Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях правового регулирования общественных отношений, складывающихся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"'

К вопросу об особенностях правового регулирования общественных отношений, складывающихся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2265
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ" / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ОТНОШЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ИНФОРМАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORK "INTERNET" / LEGAL REGULATION / PUBLIC RELATIONS / INTERNET RELATIONS / REGULATORY FRAMEWORK / INFORMATION / FEDERAL LAW / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шобей Лариса Геннадьевна, Григорьев Кирилл Евгеньевич, Чернова Полина Андреевна

В работе дается анализ существующих условий, в которых актуализируется необходимость правового регулирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Поднимается проблема регулирования данной сети с точки зрения отсутствия четкой нормативно-правовой базы. Целью исследования является административно-правовое регулирование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно изучение нормативно-правовой основы регулирования данной сети, выявление пробелов в российском законодательстве. В статье рассматривается этапы становления правовых основ регулирования сети «Интернет» с момента ее создания в России. Приводится судебная практика. Указываются как общие, так и специальные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование данной информационно-телекоммуникационной сети. Раскрываются функции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, называется нормативно-правовая база ее деятельности. Определяются планы развития информационных отношений и обеспечению информационной безопасности в России. Формулируется ряд мер, направленных на усовершенствование механизма регулирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Поднимается вопрос о создании единого целостного источника права, регулирующего общественные отношения в данной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS IN INFORMATION - TELECOMMUNICATION NETWORK "INTERNET"

The article analyzes the existing conditions in which the need for legal regulation of the information and telecommunication network «Internet» is actualized. The problem of regulating this network is raised from the point of view of the lack of a clear regulatory framework. The aim of the research is the administrative and legal regulation of the information and telecommunication network «Internet», namely the studying of the legal framework for the regulation of this network, the identification of gaps in the Russian legislation. The article deals with the stages of formation of the legal basis of regulation of the Internet since its creation in Russia. The judicial practice is given. Both General and special normative legal acts aimed at the regulation of this information and telecommunication network are specified. The functions of the Federal service for supervision of communications, information technology and mass communications are revealed, the legal framework of its activities is called. The plans for the development of information relations and information security in Russia are determined. A number of measures aimed at improving the mechanism of regulation of the information and telecommunication network «Internet» are formulated. The question of creating a single integral source of law regulating social relations in this network is raised.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях правового регулирования общественных отношений, складывающихся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"»

Shobey Larisa Gennadievna, Grigoriev Kirill Evgenievich, Chernova Polina Andreevna TO THE QUESTION ABOUT THE PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION ..

juridical science

УДК 342.72/.73

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0042

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

© 2019

Шобей Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры финансов, финансового права, экономики и бухгалтерского учета Петрозаводский государственный университет (185910, Россия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, e-mail: [email protected]) Григорьев Кирилл Евгеньевич, помощник судьи Верховного Суда Республики Карелия Верховный суд Республики Карелия (185910, Россия, Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) Чернова Полина Андреевна, студент, член Молодежной палаты Консультативного совета при Управлении Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Петрозаводский государственный университет (185910, Россия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, e-mail: [email protected])

Аннотация. В работе дается анализ существующих условий, в которых актуализируется необходимость правового регулирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Поднимается проблема регулирования данной сети с точки зрения отсутствия четкой нормативно-правовой базы. Целью исследования является административно-правовое регулирование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно изучение нормативно-правовой основы регулирования данной сети, выявление пробелов в российском законодательстве. В статье рассматривается этапы становления правовых основ регулирования сети «Интернет» с момента ее создания в России. Приводится судебная практика. Указываются как общие, так и специальные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование данной информационно-телекоммуникационной сети. Раскрываются функции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, называется нормативно-правовая база ее деятельности. Определяются планы развития информационных отношений и обеспечению информационной безопасности в России. Формулируется ряд мер, направленных на усовершенствование механизма регулирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Поднимается вопрос о создании единого целостного источника права, регулирующего общественные отношения в данной сети.

Ключевые слова: информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», правовое регулирование, общественные отношения, интернет-отношения, нормативно-правовая база, информация, федеральный закон, информационная безопасность.

