Научная статья на тему 'К вопросу о правовых подходах к регулированию отношений, складывающихся в связи с информационной безопасностью'

К вопросу о правовых подходах к регулированию отношений, складывающихся в связи с информационной безопасностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубаров А.А.

Предметом статьи являются существующие в настоящее время доктринальные подходы к определению предмета и метода информационного права как самостоятельной отрасли права с целью определить, каковы основные принципы регулирования отношений, связанных с информационной безопасностью. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, которые помогли обобщить имеющиеся в науке мнения по предмету исследовательской работы и сделать выводы об актуальных направлениях правового регулирования информационной безопасности. В качестве основного вывода по исследованию можно определить утверждение о том, что информационные отношения могут складываться по поводу различных объектов информационной природы, следовательно, они регулируются с использованием частно-правовых и публично-правовых подходов, однако, именно возрастающая значимость обеспечения информационной безопасности постепенно переводит правовое регулирование информационных отношений в поле публичного права. Полученные результаты могут быть положены в основу формирования новой государственной политики информационной безопасности. Для науки Кыргызской Республики полученные результаты представляются новыми, так как наука информационного права в условиях современного Кыргызстана находится на стадии осмысления своего потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовых подходах к регулированию отношений, складывающихся в связи с информационной безопасностью»

К вопросу о правовых подходах к регулированию отношений, складывающихся в связи с информационной безопасностью

Чубаров Арсланбек Айдарбекович

соискатель института философии и политико-правовых исследований Национальной Академии наук Кыргызской Республики, arslan2907@gmail.com

Предметом статьи являются существующие в настоящее время доктринальные подходы к определению предмета и метода информационного права как самостоятельной отрасли права с целью определить, каковы основные принципы регулирования отношений, связанных с информационной безопасностью. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, которые помогли обобщить имеющиеся в науке мнения по предмету исследовательской работы и сделать выводы об актуальных направлениях правового регулирования информационной безопасности. В качестве основного вывода по исследованию можно определить утверждение о том, что информационные отношения могут складываться по поводу различных объектов информационной природы, следовательно, они регулируются с использованием частно-правовых и публично-правовых подходов, однако, именно возрастающая значимость обеспечения информационной безопасности постепенно переводит правовое регулирование информационных отношений в поле публичного права. Полученные результаты могут быть положены в основу формирования новой государственной политики информационной безопасности. Для науки Кыргызской Республики полученные результаты представляются новыми, так как наука информационного права в условиях современного Кыргызстана находится на стадии осмысления своего потенциала.

Ключевые слова: информация, информационная безопасность, правовое регулирование, информационное пространство, информационные отношения, публичное право, метод регулирования, предмет регулирования

X 2 о

о сч сч

О!

Характеризуя правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью обеспечения информационной безопасности, отметим, что данные отношения являются по сути межотраслевыми, то есть одновременно регулируются несколькими отраслями права.

Сами по себе информационные отношения являются в сравнении с иными группами общественных отношений относительно новым явлением в правовом поле Кыргызской Республики с точки зрения их правового регулирования. Период существования информационных отношений как таковых ничтожно мал, если, к примеру, сравнивать его со сроком существования таких отношений, как отношения собственности. При этом информационные отношения развиваются настолько быстро, что право не может позволить себе хоть сколько-нибудь долго реагировать на изменяющиеся обстоятельства и постепенно набирать необходимый объем правовых норм, которые бы с течением времени сформировали адекватную потребностям общества отрасль права. Право поставлено сейчас в такую ситуацию, когда реакция должна следовать незамедлительно, практически в том же темпе, в каком развиваются информационные технологии. Только в этом случае можно будет говорить о том, что соответствующие отношения в сфере информационной среды, информационной безопасности будут урегулированы надлежащим образом.

При этом в доктрине права Кыргызской Республики отсутствует единое, четкое и научно обоснованное понятие правового регулирования информационных отношений. В Кыргызской Республике с вступлением в силу нового уголовно-процессуального законодательства, а также законодательства в области административно-процессуальных отношений назревает объективно обусловленная потребность коренного пересмотра системы права и элементов ее составляющих. Так, например, с утратой силы Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности возник вопрос о статусе материального административного права. При этом очевидно, что информационное право, которое традиционно рассматривается в контексте права административного, нельзя назвать оформившейся самостоятельной отраслью права, поскольку отсутствие отрас-леобразующего кодифицированного закона созда-

ет ситуацию разрозненности нормативных правовых актов.

