определять способы ее достижения, оказывать взаимопомощь, подчиняться или руководить, поддерживать инициативу партнера, развивается находчивость, инициативность, навыки совместной работы [12].

Выводы. Таким образом, воспитание нравственных ценностей ребёнка исходит из его реальной жизни, общения со взрослыми и сверстниками, характера взаимодействия с окружающим миром. Наиболее результативным методом воспитания нравственных ценностей в дошкольном возрасте является игра, в которой дети накапливают опыт, овладевают нормами поведения, учатся проявлять сочувствие, заботу, доброту, эмоциональную отзывчивость. Только при грамотной организации детского коллектива возможно воспитать сотрудничество и партнерство, и только в том случае, если игры будут отражать реальное взаимодействие людей.

Литература:

1. Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - № 1. -2007. - С. 10-12.

2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС. -М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с.

3. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. -№1. - С. 6.

4. Бутырская Е.В., Хибина Е.В. Сюжетно-ролевая игра как ценностная основа развития субъектной позиции у детей дошкольного возраста // Аксиологические проблемы педагогики. - 2016. - №7. - С. 22-26.

5. Вялова Н.В., Пряникова М.А. О проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у детей среднего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии. - 2017. - №12. - С. 98-106.

6. Гузь А.А., Ханова Т.Г. Реализация задач нравственного воспитания дошкольников // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина. - 2018. - С. 86-89.

7. Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. -№2. - С. 10.

8. Емельянова Н.П., Лазуткина М.Н., Макарова А.В. Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста // Воспитание и обучение: теория, методика, практика. - 2016. - С. 148-150.

9. Колокольцева М.А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников. - М.: Перо, 2019. - 128 с.

10. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 251 с.

11. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Академия, 2011. - 144 с.

12. Синюкова Г.В. Игры, развивающие представление ребенка о себе // Дошкольная педагогика. - 2007. -№ 2. - С. 14-18.

13. Смирнова Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-74.

14. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 92-97.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 25 с.

16. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 5. - С. 84-86.

17. Ханова Т.Г., Никитина Я.В. Развитие субъектной позиции детей в игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-1. - С. 329-332.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.