TO THE QUESTION ABOUT THE PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS IN INFORMATION - TELECOMMUNICATION NETWORK "INTERNET»

© 2019

Shobey Larisa Gennadievna, senior lecturer of the Department of Finance, financial law, Economics and accounting Petrozavodsk State University (185910, Russia, Petrozavodsk, Lenin Ave., 33, e-mail: [email protected]) Grigoriev Kirill Evgenievich, assistant judge of the Supreme Court of the Republic of Karelia The Supreme court of the Republic of Karelia (185910, Russia, Petrozavodsk, Kirova str., 27) Chernova Polina Andreevna, student, member of the Youth chamber of the Advisory Council at the Roskomnadzor Office for the North-West Federal district Petrozavodsk State University (185910, Russia, Petrozavodsk, Lenin Ave., 33, e-mail: [email protected])

Abstract. The article analyzes the existing conditions in which the need for legal regulation of the information and telecommunication network «Internet» is actualized. The problem of regulating this network is raised from the point of view of the lack of a clear regulatory framework. The aim of the research is the administrative and legal regulation of the information and telecommunication network «Internet», namely the studying of the legal framework for the regulation of this network, the identification of gaps in the Russian legislation. The article deals with the stages of formation of the legal basis of regulation of the Internet since its creation in Russia. The judicial practice is given. Both General and special normative legal acts aimed at the regulation of this information and telecommunication network are specified. The functions of the Federal service for supervision of communications, information technology and mass communications are revealed, the legal framework of its activities is called. The plans for the development of information relations and information security in Russia are determined. A number of measures aimed at improving the mechanism of regulation of the information and telecommunication network «Internet» are formulated. The question of creating a single integral source of law regulating social relations in this network is raised.

Keywords: information and telecommunication network "Internet", legal regulation, public relations, Internet relations, regulatory framework, information, Federal law, information security.

Постановка проблемы. Развитие информационных технологий, в том числе появление информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», влечет их внедрение во все сферы общественной жизни. Сегодня Интернет является принципиально новым условием производства и распространения информации, позволя-

ет осуществлять ее передачу, прием, обработку и хранение в более сжатые сроки и на достаточно большие расстояния. Интернет давно вышел за рамки изначально присущей ему коммуникативной функции, способствуя развитию, в том числе таких правовых институтов как гражданско-правовой договор, обращения граждан, ад-

190

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

юридические науки

Шобей Лариса Геннадьевна, Григорьев Кирилл Евгеньевич, Чернова Полина Андреевна К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ...

министративное принуждение. Объективно общественные отношения, складывающиеся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требуют специального правового регулирования.

Между тем стремительное их развитие и усложнение приводит к тому, что на пользователей сети распространяют свое действие нормы общего характера, а также отрасли информационного права, не предназначенные, вместе с тем, для их самостоятельного и непосредственного использования в соответствующей сфере. Отсутствие надлежащим образом систематизированных и кодифицированных норм, в свою очередь, вынуждает уполномоченные органы государственной власти использовать для регулирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» общие правила поведения, не учитывающие специфику таких общественных отношений. В результате основными проблемными моментами становятся противоречивость и недостаточность законодательства, регулирующего указанную группу общественных отношений.

Анализ последних исследований. Данная проблема является относительно новой, поскольку напрямую связана с созданием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с этим, имеется небольшое количество источников, раскрывающих содержание данной проблемы. В исследовании использовались работы Азизова Р.Ф. [2] и Наумова В.Б. [3], которые раскрывают основные аспекты становления и развития Интернета в России; статья Лапиной М.А. и Николаенко B.C. [4], акцентирующая внимание на основных направлениях деятельности государства в сфере регулирования информационных отношений; а также статьи Талапиной Э.В. [5], Лебедевой Н.Н. [6] и учебник Бачило И.Л. [7]. Особую ценность имеет работа Тима О'Райли, который не только характеризует современную модель сети «Интернет» в мире, но и посредством введения термина Web 2.0 констатирует новую ступень развития информационных отношений [1]. В основу исследования также легли нормативно-правовые акты Российской Федерации [8-25].