Нужно отметить, что Кыргызская Республика является не единственным государством, которое сталкивается с подобного рода проблемами. Так, по мнению О.В. Кузнецовой, «мало кто из теоретиков государства и права ведет серьезные исследования проблем правового регулирования в связи с информационными отношениями в обществе. Отдельные теоретики отрицают существование информационных отношений вообще и говорят либо о правовом регулировании информатизации ..., выделяя различные аспекты совершенствования... законодательства на основе новейших информационных технологий».

Несмотря на то, что суждение О.В. Кузнецовой высказано в отношении правовой действительности Российской Федерации, мы полагаем, что и в Кыргызской Республике наблюдается схожая ситуация.

Итак, в доктрине права Кыргызской Республики мы не можем найти обобщающих рассуждений о том, что представляет собой информационное право в целом и какое место оно занимает в системе права нашей республики, каковы базовые подходы и принципы правового регулирования информационных отношений. При этом, в отсутствие единых подходов к собственно информационному праву, нельзя ожидать наличия продуманного и обоснованного понимания принципов правовой регламентации информационной безопасности как составной части информационного поля.

Для формирования позиции в вопросе о том, как осуществляется правовое регулирование информационных отношений, отметим, что, к примеру, по мнению И.Л. Бачило, под правовым регулированием в области информационных отношений понимается применение норм права относительно «порядка ведения учета, регистрации и мониторинга информационных ресурсов на основе определенных критериев, а также нормативно-правовое воздействие в наиболее «чувствительных областях информационной безопасности».2

Ю.Г. Просвирнин считает, что «правовое регулирование в сфере информатизации осуществляется в трех взаимосвязанных и взаимозависимых направлениях: 1) формирование и использование информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; 2) создание и применение информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; 3) защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, информационная безопасность».3

О.В. Кузнецова высказывает мнение относительно понятия правового регулирования информационных отношений, под которым, прежде всего, понимает «целенаправленное правовое воздействие на рассматриваемые информационные отношения специальной системы собственно юридических средств (норм информационного права, правоотношений, актов и др.)».4 При этом правовое регулирование информационных отношений выступает в этом случае «актом применения норм права, других юридических средств для воздействия на информационные отношения с целью их упорядочения и решения конкретных информационно-правовых задач».5

Развивая свою мысль, О.В. Кузнецова утверждает, что «содержание правового регулирования трактуется как специфическая информационная регулятивно-правовая деятельность», которая, в свою очередь, является определенной совокупностью информационно-правовых действий, совершаемых конкретными субъектами и требуемых законодательством.6 Указанная деятельность имеет цель, связанную со сбором, обработкой и оценкой информации, с ее помощью решаются цели и задачи правового регулирования в сфере информатизации. Таким образом, основываясь на теоретической трактовке, автор характеризует механизм правового регулирования информационных отношений как систему правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и гарантированно с позиций закона бороться с препятствиями в информационно-правовой сфере.7

Таким образом, большинством авторов признается существование самостоятельной группы общественных отношений, относящихся к группе информационных, которые складываются по поводу различного рода информационных объектов. Следовательно, можно говорить о существовании самостоятельной отрасли права - информационное право, которое имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

По вопросу об объекте правового регулирования информационного права в правовой доктрине наблюдаются спорные аспекты, нуждающиеся в разъяснении. К примеру, А.А. Ефремов задается вопросом о том, является ли информационная сфера системой информационных правоотношений, а информационное пространство - соответствующим объектом правового регулирования.8

Споры ведутся и вокруг методов правового регулирования информационных отношений и информационной безопасности. Некоторыми учеными высказывается мысль о том, что отношения в рамках информационной безопасности подпадают

Кузнецова О.В. Правовое регулирование информационных отношений (теоретический аспект): дисс... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 18.

2 Бачило И.Л. Тенденции развития административной кибернетики // Кибернетика и право. М., 1984. С. 52.

3 Просвирнин Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатиза-

ции в современном российском государстве: дисс.. докт.

юрид. наук. М., 2002. С. 293.

Кузнецова О.В. Правовое регулирование информационных отношений (теоретический аспект). С. 5

5 Там же. С. 18.

6 Кузнецова О.В. Правовое регулирование информационных отношений (теоретический аспект). С. 19.

7 Там же.

8 Ефремов А.А. Тенденции развития правового регулирования информационного пространства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2017. Т. 17. №2. С. 80.

