Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скударнов Дмитрий Александрович

В контексте актуальных внешнеполитических событий, связанных с постоянными попытками смен существующих политических режимов на постсоветском пространстве, прослеживается четкая тенденция, направленная на уничтожение государственности и создание предпосылок гражданских вой н на территориях ряда бывших советских республик. Кроме того, международные транснациональные организованные преступные группировки совершенствуют методы своей противоправной деятельности, направленные на подрыв государственной и общественной безопасности. Правовое регулирование национальной безопасности приобретает принципиально новый облик в условиях современных вызовов. Меняется правовая оценка многих действий, ранее вовсе не подлежащих регулированию со стороны права. Так, например, целый ряд отношений, в которые граждане вступают виртуально, сегодня подлежат оцениванию с точки зрения государственной и общественной безопасности, а также их правомерности. В этой связи деятельность государства должна быть направлена не только на выработку и принятие качественных нормативно-правовых актов в области национальной безопасности, но и на создание условий для их усвоения гражданами. Именно правовое воспитание и развитие современного правового сознания граждан является одним из базовых элементов в сфере правового регулирования национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MODERN LEGAL CONSCIOUSNESS AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Within the context of actual international political events that are strongly affiliated with disturbance and destructive activity concerning former soviet republic, we can see tends that may bring civil war situation. Besides, transnational organized criminal groups developing their methods that are dangerous for the stability and safety of state and society. Legal regulation of national safety becomes brand-new while facing new challenges. Many of actions are estimated from the point of law and safety although it had never like this before. For example, vast number of relationships people are in must be noticed as public safe and legal. Thus, state activity must be productive in passing of legislation dedicated to national security from the one hand and effective in bringing it to the citizens from the other. Legal education coupled with legal conscience development are the key elements for legal regulation of national safety.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Формирование современного правосознания как инструмент реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации

Скударнов Дмитрий Александрович,

аспирант Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

E-mail: nonordinaryschool@gmail.com

В контексте актуальных внешнеполитических событий, связанных с постоянными попытками смен существующих политических режимов на постсоветском пространстве, прослеживается четкая тенденция, направленная на уничтожение государственности и создание предпосылок гражданских войн на территориях ряда бывших советских республик. Кроме того, международные транснациональные организованные преступные группировки совершенствуют методы своей противоправной деятельности, направленные на подрыв государственной и общественной безопасности. Правовое регулирование национальной безопасности приобретает принципиально новый облик в условиях современных вызовов. Меняется правовая оценка многих действий, ранее вовсе не подлежащих регулированию со стороны права. Так, например, целый ряд отношений, в которые граждане вступают виртуально, сегодня подлежат оцениванию с точки зрения государственной и общественной безопасности, а также их правомерности. В этой связи деятельность государства должна быть направлена не только на выработку и принятие качественных нормативно-правовых актов в области национальной безопасности, но и на создание условий для их усвоения гражданами. Именно правовое воспитание и развитие современного правового сознания граждан является одним из базовых элементов в сфере правового регулирования национальной безопасности.

Ключевые слова: правовое воспитание, национальная безопасность, информационная безопасность, антинаркотическая политика.

S2

см

В связи с возросшей необходимостью укрепления и защиты основ Российской государственности, целесообразно уделить особое внимание вопросам правового регулирования национальной безопасности. Также верно отмечено, что «глобальные геополитические изменения, нестабильность внутригосударственных процессов, осложненных экономическими кризисами, сырьевой зависимостью России и жесткими условиями внешней конкуренции, представляют собой угрозу существования Российской Федерации как суверенного государства [1, с. 28]. Одним из основных ресурсов обеспечения безопасности на национальном уровне являются сами граждане, объединенные общими идеологическими, духовно-нравственными и правовыми ориентирами. В качестве базового элемента конструкции безопасности российского государства и общества можно рассматривать воспитательное воздействие, направленное на развитие правовой культуры, правового сознания, патриотизма и гражданственности.

В Конституции РФ сказано, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим...» [2, ст. 67.1]. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года, «национальная безопасность включает в себя государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности» [3, ст. 6]. В последние годы были утверждены соответствующие данным приоритетам стратегии развития, изменения в действующем законодательстве.

Правовое воспитание можно считать одним из важных инструментов сохранения государственной и общественно-национальной безопасности. Особенно важным и актуальным становится повышение уровня правовой культуры на фоне появления новых форм противоправной деятельности, носящих глобальный характер и представляющим угрозу национальным интересам. В нормативных актах стратегического характера сказано об угрозах, связанных с «неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми и наркоторговлей, и другими проявлениями транснациональной организованной преступности» [3,

ст. 22]. Здесь же говорится об осуществлении противозаконной деятельности «с использованием информационных, коммуникативных и высоких технологий» [3,22].

