Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМУ КАК ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ'

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМУ КАК ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гражданин / гражданственность / правовое сознание / нравственное воспитание / государственная политика.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скударнов Д.А., Багреева Е.Г.

Социально-политические, социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие во всем мире последнее десятилетие ХХ1 века, актуализировали проблемы нравственности вообще, и патриотизма, в частности. Использование авторами в историко-педагогической работе парадигмального подхода позволил комплексно осмыслить исторический опыт. Статья посвящена государственным приоритетам в области правового просвещения граждан дореволюционной России. Цель исследования заключалась в историко-педагогическом анализе государственной политики того исторического периода, закрепленного в нормативно-правовых документах по формированию национального правосознания граждан, воспитанию нравственных начал и патриотизма. Исследование было ориентировано на поиск и описание главных педагогических задач, касающихся повышения нравственного и патриотического духа граждан. Важно было не только определить субъекта воспитания в истории России, но и изучить нормативно-правовую основу государственной политики, направленной на воспитание и развитие коллективного национального правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скударнов Д.А., Багреева Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМУ КАК ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-329-333 NIION: 2018-0076-11/21-368 MOSURED: 77/27-023-2021-11-567

УДК 37.014

СКУДАРНОВ Дмитрий Александрович

аспирант,

Финансовый университет при Правительстве РФ, е-mail: nonordinaryschool@gmail.com

БАГРЕЕВА Елена Геннадиевна

проф., д.ю.н., к.п.н., профессор Финансовый университет при Правительстве РФ, Московский государственный областной университет,

е-mail: bagreg@yandex.ru

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМУ КАК ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Аннотация. Социально-политические, социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие во всем мире последнее десятилетие ХХ1 века, актуализировали проблемы нравственности вообще, и патриотизма, в частности. Использование авторами в историко-педагогической работе парадигмального подхода позволил комплексно осмыслить исторический опыт. Статья посвящена государственным приоритетам в области правового просвещения граждан дореволюционной России. Цель исследования заключалась в историко-педагогическом анализе государственной политики того исторического периода, закрепленного в нормативно-правовых документах по формированию национального правосознания граждан, воспитанию нравственных начал и патриотизма. Исследование было ориентировано на поиск и описание главных педагогических задач, касающихся повышения нравственного и патриотического духа граждан. Важно было не только определить субъекта воспитания в истории России, но и изучить нормативно-правовую основу государственной политики, направленной на воспитание и развитие коллективного национального правосознания.

Ключевые слова: гражданин, гражданственность, правовое сознание, нравственное воспитание, государственная политика.

SKUDARNOV Dmitry Alexandrovich

Financial University under the Government of the Russian Federation

nonordinaryschool@gmail.com

BAGREEVA Elena Gennadievna

Professor, Doctor of Law, PhD, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow State Regional University

EDUCATION OF MORALITY AND PATRIOTISM AS THE MAIN PEDAGOGICAL TASKS OF RUSSIA IN THE XVIII CENTURY

Annotation. Socio-political, socio-economic and sociocultural changes taking place throughout the world in the last decade of the KhKh1 century have actualized the problems of morality in general, and patriotism in particular. The use of a paradigm approach by authors in historical and pedagogical work made it possible to comprehensively understand historical experience. The article is devoted to state priorities in the field of legal education of citizens of pre-revolutionary Russia. The purpose of the study was a historical and pedagogical analysis of the state policy of that historical period, enshrined in the normative legal documents on the formation of national legal consciousness of citizens, the education of moral principles and patriotism. The study focused on finding and describing the main pedagogical tasks related to improving the moral and patriotic spirit of citizens. It was important not only to determine the subject of education in the history of Russia, but also to study the regulatory framework of the state policy aimed at the upbringing and development of a collective national legal awareness.

Key words: citizen, citizenship, legal consciousness, moral education, state policy.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

Обращение сегодня к историко-педаго-гическому опыту дореволюционной России обусловлено необходимостью совершенствования воспитательного процесса, в основе которого лежат такие понятия, как нравственность и патриотизм. Социально-политические катаклизмы 90-х годов XX века пошатнули основные духовные ориентиры, поставив под сомнение нравственные ценности российского общества.