5

m С К А а

Н А У

под частно-правовое и публично-правовое регулирование. Однако, при этом, при регулировании информационных отношений нормами публичного права можно проследить отдельные элементы частного права и наоборот. Так, например, Е.В. Янина в своей диссертационной работе, посвященной гражданско-правовому регулированию информационной безопасности, указывает, что «любое правоотношение, возникающее в информационной сфере, невозможно рассматривать в рамках только частно-правовой или публично-правовой сферы».1

В отдельных публикациях вопрос о публично-или частно-правовой природе решается более однозначно. По мнению А.А. Ефремова, в настоящее время имеет место тенденция «привязки» информационного пространства к государственной территории посредством определения территориальности информационной инфраструктуры, а также развития именно внутригосударственного регулирования ее правового режима. По сути это означает, что публично-правовые начала правового регулирования приобретают большую значимость. По нашему мнению, автор высказывает верное суждение о том, что конец XX - начало XXI вв. характеризовался ситуацией, когда процессы глобализации по сути изъяли информационное пространство как сферу реализации информационных отношений из-под государственного суверенитета. В настоящее время можно наблюдать обратную тенденцию. Многочисленные и разнообразные внешние и внутренние угрозы обусловливают усиление государственного регулирования информационных отношений. Прежде всего, как мы полагаем, это связано с актуализацией проблем именно информационной безопасности. То есть информация под воздействием внешних факторов постепенно превращается в реальный инструмент, с помощью которого можно оказывать глобальное влияние на внутриполитические процессы в отдельном государстве и его взаимоотношения с другими странами. Именно по этой причине информационная безопасность как состояние защищенности от внешних и внутренних угроз становится предметом регулирования публичного права, так как основной целью такой регламентации будет, безусловно, защита национальных интересов в широком смысле этого термина.

3. Кузнецова О.В. Правовое регулирование информационных отношений (теоретический аспект): дисс... канд. юрид. наук. М., 2004. 160 с.

4. Просвирнин Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве: дисс.. докт. юрид. наук. М., 2002. 357 с.

5. Янина Е.В. Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности: дисс. канд. юрид. наук. М., 2004. 166 с.

On the issue of legal approaches to the regulation of relations

arising in connection with information security Chubarov A.A.

National Academy of Science of the Kyrgyz Republic The subject of the article is the currently existing doctrinal approaches to the definition of the subject and method of information law as an independent branch of law in order to determine what are the basic principles of regulating relations related to information security. In the course of the study, general scientific methods of cognition were used, which helped to summarize the scientific opinions on the subject of research and draw conclusions about current areas of legal regulation of information security. As the main conclusion of the research, it is possible to determine the statement that informational relations can be formed about various objects of informational nature, therefore, they are regulated using private legal and public legal approaches, however, it is the growing importance of ensuring information security that gradually transfers legal regulation of information relations in the field of public law. The results obtained can be used as a basis for the formation of a new state information security policy. For the science of the Kyrgyz Republic, the results are new, as the science of information law in the conditions of Kyrgyzstan is at the stage of understanding its potential.

Keywords: information, information security, legal regulation, information space, information relations, public law, method of regulation, subject of regulation References

1. Bachilo I.L. Trends in the development of administrative cyber-

netics // Cybernetics and Law. M., 1984. p. 50-60.

2. Efremov A.A. Trends in the development of legal regulation of the

information space // Bulletin of the South Ural State University. Series: Right. 2017. V. 17. №2. Pp. 80-83.

3. Kuznetsova O.V. Legal regulation of informational relations (theo-

retical aspect): diss ... cand. legal sciences. M., 2004. 160 p.

4. Prosvirnin Yu.G. Theoretical and legal aspects of informatization

in the modern Russian state: diss ... Dr. legal sciences. M., 2002. 357 p.

5. Yanina E.V. Civil law regulation of information security: diss ...

cand. legal sciences. M., 2004. 166 p.

X

Q <j>

0

СЧ

СЧ

01

Литература

1. Бачило И.Л. Тенденции развития административной кибернетики // Кибернетика и право. М., 1984. С. 50-60.

2. Ефремов А.А. Тенденции развития правового регулирования информационного пространства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2017. Т. 17. №2. С. 80-83.

1 Янина Е.В. Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности: дисс... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 150.

2 Ефремов А.А. Тенденции развития правового регулирования информационного пространства. С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.