Формирование целей статьи. Целью данного исследования является анализ основных проблем, возникающих в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и способов их скорейшего устранения для обеспечения эффективного воздействия на всех их участников.

Изложение основного материала исследования. В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляют понятие информационно-телекоммуникационной сети информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники [8]. Между тем, данный термин не сводится законодателем исключительно к Интернету, распространяя заложенный в него смысл на любую информационно-телекоммуникационную сеть [2]. Поскольку эффективное правовое регулирование предполагает наличие однозначно определенного предмета, в первую очередь, следует определить понятие информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Коммерческое использование Интернета в мире связано с началом 1990-х годов. Однако динамика развития данной области служит причиной необходимости создания целостной системы ее правового регулирования. Инновационные технологии опережают темп развития законодательства. Сеть «Интернет» развивалась долгое время до того, как произошли первые попытки ее регулирования. Так, в 1994 году произошло освоение возможностей информационно-телекоммуникационной сети крупными корпорациями. Pizza Hut - первая крупная коммерческая корпорация, начавшая принимать он-

лайн-заказы. Не имея законодательной базы, она организовала собственную деятельность с использованием сети «Интернет».

По утверждению кандидата юридических наук В.Б. Наумова [3], историю развития сети «Интернет» в России следует вести с момента принятия Федерального закона от 20.02.1995 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», положения которого послужили основой для дальнейшего становления регулирования сферы информационных технологий и в том числе сферы Интернета [8]. Первый этап длился приблизительно до конца 2000-х годов. Понятие Интернета стало появляться сначала в российских судебных прецедентах (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 16 января 2O0l г. № 1192/00 [9]), позже в федеральных законах (например, Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» [10]). Затем законодатели обратили свое внимание на вопросы, связанные с регулированием электронной коммерции и электронного документооборота.

Второй этап характеризовался возникшим интересом государства к использованию сферы Интернета и информационных технологий в государственном управлении. Стали развиваться системы, связанные с использованием Интернета государственными органами: появились категории электронного государства и электронных государственных услуг, позволяющие гражданам следить за работой публичных институтов. Существенным образом изменилось регулирование сферы электронного документооборота, урегулированы вопросы, связанные с электронными расчетами. Было усовершенствовано законодательство в сфере интеллектуальной собственности, которое касалось и сферы Интернета.

Третий этап развития правового регулирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» начался недавно, условно с 2012 года, когда активно стали появляться решения и поправки в российское законодательство как на уровне федеральных законов, так и на уровне подзаконных актов. Этот этап исследователь называет предметным, но «в режиме заплаток» [3]. Нормативные правовые акты единообразно, но в рамках очень узких вопросов пытаются разрешить конкретные проблемы, связанные с регулированием Интернета. На данном этапе значительно увеличилось количество судебных споров, большинство дел касается нарушений авторских прав в Интернете, электронной коммерцией, защиты прав потребителя, электронных расчетов [3]. В этой связи интересным представляется рассмотренное Арбитражным судом города Москвы 30 октября 2013 года дело по иску Научно-производственного холдинга. Товарный знак на антикоррозийное покрытие «Цинол» холдинг зарегистрировал в 1999 году, а в 2012 году решил расширить зону продаж в Интернете и обнаружил, что домен ZINOL.SU уже занят гражданином, который с 2010 г. ведет сайт по продаже цинола и сходных товаров. Холдинг легко отсудил домен, поскольку ответчик не имел ни прав на товарный знак «Цинол», ни приоритета.

Лебедева Н.Н. отмечает, что Интернет — среда, предоставляющая множество возможностей для саморегулирования [6]. Это находит выражение в том, что сами участники правоотношений предлагают решения проблем весьма удачно. Примеров тому достаточно много. Так, с 1999 года существует предложенная ICANN система разрешения доменных споров UDRP — Uniform Domain Name Resolution Policy, благодаря которой рассмотрено споров и конфликтов в отношении доменных имен в несколько раз больше, чем было рассмотрено обычными судами тех или иных государств во всем мире [3].

Подводя промежуточный итог, нужно отметить, что Интернет стал не только средой возможностей, но и средой конфликтов, которые должны разрешаться в рамках определенной предметной области.