Актуализация воспитания граждан связана с изменениями моделей социальной регуляции, которые детерминированы не только сменой технологического уклада жизни общества. Научные подходы решения этих проблем связаны с осмыслением понятий «нравственности» и «патриотизма», а также историко-педагогической трансформацией этих определений. Ослабление нравственных начал проявляется в сознании людей, как кризис социокультурных норм, приводящий к деформации убеждений, утрате у большинства населения привлекательности сложившихся идеалов и целей развития общества: в то же время, именно они являются базовыми понятиями патриотизма. Таким образом, «расшатывая» патриотизм, мы приходим к внутренней социальной нестабильности, неустойчивости: история, к сожалению, знает печальные тому подтверждения, итогом которых было исчезновение целых стран с политической карты мира. И это еще раз доказывает гармонизирующее все общество значение результатов правового воспитания - нравственности и патриотизма [1].

Сегодня как никогда актуально педагогическое исследование воспитательного воздействия государства на национальное правосознание: для примера рассмотрим Россию XVIII века. В истории предпринимались попытки изучить деятельность государства в области воспитания в рамках историко-педагогического исследования. Однако на сегодняшний день в педагогической науке отсутствует самостоятельное исследование, посвященное данной проблеме, а анализ повторяющихся этапов кризиса национального правосознания, вызванных дефицитом нравственности и патриотизма, не рассматривался вообще.

Вместе с тем, проблему воспитания граждан-патриотов затрагивали в своих трудах представители русской педагогической мысли, советские и современные российские ученые. Сегодня, обсуждая поиск Россией своего места в мировом глобальном пространстве, в условиях стремительно меняющихся социально-политических и социально-экономических отношений, философы и педагоги осознают ее особую актуальность. Кроме того, специфическая природа российского национального правосознания как объекта воспи-

тательного воздействия, основывается на переходе от религиозного воспитания как инструмента формирования законопослушного подданного к светскому, правовому государству, поскольку правовое государство формируется не в законодательстве, а в сознании граждан.

Именно поэтому фокус историко-педагоги-ческого исследования государственной деятельности в области воспитания граждан, направленного на развитие национального правосознания направлен на изменения социально-политической и социокультурной картины мира в целом. Исследование же процесса государственных реформ в области воспитания граждан в XVIII веке, а также выявление особенностей национального правового сознания путем анализа взаимосвязи таких категорий как нравственность, право, патриотизм и гражданственность, используя аксиологический метод, позволит провести эффективный анализ вышеупомянутых ценностных категорий в определенный исторический период.

Одним из важнейших документов в России в XVIII веке, имевшим воспитательное значение, являлся «Домострой». Именно «Домострой» со своими педагогическими установками, оказал доминирующее влияние православия на состояние культуры в целом, и на правовую культуры, в частности, а также на уровень общественной нравственности до периода реформ Петра I. Согласно источнику, правомерное поведение в земной жизни напрямую связано с получением жизни вечной. Учителя, соглашаясь с тем, что следование нормам права произрастало из страха божьего наказания: «Кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божия не имеет...» [2, с.115], уделяли большое внимание передаче нравственных законов.

Таким образом, «Домострой» являлся отражением общественного сознания, основанного на тесной связи христианского добродетельного поведения и исполнения правовых предписаний. Учителям в процессе его изучения важно было научить воспринимать и усваивать общеобязательные нормы поведения, которые покоились на религиозных установках. Как видим, особенностью воспитания и обучения правовым основам существования того исторического периода была, прежде всего, связь с нравственными, а не правовыми категориями.

Теоретиком выработки нового формата социальных правил поведения, общественного сознания был ближайший помощник царя Петра архиепископ Феофан (Прокопович), который являлся известным философом, писателем, политическим и духовным деятелем. В педагогике появилась новая проблема- необходимость воспита-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

ния человека лояльного государству, чьи действия направленны на его благо. Речь шла о человеке, в первую очередь, живущем для государства. Феофан Прокопович считал, что такой человек и должен являться гражданином, чья жизнь, главным образом, устремлена на активную деятельность во имя государства [3].

С приходом к власти Петра I вначале XVIII века меняется педагогическая парадигма: происходит смена базовых общественных ценностей -теперь место личных интересов, которые занимали одно из главных мест в иерархии служение 1- Богу - 2-семье - 3-обществу, заменяется на приоритет отечественного долга. Именно в этот исторический период правовое сознание должно было обретать форму самостоятельного общественного сознания: на это и направлены были усилия учителей.

Наступает эпоха правления Императрицы Екатерины II... и, по прошествии сотен лет, мы снова убеждаемся в изменении государством задач по «правовому» воспитанию граждан: очевиден был заказ на формирование нового типа правовой культуры. Главным ориентиром в то время стал важный документ - «Наказ», изданный в 1767 году под личной редакцией её Императорского Величества. Этот документ имел по-настоящему революционное значение в области как педагогического, так и правового воздействия на сознание граждан в соответствии с прогрессивными взглядами Императрицы. В документе Екатерина II уделяет особое значение основаниям власти монарха, судебной власти, а также деятельности, направленной на формирование гражданственности и любви к отечеству.

