Научная специальность:
12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» УДК 342.7:349
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
© Шабаева О. А., 2019
Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия
Рассматриваются отдельные направления правовой политики нормативного регулирования общественных отношений в сфере информационного пространства. Отмечается проблема понятийного аппарата данной сферы. Определено понятие информационного пространства, под которым понимается совокупность общественных отношений, регулируемых различными отраслями и институтами права, в области создания информационного продукта, его присвоения и распространения с учетом технологических особенностей распространения информации в современном обществе. Сфера правового регулирования понимается как совокупность общественных отношений в информационном пространстве, которые могут и должны регулироваться правом. В свою очередь под предметом правового регулирования понимаются общественные отношения в информационном пространстве, которые урегулированы правом. Делается вывод о том, что правовая политика нормативного регулирования в сфере информационного пространства - это деятельность государственных и муниципальных органов по созданию механизма правового регулирования общественных отношений в информационной сфере, по использованию юридических средств в достижении таких целей, укрепление законности и правопорядка, а также формирование правовой культуры и правосознания. Отмечается, что за последнее десятилетие в Российской Федерации была сформирована правовая политика в области информационной безопасности. При этом определяется, что основным нормативным правовым актом в этой сфере является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Делается вывод о том, что Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Акцентируется внимание на том, что в последнее время очень остро встает вопрос об информационной безопасности детей. В этой связи в статье анализируется Концепция информационной безопасности детей.
Ключевые слова: информационное пространство, сфера правового регулирования, пределы правового регулирования, правовая политика, информационная безопасность, информационное общество.
Динамичное развитие общественных отношений, осознание человечеством возможностей информации ставят вопрос о необходимости исследований, связанных с получением и использованием различного вида информации, и, как следствие, о правовой политике в этой области. Исследование изменений в государстве и праве, происходящих в информационной сфере, совершенствование правового регулирования общественных отношений в этой области становится необходимым условием дальнейшего стабильного развития государства, права и общества.
В этой связи вопросы правовой политики нормативного регулирования общественных отношений в сфере информационного пространства представляются весьма актуальными. Для начала необходимо разобраться с понятийным аппаратом. Что понимается под информационным пространством? И что включает в себя сфера и предмет правового регулирования общественных отношений в информационном пространстве?
В последние десятилетия в юридической литературе все чаще используется термин «пространство» для обозначения некоторого ареала распространения человеческой деятельности. Классическая теория государства и права не имеет каких-либо устоявшихся наработок в области правового понимания «пространства» (за исключением, наверное, явления «правового пространства», нашедшего оценку в трудах отдельных авторов [2, с. 21]) и его взаимодействия с правом [5, с. 138].
Между тем в современной науке все большую популярность приобретает использование терминологической конструкции «информационное пространство», которое при этом не находит адекватной правовой интерпретации. Исходя из тезиса о том, что возникновение любого научного концепта является не спонтанным, а сопряжено с некоторыми тенденциями в развитии науки, необходимо констатировать потребность в правовом понимании «пространства» вообще и «информационного пространства» в частности.
Термин «информационное пространство» в последние годы стал широко использоваться благодаря, с одной стороны, значимости этих отношений, а с другой - в контексте широты охвата тех отношений, которые определяются пространственной категорией. В этом плане в теории государства и права можно выделить работу А. А. Ефремова [1].
В рамках пространственного понимания в современной науке информационное пространство может быть определено как совокупность общественных отношений, регулируемых различными отраслями и институтами права, в области создания информационного продукта, его присвоения и распространения с учетом технологических особенностей распространения информации в современном обществе.
Термин «информационное пространство» базируется на определении информационной сферы. Информационная сфера - это совокупность отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах.
Правовое регулирование общественных отношений в информационном пространстве, как, впрочем, и иных общественных отношений, сопрягается с такими правовыми явлениями, как сфера и предмет правового регулирования. Сфера и предмет правового регулирования не являются тождественными понятиями, а отображают разные аспекты правовой реальности. При этом правильное понимание вопросов сферы и предмета правового регулирования общественных отношений позволяет избежать излишних сложностей, связанных с ошибочной попыткой регулировать отношения, не подлежащие правовому регулированию в силу их особенности, неверным пониманием предмета регулирования отдельных нормативных правовых актов.