Shobey Larisa Gennadievna, Grigoriev Kirill Evgenievich, Chernova Polina Andreevna juridical

TO THE QUESTION ABOUT THE PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION ... science

Именно необходимость регулирования информационной сферы обусловливает потребность в соответствующем направлении деятельности государства — информационной функции государства [4]. В системе органов государственного управления создан специализированный институт, в функции которому вменено осуществление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций. Таковым сегодня является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В частности, указанный орган исполнительной власти, руководствуясь специальными нормами российского законодательства, наделен полномочиями по контролю за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет» в части предоставления уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» [11]; по контролю за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях [12]; по контролю за предоставлением обязательного экземпляра электронного издания [13]. Специальными правами в указанной области Роскомнадзор также наделен положениями статей 10.4, 10.5, 15.1-15.6-1, 15.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [8], регулирующими порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав, порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона; устанавливающими меры, направленные на противодействие использованию на территории РФ информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории РФ.

В настоящий момент к правовым основам деятельности Роскомнадзора относятся и общие нормы российского законодательства. В частности, положения части первой Гражданского кодекса РФ полностью применимы к имущественным и личным неимущественным отношениям в сети «Интернет», основанным на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов. Например, пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса РФ в системном толковании с пунктом 3 статьи 438 этого же нормативного правового акта позволяет рассматривать отдельные соглашения в информационно-телекоммуникационной сети как заключаемые с соблюдением письменной формы [14]. Нормы части второй Гражданского кодекса РФ определяют различные виды договоров, которые могут заключаться в Интернете [15]. Часть третья Гражданского кодекса РФ может применяться при наследовании цифровых объектов [16]. Ими, в частности, могут быть доменные имена, аккаунты в социальных сетях и др. Требования, приведенные в части четвертой Гражданского кодекса РФ, в наибольшей степени являются применимыми в контексте Интернета, поскольку связаны с интеллектуальной собственностью [17].

Правовое регулирование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» находит свое отражение и в процессуальном законодательстве. Так, например, статья 144.1 Гражданского процессуального кодекса РФ регулирует порядок досудебной блокировки сайта, статья 402 указывает на отдельные случаи признания 192

юрисдикции российских судов в отношении дел с участием иностранных лиц [18]. Кодекс административного судопроизводства РФ также содержит нормы, связанные с использованием сети «Интернет» [19]. Например, статья 70 признает письменными доказательствами документы, полученные с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Статья 86 регулирует порядок подачи заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску с использованием сети «Интернет» [19].

Регулирование различных информационных отношений осуществляется также и специальным законодательство. Так, положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» применяются к вопросам, связанным с получением, обработкой, передачей и хранением информации, относящейся к физическим лицам [20]. Таким образом, его общие положения применимы в интернет-контексте. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» устанавливает случаи признания интернет-сайта средством массовой информации [21]. Общие положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» применимы к интернет-отношениям [22]. Нормы Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сосредоточены на технических уровнях интернет-отношений, а также направлены на правовое регулирование деятельности операторов связи [23].

За последние несколько лет после длительного периода, когда какое-либо специальное регулирование или практика применения общих норм к интернет-вопросам отсутствовала, появляется ряд новых специальных правовых норм, нацеленных на регулирование правоотношений, связанных с информационно-телекоммуникационными сетями. Одним из таких нормативных правовых актов является Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 №203 [24], которую следует рассматривать в единстве с Доктриной информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 05.12.2016 №646 [25]. Доктрина является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности. Целями Стратегии развития информационного общества в РФ являются формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации. Нормативно-правовой акт содержит ряд основополагающих принципов развития нашей страны в контексте прогресса, связанного с информационно-телекоммуникационными технологиями. В частности, Стратегия гарантирует обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией, сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг в информационной сфере и другие принципы. Стратегия в то же время связана требованиями, предъявляемыми к обеспечению информационной безопасности, которое в условиях необходимости защиты государственного суверенитета приобретает особую актуальность. В целом эти акты подтверждают существующую концепцию, которая прослеживается по системному анализу судебной и административной практики. Россия рассматривает Интернет как пространство, где возможна реализация распространения государственного суверенитета и видит перспективы правового регулирования данной сети.