Правовое воспитание является важнейшим инструментом осуществления антинаркотической деятельности. В данной области выделяется сразу несколько важнейших проблем, а именно: формирование осознанного негативного отношения к наркотическим средствам в условиях глобальной тенденции легализации таких легких наркотиков, как марихуана, усовершенствование схем распространения наркотиков через сеть TOR, активное вовлечение в употребление и распространение наркотических веществ несовершеннолетних, правовое регулирование отношений, связанных с пропагандой наркотиков, а также совершенствование нормативно-правовой базы противодействия незаконному обороту наркотиков. Указом президента РФ от 23 ноября 2020 года была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года. В ее общих положениях сказано, что «настоящая стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» [3, ст. 1]. Новая антинаркотическая стратегия содержит воспитательный элемент: «...совершенствование педагогических программ и методик профилактики противоправного поведения несовершеннолетних... практики. уделение особого внимания духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях, формирующему у обучающихся устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков» [4, ст. 14].

В настоящее время отмечается рост вовлечения несовершеннолетних в деятельность по употреблению и распространению наркотиков. Подростки являются наиболее активными пользователями глобальной сети интернет, которая часто является инструментом пропаганды лояльного отношения к наркотикам в так называемых передовых и цивилизованных странах. Верно отмечено, что основной причиной употребления молодежью наркотиков является «потеря значительной частью молодежи в минувшее десятилетие социальных надежд и перспектив, неумение и нежелание за них бороться, раздражение и оппозиция по отношению к обществу» [5, с. 75]. Существует еще одна серьезная проблема, связанная с вовлечением представителей подростковой группы в противоправную деятельность по распространению наркотиков. Установленный в законодательстве возраст наступления уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, является причиной использования подростков, не достигших шестнадцати лет в различных схемах распространения наркотических средств. Широкое применение сегодня получили способы организации тайников-«закладок» наркотиков, позволяющих сделать максимально анонимным и безопасным взаимодействие рас-

пространителей и покупателей запрещенных законом веществ. Курьерами для пополнения таких тайников нередко являются подростки, не достигшие возраста уголовной ответственности и получающие за это серьезное вознаграждение. Достижению социально-полезных целей правового воспитания молодежи в сфере антинаркотической деятельности противостоит возможность легкого обогащения с одновременной перспективой освобождения от юридической ответственности. Другой важной проблемой является либерализация законодательства в области противодействия наркотизации. Учитывая рекомендации ВОЗ, комиссия ООН по наркотическим средствам решила «исключить каннабис из списка особо опасных наркотиков» [6]. Процессы по легализации таких легких наркотиков как марихуана уже давно имеют место в США, Канаде, странах Южной Америки и Европы. Таким образом в настоящее время на международном уровне постепенно формируется концепция толерантного отношения к употреблению марихуаны в рекреационных целях. На глобальном уровне через сеть Интернет осуществляется пропаганда свободного употребления наркотиков. Подобные глобальные тенденции несут разрушительные и негативные последствия для национального самосознания. В складывающихся условиях необходимо рассматривать антинаркотическую идеологию как важнейшую часть современного национального правосознания. Именно правовое воспитание может и должно сыграть важнейшую роль в формировании и закреплении в сознании граждан антинаркотических установок. Отсутствие эффективного воспитательного воздействия в конце концов приводит к решению проблемы с помощью максимально жестких мер правового воздействия. Существуют предложения по использованию «антинаркотической концепции силового воздействия, которая должна быть реализована в России и существовала в бывшем СССР» [7, с. 32]. Речь идет о введении уголовной ответственности за употребление наркотических веществ с одной стороны, а также об активном применении психиатрического лечения употребляющих наркотики лиц с другой. Ужесточение санкций можно рассматривать как самый простой способ противодействия наркотизации населения. Но все-таки более важным и эффективным в данном случае является способ, направленный на формирование соответствующих идеологических установок. Сочетание правовых средств в области борьбы с пропагандой наркотиков вместе с одновременным формированием негативного отношения к культуре употребления запрещенных законом веществ может быть очень важным для решения вопросов национальной безопасности. р В условиях развития информационного обще- Д ства одним из приоритетных направлений, касаю- Ч