Под сферой правового регулирования понимается вся совокупность общественных отношений в информационном пространстве, которые могут и должны регулироваться правом. В свою очередь предметом правового регулирования можно назвать - общественные отношения в информационном пространстве, которые урегулированы правом [4, с. 329].
В таком контексте предмет и сфера правового регулирования общественных отношений в информационном пространстве будут рассматриваться как определенные связи, возникающие между людьми в связи с созданием информационного продукта, его хранением, распространением и преобразованием. При этом предметом
регулирования будет являться не сама информация, а лишь взаимодействие между людьми, возникающее в связи с существованием данной информации.
Применительно к информационному пространству под субъектом следует понимать физических и юридических лиц, социальные общности и публичные образования, осуществляющие взаимодействие друг с другом в связи с созданием информационного продукта, его распространением, хранением, преобразованием.
Объектом правоотношения будут блага, которые приобретают субъекты правоотношения, начиная от реализации интереса в свободном доступе к информации, ее распространении и использовании для изготовления иного информационного продукта, до осуществления режима охраны информации от распространения и допуска к информации отдельных лиц, не имеющих права на осуществление деятельности с данной информацией.
Под содержанием правоотношений в информационном пространстве необходимо понимать такие права и обязанности, которые возникают у субъектов по поводу использования материальных и нематериальных благ информационного продукта. Конкретные права и обязанности при этом могут содержаться как в источниках (формах) права, имеющих общеобязательный характер (нормативное правовое регулирование), так и в документах, направленных на нормирование деятельности конкретных субъектов (индивидуально-правовое регулирование).
Ключевое значение для понимания сущности правоотношений в информационной сфере имеет правильное понимание того предмета, с которым связано возникновение объекта правоотношения. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.
Предмет же - это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта. Чаще всего в литературе можно встретить представление, что предметом правового регулирования в информационной сфере является информация, т. е. сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.
Данное общенаучное понятие включает обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация). Очевидно, что все вышеперечисленное не подлежит правому регулированию. Каждый момент времени, в каждой единице пространства человек сталкивает-
ся с миллиардами единиц информации, большую часть из которых он в принципе не рассматривает и не осознает в качестве информации.
Безусловно, какие-либо манипуляции с такой информацией не имеют правового измерения, не могут рассматриваться как подпадающие под регулятивное воздействие права. В конце концов невозможно запретить, ограничить или сохранить в тайне абстрактную информацию как набор сведений, поскольку такой набор не имеет отражения в восприятии человека, участвующего в общественных отношениях.
Предметом, который служит основанием для возникновения объекта правоотношения, на наш взгляд, будет являться информационный продукт. Под информационным продуктом понимается результат информационной деятельности, т. е. деятельности людей в их взаимодействии с другими людьми, в рамках которого отдельные элементы информации структурируются и фиксируются в форме, допустимой для использования людьми. Именно по поводу информационных продуктов возникает взаимодействие между людьми. Например, общественные отношения в области охраны сведений, составляющих тайну (государственную, коммерческую и т. д.), реализуются не по поводу разглашения некой абстрактной информации, а по поводу использования сведений, структурированных в информационный продукт (текст, видеофильм, чертеж, полезная модель и т. д.), т. е. обработанный человеком массив данных. Информация сама по себе (в том числе и включаемая в состав информационного продукта - охраняемого законом в качестве тайных сведений) существует всегда, независимо от человека (хотя зачастую и в связи с человеческой жизнедеятельностью) и не может быть ограниченной в распространении чем-либо, за исключением объективных пределов.
Полагаем, что в рамках правового регулирования общественных отношений в информационной сфере необходимо использовать формулировку «информационный продукт». Именно взаимоотношения между людьми по поводу информационных продуктов (их создания, распространения, хранения, преобразования и т. д.) и входят в понятие сферы правового регулирования информационного пространства, а в случае, если это взаимоотношение между людьми нормируется правилом поведения, включенным в нормативный правовой акт или иной источник (форму) права, то он включается в категорию предмета правового регулирования.
Таким образом, предмет и сфера правового регулирования в преломлении современного информационного пространства обладают свойствами, позволяющими говорить о них, как об
объективных средствах оценки общественных отношений в области распоряжения информационным продуктом.
