УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10306
0 СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Алексей Александрович ПАНЬКИН,
кандидат юридических наук, сотрудник Центра исследования проблем российского права «Эквитас» (г. Москва) E-mail: AA_Pankin@rambler.ru
Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс
Аннотация. В статье показан динамизм современного административно-правового обеспечения всех сфер государственного управления, в том числе и в области национальной безопасности, экологической безопасности, представлен ряд мер по совершенствованию правового регулирования в названных сферах в связи с принятием Положение о проведении государственной экологической экспертизы.
Ключевые слова: экология, экологическая экспертиза, экологическая безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность, государственная политика, административно-правовое регулирование, законодательство, документы стратегического планирования.
ON IMPROVEMENT OF STATE ENVIRONMENTAL EXPERTISE
Alexey Alexandrovich PANKIN, Candidate of law, Equitas Center for the Study of Russian Law Problems (Moscow) E-mail: AA_Pankin@rambler.ru
Scientific specialty: 12.00.14 — Administrative law; administrative process
Annotation.The article shows the dynamism of modern administrative and legal support for all areas of public administration, including national security, environmental security, a number of measures to improve legal regulation in these areas in connection with the adoption of the Regulation on the conduct of state environmental expertise.
Key words: ecology, environmental expertise, environmental safety, national security, State security, public policy, administrative and legal regulation, legislation, strategic planning documents.
Одной из тенденций современного административно-правового регулирования является усиление внимания к вопросам административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности1. В частности, в этой области были приняты Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года2, Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года3, Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» и статьи 12 и 17 Федерального зако-
на «О внешней разведке»»4, а также ряд иных нормативных правовых актов. Разработан и вынесен на обсуждение проект федерального закона № 1065287-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5 (вносится Президентом РФ), в котором предложен целый комплекс изменений и дополнений в законодательные акты в областях:
■ организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
■ организации местного самоуправления в Российской Федерации;
№ 5/2020
■ организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;
■ государственной гражданской службы Российской Федерации;
■ муниципальной службы в Российской Федерации;
■ службы в таможенных органах Российской Федерации;
■ воинской обязанности и военной службы;
■ прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации; службы в органах внутренних дел Российской Федерации;
■ службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы;
■ службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации;
■ деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банке России), Счетной палаты Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, полиции, органов государственной охраны;
■ общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания, и ряде иных.
Все это свидетельствует о необходимости актуализации научных исследований административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности в современных условиях, о чем справедливо говорится в статье В.М. Редкоуса6, в том числе и в целях решения прикладных проблем обеспечения национальной безопасности. Так, целый ряд предлагаемых изменений и дополнений в законодательство посвящен вопросам предотвращения коррупции на государственной службе, что является постоянным объектом внимания отечественного законодателя7.
К документам, имеющим непосредственное отношение к правовому обеспечению национальной безопасности, следует отнести и утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. № 1796 Положение о проведении государственной экологической экспертизы8 (далее — экспертизы). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»9 экологическая экспертиза — установление соответствия доку-
ментов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенные в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Проведение экспертизы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком (физическим или юридическим лицом) на экспертизу материалов, документов и документации требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе» и установленному порядку проведения экспертизы и при наличии в их составе материалов, предусмотренных ст. 14 указанного Федерального закона, в том числе в отношении оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экспертизе. Срок проведения экспертизы определяется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта РФ. Срок проведения экспертизы не должен превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено законом.
С учетом принятия Положения о проведении государственной экологической экспертизы целесообразно актуализировать положения Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года10, а также внести соответствующие изменения в ведомственные правовые акты, регламентирующие подготовку специалистов в данной области11. Не лишним будет и анализ теории и практики привлечения к административной ответственности как физических, так и юридических лиц в свете подготовки нового Кодекса РФ об админист-
№ 5/2020
ративных правонарушениях12 в целях выработки предложений по его совершенствованию.
1 Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения: Монография / Отв. ред. М.П. Петров, Р.В. Пузиков. Тамбов: ТГУ им Г.Р. Державина, 2010; Панькин A.A. Новый этап совершенствования правовой основы противодействия экстремизму в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. № 2. С. 195—197.
2 Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. 2020. № 22. Ст. 3475.
3 Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 48. Ст. 7710.
4 СЗ РФ. 2020. № 46. Ст. 7210.
5 URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1425000/ (дата обращения: 12.12.2020).
6 Редкоус В.М. О необходимости актуализации научных исследований административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2020. № 10. С. 15—17.
7 Панькин АА. Значение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации для административно-правового регулирования / / Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нац-развитие». СПб., 2020. С. 97—99; Редкоус В.М., Бело-горцев А.Н. К вопросу о разработке рекомендаций по оценке коррупциогенности должностей государственной и муниципальной службы (опыт государств — участников СНГ) / / Вестн. Евразийской академии административных наук. 2016. № 2 (35). С. 15-25.
8 Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. № 1796 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы» // СЗ РФ. 2020. № 46. Ст. 7296.
9 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
10 Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.
11 Редкоус В.М. О новых требованиях, предъявляемых к должностным лицам, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в условиях ее реформирования // Государственная служба и кадры. 2019. № 3. С. 206—208.
12 См., например: Дуванов Н.Ю. Современные тенденции развития института административной ответственности юридических лиц // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2013. № 5. С. 183—184; и др.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
4<öcW Московская академия «(рОЖ Следственного комитета 11' Я Российской Федерации
Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.
Молодежный экстремизм
Понятие и противодействие
Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.
№ 5/2020