Можно предположить, что в «Наказах» Екатерины II были заложены новые элементы правосознания русских масс, соответствующие прогрессивным тенденциям развития правовой культуры и правосознания того времени. Кроме того, описание правовой действительности в тексте документа имело, прежде всего, светское значение. Документ буквально пронизан попытками наладить новые и ценные отношения в области права между гражданами, обеспечив его превосходство: чтобы граждане боялись только закона, а не друг друга [4]. В этом и состояла педагогическая задача того времени. В сознании граждан должна была закрепиться идея точного разрешения различных ситуаций правовыми средствами, применительно к средствам правовой защиты. [4].

Листая страницы истории, стало очевидным влияние конкретной исторической эпохи на развитие национального правового сознания. Так, в первой четверти XVIII века в ходе реформ Петра I рождается дефиниция слова гражданин - обладатель специфического сознания, которое со време-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

нем будет пониматься как правовое. В понимании ученых гражданин должен быть обладателем определенных универсальных признаков: быть патриотом, законопослушным и исповедовать христианскую добродетель.

Воспитание любви к Отечеству представлялся самым первым и главным этапом педагогических размышлений столетия. Гражданин должен был быть воспитан в осознании принадлежности к одной большой семье (вспомним Конфуция!), находящейся под покровительством любящего отца «Государя», чья власть дарует законы во благо семьи и устремление их исполнять должно быть важнейшим и непременным условием любви к государству.

Вместе с тем, политические реформы, проведенные Петром I в XVIII веке, фактически разрушили институт патриархата и лишили церковь ее независимой власти. Священный Синод стал тем органом, который позволил государству получить полную власть над Церковью. Государство берет на себя основную роль в формировании сознания гражданина, прежде всего, формировании в нем уважения к светским законам. Однако на восприятие закона обыденным сознанием неизбежно повлиял институт церкви, которая фактически становится одним из государственных ведомств.

Государство действительно защищало нормы правильного христианского поведения, тем самым придавая церковным постановлениям силу закона. Принадлежность к православной вере была необходимой связью между гражданином и государством. Государство и церковь одновременно стремились закрепить нормы, которые имели религиозное значение в сознании граждан.

Нормы церковного права и государственного права были настолько взаимосвязаны во взаимном влиянии, что было бы полезно говорить о дуальности закона и власти в сочетании государства и духовности: «Право, таким образом, можно представить как отражение закона Божьего на земле в виде государственных предписаний, а суд человеческий должен выступать в качестве зримой модели последнего суда» [5, с.57]. Поэтому часть педагогических задач и степень ответственности было распределено между государством, церковью и родителями.

Священнослужители обязаны были принимать профилактические и воспитательные меры для защиты прихожан от суеверных культовых действий. Кроме того, духовенство несло прямую ответственность за просвещение прихожан по предотвращению преступлений, связанных с отступлением от веры. По словам А.А. Гайдерова, государство рассматривало религиозное воспитание детей как гражданский долг родителей, одновременно содействуя религиозной и пропаган-

дистской деятельности многочисленных церков-но-просветительских обществ. [6].

Церковь и государство как субъекты влияния на формирование правосознания имели общие цели, но при этом использовали разные методы, предусмотренные соответствующими правовыми нормами. Если задача светских властей в основном была связана с выполнением уголовно-исполнительной функции в случаях преступлений против веры, то Церковь использовала убеждения и инструкции, направленные на предупреждение против незаконных действий, при одновременном обеспечении морального состояния граждан.

Таким образом, нравственность, гражданственность и патриотизм явились именно теми целями воспитательной деятельности в XVIII веке, которые одновременно или по отдельности достигались с помощью церковных и государственных институтов.

В период реформ XVIII века в области воспитания удалось решить главное - церковь и государство поделили сферы воздействия на общественное сознание. Государственные и церковные институты, действуя одновременно в направлении воспитания нравственности и гражданственности оказали значительное влияние на развитие национального правового сознания. Определяющим фактором политической и социальной стабильности являются такие качества как патриотизм и нравственность заложенные в результате успешной работы педагогов и проявляемые в кризисные периоды. С другой стороны, именно отсутствие проявления данных качеств, вызванного неверными решениями в сфере правовой политики государства, а также в области достижения воспитательных целей, может привести к смене парадигмы коллективного национального правосознания.