Перейдем к вопросам правовой политики нормативного регулирования отношений в сфере информационного пространства. Под правовой политикой принято понимать научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности [3, с. 117].
Государство, регламентируя информационные отношения, реализует особое направление государственной политики в области информационных процессов, которую некоторые авторы называют «информационно-правовой политикой».
Правовая политика нормативного регулирования в сфере информационного пространства - это деятельность государственных и муниципальных органов по созданию механизма правового регулирования общественных отношений в информационной сфере, по использованию юридических средств в достижении таких целей, укрепление законности и правопорядка, а также формирование правовой культуры и правосознания.
В настоящее время юридической науке и практике известно большое число пределов правового регулирования, которые, так или иначе, могут быть отнесены и к отношениям, связанным с распространением информационного продукта. В сфере информационных отношений распространены как объективные, так и субъективные пределы правового регулирования.
Объективные пределы могут быть обозначены следующими аспектами.
Во-первых, предел отсутствия оформления единиц информации в информационный продукт (зачастую некоторые сведения существуют, однако не могут быть структурированы в информационный продукт в связи с тем, что не обладают внутренней структурированностью, а являются разрозненными сведениями).
Во-вторых, предел восприятия (информационный продукт не воспринимается как требующий правового закрепления). Так, изобретение телеграфа или радио не привело к нормированию отношений по их использованию немедленно, поскольку в обществе бытовала идея сиюминутности данных информационных продуктов.
В-третьих, предел ограниченности контроля (в том случае, если общественное отношение
хотя и сложилось, но не может быть объективно проконтролировано государством; в правовом регулировании такого отношения потребности не возникает).
Субъективные пределы связаны с волей законодателя. В последнее время в России рассматривается все больше предложений по регулированию отдельных отношений в информационном пространстве. В частности, поднимается вопрос о регулировании использования национального сегмента международной информационной сети Интернет. При этом регулирование отношений в этой сфере наталкивается на ряд субъективных пределов.
1. Предел значимости. Только наиболее важные общественные отношения требуют правового регулирования. Зачастую законодатель не осознает, насколько значимым может быть использование того или иного информационного продукта. В таком случае регулирование таких отношений правом проводиться не будет до момента осознания значимости указанных отношений.
2. Предел морального барьера. Зачастую информационный продукт тесно связан с духовным миром человека. Так, например, вряд ли может быть урегулирован вопрос, связанный с право-обладанием священными текстами как информационным продуктом в силу из сакрального (морально-этического) характера. Те отношения, которые аморально регулировать с точки зрения общества, не будут регулироваться правом.
3. Политические пределы, связанные с наличием в обществе идей о допустимости вмешательства государства в распространение информационных продуктов, ретранслируемых политическими силами. В частности, таким политическим вопросом является вопрос цензуры, т. е. ограничений на распространение информационного продукта. Данные общественные отношения могут быть урегулированы, однако из-за определенной общественной позиции правовое регулирование данных общественных отношений может быть не целесообразно.
При рассмотрении правовой политики государства в информационной сфере наибольший интерес представляет правовая политика государства в сфере информационной безопасности. Основное внимание уделяется информационной безопасности в сфере Интернета и информационной безопасности детей.
За последнее десятилетие в Российской Федерации была сформирована правовая политика в области информационной безопасности. Основным нормативным правовым актом в этой сфере является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации1. Она представляет
1 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 5 дек. 2016 г. № 646 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая Доктрина служит основой: для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы защиты и охраны такой информации.
Можно с уверенностью констатировать, что на современном этапе информационная сфера активно влияет на состояние политической, международной, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
В последнее время очень остро встает вопрос об информационной безопасности детей. Дети -одна из основных психологически не защищенных категорий пользователей виртуальной информацией. Ребенок, не имея еще устойчивых социальных ориентиров, не умеет «адекватно» воспринимать поступающую информацию. В настоящее время дети буквально окружены мощными потоками самой разной информации.
Наряду с полезной информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный характер. Порнография, терроризм, наркотики, маргинальные секты и многое другое — яркие примеры контента, с которым могут соприкоснуться дети и подростки.
В этой связи Правительство РФ своим распоряжением «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» определило основные принципы обеспечения информационной безопасности, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в этой области2.