т

щихся сохранения национально-государственной К целостности является информационная безопас- ё ность. Верно отмечено, что «именно традицион- у ные духовно-нравственные ценности, исторически А

сложившиеся в России, как основа национально-государственной идентичности, должны рассматриваться в качестве объекта информационного воздействия с целью нанесения вреда национальной безопасности, путем их разрушения, подмены, а в итоге- ликвидации духовно-нравственного суверенитета исторической России» [8, с.99]. Справедливо сказано, что «проблема защищенности духовно-нравственной сферы российского общества становится сегодня особенно актуальной и рассматривается в качестве одного из важнейших условий обеспечения национальной безопасности» [9, с. 183]. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы говорится о развитии правосознания граждан и их ответственного отношения в области использования информационных технологий и пользовательской культуры [10, ст. 26]. Представители молодежной группы являются постоянными и активными участниками правоотношений, в виртуальной реальности. Сознание молодых людей подвергается сильнейшему информационному влиянию и его качество очень часто не соответствует таким целям как формирование высоконравственной, законопослушной и компетентной личности. Правовое воспитание в цифровой сфере особенно актуально в своем противостоянии деструктивным информационным воздействиям, угрожающим воспитанию достойных граждан нашей страны. Существуют объективные проблемы, связанные с формированием установок правомерного поведения в сети интернет среди молодежи. Справедливо отмечено, что родители и другие лица, воспитывающие несовершеннолетних, осуществляют лишь минимальный контроль за онлайн-активностью детей. Это связано как с объективной невозможностью обеспечить постоянный контроль, так и с тем, что представители старшего поколения не обладают необходимыми навыками и грамотностью, так как сами используют сетевые компьютерные технологии значительно менее активно [11, с.26].

Важно понимать, что сегодня ряд действий, которые ежедневно и по привычке совершаются пользователями в сети интернет могут иметь правовые последствия. Так, например, в настоящее время наблюдается тенденция привлечения пользователей социальных сетей к уголовной ответственности за «лайки» и «репосты». [12, с.157]. В первую очередь речь идет о привлечении к юридической ответственности за совершение в сети преступлений экстремистской направленности. Так, например, «студент юридического факультета Воронежского института получил 2,5 года колонии-поселения по статье 282 УК РФ. Причины привлечения к ответственности стало то, что во время написания дипломной работы об экс-^ тремизме студент скопировал и выложил на сво-2 ей странице в социальной сети несколько изображу жений, чтобы провести социологическое исследо-еЗ вание. В данных изображениях эксперты нашли Ц лингвистические и психологические признаки воз-

буждения ненависти и вражды к различным группам- коммунистам, евреям, уроженцам Кавказа и Средней Азии, а также призывы к насильственным действиям против власти» [13, с.67].

Россия как любое многонациональное и многоконфессиональное государство должно иметь механизмы защиты от любых проявлений экстремизма. Российская Федерация ведет активную борьбу с любыми его проявлениями в интернет-пространстве. Важное значение здесь имеет повышение уровня правовой культуры молодежи. Молодые пользователи сети нуждаются в полном понимании юридических последствий возникающих в результате опубликования комментариев и размещения репостов определенного информационного содержания. Именно правовая воспитанность пользователей позволит с одной стороны избежать последним уголовной и административной ответственности за действия с контентом экстремистского содержания, а с другой стороны будет способствовать организации безопасного информационного пространства. Вот лишь некоторые рекомендации воспитательного характера для того, чтобы избежать ответственности по ст. 282 УК РФ: «быть осторожным любых высказываниях, которые касаются, чужой национальности расы религии пола нужно придерживаться элементарных норм вежливости, сохранять приватность, проверять реестр экстремистских материалов, быть аккуратным символикой запрещенных в России организаций» [13, с.67].

Анонимность перестает быть привычным доступным благом, которое гарантирует полную действий интернет-пользователей. Информационная безопасность имеет для государства и общества приоритетное значение и требует совершенствования мер правового воздействия в виртуальной реальности. Справедливо сказано, что «сохранять анонимность современном интернете становится практически невозможным-пользователь связан с целым набором различных цифровых идентификаторов, 1Р- адресов, цифровых подписей, логинов и паролей множество различных аккаунтов и т.д.» [14, с. 20]. Безопасность Российского государства и общества в информационной сфере зависит как от уровня правовой культуры пользователей-граждан, так и отсутствия тенденций злоупотребления правом со стороны соответствующих правоохранительных ведомств. Верно отмечены «два перспективных аспекта решения задачи развития правовой компетенции всех субъектов права, действующих в информационной сфере, при помощи правового просвещения: необходимость выстроить систему формирования адекватного уровня правовой компетенции граждан чтобы обеспечить сдерживание роста числа правонарушений в информационной сфере совершаемых без прямого умысла; и необходимость совершенствовать систему развития и актуализации специфических компетенций профессиональных правоприменителей (правоохранительных органов регуляторов и надзорных органов)» [15, с. 136].