Выводы исследования. Анализ существующего правового регулирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» показал, что специальное Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

юридические науки

Шобей Лариса Геннадьевна, Григорьев Кирилл Евгеньевич, Чернова Полина Андреевна К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ...

законодательство в данной области практически отсутствует. Подлежащие применению положения отдельных федеральных законов, часть из которых нашла свое отражение в тексте настоящего исследования, все же в полной мере не могут учесть специфику соответствующих общественных отношений. При таких обстоятельствах, подводя итог, следует сформулировать ряд мер, направленных на усовершенствование механизма регулирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Так, в частности, необходимо:

— провести системный анализ правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в Интернете, усовершенствовать нормативно-правовую базу, разработав специальное законодательство;

— устранить пробелы в уже имеющемся законодательстве;

— систематизировать и кодифицировать нормы, регулирующие общественные отношения в сети «Интернет», которые бы установили базовые принципы регуляции этой среды, единый понятийный аппарат.

В настоящее время перед государством стоит цель всестороннего регулирования сети «Интернет» во избежание угроз как человеку, так и обществу в целом. Подобное множество правовых источников регулирования сети «Интернет» порождает идею создания единого комплекса, направленного на регулирование сугубо интернет-отношений [5]. Когда появится специальное законодательство, тогда регулированию сети «Интернет» будет уделено большее внимание [7], а это, в свою очередь, поможет разрешить правовые проблемы данной информационно-телекоммуникационной сети.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. O'Reilly. What Is WEB 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // O'Reilly Media. - URL: https://www. oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html

2. Азизов Р.Ф. Правовое регулирование в сети Интернет: сравнительно- и историко-правовое исследование: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук.: 12.00.01/Р.Ф. Азизов.

- ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет, 2016. - 319 с.

3. Наумов В.Б. Развитие интернет-права в России: право в сетях XXI века [Электр. ресурс] /В.Б. Наумов. - Электрон. кн. - СПб. - 2016.

- URL: http://www.russianlaw.net/files/law/doc/aa71.pdf

4. ЛапинаМ.А., НиколаенкоB.C. Информационная функция государства в сети Интернет //Информационное право. - 2013. - № 4.

5. Талапина Э.В. О возможностях правового регулирования Интернета[Электр. ресурс]/Э.В.Талапина. - Электрон.ст. - 2016.

- URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-vozmozhnostyah-pravovogo-regulirovaniya-interneta

6. Лебедева H.H. Право. Личность. Интернет/ Н.Н. Лебедева. -М. - 2004.

7. Бачило И. Л. Информационное право: учебник для академического бакалавриата /И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 419 с. — Серия : Авторский учебник.

8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - N 31 (1 ч.). - ст. 3448.

9. Постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2001 N 1192/00 по делу N А40-25314/99-15-271//Вестник ВАС РФ. - 2001. - N 5.

10. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. -11.02.2011. - N15. - ст.2036.

11. Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов: Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 746 // Собрание законодательства РФ. -11.08.2014. - N32. - ст. 4519.

12. Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях: Постановление Правительства РФ от 08.04.2015 № 327// Собрание законодательства РФ. - 20.04.2015. - N16. - ст. 2367.

13. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -02.01.1995. - N1. - ст. 1.

14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32. - ст. 3301.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - N 5. - ст. 410.

16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон от 26.11.2001 N146-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 03.12.2001. - N 49. - ст. 4552.

17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006N 230-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 25.12.2006. - N 52 (1 ч.). - ст. 5496.

18. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002N138-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - N 46. - ст. 4532.

19. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 N 21-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 09.03.2015. - N10. - ст. 1391.

20. О персональных данных: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - N 31 (1 ч.). - ст. 3451.

21. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1//Российская газета. - 08.02.1992.

- N 32.

22. О рекламе: Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 20.03.2006.

- N12. - ст. 1232.

23. О связи: Федеральный закон Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 14.07.2003.

- N 28. - ст. 2895.

24. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 // Собрание законодательства РФ. -15.05.2017. - N 20. - ст. 2901.

25. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2016.

- N 50. - ст. 7074.

Статья поступила в редакцию 24.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.