Так, в числе принципов формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей обозначены:
2 Об утверждении Концепции информационной безопасности детей : распоряжение Правительства РФ от 2 дек. 2015 г. № 2471-р // Собр. законодательства РФ. 2015. № 49. Ст. 7055.
- ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;
- необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде, воспитание у них навыков самостоятельного и критического мышления;
- обучение детей медиаграмотности, поддержка их творческой деятельности в целях самореализации в информационной среде;
- создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности.
Концепция вводит механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности детей. За основу принят такой вариант регулирования информационного потребления с целью обеспечения безопасности детей, как сорегулирование медиа и государства. В рамках реализации Концепции планируется организовывать регулярные мероприятия, направленные на повышение уровня медиаграмотности детей. Что очень важно, государство намерено продолжить активную деятельность контролирующих и правоохранительных органов по пресечению фактов незаконного распространения продукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости, порнографию, экстремистскую деятельность, потребление наркотиков.
Значимым нормативным актом в сфере правовой политики в рамках информационного пространства является Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.». Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
'Основными направлениями стратегии являются: развитие человеческого потенциала; обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики.
Подведя итог, можно сказать, что цифровые технологии, применяемые в праве, полностью или частично меняют его. Право в условиях цифровой реальности изменяет свою природу, а также предъявляет новые требования к юридической науке и практике и как следствие к правовой политике. В частности, это касается разработки эффективных средств и способов регулирования различных областей общественной жизни. Ш
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефремов А. А. Информационное пространство как сфера реализации государственного суверенитета // Вестн. ВГУ Сер.: Право. 2017. № 1. С. 22-30.
2. Козюк М. Н. Правовое пространство и правовые коммуникации // Нов. правов. мысль. 2002. № 1. С. 21-26.
3. Малько А. В. Теория правовой политики монография. М. : Юрлитинформ, 2012. 328 с.
4. Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. 583 с.
5. Федорченко А. А., Яхьяева М. У Понятие «правовое пространство» как модный концепт // Междунар. на-уч.-исслед. журн. 2017. № 12, ч. 2. С. 138-139.
REFERENCES
1. Efremov A.A. Informacionnoe prostranstvo kak sfera realizacii gosudarstvennogo suvereniteta. Vestnik VGU. Ser. Pravo, 2017, N 1, pp. 2230. (in Russian)
2. Kozyuk M.N. Pravovoe prostranstvo i pravovye kommunikacii. Novayapravovaya mysl', 2002, N 1, pp. 21-26. (in Russian)
3. Mal'ko A.V. Teoriya pravovoj politiki, monografiya. Moscow, YUrlitinform Publ., 2012, 328 p. (in Russian)
4. P'yanov N.A. Konsul'tacii po teorii gosudarstva i prava, ucheb. posobie. Irkutsk, Irkut. gos. un-t Publ., 2010. 583 p. (in Russian)
5. Fedorchenko A.A., YAh'yaeva M.U. Ponyatie "pravovoe prostranstvo", kak modnyj concept. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, 2017, N 12, ch. 2, pp. 138-139. (in Russian)
Legal Policy of Normative Regulation of Public Relations in the Field of Information Space
© Shabaeva O. A., 2019
The article discusses some areas of legal policy of normative regulation of public relations in the field of information space. The problem of conceptual apparatus of this sphere is noted. The author defines the information space as a set of social relations regulated by various branches and institutions of law in the field of creating an information product, its assignment and distribution, taking into account the technological features of information dissemination in modern society.The sphere of legal regulation is understood as the whole set of public relations in the information space, which can and should be regulated by law. In turn, the subject of legal regulation can be called - public relations in the information space, which are regulated by law. The legal policy of normative regulation in the sphere of information space is the activity of state and municipal bodies to create a mechanism of legal regulation of social relations in the information sphere, to use legal means to achieve such goals, to strengthen the rule of law, as well as the formation of legal culture and legal consciousness. Over the past decade, the Russian Federation has developed a legal policy in the field of information security.The main legal act in this area is the Doctrine of information security of the Russian Federation. It represents a set of official views on the goals, objectives, principles and main directions of information security of the Russian Federation. Recently, the issue of information security of children has become very acute. In this regard, the article analyzes the Concept of information security of children.
Keywords: information space; sphere of legal regulation; limits of legal regulation; legal policy; information security; information society.