Начиная с двадцатого столетия, стремительно растет уровень технического развития человечества. Двумя главными критериями, определяющими суть любого технического нововведения являются комфорт и безопасность. Особую роль в области обеспечения безопасного взаимодействия с различными техническими средствами играют технико-юридические нормы. Верно сказано, что «в условиях объективной необходимости развития высокотехнологичного промышленного сектора экономики важно понимание роли технико-юридического регулирования в области промышленного производства, которая может быть определена как гарантия безопасности и защиты прав человека» [16, с. 46]. Скорость развития современной техники значительно опережает темпы повышения правовой культуры ее пользователей и создателей. Здесь важно обратить внимание на связь правового воспитания и технико-юридического регулирования общественных отношений в контексте безопасности. Элемент воспитательного воздействия важен не только на этапе использования того или иного технического новшества, но и на этапе его создания. Так, например, в Резолюции Европарламента от 16 февраля 2017 года изложены основные этические принципы робототехники. Данными нормами следует руководствоваться на стадиях проектирования разработки и использования робототехники. [17, с. 150].

Правовая политика государства в области национальной безопасности является одним из важнейших направлений. С одной стороны, здесь важна мгновенная реакция законодателя на регулярные вызовы быстро меняющейся современной действительности, с другой стороны необходимо своевременно донести до граждан понятную правовую информацию, имеющую значение для их комфорта и безопасности.

Литература

1. Ковалева Н.В. Категории «безопасность» и «техническое регулирование» в системе законодательства Российской Федерации//Вест-ник КГТУ. Государство и право: вопросы теории и практики. -2014. - № 4.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 03.07.2020. - N 31. -ст. 4412.

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности»// Собрание законодательства РФ. - 2016. -№ 1. - ст. 212.

4. Указ Президента РФ от 23.11.2020 № 733 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской

Федерации на период до 2030 года»// Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 48. -ст. 7710.

5. Воронин Ю.А. Противодействие наркомании и наркопреступности: итоги минувшего и стратегия в наступающем десятилетии// Виктимо-логия. - 2021. -№ 1. - С. 73-78.

6. Новости ООН [Электронный ресурс-URL: http:// news.un.org/ru/story/2020/12/1391702.

7. Шеслер А.В, Шеслер С.С. Концепция контроля как основа Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года//Противодействие наркоугрозе на современном этапе: правовой социально-гуманитарный аспекты. Материалы международного научно-практического семинара. - Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Красноярск),2021 -С. 29-34.

8. Востриков П. П., Коннов И.А, Сомов В.А. Государственная политика обеспечения информационной безопасности в сфере образования и воспитания: политико-правовое исследование: монография / П.П. Востриков, И.А. Коннов, В.А. Сомов; Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации. - Нижний Новгород, 2020. - С. 100.

9. Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Формирование духовно-нравственных ценностей-отправное начало правовой политики современного российского государства //Юридическая наука: история и современность. - 2020. -№ 11. - С. 181-194.

10. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 6203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы»// Собрание законодательства РФ. -2017. - № 20. - ст. 2901.

11. Гребеньков А.А., Гребенькова Л.А. Пропаганда социально- негативного поведения среди несовершеннолетних как общественно опасное явление// Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019. - № 3. - С. 24-28.

12. Букина К.К. Лайк - это призыв или оправдание: уголовная ответственность за «лайки» и «репосты» в социальных сетях//Актуальные вопросы публичного права. Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов. - Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2018. - С. 156-161.

13. Михальцова И.Д. Квалификация преступлений экстремистской направленности в сети ин- р тернет// Особенности реализации молодёжной И политики вопросах профилактики экстремиз- е ма в городе Новосибирске. Сборник матери- А алов IV научно-практического форума. - Но- Н восибирск: Сибирский институт управления- У филиал РАНХиГС,2019. С. 66-69. >

14. Труфанова Е.О. Приватное и публичное цифровом пространстве: размывание границ// Galactica media: journal of media studies. - 2021. -№ 1.-С14-38.

15. Гаврилова Ю. Б., Кунашев Ю.М. К вопросу о формировании правовой компетенции субъектов правоотношений в информационной сфере//Балтийский гуманитарный журнал. -2019. - № 2. - С. 134-137.