Как и в предыдущие исторические периоды развития российского государства, очень важным и сегодня остается отражение в нормативных правовых актах идеи воспитания патриотизма и гражданственности. Таким образом, в соответствии с принятыми изменениями в Конституцию РФ появилась статья 67.1, в части 4 которой сказано, что государство создает условия, способствующие духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию. патриотизма и гражданственности в них [7].

Историко-педагогический анализ показывает неизменность преобладания в массовом правовом сознании определенных черт, которые проявляются в кризисные периоды времени. Однако они нуждаются в культивировании перманентно, независимо от социокультурного и политического контекста. Понимание и знание конкретных архетипов, составляющих общественное

сознание, должно находить отражение в воспитательно-педагогической деятельности. Таким образом Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направлена на деятельность в области гражданского воспитания патриотов и развития правовой культуры граждан. Утвержденная президентским указом Стратегия национальной безопасности Российской Федерации содержит духовно-нравственные ценности: служение Отечеству, приоритет духовного над материальным, милосердие, гуманизм, справедливость, взаимопомощь, коллективизм [8]. Сегодня, в сравнении с XVIII веком можно также отметить особое значение категорий нравственности и патриотизма в основе национального правосознания.

Исследование отечественной педагогической, правовой и философской мысли, затрагивающей проблемы воспитательного воздействия на коллективное национальное правовое сознание остается приоритетным и по сей день. Актуальная задача по укреплению социокультурных основ общества приведет к необходимости регулирования отношений на основе морально-нравственных, социокультурных норм, ослабляя силовой-правовой регулятор, добиваясь их баланса, приводящего к базовым ценностям - справедливости, равенству, свободе и т. д., а в этом и состоит сегодняшняя педагогическая задача всей системы образования. В свою очередь, закрепление социокультурной идентичности России обеспечит сплоченность, подъем патриотизма, повышение трудоспособности граждан и безопасность страны, в целом.

Список литературы:

[1] Багреева Е. Г. От правосознания граждан к государственной стабильности. В сб.: Избранные труды научно-педагогических работников Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ - Москва.: 2019. - С. 17-20.

[2] Колесов В. В. Домострой (пер. с древнерусского). М.: РИПОЛ, с.115

[3] Прокопович Ф. Избранные сочинения. М.: Л.: Изд-во.Акад.наук СССР, 1961.502с.

[4] Екатерина II (имп.). Наказ ее императорского величества Екатерины Второй, самодержицы всероссийской, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения. - Санкт-Петербург: Л. Ф. Пантелеев, 1893. - 54, 201 с.

[5] Калинина Е.Ю. Мифология средневекового правосознания: иррациональное в рациональном. М.: Юрлитинформ, 2014. с. 57.

[6] Гайдеров А.А. Традиционные и религиозные факторы в формировании правовой системы России: дис. ...канд.юрид.наук. М., 2002. - 190.с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

[7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, 01.07.2020 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, №3, ст.4398.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// СЗ РФ.2016. №23. ст.3357.

Spisok literatury:

[1] Bagreeva E. G. Ot pravosoznaniya grazh-dan k gosudarstvennoj stabil'nosti. V sb.: Izbrannye trudy nauchno-pedagogicheskih rabotnikov Departa-menta pravovogo regulirovaniya ekonomicheskoj deyatel'nosti Finansovogo universiteta pri Pravi-tel'stve RF - Moskva.: 2019. - S. 17-20.

[2] Kolesov V. V. Domostroj (per. s drevneruss-kogo). M.: RIPOL, s.115

[3] Prokopovich F. Izbrannye sochineniya. M.: L.: Izd-vo.Akad.nauk SSSR, 1961.502s.

[4] Ekaterina II (imp.). Nakaz ee imperatorskogo velichestva Ekateriny Vtoroj, samoderzhicy vserossi-jskoj, dannyj Komissii o sochinenii proekta Novogo ulozheniya. - Sankt-Peterburg: L. F. Panteleev, 1893. - 54, 201 s.

[5] Kalinina E.Yu. Mifologiya srednevekovogo pravosoznaniya: irracional'noe v racional'nom. M.: Yurlitinform, 2014. s. 57.

[6] Gajderov A.A. Tradicionnye i religioznye fak-tory v formirovanii pravovoj sistemy Rossii: dis. ... kand.yurid.nauk. M., 2002. - 190.s.

[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 №6-FKZ, ot 30.12.2008 №7-FKZ, ot 05.02.2014 №2-FKZ, 01.07.2020 №11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 01.07.2020, №3, st.4398.

[8] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 №996-r «O Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda»// SZ RF.2016. №23. st.3357.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.