16. Ковалева Н.В. Технико-юридическое регулирование как инструмент развития промышленности/ Н.В. Ковалева. - Москва: Инфра-М, 2015. - 79.

17. Макарейко Н.В. Риски правового регулирования цифровой экономики/Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 1. - С. 148-154.

FORMATION OF MODERN LEGAL CONSCIOUSNESS AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Skudarnov D.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Within the context of actual international political events that are strongly affiliated with disturbance and destructive activity concerning former soviet republic, we can see tends that may bring civil war situation. Besides, transnational organized criminal groups developing their methods that are dangerous for the stability and safety of state and society. Legal regulation of national safety becomes brand-new while facing new challenges. Many of actions are estimated from the point of law and safety although it had never like this before. For example, vast number of relationships people are in must be noticed as public safe and legal. Thus, state activity must be productive in passing of legislation dedicated to national security from the one hand and effective in bringing it to the citizens from the other. Legal education coupled with legal conscience development are the key elements for legal regulation of national safety.

Keywords: legal education, national safety, informational safety, antidrug policy.

References

1. Kovaleva N.V. Categories of "security" and "technical regulation" in the system of legislation of the Russian Federation// Bulletin of KSTU. State and law: questions of theory and practice. -2014. - № 4.

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, of December 30, 2008 No. 7-FKZ, of February 5, 2014 No. 2- FKZ, dated 07.21.2014 No. 11-FKZ, dated 07.01.2020 No. 1-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 03.07.2020. - N 31. - Art. 4412.

3. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 "On the national security strategy"// Collection of legislation of the Russian Federation. - 2016. - № 1. - st.212.

4. Decree of the President of the Russian Federation of November 23, 2020 No. 733 "On approval of the strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation for the period up to 2030"// Meeting of the legislation of the Russian Federation. -2020. - No. 48. - art. 7710.

5. Voronin Yu.A. Counteracting drug addiction and drug crime: results of the past and strategy in the coming decade// Victimolo-gy. - 2021. - № 1. - p.73-78.

6. UN News [Electronic resource] - URL: http://news.un.org/ru/sto-ry/2020/12/1391702.

7. Shesler A.V., Shesler S.S. The concept of control as the basis of the Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation for the period until 2030 // Countering the drug threat at the present stage: legal, social and humanitarian aspects. Materials of the international scientific-practical seminar. -Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Krasnoyarsk), 2021 - p.29-34.

8. Vostrikov P.P., Konnov I.A., Somov V.A. State policy of ensuring information security in the field of education and upbringing: political and legal research: monograph / P.P. Vostrikov, I.A. Konnov, V.A. Somov; Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. - Nizhny Novgorod, 2020. - P. 100.

9. Khabibulin A.G., Mursalimov K.R. Formation of spiritual and moral values is the starting point of the legal policy of the modern Russian state // Legal science: history and modernity. -2020. - No.11. - S. 181-194.

10. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 6203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"// Collected Legislation of the Russian Federation. -2017. -No.20. - st.2901.

11. Grebenkov A.A., Grebenkova L.A. Promotion of socially negative behavior among minors as a socially dangerous phenomenon // Problems of law enforcement. - 2019. - No. 3. - S. 24-28.

12. Bukina K.K. Like is an appeal or justification: criminal liability for "likes" and "reposts" in social networks//Actual issues of public law. Materials of the All-Russian scientific conference of young scientists and students. -Ekaterinburg: Ural State Law University, 2018. - P. 156-161.

13. Mikhaltsova I.D. Qualification of extremist crimes on the Internet// Features of the implementation of youth policy on the prevention of extremism in the city of Novosibirsk. Collection of materials of the IV scientific and practical forum. - Novosibirsk: Siberian Institute of Management-branch of the RANEPA, 2019. -S. 66-69.

14. Trufanova E.O. Private and public digital space: blurring of boundaries//Galactica media: journal of media studies. - 2021. -#1. - C14-38.

15. Gavrilova Yu.B., Kunashev Yu.M. To the question of the formation of the legal competence of subjects of legal relations in the information sphere//Baltic Humanitarian Journal. - 2019. - #2. -p. 134-137.

16. Kovaleva N.V. Technical and legal regulation as a tool for the development of industry / N.V. Kovaleva. - Moscow: Infra-M, 2015. - 79.

17. Makareiko N.V. Risks of legal regulation of the digital economy / Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2019. -№ 1. - p. 148-154.

2

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.